Как узнать, сколько звуков в слове? / Справочник :: Бингоскул
Сколько звуков в слове?добавить в закладки удалить из закладок
Содержание:
Казалось бы, нет ничего роще – посчитать количество звуков в слове. Сколько букв – столько и звуков. Но, на самом деле, такой метод подсчета неправильный. Неправильный потому, что порою буквенный состав словоформы не соответствует звуковому составу. Графическое отображение звуков упрощено, оно не учитывает некоторые особенности произношения. Оно существует для смыслового содержания слова, а не звукового.
Чтобы отобразить звуковой состав слова используют другую запись, которая называется транскрипцией. Транскрипция — это способ письменного отображения звуков. Транскрибированное слово порою совсем не похоже на слово, написанное по правилам орфографии. Не похоже потому, что при обычном написании слова руководствуются правилами орфографии, а при записи слова в транскрипции – учитывают его звучание.
Руководствуются правилами фонетики. К примеру, в русском языке не все буквы обозначают звуки. Не обозначают их разделительные знаки «Ь» и «Ъ», непроизносимые согласные, например, «конь» – [кон’], «подъезд» – [падй’эст], «счастливый» – [щ’асл’ивый’]. Также имеются слова, в которых буквы обозначают два звука. Это – «е», «ё», «ю», «я». Они, в начале слова, после – «Ь», «Ъ» и гласной, всегда обозначают два звука – [й‘э]; [й‘о]; [й‘у]; [й‘а].
Таким образом, чтобы узнать, сколько звуков в слове, необходимо сделать его транскрипцию и фонетический анализ – описать каждый звук, обозначаемый на письме буквой.
Звук | Слоги – зву́к (1 слог, ударный). Перенос – не имеется. Транскрипция – [зву́к].
________________ 4 буквы, 4 звука. |
Ель | Слоги – е́ль (1 слог, ударный). Перенос – вариант отсутствует. Транскрипция – [й’эл’].
________________ 3 буквы, 3 звука. Буква «е» обозначает два звука – [й’] и [э]. Цветовая схема – |
Даёт | Слоги – да-е́т (2 слога, 2-й ударный). Перенос – да-е́т. Транскрипция – [дай’от].
_________________ Буква «ё» обозначает два звука – [й’] и [о]. |
Даю | Слоги – да-ю́ (2 слога, 2-й ударный). Перенос – вариант отсутствует. Транскрипция – [дай’у].
_________________ Буква «ю» обозначает два звука – [й’] и [у]. |
Раз | Слоги – ра́з (1 слог, 1-й ударный). Перенос – вариант отсутствует. Транскрипция – [рас].
_________________ |
Язык | Слоги – я-зы́к (2 слога, 2-й ударный). Перенос – вариант отсутствует. Транскрипция – [й’изык].
_________________ Буква «я» обозначает два звука – [й’] и [и]. |
- Синий цвет – твердый согласный
- Зеленый цвет – мягкий согласный
- Красный цвет – гласный
- Серый цвет — не обозначает звука
Смотри также:
- Звуки и буквы русского языка
- Звуко-буквенный разбор слова
- Сонорные звуки
Поделитесь в социальных сетях:
16 декабря 2020, 07:34
Could not load xLike class!
Фонетический разбор слова.
Начальная школа.14.12.2011 | Автор: svetrus | Рубрика: Фонетика
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И
- А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
- Я, Ё, Ю, И, Е – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна]. - Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [
- после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
- в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э] :
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
- [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З –
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].
- Л, М, Н, Р, Й – всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ – всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й – всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
- Ж, Ш,Ч, Щ – шипящие.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
---|---|---|
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч’] | согл., глух., мягк. |
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | [й’] | согл., звон., мягк. |
[э] | глас, удар. | |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Обратите внимание !
Для гласных.
- Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]: Лён – [л’ о н] – 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
- Я – [й’а], Ё – [й’о], Ю – [й’у], Е – [й’э]: Ёлка – [й’ о л к а] – 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
- после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
- заж им [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
- гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- кОтик – [ кОт ‘ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
- гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
- в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
- мяч – [м’ач’], рябина – [р’эб’ина], пятно – [п’итно].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е – йотированные.
Для согласных.
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
- гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];
- Й, Ч, Щ – [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие;
- Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
- Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся:
- чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
- сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН – [зн]:
- звёздный – [з в’ о з н ы й’], лестница – [л’ эс ‘н’и ц а].
- иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
- когти – [к о к т’ и], мягкий – [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
- иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал – [з’ д’ э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
- зонтик – [з о н’ т ‘и к];
- иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’э н’ щ’ и к];
- Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- бриться – [бр’ иц:а];
- иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]:
- конечно – [ кан ‘ эшна ], скучно – [ скушна ], что – [ш т о], чтобы – [штобы];
- буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
- щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
- в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
- белого – [б’ Э л а в а].
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
комментариев 914 Теги: гласный, начальная школа, порядок фонетического разбора слова, согласные звуки, фонетический разбор
Добавить комментарий
© 2011 — 2022 Учим русский языкКарта сайта
15 фонетических правил чтения и правописания
Когда дети и взрослые учатся читать, они связывают звучание слов с тем, как эти звуки обозначаются буквами. Обучение фонетике помогает установить эти связи.
На занятиях по фонетике также обучают образцам правописания и правилам правописания. Он учит о частях слов, называемых слогами. Изучение общих моделей слогов может помочь людям лучше читать и писать.
Чтобы преуспеть в чтении и правописании, вот 15 важных правил, которые нужно знать.
1. Гласные в слогах
В каждом слоге каждого слова должен быть хотя бы один гласный звук. Гласная может стоять одна в слоге, как в u•nit и an•i•mal. Оно также может быть окружено согласными, как, например, в словах струйный, салфеточный и фантастический.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Чтение и письмо
2. Краткие и долгие гласные
Гласные могут издавать разные звуки. Звуки, которые они издают, зависят от того, где они находятся в слове. Например, после гласной следует согласная? Это помогает определить, произносит ли гласный короткий или длинный звук: идти или есть, она или сарай, привет или он.
Когда в слоге только одна гласная и за ней следует хотя бы одна согласная, гласная обычно дает короткий звук. Примеры включают вкл, зуд, талисман и Wis•con•sin. Этот образец называется «закрытым слогом», потому что согласный «закрывает» краткий гласный звук.
Когда есть только одна гласная, и она стоит в конце слога, гласная издает долгий звук, как в he и ban•jo. Этот паттерн называется «открытый слог».
3.
Бесшумный eКогда e является последней буквой в слове, а в этом слоге есть только одна гласная, первая гласная в этом слоге обычно долгая, а e молчит, как в продаже, так и внутри. Этот образец слога называется «гласный-согласный-е».
Некоторые учителя называют это правилом «молчание и ». Некоторые называют это «магическим правилом и ». «е» отдает всю свою силу другой гласной и заставляет эту гласную использовать свой долгий звук («назови ее имя»).
4. Сочетания согласных и диграфы
Диграф — это причудливое слово, состоящее из двух букв, обозначающих один звук. В орграфе, состоящем из согласных, два согласных вместе образуют новый звук. Примеры включают ch ap, sh ip, th in, wh iz и ph oto. Сочетания согласных бывают разные. Эти группы из двух или более согласных работают вместе. Но в отличие от орграфов, их отдельные звуки все еще можно услышать, когда они смешаны вместе. Примеры включают cl am, gr a sp и scr ub.
5. Орграфы гласных
В орграфе гласных две гласные стоят рядом. Первая гласная длинная и говорит свое имя. Вторая гласная молчит, как в b oa t, p ai nt и b ea ch.
Иногда две гласные вместе образуют новый звук. Это называется дифтонг. Примеры включают cl или d и b или l.
6. Гласные, контролируемые R
Когда в слоге есть гласная, за которой следует r , гласная «контролируется» r и производит новый звук. Примеры включают автомобиль, птицу, микроб, форму и боль. Это правило иногда называют «боссом r », потому что r «боссирует» гласную, чтобы она издавала новый звук.
7. Звук «шва»
Любая гласная может образовать звук «шва»; это звучит как слабый мм или их . Такие слова, как fr o m и fin a l, имеют звук schwa. Некоторые слова имеют более одного звука шва, например a partm e nt и b a nan a . Это самый распространенный звук в английском языке.
8. Мягкое c и твердое c, мягкое g и твердое g
Когда за буквой c следуют гласные e , i , или i , или y , обычно получается звук . Примеры ce nt, ci rcus и клон cy . С другими гласными буква c издает твердый звук, как в ca t и co t.
Аналогично, когда за буквой g следуют гласные e , i или y , обычно получается мягкий звук. Примеры: гэ л, гэ муравей и гэ м. С другими гласными буква г издает твердый звук, как в га с, го рилла и йо гу рт.
9. Правило «fszl» (fizzle) гласный. Примеры включают st
uff , gr ass , f uzz и sh ell . Исключения составляют qu iz и b us .10. Оканчивается на k или ck
Когда односложное слово оканчивается звуком /k/ сразу после короткой гласной, оно обычно пишется с помощью ck , например d uck и tr ick . Когда звук /k/ следует за согласным, долгим гласным или дифтонгом, он обычно пишется как k , например t ask , c ake , s дуб и h awk .
11. Звук /j/ и звук /ch/
В односложном слове, когда звук /j/ следует непосредственно за короткой гласной, он пишется 9. ( d «защищает» гласную от «волшебного правила e «.) c atch , f etch , st itch , bl otch и cl utch . Исключениями из этого правила являются s uch , m ich , r ich , и wh ich .
12. Удалите e с -ing
Когда слова заканчиваются безмолвным e , отбросьте e перед добавлением — ing . Примеры: велосипед/езда на велосипеде, дать/дать и увернуться/увернуться. Это правило также применяется к другим суффиксам, начинающимся с гласных, например — ed , — er , —able и — ous . Примеры: печалиться/горевать, волновать/возбуждаться и надеяться/надеяться.
13. Удвоение
В односложном слове типа win , где за одной короткой гласной следует одна согласная, удвоить согласную перед добавлением суффикса, начинающегося с гласной. Примеры: wi nn er, wi nn ing, wi nn способный.
14. Множественное число
Для большинства слов добавьте s , чтобы сделать их множественными, как в cat/cat s . Но когда слово в единственном числе заканчивается на s , sh , ch , x или z , добавьте es , чтобы получить множественное число, как в классе es , кисти es и 5 es 9005.
15. Правила Y
Чтобы образовать во множественном числе слово, оканчивающееся на гласную, за которой сразу следует y , просто добавьте s , как в toy/toy s . Когда y следует сразу за согласной, измените y на i и добавьте es . Примеры: семья/семья es , пони/пони es и договор/договоры es .
Суффиксы следуют аналогичному набору правил и . Если перед y стоит гласная, оставьте y и просто добавьте суффикс. Примеры включают воспроизведение/воспроизведение и и раздражать/раздражать и .
Когда слово заканчивается согласной, за которой сразу следует y , измените y на i перед добавлением суффиксов, таких как — ed и — эст . Примеры включают в себя «carry/carri ed » и «happy/happi est ».
Но когда суффикс начинается с i , оставьте y и просто добавьте суффикс, как в fly/fly ing и baby/baby ish .
Исключения из правил
Большинство слов в английском языке следуют правилам фонетики. Но любые исключения из этих правил необходимо учить и запоминать для чтения и правописания. Эти слова часто встречаются в списках слов, используемых при взгляде, или высокочастотных слов.
Если у вашего ребенка проблемы с чтением или правописанием, поговорите с учителем. Дополнительный урок фонетики может помочь вашему ребенку наверстать упущенное. Вы также можете узнать о специалистах по чтению и интервенциях по чтению, которые являются общими ресурсами, которые школы используют, чтобы помочь испытывающим затруднения читателям.
Похожие темы
Чтение и письмо
Фонологическая осведомленность | Чтение Rockets
Кто может понять весь жаргон, который используется в образовании в наши дни? Почему для всего есть одно слово, и почему они должны быть такими запутанными? Рассмотрим все подобные термины, которые имеют отношение к звукам произносимых слов — фонетика, фонетическое написание, фонемное осознание, фонологическое осознание и фонология. Все слова имеют один и тот же корень «фон», поэтому их легко спутать, но они определенно разные, и каждое по-своему очень важно в обучении чтению.
Phonics
Благодаря популярной телевизионной рекламе «Phooked on Phonics» все слышали о фонетике, но не все знают, что это такое. Фонетика – это метод обучения, в котором особое внимание уделяется отношениям между буквами и звуками. Детей учат, например, что буква N представляет звук /n/ и что это первая буква в таких словах, как нос , хороший и новый .
Кроме того, и это то, о чем большинство людей не думают, когда думают о фонетике, детей явно учат английским орфографическим и звуковым «правилам». Детей учат таким вещам, как «когда две гласные идут, первая говорит» и «когда слово оканчивается на безмолвное «е», первая гласная звучит долго». Поскольку ни одна буква в английском языке, кроме буквы V, последовательно не соответствует одному звуку, эти правила достаточно сложны. Нос, красивый и новый все начинаются с буквы Н, но гну , нож , пневмония и уж точно нет. Есть правила правописания и произношения, а есть исключения из правил, и учителя, использующие фонетический подход, пытаются формально и явно обучать и тому, и другому.
Для обсуждения здесь нужно помнить две важные вещи о фонетике. Фоника — это, прежде всего, учебная стратегия — метод обучения детей чтению. Во-вторых, фонетика связана с обучением отношениям между звуками в речи и буквами алфавита (как письменными, так и устными). Как правило, когда кто-то говорит об обучении детей отношениям «орфография-звук» (или, используя некоторые из этих психо-болтовни, «графо-фонематическим» отношениям), они говорят об обучении той или иной форме фонетики.
Фонетическое правописание или чтение
Это понятие связано со фонетикой, но в отличие от фонетики, которая является методом обучения чтению, фонетическое правописание или фонетическое чтение представляет собой поведение, которое проявляют молодые читатели, когда они пытаются писать или читать . Когда дети произносят слова так, как они звучат, говорят, что они пишутся фонетически — например, слово лев может быть фонетически записано как L-Y-N, а слово двигаться может быть фонетически записано как M-U-V. Точно так же ребенок может фонетически читать слова — ребенок фонетически читает слово два может сказать «твах», или ребенок может фонетически прочитать слово смеяться таким образом, что оно звучит как лаг или лог .
Фонология
В отличие от фонетики или фонетического чтения и письма, фонология не имеет ничего общего с буквами нашего алфавита или названиями букв (устными или письменными). Фонология связана со способностью различать и классифицировать звуки в речи. Некоторые слова в английском (фактически на всех языках) звучат очень похоже, и их легко спутать, если вы не очень чувствительны к различиям.Для некоторых детей с фонологическим дефицитом пары слов, такие как лиловый и моль или скорость и поздний звучат одинаково. Они не слышат разницы между некоторыми похожими фонемами (звуками речи) и, как следствие, не слышат разницы между отдельными словами.
Фонологическое осознание
Как и фонология, фонологическое осознание не имеет ничего общего с буквами нашего алфавита — оно связано со звуками в произносимых словах. И хотя фонология относится к способности слышать разницу между звуками в произносимых словах, фонологическое осознание относится к пониманию ребенком того, что произносимые слова состоят из звуков.
Этот факт очевиден для взрослых, но дети обычно не понимают, что внутри слова могут быть другие слова (в случае сложных слов), или что слова состоят из слогов, а слоги состоят из фонемы. Дети без фонологического сознания не понимают, что значит рифмовать слова, они не понимают аллитерации (слова, начинающиеся с одного и того же звука), и они не понимают, что одни слова длиннее других (разговорная форма, т. , не обязательно в письменной форме — площадь слова в устной форме длиннее самого слова, но в письменной форме площадь — это более короткое слово).
Осведомленность о фонеме
Фонема является основным строительным блоком произносимых слов. В английском языке, например, существует бесконечное количество возможных слов, но всего около 45 фонем. Чтобы сделать новые слова, мы просто удаляем или переставляем фонемы — мат становится человеком, когда фонема /t/ заменяется фонемой /n/, а удаление фонемы /m/ из man оставляет вам слово .
В то время как фонологическое осознание — это общий термин, описывающий осознание ребенком того, что произносимые слова состоят из звуков, осознание фонемы — это особый термин, подпадающий под понятие фонологическое осознание. Осведомленность о фонеме относится к конкретному пониманию того, что произносимые слова состоят из отдельных фонем, а не только из звуков в целом (включая слоги, начала, рифмы и т. д.). Дети с фонемным восприятием знают, что произносимое слово изгиб содержит четыре фонемы, и что слова таблетка и карта оба содержат фонему / p /; они знают, что фонемы можно переставлять и заменять, чтобы получились разные слова.
Фонологическое осознание — это шаг в правильном направлении, но осознание фонем — это то, что необходимо ребенку, чтобы понять, что буквы в написанных словах представляют фонемы в произнесенных словах (то, что мы называем «алфавитным принципом»). Мы тратим много времени на то, чтобы научить детей тому, что буква М обозначает звук /м/, но мы редко следим за тем, чтобы дети понимали такие слова, как 9. 0420 молоко , ветчина и семейство содержат фонему /m/, или что разница между man и и заключается в удалении фонемы /m/.
Восприятие фонемы можно продемонстрировать различными способами. Самая простая задача на распознавание фонем называется смешиванием — взрослый произносит слово с паузой между каждой фонемой (например, /б/ /а/ /л/), а ребенок смешивает фонемы вместе, чтобы получилось слово («мяч»). Более сложной оценкой для детей является обратная оценка, называемая сегментацией фонем — взрослый произносит слово целиком, а ребенок произносит слово с паузами между фонемами (взрослый говорит «мяч», ребенок говорит /б/ /а/ /л/). ). Еще более сложным является манипулирование фонемами: взрослый говорит ребенку произнести слово без определенной фонемы (сказать «лодка» без / т /) или взрослый говорит ребенку добавить фонему к слову, чтобы получилось новое слово. (Какое слово получилось бы, если бы вы добавили фонему /о/ к началу слова «перо»?). Если ребенок может надежно выполнить какое-либо из этих заданий, он продемонстрировал истинное знание фонем, но здесь важно отметить, что ребенку не нужно делать что-то большее, чем эти задания, чтобы продемонстрировать знание фонем.
Можно, на самом деле это просто, создавать исключительно сложные задачи на распознавание фонем, но их следует избегать, а не использовать. В английском языке много сбивающих с толку фонем — есть дифтонги и скольжения, которые могут сбить с толку любого, даже зрелого, опытного читателя (Сколько фонем вы слышите в и ?), и есть нечетные фонемы, которые не имеют универсального определения (Сколько фонем в слове кольцо или мех ?), и есть кластеры фонем, которые сегментировать труднее, чем другие фонемы (кластер — это группа согласных, которые воспринимаются как единое целое, иногда до тех пор, пока ребенок не начнет писать — для например, /pr/ в молитва , /gl/ в свечение и /sk/ в школа ). Учителю важно помнить, что ребенку не обязательно быть олимпийским чемпионом по манипуляции с фонемами — ему достаточно продемонстрировать знание того факта, что произносимые слова состоят из фонем. Также важно, чтобы учитель понимал, что осознание фонемы — это не волшебная палочка; это важно и необходимо для успеха в чтении, но это лишь один из многих навыков, поддерживающих грамотность.
Резюме
Напомню, фонетика — это метод обучения, в котором особое внимание уделяется отношениям между буквами и звуками (какие буквы обозначают какие звуки). Фонетическое чтение и письмо — это поведение ребенка, которое включает «произнесение» слов так, как они написаны, или написание слов так, как они звучат (опять же, в связи с тем, как буквы представляют звуки речи). Фонология связана со способностью слышать разницу между разными звуками речи (и не имеет ничего общего с буквами алфавита). Фонологическое осознание — это термин, используемый для описания общего понимания ребенком того, что произносимые слова состоят из звуков.