Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе: Основные типы мировоззрения – их особенности, сильные и слабые стороны, плюсы и минусы

Основные типы мировоззрения – их особенности, сильные и слабые стороны, плюсы и минусы

Типы мировоззрения менялись вместе с эволюцией человека и формированием морально-этических и культурных ценностей. Эпохи сменяют одна другую, какие-то взгляды на мир остаются неизменными, и продолжают оказывать влияние на людское общество, другие бесследно исчезают.

Мировоззрение его структура и исторические типы

Мировоззрение – совокупность общих и личностных взглядов, установок людей на мир и взаимодействие с ним. Типы человеческого мировоззрения у одной и той же личности могут быть разного свойства. Структура мировоззрения состоит из отдельных элементов и связей между ними. Уровни структуры:

  • повседневный или обыденный – присутствует у каждого человека, помогает видеть мир эмоционально окрашенным;
  • рационально-теоретический – интеллектуальный, узконаправленный уровень мировоззрения, характерный для определенных специальностей, научных сфер с их теориями, концепциями.

Элементы мировоззрения:

  • идеалы;
  • убеждения;
  • стереотипы;
  • ценности, преобладающие в обществе;
  • знания.

Заслуживает внимание так называемая триада сложившихся видов мировоззрения с древних времен, без понимания которых нельзя полностью понять как формируется мировоззрение человека, на что опирается. Исторические типы мировоззрения их особенности:

  1. Мифологическое – древнейший тип мировоззрения, связанный с силами природы и благоговением перед ними, почитание в виде сонма богов.
  2. Религиозное – у людей уже есть источник знания, Священное писание с его догмами, предписаниями, формируется монотеизм и вместе с этим духовность.
  3. Философское – опора на интеллект, свободомыслие и непрекращающийся поиск истины, обоснование взглядов на мир, подкрепление их логическими доводами, аргументацией, работа разума.

Основные типы мировоззрения

Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское присутствуют во взглядах на мир и у современных людей в большей или меньшей степени. Какие существуют типы мировоззрения в каждом конкретном виде, можно узнать из специальных религиозных и философских источников, а чтение древних мифов может приблизить к пониманию процессов, происходящих с человеком при взаимодействии с пугающим и большим миром.

Типы мировоззрения в философии

Классификация типов мировоззрения в философии сводится к рефлексивным способам познания мира, к которым относятся:

  1. Универсализм – форма познания бытия на основании всеобщих законов мудрости и универсальных принципах нравственных и духовных ценностей.
  2. Субстанционализм – все философы стремятся объяснить мироустройство, опираясь на единое устойчивое начало.

Философское мировоззрение построено на сомнениях, являющихся предметом размышления. Философ, в поисках истины подвергает критике обычаи, обыденные явления, традиционные ценности и нравственные нормы. Все что проходит проверку временем и формирует под собой доказательную базу ставится философами на прочный фундамент знания, остальное отбрасывается как отжившее и исчерпавшее себя.

Мифологический тип мировоззрения

Мифология как тип мировоззрения насыщена эмоциональными переживаниями и образами. Для первобытного человека миф – это неотъемлемая составляющая мышления и отношения к жизни, это вещественная творимая реальность, все можно описать с помощью мифа. Для древних людей мифологическое мышление было сродни науке и отвечало на многие жизненные вопросы:

  • что из себя представляют природные явления;
  • чего может достигнуть человек с помощью определенной деятельности;
  • как бороться со злом;
  • что такое добро и зло;
  • как произошло все что есть: божества, космос, планеты, животные, люди;
  • что есть жизнь, смерть.

Религиозный тип мировоззрения

Рассматривая типы и виды мировоззрения важно увидеть в каждом ценности, которые они в себе несут. Религия привнесла в жизнь человека новые смыслы существования и цели. Бог как высшая инстанция объединяет людей. Религиозное мировоззрение делит мир на земное бытие при жизни и сверхъестественное – после смерти душа отправляется в место соответствующее ее заслугам в рай или ад. Религиозное сознание основано на вере, которой не нужны научные доказательства. Для верующего человека доказательством существования Бога являются мистические, экстатические переживания.

Наука как тип мировоззрения

Типы мировоззрения не были бы полными без включения в них научного, которое начинает доминировать с XVIII в. Какие типы мировоззрения выделяет наука с этого времени? Все ту же исторически сложившуюся триаду: мифологическое, философское и религиозное. У историков и археологов есть немало научных обоснований и фактов почему и как формировалось то или иное мировоззрение. Становлению научных взглядов на мир способствовали методы познания:

  • эмпирические;
  • теоретические;
  • рациональные;
  • анализ и синтез;
  • сочетания теоретических и практических методов;
  • индукция;
  • дедукция.

Типы мировоззрения – плюсы и минусы

Типы мировоззрения у каждого человека могут иметь разное соотношение и от этого картина мира выглядит индивидуальной, хотя и имеет общие черты у большинства.

Можно верить в Бога и быть при этом прекрасным ученым, опирающимся на реальные факты, а можно соединять в себе и мифологическое и религиозное сознание и при этом находиться в этом очень гармонично. Какой тип мировоззрения самый правильный – на этот вопрос нет правильного ответа. Типы мировоззрения сильные и слабые стороны:

  1. Мифологическое мировоззрение – дает связь между поколениями, позволяет творчески и креативно смотреть на мир, видеть в нем мощные проявления природы, но само по себе оно стихийно и иррационально и искажено.
  2. Религиозное – схоже с мифологическим в плане иллюзорного восприятия мира, но дает человеку придерживаться социальных и нравственных норм, общепринятых ценностей, способствует сплочению.
  3. Философское – объединяет в себе иррациональный взгляд на мир с научным и дополняет мифологическое и религиозное.
  4. Научное мировоззрение – объясняет мир с помощью теорий, фактов, то что раньше считалось из разряда чудес получает свое научное обоснование, но не все поддается логике и разуму.

Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?

Типы и виды мировоззрения современного человека претерпевают изменения – век цифровых технологий, вседозволенности и доступности того, что раньше было под запретом и осуждалось – сегодня норма жизни. Кризис духовности и потери ценностей сильно отразились на мировоззрении людей, об этом не устают говорить представители различных конфессий, так ли это в действительности – время покажет.

 

Основные типы мировоззрения – их особенности, сильные и слабые стороны, плюсы и минусы

Расшифровка индивидуального бодиографа доступна на нашем сайте в PDF-формате. Особенно важно использовать рейв-карты в ситуациях, когда человек не может найти свои жизненные ориентиры.

Мировоззрение предоставляет возможность ориентироваться на конкретные цели, как в теоретической, так и в практической деятельности. Человек опирается на собственное видение картины мира и выбирает ту жизненную позицию, которая в большей степени удовлетворяет его интересам. Кроме того, мировоззрение предоставляет возможность определения истинных ценностей жизни и культуры, посредством ориентирования на восприятие их конкретным человеком. Исходя из того, какого мировоззрения придерживается человек, он начинает осознавать какие методы достижения своих целей, ему стоит использовать.

Типы мировоззрения не были бы полными без включения в них научного, которое начинает доминировать с XVIII в. Какие типы мировоззрения выделяет наука с этого времени? Все ту же исторически сложившуюся триаду: мифологическое, философское и религиозное. У историков и археологов есть немало научных обоснований и фактов почему и как формировалось то или иное мировоззрение. Становлению научных взглядов на мир способствовали методы познания:

LiveInternetLiveInternet

Источники знаний.

Кто задумывался откуда берутся знания у людей и как формируется мировоззрение и сознание людей и как всё это влияет на развитие нашего общества? Между тем это является главной причиной нашей жизни сегодня, хорошей или не очень. Кто оказывает решающее влияние на умы людей – тот правит Миром. Точнее: тот, кто управляет потоками информации, которые формируют мировоззрение людей – тот правит Миром. Следовательно, от чистоты источников информации зависит сознание и мировоззрение людей, то есть состояние нашего общества – наша, с вами, жизнь.. Так давайте разберёмся в этом вопросе.

Понятие мировоззрения является одним из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении истории, философии и таких предметов как «Человек и общество» «Духовный мир человека», «Современное общество», «Наука и религия» и т.д.

Мировоззрение необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав, и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом.

Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Таким образом, влияя на развитие мировоззрения у людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Люди всегда были недовольны существующим строем. Но могут ли люди со старым мировоззрением построить новое общество? Очевидно, что нет. Для того, чтобы построить новое общество необходимо формировать у людей новое мировоззрение, и роль педагогов, учителей и преподавателей в этом деле трудно переоценить.

Но для того, чтобы педагог мог формировать новое мировоззрение он сам должен им обладать. Поэтому важнейшим условием для построения нового общества является формирование нового мировоззрения у педагогов и учителей.

Но может быть нам не надо менять современное состояние общества, может быть оно всех устраивает? Мне кажется, что этот вопрос не требует обсуждения.

Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних – духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

«Наш современный мир — это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают…

Пытаются лечить больной мир те самые люди, которые вызвали болезнь его. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению

, а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые положили начало болезни.» (А. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи»)

Причины свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности – семьи, ибо с падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

При сменах всякого отживающего мира новым, самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения

и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после свершившегося уже факта, тогда как принятие или не принятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как не нужный балласт.

«Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все не прогрессирующее подлежит уничтожению.» (А. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи» ).

Всякое новое строительство начинается с разрушения старого, иначе быть не может. Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно этот момент. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень познания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие. В действительности они противодействуют эволюции, обрекая себя всем тем ударам и превратностям судьбы, с которыми связано противодействие космическим законам.

Незнание – главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе.

В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления весьма смутные или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.

Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования.

Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Знание законов является необходимым условием жизни во всех человеческих организациях и коллективах. Большинство законодательных кодексов различных государств начинается формулой: «Никто незнанием закона отговориться не может. Нарушение закона по незнанию не освобождает человека от наказания.»

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Можно привести несколько фактов, которые не возможно опровергнуть. Так, например, всем известная наука Астрология существует много сотен лет. Астрологи давно рассчитывают движение таких планет как Уран, Нептун, Плутон, но современная наука открыла Уран и Нептун только в 19-м веке, да и то на основании расчётных данных Астрологии, а Плутон был открыт в 1930-м году! Откуда эти космические знания у астрологов? Но современная наука объяснить астрологию не может! Зато предсказания астрологов о судьбах людей сбываются! Если, конечно, это настоящие астрологи.

Учёными обнаружено племя Догонов в Африке, находящееся на очень низком уровне развития (по нашим понятиям), однако им давно известно о том, что Сириус – двойная звезда и известен период обращения этой двойной звезды. В то время, как современная наука установила это всего несколько лет назад.

Ну а как оценить наследие, оставленное Майамской цивилизацией, бесследно исчезнувшей за 600 лет до пришествия Христа? Учёные до сих пор ломают головы над загадками, их культуры и поражаются их высокими знаниями космоса. Майамцы знали то, что мы до сих пор ещё не знаем. А Египетские пирамиды?

Тот, кто интересуется этими вещами, начинает хорошо понимать, что все эти богатые знания давались людям пришельцами из космоса. Что, раньше давались, а сейчас не даются? Даются, и практически не скрываясь от людей! Но желают ли люди получать эти знания, или их больше интересуют цены на водку? Или, может быть, люди думают, что процессы происходящие в Космосе их не коснутся? Может быть не обязательно знать Законы Космоса? А что такое человек, откуда он взялся и для чего живёт на Земле? Вот это и есть мировоззрение современного человека.

Типы мировоззрения – плюсы и минусы

Типы мировоззрения у каждого человека могут иметь разное соотношение и от этого картина мира выглядит индивидуальной, хотя и имеет общие черты у большинства. Можно верить в Бога и быть при этом прекрасным ученым, опирающимся на реальные факты, а можно соединять в себе и мифологическое и религиозное сознание и при этом находиться в этом очень гармонично. Какой тип мировоззрения самый правильный – на этот вопрос нет правильного ответа. Типы мировоззрения сильные и слабые стороны:

  1. Мифологическое мировоззрение – дает связь между поколениями, позволяет творчески и креативно смотреть на мир, видеть в нем мощные проявления природы, но само по себе оно стихийно и иррационально и искажено.
  2. Религиозное – схоже с мифологическим в плане иллюзорного восприятия мира, но дает человеку придерживаться социальных и нравственных норм, общепринятых ценностей, способствует сплочению.
  3. Философское – объединяет в себе иррациональный взгляд на мир с научным и дополняет мифологическое и религиозное.
  4. Научное мировоззрение – объясняет мир с помощью теорий, фактов, то что раньше считалось из разряда чудес получает свое научное обоснование, но не все поддается логике и разуму.

Мировоззрение, основанное на вере

Религиозное мировоззрение возникло на вере человека в сверхъестественное, играющего в жизни главную роль. Согласно этой форме мировоззрения, существует небесный, потусторонний, мир и земной. В его основе лежат вера и убеждения, как правило, не требующие теоретических доказательств и чувственного опыта.

Мифологическое мировоззрение положило начало появлению религии и культуры. Религиозное миропонимание дает лишь оценку окружающей действительности и регулирует действия человека в ней. Восприятие мира основано исключительно на вере. Идея Бога занимает здесь главное место: он созидающее первоначало всего, что существует. В этом типе мировоззрения духовное преобладает над телесным. С точки зрения исторического развития общества религия сыграла важную роль при становлении новых отношений между людьми, способствовала формированию централизованных государств при рабовладельческом и феодальном строе.

Метафора

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Объяснение термина

Нам предстоит разговор о сложном, но фундаментальном аспекте сознания. Для этого сначала выявим, что представляет собой самосознание в целом. Оно может принадлежать как конкретному индивиду, так и всему обществу (например, народу), а также состоит из нескольких уровней:

  1. Элементарный (первичные представления о себе, связанные с оценкой окружающих).
  2. Глубинный (более осознанное понимание своей роли в социуме).
  3. Сложнейший.

На третьей, самой сложной ступени расположилось мировоззрение человека – это совокупность знаний, убеждений и представлений о себе, обществе и мире в целом. С его помощью личность осознает себя частью материальной и духовной действительности посредством обобщенного отношения к ней. Оно отражает саму сущность индивида, его идеи, взгляды, мысли, ценности, предпочтения, влияющие на поведение. Существует также понятие «мировоззренческая зрелость», увидеть которую можно по поступкам, действиям людей.

Качества и возможности для роста

Прежде чем вы прочитаете о своем мировоззрении, хорошо бы понять, что это описание основано на обобщениях сложностей реальности. Эти мировоззрения лучше всего рассматривать как архетипа или идеальных типа : модели повторяющихся паттернов или структур.

Они не могут точно сказать вам, на что похоже ваше уникальное мировоззрение. Но они могут указать вам направление и наметить способ мышления, структуру значения, из которой вы можете действовать, даже если вы, возможно, не задумывались об этом.

Таким образом, эти описания могут помочь нам задуматься о том, как мы воспринимаем жизнь, природу, наших собратьев и самих себя. Они могут помочь нам понять, почему мы думаем так, как мы думаем. Если мы узнаем больше о мировоззрении других людей, это также поможет нам лучше понять людей, которые думают по-другому.

Люди с современным мировоззрением делают упор на рациональность и науку и ставят под сомнение взгляды, навязанные (религиозными) традициями и прошлым. Они часто напористы и ставят под сомнение то, что они считают «групповым мышлением» или догмой. Философ Иммануил Кант провозгласил девизом Просвещения Здорово! », что на латыни означает «осмелитесь думать!». Этим он подчеркнул необходимость использовать разум для освобождения от суеверий и условностей прошлого.

Это мировоззрение можно рассматривать как ответ на ограничения более традиционных условий жизни, включая иногда навязчивую и угнетающую лояльность к группе. Он возвышает человека , подчеркивая присущее ему достоинство, и предлагает новые идеалы демократии, равенства, прав человека и свободы. Есть чувство оптимизма, ориентация на будущее и вера в «прогресс» (который был усилен ошеломляющими успехами «современных наук»). Одной из самых сильных сторон этого мировоззрения является его приверженность индивидуальной автономии, рациональности и объективности.

Знание

В поисках истины современные люди делают упор на науку, рациональность и логику. Они верят в научный метод (т. е. эмпирические измерения и эксперименты) и часто полагаются на светские авторитеты. Центральное убеждение состоит в том, что люди могут объективно исследовать мир и со временем смогут объяснить все его «тайны». Современный взгляд на знание часто называют сциентистским и редукционистским, поскольку он склонен отрицать и дисквалифицировать то, что лежит за пределами эмпирически познаваемого, как несуществующее.

Реальность

Таким образом, видение реальности имеет тенденцию быть материалистическим и механистическим , что часто символизируется идеей вселенной как часового механизма. Макс Вебер классно назвал это «разочарованной вселенной», где жизнь рассматривается как результат случайных, биофизических, эволюционных процессов, а существование высшей силы или божественности отвергается. Природа больше не рассматривается ни как нечто наделенное духом или разумом, ни как более широкий порядок, к которому нам нужно приспосабливаться. Наоборот, это объект, который люди могут использовать, эксплуатировать и улучшать в своих целях.

Самобытность и ценности

Современные люди часто обретают смысл и самоуважение благодаря своей независимости, успеху и социальному статусу. Они выживают и добиваются успеха, соревнуясь за социальную власть, такую ​​как деньги и престиж. Большое внимание уделяется материальным достижениям и удовольствиям. Индивидуалистические и гедонистические ценности, такие как свобода, инициатива, производительность, общественное признание, власть, материальный комфорт и развлечения, обычно доминируют.

Общество

Хотя наука была невероятно могущественной силой, она также привела к объективированное мировоззрение , в котором то, что мы не можем эмпирически измерить или наблюдать, не существует. Это приводит к тенденции игнорировать то, что субъективно (т. е. наш внутренний опыт). Восприятие природы как объекта проложило путь к крупномасштабной эксплуатации и разрушению окружающей среды. Акцент этого мировоззрения на материальное удовлетворение превратился в потребительство и жестокий, конкурентный капитализм. Несмотря на множество проблем современного мира, он также принес огромный научный, технологический, социальный и экономический прогресс, без которого большинство людей больше не захотят жить.

Здесь современное мировоззрение символизируется стандартизированным, функциональным стилем архитектуры, дымящими фабриками, самолетами и глобальными (фаст-фуд) корпорациями. Ученый-химик представляет научно-рациональную природу этого мировоззрения. Ценность и смысл жизни обычно находятся в материальной сфере, символизируемой бизнесменом и мешком денег, который он держит.

Хотите узнать больше о других мировоззрениях? Почитайте о традиционном мировоззрении, постмодернистском мировоззрении и интегративном мировоззрении.

Узнайте больше об исследовании, в рамках которого был разработан тест на мировоззрение, здесь.

Сканирование мира — Доминирующие мировоззрения

Описание

Мировоззрение относится к тому, как люди видят себя частью общества, частью природы и космоса. Эти взгляды часто бессознательны и скрыты в культуре, но подвергаются сомнению во времена кризиса и теми, кто наделен большей степенью сознательного исследования. Практическим следствием мировоззрения является то, что оно определяет наши ценности и действия. Если наши действия терпят неудачу, но наше мировоззрение не позволяет нам увидеть, что происходит, у нас кризис, который невозможно предотвратить. Наши попытки исправления будут просто «больше того же». В равной степени, если мы можем сознательно развивать мировоззрение, более гармонирующее с реальностью нашей ситуации, наши действия, скорее всего, будут успешными и позволят нам учиться. Неудача в мировоззрении — это неспособность учиться. Однако по-прежнему необычно рассматривать мировоззрение или систему убеждений как динамично развивающуюся область обучения.

Как правило, трудно бросить вызов глубоко укоренившимся мировоззрениям. Люди скорее умрут (и действительно умирают), чем сделают шаг к иной точке зрения. У нас уже есть много частичных решений глобальной проблемы, но даже они почти не реализуются или игнорируются, потому что наши господствующие мировоззрения не видят их значения даже для нашего собственного блага. Существует еще одна сложность, связанная с расщеплением заявленного мировоззрения, не связанного с реальным поведением. Классический пример — идти на войну, чтобы установить мир.

Тренды

Мировоззрения всегда были спорными. Однако в настоящее время существуют некоторые крупные конфликты мировоззрения, которые становятся все более доминирующими, что вызывает озабоченность из-за риска того, что они могут стать все более критическими.

Вот некоторые основные полярности мировоззрения, которые набирают силу и значение и в которых обычно растет напряженность:

 

  1. Между теми, кто верит в капиталистическую глобализацию свободного рынка, и теми, кто верит в ориентированную на сообщества честную торговлю и локализацию
  2. Между фундаменталистами по религиозным убеждениям и фундаменталистами по материалистическим и научным убеждениям
  3. Между теми, кто считает, что планета и природа должны использоваться на благо человечества, и теми, кто видит роль человечества в защите и управлении.


Когда господствующие мировоззрения, светские или религиозные, перестают соответствовать их реальному контексту, лежащие в их основе системы верований становятся сопутствующей причиной разрушения. Иногда исчезают целые цивилизации. Другой способ описать это — сказать, что, когда идеология преобладает над фактами, «обычное дело продолжается». И факты в конце концов наверстывают упущенное, и возникает кризис. Однако новаторские группы людей, которые развивают сознательное исследование, способны намеренно пересмотреть свое мировоззрение и найти лучшее положительное соответствие реальной ситуации. Тогда у них есть возможность процветать и поддерживать хорошую жизнь.

Возможно, самый большой сдвиг в мировоззрении, необходимый в настоящее время, заключается в том, чтобы включить все, что мы делаем, в контекст Живой Планеты и признать, что большая часть наших жизненных условий должна быть преобразована в свете этого пересмотра. Есть планетарные и человеческие границы, которые пересекаются и ведут нас в зону коллапса. Точно так же существуют очаги новых мировоззрений и связанных с ними действий, которые указывают на многообещающее будущее. Самая большая проблема заключается в том, как достичь достаточной гармонии различных мировоззрений, которая позволит слаженно действовать для устойчивого будущего.

Разрывы

Эскалация напряженности может привести к изменениям, которые перестанут быть трендами, а сломаются или прервутся. Они могут разразиться буквальными парадигмальными войнами в образовании, в популярных СМИ, в политике, а также в физическом насилии. Некоторые примеры:

 

  • Напряженность между глобализацией свободного рынка и локализацией, ориентированной на сообщества, возникает как противостояние между сторонниками глобализации, в основном богатой элитой и их корпорациями, и глобальными институтами и сторонниками защиты местных сообществ, местной собственности и производства и непотребительского образа жизни. ;
  • Тенденция к фундаментализму в различных системах убеждений выливается в маргинализацию и нападки на людей и сообщества с противоположной точкой зрения, вплоть до терроризма;
  • Напряженность между эксплуатацией и охраной природы прорывается как противостояние между промышленной мощью корпораций и экологическими движениями.


Потенциальные разрывы в более широкой картине возникают из-за возможности того, что те, кто выйдет за пределы этих противоречий и будет практиковать целостную и интегративную точку зрения, станут более эффективными в ведении человечества к более жизнеспособному образу жизни перед лицом одиннадцати другие крупные нарушения, охватываемые этой моделью мира.

Основные источники

Оригинальная статья Сэмюэля П. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», в которой постулируется, что конфликт после окончания холодной войны будет чаще всего происходить из-за культурных, а не идеологических различий. Чтобы понять текущий и будущий конфликт, необходимо понять культурные разногласия, и культура, а не государство, должна быть принята в качестве очага войны. Таким образом, западные нации потеряют господствующее положение, если не признают непримиримую природу культурных противоречий:
http://www.palgrave.com/politics/hague/site/debates/world.pdf

В книге Гилберта Ахкара «Столкновение варваров: создание нового мирового беспорядка» разрабатывается противодействие столкновению цивилизаций. Столкновения, которые мы наблюдаем, противостоят не цивилизациям, а их темным сторонам. Каждая цивилизация порождает определенную форму варварства, которая имеет тенденцию брать верх в периоды кризиса. Соответственно, администрация Буша не воплощает в себе ценности западной цивилизации, а исламский фанатизм типа «Аль-Каиды» не представляет собой исламскую цивилизацию. Столкновение между ними — это «столкновение варварств», в котором главным виновником остается власть:
http://www.paradigmpublishers.com/books/BookDetail…

В работе можно найти сложное, но стоящее анализ власти идеологии над реальностью и того, как она невероятно доминирует над нами, часто даже не подозревая об этом. философа Славоя Жижека. Например, его лондонское выступление 2011 года по адресу http://www.youtube.com/watch?v=LKBOL6xu1Sk&feature=related

. Интервью с Фритьофом Капрой, автором книги «Изучение скрытых связей». Основной темой, которая проходит через все работы Фритьофа, является теория систем, междисциплинарный подход, который способствует появлению новых решений, казалось бы, неразрешимых проблем:
http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *