Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Какими бывают межличностные отношения: Межличностные отношения. Виды межличностных отношений. с примерами

Межличностные отношения в классном коллективе — МКОУ СОШ №14 г.Слободского

D данный момент проблема межличностных взаимоотношений в классном коллективе достаточно актуальна и поэтому важно празобраться в тонкостях межличностных отношений между детьми, т.е. ответить на ряд простых вопросов:
— От чего они зависят?
— На основании чего они выстраиваются?
— К чему они приводят, т.е. каков результат благоприятных межличностных отношений в классе, или какова обратная сторона этих отношений.
Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет. Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе. Но, к сожалению, далеко не всем детям дан от природы такой дар общения. Многие испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников (своеобразный «мальчик для битья»).

РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Достаточно завестись в классе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность самоутверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые их одноклассники: доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию. Среди них может оказаться и ваш ребенок, поэтому при поступлении в новый класс (или при переводе в новую школу) первое время следует быть начеку.
Если вы чувствуете, что в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать о нехитрых приемах «психологического айкидо». Что нужно объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством?

1. Конфликты неизбежны.
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к консенсусу (то есть к взаимовыгодному согласию). Со своей стороны нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).

2. Понравиться всем невозможно.
Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».

3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.

4. Сохранять нейтралитет.
Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).

«ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ»
Существует мнение, что взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых, ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых, вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.

«Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.

«ГЛАВНОЕ – ВЫУЧИТЬ ПРИЕМЫ»
Родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.

ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:

Игнорирование
На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.
Что делать родителям?
Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)

Пассивное неприятие
Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей.

Активное неприятие
Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, часто плачет без причины.
Что делать родителям?
Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.

Травля
Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.
Что делать родителям?
Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.

На первый взгляд, данная информация кажется настолько банальной, но, тем не менее, каждый из вас наверняка задумался и попытался какие-то факты соотнести со своим собственным ребенком, и наверняка некоторые моменты, которые только что были озвучены, имеют место быть.
Мы не должны забывать с вами о том, что мы должны делать, и что вы все без исключения делаете – это воспитываете своих детей. Но напрашивается вопрос – а кто занимается воспитанием родителей? (тест)

Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».

Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только ответы «могу». Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.
Согласитесь, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся ситуацию в классе.
Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых школьников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими).
Иногда родители бывают, правы – в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.
В ситуации когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.
Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.
Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Что делать, если ребенка отвергают.
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и так далее. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, социальному педагогу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
никогда не упоминает никого из одноклассников;
очень мало говорит о своей школьной жизни;
не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Межличностные отношения в детском коллективе

Босалинис Жанна Михайловна,
ГБОУ гимназия № 540
Приморского района Санкт-Петербурга

Если в первом классе дети живут по принципу: Я – и моя учительница, как первый значимый человек в жизни, то уже к концу года и далее на первое место выходят межличностные отношения в коллективе: Я – и мои друзья. Я – и коллектив в целом. Основу межличностных отношений всегда составляет своеобразная оценка одним человеком другого. В неофициальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями каждого класса. Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. 

Коллектив формируется не сразу. Он проходит в своем становлении и развитии ряд этапов или стадий.
Проблематику этапов развития коллектива в разное время исследовали А. С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин.
Существуют два основных подхода к определению этапов (стадий) развития коллектива: традиционный и современный.
1 подход – традиционный (А.С. Макаренко): становление и развитие коллектива, его переход от одной стадии развития к другой находится в тесной взаимосвязи с тем, кто предъявляет требования в коллективе и как коллектив принимает эти требования.
1 стадия. Становление, сплочение коллектива. (конец 1-2 классы)
Коллектив представляет собой организационную единицу, идёт процесс адаптации. Неформальные группы неустойчивы. Наблюдаются конфликты между группами. Характерно свободное общение. Актива как такового нет, идёт процесс выявления активных детей. Цели коллективу задаются извне педагогом. Требования прямые и конкретные также предъявляет сам педагог.
Роль педагога на этой стадии: выявление активных личностей, формирование неформальных групп, изучение детей, организация деятельности.
2 стадия. Стадия формирования воспитательного актива. (3 класс)
На данной стадии создается актив, неформальные группы более устойчивы, совершенствуется система межличностных отношений. Требования предъявляются активом и педагогом. Цели задаёт педагог. Деятельность организуется активом и педагогом. Осознаётся целостность коллектива.
Роль педагога на данной стадии: организует деятельность актива, укрепляет его авторитет.
3 стадия. Расцвет коллектива. (4 -5 классы) Коллектив сам выдвигает общественно значимые цели. Все члены актива – активисты. Имеется общественное мнение. Коллектив предъявляет требования к каждому. Коллектив знает интересы и потребности каждого.
Роль педагога на данной стадии: инструментовка отношений в коллективе, создание условий для развития каждого члена коллектива.
 
Межличностные отношения в детском коллективе.
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте, интересовали многих исследователей. Однако большинство психологов рассматривали младший школьный возраст с точки зрения развития рефлексии, произвольности, моральной и нравственной сфер в контексте совместной учебной деятельности. Тем не менее, можно предположить, что реальные межличностные отношения со сверстниками не исчерпываются совместной учебной деятельностью.
С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. Процесс включения учеников в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления, поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.
Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны. Они стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности. В этом возрасте взаимооценки учащихся и построения взаимоотношений со сверстниками в большей мере определяется степенью соответствия поведения одноклассников роли ученика, а в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность.
Личностные критерии оценки одноклассников оказываются в этом возрасте как бы второстепенными, хотя и начинают играть более существенную роль к концу периода начального обучения.
Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников и второклассников безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Однако уже в третьем классе придают большее значение замечаниям, полученным в среде товарищей, таким образом, переживание эмоционального благополучия становится в зависимость (к третьему классу) не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения.
Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.
Выводы исследований межличностных отношений позволяют проследить следующую закономерность их развития.
1. Контакты детей 1 класса часто беспредметны и несодержательны. Основная задача этих взаимодействий — физическая разгрузка, отдых. В то время как во 2 классе они имеют предмет, содержательны и устойчивы.
2. Устойчивых отношений, дружеских пар в 1 классе мало, граница между участниками учебного коллектива и другими людьми слабо дифференцирована. Во втором же классе много дружеских пар, детей, симпатизирующих друг другу. Существует чувство общности, целостности учебного коллектива. Ребятами осознаётся место каждого ученика в классной иерархии.
3. Направленность действий и поведение первоклассников в большинстве случаев продиктованы желанием привлечь внимание учителя и ориентацией на его мнение. Можно сказать, что учащиеся 2 класса в своих поступках больше ориентируются на сверстника, на построение отношений с ним.
4. Несмотря на некоторую эгоцентричность и обращенность первоклассников на педагога, они могут как предложить свою помощь сверстнику, так и обратиться за ней. Но в такой ситуации предпочтительнее всего либо сверстник, которого похвалил учитель, либо приятель. Второклассники охотно помогают друг другу, в своем стремлении оказать помощь могут даже нарушить учебную норму (например, подсказать).
5. Первоклассники в большей степени обнаруживают склонность к тщательному соблюдению учебных норм и правил, ориентацию на них в построении своего поведения и оценке поведения другого. Во втором же классе дети не так сильно ориентируются на правило. Они уже могут оценить способности и возможности другого, сравнивая себя с ним.
Эти факты могут говорить о ярко выраженной возрастной динамике межличностных отношений на протяжении младшего школьного возраста. В общих чертах её можно рассматривать как движение от ярко выраженной конкурентности к сотрудничеству и взаимопомощи, от обособленности и противопоставленности сверстнику к связи и общности с ним.
Младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются не изученными. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей. 
Новый этап развития взаимоотношений начинается с поступлением ребёнка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. Здесь впервые у ребёнка появляется обязательная общественно значимая деятельность — учебная, в связи с которой между детьми возникает система деловых отношений.
Структура этих отношений задаётся извне, педагогом. Для личных взаимоотношений в школе возможности ограничены, ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.
И личные, и деловые взаимоотношения зарождаются одновременно в первые дни пребывания ребёнка в школе. Когда учительница знакомит первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, то этим она создаёт базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками.
В начале пребывания в школе дети на столько ошеломлены, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить на вопрос: «С кем ты сидел за партой?»
Характерно, что первоклассники вначале даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаёт её товарищу сам. Он передает ручку учительнице, которая и передаёт её ученику. Этот пример свидетельствует о том, что первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Постепенно дети приучаются помогать друг другу, вступают в непосредственные контакты.

Две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами. Система личных отношений, возникающая на базе личных симпатий привязанностей детей, не имеет, конечно, никакого официального оформления. Её структура складывается изнутри, стихийно.
Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.
Выделяют два типа выборов: неустойчивые — выборы, отражающие более летучие, кратковременные неустойчивые отношения; устойчивые — выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения.
Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).
Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
— быть в центре внимания;
— общаться с большим количеством сверстников;
— стремиться быть лидером;
— общаться с избранным кругом сверстников;
— держаться в стороне;
— придерживаться линии сотрудничества;
— выражать доброжелательность ко всем;
— занять позицию соперничества;
— выискивать у других ошибки и недостатки;
— стремиться оказывать помощь другим.
Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка.
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.
Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.
Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один- единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.
Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
Таким образом:
— дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;
— то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств;
— определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
Источники.
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М: «Просвещение», 1988.
2. 19. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. — Пенза, 1993.
 

Факторы, влияющие на межличностные отношения

  • Дом
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Межличностные отношения
  • Факторы, влияющие на межличностные отношения

Межличностные отношения означают, что люди со схожими вкусами и мышлением вступают в ассоциацию. Люди, разделяющие одинаковые цели и интересы, вступают в межличностные отношения. Важно, чтобы люди в отношениях хорошо ладили.

Давайте рассмотрим различные факторов, влияющих на межличностные отношения:

  1. Совместимость

    Два человека в отношениях должны быть совместимы друг с другом. В отношениях не должно быть размаха конфликтов и недопонимания. Люди с одинаковым происхождением и схожими жизненными целями очень хорошо справляются с отношениями. Людям с разными целями, взглядами, мыслительными процессами трудно приспособиться и, следовательно, не удается вывести отношения на новый уровень.

  2. Связь

    Общение играет ключевую роль во всех типах отношений, будь то личные или профессиональные. Чувства должны выражаться и отвечать взаимностью в отношениях. Люди должны эффективно общаться друг с другом для лучшего понимания. Не молчите, это ведет к проблемам и недоразумениям. Два влюбленных человека должны регулярно взаимодействовать друг с другом с помощью различных способов общения, таких как телефон, электронная почта, письма (хотя обмен письмами сейчас считается устаревшей формой общения). Чтобы любовь росла, важно поддерживать связь, особенно в отношениях на расстоянии, когда люди не могут часто встречаться.

    В профессиональных отношениях коллеги также должны хорошо общаться, чтобы сблизиться. Сядьте со своими коллегами и обсудите проблемы лицом к лицу, чтобы найти взаимоприемлемое решение.

    Получатель должен понимать, что намеревается сообщить отправитель, и наоборот. В отношениях важна ясность мыслей.

  3. Честность

    Будьте честны в отношениях. Не лгите и не скрывайте вещи от своего партнера. Помните, что у каждой проблемы есть решение. Думай прежде чем говоришь. В отношениях важна прозрачность.

  4. Сохраняйте спокойствие

    Не слишком остро реагируйте на мелочи в отношениях. Успокойся. Будьте немного более корректирующими. Будьте первым, кто скажет «Извините». Это решит половину ваших проблем.

  5. Прощающий

    Человек должен быть немного более снисходительным в отношениях. Не затягивайте вопросы без необходимости. Ссориться из-за мелких проблем глупо, и это только усугубляет ситуацию.

  6. Улыбка

    Как говорится «Улыбка — это кривая, которая все делает прямо». Почаще улыбайтесь. Оно работает. Следите за своим выражением лица во время общения с другим человеком.

  7. Время

    Время играет важную роль в отношениях. Влюбленные люди должны проводить достаточно времени, чтобы лучше узнать друг друга. Разочарования возникают, когда у людей нет времени встречаться или взаимодействовать друг с другом. Даже в организации люди должны проводить время со своими коллегами, чтобы укрепить связь между собой. Супружеские пары должны уделить время друг другу, чтобы очарование осталось в отношениях навсегда.

    Заставьте другого человека почувствовать себя важным. Цените своего партнера всякий раз, когда он/она что-то делает для вас. Хвалите его/ее перед другими.

    Для развития любых отношений требуется время и усилия человека. Сядьте вместе со своим партнером и постарайтесь мирно уладить разногласия. Не будьте слишком жесткими.


❮❮   Предыдущий Next   ❯❯

Статьи по теме

  • Межличностные отношения
  • Этапы межличностных отношений
  • Типы межличностных отношений
  • Роль общения в отношениях
  • Межличностные отношения на рабочем месте

Просмотреть все статьи

Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


Управление конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте

  • Домашний
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Межличностные отношения
  • Управление конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте

Когда два человека имеют разные мнения и ни один из них не желает идти на компромисс, возникает конфликт. Состояние разногласий между людьми называется конфликтом.

Конфликт возникает на рабочем месте, когда сотрудникам трудно прийти к взаимоприемлемым решениям и спорить по мелочам. Различия в отношении, мышлении и восприятии порождают конфликты на рабочем месте.

Никто никогда ничего не выигрывал от конфликтов. Следует избегать конфликтов, поскольку они приводят к негативу и портят атмосферу на рабочем месте.

Как управлять конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте?

Конфликты играют важную роль в ухудшении отношений между сотрудниками на рабочем месте и должны контролироваться на начальных этапах, чтобы ожидать лучших результатов от отдельных лиц.

  • Для частных лиц организация всегда должна стоять на первом месте, а все остальные личные интересы должны отходить на второй план. Ссориться с коллегами по мелочам — это ребячество. Будьте профессионалом. Не принимайте близко к сердцу вещи на рабочем месте, поскольку никто не работает на себя. Вам может не нравиться чей-то стиль работы, но помните, что в конечном итоге организация должна извлечь из этого пользу.
  • Человек должен уважать своих коллег . Относитесь к своим коллегам по работе как к членам вашей большой семьи. Игнорирование мелких проблем помогает избежать конфликтов в межличностных отношениях. Постарайтесь также понять точку зрения вашего коллеги.
  • Избегайте лоббирования на рабочем месте . Человек должен разделять личную и профессиональную жизнь. Не одобряйте никого только потому, что он вам нравится или вы знаете его лично.

    На работе каждый сотрудник, независимо от его семейного происхождения и отношений с руководством, должен рассматриваться как единое целое. Игнорирование или очернение кого-то только потому, что он вам не нравится, просто неприемлемо. Такие вещи вызывают ненужный стресс, и в конечном итоге сотрудники ссорятся и портят отношения между собой. Вам нужны люди вокруг, которые могут дать вам предложения и помочь вам, когда это необходимо. Вы не можете работать в одиночку.

  • Помните, что есть разница между агрессивностью и грубостью . Чувство соперничества необходимо среди сотрудников, но убедитесь, что вы используете здоровые средства, чтобы проявить себя. Ревность, злословие, критика, перетягивание ног порождают разногласия между людьми и портят их отношения.
  • Думай, прежде чем говорить. Не причиняй никому вреда. Есть еще несколько способов выразить свое недовольство работой. Не слишком остро реагируйте на рабочем месте. Сохраняйте спокойствие и собранность.
  • Не будь высокомерным. Будьте вежливы со всеми. Приветствуйте людей и спрашивайте об их самочувствии. Простая улыбка имеет большое значение для разрешения конфликтов и укрепления межличностных отношений на рабочем месте.
  • Тщательно оценивать проблемы . Не делайте поспешных выводов. Всегда лучше уладить разногласия мирным путем, чем ссориться и портить отношения. Озвучьте свои опасения на открытой площадке и постарайтесь прийти к взаимоприемлемому для всех выводу. Не всегда видишь свои личные интересы
  • Научитесь контролировать свои эмоции.
  • Эффективное общение снижает вероятность ошибок и, в конечном счете, разрешает конфликты между сотрудниками на рабочем месте.

❮❮   Предыдущий Next   ❯❯

Статьи по теме

  • Межличностные отношения на рабочем месте
  • Важность межличностных отношений
  • Советы по улучшению межличностных отношений
  • Развитие межличностных отношений
  • Теории межличностных отношений

Просмотреть все статьи

Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *