Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Какой из видов мышления чаще разворачивается в условиях дефицита времени: Классификация типов мышления

Профессиональное мышление


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:
теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;
практическое мышление, прямо включенное в практику человека, связанное с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, прогнозированием ее изменений, с постановкой целей, выработкой планов, проектов, нередко развертывающееся в условиях жесткого дефицита времени, информации; сопровождающееся «чутьем» ситуации («чувство станка», «чувство самолета», «чувство класса» и др.
репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;
продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;

наглядно-образное мышление, означающее представливание ситуации и изменений в ней, которые человек хочет получить в результате своей профессиональной деятельности;
словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;
наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реального изменения ситуации на основе наблюдаемого двигательного акта;
аналитическое, логическое мышление, включающее развернутые во времени, имеющие выраженные этапы мыслительные операции, представленные в сознании человека;
интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Профессиональное мышление в рабочих профессиях характеризуется непосредственной включенностью в материальное производство в форме физического контакта с предметом и продуктом труда.

Объект труда, средства труда (внешние, технические и внутренние – знания, умения) также связаны с материальным производством.

Процесс труда жестко регламентирован технологическими правилами (сколько должно быть выпущено продукции, каких параметров).

Практическое мышление в случаях сбоя направлено на его устранение.

Планирующая функция мышления состоит в уяснении нормативных требований, наблюдений за рабочими механизмами, что требует наглядно-действенных компонентов мышления.

Косвенным признаком возникновения проблемной ситуации в труде является появление потребности в ходе реального трудового процесса в общении с другим человеком. Мышление присутствует и в стереотипной трудовой деятельности, что проявляется в мыслительной активности по самоанализу, осознанию объективных и субъективных условий труда, преобразованию ситуации, поиску индивидуальных приемов в рамках заданного алгоритма.


Практическое мышление в случае сбоя направлено на то, чтобы не допустить остановки. Усиливаются, такие функции мышления как планирование,

решение задач,

декодирование (перевод образа сигнала в образ состояния управляемого объекта), что требует наглядно-образных компонентов мышления.

Описанное практическое мышление может включать и творческие компоненты, когда человек постоянно пересматривает условия труда, синтезирует разные стороны ситуации, находит нестандартные решения для экстремальных ситуаций.


При анализе оперативного мышления специалиста в человеко-машинных системах выделены следующие характеристики:

оценка профессиональной ситуации, степени ее нестандартности,

переработка информации,

выдвижение гипотез о причинах нарушений режима,

перебор вариантов,

поиск способов нешаблонного решения,

предвосхищение и др.
Конструктивное мышление требует наглядных и действенных компонентов: конструирование по аналогии, по контрасту, с комбинаторикой; сочетание образного мышления с графическим кодированием.
При анализе управленческого мышления надо учитывать, что труд жестко не регламентирован,

практическое мышление направлено на анализ ситуации,

на вовлечение активности групп людей в решение общей задачи,

в случае сбоя – на привлечение резервов;

возрастает роль прогнозирования, абстрактных компонентов мышления
Операциональная сфера профессиональной деятельности в современных быстро меняющихся условиях труда зачастую требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества.

Профессиональное творчество


  • это нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач,

  • анализа профессиональных ситуаций,

  • принятия профессиональных решений.

Результатами профессионального творчества могут быть:

  • новое понимание предмета труда (новые идеи, законы, концепции, принципы, парадигмы),

  • новый подход к способам профессиональных действий с предметом труда (новые модели, новые технологии, правила),

  • ориентировка на получение принципиально новых результатов,

  • привлечение новых групп потребителей своего продукта и т. д.

Профессиональное творчество требует развития у человека ряда новых качеств:

  • потребность в новой идее;

  • видение проблемы там, где другие люди ее еще не видят;

  • способность замечать альтернативы, видеть предмет труда с совершенно новой стороны;

  • способность к быстрому переключению и преодолению барьеров;

  • способность к субъективному уподоблению – мысленному включению себя в систему предметов и средств труда;

  • способность обращать внимание на необычные, порой кажущиеся незначительными события;

  • готовность критически относиться к установленным общепринятым истинам и к новым идеям;

  • умение создавать новые комбинации из известных сочетаний, осуществлять все эти мысленные преобразования применительно к разным сторонам труда – предмету, средству, результату; готовность работы с новой, например, компьютерной реальностью и т. д.

Профессиональное творчество чаще опирается на профессиональное мастерство, опыт специалиста, но бывает, что специалист переходит на уровень профессионального творчества раньше, чем он овладевает мастерством, находя и предлагая новые профессиональные решения, что очень важно поощрять в молодом работнике.

В профессиональном творчестве иногда возможно разделение труда, когда одни продуцируют идеи, другие их проверяют, воплощают.

Например, в науке встречаются разные типы ученых:



  • наблюдатели,

  • опытники,

  • собиратели,

  • фактологи,

  • аналитики-систематизаторы,

  • логисты-индуктивисты,

  • теоретики-синтетики,

  • диалектики-интуитивисты .

В профессиональном творчестве важно поощрять все формы создания новых идей и сотрудничества, направленных на совершенствование труда для блага человечества.


Для характеристики операциональной сферы важна также профессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта

Процесс труда – это не только получение результата, продукта, но и процесс



  • затрат ресурсов человека,

  • его знаний и умений,

  • способностей,

  • мышления и др.

Каталог: wp-content -> docs
docs -> Управление взаимодействем на рынке образовательных услуг
docs -> Вопросы для подготовки к зачету по Психологии общения
docs -> Контрольная работа по социальной психологии 2в. 1 Объектом социально- психологического исследования является: А
docs -> Вопросы к зачёту по дисциплине «Психология общения»
docs -> Нестандартные уроки в начальной школе Предмет математики настолько серьезен, то нужно не упускать случая, делать его немножко занимательным

docs -> Образовательные программы
docs -> Отрасли науки: Педагогические науки 13. 00. 00


Скачать 56,13 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

7.2. Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом— житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аути-стическое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсо-моторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. (Представители гештальтпсихологии ошибочно пытались свести к такой схеме решение всех задач.)

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

• определить, какое именно правило привлечь для решения;

• применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.).

Выделяют 4 стадии решения проблемы:

• подготовка;

• созревание решения;

• вдохновение;

• проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные и т. д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2. Мыслительная деятельность реализуется как на

уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленноге) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

Операции мыслительной деятельности. К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения.

3.2. Понятие и представление

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Первая точка зрения о взаимосвязи понятия и представления принадлежит еще Дж. Локку. Она очень хорошо иллюстрируется с помощью коллективных фотографий Ф. Гамильтона: накладывая множество снимков друг на друга он получал общий портрет, в котором единичные черты стирались, а общие подчеркивались. Таким же образом поначалу представлялся и процесс образования понятий как суммы представлений, однако это неверно. Во-первых, понятие не наглядно, в то время как представление наглядно т. к. связано с восприятием. Кроме того, в понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь. «Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно!» Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление.

С другой стороны, реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто существуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

Суждение — является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение это форма мышления,отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Надо сказать, что суждение реального субъекте редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. рассуждение — это работа мысли над суждением.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление обших законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для

объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае.

jB непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуаций, которое оно вносит, и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающем не непосредственно в самом ходе действия.

Такая мыслительная операция предъявляет и свои специфические требования, такие как более изощренная наблюдательность и внимание к отдельным деталям, умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит в теоретическое обобщение, а также способность быстро переходить от размышления к действию и обратно. Это последнее требование для систематических, медлительных умов часто воспринимается как перебои в мыслительном процессе.

Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса. Если в одном случае стимулом служит непосредственная необходимость выйти из затруднения, то в другом — стимулом является результат разрешения теоретической проблемы.

Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т. д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (поиска и открытия существенно нового) является формирующимся, т. е. изначально полностью не заданным, не запрограммированным, и поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируются в этом процессе, а не привносятся в него извне уже в законченном виде.

7.3. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора — «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков — «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «сегодня сделаем так, а там посмотрим…» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всесторонне рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» язляется только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

Системный мыслитель — «Мышление» в системном мышлении: как мы можем упростить его освоение?

Несмотря на значительный прогресс в разработке программного обеспечения для персональных компьютеров и системного мышления за последнее десятилетие, научиться эффективно применять системное мышление остается крепким орешком. Многие умные люди продолжают слишком долго бороться с парадигмой системного мышления, мыслительным процессом и методологией.

Работая в течение последних 15 лет с профессионалами в области бизнеса и образования, я пришел к выводу, что крутая кривая обучения системному мышлению связана с тем, что эта дисциплина требует овладения целым набором мыслительных навыков.

ШАГИ В МЕТОДЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

Начните с определения проблемы, которую вы хотите решить. Затем выдвигайте гипотезы для объяснения проблемы и проверяйте их с помощью моделей. Только когда у вас будет достаточное понимание ситуации, вы можете начать осуществлять изменения.

Подобно опытному баскетболисту, который не знает о многих отдельных навыках, необходимых для выполнения броска в игровых условиях, таких как дриблинг во время бега и без взгляда на мяч, расчет времени и позиционирование отталкивания, вытягивание мяча к кольцу одной рукой, избегая при этом блокирующих усилий защитников — опытные системные мыслители не знают о полном наборе мыслительных навыков, которые они используют при выполнении своего ремесла. Идентифицируя эти отдельные компетенции, как новые легенды обруча, так и системно мыслящие подражатели могут практиковать каждый навык по отдельности. Этот подход может помочь вам освоить каждый из навыков, прежде чем вы попытаетесь соединить их все вместе в реальной игровой ситуации.

Метод системного мышления

Перед изучением этих навыков критического мышления важно иметь четкое представление об итеративном четырехэтапном процессе, используемом в применении системного мышления (см. «Этапы метода системного мышления»). При использовании этого подхода вы сначала указываете проблему или проблему, которую хотите изучить или решить. Затем вы начинаете строить гипотезы, чтобы объяснить проблему и проверять их, используя модели, будь то ментальные модели, карандашные и бумажные модели или модели компьютерного моделирования. Когда вы довольны тем, что разработали работоспособную гипотезу, вы можете сообщить о своей новой ясности другим и начать осуществлять изменения.

Когда мы используем термин «модели» в этой статье, мы имеем в виду то, что представляет собой конкретно определенный набор предположений о том, как устроен мир. Мы исходим из того, что все модели неверны, потому что они являются неполными представлениями реальности, но некоторые модели более полезны, чем другие (они помогают нам лучше понять реальность, чем другие). Однако в деловом мире существует тенденция рассматривать модели (особенно компьютерные модели) как «генераторы ответов». мы вставляем кучу чисел и получаем набор ответов. Однако с точки зрения системного мышления мы рассматриваем модели скорее как «предположения и тестеры теории», мы формулируем наше понимание, а затем строго проверяем его. Суть в том, что все модели хороши ровно настолько, насколько качество мышления было использовано при их создании. Системное мышление и его совокупность семи навыков критического мышления играют важную роль в улучшении качества нашего мышления.

Семь навыков критического мышления

Приступая к процессу системного мышления, вы обнаружите, что на каждом этапе преобладает использование определенных навыков. Я считаю, что есть как минимум семь отдельных, но взаимозависимых навыков мышления, которыми овладевают опытные системные мыслители. Когда вы применяете подход системного мышления, семь раскрываются в следующей последовательности: динамическое мышление, мышление «система как причина», «лесное мышление», «операционное мышление», «мышление с замкнутым циклом», «количественное мышление» и «научное мышление».

Первый из этих навыков, Динамическое мышление, поможет вам определить проблему, которую вы хотите решить. Следующие два, «Системное мышление как причина» и «Лесное мышление», бесценны, поскольку помогают вам определить, какие аспекты проблемы следует включить и насколько подробно представлять каждый из них. Навыки с четвертого по шестой — оперативное мышление, замкнутое мышление и количественное мышление — жизненно важны для представления гипотез (или ментальных моделей), которые вы собираетесь проверять. Последний навык, Научное мышление, полезен при тестировании ваших моделей.

Каждый из этих навыков критического мышления служит своей цели и привносит что-то уникальное в анализ системного мышления. Давайте рассмотрим эти навыки, выясним, как вы можете их развить, и определим, как выглядят их аналоги «несистемного мышления» (которые преобладают в традиционном мышлении).

Динамическое мышление : Динамическое мышление необходимо для того, чтобы сформулировать проблему или проблему в терминах модели поведения во времени. Динамическое мышление контрастирует со статическим мышлением, которое заставляет людей сосредотачиваться на конкретных событиях. Проблемы или вопросы, которые разворачиваются с течением времени, а не разовые события, лучше всего подходят для подхода системного мышления.

Вы можете улучшить свои навыки динамического мышления, практикуясь в построении графиков поведения в течение долгого времени. Например, возьмите столбцы данных в годовом отчете вашей компании и нарисуйте график нескольких ключевых переменных во времени. Разделите одну ключевую переменную на другую (например, доход или прибыль на количество сотрудников), а затем нанесите результаты на график. Или возьмите сегодняшнюю газету и просмотрите заголовки в поисках событий, привлекающих внимание. Затем подумайте о том, как вы могли бы рассматривать эти события просто как один интересный момент в общей траектории переменной во времени. В следующий раз, когда кто-то предложит сделать то-то и то-то, чтобы исправить то-то и то-то, спросите: «В какие сроки? Как много времени это займет? Что произойдет с ключевыми переменными со временем?»

Мышление «система как причина» : Динамическое мышление позиционирует вашу проблему как модель поведения с течением времени. Следующий шаг — построить модель, объясняющую, как возникает поведение, а затем предложить способы улучшения этого поведения. Мышление «система как причина» может помочь вам определить экстенсивные границы вашей модели, то есть, что включить в вашу модель, а что исключить (см. «Границы экстенсивной и интенсивной модели»). При подходе «Системное мышление как причина» вы должны включать только те элементы и взаимосвязи, которые находятся под контролем менеджеров в системе и способны генерировать поведение, которое вы пытаетесь объяснить.

Напротив, более распространенное мышление «система как следствие» рассматривает поведение, генерируемое системой, как «управляемое» внешними силами. Эта точка зрения может привести к тому, что вы включите в модель больше переменных, чем это действительно необходимо. Таким образом, мышление «система как причина» фокусирует вашу модель более четко, поскольку возлагает ответственность за поведение на тех, кто управляет политиками и сантехникой самой системы.

Чтобы развить мышление «Система как причина», попробуйте превратить каждое «Они сделали это» или «Это их вина», с которыми вы сталкиваетесь, в «Как мы могли нести за это ответственность?» Всегда можно рассматривать ситуацию как вызванную «внешними силами». Но также всегда можно спросить: «Что мы сделали, чтобы сделать себя уязвимыми для тех сил, которые мы не могли контролировать?»

ЭКСТЕНСИВНЫЕ И ИНТЕНСИВНЫЕ ГРАНИЦЫ МОДЕЛИ

Экстенсивная граница — это широта или охват того, что включено в модель. Интенсивная граница — это глубина или уровень детализации, на котором представлены элементы, включенные в модель.

Лесное мышление : Во многих организациях люди предполагают, что для того, чтобы действительно что-то знать, они должны сосредоточиться на деталях. Это предположение подкрепляется повседневным существованием — мы воспринимаем жизнь как последовательность подробных событий. Мы также можем думать об этом как о мышлении «дерево за деревом». Модели, которые мы создаем, применяя мышление «дерево за деревом», имеют тенденцию быть большими и слишком подробными; их интенсивные границы уходят глубоко. При использовании таких моделей мы хотели бы знать, сломался ли этот конкретный красный грузовик во вторник до полудня, а не как часто, в среднем, ломаются грузовики. Модели, вдохновленные Forest Thinking, напротив, группируют детали, чтобы дать нам «усредненную» картину системы. Чтобы отточить свои навыки «Лесного мышления», попрактикуйтесь в том, чтобы сосредотачиваться на сходствах, а не на различиях. Например, несмотря на то, что все в вашей организации уникальны, каждый из них также имеет некоторые общие характеристики с другими. В то время как некоторые сильно мотивированы на работу, а другие нет, у всех есть потенциал внести свой вклад. Независимо от личности, реализация потенциала внутри организации исходит из одной и той же общей структуры. Например, какова взаимосвязь между факторами, определяющими мотивацию человека?

Операционное мышление :Оперативное мышление пытается установить причинно-следственную связь — как на самом деле генерируется поведение? Этот навык мышления контрастирует с корреляционным или факторным мышлением. Книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей », одна из самых популярных научно-популярных книг всех времен, является продуктом Факторного мышления. Как и множество списков «Ключевых факторов успеха» или «Ключевых движущих сил бизнеса», которые украшают офисные стены (и ментальные модели) многих руководителей высшего звена. Нам нравится думать в терминах списков факторов, которые влияют на какой-то результат или приводят к нему.

Однако есть несколько проблем с ментальными моделями, содержащими такие списочные структуры. Во-первых, списки не объясняют, как на самом деле работает каждый причинный фактор. Они просто подразумевают, что каждый фактор «влияет» или «коррелирует» с соответствующим результатом. Но влияние или корреляция — это не то же самое, что причинность.

Например, если вы используете Факторное мышление для анализа того, что влияет на обучение, вы можете легко составить целый «прачечный список» факторов (см. «Два представления процесса обучения»). Но если вы используете операционное мышление, вы можете изобразить обучение как процесс, совпадающий с накоплением опыта. Оперативное мышление отражает природу процесса обучения, описывая его структуру, в то время как факторное мышление просто перечисляет набор факторов, которые каким-то образом «влияют» на процесс.

Чтобы развить навыки операционного мышления, вам необходимо пройти через различные виды деятельности, которые определяют, как работает бизнес, изучите такие явления, как найм, производство, обучение, мотивация, увольнение и установление цены. В каждом случае спросите: «Какова природа рабочего процесса?» в отличие от «Какие все факторы влияют на процесс?»

Замкнутый цикл мышления :Представьте, что вы обсуждаете ситуацию с прибыльностью вашей компании с некоторыми из ваших коллег. В большинстве компаний группа, скорее всего, перечислит такие факторы, как качество продукции, лидерство или конкуренция, в качестве факторов, влияющих на прибыльность (см. Эта тенденция перечислять факторы проистекает из прямолинейного мышления. Предположения, лежащие в основе этого образа мышления, таковы: 1) причинность протекает только в одном направлении — от «этого набора причин» к «этому следствию» и 2) что каждая причина независима от всех других причин. Однако в действительности, как показывает замкнутая часть иллюстрации, «следствие» обычно имеет обратную связь, воздействуя на одну или несколько «причин», а сами причины влияют друг на друга. Таким образом, навыки мышления с обратной связью заставляют вас рассматривать причинно-следственную связь как непрерывный процесс, а не как разовое событие.
Чтобы отточить свои навыки мышления в замкнутом цикле, возьмите любой список прачечной, который вам встретится, и подумайте, как ведомые управляют и как водители управляют друг другом. Вместо того, чтобы рассматривать одну переменную как самый важный фактор, а другую как вторую по важности, постарайтесь понять, как доминирующее положение среди переменных может меняться со временем.

ДВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Факторы Мышление просто перечисляет набор факторов, которые каким-то образом «влияют» на процесс обучения. Оперативное мышление отражает природу процесса обучения, описывая его структуру.

Количественное мышление : В этой фразе «количественный» не является синонимом «измеримого». На практике эти два термина часто путают, возможно, из-за презумпции в западном научном мире, что «чтобы знать, нужно точно измерить». Хотя принцип неопределенности Гейзенберга заставил физиков немного отступить в своем стремлении к числовой точности, бизнесмены не ослабевают в своих поисках идеально измеренных данных. Есть много случаев, когда анализ застревает из-за навязчивой идеи «получать правильные цифры». Измерительное мышление продолжает доминировать!

Однако существует множество вещей, которые мы никогда не сможем точно измерить. К ним относятся «мягкие» или «мягкие» переменные, такие как мотивация, самооценка, приверженность и сопротивление изменениям. Многие так называемые «жесткие» переменные также трудно точно измерить, учитывая скорость изменений, задержки и несовершенство информационных систем.

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ И ЗАМКНУТОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРИЧИННОСТИ

В основе прямолинейного мышления лежит допущение, что причинно-следственная связь работает только в одном направлении и что каждая причина независима от всех других причин. Мышление с обратной связью показывает, что «следствие» обычно оказывает обратное влияние на одну или несколько «причин», а сами причины влияют друг на друга.

Но вернемся к нашим «мягким» переменным. Кто-нибудь захочет утверждать, что самооценка работника не имеет отношения к его работе? Кто мог предположить, что приверженность делу не важна для успеха компании? Хотя мало кто из нас согласится с любым аргументом, такие вещи, как самооценка и приверженность делу, редко включаются в электронные таблицы и другие аналитические инструменты, которые мы используем для проведения анализа. Почему? Потому что такие переменные не могут быть измерены. Однако их можно измерить количественно. Если ноль означает полное отсутствие приверженности, 100 означает максимально возможную приверженность. Эти цифры произвольны? Да. Но разве они неоднозначны? Точно нет! Если вы хотите, чтобы ваша модель пролила свет на то, как усилить приверженность, а не предсказывала, какую ценность приобретут обязательства в третьем квартале 19 года.97 — вы можете включить силу приверженности в качестве переменной без каких-либо извинений. Вы всегда можете дать количественную оценку, но не всегда можете измерить.

Чтобы улучшить свои навыки количественного мышления, возьмите любой анализ, который ваша компания провела за последний год, и спросите, какие ключевые «мягкие» переменные были упущены, например мотивация сотрудников. Затем поразмышляйте о возможных последствиях их включения. Системное мышление дает вам возможность приписать таким переменным статус полноправного гражданина. Вы откажетесь от возможности добиться идеального измерения. Но если вы честны, вы увидите, что у вас никогда не было этого в любом случае.

Научное мышление : Последним навыком системного мышления является Научное мышление. Я называю это противоположным Доказыванию Истины Мышлением. Чтобы понять научное мышление, важно признать, что прогресс в науке измеряется отказом от лжи. Господствующая в настоящее время мудрость всегда рассматривается как всего лишь «забавная гипотеза», которая только и ждет, чтобы ее выбросили в окно. С другой стороны, слишком много бизнес-моделей ненаучны; однако бизнес-лидеры почитают их как истину и защищают до смерти. Аналитики прилагают неустанные усилия, чтобы показать, что их модели отслеживают историю и, следовательно, должны быть «правдивыми».

Опытные системщики постоянно сопротивляются давлению «подтвердить» свои модели (то есть доказать истинность) путем отслеживания истории. Вместо этого они усердно работают, чтобы узнать о ложности своих моделей и сообщить об этом своей команде или клиентам. «Все модели ошибочны», — сказал У. Эдвардс Деминг. «Некоторые модели полезны». Деминг был умным парнем и явно системным мыслителем.

При использовании научного мышления системные мыслители меньше беспокоятся о оснащении своих моделей точными числами и вместо этого сосредотачиваются на выборе чисел, которые являются простыми, легкими для понимания и имеют смысл по отношению друг к другу. Системные мыслители также уделяют много внимания надежности, которую они тестируют до смерти! Они хотят знать, при каких обстоятельствах их модель «ломается». Они также хотят знать, реалистично ли это ломается? Каковы пределы моей уверенности в том, что эта модель будет полезной?

Самый простой способ отточить свои навыки научного мышления — начать с компьютерной модели, которая «сбалансирована», а затем ударить по ней током. Например, перевести 90% торгового персонала в производство. Установить цену в 10 раз выше цены конкурента. Утроить клиентскую базу за одно мгновение. Затем посмотрите, как работает модель. Вы не только узнаете много нового о диапазоне полезности модели, но также, вероятно, получите представление о местонахождении самого святого из Граалей: точек вмешательства с высоким рычагом.

Стратегия «разделяй и властвуй»

Как показал успех книги Питера Сенге «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации», системное мышление одновременно сексуально и соблазнительно. Но применить его эффективно не так-то просто. Одна из причин этой трудности заключается в том, что навыков мышления, необходимых для этого, очень много, и они резко контрастируют с набором навыков, которые большинство из нас в настоящее время использует, когда мы сталкиваемся с бизнес-задачами (см. «Традиционное деловое мышление против навыков системного мышления»). »).

Выделив и изучив семь навыков, необходимых для эффективного применения системного мышления, вы сможете практиковать их по очереди. Если вы сначала овладеете отдельными навыками, у вас будет гораздо больше шансов объединить их в игровой ситуации. Итак, практика. . . тогда бери его в обруч!

«Барри Ричмонд является управляющим директором и основателем High Performance Systems, Inc. Он имеет докторскую степень по системной динамике Школы менеджмента Слоана Массачусетского технологического института, степень магистра в Case Western Reserve и степень магистра делового администрирования в Колумбийском университете»

ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЛОВОЕ МЫШЛЕНИЕ VS. НАВЫКИ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

3. Исторический анализ и интерпретация

Одной из наиболее распространенных проблем, помогающих учащимся стать вдумчивыми читателями исторического повествования, является навязчивое стремление учащихся найти единственный правильный ответ, один существенный факт, один авторитетное толкование. «Я на правильном пути?» «Это то, что вы хотите?» они спрашивают. Или, что еще хуже, они торопятся с завершением, сообщая как самоочевидные истины факты или выводы, представленные в документе или тексте.

Эти проблемы глубоко укоренены в общепринятом способе представления истории в учебниках: последовательность фактов, ведущих прямо к определенному результату. Чтобы преодолеть эти проблемы, требуется использование более чем одного источника: книг по истории, отличных от учебников, и богатого разнообразия исторических документов и артефактов, которые представляют альтернативные мнения, отчеты и интерпретации или взгляды на прошлое.

Учащиеся должны понимать, что историки могут расходиться во мнениях относительно фактов, которые они включают в свои рассказы, а также расходиться во мнениях относительно того, как следует интерпретировать эти факты. Таким образом, под «историей» обычно понимается то, что произошло в прошлом; но письменная история — это диалог между историками не только о том, что произошло, но и о том, почему и как развивались события. Изучение истории — это не только запоминание ответов. Это требует отслеживания и оценки аргументов и получения полезных, даже предварительных выводов на основе имеющихся данных.

Для участия в историческом анализе и интерпретации учащиеся должны использовать свои навыки исторического понимания . На самом деле нет четкой границы, разделяющей эти две категории. Некоторые навыки, связанные с пониманием, перекрываются с навыками, связанными с анализом, и являются для него существенными. Например, идентификация автора или источника исторического документа или нарратива и оценка его достоверности (понимание) является необходимым условием для сравнения конкурирующих исторических нарративов (анализа). Анализ основывается на навыках понимания; он обязывает учащегося оценивать свидетельства, на которые опирается историк, и определять обоснованность интерпретаций, созданных на основе этих свидетельств. Само собой разумеется, что при приобретении этих аналитических навыков учащиеся должны развивать способность различать выражения мнений, какими бы страстными они ни были, и обоснованные гипотезы, основанные на исторических свидетельствах.

Хорошо написанное историческое повествование может способствовать анализу учащимися исторической причинности — того, как происходят изменения в обществе, какое значение имеют человеческие намерения и как на цели влияют средства их достижения, в том, что называется путаница процесса и результата. Немногие задачи могут быть более увлекательными для студентов, чем распутывание часто драматических осложнений причины. И нет ничего более опасного, чем простое, монокаузальное объяснение прошлого опыта и настоящих проблем.

Наконец, хорошо написанные исторические рассказы также могут предупредить учащихся о ловушках линейности и неизбежности . Студенты должны понимать актуальность прошлого для своего времени, но им также необходимо избегать ловушки линейности, проведения прямых линий между прошлым и настоящим, как если бы более ранние движения телеологически продвигались к какой-то встрече с судьбой в конце 20-х годов. век.

Связанная с этим ловушка состоит в том, что люди думают, что события разворачивались неизбежно, что вещи таковы, какими они должны были быть, и, следовательно, у людей отсутствует свобода воли и способность делать выбор. Если учащиеся не смогут понять, что история могла бы сложиться иначе, они могут бессознательно принять представление о том, что будущее также неизбежно или предопределено и что человеческая деятельность и индивидуальные действия ничего не значат. Никакая позиция больше не подпитывает гражданскую апатию, цинизм и покорность — именно то, что, как мы надеемся, сможет предотвратить изучение истории. Имея дело с основным повествованием или с углубленной темой, мы всегда должны пытаться, по словам одного историка, «вернуть в прошлое варианты, которые у него когда-то были».

СТАНДАРТ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3

Учащийся занимается историческим анализом и интерпретацией:

Таким образом, учащийся может:

  • Сравнивать и сопоставлять различные личности, ценности,8 поведения, модели поведения,

    и институты путем выявления сходств и различий.

  • Рассмотрите различные точки зрения  различных народов в прошлом, демонстрируя их различные мотивы, убеждения, интересы, надежды и страхи.
  • Анализировать причинно-следственные связи  принимая во внимание множественную причинность включая (а) важность личности  в истории; (b)  влияние идей , человеческих интересов и убеждений; и (c) роль случая, случайного и иррационального.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *