Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Какова роль мотивов в деятельности человека: Какую роль в деятельности играет мотив ?

Содержание

Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Содержание статьи

  • 1 Мотивация деятельности человека: основные составляющие
  • 2 Виды мотивации и их особенности
  • 3 Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека
  • 4 Разнообразие теорий мотивации человека
  • 5 Теория мотивации: особенности содержательного направления
  • 6 Мотивация человека: процессуальное направление
  • 7 Методы развития

Каждый день любой человек преодолевает множество препятствий на пути к своим целям, планирует и продумывает пути решения тех или иных проблем и задач. Активная жизненная позиция, стремление к всестороннему развитию и личностному росту не в одинаковой степени выражены в людях и ключевым моментом для понимания этого различия является мотивация. Не каждый человек знает, что значит мотивировать себя и других и как правильно работать над развитием мотивации. Ресурс BrainApps поможет усовершенствовать собственную личность с помощью полезных статей и разработанных профессионалами игр.

В данном случае мотивацией станет фиксирование достижений, чтобы человек смог наглядно увидеть улучшения памяти, мышления, внимательности.

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение.

Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия.
    Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Структура деятельности – специфика в поведении, познавательная деятельность (обществознание, 10 класс)

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 305.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 305.

Особенность человека состоит в том, что он, планируя какую-либо деятельность, может предвидеть результат своего труда, ставит цели, ищет средства ее достижения. То есть, деятельность человека состоит из разных компонентов, составляющих ее структуру. Узнаем подробнее, что такое структура деятельности человека.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Цель

Одним из самых важных элементов деятельности является цель, то есть то, на что направлен труд, мысленный образ.

Цель можно проиллюстрировать примером. Скульптор решил создать памятник героям Великой Отечественной войны. Сначала он представляет, как будет выглядеть будущая скульптура, и только потом осуществляет свои замыслы, создавая то, что нарисовало его воображение. В этом случае памятник, представляемый мысленно – это цель мастера, а готовая работа – результат.

Средства

Для для того, чтобы достичь цели, человеку необходимо применять какие-либо средства, то есть то, что помогает реализовывать деятельность. Например, строитель, возводя здание, использует кирпич, цемент, разные инструменты. Есть свои средства и в познавательной деятельности: ученик для получения знаний использует учебники, карты, энциклопедии.

Результат

Поставив цель, используя специальные средства, человек получает результат. Это то, чего он хотел достичь: вещи, отношения, знания.

Результатом деятельности человека на протяжении всего исторического развития является культура.

Все, что мы видим вокруг себя – дома, автомобили, предметы быта, одежду – все это появилось благодаря осознанной деятельности людей.

Мотивы

Те или иные условия побуждают человека ставить цели и достигать их. То, почему мы стремимся заняться какой-либо деятельностью, называют мотивом. Для одного и того же действия могут быть разные мотивы. К примеру, двое писателей пишут книгу. Один из них хочет заработать, продавая свой труд, стать известным. Другому просто хочется выложить свои мысли на бумаге. Другой случай: решив порадовать родителей, ученик начал активно проявлять себя в учебной, творческой и спортивной деятельности.

Действия

Деятельность выражается в каких-либо действиях. Учебная – в чтении, решении задач, написании сочинений и так далее, художественная – в написании картин, музыки, выполнении танцевальных движений и другое.

Деятельность может осуществляться осознанно (когда поставлена цель, намечены средства) и неосознанно (в результате импульсивных, необдуманных действий, но неосознанность не является нарушением действия).

В этом состоят структура и специфика деятельности.

В науке понятие деятельности часто соотносят с поведением. Попробуем понять, в чем сходство и различие данных понятий.

Поведение и деятельность человека отличаются осознанностью и целенаправленностью. Поэтому стоит строго различать понятия поведения человека и животного. Деятельность человека носит преобразовательный характер. У животных же активность обусловлена инстинктами.

Разница этих терминов в том, что деятельность – более полное и обширное понятие. Оно охватывает все виды действий, совершаемых человеком. Поведение отражает отношение человека к обществу, в котором он живет, принятие, либо непринятие им общепринятых норм и законов, степень усвоения личностью общественно важных качеств.

Что мы узнали?

Изучив тему обществознания 10 класса, мы выяснили, что осознанная деятельность имеет свою структуру. К ее элементам относятся цель, средства, действия и результат. Также важным компонентом деятельности, без которого она невозможна – мотив, то есть, то, что побуждает выполнять те или иные действия. Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, также как один мотив может являться причиной разных видов деятельности.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Андрей Куренков

    10/10

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 305.


А какая ваша оценка?

14.1 Мотивация: направление и интенсивность – Принципы управления

  1. Дайте определение мотивации и различайте направление и интенсивность мотивации.

Способность относится к знаниям, навыкам и восприимчивости к обучению, которые человек привносит в задачу или работу. Знания – это то, что знает человек. Умение — это их способность выполнять определенную деятельность (например, сварку или бухгалтерский учет), включая знание того, что от них ожидается (так называемое точное восприятие роли). Восприимчивость к обучению зависит от того, насколько быстро человек усваивает новые знания. Некоторые люди обладают большими способностями, чем другие, и люди с высокими способностями обычно работают лучше, чем люди с низкими способностями (хотя мы увидим, что это не всегда так). 1

Точное восприятие роли показывает, насколько хорошо человек понимает свою организационную роль. Это включает в себя цели (результаты), которых человек должен достичь, и процесс, с помощью которого эти цели будут достигнуты. Сотрудник с точным представлением о роли знает как ожидаемые результаты , так и , как сделать эти результаты реальностью. Неполное или неточное восприятие роли ограничивает способность сотрудников соответствовать ожиданиям, независимо от их способностей и мотивации.

Среда производительности относится к тем факторам, которые влияют на производительность сотрудников, но по существу находятся вне их контроля. Многие факторы окружающей среды влияют на производительность. Одни факторы способствуют производительности, другие ограничивают ее. Текстовый процессор, которому приходится работать с неисправным персональным компьютером, определенно не будет работать на пике производительности, независимо от способностей или желания. Студенты, которые работают полный рабочий день и несут полную нагрузку, могут не так хорошо сдать экзамен, как если бы они могли сократить свое рабочее время, несмотря на то, что они обладают высокими способностями и высокой мотивацией.

Мотивация — четвертый основной фактор, определяющий, хорошо ли человек выполнит задание. Мотивация — это сила внутри или вне тела, которая заряжает, направляет и поддерживает поведение человека. Внутри тела примерами могут быть потребности, личные ценности и цели, в то время как стимул может рассматриваться как сила вне тела. Слово происходит от латинского корня movere , что означает «двигаться». Вообще говоря, мотивация возникает как следствие желания человека (1) удовлетворить неудовлетворенные потребности или (2) разрешить конфликтные мысли, вызывающие тревогу (неприятный опыт). Как мы увидим далее в этой главе, существует множество способов описания и классификации человеческих потребностей. Определенные потребности имеют основополагающее значение для нашего существования, например потребность в еде и воде. Когда мы голодны, мы полны энергии, чтобы удовлетворить эту потребность, добыв и проглотив пищу. Аналогичным образом действуют и другие наши потребности. Когда потребность не удовлетворена, мы мотивированы на поведение, которое ее удовлетворит. То же самое верно и для ситуаций, в которых мы испытываем противоречивые мысли. Когда мы оказываемся в ситуациях, несовместимых с нашими убеждениями, ценностями или ожиданиями, мы пытаемся устранить это несоответствие. Мы либо меняем ситуацию, либо меняем свое восприятие ее. В обоих случаях мотивация возникает из нашего взаимодействия и восприятия конкретной ситуации. Мы воспринимаем ситуацию как удовлетворяющую наши потребности или нет. Таким образом, мотивация является результатом нашего взаимодействия с ситуациями для удовлетворения неудовлетворенных потребностей или разрешения когнитивного диссонанса.

Экспонат 14.3 Том Брэди В Мичиганском университете Том Брэди всегда был дублером перспективных квотербеков и был выбран на драфте в шестом раунде после учебы в колледже. Он прокомментировал: «Многие люди не верят в тебя. К настоящему времени это очевидно, шесть других квотербеков взяты и 198 других пиков. И я всегда думал: «Знаешь что, как только я получу свой шанс, я буду готов». Я действительно воспользуюсь этим». Вместо того, чтобы сдаться, он нанял спортивного психолога, чтобы тот помог ему справиться с постоянным разочарованием. Брэди в конечном итоге стал элитным квотербеком и сейчас считается одним из величайших игроков всех времен. «Думаю, в каком-то смысле у меня всегда была фишка на плече. Если бы вы были 199-й выбор, вы были выбраны 199-м по причине: потому что кто-то не думал, что вы достаточно хороши». Его страсть и мотивация помогли ему достичь этого статуса. (Источник: Brook Ward/flickr/ Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0))

Проще говоря, трудовая мотивация — это количество усилий, которые человек прилагает для достижения определенного уровня производительности труда. Некоторые люди очень стараются хорошо выполнять свою работу. Они много работают, даже если это мешает их семейной жизни. Высоко мотивированные люди идут на «лишнюю милю». Те, кто набрал высокие баллы на экзамене, должны убедиться, что они знают экзаменационный материал в меру своих возможностей, независимо от того, сколько полуночного масла им придется сжечь. Другие ученики, которые не так хорошо учатся, могут просто захотеть свести концы с концами — в конце концов, футбольные матчи и вечеринки намного веселее.

Мотивация представляет большой интерес для работодателей: Все работодатели хотят, чтобы их сотрудники работали с максимальной отдачей. Они прилагают большие усилия для проверки кандидатов, чтобы убедиться, что у них есть необходимые способности и мотивация для хорошей работы. Они стремятся предоставить все необходимые ресурсы и хорошую рабочую среду. Тем не менее, мотивация остается трудным фактором для управления. В результате он получает наибольшее внимание как от организаций, так и от исследователей, которые задают вечный вопрос: «Что мотивирует людей работать хорошо?»

В этой главе мы рассмотрим текущие ответы на этот вопрос. Какие условия труда способствуют мотивации? Как теории мотивации могут помочь нам понять общие принципы, которыми руководствуется организационное поведение? Вместо того, чтобы анализировать, почему тот или иной учащийся усердно готовится к тесту, мы рассмотрим основополагающие принципы нашего общего поведения в различных ситуациях (включая сдачу теста). Мы также обсудим основные теории мотивации, а также их значение для управления и организационного поведения. К концу этой главы вы должны лучше понять, почему одни люди более мотивированы, чем другие. Успешные сотрудники знают, чего они хотят достичь (направление), и упорствуют до тех пор, пока не достигнут своих целей (интенсивность).

До сих пор наше обсуждение подразумевало, что мотивация — это вопрос усилий. Это верно лишь отчасти. Мотивация состоит из двух основных компонентов: направления и интенсивности. Направление — это то, чего человек хочет достичь, что он намеревается сделать. Это подразумевает цель, которую мотивированные люди пытаются «поразить». Эта цель может заключаться в том, чтобы хорошо сдать тест. Или это может быть стремление работать лучше, чем кто-либо другой в рабочей группе. Интенсивность — это то, как усердно людей пытаются достичь своих целей. Интенсивность — это то, что мы считаем усилием. Он представляет собой энергию, которую мы расходуем, чтобы что-то сделать. Если наши усилия ни к чему не приведут, попробуем ли мы другие стратегии, чтобы добиться успеха? (Люди с высокой интенсивностью мотивации настойчивы!)

Важно различать направленность и интенсивность аспектов мотивации. Если или отсутствуют, производительность пострадает. Человек, который знает, чего хочет добиться (направление), но не прилагает больших усилий (интенсивность), не добьется успеха. (Набрать 100 % на экзамене — ваша цель — не получиться, если вы не будете учиться!) И наоборот, люди, у которых нет направления (чего они хотят достичь), скорее всего, тоже не добьются успеха. (В какой-то момент вам придется выбрать специальность, если вы хотите получить высшее образование, даже если у вас есть пятерки.)

Цели сотрудников не всегда совпадают с тем, чего хотят их работодатели. Одним из основных примеров является невыход на работу (некоторые сотрудники называют это «приходом вовремя»). 2 Заниматься своим любимым хобби (ваша цель) в рабочий день (цель вашего работодателя) — конфликт направления; ниже мы рассмотрим некоторые теории о том, почему возникает этот конфликт.

Есть еще одна причина, по которой цели сотрудников иногда противоречат целям их работодателей — иногда работодатели не следят за тем, чтобы сотрудники понимали, чего хочет работодатель. Сотрудники могут иметь большую интенсивность, но плохое направление. Работа руководства заключается в том, чтобы задать направление: должны ли мы делать акцент не только на количестве, но и на качестве? Работать самостоятельно или в команде? Уложиться в сроки за счет затрат? Сотрудники барахтаются без направления. Уточнение направления дает точные восприятие роли, поведение, которое сотрудники, по мнению сотрудников, должны выполнять как члены организации. Сотрудники с точным восприятием роли понимают свое предназначение в организации и то, как выполнение их должностных обязанностей способствует достижению целей организации. Некоторые теоретики мотивации предполагают, что сотрудники знают правильное направление своей работы. Другие нет. Эти различия подчеркнуты при обсуждении теорий мотивации ниже.

На этом этапе, когда мы начинаем обсуждение различных теорий мотивации, уместно спросить: «Почему не существует только одной теории мотивации?» Ответ заключается в том, что разные теории основаны на разных философиях мотивации. Некоторые теоретики предполагают, что люди больше руководствуются потребностями и инстинктами, чем разумными действиями. Их теории содержательной мотивации сосредоточены на содержание того, что мотивирует людей. Другие теоретики сосредотачиваются на процессе мотивации людей. Теории процессной мотивации обращаются к тому, как люди становятся мотивированными, то есть как люди воспринимают ситуацию и думают о ней. Теории содержания и процесса пытаются предсказать мотивацию в различных ситуациях. Однако ни одна из этих теорий не может предсказать, что будет мотивировать человека в данной ситуации в 100% случаев. Учитывая сложность человеческого поведения, «великая теория» мотивации, вероятно, никогда не будет разработана.

Второй резонный вопрос на данный момент: «Какая теория лучше?» Если бы на этот вопрос можно было легко ответить, эта глава была бы довольно короткой. Простой ответ заключается в том, что не существует «одной лучшей теории». Все они были подтверждены исследованиями организационного поведения. У всех есть сильные и слабые стороны. Однако понимание каждой теории является важным шагом на пути к эффективной практике управления.

Проверка концепции

  1. Объясните два фактора мотивации: направление и интенсивность.
  2. Каковы различия между содержательной и процессуальной теориями мотивации?
  3. Будет ли когда-нибудь великая теория мотивации?

Роль мотивации

Это «Роль мотивации», раздел 9.2 из книги «Введение в групповое общение» (версия 0.0). Для получения подробной информации об этом (включая лицензирование) нажмите здесь.

Для получения дополнительной информации об источнике этой книги или о том, почему она доступна бесплатно, посетите домашнюю страницу проекта. Там вы можете просматривать или скачивать дополнительные книги. Чтобы загрузить ZIP-файл с этой книгой для использования в автономном режиме, просто нажмите здесь.

Помогла ли вам эта книга? Рассмотрите возможность передачи:

Помощь Creative Commons

Creative Commons поддерживает свободную культуру от музыки до образования. Их лицензии помогли сделать эту книгу доступной для вас.

Помогите государственной школе

DonorsChoose. org помогает таким людям, как вы, помогать учителям финансировать их классные проекты, от художественных принадлежностей до книг и калькуляторов.

9.2 Роль мотивации

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Эта книга в настоящее время находится в черновой форме; материал не окончательный.

Цели обучения

  1. Различать содержательную и процессную теории мотивации.
  2. Определите пять содержательных теорий мотивации и четыре теории процессов.
  3. Определите три вида действий, которые могут предпринять мотивированные отдельные лица или группы.

Ничто великое никогда не достигалось без энтузиазма.

Ральф Уолдо Эмерсон

В одиночку мы можем сделать так мало; вместе мы можем сделать так много.

Helen Keller

Латинский термин sine qua non буквально означает «без чего нет» или «то, без чего ничто». Другими словами, если что-то является sine qua non , оно абсолютно необходимо. Комментарий Эмерсона указывает на то, что он считал энтузиазм sine qua non величия. Наша позиция в этой книге состоит в том, что мотивация — это sine qua non эффективного группового действия.

As Hoy & MiskelHoy, W.K., & Miskel, C.G. (1982). Управление образованием: теория, исследования и практика (2 и изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. отмечалось, что мотивация включает в себя «сложные силы, которые запускают и поддерживают произвольную деятельность, направленную на достижение личных целей». Короче говоря, быть мотивированным означает иметь энергию и желание заставить ее работать.

Прежде чем мы рассмотрим, что именно мотивация выполняет внутри индивидуума или в группе, мы должны сначала взглянуть на ряд взглядов на то, откуда она берется.

Теории мотивации

Мыслители в области бизнеса, образования, психологии и многих других областей уже давно задавались вопросом и исследовали причины мотивации. Их теории делятся на две основные категории: теории содержания и теории процессов.

Теории содержанияТеории мотивации, которые сосредотачиваются на факторах, которые мотивируют поведение, вознаграждая или подкрепляя его. Мотивация фокусируется на факторах, которые мотивируют поведение, вознаграждая или подкрепляя его. Теории процессов Теории мотивации, которые анализируют взаимодействие факторов, мотивирующих поведение. вместо этого попытайтесь определить, как факторы, мотивирующие поведение, взаимодействуют друг с другом.

Содержательные теории мотивации

Несколько содержательных теорий мотивации были разработаны в середине и конце 20 го века. Вероятно, наиболее известной сегодня является иерархия потребностей Маслоу с ее пятью уровнями, которую мы рассмотрели ранее в этой книге.

Еще одна теория содержания этого периода — теория «ERG» Клейтона Альдерфера. Альдерфер, К.П. (1972). Существование, родство и рост: потребности человека в организационной среде . Нью-Йорк: Свободная пресса. Согласно Альдерферу, потребности людей можно разделить на категории существования, родства и роста. Подобно иерархии Маслоу, модель Альдерфера изображала потребности людей в иерархической форме. Однако она отличалась от иерархии Маслоу как номенклатурой уровней иерархии, так и утверждением о том, что развитие через иерархию происходит в цикле между дифференциацией и расширением осознания посредством новых и сложных переживаний. и интеграция Объединение различных элементов своей личности в новую и более единую форму. Дифференциация — это расширение сознания людей посредством нового и сложного опыта, в то время как интеграция происходит, когда человек объединяет различные элементы своей личности в новую и более единую форму. унифицированная форма. Например, когда вы решаете вступить в новый клуб или организацию, вы сначала встречаете множество людей, чьи привычки и поведение могут быть для вас новыми и, возможно, дезориентирующими. Однако позже вы лучше знакомитесь с тем, как все работает, и чувствуете себя консолидированным и уверенным в своей роли в этой группе.

Третьей содержательной теорией является двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Содержательная теория мотивации Фредерика Герцберга постулирует два вида вознаграждения как часть мотивации. Herzberg, F., Mausner, B. & Snyderman, B. (1959). Мотивация к работе . Нью-Йорк: Уайли. Герцберг классифицировал награды как «мотиваторы» или «гигиену». Он считал, что мотиваторы. В двухфакторной теории Герцберга факторы, которые способствуют удовлетворению, но при отсутствии которых не вызывают неудовлетворенности, включая достижения, признание, ответственность и возможность продвижения в группе, являются факторами, которые способствуют удовлетворению. но которые при отсутствии не вызывают недовольства. Другими словами, мы ценим их, но можем обойтись без них. Гигиена В двухфакторной теории Герцберга факторы, которые не вызывают удовлетворения, когда они присутствуют, но приводят к неудовлетворенности, если они отсутствуют, с другой стороны, такие как деньги, статус и гарантии занятости, не По словам Герцберга, они вызывают удовлетворение, когда они присутствуют, но вызывают неудовлетворенность, если их нет. Таким образом, в некотором смысле это то, что люди считают базовыми минимальными потребностями, и они могут доходить только до предотвращения неудовлетворенности.

Еще две содержательные теории мотивации были определены более современными авторитетами. Кеннет ТомасТомас, К.В. (2000). Внутренняя мотивация на работе: наращивание энергии и приверженности . Сан-Франциско: Берретт-Келер. провел различие между внешними вознаграждениями, возникающими во внешней среде — теми, которые исходят из внешней среды, — и внутренними вознаграждениями, возникающими внутри индивидуума или группы, которые исходят изнутри индивидуума или группы.

Томас считал, что внутреннее вознаграждение с большей вероятностью мотивирует людей, и выделил четыре типа внутренних мотиваторов. Во-первых, это чувство осмысленности. Идея о том, что то, что делает человек или группа, стоит того, то есть идея о том, что то, что делает человек или группа, стоит того. Второе — чувство выбора. Ощущение, что человек или группа могут принимать решения о том, как себя вести, т. е. ощущение, что человек или группа могут принимать решения о том, как себя вести. Третье — чувство компетентности. Вера в то, что человек или группа ведет себя достойно, т. е. вера в то, что человек или группа ведут себя достойно. Четвертый мотиватор — это чувство прогресса. Ощущение, что человек или группа чего-то добиваются, т. е. ощущение, что человек или группа на самом деле чего-то добиваются.

Окончательная содержательная теория мотивации была предложена Steven ReissReiss, S. (2000). Кто я? 16 основных желаний, которые мотивируют наше поведение и определяют нашу личность . Нью-Йорк: Tarcher/Putnam и http://researchnews.osu.edu/archive/whoami.htm и разработан как результат исследования, в котором приняли участие более 6000 человек. На основе статистического анализа своих результатов Рейсс утверждал, что поведение людей мотивируют 16 основных желаний: власть, независимость, любопытство, принятие, порядок, спасение, честь, идеализм, социальные контакты, семья, статус, месть, романтика, еда, физические нагрузки. физические упражнения и спокойствие.

Интересно, что Рейсс утверждал, что 14 из 16 желаний аналогичны желаниям животных и, вероятно, обусловлены генетически. Он также предположил, что мотивы людей существенно различаются от человека к человеку и от группы к группе, потому что рейтинг 16 желаний каждого человека уникален.

Процессуальные теории мотивации

Теоретики, поддерживающие процессные теории мотивации, больше интересуются тем, что запускает, поддерживает и останавливает поведение, чем тем, что в первую очередь мотивирует поведение. В этом разделе мы рассмотрим четыре типа теорий процессов.

Теория ожидания

Теория ожидания Теория процесса мотивации Виктора Врума, которая утверждает, что мотивация людей к поведению зависит от того, верят ли они в получение вознаграждения, нравится ли им вознаграждение и верят ли они, что могут получить вознаграждение. был создан Виктором Врум-Врумом, В. (1964). Работа и мотивация . Нью-Йорк: Уайли. и с тех пор был расширен и популяризирован другими авторитетами. Теория Врума сложна, но ее центральная идея проста: люди, скорее всего, будут мотивированы определенным образом, если они верят: 1) что они получат вознаграждение, 2) что вознаграждение, которое они ожидают получить, является чем-то, что они высоко ценят. и 3) что они могут сделать все возможное, чтобы получить награду.

Вот пример. Если члены команды сотрудников думают, что они получат похвалу от своего начальника, если они сделают яркую презентацию в PowerPoint в рамках порученного им проекта, если они все заботятся о получении похвалы от начальника и если они думают, что они навыки создания презентации, тогда они склонны усердно работать над деятельностью.

Теория атрибуции

Теория атрибуции Теория процесса мотивации, согласно которой люди мотивированы в соответствии с тем, что, по их мнению, лежит в основе действий и отношений других людей. считает, что поведение людей мотивируется тем, как они интерпретируют поведение окружающих их людей. Например, мы можем думать, что то, что заставляет других действовать так, как они, — это комбинация внутренних, личных факторов. С другой стороны, мы можем думать, что их поведение является продуктом переменных среды.

Согласно теории атрибуции, люди на самом деле могут быть мотивированы более значительным вознаграждением за чью-то неудачу, чем за успех. Возьмем случай с командой сотрудников, работающих над проектом. Допустим, в их презентации PowerPoint есть несколько ошибок. Если начальник наблюдает за этим и думает: «Вау, они, должно быть, потратили на это много времени», у него может возникнуть мотивация поздравить команду с тяжелой работой и дать любезный совет по улучшению презентации. С другой стороны, если презентация идеальна, но начальник думает: «Держу пари, начальник отдела в конце коридора показал им, как именно это сделать», у начальника может быть мотивация лишь рутинно подтвердить, что задание выполнено.

Теория целей

Теория целей Теория процесса мотивации, состоящая из семи шагов, посредством которых люди действуют для определения целей и достижения их. Локк, Э.А. (1968). К теории задач мотивации и стимулов. Организационное поведение и деятельность человека, 3 , 157–189. утверждает, что люди мотивированы вести себя определенным образом и продолжать вести себя таким образом, прежде всего потому, что они намерены достичь определенных целей. Это звучит достаточно просто и разумно, но сторонники теории цели считают, что достижение цели на самом деле включает в себя семь шагов. Первые пять шагов вызывают поведение, тогда как последние два поддерживают и регулируют его.

Вот что должен сделать целеполагатель на этих семи этапах: во-первых, изучить и понять свое окружение; во-вторых, оценить, какие элементы окружения представляют для него ценность; в-третьих, произвести эмоциональную оценку возможных вариантов действий; в-четвертых, решить, что может произойти, если он или она будет вести себя определенным образом; в-пятых, решить, насколько вероятно, что желаемые результаты действительно могут быть получены; в-шестых, точно решить, как себя вести; и в-седьмых, примите меры. Авторы этой книги ценят интеллектуальную элегантность теории целей, но задаются вопросом, следовали ли они, вы или кто-либо из нас когда-либо преднамеренно всем этим шагам!

Бихевиоризм

Бихевиоризм Процессная теория мотивации, которая утверждает, что действия людей зависят исключительно от последствий этих действий. вероятно, получила больше внимания и более известна широкой публике, чем любая из трех других теорий, которые мы обсуждали. Б. Ф. Скиннер, Скиннер, Б. Ф. (1974). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Кнопф. самый выдающийся западный представитель бихевиоризма прошлого века писал, что все человеческое поведение представляет собой закономерный процесс, определяемый и контролируемый систематическим и последовательным образом. Кроме того, Скиннер и его сторонники утверждали, что любое поведение является функцией его последствий в окружающей среде. Это означает, что любое действие, которое предпримут люди, будет полностью зависеть от того, что произойдет потом. Если действие воздействует на окружающую среду таким образом, что впоследствии оно усиливает поведение, поведение будет сохраняться или повторяться. С другой стороны, если то, что происходит потом, не усиливает поведение, оно в конце концов прекратится.

В отличие от других теоретиков мотивации, бихевиористы не описывают, что происходит внутри людей, когда они действуют определенным образом. Они не отрицают, что у людей есть чувства и мысли, но в той мере, в какой они вообще имеют дело с такими явлениями, они считают их следствием, а не причиной поведения.

Плоды мотивации

Мы уже установили, что мотивация является необходимым условием функционирования любого человека или группы. Если у нас есть это, мы обладаем способностью действовать.

Итак, что мы можем предпринять? Выделяются три возможности, каждая из которых либо к лучшему, либо к худшему. Прежде всего, мы можем подчиняться желаниям, правилам или ожиданиям других людей. Мы можем быть мотивированы, например, следовать сигналам светофора и знакам «Вход воспрещен».

Во-вторых, мы можем производить результаты или создавать ресурсы для группы. Мотивированные члены политической партии, например, могут готовить или распространять листовки или звонить по телефону в поддержку кандидатов партии.

В-третьих, мы можем решить пожертвовать своим комфортом или безопасностью ради других. Классический пример такого поведения — военная служба.

Обратите внимание: мотивация, откуда бы она ни исходила, обеспечивает способность к действию, но не гарантирует ее. Другими словами, это необходимое, но не достаточное условие для достижения цели. В следующем разделе мы рассмотрим способы создания мотивации и обеспечения того, чтобы люди совершали действия на ее основе.

Key Takeaway

Содержательные теории мотивации концентрируются на вознаграждениях и подкрепляющих факторах, тогда как процессные теории сосредотачиваются на том, что запускает, поддерживает и останавливает поведение в ответ на эти вознаграждения и подкрепления.

Упражнения

  1. Фредерик Герцберг писал, что мотивация людей может поддерживаться только в том случае, если им дается ответственность и возможность чего-то добиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *