Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Каузальная атрибуция в психологии примеры: что это в психологии, примеры, теория и механизм, эффекты, виды, фундаментальные ошибки

что это в психологии, примеры, теория и механизм, эффекты, виды, фундаментальные ошибки

Эффект каузальной атрибуции в социальной психологии – это феномен человеческого восприятия, при котором один индивид объясняет поступки другого, опираясь на свои предположения и умозаключения. При этом он не имеет необходимого количества знаний в конкретной ситуации, поэтому дорисовывает картину у себя в голове. Из статьи читатель узнает, какие основные виды каузальной атрибуции существуют и почему в условиях дефицита информации происходит приписывание причин поведения другому человеку.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Виды каузальной атрибуции
    • Культурные предубеждения
    • Фундаментальная ошибка
    • Участник не является наблюдателем
    • Диспозиционная атрибуция
    • Гипотеза защитной атрибуции
    • Своекорыстная атрибуция
  • Каузальная атрибуция и локус контроля
  • Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
  • Теория Келли

Виды каузальной атрибуции

Определение феномена каузальной атрибуции пришло из латыни (causa означает причину, attribution – приписывание). Чтобы лучше понимать сущность когнитивных искажений, рассмотрим основные типы каузальной атрибуции.

Культурные предубеждения

Под этим термином понимается присваивание определенного поведения человеку в зависимости от его межкультурного различия и происхождения. Например, для нас представители европейской культуры преимущественно индивидуалисты, а азиатской – коллективисты. Также существует большое количество анекдотов о евреях и их склонности схитрить, обмануть.

Фундаментальная ошибка

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции заключается в объяснении поступков других индивидов внутренними факторами, а своих – внешними. Пример из жизни: человек может назвать другого скучным, тогда как свои аналогичные действия он связывает со сложившимися обстоятельствами.

Есть ряд причин появления фундаментальной ошибки:

  • индивид не обращает внимания на особенности, определяемые ролевой группой;
  • собственное поведение индивид считает верным и типичным, тогда как о действиях других судит как о ненормальных;
  • анализ поведения людей на основе действий, которых они не совершали;
  • наличие доверия к фактам, а не суждениям.

Для большего понимания вышесказанного разберем следующий пример. Представьте, что вы с приятелем писали одну контрольную работу или сдавали зачет. Вы получили хорошую оценку, тогда как ваш друг провалил тест. Вам начинает казаться, что он и раньше плохо разбирался в этом предмете. Позже вам начинает казаться, что человек просто ленится и не уделяет внимания своему обучению. Суть этой типичной ошибки состоит в том, что вы не учли объективные факторы. Возможно, ваш приятель не успел подготовиться к зачету из-за семейных обстоятельств. Также не исключено, что у него может быть другой склад ума (гуманитарии, технари).

Или представьте следующую ситуацию. Вы идете по улице и встречаете человека, неспособного твердо стоять на ногах. Многие в подобной ситуации посчитают, что пьян. Значит, он алкоголик, и ему нельзя помочь. Это тоже неверно, ведь высока вероятность, что этому человеку резко стало плохо по пути на работу или учебу.

Внешняя диспозиция заключается в противоположном. Вину за проваленный тест вы возложите не на недостаток своих знаний, а на сложность билета.

Участник не является наблюдателем

Очень часто мы оцениваем других людей сквозь призму собственного мировоззрения. Если мы имеем отношение к какой-либо ситуации, то наше мнение относительно нее может отличаться, т. к. участник и наблюдатель смотрят на обстоятельства с разных сторон. С другой стороны, наше мнение относительно этой ситуации становится иным, если мы становимся ее участником.

Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция – приписывание поведения людей их личности. Например, если таксист ответил вам в грубой форме, вы можете подумать, что он плохой человек. Подавшись внешним факторам, мы характеризуем личность индивида по одному лишь его поступку. Хотя причиной грубого ответа могло послужить плохое настроение человека или сложные жизненные обстоятельства.

Гипотеза защитной атрибуции

Эта гипотеза проявляется в виде убеждений, которые необходимы индивиду для собственной защиты от ощущения беспокойства. Они позволяют ему оправдывать себя при столкновении с проблемами.

Человек с такими предубеждениями часто бросается из крайности в крайность. К примеру, если случилось ДТП, он начинает во всем винить водителя. При этом он может быть убежден, что с ним подобная ситуация однозначно не произойдет.

Своекорыстная атрибуция

Например, если бухгалтера повысили на работе, это событие он начинает приписывать своим профессиональным навыкам. Если же повышение дали его коллеге, тот бухгалтер начинает чувствовать себя недооцененным руководством и начинает думать, что коллега занял его место.

В прошлом ученые полагали, что так человек защищает самооценку. Но позже выяснилось, что своекорыстная атрибуция формируется вследствие влияния внутренних причин.

Каузальная атрибуция и локус контроля

Локус контроля – свойство человека причислять свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Локус демонстрирует, что реакция на конкретную ситуацию выбирается индивидом сознательно. А в случае с каузальной атрибуцией на умозаключения наблюдателя большое влияние оказывают стереотипы и двойные стандарты.

Получив неудовлетворительную оценку, студент может отреагировать двумя способами:

  • признать, что он был недостаточно хорошо подготовлен для сдачи;
  • обвинить в двойке сложный билет или строгого преподавателя.

В отличие от каузальной атрибуции в основе локуса лежит сила воли. Для изменения локуса индивиду необходимо перестать быть жертвой и начать брать ответственность в случае неудачи, даже если большое влияние на последствия оказали причины, мало зависящие от вас.

Каузальная атрибуция и выученная беспомощность

Под понятием «выученная беспомощность» понимается определенное состояние индивида, находясь в котором он отказывается решать свои проблемы, имея все для этого. Это случается, если предыдущие попытки заканчивались неудачей.

Селигман доказал, что после ряда неудач люди прикладывают меньше усилий для решения какой-либо задачи. Индивид начинает думать, что и последующие попытки не приведут к положительному результату.

А теория каузальной атрибуции указывает на то, что индивид не удваивает усилия, чтобы не понижать самооценку. Если он снова потерпит неудачу, то начнет связывать ее с личностными качествами. Тогда как если не прилагать больших усилий, то проблему можно спихнуть на внешние факторы. И это распространенное явление. Как часто вы отказывались от принятия того или иного решения, боясь потерпеть очередную неудачу?

Теория Келли

Теория Келли – модель, появившаяся в 60-х годах XX века. Автор сформировал ее, чтобы определить, должно ли конкретное действие присваиваться внутреннему фактору или обстоятельствам. Слово «ковариация» значит, что у человека есть информация из ряда источников, которую он получил в разные периоды времени.

Келли отметил, что индивид при определении причин поведения людей руководствуется 3 видами доказательств;

  • консенсусом,
  • отличительностью,
  • согласованностью.

Разберем пример. Представьте компанию приятелей, которые пришли на развлекательное шоу. Главного героя зовут Сергей, и ему нравится юмор всех участников. Если остальные друзья также смеются, то консенсус высокий. Если Сергею нравятся шутки отдельного юмориста, то это говорит о высокой отличительности. Если он всегда смеется над шутками симпатизирующего ему комика, значит, согласованность высокая.

Теорию каузальной атрибуции используют в социальной и общей психологии. Полученные результаты можно использовать в любой сфере, включая экономическую. К примеру, для оценки вклада, который внес конкретный участник в корпоративную деятельность группы.

примеры ошибок и их причины

Твое отношение к окружающим людям зачастую формирует специфическое мнение о каждом из них. Однако далеко не всегда в качестве основания используются рациональные доводы. Чаще всего причинно-следственная связь нарушается за счет искажения со стороны эмоционального восприятия и собственных доводов.

В психологии есть вполне понятное объяснение этому феномену. Речь идет о каузальной атрибуции. Именно за счет данной специфической черты твоей психологии окружение иногда видится совсем не таким, какое есть в реальности.

В этой статье:

Примеры каузальной атрибуцииИскажения социального восприятия и их причины

Примеры каузальной атрибуции

Это внутренний аспект человеческого восприятия. Он присущ в определенной степени каждому из нас, так что задумываться о каком-либо отклонении не стоит.

Фото автора Wendy Wei: Pexels

Простыми словами, при отсутствии фактов и прямых доказательств, ты сама додумываешь что-то о человеке и на основании этих выводов формируешь свое отношение к нему.

Чтобы было проще понять, о чем идет речь, вот несколько примеров из реальной жизни:

  • Навешивание «ярлыка».

Собеседник что-то долго объясняет, хотя сама тема кажется очень простой и банальной. Ты мысленно приписываешь ему статус зануды. А вот оппонент, не видя наглядного понимания в глазах, считает, что перед ним стоит недалекий человек, который не в силах быстро усваивать информацию.

В результате вы оба домысливаете друг о друге какие-то факты, не имея для них реального основания. Причем в условиях тесного социального контакта подобное беспочвенное навешивание «ярлыков» способно породить немало неприятных слухов в общественном кругу. Это наглядный пример негативного эффекта каузальной атрибуции.

  • Неспособность трезво оценивать отрицательные стороны.

Представь, что любимый мужчина совершает какое-то серьезное преступление. Так как изначально твое отношение к данному человеку является предвзятым, создается впечатление, что он просто на тот момент находился под давлением непреодолимых обстоятельств.

Что такое каузальная атрибуция?

Даже если преступник полностью признает свою вину, а улики окажутся неоспоримыми, ему не будет приписан злой умысел.

  • Принятие роли жертвы в отношениях.

Подобное проявление каузальной атрибуции тесно связано с неспособностью избавиться от токсичной связи. Человек, на которого направлена агрессия партнера, самостоятельно убеждает себя, что это делается не со зла и в следующий раз подобное не повторится.

Причиной, как и в других примерах, становится приписывание несуществующих качеств супругу или сожителю. К сожалению, такой самообман ни к чему хорошему не приводит.

  • Различия в восприятии одного и того же события.

Представь, что ты договорилась встретиться с друзьями и классно провести вечер. Один из вас серьезно опаздывает, и каждый понимает данный поступок по-своему. Ситуация неизменна, а атрибуции сильно различаются в зависимости от её персонального восприятия. При этом сам поступок определенной эмоциональной окраски не несет.

  • Стремление всему найти объяснение.

Каузальная атрибуция связана с желанием человека знать, что же происходит на самом деле. Чувство неизвестности часто приводит к необъяснимой тревоге и нервозности. Твое сознание автоматически начнет пытаться заполнить пробелы при помощи различных домыслов.

Например, ты сходила на первое свидание, а избранник все никак не звонит. Причину такого поступка узнать не получается, поэтому объяснение приходит само собой: занят на работе, случилась какая-то неприятность, не заинтересовался и т. д.

Искажения социального восприятия и их причины

Каждому выводу всегда предшествует какая-либо база. В психологии есть несколько видов истоков каузальной атрибуции:

  • Ложное согласие.

По сути, ты берешь себя в качестве примера и сравниваешь всех остальных с самопровозглашенными стандартами. Любое отклонение от личной нормы становится в итоге потенциальной патологией, что и вызывает искаженное восприятие другого человека.

Giphy

Такое проявление каузальной атрибуции нередко соседствует с эгоизмом и его крайней формой – нарциссизмом. А это ужу является патологическим изменением сознания.

  • Доверие только состоявшемуся факту.

Если ты принимаешь во внимание исключительно очевидные вещи, то всегда упускаешь значимость подтекста. Следовательно, не видишь причины, которая стала триггером для последующего развития событий.

Вот наглядный пример. Ты идешь по улице и видишь, как ругаются парень с девушкой. Слыша, как сильно кричит молодой человек и наблюдая слезы его партнерши, сразу же напрашивается оценочная реакция в виде осуждения юноши. Ему моментально приписываются все немыслимые негативные качества: тиран, грубиян, оказывает давление, пренебрегает мнением и т. д.

А вот причина ссоры игнорируется, так как ты её банально не знаешь. И наверняка правда смогла бы в корне изменить оценку. Что если девушка испытывала беспочвенную ненависть к домашнему питомцу парня и втайне от него отравила любимую собаку, которую тот с детства обожал? Наверняка подобная информация заставила тебя осуждать уже не молодого человека.

  • Приписывание социальному статусу определенных качеств.

В этом случае речь идет об игнорировании личностных особенностей каждого человека. На первый план выступает его роль и положение в обществе.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Например, большинство людей осуждает ярко и стильно одетых матерей, так как автоматически приписывает всем женщинам, у которых есть дети, необходимость быть серыми, неприметными и неухоженными.

  • Недооценивание ситуации или персональных качеств человека.

Ты наверняка часто слышишь, что неудача – это банальное отсутствие должной мотивации или стараний. И наоборот, положительный результат называют простой удачей и совпадением (оказался в нужном месте и в подходящее время).

В этом случае можно говорить о недооценивании обстоятельств. Человек мог проиграть конкурс не из-за отсутствия определенных качеств, а только потому, что исход уже был предрешен более влиятельными людьми. А вот удача чаще всего является следствием упорного труда, что довольно часто предпочитают не замечать, чтобы оправдать собственное нежелание что-то делать.

  • Отрицание неравных условий.

Даже если два человека обладают полностью идентичными способностями, то в одинаковой ситуации они могут показать себя по-разному. Причиной является контекст, который часто упускается из вида. Например, у одного из претендентов на руководящую должность есть влиятельный родственник, который заочно уже решил все вопросы.

В результате одному претенденту приписываются более высокие качества, а ко второму отношение становится предвзятым. Считается, что при равных способностях он просто не сумел проявить себя должным образом.

Image by John Hain from Pixabay
  • Нежелание брать ответственность.

Да, это тоже одна из разновидностей каузальной атрибуции. Если ты начинаешь оправдывать свою лень или отрицательный результат деятельности влиянием общества, погоды, генетики и прочими независимыми факторами, следовательно, имеет место искажение восприятия.

Особенно ярко такая тенденция прослеживается в понятия кармы, наказания свыше, судьбы или «закона бумеранга». То есть, жизнь наполнена неудачами, потому что так изначально было предрешено.

Если из-за острого проявления каузальной атрибуции в твоей жизни возникают проблемы, её необходимо научиться видеть и контролировать. Избегай оценочного суждения и приписывания другому человеку неизвестных качеств. Найди в себе силы признавать истинную причину своих неудач и не перекладывай их на непреодолимые обстоятельства.

Теория атрибуции в электронном обучении: типы, измерения и этапы

VLADGRIN/Shutterstock.com

Резюме: Теория атрибуции в значительной степени опирается на причину и следствие, мотивацию и поведение человека. В этой статье я рассмотрю, как эти 3 элемента объединяются, чтобы создать эффективное сочетание электронного обучения, выделяя типы, измерения и ключевые этапы, которые Теория атрибуции может применяться в электронном обучении.

Хайдер впервые представил теорию атрибуции в 1958, который предполагает, что учащиеся по своей природе пытаются выяснить, почему люди демонстрируют определенное поведение. Затем они должны определить, связано ли поведение с самой ситуацией или с внутренними факторами. Люди также приписывают результаты или достижения конкретным чертам или условиям. Например, они могут сделать вывод, что другому человеку просто повезло или у него сильная рабочая этика.

Хайдер резюмировал применение теории атрибуции в образовательных учреждениях и ее влияние на мотивацию к обучению, заявив: «Причинные атрибуции определяют аффективные реакции на успех и неудачу. Например, человек вряд ли будет испытывать гордость за успех или чувство компетентности. , при получении пятерки от учителя, который ставит только эту оценку».

Типы теории атрибуции

В соответствии с теорией атрибуции существует два типа атрибуции, которые люди используют для объяснения определенного поведения или действия:

  1. Внутренние
    Эта форма атрибуции включает внутренние факторы, а не внешние источники. Например, учащийся, который наблюдает, как кто-то проявляет определенное поведение, может приписать это системе убеждений или чертам человека. Однако они не предполагают автоматически, что это было вызвано внешним триггером.
  2. Внешний
    Этот тип атрибуции связан с внешним событием или стимулом. Например, человек может наблюдать за тем, как один из его сверстников ведет себя определенным образом, и приписывать это ситуации, в которой он находится, или поведению окружающих.

Измерения теории атрибуции

Бернард Вайнер предположил, что есть четыре ключевых фактора, которые оказывают непосредственное влияние на атрибуцию: усилия, удача, сложность задачи и способности. Далее он заявил, что эти факторы можно разделить на три отдельных измерения:

  1. Локус контроля
    Это определяется как убеждение учащегося в том, что его поведение мотивировано внутренними   или внешними причинами. Локус контроля оказывает прямое влияние на эмоции, связанные с атрибуцией . Например, если человек искренне верит, что он прошел тест, потому что много учился и работал, то он почувствует чувство выполненного долга. С другой стороны, если бы они приписывали это удаче или считали, что испытание было недостаточно сложным, они бы не испытывали того же чувства достижения.
  2. Стабильность
    Вероятность того, что причина атрибуции изменится с течением времени. Например, если человеку не удается получить продвижение по службе, он может объяснить это отсутствием способностей. Это указывает на нестабильность, потому что человек может развивать свои навыки и приобретать опыт, чтобы в конечном итоге изменить результат. Это не постоянная ситуация, ее можно изменить, изменив поведение.
  3. Управляемость
    Непосредственно относится к восприятию человеком контроля над поведением, действием или ситуацией. Например, если сотрудник считает, что его пропустили при продвижении по службе, потому что он не нравится начальнику, он не может это контролировать. В результате они могут просто сдаться из-за того, что ситуация «не в их руках».

Применение 3 этапов теории атрибуции в электронном обучении

Процесс атрибуции включает в себя три обязательных этапа:

Мотивация является важным компонентом любого курса электронного обучения , независимо от желаемого результата или предмета. Применение теории атрибуции в электронном обучении дает вам возможность показать онлайн-учащимся, что тяжелая работа и самоотверженность могут иметь большое значение, когда дело доходит до достижения их целей.

Теория атрибуции — это лишь один из многих подходов к разработке учебных материалов, которые вы можете использовать для разработки своего курса электронного обучения. Прочтите статью «Модели и теории учебного дизайна» , в котором представлен подробный обзор лучших моделей учебного дизайна, которые вы, возможно, захотите рассмотреть для своего следующего курса электронного обучения.

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

Теория атрибуции: происхождение, развитие и последствия

4 минуты

Последнее обновление: 29 апреля 2018 г.

Все мы интерпретируем поведение. Мы интерпретируем собственное поведение и поведение других. Теория атрибуции — это психологическая теория, которая объясняет, как мы интерпретируем поведение. Принадлежа к области социальной психологии, она была в первую очередь разработана Хайдером. Он определил это как метод оценки того, как люди воспринимают свое поведение и поведение других.

Теория атрибуции Хайдера пытается проанализировать, как мы объясняем поведение других людей. Он также анализирует, как мы объясняем жизненные события: как мы приписываем поведение. Хайдер считал, что мы склонны приписывать поведение других людей одному из двух факторов:

  • внутренним причинам (личностным качествам, интеллекту, мотивации и т. д.)
  • внешние причины (удача, контекст, действия третьих лиц и т.д.)

Причины каузальных атрибуций

Теория атрибуции Хайдера различает внутренние и внешние атрибуции. Позже Бертран Вайнер добавил к теории еще два фактора. Атрибуции Хайдера стали называть локусом контроля. К этому Вайнер добавил устойчивость и управляемость. Давайте поговорим подробнее о каждом из этих факторов:

  • Локус контроля : внутренний или внешний, в зависимости от человека или контекста. Это связано с самооценкой. Человек, который приписывает свои неудачи личным факторам, заметит заметное снижение самооценки. Он использует внутренний локус контроля.
  • Стабильность: оценка, которую мы делаем относительно стабильности в тот момент, когда поведение имеет место. Это относится к продолжительности причины. Если субъект приписывает свою неудачу факторам, которые он считает стабильными во времени (например, сложность гонки), его мотивация к успеху снизится. Если, с другой стороны, он приписывает это нестабильным факторам, его стремление к успеху не уменьшится.
  • Управляемость : обусловлена ​​ли интерпретация внешними факторами, которые не зависят от человека, или внутренними факторами, которые зависят. Внешний фактор может быть просто невезение . Внутренний фактор отсутствие навыков . Когда кто-то решит, что причина связана с внутренними факторами, его желание добиться успеха упадет.

Поведенческие атрибуции

Причинные атрибуции, как видите, могут относиться к поведению других людей или к вашему собственному. При этом эти атрибуции могут иметь внутренний или внешний локус. Они могут быть стабильными или нестабильными. Кроме того, управляемость может быть внутренней или внешней. Различные комбинации, возникающие из этих возможностей, кое-что говорят о мотивации и самооценке.

Например, если молодая женщина выигрывает гонку, вы можете сказать, что это потому, что она усердно тренировалась и хорошо подготовилась. Это внутренняя атрибуция, относящаяся к человеку. С другой стороны, кто-то может сказать, что она выиграла, потому что не было хорошей конкуренции. Или что другие участники не были готовы. И то, и другое было бы внешней атрибуцией.

Наиболее позитивными атрибуциями являются внутренние атрибуции успеха, которые приписывают стабильность и управляемость. Этот тип атрибуции повышает самооценку и мотивацию. С другой стороны, если те же атрибуции применяются к неудачам, то снижается самооценка и мотивация.

Различия в каузальных атрибуциях

Один и тот же человек может делать разные каузальные атрибуции в отношении сходных событий. Точно так же разные люди могут делать разные каузальные атрибуции одного и того же события. Например, некоторые люди могут подумать, что вы провалили тест, потому что не были способны (внутренняя и стабильная причина). Другие люди думают, что это связано со сложностью теста (внешняя и нестабильная причина). Эти вариации, помимо влияния на самооценку и мотивацию, также имеют важное влияние на наши   ожидания.

Когда мы интерпретируем поведение, мы используем эвристику и предубеждения, которые приводят нас к ошибочным атрибуциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *