Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Классификацию познавательных процессов предложил: Психология познавательных процессов – курс на ПостНауке

Содержание

«Познавательные психические процессы»



При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru

ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
для специальности Фармация

ОП.00 Общепрофессиональный цикл
ОП. 14 Психология
Тема 1.2. Психические познавательные процессы
Практическое занятие № 1

Тема «Психические познавательные процессы»

Составил преподаватель:

С.Н. Луковникова

О.П. Третьякова

Братск, 2013
Тема занятия: « Познавательные психические процессы».

Продолжительность занятия – 180 минут

Цели занятия:

Учебная:

— закреплять знания о видах и свойствах памяти, классификации ощущений, видах воображения;

— знакомить с тестовыми методиками, направленными на исследование познавательных психических процессов.
В результате изучения темы студент должен:

уметь:

— развивать логическое мышление, память, внимание, речь;

— создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.


знать:

— задачи и методы психологии

— виды и свойства памяти, классификации ощущений, виды воображения;

— тестовые методики, направленные на исследование познавательных психических процессов

должен владеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

Методическое оснащение занятия:

— методическая разработка для студентов

— методическое обеспечение занятия: бланки и стимульные материалы к тестовым методикам.
Место проведения

Учебная аудитория

Литература:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Петрова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 320с.

2. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учеб. пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
Электронный учебник:
1. Спринц А.М. Медицинская психология с элементами психологии: учебник для средних медицинских заведении /А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Е.П. Шатова 2-е изд. и доп. – СПб.: 2009 – 447с.

План занятия


  1. Вводная часть – 20 минут

— организационный момент;

— мотивация занятия;

— контроль исходного уровня.

2. Основная часть — 125

практическая часть: выполнение тестовых заданий на определение уровня развития психических процессов: памяти (кратковременной, оперативной, долговременной), внимания, ассоциативного мышления, понятийного мышления;

— методика на исследование внимания «Корректурные пробы»;

— методика для исследования ассоциативного мышления «Направленный ассоциативный эксперимент»;

— методика для исследования памяти «10 слов»;

— обсуждение результатов тестирования. Чтение сообщений по теме «Методы развития познавательных психических процессов».

3. Заключительная часть – 35 минут

— контроль итогового уровня знаний студентов: итоговый тест;

— подведение итогов, анализ работы;

— домашнее задание.

Ход занятия


  1. Откройте тетрадь и запишите тему занятия «Психические познавательные процессы»

Мотивация занятия:

Психология – наука о психике. Мозг – носитель психики. Основная функция сознания – сбор, хранение и использование полученных знаний на практике. Познавательные психические процессы – инструмент для получения знаний. Развитие психических познавательных процессов – залог поддержания ясности сознания до глубокой старости.


  1. Ответьте устно на вопросы:

1. Какие познавательные процессы вы знаете?

2. Виды восприятия.

3. Функции внимания.

4. Виды памяти.

5. Функции и виды воображения

3. Практическая часть: для диагностики уровня развития ваших познавательных процессов нам необходимо выполнить задания тестов каждый предложенный тест выполняется самостоятельно на отдельном листе бумаги, или тестовом бланке. Готовые комплекты лежат перед вами. Перед выполнением каждого теста необходимо внимательно прослушать или прочитать инструкцию. Будьте внимательны, некоторые задания выполняются на время.

методика на исследование внимания «Корректурные пробы» (Приложение №1)

Цель: исследование особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости;

Обсуждение результатов тестирования

Составления рекомендаций
— методика для исследования ассоциативного мышления «Направленный ассоциативный эксперимент» (Приложение №2)

Цель: изучить особенности ассоциативного мышления, лингвистического запаса испытуемых;

Обсуждение результатов тестирования

Составления рекомендаций
— методика для исследования памяти «10 слов»

Цель: исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Также может использоваться для оценки состояния произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями.

Обсуждение результатов тестирования

Составления рекомендаций
— методика «Исключение понятий» (Приложение №4)

Цель: исследование способности к классификации и анализу.

Обсуждение результатов тестирования

Составления рекомендаций
4.Чтение сообщений по теме «Методы развития познавательных психических процессов».
5.Ответьте на вопросы итогового теста по теме (Приложение 5)
6. Ответьте на вопросы

— роль психических процессов в жизни человека

— способы развития психических познавательных процессов

7. Подведение итогов

— выявление недостатков при изучении темы и пути их устранения;

— рекомендации по дальнейшему углублению знаний по теме;

— оценивание работы студента на практическом занятии.

8. Домашнее задание

Законспектировать методы работы с пациентами имеющими патологию познавательных процессов

Литература для подготовки:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Петрова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 320с.

2. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учеб. пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
Электронный учебник:
1. Спринц А.М. Медицинская психология с элементами психологии: учебник для средних медицинских заведении /А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Е.П. Шатова 2-е изд. и доп. – СПб.: 2009 – 447с.

Приложение 1

Корректурная проба Бурдона

Для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости используется корректурная проба Бурдона. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости. Ограничений по применению методики практически нет.

Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам, в произвольном порядке расположены буквы русского алфавита. Респонденту предлагается вычеркивать в строчках 4 буквы — А, Н, К и О. Общее время выполнения задания 5 мин.

Инструкция: «Перед Вами находится лист, на котором напечатаны буквы. Ваша задача — просматривая построчно буквы зачеркивать буквы А, Н, К и О. Работа выполняется в течение 5 минут».

Обработка: обработка производится путем наложения ключа. Подсчитывается количество правильно зачеркнутых букв и количество пропущенных. В результате можно количественно выразить:

1. Уровень концентрации внимания

К= (П1 — П2 3

) : П х 100%, где

 П1 — сумма правильно зачеркнутых букв, П2 сумма пропущенных букв, П3 — сумма ошибочно зачеркнутых букв, П — общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.

Для оценки концентрации внимания в психотехнике принята следующая шкала:

очень хорошая — 81 -100%; хорошая — 61 — 80%; средняя — 41 — 60%; плохая — 21 — 40% ; очень плохая — 0 — 20%

2. Показатель скорости выполнения задания

А= S : t, где S — количество знаков в проработанной части задания, t — время затраченное на эту часть.

 3. Переключаемость внимания C= S0 : S x 100%, где S0 — количество ошибочно проработанных строк, S

— общее количество строк проработанных испытуемым.

 

Переключаемость внимания требует несколько иной инструкции, поэтому если возникает желание исследовать это свойство данной методикой необходимо проведение отдельного эксперимента. В инструкции ребенку следует сказать, что ему необходимо в четных строках вычеркивать /например, А и К/, а в четных

Н и О.

Благодаря возможности количественного выражения свойств внимания, можно нарисовать графики, которые будут наглядно показывать изменение за единицу времени /30 с или 60 с/

— скорости работы,
— количества ошибок.

Наличие графиков облегчает анализ процессов утомляемости, колебаний внимания.

Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления. Отсутствие ошибок свидетельствует о врабатываемости и достаточной устойчивости внимания, о его малой истощаемости.

Приложение 2

Методика ассоциативный направленный эксперимент

Инструкция для испытуемых: «В ответ на предъявленное слово-стимул запишите слово противоположного значения (антоним)».
Список слов-стимулов.
1. Злость
2.Господин
3. Нерасторопность
4. Позор
5.Соперник
6. Черный
7. Прыгать
8. Красивый
9. Целина
10. Гуманность
11.Смех
12. Атака
13.Буря
14.Скука
15. Беда
16. Вершина
17. Тусклый
18. Любить
19.Суша
20. Культура
21. Женщина
22. Ребенок
23. Находка
24. Надежда
25. Мороз
26. Работа
27.Гладкий
28. Взять
29. Похвала
30.Адажио
Приложение 3
Методика «Исключение понятий»

 Методика предназначена для исследования способности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты вам необходимо найти эти слова и вычеркнуть их.

 

Тестовое задание

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Приложение 4

Тест

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

1. Темперамент относится:

а) к процессам; б) к свойствам в) к состояниям.

2. Ощущение — это:

а) анатомо-физиологическая единица, ответственная за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной
модальности; •

б) построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного
взаимодействия с ними;

в) взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный
и эмоциональный аспекты.

3. Не является познавательным процессом:

а) мышление; б) воображение; в) память; г) внимание; д) восприятие

4. Закончите предложение:

Ностителем психики в организме человека является

5. Память — это:

а) измененное состояние сознания;

б) относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в
социальный контекст;

в) когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта;

г) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений.

6. Отвечает за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности:
а) аппетенция; б) анализатор; в) паттерн; г)плацебо

7. За прием и обработку ощущения голода отвечают:

а) интерорецепторы; б) экстерорецепторы; в) проприорецепторы.

8. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде
всего в форме осознания ощущения. Является характеристикой чувствительности сенсорной системы:

а) максимальный порог ощущения; б) минимальный порог ощущения; в) абсолютный порог ощущения.

9. За обработку всех тактильных ощущений отвечает:

а) затылочная зона; б) височная доля; в) теменная для; г) лобная доля

10. Основная функция психики:

а) отражение; б) познание; в) адаптация к среде; г) преображение образов на картину внутреннего мира

11. Слух относитсяк:

а) контактным ощущениям; б) к дистантным ощущениям; в)к глубинным ощущениям.

12. Ведущим свойством ощущений является:

а) константность; б) целостность; в) адаптивность


  1. В процессе жизнедеятельности формируется:

а) ощущение; б) восприятие; в) память; г) внимание.

  1. Существуют ли эмоциональные психические процессы? а) да б) нет

15. Самым крепким видом памяти является:

а) эмоциональная; б) зрительная; в) обонятельная; г) двигательная

16. Объем памяти человека:

а) 3 объекта б) 10 объектов; в) 7 объектов

17. Физиологической основой памяти является:

а) электрическая деятельность мозга; б) деление нервных клеток; в) передача информации между нейронами на

белковом уровне; г) миелинизация нервных окончаний.

18. Сопоставьте правильно:


1. концентрация

А) возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности

2. объем

Б) способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой

3. переключение

В) степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности

4. устойчивость

Г) количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно

5 распределение

Д) время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности;

19. Какой психический процесс не присутствует у животных?

а) внимание; б) память; в) ощущение; г) восприятие; д) мышление

что это такое и как их усовершенствовать?

С момента рождения человек непрерывно развивается, становится сильнее и умнее, приспосабливается к внешним условиям. И на каждом этапе развития совершенствует психические процессы: речь, мышление, воображение, запоминание. Раскрыть объемную тему психических процессов в одной статье невозможно. Рассказываем о базовых понятиях, общей классификации, устройстве и проявлениях человеческой психики.

Что такое психические процессы?

Психические процессы — это все формы психической активности, которые дают человеку сведения об окружающем мире на разных уровнях, а также организуют полученные знания таким образом, чтобы их можно было сохранить и воспроизвести. Это все каналы общения человека с миром: ощущения, речь, память, эмоции. То, что всегда рядом с нами и внутри нас. У каждого психического процесса есть ряд характерных только для него черт и закономерностей, но все они тесно взаимосвязаны друг с другом, сливаясь в одну целостную архитектуру психики.

Психические процессы отражают действительность через разные формы нейропсихических явлений. Они предоставляют «материал» для образования структурных единиц внутреннего мира человека и противопоставляются всем телесным или физиологическим реакциям организма.

Психические процессы:

  • Вызываются внутренними раздражителями нервной системы, а также воздействиями извне.
  • Имеют свое начало, развитие и конец, которые проявляются разными реакциями психики.
  • Завершение одного этапа связано с началом следующего. В этом заключается принцип непрерывности психики в моменты бодрствования.
  • Не просто оставляют «отпечаток» от внешних раздражителей, но соотносит его с картиной личного опыта и стороннего наблюдения за окружающим миром.
  • Не только «оживляют», но «одушевляют» организм.

Психические процессы вместе со свойствами и состояниями личности принимают участие в организации всех форм проявления психики. Но состояния психики статичны, а процессы – динамическая структура, которая не просто участвует в жизнедеятельности, но развивается в ней. То есть усовершенствуется всю жизнь человека. Психологические процессы вместе с врожденными особенностями и внешними условиями формируют психические особенности личности: темперамент, характер, мотивацию, способности.

Пройти тест на темперамент

Психологическая метафора для лучшего понимания психических процессов.

Психологию, даже прикладную, невозможно назвать точной наукой. Понять ее человеку без специальных знаний или технарю, который привык мыслить формулами, непросто. Чтобы привязать сложный научный язык к повседневному опыту, ученые используют метафоры. Для объяснения сути психических процессов психологи используют метафору «Автобус»:

  • Представьте, что вы водитель автобуса, который едет по маршруту «длинною в жизнь».
  • На каждой остановке вы подбираете разных пассажиров. Это личные воспоминания, телесные ощущения, привязанности, мысли, эмоции, знания, привычки, навыки.
  • Некоторые пассажиры вам симпатичны. Такие милые, они вызывают только положительные ассоциации. Это воплощение ваших приятных воспоминаний, которые хочется сохранить подольше.
  • Есть такие, что вам неприятны. Это злобные, агрессивные пассажиры. Вам хочется, чтобы они поскорее вышли или пересели в другой автобус. Они воплощают вашу боль, травмирующие воспоминания.
  • Постепенно пассажиров набирается так много, что они хотят сами управлять автобусом или изменить маршрут.
  • Вы как водитель должны принять решение: смириться с их требованиями, отдать управление, высадить прямо на ходу или попытаться с ними договориться. Но стоит помнить: если ваш маршрут будет зависеть только от воли пассажиров, жизнь станет невыносимой. А при неудачном стечении обстоятельств может случиться авария – личностное расстройство.
  • Но есть другое решение: сделать остановку, познакомиться со всеми пассажирами, оценить их сильные или слабые стороны, принять их и перестать бороться. А после – следовать туда, куда нужно именно вам.

Феноменология проявлений человеческой психики.

Психические процессы – центральный предмет исследования науки психологии, внутри которого накапливаются знания о том, как взаимодействуют, формируются, развиваются, функционируют разные проявления психики. Но, несмотря на нарастающее обилие фактов, единой общепризнанной классификации психических процессов нет.

Базовая классификация.

К общепринятому пониманию психики привели труды многих ученых. Это работы П. К. Анохина, И. М. Сеченова, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова. Одним из самых первых считается деление на разум, чувство, волю. Но сегодня наиболее полной признана типология, советско-американского психолога Льва Веккера. Он предложил различать две группы процессов:

  • Познавательные (ощущение, восприятие, мышление). С их помощью человек получает и обновляет необходимые знания. В свою очередь делятся на две ступени. Первая – это чувственное познание, которое человек получает при воздействии раздражителей на органы чувств. Вторая – это образы, возникающие после переработки первичной информации. Вторая ступень обеспечивает рациональное познание мира.
  • Сквозные (память, внимание, воображение). Связаны с нервными проявлениями, которые организуются на нейронном уровне, «пронизывают» сознание и образовывают ось психологического времени. Поэтому они называются сквозными.

Классификация по Веккеру описывает две оси психических процессов, которые взаимодействуя друг с другом, помогают человеку участвовать в познании, регулировать деятельность, приобретать и практически применять знания, навыки, привычки.

Пройти тест на психику

В некоторых классификациях добавляют еще две группы:

  • Регуляционно-волевые. Благодаря волевым усилиям человек сознательно управляет своими мыслями, чувствами, побуждениями, поведением, высказываниями для того, чтобы преодолевать внешние или внутренние трудности.
  • Коммуникативные. Обеспечивают взаимодействие людей при выполнении конкретных задач или во время общения.

Классификация психологических процессов выстраивается по восходящей иерархии, отображающей стадии знакомства личности с миром. Сначала ребенок непосредственно контактирует с окружением, с помощью органов восприятия познает объекты, природу, людей. Постепенно развивается чувствительность, формируются ощущения. Ощущения дают базовый материал для представлений, сложных образов. Далее результаты общения с миром записываются в памяти, развивается интеллект, речь. Без них человек не может взаимодействовать с другими людьми, играть, трудиться или обучаться. Зрелая психика оперирует старыми образами, создает новые через воображение, познает свойства мира через мышление, включает сознательную саморегуляцию. Иногда восприятие искажается, создавая иллюзии, фантазии, галлюцинации.

Составные элементы психики.

Деление психики на психические процессы – это условное разделение на составные элементы:

  • Ощущение. Психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды (зрение, слух, вкусовые, вестибулярные, двигательные и тактильные ощущения).
  • Восприятие. Формирование целостного образа внешних предметов или явлений.
  • Мышление. Высшая, наиболее сложная форма познания реального мира, построенная на двух принципиально различных механизмах: получение знаний и собственные умозаключения.
  • Сознание. Высший уровень развития психики и внутренний мир человека.
  • Речь. Инструмент вербального общения, который помогает передавать и усваивать информацию, общаться, думать, размышлять, фантазировать, развивать интеллект.
  • Внимание. Избирательная направленность на предмет, сосредоточенность на объекте познания.
  • Память. Способность запечатлеть, сохранить, воспроизводить опыт в нужный момент, умение накапливать впечатления, сведения, навыки, программы поведения.
  • Запоминание. Умение закрепить в памяти новую информацию, соотнести ее с уже полученным знанием (сюда же относят механизмы забывания).
  • Воображение. Способность преобразовывать полученные из прежнего опыта впечатления, создавать на их основе новые образы, представления, картины.
  • Сенсорная абстракция. Способность психики порождать чувственные образы из звукового потока (в зависимости от тембра, ритма, громкости голоса, проставленных акцентов, ударений).
  • Ассоциации. Умение формировать в сознании новые образы с учетом прошлого опыта, знаний, телесных ощущений.
  • Творчество. Деятельность, в результате которой человек создает новые идеи, предметы, духовные или материальные ценности.
  • Потребности. Ощущение физиологического или психологического недостатка в чем-либо, которое проявляется в зависимости от ситуации.
  • Эмоции. Особые состояния, проявляющиеся переживанием значимых ситуаций, явлений или событий в течение жизни.
  • Сила воли. Способность организовать свои психофизиологические ресурсы так, чтобы развить личность, аккумулировать энергию для достижения заметных результатов.

Пройти тест на тип личности

Как усовершенствовать свои психические процессы?

В организме все настолько тесно взаимосвязано, что «прокачка» одного психологического свойства автоматически улучшает другие. Например, невозможно усилить внимание без улучшения памяти, память – без запоминания, запоминание – без восприятия. Но есть одно качество, без которого развить другие очень сложно. Это сила воли. Можно точно сказать, что каждое решение, каждое действие, каждый поступок зависят от того, насколько развита у человека сила воли.

К счастью, недостаток силы воли не приговор. Ее можно укрепить и развить в любом возрасте. Вот несколько советов как развить силу воли.

  1. Поставить перед собой цель. Чтобы пробудить силу воли нужно понять, чего и почему мы хотим и как собираемся этого достигать.
  2. Планировать. Время без планирования куда-то девается, а жизнь превращается в хаос. Особенно, когда силы воли еще недостаточно крепка, чтобы круглосуточно контролировать ситуацию. Планирование поможет правильно распределить работу, время, силы, чтобы совершить намеченное, но не чувствовать себя опустошенным.
  3. Заключить пари или дать публичное обещание. Сказанное только себе легко нарушить. Зато публичное обещание не позволит просто так отступить от намеченного. Тем более, если завести привычку регулярно отчитываться перед друзьями о сделанном.
  4. Укреплять самоконтроль. Сила воли похожа на мышцу, которая слишком быстро истощается при таком обилии искушений. Самоконтроль помогает справляться с мелкими соблазнами, чтобы не навредить себе в будущем.
  5. Следить за распорядком дня. Как любая мышца в организме, сила воли потребляет много энергии. Чтобы пополнять энергию сопротивления соблазнам, нужно высыпаться, заниматься спортом, общаться с друзьями, придерживаться правильно питания.
  6. Не корить себя. Силу воли истощают не только соблазны, но и постоянное чувство вины. Нет смысла ждать от мышц беспредельной физической силы, а от психики – безлимитной силы воли. Нужно помнить, что ментальная волевая мышца требует не только тренировок, но и отдыха.

Психические процессы – научная тема, которая тесно связана с повседневной жизнью. Знания о том, как устроены психика, мозг, сила воли, интеллект дают ответы на многие, хоть и достаточно противоречивые вопросы: как устроен мир, как устроены люди и их отношения. Но главное – дают глубокое понимание себя, возможность получить контроль над своей жизнью и регулировать баланс.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Классификация (познавательный процесс) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Показатель


Эта статья посвящена когнитивному процессу, для более общего обсуждения и философии см. Категоризацию.

Классификация или когнитивный процесс, в котором идеи и объекты распознаются, дифференцируются и понимаются. Классификация подразумевает, что объекты группируются в категории, обычно для какой-то конкретной цели. В идеале категория освещает отношения между субъектами и объектами познания. Категоризация является фундаментальной в принятии решений и во всех видах взаимодействия с окружающей средой. Однако существуют разные подходы к категоризации.

Содержание

  • 1 Представление когнитивной науки
  • 2 Теория прототипа
  • 3 Теория определяющих атрибутов
  • 4 Теория на основе образцов
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки и библиография
  • 7 Ключевые тексты
    • 7.1 Книги
    • 7.2 Документы
  • 8 Дополнительный материал
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Бумаги
  • 9 Внешние ссылки

Cognitive science view

В последние годы категоризация переместилась из области философских рассуждений в область когнитивных научных исследований. Был создан ряд проверяемых теорий и достигнут экспериментальный прогресс.

Теория прототипов

Основная статья: Теория прототипов

После исследования Элеоноры Рош и Джорджа Лакоффа в 1970-х годах категоризация также может рассматриваться как процесс группировки вещей на основе прототипов — идеи необходимого и достаточные условия почти никогда не выполняются в категориях естественных вещей. Также было высказано предположение, что категоризация, основанная на прототипах, является основой человеческого развития и что это обучение основано на изучении мира через воплощение.

Теория определяющих атрибутов

Теория, основанная на образцах

Когнитивный подход допускает, что естественные категории градуированы (они имеют тенденцию быть нечеткими в своих границах) и непостоянны в статусе составляющих их членов.

Системы категорий объективно не находятся «вовне» в мире, но уходят своими корнями в человеческий опыт. Концептуальные категории не идентичны для разных культур или даже для каждого человека в одной и той же культуре.

Категории образуют часть иерархической структуры применительно к таким предметам, как таксономия в биологической классификации: более высокий уровень: уровень форм жизни, средний уровень: родовой уровень или уровень рода и нижний уровень: уровень видов. Их можно отличить по определенным признакам, которые помещают предмет в его отличительную категорию. Но даже они могут быть произвольными и подлежать пересмотру.

Категории на среднем уровне перцептивно и концептуально более заметны. Общий уровень категории имеет тенденцию вызывать наибольшее количество откликов и самых богатых образов и, по-видимому, является психологически базовым уровнем. Типичные таксономии в зоологии, например, демонстрируют категоризацию на уровне воплощения, при этом сходства приводят к формулированию «высших» категорий, а различия приводят к дифференциации внутри категорий.

См. также

  • Категориальное восприятие
  • Выбор поведения
  • Концептуализация
  • Список психологических тестов, требующих сортировки
  • Нейронная обработка отдельных категорий объектов
  • Семантика
  • Заземление символов

Ссылки и библиография

Ключевые тексты

Книги

Rosch, E., & Lloyd, B.B. (Eds.) (1978), Познание и категоризация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Статьи

Категории и индукция ]

  • Мервис, С.Б., и Рош, Э. (1981). Классификация природных объектов. В MR Rosenzweig & LW Porter (Eds.), Annual Review of Psychology (Vol. 32).
  • Рош, Э. (1978). Принципы категоризации. В E. Rosch & BB Lloyd (Eds.), Познание и категоризация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. Перепечатано в: Марголис, Э. и Лоуренс, С. (редакторы) (1999). Концепции: Основные чтения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Рош, Э. (1977). Категоризация человека. В Н. Уоррен (ред.), Достижения в кросс-культурной психологии (Том 1). Лондон: Академическая пресса.

Мервис, К. и Рош Э. (1981). Категоризация природных объектов. Ежегодный обзор психологии, 32: 89-113. Ежегодные обзоры, Inc.

  • Рош, Э., Мервис, С.Б., Грей, В., Джонсон, Д., и Бойс-Брэм, П. (1976). Основные объекты в естественных категориях. Когнитивная психология, 8, 382-439
  • Рош, Э., и Мервис, К.Б. (1975). Семейное сходство: Исследования внутренней структуры категорий. Когнитивная психология, 7, 573-605.
  • Рош, Э. (1975). Когнитивные представления семантических категорий. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 104, 192-233.

Дополнительные материалы

Книги

Статьи

  • Google Scholar

Внешние ссылки

  • Познание есть категоризация
  • Документ о дискурсивном создании категоризации
  • [http://www.javedabsar.com/public/pmwiki.php?n=Main.CognitivePsychology
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Классификация (познавательный процесс) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Показатель


Эта статья посвящена когнитивному процессу, для более общего обсуждения и философии см. Категоризацию.

Классификация или когнитивный процесс, в котором идеи и объекты распознаются, дифференцируются и понимаются. Классификация подразумевает, что объекты группируются в категории, обычно для какой-то конкретной цели. В идеале категория освещает отношения между субъектами и объектами познания. Категоризация является фундаментальной в принятии решений и во всех видах взаимодействия с окружающей средой. Однако существуют разные подходы к категоризации.

Содержание

  • 1 Представление когнитивной науки
  • 2 Теория прототипа
  • 3 Теория определяющих атрибутов
  • 4 Теория на основе образцов
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки и библиография
  • 7 Ключевые тексты
    • 7.1 Книги
    • 7.2 Документы
  • 8 Дополнительный материал
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Бумаги
  • 9 Внешние ссылки

Cognitive science view

В последние годы категоризация переместилась из области философских рассуждений в область когнитивных научных исследований. Был создан ряд проверяемых теорий и достигнут экспериментальный прогресс.

Теория прототипов

Основная статья: Теория прототипов

После исследования Элеоноры Рош и Джорджа Лакоффа в 1970-х годах категоризация также может рассматриваться как процесс группировки вещей на основе прототипов — идеи необходимого и достаточные условия почти никогда не выполняются в категориях естественных вещей. Также было высказано предположение, что категоризация, основанная на прототипах, является основой человеческого развития и что это обучение основано на изучении мира через воплощение.

Теория определяющих атрибутов

Теория, основанная на образцах

Когнитивный подход допускает, что естественные категории градуированы (они имеют тенденцию быть нечеткими в своих границах) и непостоянны в статусе составляющих их членов.

Системы категорий объективно не находятся «вовне» в мире, но уходят своими корнями в человеческий опыт. Концептуальные категории не идентичны для разных культур или даже для каждого человека в одной и той же культуре.

Категории образуют часть иерархической структуры применительно к таким предметам, как таксономия в биологической классификации: более высокий уровень: уровень форм жизни, средний уровень: родовой уровень или уровень рода и нижний уровень: уровень видов. Их можно отличить по определенным признакам, которые помещают предмет в его отличительную категорию. Но даже они могут быть произвольными и подлежать пересмотру.

Категории на среднем уровне перцептивно и концептуально более заметны. Общий уровень категории имеет тенденцию вызывать наибольшее количество откликов и самых богатых образов и, по-видимому, является психологически базовым уровнем. Типичные таксономии в зоологии, например, демонстрируют категоризацию на уровне воплощения, при этом сходства приводят к формулированию «высших» категорий, а различия приводят к дифференциации внутри категорий.

См.

также
  • Категориальное восприятие
  • Выбор поведения
  • Концептуализация
  • Список психологических тестов, требующих сортировки
  • Нейронная обработка отдельных категорий объектов
  • Семантика
  • Заземление символов

Ссылки и библиография

Ключевые тексты

Книги

Rosch, E., & Lloyd, B.B. (Eds.) (1978), Познание и категоризация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Статьи

Категории и индукция ]

  • Мервис, С.Б., и Рош, Э. (1981). Классификация природных объектов. В MR Rosenzweig & LW Porter (Eds.), Annual Review of Psychology (Vol. 32).
  • Рош, Э. (1978). Принципы категоризации. В E. Rosch & BB Lloyd (Eds.), Познание и категоризация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. Перепечатано в: Марголис, Э. и Лоуренс, С. (редакторы) (1999). Концепции: Основные чтения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Рош, Э. (1977). Категоризация человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *