Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Когнитивная сфера личности это: Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

      1. Ощущения

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?

Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

      1. Восприятие

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

  1. по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

  2. по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цветовосприятие

.

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.

Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Когнитивная сфера — Психологос

К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).

Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.

Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями. ..). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Например?

Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»

Рациональное понимание – это понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.

Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.

Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально.

Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.

Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…

С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.

Аффективная сфера

В отличие от этого, аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Все это — аффективная сфера.

Когнитивная сфера это что? Развитие познавательной сферы

Психологи определяют познавательную сферу как совокупность психических процессов, призванных выполнять функцию рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Затем, на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой, стало популярным сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования психологических процессов человека.

Познавательная сфера — это то, что поддается моделированию. Сфера, с которой этот метод не работал, называлась аффективной.

Понятие и сущность познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «познавательная сфера личности» специалисты понимают несколько протекающих в логической и смысловой последовательности психологических процессов, целью которых является переработка информация.

То есть об этой сфере можно говорить только тогда, когда обработка данных отличается логичностью и рациональностью.

Традиционно эта сфера связана с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (правда, только когда речь идет о познавательных процессах, а не о развлечениях или влечениях). С некоторым упрощением можно утверждать, что познавательная сфера представляет собой совокупность компетенции и знаний, умений и навыков.

Подробнее о рациональном и эмоциональном механизмах восприятия

Когнитивная сфера является своего рода синонимом рационального восприятия, проявляющегося как критическая, аналитическая оценка.

Прямой противоположностью рациональному типу познания является созерцание, т. е. чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкреплено иллюстрациями: несмотря на то, что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест зимой эти сладости на улице, так как может заболеть. . Этот вывод является следствием рационального размышления.

Когда активируется механизм рационального понимания, он использует концепции и логику. В то время как эмоциональные, телесные и эмоциональные способы понимания включают эмпатию, сопереживание и чувство.

Поэтому для рационального воздействия используйте разные методы убеждений и объяснений (обращайтесь к разуму и логике). Иррациональные методы используются для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимообусловленность двух сфер

Учитывая, что каждый человек обладает целостностью, его основные сферы (эмоциональная, познавательная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В повседневной жизни большинство людей привыкают иметь дело с чувствами и привычками, доверяют автоматизмам. Однако при необходимости включается рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных методов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась достаточно далеко.

Аффективные процессы чрезвычайно трудно моделировать из-за их непредсказуемости. К ним относятся эмоции, связанные с чувственным отношением к жизни, взаимодействием с миром, с собой и обществом. Правда, есть ряд психических процессов, возникновение которых регулируется особыми законами. Затем говорят об изучении когнитивного компонента этих эмоций.

Познавательная сфера человека: строение и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию этой сферы люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Иными словами, познавательная сфера – это механизм, позволяющий учиться и применять полученные знания.

Включает в себя следующие компоненты:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет дано подробное описание указанных способностей, их видов и функций.

Характеристика и определение памяти

Память относится к способности человека сохранять и накапливать информацию об окружающем мире. Если бы этого механизма не существовало, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, как если бы они происходили впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Виды памяти

В зависимости от того, какие отделы головного мозга и органы тела человека участвуют в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательная память — автоматические движения. Она отвечает за развитие полезных навыков, которые используются достаточно часто. Целью этого механизма является повышение работоспособности и ускорение двигательных процессов. Люди используют моторную память, чтобы водить машину, писать слова, играть на музыкальных инструментах и ​​даже ходить.
  2. Эмоциональная форма памяти – это запоминание эмоциональных состояний, сопровождающих определенные ситуации. Этот механизм предназначен для дополнения других типов памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяет человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Память изображений, в которой хранятся данные о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность ее развития зависит от активности человека.
  4. Вербальные и логические, объектом которых являются мысли. Это связано с наличием слов.
  5. Произвольная и непроизвольная память. Отличие их в том, что при хранении информации человек может понять, зачем ему эта информация нужна, или запомнить их в произвольном порядке.
  6. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Первый обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, второй обеспечивает доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последний представляет собой накопление данных на перспективу.

Перечисленные виды памяти как особенности познавательной сферы функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение — это истинно человеческая способность

Одно из наиболее важных различий в деятельности человека и животного состоит в том, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо будет сделано. Это связано с такой способностью, как воображение. Она дает людям возможность создать образ объекта, которого нет в реальном мире, удерживать его и даже более того, манипулировать им.

Развитие познавательной сферы вообще и воображения в частности важно для выработки решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью конструировать теоретические модели, люди могут не только представлять конечный результат действий, но и «видеть» промежуточные продукты.

Виды воображения и их характеристики

Основными параметрами, характеризующими воображение, являются активность и результативность.

Часто выступает неотъемлемым элементом творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В отличие от него выделяется пассивная форма, для которой характерны нереалистичные или нереализуемые проекты. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не могут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активизируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика познавательной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Он сопровождает практически все виды деятельности человека: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

Основная задача внимания состоит в том, что оно выбирает и ограничивает действующие раздражители. Он также обеспечивает концентрацию и концентрацию умственной деятельности. Другими словами, это помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько типов внимания:

  1. Непроизвольное. Он самый простой и естественный, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольно. Требуется проявление воли для концентрации на избранной цели, а также для подавления мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послеоперационный. Особенность его в том, что он является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, постиндивидуальный тип обусловлен глубоким и устойчивым интересом к происходящему и тому, что будет получено в результате.

Подобно различным видам памяти, виды внимания обычно тесно связаны, они могут переходить и перетекать друг в друга.

Мотивационная сфера личности — академический магистр

Введение

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация. Человеку свойственно задавать вопросы о причинах, побудивших другого человека действовать определенным образом. Становится очевидным, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного или мотивационного фактора (от мотива – причина).

В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначают совершенно иные явления, такие как инстинктивные побуждения, биологические влечения, интересы, желания, жизненные цели, идеалы. Мотивационная сфера личности в основном состоит из потребностей (ответ на вопрос «зачем?») и мотивов (ответ на вопрос «зачем, для чего?»). Как и любая другая система, мотивационная сфера личности включает в себя определенный набор ее компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними.

1. Мотивационная сфера личности

Всякая деятельность человека мотивируется не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно политически мотивирована. Совокупность всех мотивов этой деятельности называется мотивацией деятельности личности. Мотивация определяется как процесс, сближающий личностные и ситуативные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для реализации конкретного предметного отношения личности к окружающей ситуации. . Можно говорить не только о мотивации деятельности, но и об общей мотивации, которая свойственна данному человеку, имея в виду совокупность устойчивых мотивов.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность человеческих отношений и деятельности и относительно независимых от имеющихся ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные мотивы: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценку, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т. д. Некоторые ее компоненты являются доминирующими , другие выполняют второстепенную роль.

Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, импульс, еще не опосредованный осознанной целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т. е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо реализуется как конкретное желание. Таким образом, влечения определяются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке преобладает мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают «строительным материалом» для осознанных мотивов. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему отводится ведущая роль в деятельности и регуляции поведения человека.

Установка  – бессознательное состояние готовности человека к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего является результатом многократного повторения ситуаций, в которых человек реагирует определенным образом. Д.Нузнадзе разработал теорию, согласно которой потребности и ситуации, возникающие при встрече, определяют направление поведения субъекта до тех пор, пока поведение не встретит определенные препятствия. В этих случаях бессознательное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникающие трудности привлекают внимание и реализуются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением снова осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Желание — одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной содержательной потребности, которая еще не выступает сильным побуждением к действию. Наличие побудительной силы и желания обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворения желания возникает состояние фрустрации, сопровождающееся разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и т. п.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, выражающаяся в избирательном отношении личности к объект в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Способствуя направленности, знакомству с чем-то новым, более полному и более глубокому отражению действительности, интересы обеспечивают направленность человека на реализацию целей деятельности. По содержанию интересы могут быть материальными (бытовые удобства, красивая одежда и т. д.) и духовными (профессиональными, познавательными, эстетическими и т. д.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они также могут быть глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов в конечном счете определяется их содержанием и значением для личности.

Зависимость — избирательная ориентация субъекта на определенную деятельность. В его основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление к ее совершенствованию. Зависимости обычно являются предпосылкой для развития соответствующих способностей, хотя могут быть и несоответствия склонностей и способностей.

Идеал  – важная цель личных устремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его законы. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрения формируются у человека на основе его интересов и склонностей.

Теории мотивации

Леонтьев определяет мотив следующим образом: «В потребностном состоянии субъекта жестко не зафиксирован объект, способный удовлетворить потребность». До своего первого удовлетворения, до своей потребности, он должен быть еще обнаружен. приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет выполняет ее побудительную и направляющую функцию, т. е. становится мотивом.

Другими словами, мотив есть объективированная потребность.

Например, жажда — потребность, вода — мотив, а бутылка воды.

Мотив – побуждение к действию. Так, Г. Годруа определяет мотив как «соображение, согласно которому субъект должен действовать».

Х. Хекхаузен, определяет мотив как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид — среда».

Если при анализе потребностей человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов.

По Леонтьеву, генетически исходным для деятельности человека является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей мотивы реально не осознаются субъектом. При этом свое психическое отражение они находят в виде эмоциональной окраски действий (т. е. придают действию личностный смысл).

Леонтьев считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности.

В потребности субъекта объект, способный удовлетворить. До своего первого удовлетворения, до своей потребности его еще нужно открыть. Только в результате такого открытия возникает потребность, объективный и воспринимаемый (представляемый, мыслимый) объект является мотивирующей и направляющей функцией функции, сообщающей ей статус мотива.

Развитие человеческой деятельности. Одни мотивы, стимулируя деятельность, придают ей личностный смысл (смысловые мотивы), другие, выступая побудителями, лишены смыслообразующей функции (мотивы-раздражители).

Деятельность человека направляется не мотивом, а его совокупностью. В этом случае можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат человеческие потребности, эмоции, интересы. К внешним факторам относятся цели, вытекающие из ситуации (факторы внешней среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организована и составляет мотивационную сферу личности. Основными отношениями, характеризующими мотивационную сферу личности, являются отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу построил иерархию мотивов с точки зрения их близости к удовлетворению жизненных потребностей. Иерархия основана на необходимости поддержания физиологического гомеостаза; выше мотивы самосохранения; далее – доверие, престиж и любовь. На вершине иерархии находятся познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию самореализации и личности.

Рис.2. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

Эти группы упорядочены в иерархии ценностей в соответствии с их ролью в развитии личности. При этом потребности все более и более высоких уровней трактуются как менее инстинктивные (врожденные), чем потребности низшие. Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность и влияет на нее. Активность не столько «подталкивается изнутри», сколько притягивается извне. Основной идеей классификации А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что перед активацией потребности высших уровней и поведением потребности высших уровней необходимо удовлетворить низший уровень .

Г. Мюррей, создатель известного тематического апперцептивного теста (ТАТ), пытался систематизировать различные теоретические подходы и концепции в изучении мотивации. С его точки зрения, центральные, взаимосвязанные понятия должны учитывать потребность человека и давление ситуации. У Мюррея были разные причины для классификации потребностей.

  1. Сначала выделяют первичные потребности – в воде, еде, сексуальных выделениях, избегании холода и т. д. – и вторичные (психогенные) потребности: в унижении, достижениях, привязанностях. агрессия, независимость, противостояние, уважение, защита, доминирование, привлечение внимания к себе, избегание вреда, избегание неудач, покровительство, порядок, игра, неприятие, понимание, половые отношения, обращение за помощью (зависимость), понимание. Г. Мюррей также добавил к ним потребности в приобретении, избегании обвинения, познании, созидании, обучении, узнавании и сохранении. Первичные потребности, в отличие от вторичных, основаны на органических процессах и возникают либо циклически (пища), либо в связи с потребностью в регуляции (избегание холода).
  2. Во-вторых, потребности подразделяются на позитивные (поиск) и негативные (избегание), явные и латентные. Явные потребности выражаются свободно и объективно во внешнем поведении, латентные проявляются либо в игровых действиях (полуобъективные), либо в фантазии (субъективные). В определенных ситуациях индивидуальные потребности могут объединяться в мотивы поведения: конфликтовать друг с другом, подчиняться друг другу и т. д.

Давление определяется ученым следующим образом: «…некоторое влияние», «оказанное на предмет». При определении давления имеет смысл различать:

  • альфа-давление – тогда фактическое давление, которое можно установить научными методами;
  • бета-давление, которое интерпретируется им. “

Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу, взаимодействие человеческой деятельности.

Заключение

Итак, мотивационная сфера человека – это в основном потребности и мотивы.

Все компоненты мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *