Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Когнитивное направление в возрастной психологии теория ж пиаже: Когнитивные теории развития

Когнитивные теории развития

Психологи когнитивного направления исследуют познавательную деятельность человека в основном путем наблюдения. Они считают, что люди не просто реагируют на сигналы, но организуют, структурируют впечатления и придают им определенный смысл. Для них развитие есть совершенствование способов обработки информации или интеллектуальных структур. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рациональными способами.

Жан Пиаже (1896-1980) — яркий представитель когнитивного направления и детской психологии в целом, объединивший биологию с наукой о происхождении знания (эпистемологией). Ж. Пиаже, ученик П. Жане, в начале XX века работал вместе с А. Бине и Т. Симоном в их парижской лаборатории по разработке тестов. Затем возглавлял Институт Жан Жака Руссо в Женеве и Международный центр генетической эпистемологии. Его привлекали не нормативы, а закономерности ошибочных ответов, и он применил метод клинической беседы или зондирующего интервью, чтобы выявить, что скрыто за неправильным ответом, а в анализе использовал логические модели.

Для иллюстрации когнитивной теории развития Ж. Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения. Понимание сохранения вещества (объема, количества) при изменении формы, расположения, внешнего вида есть отделение существенных свойств предмета от несущественных. Детям показывали два стакана с подкрашенной водой и спрашивали, одинаковое ли количество воды в двух стаканах. После того как ребенок соглашался, воду из одного стакана переливали в более высокий и узкий. Вновь задавали тот же вопрос. Дети до 6-7 лет говорили, что в высоком стакане воды больше. Даже если переливание повторяли несколько раз — все равно говорили, что в узком стакане больше. Только 7-8-летние замечали одинаковый объем. И это повторялось в разных странах и культурах.

Вариантами заданий были вопросы о количестве коровок и домиков на рисунке, которые то сдвигали поближе, то рассредоточивали на пространстве листа; два шарика пластилина, из которых один вытягивали в колбаску; два шнурка, из которых один делали извилистым и т.

д. Снова и снова малыши не замечали постоянства предмета, считали, что он стал больше или меньше. То есть до определенного возраста дети верят своим глазам, а не логическим рассуждениям. А более старшие понимают, что как ни перемещай, объем или количество остаются прежними. Им доступно понятие «сохранение». Их знание исходит настолько же от логики, как и от внешних впечатлений.

Наблюдая детей раннего возраста, Жана Пиаже заметил, что в игре они говорят сами с собой, и назвал такую речь эгоцентрической, не зависящей от других людей («Речь и мышление ребенка», 1923). Позднее он развил эту идею («Моральное суждение у ребенка», 1932), подчеркивая качественное своеобразие интеллекта детей, особую познавательную позицию — эгоцентризм. Суждения ребенка строятся на основе того, как он сам видит, он не умеет учитывать точку зрения и позицию другого. Пример тому — задача о трех братьях. Ребенка спрашивают, сколько у него братьев. Он отвечает: «Два — Пьер и Луи». А на вопрос «сколько братьев у Пьера?» ответить не может или говорит, что один.

Развитие интеллекта есть преодоление эгоцентризма, децентрация.

Теория Жана Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это — процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению — происходит аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями. Это может быть новый способ рассмотрения, новые понятия или новая теория, объясняющая прежние и новые факты. Как в биологии: усвоение пищи — ассимиляция, но оно требует и жевательных движений, и выделения ферментов — это аккомодация. И в жизни приспособление к среде выражается в единстве этих двух процессов.

Основа психики — действия самого человека. Они организованы, структурированы и образуют схемы, то есть способы обработки информации, меняющиеся по мере взросления человека и накопления опыта. Схемы бывают вначале сенсомоторные (когда познают предмет через действия с ним), потом когнитивные, которые больше напоминают понятия (когда пытаемся определить, что это, для чего предназначено). Схема вырабатывается в действиях человека. «Схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом». Так ребенок, играя с камешками, выстраивает ряд и усваивает понятие числа.

Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, социальной среды.

Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии.

  1. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).
  2. Дооперациональная стадия (2-7 лет). Дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный.
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет). Дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах.
  4. Стадия формальных операций (от 12 лет). Дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если…», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы. Это — интеллект взрослого.

Можно ли ускорить смену стадий развития? Нет смысла, считает Ж. Пиаже. Важно не ускорять прохождение стадий, а предоставить ребенку достаточное количество учебных материалов, чтобы ни одна область интеллекта не осталась неразвитой. Стадии определяются биологическими законами созревания нервной системы.

Ж. Пиаже оставил более 500 научных трудов, выполненных с предельной точностью. Его эксперименты, или «феномены Пиаже», просты, остроумны, подтверждаются на всех континентах и используются в диагностике. Он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления и стадии его развития. Ребенок у него представлен как активный исследователь мира, создающий свои структуры, схемы действия для восприятия, переработки и усвоения информации, с помощью которых он может лучше приспособиться к среде. Ж. Пиаже показал, что теории научения слишком упрощают процессы человеческого мышления.

Один из известных сторонников когнитивной теории развития — Джером Брунер. В своих книгах «Психология познания» и «Исследования развития познавательной деятельности», где он выступает соавтором, Д. Брунер высказывает ряд интересных положений. Интеллект ребенка вначале выражен в действиях, затем в образах-представлениях и, наконец, в слове. И эти формы интеллекта далее сосуществуют. Любую истину может понять любой ребенок, если объяснять на «языке» его формы познания.

Интеллект, по Брунеру, зависит прежде всего от содержания обучения. Предлагая задачи Ж. Пиаже детям разных стран и континентов, он показал, что интеллект обучаемых детей Мексики, Канады, европейских стран и африканского племени уолофов не имеет существенных различий. В то же время дети, не посещавшие школу, резко отличаются от своих грамотных соплеменников. Отсюда Д. Брунер делает вывод, что интеллект может формироваться двумя путями: на основе развития абстрактного мышления, что важно для общества с индустриальным производством, и на основе совершенствования сенсорных систем, умения чувствовать природу, что важно для занятий охотой и скотоводством.

Важнейшие способы усвоения информации дает язык. В нем представлены свойства предметов и категории явлений, благодаря чему происходит классификация, упорядочение знаний. Однако для дальнейших качественных изменений в мышлении надо научиться использовать и другие способы получения информации (например, символы математики и вычислительной техники).

Программой дальнейших научных исследований можно считать идеи Д. Брунера о том, что для объяснения развития надо учитывать особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества.

Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского.

Многие психологи считают, что когнитивные теории развития выигрывают там, где заканчиваются теории научения, то есть в рассмотрении языка и мышления. Однако и они не раскрывают такие аспекты поведения человека, как социальное, эмоциональное, личностное развитие.

когнитивное и психическое развитие ребенка

Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.

Содержание

  • Что выяснил Жан Пиаже
  • Стадии развития по Пиаже
    • Сенсомоторная стадия (0-2 года)
    • Дооперационная стадия (2—7 лет)
    • Стадия конкретных операций (7—11 лет)
    • Стадия формальных операций (после 12 лет)
  • Основные понятия теории Пиаже
  • Как детское мышление связано с речью
  • Мои рекомендации для родителей
  • Заключение

Что выяснил Жан Пиаже

Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

Основные понятия теории Пиаже

  • Схема действия или мышления. Согласно психологическим теория интеллекта Ж.Пиаже, это категории знаний, которые определяют понимание и интерпретацию человеком окружающего мира. Схема включает в себя знание и процесс его получения. При получении нового опыта ребенок или действует и мыслит по уже существующей в его сознании схеме, или видоизменяет ее, или заменяет качественно другой.
  • Ассимиляция. Это процесс включения нового знания в уже существующие схемы. Например, ребенок знает, что существует стрекоза: вытянутое тело, быстрые крылья, умеет летать. Увидев в первый раз вертолет, он воскликнет: «Мама, смотри, стрекоза!». Потому что вертолет, по всем признакам для ребенка, подходит под эту категорию: длинный, быстрый, летает. То есть он встроил новое понятие в уже существующую у него схему мышления.
  • Аккомодация. Это процесс изменения или замены существующей схемы под новые условия. Например, ребенок умеет держать ложку, но в кулачке. Взрослые начинают требовать и учить делать это правильно, вкладывая столовый прибор ему между пальцами. Малышу постепенно приходится полностью изменить свою схему действий: меняются задействованные мышцы и движения руки, стабильной остается только цель – донести ложку до рта.
  • Уравновешивание. Жан Пиаже акцентировал внимание на том, что в психике ребенка должен соблюдаться здоровый баланс между процессами ассимиляции и аккомодации, так как при преобладании первого поведение и мышление ребенка становится ригидным, а второго – непоследовательным и неорганизованным. От равновесия ассимиляции и аккомодации зависит успешное интеллектуальное развитие ребенка на всех стадиях формирования мышления.

Как детское мышление связано с речью

Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.

Мои рекомендации для родителей

  1. Выстраивая план развития ребенка, обращать внимание на его возраст и работать в соответствии с ним. Например, в обучении чтению двухлетки нет никакого смысла: он не способен воспринимать символы, а готов работать только с конкретными примерами.
  2. На каждой стадии развития стоит представлять ребенку как можно больший спектр действий, соответствующих возрасту. Малышу – разные сортеры, пирамидки, крупные пазлы-вкладыши, чтобы он мог в полной мере отработать свою методику проб и ошибок. Дошкольнику можно выбирать более сложные игрушки подобного типа, а также помогать ему преодолеть эгоцентризм, демонстрируя разные точки зрения. Для младшего школьника отлично подойдут логические задачки, в которых задействованы конкретные, знакомые ему предметы и объекты, а подросткам – проблемы абстрактного и теоретического характера.
  3. При речевых трудностях стараться развивать мышление с помощью разных игр, игрушек, упражнений и методик, подходящих по возрасту. Если же есть подозрение, что ребенок недостаточно хорошо мыслит для своей стадии развития, то стоит попытаться воздействовать на когнитивные процессы через речь: задавать умственные задачки в соответствии с возрастом, предлагать поискать причины и следствия разных явлений, классифицировать, представлять вероятные исходы того или иного события.

Заключение

Жан Пиаже сделал важное открытие в возрастной психологии: он является автором теории развития ребенка, в которой хорошо просматривается периодизация развития интеллекта и логического мышления с самого раннего возраста до взрослой жизни. Минусом его теории является лишь то, что стадии не учитывают других спутников развития, кроме когнитивных способностей, например: физическое развитие, эмоциональный интеллект и взаимодействие ребенка со средой.

Жан Пиаже и его теория и этапы когнитивного развития

Одна из самых популярных теорий когнитивного развития была создана Жаном Пиаже, швейцарским психологом, который считал, что когнитивный рост происходит поэтапно. Пиаже изучал детей до подросткового возраста, пытаясь определить, как у них развивается логическое мышление. Он попытался задокументировать этапы когнитивного развития, наблюдая за процессами памяти у детей.

Жан Пиаже

По сути, Пиаже считал, что люди создают свое собственное понимание мира. С богословской точки зрения, он был психологический конструктивист , считающий, что научение вызывается сочетанием двух процессов: ассимиляции и аккомодации. Дети сначала размышляют о своем предыдущем опыте, чтобы понять новую концепцию, а затем корректируют свои ожидания, чтобы включить новый опыт. Это означает, что дети постоянно конструируют знания на основе вновь представленных идей, что приводит к долгосрочным изменениям. Пиаже был больше сосредоточен на когнитивных изменениях, происходящих с течением времени.

Связанный: 

  • Зона ближайшего развития Выготского и строительные леса
  • Лев Выготский – Социокультурная теория когнитивного развития
  • Теория андрагогии — Малкольм Ноулз
  • Теория социального обучения: Альберт Бандура

В своих исследованиях Пиаже заявил, что когнитивное развитие в детстве проходило в четыре этапа:

  1. Стадии идут по порядку.
  2. Дети не пропускают этапы, а проходят каждый.
  3. Видны изменения от одного этапа к другому.
  4. Этапы представляют собой строительные блоки, каждый из которых использует элементы предыдущего этапа.
Этапы когнитивного развития

Этот тип модели развития включает каждый этап в следующий, поэтому его часто называют моделью «лестницы». На этой лестнице Пиаже обозначил четыре стадии когнитивного роста, которые происходили у детей примерно в возрасте.

  1. Сенсомоторный интеллект, от рождения до 2 лет.
  2. Предоперационное мышление, от 2 до 7 лет.
  3. Конкретное операционное мышление, от 7 до 11 лет.
  4. Формальное операциональное мышление, с 11 лет.

Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет

Первая стадия метко названа в честь того, как младенцы учатся до двухлетнего возраста. С самого рождения младенцы усваивают информацию с помощью своих органов чувств: осязанием, взглядом и слушанием. Они очень зациклены на устной речи и склонны тянуть все в рот. Пиаже считал, что этот этап ценен для их развития, и каждый последующий шаг строится на росте, происходящем на этом этапе.

Мы можем наблюдать мыслительные процессы младенцев по их действиям. Примерно с 6 месяцев дети начинают организовывать идеи в твердые концепции, которые не меняются. Младенец может сначала не понимать конкретную игрушку, но когда он начинает смотреть на нее, чувствовать ее и часто манипулировать ею, он может представлять объект в своем уме. Вот как мы можем начать наблюдать знания у младенцев, когда они начинают демонстрировать понимание объекта таким, какой он есть. Например, постоянно играя с игрушечным животным, младенец начинает понимать, что это за объект, и вспоминать свои переживания, связанные с этой игрушкой. Пиаже обозначил это понимание как постоянство объекта , что указывает на знание игрушки, даже если она находится вне поля зрения. Он считал это понимание важной вехой на сенсомоторной стадии и полагал, что оно продемонстрировало различия в мыслительных процессах малышей по сравнению с младенцами раннего возраста.

Сенсомоторная стадия уникальна тем, что происходит без использования языка. Поскольку младенцы не могут говорить, Пиаже провел несколько творческих экспериментов, пытаясь понять, о чем они думают. Его эксперименты смогли продемонстрировать, что младенцы действительно представляют объекты и понимают, что они постоянны. В одном из своих экспериментов Пиаже постоянно прятал игрушку под одеялом. Малыши или дети в возрасте от 18 до 24 месяцев проявляли инициативу, чтобы сами искать игрушку, но младенцы в возрасте до 6 месяцев этого не делали. Младенцы старшего возраста интерпретировали спрятанную игрушку как побуждение к ее поиску, что, как считается, поддерживает идею постоянства объекта.

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

Дети продолжают развивать представление об объектах, которое важно для сенсомоторной стадии в различных видах деятельности. Хотя то, как они представляют объекты, не имеет логики или рассуждений, они продолжают расти в этой области посредством драматической игры . Воображаемая игра, или искусство притворства, является показательным признаком этого возраста и этапа.

Поскольку драматическая игра считается полезной для обучения, учителя часто поощряют ее использование в классе. Предоперационная стадия происходит в возрасте от двух до семи лет, а это означает, что творческая деятельность поощряется с дошкольного возраста до второго класса. Драматическая игра считается одним из первых проявлений метапознание у детей, или двойственное мышление. Участвуя в творческой игре, дети одновременно размышляют о реальном опыте.

Конкретно-операциональная стадия: от 7 до 11 лет

На следующей стадии по Пиаже дети начинают более логично представлять объекты и идеи. Пока мыслительный процесс находится не на том же уровне, что и у взрослых, они начинают быть более гибкими в своих мыслях и идеях. Это позволяет им решать проблемы более систематически, что приводит к большим успехам в учебной деятельности в школе. Пиаже обозначил эту стадию как конкретно-оперативную, поскольку считал, что дети способны управлять конкретными объектами, но еще не могут методично обдумывать их. 0005 представлений объектов. Только позже дети могут размышлять об абстрактных событиях и манипулировать представлениями о событиях. Например, ребенок может реализовать правило «если ничего не прибавлять и не убавлять, то количество чего-то остается прежним». Применение системных правил или идей может помочь ребенку решать простые задачи в классе, такие как задачи на сложение и вычитание или научные расчеты.

Конкретно-операциональное мышление отличается от дооперационального мышления двумя вещами. Первый — обратимость , которая позволяет ребенку манипулировать порядком любого процесса. Мы можем использовать пример научного эксперимента с погружением или плаванием, чтобы продемонстрировать наличие обратимости. В этом эксперименте ребенок помещает различные предметы в ведро с водой, проверяя, плавают они или тонут. Ребенок на предоперационной стадии мог бы описать предпринятую процедуру, но только ребенок на стадии конкретной операции мог бы пересказать эксперимент различными способами, например, в хронологическом порядке или вне порядка. Многоэтапные процедуры распространены в классе, что делает обратимость ценным навыком в обучении. Детям, находящимся еще в предоперационной стадии, может потребоваться помощь в деятельности в виде подсказок или напоминаний со стороны воспитателя. Мы можем использовать задачу изучения словарного запаса из рассказа в качестве примера в классе. Учитель может дать учащимся многоступенчатую инструкцию: во-первых, запишите слова, которые вы не знаете, когда вы встретите их в рассказе, во-вторых, найдите определение, прежде чем продолжить рассказ, и, в-третьих, друг проверяет вас на все слова, которые вы только что выучили. Этот тип многоступенчатого обучения предполагает многократный возврат к первому и второму заданиям, что под силу только детям, уже достигшим конкретного операционального этапа.

Вторым приобретаемым навыком является децентрирование . Это позволяет ребенку сделать шаг назад и проанализировать проблему с более чем одной точки зрения. Способность рассмотреть проблему с другой точки зрения является ключевой особенностью этапа конкретной операции. Мы можем наблюдать появление этой способности на дооперационном этапе, когда дети начинают участвовать в драматической игре. Например, ребенок может использовать банан как воображаемый телефон, демонстрируя осознание того, что банан — это одновременно и банан, и телефон. Пиаже утверждал, что дети на стадии конкретной операции делают более преднамеренный и просчитанный выбор, показывая, что они осознают свою децентрацию. Пример в классе можно отобразить в виде простого рабочего листа. Используя многоступенчатую инструкцию, учитель может попросить учащихся определить все задачи, которые соответствуют двум критериям: это задача на вычитание двузначных чисел и она требует перегруппировки. Ребенок несет ответственность только за решение задач, которые соответствуют обоим этим требованиям. Ребенок на этапе конкретной операции может легко перемещаться между первым и вторым критерием, анализируя каждую проблему, чтобы увидеть, соответствует ли она обоим критериям. Это задание также предполагает, что учащийся уже может самостоятельно перегруппировать задачи на вычитание.

Как обратимость, так и децентрация, как правило, происходят вместе в образовательных учреждениях. Как видно из примера рабочего листа, процедуры могут выполняться не по порядку, пока действует несколько критериев. У Пиаже был популярный пример, демонстрирующий идею сохранения или идею о том, что количество останется неизменным, несмотря на форму. Для своего эксперимента он использовал два глиняных шара одинакового размера. Хотя ребенок на предоперационной стадии может подтвердить, что два глиняных шарика «выглядят одинаково», он основывает свои предположения исключительно на внешних наблюдениях. Если бы один шарик глины был растянут, как хот-дог, ребенок на предоперационной стадии может сказать, что они разные, даже если в форме использовалось одинаковое количество глины. На этапе конкретной операции ребенок способен понять, что из одного и того же объема глины можно слепить две разные фигуры. Ребенок может аргументировать свой ответ, используя обратимость, заявляя, что «вы могли бы снова сжать его в шар», или децентрирование, поскольку «он может быть длиннее, но тоньше». Пиаже утверждал, что дети на этом этапе могут демонстрировать сохранение величин, несмотря на форму.

Стадия формальной деятельности: 11 лет и старше

По мере того, как дети переходят на стадию формальной эксплуатации, они могут рассуждать о более абстрактных идеях. Подобно этапу конкретных операций, этап формальных операций получил свое название от недавно приобретенного навыка представления объектов или событий. В классе учитель теперь может задавать гипотетические вопросы с разумными ожиданиями. Студенты должны внутренне размышлять над различными идеями и манипулировать многими точками зрения одновременно. «Что, если бы мир никогда не открыл электричество?» «Что, если бы европейские поселенцы никогда не уезжали в Новый Свет?» Абстрактные вопросы, подобные этим, заставляют студентов использовать гипотетических рассуждений чтобы найти ответ.

Пиаже больше всего интересовался гипотетическими рассуждениями в научных экспериментах, в результате чего большая часть его исследований проводилась в средней и старшей школе. В одном исследовании студентам задавали вопросы о маятнике, стержне, на котором свободно подвешиваются грузы. «Что определяет скорость качания маятника: длина удерживающей его нити, вес, прикрепленный к нему, или расстояние, на которое маятник оттягивается в сторону?»

Студентам, участвовавшим в экспериментах Пиаже, не разрешалось физически решать задачу, манипулируя маятником, но их просили устно обосновать решение. Это означало, что люди были вынуждены представлять себе все факторы независимо, принимая во внимание факторы, которые оставались постоянными. Способность решать эту проблему системным образом была явной детерминантой формальных операций в мыслительном процессе. Способность манипулировать различными результатами является точным навыком формальной операционной стадии.

Студенты, уже прошедшие формальную операционную стадию, имеют явные преимущества. Им требуется гораздо меньше поддержки при решении проблем, что позволяет им быть более независимыми в образовательной среде и меньше нуждаться в указаниях со стороны учителей. Однако это не означает, что они могут успешно выполнять все академические задания, и не является единственным способом сделать это. Саморегуляция остается важной частью академического успеха; если учащемуся не хватает самомотивации или он плохо себя ведет, он не так хорошо учится в школе. Формальное операциональное мышление также не дает специализированных навыков, таких как музыкальные и художественные способности или спортивные достижения. Одна критика теории Пиаже заключается в том, что этот этап охватывал только решение научных задач в образовательных учреждениях, с которыми большинство людей не сталкиваются в своей повседневной жизни. Таким образом, многие никогда не достигают такого уровня операционного мышления, а если и достигают, то используют его только в неопытных и знакомых ситуациях. Это доказывает, что необходимы дополнительные исследования развития личных и интерактивных проблем детей и молодежи.

Теория когнитивного развития Пиаже

Результаты обучения

  • Опишите предоперационную стадию развития Пиаже
  • Проиллюстрировать ограничения мышления в раннем детстве, включая анимизм, эгоцентризм и ошибки сохранения

Второй этап Piaget: предоперационный этап

Рисунок 1 . Маленьким детям нравится притворяться, что они «играют в школу».

Помните, что Пиаже считал, что мы постоянно пытаемся сохранить баланс в том, как мы понимаем мир. Благодаря быстрому развитию моторики и речи маленькие дети постоянно сталкиваются с новыми переживаниями, объектами и словами. В модуле, посвященном основным теориям развития, вы узнали, что, столкнувшись с чем-то новым, ребенок может либо ассимилировать это в существующую схему, сопоставив ее с чем-то, что он уже знает, либо расширить структуру своих знаний, чтобы приспособиться к новой ситуации. На дооперационном этапе многие из существующих схем ребенка будут подвергаться сомнению, расширяться и перестраиваться. Весь их взгляд на мир может измениться.

Вторая стадия когнитивного развития по Пиаже называется предоперационной стадией и совпадает с возрастом от 2 до 7 лет (после сенсомоторной стадии). Слово операция  относится к использованию логических правил, поэтому иногда этот этап неверно истолковывается как подразумевающий, что дети нелогичны. Хотя верно то, что дети в начале предоперационной стадии склонны отвечать на вопросы интуитивно, а не логически, дети на этой стадии учатся использовать язык и мыслить о мире символически. Эти навыки помогают детям развить основы, которые им потребуются для последовательного использования операций на следующем этапе. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.

Игра в притворство

В настоящее время любимое занятие — притворяться. Для ребенка на предоперационной стадии игрушка имеет качества, выходящие за рамки того, для чего она была предназначена, и теперь может использоваться для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально предназначалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!

Пиаже считал, что детские ролевые игры и эксперименты помогают им укрепить новые схемы, которые они разрабатывают когнитивно. Это включает в себя как ассимиляцию, так и приспособление, что приводит к изменениям в их представлениях или мыслях. По мере того, как дети проходят предоперационную стадию, они развивают знания, которые им понадобятся, чтобы начать использовать логические операции на следующей стадии.

Попробуйте

Эгоцентризм

Эгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок. Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, чтобы показать детям трехмерную модель горы и попросить их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом. Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственное, а не кукольное видение. Однако, когда дети разговаривают с другими, они, как правило, используют разные структуры предложений и словарный запас при обращении к ребенку младшего возраста или взрослому пожилому человеку. Подумайте, почему это различие может наблюдаться. Как вы думаете, это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других? Или вы думаете, что они просто моделируют речевые модели взрослых?

Смотреть

Мальчики в этом интервью проявляют эгоцентризм, полагая, что исследователь видит то же самое, что и они, даже после смены местами.

Вы можете просмотреть стенограмму «Пиаже — эгоцентризм и принятие перспективы (предоперационная и конкретная операционная стадии)» здесь (открывается в новом окне).

Это видео демонстрирует, что дети старшего возраста способны смотреть на гору с разных точек зрения и больше не становятся жертвами эгоцентризма.

Вы можете просмотреть стенограмму «Задачи Пиаже в горах» здесь (откроется в новом окне).

Предпричинное мышление

Подобно предоперационному эгоцентрическому мышлению детей, их структурирование причинно-следственных связей основано на их ограниченном взгляде на мир. Пиаже ввел термин «предпричинное мышление» для описания того, как дооперациональные дети используют свои собственные существующие идеи или взгляды, например, при эгоцентризме, для объяснения причинно-следственных связей. Три основные концепции причинности, демонстрируемые детьми на дооперациональной стадии, включают анимизм, искусственность и трансдуктивное мышление.

Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действию и обладают качествами жизни. Примером может быть ребенок, полагающий, что тротуар был сумасшедшим и заставил его упасть, или что звезды мерцают в небе, потому что они счастливы. Для ребенка с богатым воображением чашка может быть живой, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, — это зло, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Маленькие дети, похоже, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после трехлетнего возраста они редко называют объекты живыми (Berk, 2007). Многие детские рассказы и фильмы основаны на анимистическом мышлении. Вы помните некоторые из классических историй, в которых используется идея о том, что объекты оживают и участвуют в реалистичных действиях?

Искусственность относится к вере в то, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны действиям или вмешательствам человека. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или что облака белые, потому что кто-то покрасил их в этот цвет.

Наконец, предпричинное мышление относится к категории трансдуктивных рассуждений. Трансдуктивное рассуждение — это когда ребенок не понимает истинных отношений между причиной и следствием. В отличие от дедуктивных или индуктивных рассуждений (от общего к частному или от частного к общему), трансдуктивное рассуждение относится к тому, когда ребенок рассуждает от конкретного к частному, проводя отношения между двумя отдельными событиями, которые в остальном не связаны. Например, если ребенок слышит лай собаки, а затем лопается воздушный шар, он может сделать вывод, что из-за лая собаки воздушный шар лопнул. С этим связано синкретизм, , который относится к склонности думать, что если два события происходят одновременно, одно является причиной другого. Примером этого может быть вопрос ребенка: «Если я надену купальный костюм, станет ли лето?»

Ошибки познания

Примерно в возрасте от четырех до семи лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Наблюдается рост любопытства в интересах рассуждения и желания знать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал ее «интуитивной подстадией», потому что дети осознают, что обладают огромным объемом знаний, но не знают, как они их приобрели.

Сосредоточение и сохранение характерны для дооперационного мышления. Центрация — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации при игнорировании всех остальных. Примером центрирования является сосредоточение внимания ребенка на числе кусочков торта, которые есть у каждого человека, независимо от размера кусочков. Центрирование — одна из причин того, что маленькие дети с трудом понимают концепцию сохранения. Консервация — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и проявляют центрированность. Представьте себе 2-летнего и 4-летнего детей, обедающих. У 4-летнего ребенка есть целый бутерброд с арахисовым маслом и желе. Однако он замечает, что бутерброд его младшей сестры разрезан пополам, и возражает: «У нее есть еще!» Он демонстрирует центрирование, сосредотачиваясь на количестве частей, что приводит к ошибке сохранения.

Рисунок 2 . Демонстрация сохранения жидкости. Наливание жидкости в высокий узкий сосуд делает ее больше?

В знаменитом задании Пиаже на сохранение ребенку дают две одинаковые мензурки с одинаковым количеством жидкости. Ребенок обычно отмечает, что стаканы содержат одинаковое количество жидкости. Когда один из стаканов переливается в более высокий и узкий сосуд, дети младше семи или восьми лет обычно говорят, что два стакана уже не содержат одинакового количества жидкости и что более высокий контейнер вмещает большее количество (центрирование). ), не принимая во внимание тот факт, что ранее было отмечено, что оба стакана содержат одинаковое количество жидкости.

Необратимость также проявляется на этом этапе и тесно связана с идеями центрирования и сохранения. Необратимость относится к трудности маленького ребенка мысленно обратить вспять последовательность событий. В той же ситуации с мензуркой ребенок не понимает, что если бы последовательность событий была обратной и вода из высокого мензурки была вылита обратно в первоначальную мензурку, то осталось бы такое же количество воды.

Центрирование, ошибки сохранения и необратимость указывают на то, что маленькие дети полагаются на визуальные представления. Еще одним примером того, как дети полагаются на визуальные представления, является их неправильное понимание слов «меньше чем» или «больше чем». Когда два ряда, содержащие одинаковое количество блоков, помещаются перед ребенком, причем один ряд расположен дальше друг от друга, чем другой, ребенок будет думать, что ряд, расположенный дальше, содержит больше блоков.

Смотреть IT

Этот клип показывает, как младшие дети борются с концепцией сохранения и демонстрируют необратимость.

Вы можете просмотреть стенограмму «Пиаже — Стадия 2 — Предоперационная — Отсутствие консервации» здесь (откроется в новом окне).

Включение в класс относится к виду концептуального мышления, которое дети на дооперациональной стадии еще не могут понять. Неспособность детей сосредоточить внимание сразу на двух аспектах ситуации (центрация) мешает им понять принцип, согласно которому одна категория или класс может содержать несколько различных подкатегорий или классов. Дооперациональные дети также с трудом понимают, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, четырехлетней девочке можно показать изображение восьми собак и трех кошек. Девушка знает, что такое кошки и собаки, и она осознает, что они оба животные. Однако на вопрос: «Есть ли еще собаки или животные?» она, скорее всего, ответит: «больше собак». Это связано с тем, что ей трудно одновременно сосредоточиться на двух подклассах и на более широком классе. Возможно, она могла рассматривать собак как собак или животных, но изо всех сил пыталась классифицировать их как и то, и другое одновременно. Сходным с этим является понятие, относящееся к интуитивному мышлению, известное как «транзитивное умозаключение».

Транзитивное заключение использует предыдущие знания для определения недостающей части, используя базовую логику. У детей на дооперациональном этапе эта логика отсутствует. Примером транзитивного вывода может быть ситуация, когда ребенку предоставляется информация, что «А» больше, чем «В», а «В» больше, чем «С». Маленькому ребенку может быть трудно понять, что «А» также больше, чем «С».

По мере расширения словарного запаса ребенка и развития большего количества схем, он становится более способным мыслить логически, демонстрировать понимание сохранения и классифицировать объекты.

Был ли Пиаже прав?

Несомненно кажется, что дети на предоперационной стадии совершают логические ошибки, которые, по предположению Пиаже, они будут совершать. Тем не менее, важно помнить, что существуют различия в возрасте, в котором дети достигают и заканчивают каждую стадию. Кроме того, есть некоторые свидетельства того, что детей можно научить мыслить более логически задолго до окончания предоперационного периода. Например, как только ребенок научится надежно считать, он сможет изучить сохранение числа. Для многих детей это возраст около пяти лет. Однако более сложные задачи по сохранению могут быть освоены только ближе к концу стадии, примерно к семи годам.

Попробуйте

Глоссарий

анимизм:
вера в то, что неодушевленные предметы способны к действию и обладают качествами жизни
искусственность:
убеждение, что характеристики окружающей среды могут быть связаны с действиями или вмешательством человека
центрирование:
акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя при этом все остальные
эгоцентризм:
тенденция маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок
необратимость:
когда человек не может мысленно обратить вспять последовательность событий
предэксплуатационный этап:
вторая стадия теории когнитивного развития Пиаже; описывает развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет
операций:
термин, используемый Пиаже для обозначения логических правил, которые дети вырабатывают со временем
синкретизм:
склонность думать, что если два события происходят одновременно, одно из них вызвало другое
трансдуктивное рассуждение:
непонимание причинно-следственных связей, возникающее, когда ребенок рассуждает от конкретного к конкретному; рисование связи между двумя отдельными событиями, которые иначе не связаны 90 220

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *