Когнитивные способности
О когнитивных способностях или расстройствах часто можно слышать, когда речь идет о каком-то человеке. Но что такое «когнитивный» — мало кто знает. А этот термин включает в себя особые функции мозга, описывает определенные навыки мышления.
Содержание:
-
Что такое когнитивные способности
-
Разновидности когнитивного мышления
-
Что такое когнитивные расстройства
-
Причины когнитивного расстройства
Что такое когнитивные способности
Общество часто делит людей на умных и глупых. Принципы, по которым происходит такое деление, каждый раз разные. Но суть в большинстве случаев она – если справился с задачей – умный. Не получилось, ошибся – глупец. Однако это неверная оценка человеческих возможностей. Самым точным показателем ума являются когнитивные способности. Если говорить простыми словами, то когнитивные навыки — это умение пользоваться плодами своего мозга.
Если взять в качестве примера учеников одного класса, то учитель скажет – этот ученик умный, он учится только на пятерки, а тот ученик глупый – у него одни тройки. В данном случае оценивается не способность ребенка мыслить, а способность запомнить текст пройденного параграфа и пересказать его своими словами, или применить изученную формулу на примере с цифрами. Но к изучению нужно приложить еще усидчивость и заинтересованность ребенка в материале, что есть далеко не у каждого.
К тому же, запоминать информацию, много читать и воспроизводить устно заученный текст – это еще не показатель ума, не уровень интеллектуальности. А умение применить полученные знания на деле, сделать какие-то свои выводы, отсеять неважную информацию – это уже интеллект. Этому в школе нельзя научить, это индивидуальные особенности человека.
Когнитивные способности – это умение пользоваться информацией, поступающей ежедневно из окружающей среды. Запоминать ее, применять в быту, мыслить логически, добывать выводы из неполных данных. Когнитивный – значит, связующий, строящий причинно-следственные связи. Это процесс, расширяющий знания за счет анализа полученной информации и сделанных о ней выводах.
Разновидности когнитивного мышления
Когнитивные функции развиваются у человека с первых дней жизни. Ребенок получает информацию о том, как пахнет мама, какая еда на вкус, как позвать на помощь. Основные стадии развития делят на три этапа:
-
Наглядно-действенный, он свойственен детям от рождения до 3 лет. В этот период дети собирают информацию об окружающем мире любыми доступными способами: пробуют на вкус, запоминают запах и внешний вид предметов. Ребенок в этот период различает функции папы и мамы, знает, перед кем можно устроить скандал и получить свое, а на кого его капризы не действуют.
-
Наглядно-образный, он развивается до 7-летнего возраста. Ребенок учится мыслить логически и умеет уже выполнять несложные задачи, опираясь на полученные ранее знания. В этом возрасте осваиваются границы дозволенного, тренируется память, развивается воображение, которое часто родители путают со стремлением обмануть.
-
Отвлеченный. Старше 7 лет ребенок уже пробует представлять то, что нельзя потрогать или увидеть, осваивается способность абстрактного мышления.
В период взросления дети посещают различные кружки и дополнительные занятия, родители стремятся научить играть на фортепиано, танцевать вальс, говорить на иностранных языках и хотят, чтобы дети успевали по базовой программе получать высокие баллы.
Но после окончания школы будто все это развитие перестает иметь значение. Дети получают аттестаты и дипломы, становятся взрослыми и ничем больше не интересуются. Мозг перестает развиваться, резко снижается его потенциал, а вместе с ним и когнитивные способности. С возрастом забываются специфичные термины, математические формулы, стираются базовые знания.
Ученые доказали, что если не давать мозгу нагрузку каждый день, распадаются нейронные связи, а значит, ухудшается память и снижается способности мыслить. Появляются когнитивные расстройства.
Что такое когнитивные расстройства
Утрата способности мыслить, потеря памяти, неадекватное поведение – признаки когнитивного расстройства. Когда речь идет о потере памяти в следствии когнитивного расстройства, не имеют в виду неспособность вспомнить фамилию автора какого-то литературного произведения из учебника за 6 класс. Потеря памяти в данном случае означает внезапное исчезновение информации об адресе места жительства, собственном ФИО, текущем дне недели.
Человеческая речь – неотъемлемая когнитивная функция. С рождения мы слышим речь окружающих, сопоставляем наименование предметов и действий с их значением, учимся произносить звуки в определенном порядке, чтобы объясняться с другими. Нарушение речи – тоже когнитивное расстройство. Человек может четко произносить звуки и даже выдерживать интонацию, но речь его будет непонятна, будто он говорит на неизвестном иностранном языке. А больному с когнитивным расстройством будет казаться, что он все понятно говорит, и отсутствие отклика от окружения его будет сильно злить.
Причины когнитивного расстройства
Толчком для начала когнитивного расстройства, как правило, становятся три основные причины:
-
престарелый возраст;
-
некроз тканей головного мозга вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы;
-
инфекционные поражения клеток мозга.
Менее распространенными являются:
Возрастные причины расстройств когнитивных функций объясняется износом кровеносной системы, в результате чего мозг получает недостаточное питание с кровотоком. Участки мозга отмирают, а функции, за которые они отвечали, утрачиваются. Ученые утверждают, что если на протяжении всей жизни развивать свое мышление, учиться чему-то новому, стремиться познавать самую разную информацию, тогда сформируется когнитивный резерв. Это значит, в мозге человека сформируется огромное количество нейронных связей, благодаря которым отмершие из-за недостаточного кровоснабжения участки мозга заменят другие его отделы. Простыми словами можно объяснить так: если человек всю жизнь запоминал новую информацию, понимал, как применить ее в жизни, не ленился изучать что-то новое – в глубокой старости ему не грозит слабоуме, потому что его мозг компенсирует утраченные нейронные связи накопленными.
Когнитивные способности
Категория
Сборники
Учебники
Монографии
Журналы
Дисциплина
Логика
История философии
Онтология
Философия культуры
Философия науки
Философия образования
Философия политики и права
Философия религии
Философия сознания
Эпистемология
Эстетика
Этика
Традиции
Прагматизм
Аналитическая философия
Античность
Возрождение
Восточная философия
Немецкая классическая философия
Новое время
Русская философия
Спиритуализм
Средние века
Структурализм
Феноменология
Экзистенциализм
Рассылка статей Не пропускайте свежие обновленияСоциальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE × youtube.com/subscribe_embed?usegapi=1&channelid=UCei3l9jF1JnpuGp9ok855pg&layout=full&count=default&origin=http%3A%2F%2Fphilosophy.ru&gsrc=3p&ic=1&jsh=m%3B%2F_%2Fscs%2Fapps-static%2F_%2Fjs%2Fk%3Doz.gapi.ru.HkKuyVem23E.O%2Fm%3D__features__%2Fam%3DQQE%2Frt%3Dj%2Fd%3D1%2Frs%3DAGLTcCMIh4POfb46DDajeG-YsNYWbraL6Q#_methods=onPlusOne%2C_ready%2C_close%2C_open%2C_resizeMe%2C_renderstart%2Concircled%2Cdrefresh%2Cerefresh%2Conload&id=I0_1527683046703&_gfid=I0_1527683046703&parent=http%3A%2F%2Fphilosophy.ru&pfname=&rpctoken=71726566″ data-gapiattached=»true»>ВКонтакте
Расширенный поиск
Скачать
Меркулов И.П.
2005Издательство:
ИФ РАН
ISBN 5-9540-0021-2 Для цитирования:Меркулов И.П. Когнитивные способности / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2005. – 182 с.
Источник:Предоставлено Институтом философии РАН
Аннотация
Содержание
В книге с позиций эволюционно-информационной эпистемологии исследуются общие характеристики человеческого познания и когнитивные способности — восприятие, мышление, сознание и память. Автор исходит из предпосылки, что для своего успешного развития эпистемология должна ориентироваться на синтез современных эволюционных и когнитивных представлений, доказавших свою эффективность в когнитивной науке, в информационных и биотехнологиях. Человеческое познание, с этой точки зрения, оказывается видоспецифичной формой информационного контроля окружающей среды и внутренних когнитивных состояний людей. Эффективность этого контроля обеспечивается когнитивными способностями, которые развиваются в ходе продолжающейся биологической (когнитивной) и социокультурной эволюции человеческих популяций.
Предисловие ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ:
СНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ………………………………………………………………………. 5
1.1. Эмпирическая природа эпистемологических знаний …………………………………. 6
1.2. Общий взгляд на познание …………………………………………………………………….. 10
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ …………………………. 19
2.1. Биологическая (когнитивная) эволюция
как самопорождение когнитивных программ . ……………………………………………….. 22
2.2. Взаимосвязь когнитивной эволюции и нейроэволюции …………………………… 25
2.3. Социокультурная среда как селективный фактор
когнитивной эволюции человека …………………………………………………………………. 34
ГЛАВА III. ВОСПРИЯТИЕ ………………………………………………………………………………. 38
3.1. Эволюция эпистемологических взглядов на восприятие …………………………… 38
3.2. Как работают наши органы чувств ………………………………………………………….. 40
3.3. Когнитивные особенности восприятия
как вида познания ………………………………………………………………………………………. 45
3.3.1. Восприятие цвета …………………………………………………………………………… 51
3.3.2. Зрительное восприятие движения ……………. ……………………………………… 55
3.3.3. Восприятие пространства ……………………………………………………………….. 59
3.4. Кооперация восприятия с другими когнитивными способностями …………… 65
ГЛАВА IV. МЫШЛЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 71
4.1. Логические и психологические концепции мышления …………………………….. 72
4.2. Эволюция мышления …………………………………………………………………………….. 77
4.2.1. Перцептивное мышление ……………………………………………………………….. 78
4.2.2. Знаково-символическое мышление …………………………………………………. 85
4.2.3. Человеческое знаково-символическое (логико-вербальное)
мышление ……………………………………………………………………………………………… 91
4.3. Мышление как информационный процесс . …………………………………………… 102
4.4. Мышление и язык ……………………………………………………………………………….. 116
ГЛАВА V. АРХАИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ……………………………………………………124
5.1. Когнитивные особенности архаического мышления
как мышления преимущественно пространственно-образного …………………….. 127
5.2. Понятия и прототипы ………………………………………………………………………….. 134
5.3. Стратегии архаического мышления ………………………………………………………. 139
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ …………………………………………………………………………………. 144
6.1. Эволюция сознания …………………………………………………………………………….. 145
6.2. Перцептивное и символьное (вербальное) сознание ………………………………. 148
ГЛАВА VII. ПАМЯТЬ …………………………………………………………………………………….. 161
7.1. Виды памяти ……………………………………………………………………………………….. 162
Заключение ……………………………………………………………………………………………………. 169
Примечания …………………………………………………………………………………………………… 174
Нашли ошибку на странице?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Когнитивное развитие детей | Советы для родителей
Когнитивное развитие означает развитие способности мыслить и рассуждать.
Дети в возрасте от 6 до 12 лет обычно мыслят конкретными способами (конкретные операции). Это может включать в себя такие вещи, как объединение, разделение, упорядочивание и преобразование объектов и действий.
Подростковый возраст знаменует собой начало развития более сложных мыслительных процессов (также называемых формальными логическими операциями). Это время может включать абстрактное мышление и способность формировать собственные новые идеи или вопросы. Это может также включать в себя способность учитывать множество точек зрения, сравнивать или обсуждать идеи или мнения, а также рассматривать процесс мышления.
Типичные когнитивные изменения в подростковом возрасте
В подростковом возрасте (в возрасте от 12 до 18 лет) развивающийся подросток приобретает способность систематически обдумывать все логические связи внутри задачи. Переход от конкретного мышления к формально-логическим операциям происходит со временем. Каждый подросток прогрессирует со своей скоростью в развитии своей способности мыслить более сложными способами. У каждого подростка формируется свое представление о мире. Некоторые подростки могут применять логические операции в школьной работе до того, как они смогут применить их к личным проблемам. Когда возникают эмоциональные проблемы, они могут добавить дополнительный уровень сложности когнитивным рассуждениям подростка. Способность учитывать возможности, эмоции и факты может влиять на принятие решений положительным или отрицательным образом.
Некоторые общие черты, указывающие на рост от более простого к более сложному когнитивному развитию, включают:
Ранний подростковый возраст
В раннем подростковом возрасте использование более сложного мышления сосредоточено на принятии личных решений в школе и дома. Это может включать:
- Начинает демонстрировать использование формальных логических операций в школьной работе.
- Начинает сомневаться в авторитетах и стандартах общества.
- Начинает формировать и озвучивать собственные мысли и взгляды на самые разные темы. Обычно они больше связаны с их собственной жизнью, например:
- Какими видами спорта лучше заниматься
- Какие группы лучше включать в
- Какая внешность желательна или привлекательна
- Какие родительские правила следует изменить
Средний подростковый возраст
Средний подростковый возраст часто сосредоточен на более философских и футуристических проблемах. Примеры могут включать:
- Часто задают вопросы и анализируют более подробно
- Обдумывает и начинает формировать собственный этический кодекс (что я считаю правильным?)
- Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (кто я?)
- Думает и начинает рассматривать возможные будущие цели (чего я хочу?)
- Думает и начинает строить собственные планы
- Начинает думать о долгосрочной перспективе
- Начинает думать, как повлиять на отношения с другими
Поздний подростковый возраст
В позднем подростковом возрасте сложные мыслительные процессы используются для сосредоточения внимания на менее эгоистичных концепциях и принятии личных решений. Примеры могут включать:
- Повышенное внимание к более глобальным понятиям, таким как правосудие, история и политика
- Развивает идеалистические взгляды на определенные темы или проблемы
- Дебаты и развитие нетерпимости к противоположным взглядам
- Начинает сосредотачиваться на принятии карьерных решений
- Начинает думать о новой роли во взрослом обществе
Содействие здоровому когнитивному развитию подростков
Для содействия позитивному и здоровому когнитивному развитию подростков:
- Помощь подросткам в получении достаточного сна, питья и питания.
- Привлекайте подростков к обсуждению различных тем, проблем и текущих событий.
- Поощряйте подростков делиться идеями и мыслями со взрослыми.
- Поощряйте подростков мыслить независимо и развивать собственные идеи.
- Помогите подросткам в постановке собственных целей.
- Поощряйте подростков думать о возможностях будущего.
- Хвалите и хвалите подростков за обдуманные решения.
- Помогите подросткам пересмотреть любые неправильные решения.
Последнее обновление 04/2023
Рассмотрено Кэти Нис, специалистом по работе с детьми
Детский центр Cincinnati Children’s предоставляет услуги первичной медико-санитарной помощи по всему Большому Цинциннати.
Способность | Определение |
---|---|
Устное понимание | Способность понимать разговорные английские слова и предложения. |
Понимание письма | Способность понимать написанные предложения и абзацы. |
Устное выражение | Способность использовать английские слова или предложения в разговоре, чтобы другие могли понять. |
Письменное выражение | Способность использовать английские слова или предложения в письменной форме, чтобы другие могли их понять. |
Беглость идей | Способность генерировать ряд идей по заданной теме. |
Оригинальность | Способность генерировать необычные или остроумные идеи по заданной теме или ситуации. Это способность изобретать творческие решения проблем или разрабатывать новые процедуры для ситуаций, в которых стандартные операционные процедуры не применяются. |
Запоминание | Способность запоминать информацию, такую как слова, числа, изображения и действия. Фрагменты информации могут запоминаться сами по себе или вместе с другими фрагментами информации. |
Чувствительность к проблеме | Способность определить, когда что-то не так или может пойти не так. Это включает в себя возможность идентифицировать всю проблему, а также элементы проблемы. |
Математические рассуждения | Способность понять и организовать проблему, а затем выбрать математический метод или формулу для решения проблемы. Он включает в себя рассуждения с помощью математических задач для определения соответствующих операций, которые можно выполнить для решения проблем. Это также включает в себя понимание или структурирование математических задач. Фактическое манипулирование числами не включено в эту способность. |
Номер объекта | Указывает, насколько быстро и правильно можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление. Это могут быть шаги в других операциях, таких как нахождение процентов и извлечение квадратных корней. |
Дедуктивное рассуждение | Способность применять общие правила к конкретным задачам для получения логических ответов. Это включает в себя решение, имеет ли ответ смысл. |
Индуктивное рассуждение | Способность объединять отдельные фрагменты информации или конкретные ответы на проблемы, чтобы сформировать общие правила или выводы. |
Сбор информации | Способность правильно следовать правилу или набору правил, чтобы расположить вещи или действия в определенном порядке. Должны быть указаны используемые правила или наборы правил. Вещи или действия, которые необходимо упорядочить, могут включать числа, буквы, слова, изображения, процедуры, предложения и математические или логические операции. |
Гибкость категории | Возможность создавать множество правил, чтобы каждое правило по-разному указывало, как группировать набор вещей. Каждая отдельная группа должна содержать не менее двух вещей из исходного набора вещей. |
Скорость закрытия | Включает степень, в которой различные фрагменты информации могут быть быстро объединены и организованы в один значимый шаблон. Заранее неизвестно, какой будет картина. Материал может быть визуальным или слуховым. |
Гибкость закрытия | Способность идентифицировать или обнаружить известный узор (например, фигуру, слово или объект), который скрыт в другом материале. Задача состоит в том, чтобы выделить замаскированный узор из фонового материала. |
Пространственная ориентация | Способность сказать, где вы находитесь по отношению к местоположению какого-либо объекта или сказать, где находится объект по отношению к вам. |
Визуализация | Способность представить, как что-то будет выглядеть, когда его перемещают или когда его части перемещаются или переставляются. Это требует формирования мысленных образов того, как узоры или объекты будут выглядеть после определенных изменений, таких как развертывание или вращение. Нужно предсказать, как будет выглядеть объект, набор объектов или узор после внесения изменений. |
Скорость восприятия | Включает в себя степень, в которой можно быстро и точно сравнивать буквы, цифры, объекты, изображения или узоры. Сравниваемые предметы могут быть представлены одновременно или один за другим. Эта способность также включает в себя сравнение представленного объекта с запомненным объектом. |
Точность управления | Способность перемещать органы управления машиной или транспортным средством. Это включает в себя степень, в которой эти элементы управления могут быть быстро и многократно перемещены в точное положение. |
Множественная координация | Способность координировать движения двух или более конечностей (например, двух рук, двух ног или одной ноги и одной руки), например, при управлении движущимся оборудованием. Две или более конечностей находятся в движении, когда человек сидит, стоит или лежит. |
Ориентация ответа | Способность быстро и точно выбирать между двумя или более движениями при подаче двух или более различных сигналов (свет, звук, изображение). Способность связана со скоростью, с которой можно начать правильную реакцию рукой, ногой или другими частями тела. |
Регулятор скорости | Возможность регулировать управление оборудованием в ответ на изменения скорости и/или направления непрерывно движущегося объекта или сцены. Способность включает в себя синхронизацию этих корректировок в ожидании этих изменений. Эта способность не распространяется на ситуации, в которых и скорость, и направление объекта совершенно предсказуемы. |
Время реакции | Возможность дать один быстрый ответ на один сигнал (звук, свет, изображение) при его появлении. Эта способность связана со скоростью, с которой можно начать движение рукой, ногой или другими частями тела. |
Устойчивость руки к руке | Способность удерживать кисть или руку неподвижно. Он включает устойчивость при совершении движения рукой, а также при удержании руки и кисти в одном положении. Эта способность не требует силы или скорости. |
Ловкость рук | Способность совершать умелые скоординированные движения одной рукой, рукой вместе с другой рукой или двумя руками для захвата, размещения, перемещения или сборки предметов, таких как ручные инструменты или блоки. Эта способность включает в себя степень, в которой эти движения руки-кисти могут быть выполнены быстро. Это не связано с движущимися механизмами или элементами управления оборудованием, такими как рычаги. |
Ловкость пальцев | Способность совершать умелые скоординированные движения пальцев одной или обеих рук, а также хватать, класть или перемещать мелкие предметы. Эта способность включает в себя степень, в которой эти движения пальцев могут выполняться быстро. |
Скорость запястья | Способность делать быстрые, простые повторяющиеся движения пальцев, кистей и запястий. Это почти не требует точности или координации глаз и рук. |
Скорость движения конечности | Включает в себя скорость, с которой можно сделать одно движение рук или ног. Эта способность не включает в себя точность, тщательный контроль или координацию движений. |
Избирательное внимание | Способность концентрироваться на выполняемой задаче. Эта способность включает в себя концентрацию при выполнении скучной задачи и не отвлекаться. |
Разделение времени | Способность переключаться между двумя или более источниками информации. |
Статическая прочность | Способность использовать мышечную силу, чтобы поднимать, толкать, тянуть или переносить предметы. Это максимальная сила, которую можно приложить за короткий промежуток времени. |
Взрывная сила | Способность использовать короткие всплески мышечной силы для движения себя или объекта. Это требует накопления энергии для всплесков мышечных усилий в течение очень короткого периода времени. |
Динамическая прочность | Способность мышц многократно или непрерывно прилагать усилия в течение длительного периода времени. Это способность поддерживать, удерживать или многократно перемещать собственный вес тела и/или предметы с течением времени. Он представляет мышечную выносливость и подчеркивает устойчивость мышц к утомлению. |
Сила ствола | Включает степень, в которой мышцы живота и нижней части спины могут многократно или непрерывно поддерживать часть тела в течение долгого времени. Способность включает в себя степень, в которой эти мышцы туловища не утомляются, когда они подвергаются такому повторяющемуся или постоянному напряжению. |
Степень гибкости | Способность сгибаться, растягиваться, скручиваться или тянуться туловищем, руками или ногами. |
Динамическая гибкость | Способность сгибаться, растягиваться, скручиваться или вытягиваться туловищем, руками и/или ногами, как быстро, так и неоднократно. |
Общая координация тела | Способность координировать движения рук, ног и туловища вместе в действиях, при которых все тело находится в движении. |
Общее равновесие тела | Способность сохранять или восстанавливать равновесие тела или оставаться в вертикальном положении в нестабильном положении. Эта способность включает в себя сохранение равновесия при смене направления во время движения или неподвижного стояния. |
Выносливость | Способность легких и систем кровообращения эффективно работать в течение длительного периода времени. Это способность напрягать себя физически, не запыхавшись. |
Близкое зрение | Способность видеть близкое окружение. |
Дальний обзор | Способность видеть окружающую среду вдали. |
Визуальная цветовая дискриминация | Способность сопоставлять или различать цвета. Эта способность также включает обнаружение различий в чистоте цвета (насыщенности) и яркости (яркости). |
Ночное видение | Способность видеть в условиях низкой освещенности. |
Периферийное зрение | Способность воспринимать объекты или движения к краям поля зрения. |
Восприятие глубины | Способность различать, какой из нескольких объектов находится дальше или ближе к наблюдателю, или оценивать расстояние объекта от наблюдателя. |