Как развить когнитивное мышление? | Блог РСВ
Skip to content
|
Умение воспринимать информацию, запоминать данные, принимать решения, мыслить и фантазировать — за все это отвечает когнитивное мышление. Если человек одинаково хорошо владеете всеми навыками, то, несомненно, он является успешным и талантливым. Ему легко дается изучение чего-то нового, применение в работе необходимых навыков, решение сложных задач. Но это не врожденный талант, а кропотливая работа над собой. Существуют эффективные методы по развитию мыслительных процессов, с помощью которых каждый сможет усовершенствовать свои навыки.
- Правильное питание и здоровый образ жизни. Первое, с чего стоит начать, это подкрепить наш мозг и организм полезными элементами. Тогда любая информация будет восприниматься быстрее, и вы сможете дольше работать. Лучше всего для подпитки мозга подходят яйца, шоколад, овощи и фрукты, орехи.
- Упражнение «Слон». Встаньте и расслабьте колени, левым ухом сильно прижмитесь к плечу. Затем вытяните руку и начинайте рисовать в воздухе цифру восемь, не отводите взгляд. Повторите упражнение несколько раз.
- Упражнение на развитие равновесия. Сядьте на стул и скрестите голени ног, ступни должны полностью касаться пола. Сделайте вдох и затем начните медленно выдыхать, параллельно прогибаясь всем телом вперед и вытягивая руки перед собой. Затем вдохните и примите исходное положение. Далее поменяйте ноги и скрестите их, продолжайте выполнять упражнение. Повторите минимум 3 раза. В результате вы разовьете равновесие и подтяните навык понимания.
- Рисование двумя руками. Возьмите большой лист бумаги и два карандаша. Начните рисовать обеими руками одновременно. Пытайтесь нарисовать одинаковые рисунки — квадраты, круги, треугольники. Так вы улучшите мелкую моторику и координацию.
- Упражнение «Алфавит – Восемь». Возьмите чистый листок бумаги и начните рисовать на нем знаки бесконечности, которые как бы ложатся друг на друга. Не отрывайте руку от листа бумаги. Сначала нарисуйте 3 знака правой рукой, затем левой и после обеими руками. Далее напишите букву «а» и заново повторите весь процесс со знаками. Затем напишите «б» и повторяйте до буквы «д».
- Упражнение на скрещивание. Это простое упражнение, но достаточно эффективное. Необходимо лечь и согнуть ногу в колене, затем дотронуться правым локтем до левого колена и наоборот. Не торопитесь, медленно и плавно выполняйте упражнение.
- Регулярный спорт. Спорт необходим не только для организма, но и для мозга. Вы прокачаете свои мышцы, и мозг начнет работать с новой силой.
- Загадки, головоломки, кроссворды. Отличной зарядкой для мозга будет решение логических загадок, головоломок, стратегические игры. Так вы сможете отдохнуть и провести весело время.
Выполняйте ежедневно хотя бы часть упражнений и через месяц вы замените качественные изменения в своем мышление. А если вы хотите увеличить свою продуктивность, стать сильнее и выносливее, то посмотрите бесплатный вебинар «Остров продуктивности». После обучения вы сможете увеличить свою энергию, прокачать память и силу воли. Станьте лучшей версией себя!
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетяхВам может быть интересно
Как слабо развитые когнитивные навыки влияют на обучаемость?
«Я не понимаю!» — Вам часто приходится слышать эту фразу? Если когнитивные (познавательные) навыки ребенка развиты хорошо, его мозг успешно обрабатывает входящую информацию и учеба не представляет особых трудностей. В противном случае, обучение может вызывать серьезные проблемы, особенно у детей младшего возраста.
Рабочая память
Эта когнитивная функция позволяет сохранять и воспроизводить информацию, что является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребенка плохо развита рабочая память, он не сможет использовать полученную информацию, ему будет крайне трудно учиться.
Когда ребенку дают многоступенчатое задание, например раскрасить апельсины в желтый цвет, цветок — в фиолетовый, а собаку — в коричневый, те дети, у которых слабо развита рабочая память, смогут запомнить только первое задание. Другим детям может быть сложно запоминать порядок: счета, букв в алфавите и т. д.Таким образом, для успешного обучения необходимо, чтобы память ребенка работала на оптимальном уровне, используя весь свой потенциал.
Узнайте больше о рабочей памяти:
Влияние рабочей памяти на обучение и развитие ребенка.
8 верных способов прокачать рабочую память.
Внимание
Другой важной познавательной функцией является внимание. Детям необходимо слушать и понимать информацию. Успешно освоить чтение без развитого внимания будет сложно и, а без навыков чтения успешно учиться крайне затруднительно. Фоновый шум в классе, как правило, не беспокоит большинство учеников. Однако те дети, у которых слабо развито внимание, могут отвлекаться на посторонние, даже незначительные звуки, это мешает им сосредоточиться на предмете и на том, что говорит учитель.
Узнайте больше о внимании:
Разница между расстройствами внимания с похожими симптомами.
8 упущенных из виду проблем, которые могут быть причиной проблем ребенка с концентрацией внимания.
5 способов улучшить продолжительность концентрации внимания учеников.
Восприятие и обработка информации
Обработка информации — ещё одна из важнейших когнитивных функций, которая позволяет нашему мозгу понимать и осмысливать входящую информацию. Большую часть информации мы получаем либо либо на слух, либо посредством зрения. Ученики со слабым зрением могут неточно воспринимать визуальную информацию. Это может привести к трудностям с чтением, с правописанием и с математикой. Дети со слабо развитым слуховым восприятием часто неточно различают звуки в словах. Им сложно отвечать на вопросы и следовать инструкциям, так как их мозг безуспешно пытается обработать искаженно услышанный вопрос или задание.
Дети со слабыми навыками обработки информации испытывают трудности с речью, чтением, письмом и математикой.
Узнайте больше об обработке информации:
Как связаны успех в учебе и способность мозга обрабатывать звуковые изменения?
Что такое Нарушение Слухового Восприятия (Auditory processing disorder)?
8 важных нюансов в воспитании ребенка с Нарушением Слухового Восприятия.
Что такое нарушение фонематического восприятия и как его исправить.
Упорядочивание информации
Следующая важная когнитивная функция мозга — упорядочить полученную им информацию. Детям необходимо уметь правильно выстраивать последовательность счета, алфавита, дней недели, месяцев и т. п. Когда новые знания ученика объединяют с ранее усвоенными, его способности к обучению растут. Дети со слабо развитым навыком упорядочивания информации могут испытывать значительные трудности при правильном написании слов и предложений, составлении или пересказе рассказов и т. п.
Даже простая игра «Составь слово» в таблице с множеством букв требует развитого навыка упорядочивания информации. Ученики, не обладающие развитым навыком упорядочивания информации, могут потерять интерес к учебе, так как им становится либо слишком сложно, либо скучно учиться. Иногда, из-за проблем с упорядочиванием, у ребенка могут появиться проблемы с поведением.
Внимание, память, восприятие, обработка и упорядочивание (последовательность) информации — это основные познавательные функции, которые необходимы для обучения. Если у ребенка слабо развита одна или несколько когнитивных функций, он будет испытывать трудности в обучении. Если познавательные навыки не работают на оптимальном уровне, ученик нуждается в коррекционной помощи. Одной из наиболее эффективных методик для развития основных когнитивных навыков является коррекционно-развивающая онлайн методика Fast ForWord. В отличие от других методик, Fast ForWord даёт не только быстрый, но пожизненный результат — обретенные навыки останутся у ученика на всю жизнь! Занятия выполнены в виде онлайн компьютерных игр — ребенок может заниматься не выходя из уютного дома.
Источник
Хотите быстро и навсегда помочь своему ребенку преодолеть трудности в учебе? Запишитесь на пробные онлайн занятия в программе Fast ForWord, не откладывайте помощь своему ребенку!
Что такое когнитивные способности (и можно ли их улучшить)?
Знаете ли вы, сколько у вас когнитивных способностей?
Знаете ли вы разницу между когнитивными навыками и когнитивными атрибутами?
Вероятно, нет, потому что во многих бесплатных онлайн-статьях путают эти термины.
Они рассматривают многие когнитивные способности как навыки или атрибуты, когда это не так.
Но если вы хотите ясности в этом вопросе, вам повезло.
В этом посте вы, наконец, узнаете, что на самом деле означают когнитивные способности, и поймете, почему и чем они отличаются от других когнитивных проблем.
Готов?
Давайте углубимся.
Что такое когнитивные способности?Технически, когнитивные способности — это то, с чем здоровые люди рождаются или развиваются по мере взросления.
Это означает, что а не когнитивная способность является навыком, по крайней мере, не в смысле приобретения такой способности, как чтение и письмо.
Один из основных способов думать о когнитивных способностях — сосредоточиться на пространственном восприятии.
Как показали Альберт Постма и Инека ван дер Хам в книге «Нейропсихология пространства», с раннего детства мы быстро учимся «точно воспринимать расстояния и ориентацию».
Хотя это в основном визуальная когнитивная способность, здесь также задействован слух.
Классные научные слова для различения этих двух когнитивных способностей:
- Тонотопия (знание того, откуда берутся звуки)
- Ретинотоп (знание того, где в пространстве находится то, что вы видите)
Хотя эти особенности человеческого опыта можно было бы назвать «навыками», на самом деле это не так. Вы не столько изучаете их, сколько приобретаете через опыт, формирующийся в вашем мозгу.
Другие когнитивные способности, подпадающие под это строгое определение, включают:
- Мультисенсорное восприятие (осязание, обоняние, вкус)
- Слуховая, зрительная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая обработка
- Внимание
- Память
Да и нет.
Как показывает Гэри Маркс в книге «Образование, социальное происхождение и когнитивные способности», раннее развитие этих способностей требует ресурсов.
Если вы росли в плохой среде, вам не хватало правильного питания, сна и других элементов ухода, вы можете попасть в беду. Ваши познавательные способности не смогут процветать.
К сожалению, такие ситуации могут заставить многих людей бороться на протяжении всей жизни.
Как я уже говорил в «Победоносном разуме», я сам вырос таким. Это, безусловно, затруднило ясное мышление для меня, чем для других.
Тем не менее, всю свою жизнь я справлялся с проблемами снижения когнитивных способностей. Исходя из моего опыта, я считаю, что вы можете повысить IQ, просто устанавливая цели и выполняя их. Даже там, где я потерпел неудачу, продолжая практика достижение целей — это именно то, чем я занимался на протяжении всей своей жизни, несмотря на такие проблемы, как туман в голове и хроническая боль.
В свою очередь, это помогло мне улучшить так называемое «метапознание». На самом деле, когда я давал интервью для «Теорий всего», кто-то в комментариях сказал, что я занимаюсь «радикальным метапознанием».
Другими словами, вы можете улучшить свои общие когнитивные способности, узнав, как работает ваш собственный мозг.
Основные 4 типа когнитивных навыковТеперь, когда мы определили когнитивные способности…
Что насчет когнитивных навыков?
Здесь нужно учиться. Примеры интеллектуальных навыков включают:
- Овладение языком
- Понимание прочитанного
- Манипуляции с объектами
- Навыки рассуждения
- Рефлексивное мышление
- Независимое мышление
- Способности к счету
- Финансовая грамотность
- Лидерство
- Социальные навыки и создание сетей
- Родительская способность
- Вербальный интеллект
Но, как указывает Гэри Маркс, с этими определениями нужно быть осторожным. Многие из этих навыков приобретаются, но на их успех влияет то, что он называет «некогнитивными способностями».
Некогнитивные способности включают когнитивные атрибуты, такие как:
- Трудолюбие
- Мужество
- Настойчивость
- Сотрудничество
- Целостность
Маркс отмечает, что социально-экономическое происхождение, семья, генетика и личный опыт сильно влияют на такие личные качества.
Принимая во внимание эти моменты, каковы некоторые из основных когнитивных навыков?
Согласно Стивену Риду в книге «Когнитивные навыки, необходимые в 21 веке», он разбит на следующий список интеллектуальных навыков.
Один: Способность приобретать новые знанияХотя люди могут многое усваивать по мере своего роста, почти на автопилоте, другие навыки выживания требуют обучения.
Например, мы учимся читать и писать.
Почему?
Чтобы мы могли помочь себе узнать больше по любой теме, которую пожелаем.
И по мере того, как мы продолжаем учиться, эта способность расширяется путем применения наших способностей до:
- Понять
- Классифицировать
- Реферат и ассоциированный член
- Действия с процессами в соответствии с их описанием
Я только что упомянул, что мы можем научиться классифицировать то, что мы изучаем. Это как маркировка.
Когнитивный навык, необходимый для дополнения этой способности, заключается в организации того, что мы пометили.
Вот где так полезны такие навыки, как техника Дворца Памяти. Наши предки разработали его тысячи лет назад, чтобы мы могли хранить в уме информацию, содержащую целые книги, еще до того, как книги появились.
Как показали такие ученые, как Тайсон Юнкапорта и Линн Келли, эти формы организации знаний уже много раз имели решающее значение для выживания человечества.
Организация знаний как навыков также может быть изучена с помощью инструментов life:
- Программное обеспечение для обработки данных
- Усовершенствованные методы ведения заметок
- Интеллект-карты
- Эверноут
- Мнемонические устройства
Вы также можете научиться лучше систематизировать знания, пройдя курсы, написав статьи или книги по исследовательским темам или подготовив доклады.
Три: Навыки мышленияУмение логически мыслить — один из самых важных когнитивных навыков, которые вы можете развить.
Что происходит?
Во-первых, вы должны усвоить разницу между логическим и рациональным мышлением. Кажется, что они могут быть одинаковыми, но это не так. Точно так же ознакомьтесь с разницей между объективными и субъективными рассуждениями.
Навыки аналитического мышления должны быть следующими в вашем списке. Этот навык помогает вам разбирать вещи и практиковать то, что иногда называют «мысленным вращением».
Как начать улучшать свои навыки мышления?
- Прочтите эти книги по критическому мышлению
- Выполните эти упражнения на критическое мышление
- Изучите эти цитаты о критическом мышлении
- Удалите эти барьеры критического мышления
Четвертый важный когнитивный навык, на который мы должны обратить внимание, — это решение проблем.
Этот навык очень важен, потому что, имея под рукой модели для решения проблем, вы будете быстрее и конкурентоспособнее на рынке труда.
Даже в более старшем возрасте, на пенсии, важна способность решать проблемы. Мир постоянно меняется, и мы все должны хорошо справляться с трудностями.
Как отмечает Данах Хенриксен в книге «7 трансдисциплинарных когнитивных навыков для творческого образования», лучшим навыком решения проблем является эмпатия.
«Чарльз Дарвин определил эмпатию как ключевой навык выживания, написав, что животные, которые чувствуют и стремятся помочь друг другу в беде, как правило, процветают благодаря процессу естественного отбора».
Как она утверждает, эмпатия решает проблемы, потому что помогает людям видеть сходства между людьми, а не различия. В различных исследованиях видеоигр Хенриксен показал, как чуткие люди приносят больше перспективы, облегчая решение проблем.
Еще один интересный способ развить навыки решения проблем: играть в игры, в идеале в несколько игр.
Возможно, вы даже захотите зарегистрироваться для участия в соревнованиях по запоминанию или принять вызов, как это сделал Брейден Адамс, чтобы повысить осведомленность о болезни Альцгеймера.
Как повысить когнитивные способностиМы уже рассмотрели несколько способов улучшить свои когнитивные способности.
А как насчет ваших когнитивных способностей?
Во-первых, мы знаем, что интеллект не фиксирован. Расширить его может любой.
Если вы боретесь, это, вероятно, связано с загадкой, которую мы уже решали:
Разница между когнитивными способностями и когнитивными качествами — и вашей готовностью принять поведение, которое может показаться вам «неестественным».
Например, выше мы видели, что такие черты, как трудолюбие и смелость, часто улучшают как когнитивные способности человека, так и приобретенные им когнитивные навыки.
Часто у этих людей это происходит быстрее и легче, потому что они хотят играть или хотя бы экспериментировать.
Некоторые эксперименты, которые вы можете провести, включают:
- Научиться запоминать свои сны
- Разработка системы PAO
- Использование метода ключевого слова
Каждое из этих умений поможет вам расширить свои умственные способности, поскольку они тренируют аспекты ваших:
- Автобиографическая память
- Эпизодическая память
- Процедурная память
- Перспективная память
- Рабочая память
- Когнитивное картирование
Поскольку память является ключом ко всем улучшениям умственной деятельности, подумайте о том, чтобы записаться на этот бесплатный курс:
Когнитивное мышление на кранеОдной из моих целей в этом посте было прояснить разницу между несколькими терминами. которые кажутся одинаковыми на поверхности.
Надеюсь, вы уже заметили, что на самом деле они совершенно разные.
Когнитивные способности относятся к поведению мозга, которое мы испытываем, не прилагая особых усилий для их развития как способностей.
Когнитивные способности, напротив, можно развивать. Однако на их сильные стороны влияет ряд факторов, таких как сугубо личные когнитивные качества.
Как я определил эти различия?
Легко.
Я использовал когнитивное мышление и задал один простой вопрос, исследуя эту тему.
Когда я прочитал список того, что кто-то назвал когнитивными способностями, я спросил:
«Это правда?»
Как мы уже говорили выше, наши когнитивные способности включают в себя навешивание ярлыков или категоризацию и организацию.
Задав этот вопрос, я смог увидеть, что маркировка была неправильной, что привело к ложной организации этих терминов.
А так как наука постоянно развивается и термины все время меняются, рано или поздно этот анализ тоже будет нуждаться в обновлении.
Быть открытым к этому факту, а затем быть готовым и желать действовать без эго, вставающего на пути, когда придет время, вот что такое истинные умственные способности.
Так что ты скажешь?
Этот пост помог вам лучше понять этот широкий спектр интеллектуальных навыков? Если вам нужны некоторые идеи о простых действиях, которые вы можете предпринять для улучшения, пожалуйста, прочитайте об этих 13 мощных когнитивных действиях далее.
Когнитивные способности — IResearchNet
Термин «когнитивные способности» обычно относится к способности мысленно обрабатывать, понимать и манипулировать информацией — короче говоря, к способности учиться. Например, дедуктивное или индуктивное мышление, понимание общих принципов путем наблюдения за поведением объектов, мысленное вращение объектов в уме, быстрое и точное понимание прочитанного и эффективное обращение с математическими понятиями — все это когнитивные способности. Когнитивные способности в значительной степени составляют то, что большинство людей интуитивно называют интеллектом. Когнитивные способности также называют когнитивными способностями.
Научное изучение когнитивных способностей имеет долгую и иногда противоречивую историю. Однако интерес исследователей сосредоточен на двух общих темах: структуре когнитивных способностей (т.е. сколько их и как они выглядят?) и влиянии различий в когнитивных способностях на важные результаты (т.е. предсказывают?).
Структура когнитивных способностей
Споры о структуре когнитивных способностей, возможно, являются одним из самых легендарных споров в дифференциальной психологии. Рискуя упростить историю, дискуссия в основном сосредоточена на вопросе о том, существует ли одна общая когнитивная способность или множество независимых специфических способностей. Сегодня большинство ученых принимают модель когнитивных способностей, аналогичную модели, предложенной Джоном Б. Кэрроллом. В исчерпывающей и замечательной работе Кэрролл повторно проанализировал более 400 наборов данных, охватывающих более 60 лет исследований. Его результаты убедительно показали, что психометрическая структура когнитивных способностей лучше всего описывается иерархической моделью с тремя основными слоями или уровнями. На вершине находится один общий фактор когнитивных способностей, называемый g, ниже которого находится небольшое количество узких способностей, часто называемых групповыми факторами, каждый из которых, в свою очередь, находится на вершине большого количества задач. конкретные способности. Основные интересующие уровни — это верхний уровень g) и второй уровень, содержащий от 8 до 10 узких способностей.
Определение g-фактора
g-фактор отражает общую способность человека к обучению. Формально это определяется как «образование отношений и коррелятов», то есть способность делать выводы или дедуцировать значимые принципы и понятия из абстрактных и новых ситуаций. g-фактор отражается в повсеместной положительной корреляции между любым набором тестов или задач, которые требуют любой формы когнитивного манипулирования или обработки информации. То есть, хотя можно выявить более узкие умственные способности (например, вербальные способности, количественные способности, зрительно-пространственные способности, кратковременная память), люди с высокими (или низкими) показателями любой индивидуальной узкой способности, как правило, имеют относительно высокие ( или низкий) на остальных. Надежные показатели когнитивных способностей всегда положительно коррелируют.
Определение узких способностей
Остаются некоторые разногласия и неопределенность относительно точного определения узких способностей. На самом деле, сам Кэрролл предупредил, что может быть уместна небольшая модификация или дальнейшее уточнение этих факторов. Тем не менее, в большинство моделей когнитивных способностей включены следующие узкие способности:
- Подвижный интеллект/рассуждение: способность применять правила и предпосылки для достижения решения; способность обнаруживать основные характеристики, определяющие проблемы
- Количественное мышление/навыки: Способность рассуждать индуктивно или дедуктивно с помощью математических понятий, отношений и свойств; общие знания математических понятий
- Кристаллизованный интеллект: размер и изощренность словарного запаса; способность понимать и общаться устно, а также бегло использовать коммуникативные навыки; круг общих и аккультурационных знаний
- Общие вербальные способности: Способность распознавать и расшифровывать слова или замаскированные слова; способность понимать и общаться с ясностью мысли и выражения в письменной речи; общее понимание языковых правил (родного) языка
- Кратковременная память: способность формировать и сохранять мысленные представления о стимулах, а затем распознавать или вспоминать их через короткий промежуток времени (объем памяти, зрительная память)
- Долгосрочное ассоциативное хранение и извлечение: способность сохранять и вспоминать ранее изученный материал независимо от того, имеет ли он смысл; способность быстро генерировать ряд идей, слов или другой уточняющей информации, относящейся к определенной теме или объекту; способность быстро создавать новые или необычные связи между стимулами или решениями проблем
- Визуально-пространственная обработка: способность мысленно манипулировать объектами или визуальными образами, например мысленно вращать многомерные объекты в пространстве; способность быстро отличать значимый объект от частично затемненных или расплывчатых образов и стимулов
- Обработка слуха: способность обрабатывать звуки речи; фонологическая осведомленность; способность различать звуки речи в обычном и искаженном контексте; способность различать тона, тональные паттерны, высоту тона и другие вариации звуковых качеств; способность локализовать звуки в пространстве
- Скорость когнитивной обработки: способность быстро принимать простые решения или выполнять простые задачи; возможность сравнения визуальных символов; способность быстро манипулировать и оперировать числами элементарными способами
Прогностическая достоверность когнитивных способностей
То, что существуют различия в когнитивных способностях и что они, по-видимому, каким-то образом связаны с различиями в широком спектре поведения, было признано на протяжении нескольких тысяч лет. Таким образом, было разработано множество методов оценки индивидуальных различий в когнитивных способностях, и многие из них оказались полезными для понимания или прогнозирования поведения, столь же разнообразного, как академическая успеваемость и техническая эффективность работы, профессиональные и экономические достижения, правонарушения, преступное поведение, склонность к несчастным случаям. -ность и смертность, и это лишь некоторые из них.
Прогностическая достоверность g
Множество данных подтвердило, что g является прогностическим (на уровнях как теоретической, так и практической значимости) индивидуальных различий в широком диапазоне академических, профессиональных и социальных результатов. Для промышленных и организационных психологов представляет интерес тот факт, что g неизменно является лучшим единственным предиктором эффективности профессионального обучения и технической эффективности работы в широком диапазоне возрастов, условий и областей. Не существует работы, для которой g не является хотя бы умеренно сильным предиктором технических характеристик.
Например, метааналитические оценки помещают прогностическую достоверность g для технической производительности от 0,50 до 0,60 и 0,56 для производительности в программах профессионального обучения. Однако точное значение варьируется в зависимости от характера рассматриваемой работы. Например, корреляция между g и техническими показателями для управленческих и многих информационных должностей белых воротничков обычно находится в диапазоне от 0,50 до 0,61. Напротив, корреляция для ручного труда обычно составляет около 0,25. Именно когнитивная сложность профессии снижает прогностическую достоверность g. Кроме того, g сохраняет свою прогностическую достоверность на разных уровнях опыта. На самом деле, некоторые исследования показывают, что прогностическая достоверность g фактически увеличивается по мере увеличения опыта. Поначалу это может показаться нелогичным: в конце концов, у людей с большим опытом есть возможность узнать больше и, следовательно, приобрести более высокий уровень знаний и навыков, специфичных для работы. При прочих равных условиях сотрудник с большим опытом будет работать лучше, чем неопытный сотрудник. Однако не все вещи равны. Важна способность извлекать пользу из опыта, и g по существу отражает способность учиться на опыте. Те, у кого выше g, учатся быстрее; таким образом, по мере увеличения опыта различия в знаниях и навыках, которые можно отнести на счет возрастающих, преувеличиваются.
Прогностическая достоверность узких способностей
В отличие от g прогностическая достоверность узких способностей более тесно связана с природой критериев, которые пытаются предсказать. Таким образом, говорить об обобщенных выводах относительно прогностической валидности узких способностей труднее. Кроме того, учитывая устойчивость прогностической валидности g, ценность узких способностей обычно измеряется их возрастающей валидностью. То есть, чтобы заслужить внимание как практически значимое, доказательства возрастающего вклада узких способностей выше и выше g должны быть существенными, надежными и связанными со значимыми результатами. Однако даже самая оптимистичная интерпретация существующей эмпирической литературы не соответствует этому стандарту практической значимости. То есть узкие способности, как правило, не добавляют значительного количества дополнительной прогностической достоверности выше и выше g при прогнозировании академической или технической работы. Например, после учета дисперсии, относящейся к g, включение набора узких способностей обычно увеличивает корреляцию с техническими показателями работы менее чем на 0,05. Таким образом, узкие способности, несмотря на их психологическую значимость, могут иметь только практическое значение в ситуациях, когда диапазон общих способностей ограничен (например, среди группы аспирантов, для которых предварительный отбор дает существенное ограничение диапазона в g или в предсказуемый критерий для конкретной предметной области (т. е. развитие навыков чтения)9.0003
С другой стороны, бывают случаи, когда человек менее заинтересован в прогнозировании различий в производительности между людьми и больше заинтересован в сопоставлении профиля узких способностей отдельного человека (т. е. их относительных сильных и слабых сторон) с узкими требованиями к способностям рабочей или образовательной среде. Это соответствует доминирующей точке зрения в литературе по профессиональному консультированию. В самом деле, хорошо известно, что g — недостаточный дескриптор требований к работе; профессии демонстрируют отчетливые образцы узких требований к способностям. Таким образом, оценка внутриличностных различий в узких способностях может быть особенно полезной при классификации персонала, а также при академическом и карьерном консультировании.
Резюме
Можно утверждать, что именно потенциальная широта и величина воздействия индивидуальных различий в когнитивных способностях делает их изучение очень интересным как для ученых, так и для широкой общественности. Хотя научная трактовка когнитивных способностей не появлялась до конца 19 века, развитие теории и множество эмпирических данных, накопленных с тех пор, подтверждают два вывода: (1) психометрическую структуру когнитивных способностей лучше всего моделировать как трехуровневую иерархическую структуру с общий фактор умственных способностей, g, находится на вершине, и (2) общие умственные способности имеют большое функциональное значение практически во всех аспектах жизни.
Ссылки:
- Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Gottfredson, LS (1997). Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Интеллект, 24, 79-132.
- Хантер, Дж. Э., и Хантер, РФ (1984). Валидность и полезность альтернативных предикторов производительности труда. Психологический вестник, 96, 72-98.
- Дженсен, А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
- Любински, Д., и Дэвис, Р.В. (1992). Склонности, умения и навыки. В M. Dunnette & LM Hough (Eds.), Справочник по промышленной и организационной психологии (том 3, 2-е изд., стр. 1–59). Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
- Рив, С.Л., и Хакель, доктор медицины (2002). Задавать правильные вопросы о g. Человеческая производительность, 15, 47-74.
- Шмидт, Ф.Л., и Хантер, Дж.Э. (1998).