Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Когнитивный это простыми словами в психологии: Что такое когнитивная психология и почему она полезна

Содержание

Что такое когнитивная психология и почему она полезна

28 июля 2022 Ликбез Жизнь

Мы необъективны даже с самими собой, но с этим можно бороться.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое когнитивная психология

Когнитивная психология — это раздел психологии, который изучает восприятие, воображение, мышление, речь, память и другие познавательные (когнитивные) процессы. Большое внимание при этом уделяется скрытым механизмам работы мозга, которые влияют на человека, хотя сам он этого не осознаёт. Ещё когнитивных психологов интересует сложное поведение. Например, любовь, дружба или альтруизм.

Направление возникло в середине 50‑х годов прошлого века в США. Это произошло не случайно. Интерес к познавательным процессам был во многом вызван появлением компьютеров, а также первыми экспериментами по ИИ‑моделированию и алгоритмической обработке.

Поэтому большинство когнитивистов сравнивают мозг человека с компьютером. Психические процессы они рассматривают с точки зрения работы с информацией:

  • входной сигнал — сведения из окружающей среды;
  • его анализ и запись;
  • выходной сигнал — реакция.

Почему когнитивной психологии можно доверять

Свои гипотезы когнитивисты всегда пытаются подтверждать экспериментально. Психологи этого направления работают совместно со специалистами по искусственному интеллекту и нейробиологами, что повышает качество исследований и научность выводов.

Также когнитивистам удалось создать одну из самых понятных и полных моделей мозга. По аналогии с устройством вычислительных машин они предложили разделять кратковременную и долговременную память, а внимание считать своеобразным фильтром информации.

Хотя эту модель критиковали отдельные специалисты, она всё ещё полезна, так как не оставляет места таинственным и не поддающимся изучению «белым пятнам» разума. Неслучайно такой подход помогает лучше понять, за что отвечают различные области мозга.

Чем полезна когнитивная психология

Когнитивная психология не только внесла большой вклад в понимание человеческого сознания, но и открыла способы, как благотворно влиять на него.

Помогает бороться с когнитивными искажениями

Из экспериментов когнитивистов мы знаем, что наше сознание необъективно, так как на него влияют когнитивные искажения. Одно из самых известных из них — ошибка подтверждения. Это когда мы отдаём предпочтение той информации, которая согласуется с нашим мнением, и игнорируем противоположную. Чтобы бороться с когнитивными искажениями, надо сначала найти их, а затем сопоставить свои предубеждения с реальностью. С чем и помогает когнитивная психология.

Также когнитивисты показали, что способность человека к запоминанию информации ограничена. За раз мы не можем усвоить больше девяти букв, цифр или коротких слов. Это правило кратковременной памяти известно как «семь плюс‑минус два».

Поэтому, например, мы плохо воспринимаем объявления или сайты, перегруженные информацией. Зато это позволяет нам легче запоминать разбитые на сочетания цифр номера телефона. К примеру, в формате X‑XXX‑XXX‑XX‑XX.

Способствует развитию критического мышления

Представители этого направления утверждают, что мы можем реже оказываться в плену заблуждений, если изменим своё мышление. Для этого достаточно перестать принимать внутренние ощущения, которые разум не успел подвергнуть сомнению, за реальность. То есть не воспринимать эмоциональные реакции как основу для выводов.

Например, однажды упав с велосипеда на мокрой дороге, человек может начать считать этот вид транспорта очень опасным и бояться вновь сесть в седло. Однако если поразмыслить логически, можно понять, что поездка в сухую погоду и с соблюдением мер безопасности принесёт только удовольствие.

Лежит в основе действенной формы психотерапии

На базе когнитивного подхода были разработаны два вида терапии: когнитивно‑поведенческая (КПТ) и рационально‑эмоциональная. Различия между ними минимальны. Суть их в том, что терапевт или сам человек ищет иррациональные убеждения (когнитивные искажения) и приводит рациональные доводы против них.

Это один из самых эффективных видов психологической терапии. Когнитивный подход отлично работает при решении реальных проблем. Известно, что КПТ хорошо помогает справляться с депрессией, стрессами, комплексами, тревогой и другими психическими проблемами.

Читайте также 🧠🧐

  • Эффект Манделы: почему нельзя доверять своей памяти
  • Как настроить мозг на успех с помощью нейробиологии
  • Квантовая психология: правда ли наш разум связан со Вселенной
  • Что такое трансперсональная психология и почему это обман
  • Как выученная беспомощность портит жизнь и как с ней бороться

Когнитивная психология: что это, представители и применение в жизни

Определение
История
Когда обратиться к когнитивному психологу
Лечение психических расстройств
Методы
Влияние

Это научный подход к человеческому разуму, который интересуется всем тем, что творится внутри нашей головы. Среди основных процессов, изучаемых когнитивной психологией: память, внимание, речь, восприятие, обучение, мышление, воображение.

У когнитивной психологии есть масса практических применений. Например:

  • борьба с нарушениями памяти;
  • помощь в восстановлении от черепно-мозговых травм;
  • улучшение процесса обучения;
  • повышение точности принятия решений;
  • построение систем искусственного интеллекта (ИИ).

Удивлена, увидев в этом списке работу с интеллектуальными системами? В этом переплетении изучения человеческой психики и обучении машин нет ничего необычного.

Представители когнитивной психологии считают, что наш мозг имеет много общего с компьютером. Посуди сама: мы воспринимаем информацию, поступающую из внешней среды (ввод). Затем храним ее в памяти (на нашем «жестком диске»), а потом, когда она нам нужна — вспоминаем (вывод).

Не пропустите

  • Не пропустите

    Не помню, значит не было: как мозг обманывает нас и стирает память

Еще одна из основных идей когнитивной психологии заключается в том, что наше поведение может быть в значительной степени объяснено с точки зрения того, как работает разум, то есть подхода к обработке входящей информации.

Данный подход в психологии направлен на попытку глубже понять, как работает наш мозг, чтобы создать работающие стратегии, которые смогли бы помочь людям с расстройствами памяти. Да и всем остальным, кто хочет лучше запоминать информацию и понимать свое поведение, тоже.

Фото автора Nitin Arya: Pexels

У когнитивной психологии нет какого-то одного основателя — она рождалась постепенно, в несколько этапов, в результате размышлений и публикаций работ нескольких ученых. Толчком к ее появлению стало несогласие некоторых психологов с идеями бихевиоризма, в основе которого лежали опыты с животными и утверждение, что люди ведут себя так же.

«Днем рождения» направления, о котором идет речь, некоторые считают 11 сентября 1956 года. В этот день в Массачусетском технологическом институте собрались специалисты по информационной теории, совершившие «когнитивную революцию».

Основные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг и Борис Величковский.

Последний из них выделил три важных тезиса:

  • Появлению когнитивной психологии способствовали достижения в таких технических дисциплинах, как эргономика и инженерная психология.
  • Среди основателей — представители гештальтпсихологии, необихевиоризма и нейробиологии.
  • Одна из основных задач — создание новых, более эффективных способов психологической поддержки обучения детей.

Не пропустите

  • Не пропустите

    Гештальт: что это простыми словами и как его закрыть

В противовес идеи о том, что все началось на встрече нескольких интеллектуалов, существует мнение, что когнитивная психология «родилась» благодаря выходу книги (вернее, тогда еще статьи) американского психолога Джорджа Миллера «Магическое число, семь плюс-минус два» в 1956 году.

Ученый обнаружил, что краткосрочное запоминание длится всего от 20 до 30 секунд, и наша память в этот момент способна удерживать от пяти до девяти элементов (иначе говоря, 7 ± 2). Свои наблюдения Миллер опубликовал в работе, которая не только сыграла большую роль в формировании новой отрасли, но и стала одной из наиболее цитируемых в психологической науке.

Фото автора SHVETS production: Pexels

Один из основных методов исследования в когнитивной психологии (помимо анкет и опросников) — лабораторный эксперимент. Поэтому большинство представителей этой области — ученые, которые работают в различных институтах и исследовательских центрах. Однако есть среди них и практики, трудящиеся в больницах и клиниках.

Вот несколько примеров проблем, с которыми к ним можно обратиться:

  • болезнь Альцгеймера;
  • слабоумие или потеря памяти;
  • лечение черепно-мозговой травмы;
  • ограниченные возможности в обучении;
  • проблемы с восприятием или сенсорными органами;
  • речевое или языковое расстройство.

Нам иногда кажется, что такие навыки, как способность концентрироваться на чем-то или решать текущие проблемы, это нечто само собой разумеющееся. Однако когда в процессоре нашего «компьютера» (мозга) происходит сбой, в жизни начинается хаос.

Даже незначительные проблемы с памятью сильно затрудняют детям обучение в школе, а взрослым — выполнение их рабочих обязанностей. Человек может сначала забыть о дне рождения близких, затем, где он оставил ключи или даже что ел сегодня на завтрак.

Не пропустите

  • Не пропустите

    5 эффективных способов улучшить память и концентрацию внимания

Кроме проблем со вниманием и памятью, когнитивный подход может быть полезен и при работе с негативным мышлением. Хотя нам всем временами свойственно видеть мир в «темных тонах», постоянная концентрация на отрицательных моментах может иметь такие неприятные последствия, как:

  • повышение уровня стресса;
  • чувство приобретенной беспомощности;
  • изоляция;
  • суицидальные мысли.

Людям с пессимистическим мышлением когнитивный психолог может помочь заменить угнетающие и негативные модели на более позитивные и реалистичные.

Модели мышления играют большую роль в нашей жизни и иногда стоят за различными психическими проблемами. Благодаря исследованиям в этой области когнитивных психологов были разработаны новые подходы к лечению таких проблем, как:

  • повышенная тревожность;
  • депрессия;
  • фобии.

Фото автора SHVETS production: Pexels

Для работы с этими и другими психическими расстройствами используются два метода, сосредоточенных на когнитивных процессах, которые могут спровоцировать появление проблемы.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Этот популярный метод психотерапии основывается на предположении о том, что виновниками психологических расстройств являются ошибки в мышлении. Следовательно, если их устранить, то человек научится решать те проблемы, которые прежде казались непреодолимыми, и сумеет в дальнейшем справляться с трудностями.

Это, в свою очередь, должно помочь избавиться от неприятных симптомов (таких, как панические атаки). В отличие от психоанализа, во время сеанса терапевт не предлагает человеку углубляться в прошлое, сосредотачиваясь на том, что клиент думает и чувствует в данный момент.

От поведенческой когнитивную психотерапию отличает большее внимание к внутреннему опыту пациента, его желаниям, размышлениям, переживаниям и установкам. Данный вид терапии эффективен при ряде расстройств, что было подтверждено многочисленными исследованиями.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ)

В этом методе терапевт помогает клиенту обнаружить его иррациональные убеждения и другие когнитивные искажения (идеи, предположения, стереотипы), не соответствующие реальности, а также вызывающие внутренние конфликты.

По словам основателя РЭПТ Альберта Эллиса, одна из основных задач данной терапии в том, чтобы помочь человеку отделить внушенное «я должен» от «я хочу». А затем клиенту предстоит избавиться от навязанных установок и начать прислушиваться к своим желаниям.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия активно применяется при различных расстройствах личности (например, пограничном расстройстве личности).

Фото автора SHVETS production: Pexels

Исследования в области когнитивной психологии могут показаться академическими и далекими от тех проблем, с которыми ты сталкиваешься в повседневной жизни. Однако их результаты играют важную роль в том, как профессионалы подходят к лечению психических заболеваний, черепно-мозговых травм и дегенеративных заболеваний головного мозга.

Кроме того, благодаря работе когнитивных психологов мы можем:

  • лучше определить способы измерения интеллектуальных способностей человека;
  • разработать новые стратегии борьбы с проблемами памяти;
  • расшифровать работу человеческого мозга;
  • лучше понять, как развиваются дети.

И, наконец, в рамках этой области изучаются те явления, которые нам всем знакомы не понаслышке. Например, теория когнитивного баланса рассматривает то, как у нас складывается отношение к какому-то человеку.

А когнитивный диссонанс, в свою очередь, описывает тот внутренний конфликт, который возникает у нас при несоответствии действительности с нашими установками. Так что когнитивная психология нам гораздо ближе, чем кажется.

Источники и литература:

1) Atkinson, R. C., & Shiffrin, R. M. (1968). Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes. In Spence, K. W., & Spence, J. T. The psychology of learning and motivation (Volume 

2) New York: Academic Press. pp. 89–195. 2) Beck, A. T, & Steer, R. A. (1993). Beck Anxiety Inventory Manual. San Antonio: Harcourt Brace and Company.

3) Hollon, S. D., & Beck, A. T. (1994). Cognitive and cognitive-behavioral therapies. In A. E. Bergin & S.L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 428–466). New York: Wiley.

4) Köhler, W. (1925). An aspect of Gestalt psychology. The Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology, 32(4), 691-723.

5) Miller, G. A. (1956). The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63 (2): 81–97.

6) Neisser, U (1967). Cognitive psychology. Appleton-Century-Crofts: New York

7) Newell, A., & Simon, H. (1972). Human problem solving. Prentice-Hall.

8) Tolman, E. C., Hall, C. S., & Bretnall, E. P. (1932). A disproof of the law of effect and a substitution of the laws of emphasis, motivation and disruption. Journal of Experimental Psychology, 15(6), 601.Tolman E. C. (1948). Cognitive maps in rats and men. Psychological Review. 55, 189–208

9) Wiener, N. (1948). Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. Paris, (Hermann & Cie) & Camb. Mass. (MIT Press).

Автор

Мария Минаева

Редактор рубрик  «Психология» и  «Отношения».  

Какое впечатление произвела на вас эта статья?

Как ученые изучают разум

Автор Candina Jordan

  • Чем занимается когнитивный психолог?
  • История когнитивной психологии
  • Примеры когнитивной психологии
  • Когнитивная психология Перспективы на практике
  • Карьера в когнитивной психологии

Когнитивная психология — это отрасль психологии, посвященная изучению того, как люди думают . Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.

Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.

Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении: 

  • Тревожные расстройства
  • Успеваемость
  • Расстройства личности
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Депрессивные расстройства
  • Проблемы в отношениях
  • Расстройства аутистического спектра
  • Травма
  • Эмоциональная регуляция

Когнитивная психология приобрела популярность в 1950–1970-х годах как исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.

Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.

Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что существует внутренний процесс, происходящий между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете.

Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.

Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают: 

Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.

Кратковременная память. Ваша кратковременная память, вероятно, намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.

Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.

Перспективы когнитивной психологии могут быть использованы для улучшения многих сфер жизни, включая то, как дети учатся. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.

Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.

Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению: 

  • Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить информацию, которую вы изучаете
  • Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете который практикует сочетание навыков

Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например: 

  • Болезнь Альцгеймера
  • Проблемы с речью
  • Проблемы с памятью
  • Проблемы с сенсорикой или докторская степень. Большинство исследований, проводимых людьми со степенью магистра, контролируются когнитивными психологами с докторскими степенями.

    Лучший выбор

    Что такое подход когнитивной психологии? 12 ключевых теорий

    Когда я пересекаю оживленную дорогу, передо мной встает море информации разной степени важности.

    Удерживать внимание на встречном транспорте имеет первостепенное значение, но я едва замечаю пролетающих над головой чаек.

    Эти шумные птицы привлекают внимание только тогда, когда я благополучно иду по другой стороне дороги, их крики напоминают мне о детских каникулах на море.

    Когнитивная психология фокусируется на внутренних психических процессах, необходимых для понимания окружающей среды и принятия решения о следующем подходящем действии (Eysenck & Keane, 2015).

    В этой статье исследуется подход когнитивной психологии, его происхождение, а также несколько теорий и моделей, связанных с познанием.

    Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

    Эта статья содержит:

    • Что такое подход когнитивной психологии?
    • Краткая история когнитивной психологии
    • Когнитивная психология против бихевиоризма
    • 12 ключевых теорий, концепций и моделей
    • Увлекательные исследовательские эксперименты
    • Взгляд на позитивную когнитивную психологию
    • Интересные ресурсы от PositivePsychology.com
    • Сообщение на вынос
    • Ссылки

    Что такое подход когнитивной психологии?

    В последние десятилетия всплеск исследований тайн человеческого мозга и разума был значительным благодаря признанию важности когнитивного процесса в клинической психологии и социальной психологии (Eysenck & Keane, 2015).

    В результате когнитивная психология глубоко повлияла на область психологии и на наше понимание того, что значит быть человеком.

    Возможно, еще более удивительно, что он имел такой эффект без четких границ, интегрированного набора предположений и концепций или узнаваемого представителя (Gross, 2020).

    Итак, что же такое подход когнитивной психологии?

    Когнитивная психология пытается понять человеческое познание, сосредотачиваясь на том, что кажется когнитивными задачами, требующими небольших усилий (Goldstein, 2011).

    Вернемся к нашему примеру с прогулкой по дороге. Представьте теперь, что мы тоже принимаем вызов. Теперь мы объединяем несколько одновременных когнитивных задач:

    • Восприятие окружающей среды
      Различение автомобилей по сигналам светофора и определение их направления и скорости на дороге, а также людей впереди, стоящих, разговаривающих и перегораживающих тротуар.
    • Внимание
      Внимание к тому, что наш партнер спрашивает нас по телефону, сквозь шум уличного движения.
    • Визуализация
      Формирование мысленного образа предметов в доме, ответ на вопрос «Где ты оставил ключи от машины?»
    • Понимание и воспроизведение речи
      Понимание реального вопроса («Мне нужно взять машину. Где твои ключи?») из сказанного и формулирование подходящего ответа.
    • Решение проблем
      Выяснение того, как добраться до следующей встречи без машины.
    • Принятие решений
      Вывод о том, что время одной встречи не подходит, и решение перенести ее на другой день.

    В то время как когнитивные психологи изначально сосредоточились на аналогии, сравнивающей разум с компьютером, их понимание продвинулось дальше.

    В настоящее время существует четыре подхода, которые часто перекрываются и часто комбинируются, которые наука использует для понимания человеческого познания (Eysenck & Keane, 2015):

    • Когнитивная психология
      Попытка «понять человеческое познание с помощью поведенческих данных» (Eysenck & Keane, 2015, стр. 2).
    • Когнитивная нейропсихология
      Понимание «нормальных» когнитивных функций посредством изучения пациентов, живущих с черепно-мозговой травмой.
    • Когнитивная неврология
      Объединение данных, полученных из мозга, с поведением для формирования более полной картины когнитивных функций.
    • Вычислительная когнитивная наука
      Использование вычислительных моделей для понимания и проверки нашего понимания человеческого познания.

    Когнитивная психология играет огромную и важную роль в понимании человеческого познания и сильнее благодаря своим тесным отношениям и взаимозависимости с другими академическими дисциплинами (Eysenck & Keane, 2015).

    Краткая история когнитивной психологии

    В 1800-х годах научное сообщество широко считало, что «разум не может понять разум» 9.0003

    В 1868 году голландский физиолог Франциск Дондерс начал измерять время реакции — то, что мы сейчас рассматриваем как эксперимент в когнитивной психологии (Goldstein, 2011).

    Дондерс понял, что ментальные реакции нельзя измерить напрямую, но можно вывести из поведения. Вскоре после этого Герман Эббингауз начал исследовать природу и внутреннюю работу человеческой памяти, используя бессмысленные слоги (Goldstein, 2011).

    К концу 1800-х годов Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, посвященную научному изучению разума. Его подход стал известен как структурализм . Его смелой целью было построить периодическую таблицу ума , содержащую все ощущения, связанные с созданием любого опыта (Goldstein, 2011).

    Однако от использования аналитического самоанализа для выявления скрытых психических процессов постепенно отказались, когда Джон Уотсон предложил новый психологический подход, который стал известен как бихевиоризм (Goldstein, 2011).

    Уотсон отказался от интроспективного подхода и вместо этого сосредоточился на наблюдаемом поведении. Его идея классическое обусловливание — связь нового стимула с ранее нейтральным — позже была превзойдена идеей Б. Ф. Скиннера об оперантном обусловливании , которая была сосредоточена на положительном подкреплении (Goldstein, 2011).

    Обе теории стремились понять взаимосвязь между стимулом и реакцией, а не внутреннюю работу мозга (Goldstein, 2011).

    Под влиянием резких нападок лингвиста и когнитивиста Ноама Хомского к 1950-м годам бихевиоризм как доминирующая психологическая дисциплина пришел в упадок. Внедрение цифрового компьютера привело к подход к обработке информации , вдохновляющий психологов думать о разуме с точки зрения последовательности этапов обработки (Goldstein, 2011).

    В 1967 году Ульрих Найссер опубликовал учебник под названием Когнитивная психология , в котором особое внимание уделялось обработке информации, и так родился новый термин. Действительно, как мы увидим, когнитивная психология в конечном итоге стала предпочтительным подходом в психологии для исследования и теоретизирования человеческого познания (Goldstein, 2011).

    Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)

    Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

    Когнитивная психология против бихевиоризма

    Мур (1996) осознал напряженность, связанную со сдвигом парадигмы от бихевиоризма к когнитивной психологии.

    Хотя исследования в области когнитивной психологии, когнитивной нейропсихологии, когнитивной нейробиологии и вычислительной когнитивной науки в настоящее время широко признаны в качестве движущей силы для понимания психических процессов (таких как память, восприятие, решение проблем и внимание), это не всегда было случай (Гросс, 2020).

    Мур (1996) подчеркнул взаимосвязь между бихевиоризмом и относительно новой областью когнитивной психологии, а также иногда ошибочные предположения относительно природы первого подхода:

    • Бихевиоризм обычно связан только с изучением публично наблюдаемого поведения.
      В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология считается свободной от ограничений логического позитивизма, основанного на проверке посредством наблюдения.

    С тех пор современная когнитивная психология объединила результаты многих других дисциплин, включая эволюционную психологию, информатику, искусственный интеллект и нейробиологию (Eysenck & Keane, 2015).

    • В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология является теоретической и объяснительной.
      Бихевиоризм часто считают просто описательным, в то время как когнитивная психология рассматривается как способная объяснить, что стоит за поведением.

    Особые непрерывные достижения в когнитивной психологии включают восприятие, понимание и производство речи, а также решение проблем (Eysenck & Keane, 2015).

    • Бихевиоризм не может включать теоретические термины.
      Хотя в то время некоторые бихевиористы возражали, утверждалось, что бихевиоризм не может включать теоретические термины, если они не связаны с непосредственно наблюдаемым поведением.

    В то время когнитивные психологи также утверждали, что со стороны бихевиористов неправильно интерпретировать психические состояния с точки зрения состояний мозга.

    Достижения в области неврологии, такие как новые методы визуализации, такие как функциональная МРТ, продолжают предлагать новое понимание взаимосвязи между мозгом и психическими состояниями (Eysenck & Keane, 2015).

    Очевидно, что отношения между бихевиоризмом и развивающейся областью когнитивной психологии были сложными. Тем не менее, когнитивная психология превратилась в школу мысли, которая привела к значительному прогрессу в понимании познания, особенно в сочетании с другими разработками в области вычислительной техники и нейронауки.

    Возможно, это было бы невозможно без смены доминирующих школ психологии (Gross, 2020; Goldstein, 2011; Eysenck & Keane, 2015).

    12 Ключевые теории, концепции и модели

    Когнитивная психология обратила свое внимание на все аспекты человеческого познания.

    И хотя в рамках этой статьи невозможно охватить всю широту или глубину областей исследований, ниже мы перечисляем несколько наиболее важных и увлекательных специальностей и теорий.

    Внимание

    Вряд ли можно представить себе мир, в котором внимание не играет существенной роли в нашем взаимодействии с окружающей средой, но при этом мы редко задумываемся о нем.

    Согласно когнитивной психологии, внимание наиболее активно, когда оно управляется ожиданиями или целями человека, что известно как нисходящая обработка . С другой стороны, он более пассивен, когда контролируется внешними раздражителями, такими как громкий шум, называемый восходящим 9.0156 обработка (Eysenck & Keane, 2015).

    Существует еще одно различие между сфокусированным вниманием (избирательное) и разделенным вниманием . Исследование первого показывает, как мы можем сосредоточиться на одном объекте (шуме, изображении и т. д.), когда их несколько. Напротив, последний рассматривает, как мы можем удерживать внимание на двух или более стимулах одновременно.

    Дональд Бродбент предложил модель узкого места , чтобы объяснить, как мы можем уделить внимание только одному сообщению, когда представлено несколько, например, в дихотическое прослушивание эксперименты, в которых к каждому уху предъявляются разные слуховые стимулы. Модель Бродбента предполагает несколько этапов обработки, каждый из которых постепенно ограничивает поток информации (Goldstein, 2011).

    Восприятие

    Как и все другие области познания, восприятие намного сложнее, чем мы могли себе представить. Возьмем, к примеру, зрение. В то время как большое количество исследований «включало представление визуального стимула и оценку аспектов его обработки», существует также 901:55 время 90:156 аспект, который следует учитывать (Eysenck & Keane, 2015, стр. 121).

    Нам нужно не только воспринимать объекты, но и понимать их движение и обнаруживать изменения в визуальной среде с течением времени (Eysenck & Keane, 2015).

    Исследования показывают, что восприятие, как и внимание, сочетает в себе восходящую и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх включает нейроны, которые срабатывают в ответ на определенные элементы изображения — возможно, части лица, нос, брови, линию подбородка и т. д. Обработка сверху вниз рассматривает, как знания, которые кто-то приносит с собой, влияют на их восприятие.

    Обработка снизу-вниз помогает объяснить, почему два человека, которым предъявляются одни и те же стимулы, испытывают различное восприятие в результате своих ожиданий и предшествующих знаний (Goldstein, 2011).

    Сочетание восходящей и нисходящей обработки также позволяет человеку понимать как статические, так и движущиеся изображения, когда доступна ограниченная информация; мы можем отследить человека, идущего сквозь толпу, или самолет, исчезающий в облаках и исчезающий из них (Eysenck & Keane, 2015).

    Система зеркальных нейронов невероятно увлекательна и оказывается полезной в наших попытках понять биологическое движение. Наблюдение за действиями активирует те же области мозга, что и их выполнение. Модель, по-видимому, объясняет, как мы можем имитировать действия другого человека, что имеет решающее значение для обучения (Eysenck & Keane, 2015).

    Понимание языка

    Понимание языка в письменной или устной речи требует высокой степени многоуровневой обработки (Eysenck & Keane, 2015).

    Понимание начинается с первоначального анализа структуры предложения (более крупные языковые единицы требуют дополнительной обработки). Помимо обработки синтаксиса (правила построения и анализа предложений), необходим анализ значения предложения ( семантика ), чтобы понять, должна ли интерпретация быть буквальной или включать иронию, метафору или сарказм (Eysenck & Keane, 2015).

    Прагматика исследует предполагаемое значение. Например, крикнув: «Это звонок в дверь!» вряд ли будет простым наблюдением, а скорее просьбой открыть дверь (Eysenck & Keane, 2015).

    Было предложено несколько моделей для понимания анализа и понимания предложений, известных как разбор , в том числе (Eysenck & Keane, 2015):

    • Модель садовой дорожки двусмысленные (например, «Лошадь, промчавшаяся мимо сарая, упала»). Это говорит о том, что их сложно понять, потому что анализ выполняется для каждой отдельной единицы предложения с небольшой обратной связью, а исправление затруднено.
    • Модель на основе ограничений
      Интерпретации предложения могут быть ограничены несколькими ограничениями, включая синтаксические, семантические и общие знания о мире.
    • Модель неограниченной гонки
      Эта модель сочетает в себе модель садовой дорожки и модель, основанную на ограничениях, и предполагает, что все источники информации определяют синтаксическую структуру. Одна такая интерпретация выбирается до тех пор, пока от нее не отказываются по уважительной причине в пользу другой.
    • Достаточно хорошее представление
      Эта модель предполагает, что синтаксический анализ обеспечивает «достаточно хорошую» интерпретацию, а не что-то подробное, точное и полное.

    Приведенные выше исследования и теории намекают на огромную сложность человеческого познания и объясняют, почему так много моделей и концепций пытаются ответить на вопрос, что происходит, когда это работает, и, что не менее важно, когда нет.

    Уровень психологии: когнитивный подход – Атоми


    Увлекательные исследовательские эксперименты

    В когнитивной психологии проводится множество исследовательских экспериментов, которые подчеркивают успехи и неудачи человеческого познания. Каждый из следующих трех дает представление о психических процессах, стоящих за нашим мышлением и поведением.

    Феномен коктейльной вечеринки

    Избирательное внимание — или в данном случае избирательное слушание — часто иллюстрируется тем, что стало известно как феномен коктейльной вечеринки  (Eysenck & Keane, 2015).

    Даже в оживленной комнате и, возможно, во время разговора мы часто можем услышать, если кто-то еще упомянет наше имя. Кажется, мы можем отфильтровать окружающий шум, комбинируя восходящую и нисходящую обработку, чтобы создать ситуацию «победитель получает все», когда обработка одного ценного слухового сигнала подавляет мозговую активность всех остальных (Goldstein, 2011). .

    Магия

    Хотя люди могут полагать, что скорость движения рук позволяет фокусникам обманывать нас, исследования показывают, что основным фактором является неправильное направление (Eysenck & Keane, 2015).

    Исследование трюка с исчезновением зажигалки, проведенное в 2010 году, показало, что когда зажигалка падала (чтобы скрыть ее от более позднего финала с открытием руки), она была замаскирована путем направления внимания из точки фиксации — известного как скрытое внимание. – с удивительной эффективностью.

    Однако испытуемые смогли идентифицировать падение, когда их внимание было направлено на точку фиксации, известную как открытое внимание (Kuhn & Findlay, 2010).

    Свобода воли

    В наводящем на размышления исследовании, изучающем свободу воли, участников попросили сознательно решить, двигать ли им палец влево или вправо, в то время как функциональный МРТ-сканер контролировал их префронтальную кору и теменную кору (Soon, Brass, Heinze, & Haynes). , 2008).

    Мозговая активность предсказала направление движения за целых семь секунд до того, как они сознательно осознали свое решение. Хотя последующие исследования поставили под сомнение некоторые выводы, оказалось, что активность мозга может предшествовать сознательному мышлению (Eysenck & Keane, 2015).

    Взгляд на позитивную когнитивную психологию

    Несмотря на ограниченное количество доступной академической литературы, есть признаки новой тенденции, влияющей на терапию и исследования, известной как позитивная когнитивная психология .

    Были обнаружены связи между положительными эмоциями, творческим мышлением и общим благополучием, что свидетельствует об изменениях в окружающей среде, которые могут способствовать повышению производительности труда и внедрению инноваций на рабочем месте (Yuan, 2015).

    Исследуемые факторы включают создание климата, способствующего творчеству, стимулирование вызовов, доверия, свободы, готовности рисковать, низкий уровень конфликтов и даже благотворное влияние юмора.

    Несомненно, объединение двух мощных и привлекательных новых областей позитивной психологии и когнитивной психологии приведет к дальнейшим инновациям.

    Интересные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

    У нас есть много инструментов, рабочих листов и упражнений для изучения и улучшения внимания, решения проблем и способности регулировать эмоции.

    Почему бы не загрузить наш бесплатный набор для изучения эмоционального интеллекта и не опробовать содержащиеся в нем мощные инструменты?

    • Развитие эмоционального сознания
      В этом упражнении мы развиваем эмоциональный интеллект, внимательно обращая внимание на существующие эмоциональные состояния.
    • Выявление ложных убеждений об эмоциях
      Наши убеждения часто действуют вне нашего сознания. В этом упражнении рассматриваются базовые и часто бессознательные предположения клиентов об их эмоциях.

    Другие бесплатные ресурсы включают:

    • Навыки регулирования эмоций
      Мы можем научиться управлять своими эмоциями, концентрируясь больше на положительных переживаниях, чем на отрицательных.
    • Эмоциональное повторение и ремоделирование внимания
      Определение фраз, используемых для описания самих себя, может помочь снизить чувствительность к негативным чувствам.

    Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на Инструментарий позитивной психологии©, но вот краткий обзор:

    • Создание ритуалов наслаждения
      Можно усилить положительные эмоции, обострив наше сенсорное восприятие посредством наслаждения .

    Обучение концентрации может помочь.

    Шаг первый. Определите повседневные занятия, которые приносят вам удовольствие.
    Шаг второй. Сосредоточьтесь на получении удовольствия, как это происходит при выполнении этих действий.

    В конце недели найдите время, чтобы записать свои размышления о создании ритуалов наслаждения.

    • Извлечение сильных сторон из проблем
      Удивительно, но чрезмерное использование наших сильных сторон может повредить нашей способности решать проблемы.

    В этом упражнении мы исследуем существующую проблему в жизни клиента:

    Шаг первый – Опишите текущую проблему.
    Шаг второй. Определите проблемный контекст или область жизни.
    Шаг третий. Определите проблемное поведение в себе.
    Шаг четвертый. Осознайте свою скрытую силу.
    Шаг пятый. Определите, что вы можете сделать, чтобы устранить проблему.

    • 17 упражнений по позитивной психологии
      Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

    Важная информация

    Когнитивная психология имеет решающее значение в нашем поиске понимания того, как мы взаимодействуем с постоянно меняющейся и потенциально опасной средой, и придаем ей смысл.

    Мало того, он дает представление о том, что происходит, когда что-то идет не так, и как это может повлиять на наше благополучие и способность справляться с жизненными событиями.

    Сила когнитивной психологии заключается в ее готовности использовать результаты исследований многих других дисциплин, комбинируя их с существующей психологической теорией для создания новых моделей познания.

    Задачи, которые мы выполняем неосознанно, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Восприятие, внимание, решение проблем, понимание и производство речи, а также принятие решений часто происходят без преднамеренного обдумывания и тем не менее имеют огромные последствия для нашей жизни.

    Используйте эту статью в качестве отправной точки для изучения многочисленных и разнообразных аспектов когнитивной психологии. Рассмотрите их отношения с соответствующими областями исследований и подумайте о важности понимания познания для помощи клиентам в преодолении сложных событий или обстоятельств.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

    • Айзенк, М. В., и Кин, М. Т. (2015). Когнитивная психология: Учебник для студентов . Психология Пресс.
    • Гольдштейн, Э. Б. (2011). Когнитивная психология . Уодсворт, Cengage Learning.
    • Гросс, Р. Д. (2020). Психология: наука о разуме и поведении . Ходдер и Стоутон.
    • Кун, Г., и Финдли, Дж. М. (2010). Неправильное направление, внимание и осознание: слепота по невнимательности выявляет временную связь между движениями глаз и визуальным осознанием. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 63 (1), 136–146.
    • Мур, Дж. (1996). О связи между бихевиоризмом и когнитивной психологией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *