Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Количество форм состояний фрустрации: К вопросу о состоянии фрустрации у спортсменов

К вопросу о состоянии фрустрации у спортсменов

Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: «фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи».

Б. Кретти, Р. Мартенс, Д. Джил, Дж. Силва, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд установили, что спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда: 1) проигрывают; 2) воспринимают судейство как несправедливое; 3) испытывают беспокойство; 4) испытывают физическую боль; 5) выступают ниже своих возможностей.

При низком фрустрационном пороге (низкой толерантности) проявляется деструктивное воздействие этого психического состояния на спортсмена: нарушается тонкая координация, когнитивная ограниченность (спортсмен не видит альтернативных путей или другой цели), эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией, генерализуется агрессия.

Для выявления наиболее стрессогенных соревновательных ситуаций, вызывающих фрустрацию, было проведено исследование с участием 40 спортсменов: из них 20 девушек в возрасте 16-20 лет и 20 юношей в возрасте 16-21 года. Исследование проводилось с помощью методики Р. Фрестера «Соревновательные стресс-ситуации» и «Метода рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. «Методом рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга установлено, что у юношей доминирующим направлением реакции во фрустрирующей ситуации является импунитивная (фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует).

У девушек доминирующим направлением реакции во фрустрирующей ситуации является также импунитивная.

Используя методику Р. Фрестера «Соревновательные стресс-ситуации» выявлено, что у юношей наиболее стрессогенными соревновательными ситуациями (12,35±0,51) являются объективные ситуации соревнования, влияние которых растет с повышением мастерства и соревновательного опыта спортсмена (незнакомый соперник, плохое оснащение соревнований, отсрочка старта, неожиданно высокие результаты соперника, зрительные, акустические и тактильные помехи, неудача на старте).

У девушек наиболее стрессогенными соревновательными ситуациями (12,9±0,42) являются ситуации «успеха-неудачи» и стабильности вегетативных функций (предыдущие неудачи, предшествующие поражения от данного соперника, чрезмерное волнение перед соревнованием, плохой сон накануне, плохое физическое самочувствие).

Исходя из полученных данных можно сказать, что юноши более устойчивы к воздействию соревновательных стресс-факторов, так как набрано меньшее количество баллов по шкалам методики Р. Фрестера.

Доминирующая импунитивная реакция во фрустрирующих ситуациях, как у юношей, так и у девушек свидетельствует об адаптации к соревновательным условиям.

Фрустрация – состояние неприятное и напряженное, следовательно, есть стремление избавиться от него. Для этой цели человек чаще всего использует защитные механизмы психики. Одним из механизмов является воображение. Спортсмен, потерпев неудачу в процессе осуществления своих целей, может создавать воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели. Компенсаторная функция воображения помогает сохранить психическое здоровье. Другая форма защиты – регрессия, заключается в том, что спортсмен бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Одним из важнейших и повседневно используемых людьми защитных механизмов является реакция вытеснения из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и желаний, неприятных событий. Защитным механизмом может выступать агрессия. Выражением слабости фрустрированной личности является механизм идентификации с агрессором, фрустрирующее влияние которого человек не в состоянии устранить. Важным механизмом защиты является рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможности достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая» в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат.

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этого используется самовнушение и самоубеждение.

В практике спорта чаще всего используются разновидности психической саморегуляции: аутогенная, психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки. Эффективным средством является быстродействующая, простая и не имеющая противопоказаний методика С-КР, разработанная и апробированная В.Л. Марищуком.

Литература
  1. Левитов Н.Д. (1967) Фрустрация как один из видов психического состояния // Вопросы психологии, №4. Секция «Психология» 977
  2. Прохоров А.О. (2004) Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.:ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.
  3. Хекалов Е.М. (2003) Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003.
  4. Юров И.А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.:Советский спорт, 2006.

Студент Некраш Е.Н.
Белорусский государственный университет физической культуры, спортивно-педагогический факультет массовых видов спорта, Минск, Беларусь
[email protected]

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

  • Электронный букет цветов для стеснительных мужчин
  • 5. Интерпретация полученных данных
  • Социальные представления о судьбе
  • «Пальчиковая гимнастика»
  • 1. Общая организация обследования
  • Восприятие фундаментальных эмоций
  • Методы исследования психических состояний и их регуляции у лиц, попавших в критические ситуации
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания
  • Приложение 1
  • Методы изучения представлений о страхе

Лекция на тему «Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации»

Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение «фрустрация» в современной психологии

2. Степени остроты фрустрации

3. Причины вызывающие фрустрацию

4. Типы фрустрационных реакций

Вывод

Список литературы

1.       Определение «фрустрация» в современной психологии

Фрустрация- эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого  препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая-в чувстве безысходности, крушения надежд, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.

Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск.

Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни.

 

2. Степени остроты фрустрации

Степень остроты фрустрационного переживания и последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные.

Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним . Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания.

Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение» . Было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия.

3. Причины вызывающие фрустрацию

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;

3) конфликт– одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта…».

Прямым следствием фрустрации является не агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

И. П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Трудности:

1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия. Фрустрация к такого типа трудностям не относится;

2) непреодолимые. Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деят-ти.

Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых . Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.

 

4. Типы фрустрационных реакций

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – это нападение по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия.

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим  или психологическим: а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление. Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами;

рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения ;

фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы;

3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой. Регрессия – это возврат к поведению, сформированному значительно раньше и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель — реализовать мотив.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения- отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери;

3) конфликт.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность.   Разные формы толерантности:

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

2) Фиксации – два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность к фрустратору, поглощающему все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

3) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

-апатия;

-агрессия и деструкция;

-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.

Два основных направления реакций:

— агрессия,

— отступление.

Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации

Отступление:  физическое или психологическое. Осознанное отступление – сдерживание себя.

Неосознаваемое отступление – подавление.

Вывод

Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше. Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов ,но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер, то и социальную проблему.

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение приобретает в современной психологии проблема «выносливости» человека в отношении фрустрации.

 

Список используемой литературы

1.   Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491

2.  Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3.  Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2006-352с.

COVID-19, форс-мажор и разочарование: углубленный анализ | Insights

Вспышка COVID-19 привела к серьезным сбоям в работе предприятий по всему миру, многие из которых сочли трудным или невозможным выполнение своих договорных обязательств из-за пандемии и мер реагирования на нее. В результате форс-мажор и разочарование рассматриваются как все более привлекательные варианты для сторон, ищущих средства правовой защиты, когда они не по своей вине больше не могут выполнять свои обязательства.

В этой статье представлен углубленный анализ основных правовых принципов форс-мажора и фрустрации, а также того, как они могут применяться к контрактам, затронутым COVID-19.

Форс-мажор

Что такое форс-мажор?

В отличие от многих систем гражданского права, английское право не дает универсальной концепции или определения форс-мажора, которое вместо этого действует только в той степени, в которой это согласовано в договоре. По этой причине возможность стороны ссылаться на форс-мажор (и влияние, которое это окажет на рассматриваемый договор) будет зависеть от наличия оговорки о форс-мажоре и ее конкретных условий.

Типичная оговорка о форс-мажоре устанавливает обстоятельства (как правило, связанные с непредвиденным последующим событием), при которых сторона освобождается от выполнения своих договорных обязательств, а также договорные последствия, которые последуют за применением этой оговорки. Такие оговорки часто также предписывают процедуру, которой стороны должны следовать, чтобы избежать ответственности за неисполнение при наступлении триггерного события.

Хотя каждое положение о форс-мажоре может различаться и должно рассматриваться отдельно, существуют различные общие элементы.

Общие элементы форс-мажора

Сторона, ссылающаяся на оговорку, обязана продемонстрировать, что она участвовала в конкретных фактических обстоятельствах. 1

Наступление события

Во-первых, сторона, объявляющая форс-мажор, всегда должна установить, что произошло одно из предписанных событий. Как правило, включаются конкретные триггерные события, такие как война, стихийное бедствие или стихийные бедствия. Пандемия или эпидемия нередко включаются в качестве квалификационного события, которое явно охватывает вспышку COVID-19.. В пунктах также могут быть перечислены изменения в законе или соблюдение любого государственного постановления или распоряжения. Эти триггеры особенно актуальны в нынешних обстоятельствах, когда многие правительства вводят беспрецедентные ограничения в ответ на COVID-19.

За списком предусмотренных триггеров часто следует всеобъемлющая формулировка, такая как «или по любой другой причине, не зависящей от сторон». Языку такого рода будет дано его естественное и более широкое значение, и в целом он не должен ограничивать «другие» квалифицирующие события только теми, которые аналогичны перечисленным. 2

Однако суд постановил в Tandrin , что непредвиденная нисходящая спираль на мировых финансовых рынках не привела к включению оговорки о форс-мажоре, несмотря на наличие универсальной формулировки. 3  Суд постановил, что эту фразу следует читать в контексте всего пункта, и что, поскольку ни одно из предписанных событий не было «даже отдаленно связано» с экономическим спадом, пункт не был приведен в действие.

Потребуется четкая формулировка, чтобы освободить сторону от договорных обязательств, если они просто стали невыгодными. Соответственно, стороны не могут ссылаться на форс-мажор на основании общего экономического или рыночного спада, если в оговорке о форс-мажоре не содержится четкой формулировки на этот счет.

Несмотря на то, что многие предприятия с трудом выполняют свои договорные обязательства из-за возросших затрат на это, изменение экономических или рыночных обстоятельств, делающее выполнение договора менее выгодным или желательным, как правило, не является веским основанием для объявления форс-мажорных обстоятельств. 5

Влияние на производительность

Установив, что произошло триггерное событие, сторона, желающая сослаться на оговорку о форс-мажоре, должна также показать, что это событие помешало ее способности выполнять свои обязательства в необходимой степени. Оговорка о форс-мажоре обычно требует, чтобы событие помешало, помешало, задержало или помешало исполнению.

Если требуется, чтобы мероприятие «предотвратило» исполнение, сторона, нарушившая обязательства, должна будет продемонстрировать, что исполнение стало физически или юридически невозможным, а не просто более сложным или невыгодным. 6  Это означает, что сторона по-прежнему будет обязана выполнять свои обязательства любыми доступными альтернативными способами, включая, например, закупку товаров у другого поставщика, даже если это будет стоить значительно дороже. 7

Аналогичным образом, если в оговорке не указано, что событие должно было помешать исполнению, но предусмотрено, что обязательства стороны должны быть «освобождены» при наступлении события, эта сторона должна продемонстрировать, что исполнение стало невозможным. 8

Большая свобода действий дается там, где в оговорке говорится о том, что обязательства стороны «затруднены», что требует, чтобы выполнение было существенно более трудным, а не невозможным. Это может быть удовлетворено, если соблюдение контракта приведет к тому, что сторона перенесет свой бизнес и нарушит другие контракты. 9

Кроме того, могут быть предусмотрены обстоятельства, при которых исполнение «задерживается». Обстоятельства, препятствующие исполнению, могут приравниваться к задержке. 10

Как отмечалось выше, увеличения стоимости исполнения контракта, как правило, недостаточно для удовлетворения требования о том, что исполнение было предотвращено, затруднено или задержано соответствующим событием.

Единственная причина

Что касается необходимой степени причинно-следственной связи между форс-мажорным событием и неспособностью стороны выполнить свои договорные обязательства, нарушившая сторона должна продемонстрировать, что данное событие является единственной и действенной причиной препятствия. 11

При наличии двух событий, которые (с точки зрения здравого смысла) «вызвали» неисполнение, одно из которых не является событием, предусмотренным пунктом, нельзя будет назвать обстоятельствами непреодолимой силы, если основной причиной было нефорс-мажорное событие. 12

Причинно-следственная связь, вероятно, будет сильно оспариваемым фактором. Если сторона уже столкнулась с проблемами, которые повлияют на ее обязательства, может быть сложно доказать, что форс-мажор был единственной причиной.

Это может привести к проблемам с контрактами на поставку, если предприятие столкнулось с финансовыми трудностями до вспышки COVID-19. Объявление форс-мажорных обстоятельств по контрактам на покупку нефти может быть особенно сложным, поскольку потребуется тщательное рассмотрение, чтобы определить, не может ли сторона выполнить свои обязательства в результате воздействия COVID-19 или снижения цен на нефть.

Смягчение последствий

Оговорки о форс-мажоре обычно требуют от стороны смягчения последствий инициирующего события, например, налагая на нее обязательство приложить все разумные усилия для этого. То, что представляет собой разумные усилия, зависит от конкретных фактов и будет варьироваться в зависимости от типа бизнеса и окружающих обстоятельств. Во время COVID-19пандемии примерами разумных мер по смягчению последствий могут быть внедрение карантинных протоколов, поиск альтернативных поставщиков или заключение новых договоренностей о доставке. Увеличение нагрузки, которую эти меры возлагают на сторону, будет учитываться при оценке разумности действий стороны.

Даже в тех случаях, когда положение о форс-мажоре прямо не требует смягчения последствий, стороны должны предпринять разумные шаги для минимизации своих убытков, поскольку английские суды не будут благосклонно относиться к стороне, которая не предпринимает попыток сделать это.

Договорные последствия

Последствия того, что сторона на законных основаниях объявит о форс-мажоре, будут зависеть от формулировки пункта. Эта оговорка может наделять сторону правом приостанавливать или продлевать срок исполнения или разрешать расторжение договора. Обычно оговорка о форс-мажоре допускает приостановку обязательств на определенный период времени, после чего одна или обе стороны имеют право расторгнуть договор.

Кроме того, оговорки о форс-мажоре часто включают уведомление или другие процессуальные требования, которые должны соблюдаться стороной, нарушившей обязательства.

В частности, некоторые контракты включают временную шкалу, предусматривающую, что уведомление должно быть направлено в течение определенного периода с момента, когда затронутая сторона впервые узнала о форс-мажорных обстоятельствах. Аналогичным образом, если сторона имеет право расторгнуть договор, следует внимательно отнестись к применимым положениям о расторжении договора.

Дополнительную информацию о форс-мажорных обстоятельствах и COVID-19 см. в нашей статье.

Разочарование

Что такое разочарование?

При отсутствии оговорки о форс-мажоре договаривающиеся стороны могут рассмотреть возможность использования доктрины общего права о фрустрации. Расторжение контракта прекращается, когда происходит событие, которое делает его физически или коммерчески невозможным для выполнения или трансформирует обязательство по исполнению в обязательство, радикально отличающееся от того, которое предусматривалось во время заключения контракта.

Фрустрация — это узкая доктрина, которая строго применяется судами, чтобы предотвратить использование сторонами возможности уклониться от невыгодной сделки.

Элементы неудовлетворенности

Тест

Неудовлетворенность применяется только в экстремальных сценариях, и порог для установления того, что договор не выполнен, очень высок. Хотя окончательного критерия фрустрации не существует, обычно контракт может быть расторгнут, если:

  • фрустрирующее событие происходит после заключения контракта;
  • событие выходит за рамки того, что предполагалось сторонами при заключении договора, и является настолько существенным, что подрывает суть договора;
  • ни одна из сторон не виновата; и
  • событие делает исполнение договора невозможным, незаконным или коренным образом отличным от того, что предполагалось сторонами в момент заключения договора.

Для возникновения фрустрации необходимо продемонстрировать, что событие влияет на основную цель контракта. 13  Основная цель контракта часто считается узкой и может быть достижима, даже если некоторые важные элементы больше не могут быть выполнены. В тех случаях, когда нетривиальная часть контрактного исполнения все еще может быть выполнена, контракт считается нерасторгнутым. 14

Все соответствующие факторы, в том числе более широкий договор и фактические обстоятельства, будут приняты во внимание судом при рассмотрении вопроса о том, имело ли место фрустрирующее событие.

События

Типы событий, которые должны были быть проведены для расторжения контракта, включают войну, недееспособность или смерть, отмену события, изменение закона, уничтожение предмета или ненормальную задержку.

Увеличение трудностей или финансовых потерь при выполнении контракта, однако, не будет равносильно разочарованию. 15  Определенные типы договоров, такие как чартер-партии и договоры купли-продажи и перевозки товаров, могут быть более подвержены фрустрации при наступлении определенного события, которое явно делает выполнение невозможным.

На первый взгляд, такую ​​пандемию, как COVID-19, можно считать разочаровывающим событием. На практике, однако, более вероятно, что квалифицируются последствия вспышки COVID-19.

В частности, с учетом введения широких государственных ограничений в результате пандемии можно сказать, что некоторые контракты расторгнуты на том основании, что их исполнение больше не будет законным.

За гранью размышления

Разочарование требует, чтобы последующее событие было непредвиденным. Если последующее событие каким-то образом предполагалось во время заключения договора, более вероятно, что стороны подразумеваемым образом учли (и распределили) риск его возникновения при заключении договора.

Даже если стороны прямо не предусмотрели событие, их все же можно считать предвидевшими его, что обычно не позволяет полагаться на фрустрацию. Суды будут учитывать все факторы при рассмотрении знаний, ожиданий и предположений сторон относительно риска того, что конкретное событие может произойти во время заключения договора. 16

Невозможность

Как правило, для доказательства того, что договор был сорван, необходимо показать, что выполнение договорных обязательств действительно невозможно. Недостаточно того, что обязательства стали чрезвычайно трудными, даже если они приведут к разрушительным трудностям для стороны. Если какой-либо способ исполнения остается вариантом, он должен быть принят, независимо от бремени, которое он наложит на сторону.

Многие последствия и меры, введенные в связи с COVID-19будет временным. Поэтому в зависимости от характера договора может быть трудно (хотя и не невозможно) показать, что исполнение стало действительно невозможным, а не просто временно отложено.

Последствия фрустрации

В случае успешного вызова фрустрации контракт автоматически расторгается, и все стороны освобождаются от своих обязательств. Поскольку договор расторгается немедленно, стороны не восстанавливаются до своего додоговорного положения. Это может привести к несправедливому или некоммерческому результату. Если реформа законодательства (несостоявшиеся контракты) Акт 1942 не применяется, то деньги, уплаченные до фрустрирующего события, подлежат взысканию только в случае полной невозмещения. 17

Закон применяется к коммерческим договорам, за исключением договоров, которые прямо исключают его. Некоторые договоры о доставке, страховании и скоропортящихся товарах также не подпадают под действие Закона.

В случае применения Закона деньги, уплаченные до наступления фрустрирующего события, могут быть взысканы, а невыплаченные суммы перестают подлежать выплате.

Сторона может также иметь возможность удержать часть уплаченных денег для покрытия понесенных расходов. Кроме того, суд может потребовать от стороны выплаты справедливой суммы за ценную выгоду, полученную по договору.

Связь с обстоятельствами непреодолимой силы

Если в договоре содержится оговорка о форс-мажоре, маловероятно, что стороны смогут оспорить неудовлетворенность. Это связано с тем, что стороны будут рассматриваться как лица, уже предоставившие прямое положение о последствиях конкретного последующего события в самом договоре. 18

Однако, поскольку оговорки о форс-мажоре рассматриваются в ограничительном ключе, суды должны убедиться, что формулировка оговорки о форс-мажоре, касающаяся события, является «полной и завершенной», прежде чем сделать вывод о неприемлемости фрустрации. 19 Если полностью предусмотреть точный сценарий произошедшего, стороны не смогут полагаться на разочарование.

См. нашу статью для получения дополнительной информации о разочаровании и COVID-19.

Заключение

Форс-мажор и разочарование, где это применимо, обеспечивают облегчение для сторон, которые не по своей вине больше не могут выполнять свои договорные обязательства. Однако эти понятия применяются английскими судами ограничительно.

Оговорки о форс-мажоре, вероятно, обеспечат более подходящее и прагматичное решение вопросов, возникающих в связи с последующим событием, поскольку условия будут согласованы сторонами.

Напротив, фрустрация устанавливает более высокий порог облегчения, и ее последствия автоматические. Соответственно, стороны, нарушившие обязательства, должны тщательно изучить свои контракты на предмет любых применимых положений о форс-мажоре, прежде чем рассматривать аргументы в пользу разочарования, которое часто рассматривается как крайняя мера.

В любом случае, учитывая тяжесть потенциальных коммерческих последствий, когда сторона неправомерно объявляет о форс-мажоре или разочаровании (включая расторжение договора другой стороной и предъявление иска о возмещении убытков за отказ от нарушения), любой подрядчик, рассматривающий возможность принятия этих радикальных вариантов следует действовать осторожно и обращаться за соответствующей юридической консультацией, особенно в такие неспокойные времена, как сейчас.


1 Channel Island Ferried Ltd против Sealink UK Ltd [1998] 1 Lloyd’s Rep 323
2 Chandris v Isbrandtsen-Moller Co Inc [1951] 1 KB 240
3 Tandrin ( Tandrin Aviation Holdings Ltd v Aero Toy Store LLC [2010] 2 Lloyd’s Rep 668
4 Thames Valley Power Limited V Total Gas & Power Limited [2005] EWHC 2208
5 Tennants (Lancashire) Ltd v G S Wilson & Co Ltd [1917] AC 485
69 3 8. [1917] Tennant
7 Hoecheong Products Co Ltd v Cargill Hong Kong Ltd [1995] 1 WLR 404
8 P.J van der Zijden Wildhandel NV v Tucker & Cross Ltd [1975] 2 Lloyd’s Rep 240
9 Tennants
10 Re Lockie and Craggs (1901) 86 L.T. 388
11 Intertradex против Lesieur [1978] 2 Lloyd’s Reports 509
12 Seadrill Ghana Operations Ltd против Tullow Ghana Ltd [2019] 1 All ER (Comm) 34
13 Denny Mott & Dickson Ltd против James Fraser & Co Ltd [1944] AC 265
14 Leiston Gas Co против Leiston-cum-Sizewell2 U8DC 1916] 2 К.Б. 428
15 Tsakiroglou v Noblee Thorl [1962] AC 93
16 Edwinton Commercial Corp v Tsavliris Russ (Worldwide Salvage & Towage) LTD (The Sea Angel) [2007] 2 LLYDOVAGE) LTD (The Sea Angel)
[2007] 2 LLOYDOVAGE и TOWAGE) LTD (The Sea Angel) [2007] 2 LLOYDOVAGE).
Чендлер против Вебстера [1904] 1 KB 493
18 Джексон против Union Marine Insurance Co Ltd [1874] LR 10 CP
19 Bank Line Ltd против Arthur Capel & Co [19019] AC 0035 Сообщества вновь открыты

Преодоление разочарования по мере открытия сообществ

После нескольких месяцев неустанной борьбы за то, чтобы держать COVID-19 под контролем, может показаться, что широкая общественность сдалась. Люди чаще видятся с друзьями, меньше носят маски, и многие государственные и местные чиновники продвигают планы по открытию, несмотря на рост числа случаев. Анализ, проведенный Philadelphia Inquirer, показал, что в шестнадцати штатах, которые не требовали ношения масок в общественных местах по состоянию на 24 июня 2020 года, число новых случаев заболевания коронавирусом выросло на 84 процента по сравнению с предыдущими двумя неделями, в то время как в одиннадцати штатах, где обязательны маски в общественных местах, случаи были зарегистрированы. упасть на 25 процентов.

Многие люди обеспокоены открытием своих сообществ, но те, кто работает в медицинских учреждениях, скорее всего, испытывают более сильные реакции, такие как гнев и негодование. Эксперты в области общественного здравоохранения предупреждают, что в США недостаточно работников общественного здравоохранения, чтобы победить еще одну вспышку — для этого может потребоваться до 300 000 сотрудников, несмотря на то, что общая численность работников общественного здравоохранения составляет около 280 000 человек и сокращается.

Врачи также обеспокоены низким моральным духом, поскольку их команды чувствуют себя брошенными и лишенными поддержки со стороны своих сообществ, поскольку общественность отдает предпочтение индивидуальному эгоизму, а не здоровью общества.

Почему люди менее осторожны?

В то время как большинство из нас почти четыре месяца находятся в глубоком социальном дистанцировании и изоляции, многие люди начинают испытывать «усталость от осторожности» — низкую мотивацию или энергию для соблюдения правил безопасности. Это не обязательно сознательное решение, но мозг теряет чувствительность к предупреждениям и реагирует на информационную перегрузку. Такие эмоции, как стресс, депрессия, беспокойство и одиночество, могут мешать нашей способности принимать сложные решения, поэтому, к сожалению, легко думать, что ситуация безопаснее, чем она есть на самом деле прямо сейчас. Это не оправдывает небезопасное или небрежное поведение, но понимание причин этого изменения может немного смягчить боль, если вы чувствуете, что это неуважение или недооценка вашей тяжелой работы.

Примите меры — вы можете помочь изменить мнение некоторых людей

Как медицинский работник, вы, вероятно, имеете представление и понимание ситуации, которых нет у других.

  • Рассмотрите возможность поделиться своей историей в социальных сетях или с друзьями и семьей. Расскажите им о цифрах, которые вы видите, о часах, которые вы и ваши коллеги тратите, о том, как утомительно работать во время этой пандемии и как важно поддерживать низкий уровень заболеваемости среди всего населения. Не стоит недооценивать силу вашего голоса — многие люди прямо сейчас жаждут достоверной информации, и услышать ее от кого-то, кого они знают, может иметь решающее значение между тем, пойдет ли он в этот ресторан или решит остаться дома.
  • Обратитесь также к своим местным и государственным чиновникам — ваш рассказ из первых рук о том, как обстоят дела на передовой в вашем собственном сообществе, может оказать влияние. Вы можете найти выбранных вами местных, государственных и федеральных должностных лиц и их контактную информацию здесь.

Контролируйте то, что можете

Независимо от того, что делают другие, сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать.

  • Если нужно, отдохните от социальных сетей. Если просмотр фотографий людей на улице вызывает у вас приступ разочарования, отвлекитесь на некоторое время от социальных сетей или отмените подписку/отключите звук любого, кто публикует эти фотографии — вы не можете диктовать их действия, но вы можете исключить их просмотр.
  • Как можно чаще держите себя в настоящем моменте, но особенно когда вы начинаете нервничать — гнев на что-то, что произошло в прошлом (или может произойти в будущем), обычно не служит нам. Отличный способ вернуться в настоящее — сосредоточиться на своих пяти чувствах: можете ли вы идентифицировать то, что видите, пробуете, обоняете, слышите и чувствуете?
  • Контролируйте, с кем вы общаетесь. Если друзья или члены семьи ведут себя безрассудно или настаивают на том, что элементарные меры предосторожности являются нарушением их прав, можно прямо сейчас сократить частоту разговоров с ними. В то же время вы можете расширить свой круг общения и обратиться за поддержкой — коллеги-медработники, вероятно, хорошо понимают, как вы себя чувствуете.

Дайте волю эмоциям

Разговор помогает нам справиться со многими чувствами, но он может быть особенно эффективен в случае гнева, если только он не перерастает во вредную вспышку. Позвоните близкому другу или члену семьи (тому, кто проявляет осторожность), чтобы высказаться. Это может звучать глупо, но вы даже можете поговорить с самим собой. Скажите вслух, почему вы злитесь, или притворитесь, что противостоите кому-то, кто отказывается носить маску или думает, что COVID-19 не имеет большого значения. Предоставление себе пространства для выражения своего гнева безопасным способом предотвращает его бурление внутри, что может помочь вам не достичь критической точки.

Признайте, что это, возможно, не единственная причина вашего разочарования.

Люди не любят неопределенности. Это доставляет нам дискомфорт, и в нашей природе стараться облегчить этот дискомфорт как можно скорее. Гнев — это один из способов, которым мы пытаемся это сделать — это реакция, которая часто кажется сильной и ясной, поэтому довольно часто по умолчанию используется гнев, когда все остальное кажется немного шатким. В то время как люди становятся более снисходительными в отношении мер предосторожности, это очень реальная проблема, вероятно, есть и другие факторы стресса, с которыми вы можете справиться, чтобы снизить ваши повышенные эмоции ради себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *