Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникативная функция общения это: Коммуникативная функция общения

Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология»


Скачать 3,46 Mb.

страница1/270
Дата12.04.2021
Размер3,46 Mb.
#117364
ТипУчебное пособие

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   270

    Навигация по данной странице:
  • Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии
  • Занковский А.Н.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Анатолий Занковский

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие для вузов

Издание второе

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

Российской Академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия

Москва


Издательство «Флинта»

МПСИ


2002

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. А. Бодалев, Г. А. Бардовский, В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Л. А. Деркач, Ю. И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. II. Кезина, М. И. Кондаков, В.Г.Костомаров, О.Е.Кутафин, В. С.Леднев, В.И. Лубовский, И.Н.Матфеев, Н. Д. Никандров, А. И. Подольский, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, Э. В. Сайко, B. А. Сластенин, И. И. Халеева, В. М. Тиктинский -Шкловский.
Рецензент: доктор психологических наук, профессор В. А. Бодров
Занковский А.Н.
Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.

В книге обобщены достижения современной организационной психологии, прослежена история её становления как научной дисциплины, рассмотрены разнообразные примеры решения организационно-психологических проблем в реальных организациях. Обосновывается новый подход, согласно которому психологические проблемы в организации рассматриваются в контексте организационной власти — базового организационного процесса, обеспечивающего устойчивую приоритетность общей цели организации над индивидуальными целями работников.

Книга рекомендуется для студентов высших учебных заведений, слушателей школ бизнеса, а также учащихся колледжей. Менеджеры-практики, специалисты по консультированию, отбору персонала и организационному развитию смогут найти в этой книге рекомендации и ответы на многие вопросы, с которыми они постоянно сталкиваются в своей работе. Книга будет интересна и самому широкому кругу читателей.

…То, что нас прежде всего интересует в практическом и психологическом отношении, — это направление, в котором человек следует. …Если я знаю цель человека, то и примерно знаю, что произойдет… Любое душевное явление… может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели.

А. Адлер


Скачать 3,46 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   270


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Функции общения в психологии

Общение – это сложный многоуровневый процесс выстраивания отношений между людьми. Ни у кого не возникнет желания подвергнуть сомнению то, что общение непрерывно связано с обменом информацией, пониманием и восприятием между собеседниками. Психологи считают, что значимость и потребность человека в общении является обязательным условием становления и развития личности.

Как известно, функций общения в психологии много, они несут разные смысловые нагрузки, но цель всегда остается одна – взаимодействие с людьми.

Основные функции общения в психологии:

  1. Коммуникативная функция общения.
  2. Познавательная функция общения.
  3. Психологическая функция общения.
  4. Информационная функция общения.
  5. Креативная функция общения.

Основные особенности

Самая распространенная, на уровне инстинктов применяемой является коммуникативная функция общения. Смысловая нагрузка функции заключается во взаимной передаче своих умений, знаний, навыков между собеседниками. Человек стремится не просто поделиться информацией, но и убедиться в том, что собеседник понял его.

Следующая функция – познавательная функция общения — тесно связана с коммуникативной функцией, но главнейшее отличие состоит в том, что человек стремится узнать новое от собеседников, которым он доверяет и не подвергнет полученную информацию сомнению или проверке.

Получая или не получая удовлетворение от общения, человек неосознанно использует в жизни психологическую функцию общения. Как сообщают эксперты, эта функция включает в себя эмоциональный комфорт человека, положительные моменты, связанные с межличностной коммуникацией.

Информационная функция общения, как считают теоретики, состоит в передаче устного сообщения.

Самая нестандартная и креативная функция общения заключается в том, что при взаимодействии (создание и разработка проекта, поиск новых решений или написание курсовых и дипломных работ, в конце концов) людей появляется нечто новое, уникальное.

Из статьи вы узнали об основных функциях общения в психологии, теперь при контакте с людьми вы, помня о них, сможете получить больше пользы, положительных эмоций и удовлетворения. Помните о функциях общения, они обязательно помогут вам быстрее и эффективнее находить точки соприкосновения с собеседником.

 

Статьи по теме:

Материальная мотивация

Мотивация является своеобразным двигателем человечества. В этой статье мы рассмотрим один из видов мотивации — материальную и расскажем о ее отличительных особенностях.

Методы мотивации персонала

Мотивация персонала очень важный момент в эффективной производительности каждой компании, поэтому необходимо уделять данному вопросу достаточно внимания. В этой статье мы расскажем о существующих методах мотивации.

Как сдерживать свои эмоции?

В этой статье мы поговорим о том, как научиться сдерживать свои эмоции и не только. Мы предлагаем лучший вариант — научиться их контролировать, что гораздо полезнее для психического здоровья.

Теория конфликта

Знание глубинных причин и механизмов конфликтов помогает выходить из любых конфликтных ситуаций достойно, без существенных потерь. В этой статье мы расскажем о теориях конфликта и их особенностях.

Речевые ресурсы: Функции общения

Эмили Дикхофф, MS, CCC-SLP

Что такое коммуникативные функции?

Общение связано с взаимодействием, и мы взаимодействуем по разным причинам. Эти причины являются коммуникативными функциями, которые являются целями, с которыми мы общаемся во время повседневного взаимодействия с окружающим миром!

Мы все используем эти коммуникативные функции, но важно отметить, что особенно для пользователей AAC (Augmentative Alternative Communication), чтобы выучить язык, необходимый для общения по разным причинам, им нужно увидеть, как это делают другие! Мы можем демонстрировать и моделировать их системы AAC, разговаривая с ними во время повседневного взаимодействия. Мы можем показать, как мы передаем разные сообщения по разным причинам, используя устройства AAC, делая это на регулярной и надежной основе. Итак, каковы различные причины, по которым мы общаемся?

1. Запрос товаров/мероприятий

Эта форма общения предназначена для получения желаемого предмета или действия. Как правило, именно с этого мы начинаем обучение коммуникативным функциям, поскольку для многих детей это наиболее подкрепляющая функция. Многие люди могут действительно хорошо спрашивать о предметах/действиях. Они могут просить о своих любимых блюдах, видео, местах, куда пойти, любимых игрушках и т. д. Просьбы мотивируют многих детей и обычно являются одной из первых причин, по которым они начинают общение. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок указывает на крекер, чтобы получить крекер
  • Ребенок произносит: «Можно мне взять мяч?»
  • Ребенок выбирает значок «сок» на устройстве, генерирующем речь, чтобы получить сок

Идеи для практики запроса предметов:

  • Уберите необходимые предметы во время игры, рукоделия или деятельности.
  • Уберите предметы, которые хочет ребенок, вне досягаемости. Эти ситуации дают ребенку возможность просить.

Язык и общение — это гораздо больше, чем просто просьба. Есть еще столько причин, почему мы общаемся! Включение различных типов общения сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

2. Отказ или отказ от предметов/действий

Вот как это звучит! По сути, он запрашивает, чтобы что-то исчезло. Вот некоторые примеры:

.
  • Ребенок отталкивает игрушку на столе
  • Человек говорит «уходи!»
  • Ребенок выбирает «нет» на своем речевом устройстве, когда его спрашивают «Хочешь перекусить?»

Идеи для практики отказа/отказа

  • Назовите нежелательные действия или предметы и смоделируйте такие слова, как «стоп», «нет», «все готово».

3. Запрос внимания

Это другой тип запроса, но он отличается от вышеуказанных запросов, так как включает компонент социального взаимодействия. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок похлопывает собеседника по плечу, чтобы привлечь его внимание
  • Ребенок тянется к отцу, чтобы тот поднял его
  • Человек, зовущий «мама!» когда он хочет поговорить с ней

Идеи для практики привлечения внимания:

    • Образцовые слова, такие как «смотри» или «наблюдай за мной», когда кажется, что ребенок ищет внимания.

4. Маркировка и описание

Обозначение и наименования вещей важны для построения языка! Это позволяет вам говорить о вещах и действиях. Прилагательные, наречия и предлоги облегчают описание вещей и рассказ о событиях и ситуациях. Описание элементов может помочь с более конкретными запросами и комментариями. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок видит птицу и говорит «птица»
  • При чтении книги ребенок говорит «там большой кот» и указывает на кота в книге.

Идеи для практики маркировки и описания:

  • Оглянитесь вокруг и назовите и/или опишите то, что вы видите!
  • Отправляйтесь на поиски мусора, маркируйте и описывайте предметы, которые вы найдете

5. Комментарии

Это включает в себя предоставление информации, иногда просто для обмена информацией о ситуации в социальных сетях. Мы часто используем его как способ получить социальное взаимодействие или поделиться опытом. Вот некоторые примеры:
  • Человек говорит «горячо» после того, как откусил кусочек пищи
  • Ребенок выбирает значок «глупый» на устройстве, генерирующем речь, после того, как кто-то рассказывает шутку
  • Ребенок говорит: «Мне не нравится эта игра»

Идеи для практики комментирования:

  • Опишите текущую деятельность (например, весело, хорошо, скучно), включая мнения (мне это нравится! мне это не нравится).

6. Вопросы и ответы

Важной коммуникативной функцией является возможность отвечать и задавать множество различных вопросов. Да/нет, кто, что, где, когда, почему и как все типы вопросов, которые люди задают и на которые отвечают в повседневной деятельности, чтобы получить или предоставить больше информации. Вот некоторые примеры:

  • Друг спрашивает Сколько тебе лет? И ребенок говорит «9» на своем речевом генераторе.
  • Ребенок спрашивает: «Куда мы идем?»

Идеи для практики ответов на вопросы:

    • Читайте книги, задавайте и отвечайте на вопросы о картинках или тексте. Покажите ребенку, как задавать вопросы и/или отвечать на них во время чтения рассказа.

7. Выражение чувств

Это включает в себя возможность описать свои чувства во время повседневного взаимодействия с окружающими. Примеры включают:

  • Ребенок говорит «Я голоден» прямо перед обедом
  • Ребенок заявляет: «Я расстроен», когда его игрушка сломалась

Идеи для практики выражения чувств

    • Моделируйте свои чувства в течение дня
    • Отметьте, как выглядит ребенок

8. Участие в общественной жизни

К ним относятся социальные взаимодействия, происходящие в повседневных ситуациях.

Примеры:

  • Подросток говорит: «Эй, как дела!»
  • Взрослый спрашивает: «Как дела?» а партнер по общению отвечает «Я в порядке»

Идеи для практики социальных процедур:

  • Назначьте время в течение дня, чтобы практиковать разговорные навыки. Например, моделирование и показ того, как сказать «привет», когда вы кого-то приветствуете.

Существует еще больше коммуникативных функций, но эти функции, примеры и практические идеи являются отличной отправной точкой для поддержки и расширения коммуникативных и языковых навыков. Включение различных типов коммуникативных функций сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

Каталожные номера:

Бейкельман, Дэвид Р. и Пэт Миренда. Дополняющая и альтернативная коммуникация: поддержка детей и взрослых со сложными коммуникативными потребностями . Паб Пола Х. Брукса, 2013.

.

«Что такое коммуникативные функции и как их расширить?» Autism Classroom Resources , 23 октября 2016 г., www.autismclassroomresources.com/communicative-functions/.

Последнее обновление: Morgan McClellan, .

22 ноября 2019 г., Морган Макклеллан

Что такое коммуникативные функции и как их расширить

В предыдущем посте я подчеркнул важные причины для увеличения коммуникативных функций ваших учеников. Мы тратим много времени на размышления о том, сколько слов используют наши ученики или сколько новых слов они узнают. Но если они не могут эффективно общаться для различных целей, то их общение все еще очень ограничено. Итак, о каких вещах я говорю, когда говорю «коммуникативные функции»? И что еще более важно, как мы можем их увеличить?

Что такое коммуникативные функции?

Как большинство людей определяют коммуникативные функции? Часто то, как мы их классифицируем, во многом зависит от того, как мы были обучены. Например, поведенческие аналитики определяют их иначе, чем логопеды. Тем не менее, я думаю, что на данный момент большинство практиков могут согласиться с одним: функции имеют значение!

По существу коммуникативные функции являются целью общения. Что человек намеренно или ненамеренно пытается передать? Как правило, преднамеренная коммуникация — это когда коммуникативное сообщение предназначено для определенного метода. Я указываю на файл cookie, потому что мне нужен файл cookie. Я прошу направления, чтобы получить информацию.

Непреднамеренное общение обычно происходит, когда вызывающее поведение выполняет коммуникативные функции. В таких случаях процесс общения нецелесообразен с самого начала. Например, ребенок капризничает, потому что хочет конфету (получает что-то). Или он бьет кого-то, чтобы заставить его уйти (избегает чего-то).

Итак, если коммуникативные функции являются целью общения… на каких функциях нам следует сосредоточиться? Я собираюсь сосредоточиться на конкретных способах применения альтернативных коммуникативных функций и их активной роли, не беспокоясь об их согласовании с конкретными дисциплинами.

Регулирование коммуникативных функций

Когда маленькие дети общаются таким образом, чтобы получить или избежать чего-либо, это рассматривается как функция регуляции. Эти коммуникативные функции изменяют окружающую среду человека и языковое развитие.

Запрос предметов/деятельности/информации

По существу, запрос – это слово, которое большинство из нас использует, чтобы описать, когда кому-то что-то нужно. Форма общения рассчитана на получение желаемого предмета или действия. Некоторые примеры включают

  • Джим указывает на сок, чтобы получить сок
  • Деандре произносит: «Пожалуйста, мне нужен поезд».
  • Дженни обменивается фотографиями шляпы, которую она хочет носить со своей мамой.
  • Я спрашиваю, как добраться до школы, которую я посещаю.

Обычно мы саботируем среду и делаем дочерний запрос недоступным. Тогда есть возможность сделать просьбу и подкрепить ее. Обычно с этого мы начинаем обучение функциональному подходу. Это самая подкрепляющая функция для многих наших учеников, которых социальные функции не так подкрепляют. Я написал несколько статей о запросах, в том числе об обучении инициированию запросов и настройке возможностей для запросов.

Отказ или неприятие предметов/деятельности

Это именно то, на что это похоже. По сути, это просьба о том, чтобы что-то исчезло. Поведенческие аналитики сказали бы, что это подкрепляется негативным подкреплением. Ценность подкрепления в том, что что-то удаляется.

  • Джим отодвигает молоко на стол
  • Деандре говорит: «Оставь меня в покое!»
  • Дженни обменивается фотографиями, чтобы попросить перерыв в работе
  • Я спрашиваю, могу ли я покинуть окружную ярмарку, потому что она ошеломляющая

Таким образом, чтобы научить этому, мы, по сути, создаем ситуации, которые создают негативную ситуацию, которой человек хочет избежать. Затем мы поддерживаем их, чтобы помочь им попросить положить этому конец. Я прошу Дженни поработать и сразу же указываю на карточку перерыва. Когда она обменивает его, работа удаляется.

Я написал пост с предложениями и протоколом обучения студентов просить перерыв. Попросить перерыв — это, по сути, отказ от работы, и эта процедура сработает и в других ситуациях.

Социальное взаимодействие в коммуникативных функциях

Запрос внимания

Я включил этот запрос отдельно от других запросов, поскольку он включает запрос на социальное взаимодействие. Иногда это важно для некоторых студентов, но для других это не так интересно. И многие из них разрабатывают для этого неэффективные способы.

  • Джим протягивает руки, чтобы мама подняла его
  • Деандре зовет «Мама!» когда он хочет поговорить с ней
  • Дженни нажимает на устройство, генерирующее речь, которое говорит: «Пожалуйста, поговори со мной»
  • Я звоню маме, чтобы поговорить с ней

Чтобы научить надлежащему привлечению внимания, создайте ситуации, в которых у вас есть время присутствовать, а затем попросите ученика поработать самостоятельно. Я написал больше о том, как научить этому навыку в качестве замены (с бесплатной загрузкой) в этом посте.

Обозначение и описание

Обозначение и наименования вещей являются важным языком построения. Четко обозначая простые вещи, вы сможете более эффективно запрашивать их. Это также позволяет вам говорить о вещах и действиях. Переход на следующий уровень прилагательных, наречий, предлогов и т. д. облегчает описание вещей и рассказ о переживаниях. Представьте, что человек не может назвать вам то, что он видел. Но они могут описать это, и вы можете понять, что это такое.

Многие из наших учеников усваивают его восприимчиво благодаря тому, как мы учим. Но больше всего им помогает, когда они начинают использовать эти слова, чтобы придать смысл тому, чего они не знают, как сказать. Эта коммуникативная функция также расширяет то, что они могут сказать с помощью инструмента AAC. Это делает запросы и комментарии более конкретными. И это позволяет им использовать доступные им слова, чтобы рассказать вам о чем-то, что может быть недоступно. Пример Джима ниже является хорошим примером этого.

  • Джиму показывают 2 напитка – сок и молоко. Он говорит «белый», и мама знает, что он хочет молока.
  • Деандре говорит маме, что бежал очень быстро !
  • Дженни указывает, что хочет надеть синюю рубашку с изображением предложения
  • Я могу описать человека, который помогал мне в магазине, чтобы мой друг мог делать покупки с этим же человеком.

Когда мы учим навешивать ярлыки и описывать, мы часто используем дискретные испытания и учим их сначала рецептивно (идеи см. в этом посте). Затем мы работаем над его экспрессивным обучением. Тем не менее, мы всегда должны следить за тем, чтобы не забывать фокусироваться на выразительной части. Нам нужно, чтобы учащиеся регулярно использовали ярлыки и характеристики в своих коммуникативных функциональных навыках. Поэтому для этого создайте ситуации, требующие от них указать характеристики, чтобы получить то, что они хотят.

Я вернусь к этому на следующей неделе и расскажу больше о способах создания выразительных возможностей для этой функции.

Комментирование

Это включает в себя предоставление информации о ситуации, иногда только для обмена в социальных сетях. Мы часто используем его как способ получить социальное взаимодействие или поделиться опытом.

  • Джим говорит «холодно», когда ему дают молоко
  • Деандре говорит, что сегодня холодно
  • Дженни обменивается «забавной» картинкой, когда одноклассник рассказывает анекдот
  • Я комментирую погоду, когда поднимаюсь в лифте отеля

Чтобы научить комментировать, мы сначала начнем с обучения характеристикам коммуникативных функций, описанных выше. Затем мы начинаем встраивать его в социальные рутины и ожидания. Вы можете совместить это с запросом желаемого или необходимого материала. Мы начинаем учить началам предложений «я вижу» и «я слышу» вместо «я хочу».

Я расскажу об этом подробнее в будущем, потому что получить спонтанный комментарий довольно сложно.

На этой доске коммуникативных функций приведены некоторые примеры различных обсуждаемых функций.[/caption]

Социальные рутины

Социальные рутины — это обычные обмены мнениями, которые обычно выполняются по социальным причинам. Приветствие, пожалуй, самый распространенный пример общения.

  • Джим говорит «привет», когда его учитель входит в комнату
  • Деандре спрашивает, как себя чувствует друг
  • Дженни отвечает на приветствие, находя картинку «Доброе утро» в круге 9.0030

Социальные рутины Я думаю, что мы все хорошо знакомы с ними, потому что мы преподаем по крайней мере их начальные этапы в большинстве классов. Обычно мы устраиваем рутинные ситуации, например, когда студенты регистрируются во время утреннего собрания, чтобы развить их коммуникативные навыки. Для этого я использую доску Who’s Here. Затем, когда каждый учащийся регистрируется, группа говорит «привет» или «доброе утро» в качестве устного задания.

Позже в этой серии я вернусь с идеями по обучению различным видам социальных процедур.

Ответы Вопросы

В то время как задавать вопросы часто является запросом информации, ответы на них имеют социальную функцию. Мы отвечаем на вопросы, которые нам задают, потому что нас за это поощряют в обществе. Обычно это часть разговора или предоставление информации, которую запрашивает кто-то другой. Некоторые вопросы также относятся к социальной рутине (например, ответы на вопрос «как дела?»).

  • Сосед спрашивает, как пройти в ресторан, и вы отвечаете, как пройти.
  • Друг спрашивает название вашего любимого спортивного напитка, и вы отвечаете: «Gatorade»

Чтобы научить отвечать на вопросы, очевидно, мы их задаем. Мы также должны убедиться, что мы меняем типы вопросов. В течение дня мы склонны задавать много фактических вопросов. Нашим ученикам гораздо легче ответить на них, чем на мнения, да/нет и другие типы вопросов.

Так что этот тоже получит свой пост в будущем.

Описание и обмен опытом и чувствами

И, наконец (хотя я уверен, что функций гораздо больше), описание и обмен опытом, выражение эмоций и негативных чувств — это чисто социальная функция, необходимая для удовлетворения социальных потребностей учащихся.

  • Джим говорит «счастливый в школе», имея в виду, что он был счастлив в школе.
  • Деандре говорит, что был так взволнован победой в гонке
  • Дженни использует свое устройство AAC, чтобы сказать: «Сегодня я ходила на музыку»

Это важная функция общения, и она более сложная, чем другие, потому что мы не всегда знаем переживания или эмоциональное состояние учащегося. Это усложняет подсказку и настройку. Попробуйте сделать так, чтобы семьи прислали краткую заметку о своих выходных. Отправьте домой родителям записку с информацией о дне учащегося, чтобы они могли попрактиковаться. Мы также часто используем таблицы чувств для студентов, чтобы идентифицировать эмоции. Однако совсем другое дело — маркировать изображения эмоций, на самом деле испытывать их и выражать свои собственные.

Это тоже тема для будущего.

Коммуникативных функций языка больше, и разные дисциплины описывают и разделяют их по-разному. Например, вербальное поведение в ABA имеет тенденцию говорить о мандах (просьбах), тактах (ярлыках) и интравербальных действиях (язык, усиленный только социальным взаимодействием).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *