Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникативность и коммуникабельность отличия: ichenskaya.com — Коммуникабельность vs. Коммуникативность

Содержание

Чем отличается коммуникабельность от коммуникативности

Общение — основная потребность человека и фундамент общества. Коммуникативность и коммуникабельность — ключевые аспекты человеческого общения. Однако часто эти два близких, но далеко не идентичных понятия, путают. Между этими двумя терминами существует огромная разница, несмотря на то, что они пересекаются во многих аспектах. Данная статья поможет разобраться, чем отличаются коммуникативность от коммуникабельности, расскажет об их свойствах и значимости.

Что такое коммуникативность

Коммуникативность — один из компонентов загадки о трех «к» (два других — контакт и коммуникабельность), но часто путаница в определениях превращает в загадку сам термин. Существует только три близких значения слова:

  1. Коммуникативность — это, в первую очередь, навык. Умение передавать какое-либо сообщение, свои чувства, мнения, эмоции, умозаключения так, чтобы они были корректно поняты собеседником. С другой стороны, это способность воспринимать информацию, правильно и без искажений. Иными словами, термин характеризует уровень способности кодирования и декодирования информации.
  2. Кроме того, коммуникативность не всегда является именно навыком человека. Она может качественно характеризовать любой инструмент коммуникации. Все, что имеет отношение к передаче информации. То есть этот термин понимается еще и как свойство.
  3. Помимо этого, коммуникативность часто определяют, и как процесс межличностного взаимодействия, формирования межличностных связей.

В целом, коммуникативность чаще всего понимается, как приобретенный навык, который человек совершенствует на протяжении практически всей своей жизни.

От чего зависит коммуникативность

Психологи утверждают, что коммуникативность нельзя понимать только как совокупность умений, потому что она имеет отношение и к сфере потребностей, мотивации. Иными словами, она определяется не только набором механически натренированных навыков, но и устремлением личности. Человек, чтобы иметь высокий уровень коммуникативности, в первую очередь, испытывает потребность в общении. Оно в его системе ценностей должно доминировать.

ВАЖНО. Большую роль играет реальный эмпирический опыт человека, его общая эрудиция, способность адаптироваться к условиям, особенно новым и меняющимся, окружающей среды, его способность адекватно и объективно воспринимать окружающий мир и людей (перцептивный навык), способность к эмпатии и понимаю.

Наиболее важна эрудиция и уровень владения инструментами языка. Умение грамотно, четко и удачно сформулировать мысль, которую можно легко, быстро и эффективно донести до окружающих, — это и есть коммуникативность.

А теперь следует рассмотреть ее отличия от коммуникабельности.

Основные отличия между коммуникабельностью и коммуникативностью

Как и коммуникативность, коммуникабельность часто тоже понимают, как навык, который обеспечивает корректность и эффективность общения, но между этими двумя понятиями есть большая разница.

Чем обусловлена коммуникабельность

Коммуникабельность, как понятие, прямо подразумевает высокий уровень коммуникативных навыков. Сообщение эмоционально воспринимается лучше, если оно передано точно и в правильной форме. Но существуют и другие факторы:

  1. Высокий уровень эмпатии. Коммуникабельность прямо подразумевает умение слушать и понимать собеседника, его чувства, мысли и потребности.
  2. Умение адекватно и объективно воспринимать обстановку, в которой происходит разговор, и выстраивать беседу с учетом этого.
  3. Высокая самооценка, уверенность в себе. Только уверенный человек способен эффективно воздействовать на собеседника.
  4. Харизматичность и высокий уровень эмоционального интеллекта.
  5. Высокий уровень речевой культуры, владение разными стилями и жанрами речи, умение их применять в подходящей ситуации.

Коммуникабельность или ее отсутствие — это не раз и навсегда установленный параметр личности. Ее можно тренировать, как и любой другой навык.

Как развить коммуникабельность

Это крайне полезный навык, без которого жизненный успех практически немыслим. Поэтому важно обладать им хотя бы даже не на самом высоком уровне. Научиться коммуникабельности непросто, особенно для людей, для которых общение само по себе обременительно, но можно.

Для этого есть общие рекомендации, сформулированные психологами:

  • Не избегать ситуации общения. Навык можно натренировать только на практике. Тема разговора не имеет значения, важен только сам процесс.
  • Создавать такую ситуацию самостоятельно: стремиться быть инициатором разговора. Это поможет не только пополнить навык, но и снять определенные личностные барьеры.
  • Общаться с разными людьми, чтобы научиться обходить личностные, социальные, культурные, национальные и другие препятствия в общении.

Существует огромное количество личностных тренингов, направленных на развитие коммуникабельности. Помимо этого, большое количество тематической литературы, которая может оказаться небесполезной.

Заключение

Коммуникативность, как и коммуникабельность, можно назвать основами коммуникативной культуры. По сути — это разные грани одного и того же. Если первое связано с качеством передачи информации, то второе — с качеством эмоциональной подачи этой самой информации.

Оба навыка одинаково необходимы для успешного социального, профессионального и личностного взаимодействия. Они обуславливают качество и результативность любого общения на самом глубоком уровне.

Что такое коммуникабельность – основные типы, модели, проблемы, как развить, подходящие упражнения и книги

Бывает, смотришь на человека – и умен, и симпатичен, а не может похвастаться особыми успехами в карьере или общественным признанием. При более близком знакомстве становится ясно, что ему просто недостает навыков общения, то есть не помешало бы узнать, что такое коммуникабельность. Узнаем и мы об этой суперспособности чуть больше.

Коммуникабельность – что это?

В процессе поиска работы каждый из нас сталкивался с таким требованием к кандидату, как развитая коммуникабельность – это что значит? Каждый второй работодатель ждет этого от соискателя. Все очень просто: быть коммуникабельным – означает уметь находить общий язык с любым человеком, независимо от его статуса, настроения, пола и возраста. Не путайте с излишней болтливостью, ведь способность к непринужденному общению и установлению социальных связей требует определенного уровня интеллекта, чувствительности к эмоциям собеседника и личного очарования.

Формула успеха

Книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» в доступной и увлекательной форме раскрывает главный принцип коммуникативности – умение не только говорить, но и слушать. Формула успеха, продиктованная известным автором, основана на сопереживании и внимательности к чужим потребностям. Такая тактика помогает быстро расположить к себе оппонента.

Большинство из нас с упоением и подолгу готовы рассказывать о себе, в потоке слов забывая обо всем. Карнеги же предлагает строить диалог так, чтобы закрепить главную роль за собеседником, искренней заинтересованностью подчеркнуть ценность его суждений и чувств. Правильно выстроенная коммуникативность – это прежде всего обоюдно приятная связь.

Признаки коммуникабельности

Обаятельный и коммуникабельный человек виден издалека: он выделяется в любой компании, да и сам по себе нет-нет да и притягивает взгляд. Что же отличает его от других:

  1. Открытость и харизма
    . Такие люди запросто завязывают разговор даже с незнакомцами, не стесняются быть инициаторами общения. Завораживающая манера их общения никого не оставит равнодушным.
  2. Широкий кругозор и уверенность в себе
    . Чтобы поддерживать беседы на любые темы с людьми разных возрастов, нужно быть любознательным, уделять время саморазвитию и уверенно использовать свой интеллект.
  3. Адаптивность и умение слушать
    . Такое качество личности, как адаптивность, позволяет подстроиться под текущее настроение собеседника и окружающий контекст с тем, чтобы задать беседе нужный тон и получить от нее желаемый результат. Вовремя замолчать и дать высказаться оппоненту – тоже крайне важный навык.

Преимущества и недостатки коммуникабельного человека

По вышеперечисленным пунктам можно сделать вывод о плюсах, которые получаем, если ты коммуникабельный.

В дополнение к ним можно отнести:

  1. Будучи уверенным в себе и своей способности вербально (это как?) взаимодействовать с людьми, человек может брать контроль над ситуациями, вести за собой коллектив. Поэтому шире открываются горизонты при выборе места и должности.

  2. Умение грамотно находить компромисс между двумя сторонами; вести диалог, не только удовлетворяя свои потребности; доводить переговоры до общей цели. Относиться как к рабочей сфере, так и к построению личных отношений.
  3. Успешное решение конфликтов при любых обстоятельствах.
  4. Чувство комфорта в коллективе как в университете, так и в офисе.

При всех ярких красках есть и недостатки коммуникабельности, как в любом человеческом качестве:

  1. Для того чтобы достигнуть своих целей при общении, могут использоваться не только «белые методы», но и манипуляция (это что?), шантаж, подавление оппонента.
  2. Такие люди часто занимаются нетворкингом (это как?) – специально заводят знакомства, чтобы иметь связи в разных сферах и вопросах. Поэтому могут вести себя довольно навязчиво в разговоре с новыми людьми.
  3. Чтобы завлечь собеседника, используют театральные жесты, интонации и паузы. Иногда могут перегибать с артистизмом, что выглядит нелепо.

Для чего нужна коммуникабельность?

Человек является частью социума, ниточкой в бесконечной паутине контактов, и общение с людьми – такая же неотъемлемая часть нашей повседневности, как мытье рук или обед. Вместе с тем, качество этого общения и характер установленных связей играют огромную роль в становлении отдельной личности. Удачно завязанные деловые знакомства способствуют продвижению по карьерной лестнице. Умение находить общий язык с кем угодно придает уверенности в путешествиях и помогает находить интересных друзей. Правильно подобранные слова открывают любые двери и удивительные возможности.

Коммуникативность и коммуникабельность – отличия

Такие понятия, как коммуникативность и коммуникабельность часто путают, ведь оба они касаются межличностного общения. Однако считать их синонимами неправильно, потому что их значения сильно отличаются. Коммуникативность – это способность оформить мысль, эмоцию или чувство в понятные слова и воспроизвести их, и кроме того – воспринять и осознать чужие слова, уловив вложенные в них смыслы. То есть, этот термин обозначает некую дешифровочную функцию, которую учится выполнять человеческий мозг с детства, но которой можно обучить и технические средства.

Развитие коммуникабельности же, предполагает не только умение выполнять коммуникативные функции, но и делать это эффективно, так, чтобы в процессе устанавливались крепкие социальные связи и достигались определенные цели общения. Коммуникабельным может быть только человек, развить ее у искусственных механизмов пока не представляется возможным.

От чего зависит коммуникативность

Психологи утверждают, что коммуникативность нельзя понимать только как совокупность умений, потому что она имеет отношение и к сфере потребностей, мотивации. Иными словами, она определяется не только набором механически натренированных навыков, но и устремлением личности. Человек, чтобы иметь высокий уровень коммуникативности, в первую очередь, испытывает потребность в общении. Оно в его системе ценностей должно доминировать.

ВАЖНО. Большую роль играет реальный эмпирический опыт человека, его общая эрудиция, способность адаптироваться к условиям, особенно новым и меняющимся, окружающей среды, его способность адекватно и объективно воспринимать окружающий мир и людей (перцептивный навык), способность к эмпатии и понимаю.

Наиболее важна эрудиция и уровень владения инструментами языка. Умение грамотно, четко и удачно сформулировать мысль, которую можно легко, быстро и эффективно донести до окружающих, — это и есть коммуникативность.

А теперь следует рассмотреть ее отличия от коммуникабельности.

Плюсы коммуникабельности

Умение живо, непринужденно вести разговор выгодно выделяет человека в любой компании, на вечеринках и даже в рабочей среде. Люди же замкнутые и молчаливые – напротив, малозаметны и никому не запоминаются. Из-за этого общительность смело можно рассматривать, как неоспоримое преимущество, которое имеет массу плюсов:

  1. Коммуникабельные люди легче и счастливее устраивают свою личную жизнь, потому что смело знакомятся, с удовольствием узнают окружающих ближе и лучше понимают, как строить отношения.
  2. Людей приятных и общительных, которые знают, что такое коммуникабельность, охотнее берут на работу, а умение поддерживать позитивный климат в коллективе и грамотно доносить свои мысли – характеристики по-настоящему ценных сотрудников, которым достается и повышение по службе, и материальное вознаграждение.
  3. Коммуникабельность – это ключ к активной общественной жизни, а чувство принадлежности к социуму во многом влияет на самоидентификацию и личностную целостность.

Примеры коммуникабельного поведения

Простые примеры проявления коммуникабельности в современном социуме:

  • Непринужденное заведение знакомства с противоположенным полом. Коммуникабельный мужчина знает, как всего парой предложений сделать себя заметным для определенной женщины. С веселой и общительной он сразу пустит в ход шутки или сделает ненавязчивый комплимент. Со скромной и молчаливой девушкой сначала просто сядет рядом, спросит сколько времени и задаст еще какой-нибудь пустяковый вопрос;
  • Проявление лидерства в рабочем коллективе. Некоторые люди с приходом на новую работу легко знакомятся сразу со всеми и не стесняются рассказывать о своей жизни. Уже через пару месяцев такие личности становятся душой компании. При необходимости они выручат или прикроют коллегу, но при этом не позволяют садиться себе на шею. Всеобщие любимчики в рабочих коллективах с высокой вероятностью быстрее сделают карьеру;
  • Уверенное взаимодействие с незнакомыми людьми. Бывают ситуации, когда коммуникабельному человеку требуется получить выгоду и при этом доказать собеседнику, что это также будет полезно и ему. Ярким примером является попытка сбить цену на рынке. В этом случае проявлением коммуникабельности будет торг. Покупатель говорит, что готов купить сразу две вещи, но по более доступной цене. Такое предложение выгодно продавцу и он соглашается.

Типы коммуникативных навыков

Мастерство общения не является врожденным, оно приобретается и развивается нами по мере взросления. В зависимости от уровня его развития и от функции, которую преследует общение, выделяют три типа коммуникативных навыков:

  1. Информационно-коммуникативные
    . Это первичные навыки, благодаря которым возможно взаимодействие с окружающими. Они включают в себя умения: соблюдать общепринятые правила вежливости, озвучивать просьбы, адекватно формулировать свои и воспринимать чужие мысли.
  2. Регуляционно-коммуникативные
    . Такие навыки позволяют коллективное взаимодействие. Ими являются: умение руководить и ставить задачи, формулировать проблемы и совместно находить их решение, прислушиваться к советам, выражать одобрение и неодобрение.
  3. Аффективно-коммуникативные
    . Лежат в эмоциональной плоскости. Обладающий этими навыками общительный человек эмпатичен, восприимчив к чужим чувствам и способен понимать чужие и озвучивать свои эмоции.

Модели коммуникабельности

Разные характеры, воспитание, типы темпераментов – из-за всех этих особенностей каждый человек проявляет общительность по-своему. Исходя из общих сходств, психологи выделили несколько основных моделей коммуникабельности:

  1. Доминантную
    . Это шумная, почти агрессивная манера коммуникации, которая имеет целью продемонстрировать свое превосходство в любых ситуациях и коллективах.
  2. Интровертную
    . Такая способность к общению выглядит очень неуверенной, для нее характерны приглушенность голоса и чрезмерная уступчивость.
  3. Ригидную
    . Коммуникация такой модели отличается заметной неторопливостью, тщательным подбором слов и долгими паузами.
  4. Мобильную
    . В противовес предыдущей манере общения, мобильный характер коммуникации нетерпелив, характеризуется быстротой внедрения в беседу со скорой потерей к ней интереса.

Проблемы с коммуникабельностью

Недостаточно развитое умение находить общий язык в большинстве случаев является следствием неуверенности в себе. Страх сказать что-то не то, быть не понятым и не принятым, вызвать насмешки – все это тормозит коммуникабельность. Вместе с тем, люди самодостаточные мало зависят от мнения или оценок окружающих и смело несут в массы свое обаяние, а оконфузившись – весело посмеются над ситуацией вместе со всеми, не изменив своей самооценки.

Коммуникабельность детей

Что такое детская коммуникабельность, генерируемая маленьким любознательным мозгом, знает каждый родитель. Бесконечные вопросы, жажда внимания – такой период переживали все в раннем детстве. Важно научить ребенка проявлять эту общительность не только по отношению к родне, но и не бояться социального взаимодействия вне дома. Чем раньше получится овладеть искусством коммуникации, тем легче маленькому человеку дастся становление полноценной зрелой личностью.

Правильнее всего развивать детские коммуникативные навыки, обучая общению на своем примере: пусть ребенок посещает мероприятия вместе с вами, наблюдает за манерой общения и перенимает ее. Поощряйте его инициативу в знакомствах на детской площадке, мягко подталкивайте его к взаимодействию. Что самое важное – обеспечьте ему развитие здоровой самооценки, которая послужит устойчивым внутренним стержнем уверенности в себе, такой необходимой для высокой коммуникабельности.

Способы развития коммуникативных качеств

Коммуникативность – это инструмент, который требует постоянного совершенствования. Навыки коммуникации можно развивать, то есть если сегодня вы боитесь вступать в диалог и считаете, что не умеете общаться, работайте над собой. Научиться быть активным и приятным собеседником способен каждый.

Для этого важно применять простой набор правил, направленных на развитие коммуникативности.

  1. Выходим из зоны комфорта. Не бойтесь обогащать свою жизнь новыми знакомствами только потому, что, как вам кажется, вы не будете приняты обществом. Будьте доброжелательны и уверенны в себе. Отбросьте прочь лишнее волнение и поверьте – все идет хорошо.
  2. Ищите хорошее. Самый тяжелый в общении или неприятный для вас человек не может быть абсолютно плохим и не иметь достоинств. Стремитесь находить лучшее в людях. Желайте увидеть собеседника с его лучшей стороны.
  3. Будьте снисходительны к чужим недостаткам. Прежде чем осудить кого-либо, попытайтесь поставить себя на его место. Никто не идеален. Вы в том числе.
  4. Проявляйте инициативу. Столкнувшись с малознакомым человеком, не спешите бежать прочь. Заговорите с ним первым. Пусть приветствие и ваш вопрос не отличаются оригинальностью, но в следующий раз, увидев его снова, вам будет намного проще завязать беседу. Вероятнее всего, вам вообще не придется этого делать, и ваш знакомый решится подойти к вам сам!

Любите людей, открывайтесь для общения. Кто знает, может сегодняшний случайный знакомый завтра станет для вас лучшим другом, опорой и щитом?

Как развить коммуникабельность?

Все советы о том, как повысить коммуникабельность, сводятся к одному простому правилу: постарайтесь не избегать общения. Любое умение оттачивается опытом, поэтому посещайте людные мероприятия, заводите разговоры, будьте искренними и получайте удовольствие от коммуникации, улучшайте навык на практике, отшлифуйте его упражнениями, и читайте книги, расширяя кругозор.

Упражнения на развитие коммуникабельности

Очень позитивно на развитие коммуникативных навыков влияют индивидуальные или групповые упражнения в игровой форме, например:

  1. «Выступление перед зеркалом»
    . Поставьте перед собой зеркало, выберите любую идею, что пришла в голову, и вслух развивайте ее самому себе. Так вы тренируетесь связно доносить мысли и можете понаблюдать за своей манерой разговора, скорректировать мимику и жесты.
  2. «Чтение лекции»
    . Это упражнение лучше практиковать в паре: по очереди с партнером выбираете любой предмет и максимально полно описываете друг другу его внешний вид, историю и предназначение.
  3. «Продолжи тему»
    . Находясь в компании около 4-5-ти человек, вместе создайте целую историю: кто-нибудь начинает повествование на любую тему, и по команде ведущего его должен продолжить следующий участник. Этим тренируется способность разговаривать о чем угодно.

Книги для развития коммуникабельности

Учиться можно и нужно не только на своем опыте, но и прислушиваясь к полезным советам, которых в избытке в хороших книгах. Вот некоторые из тех, что помогут повысить уровень коммуникабельности:

  1. «Психология влияния»
    Р. Чалдини. В этой книге собраны советы американского психолога по тренировке умения убеждать и влиять своими словами на поведение окружающих. Также он делится знаниями о том, как распознавать и не поддаваться манипуляциям.
  2. «Язык телодвижений»
    А. и Б. Пиз. Эта книга даст ответ, на вопрос, что такое невербальная коммуникабельность, научит улавливать и расшифровывать неосознанные сигналы тела собеседника.
  3. «TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям»
    К. Андерсон. Основанная на анализе поведения самых интересных спикеров, книга расскажет, как подготовить и провести захватывающее публичное выступление. Немало советов из нее применимы и к повседневному общению.

Коммуникация и аутизм — Объяснение социальной коммуникации и аутизма

Послушайте эту историю:

Проблемы с общением всегда считались основной чертой аутизма. Тем не менее, существуют существенные и широкомасштабные различия в том, как люди с аутизмом общаются. Это отражает не только присущую изменчивость состояния, но и сложность самого общения — включая слова, которые мы используем, порядок их использования, зрительный контакт, мимику, жесты и другие невербальные сигналы.

Проблемы в любой из этих областей могут усугубить социальные трудности, с которыми сталкиваются люди в спектре аутизма.

Что такое социальная коммуникация?
Термин «социальная коммуникация» может показаться излишним. Коммуникация по своей сути социальна: она требует способности делиться — соответствующим образом — тем, что вы чувствуете или хотите сказать, а также понимать и реагировать на то, что чувствуют или говорят другие. У нейротипичных людей коммуникативные расстройства могут включать проблемы с языком, но не с социальным взаимодействием. Тем не менее, людям с аутизмом особенно сложно общаться в социальных контекстах. Эксперты используют фразу «социальная коммуникация», чтобы подчеркнуть этот факт.

Когда трудности в общении впервые были признаны частью аутизма?
Когда Лео Каннер написал свою первую статью об аутизме в 1943 году, его описания детей, которых он наблюдал, включали множество проблем с социальным общением. Он отметил, например, неспособность установить зрительный контакт или ответить на вопросы, а также склонность к навязчивым разговорам.

С тех пор языковые и коммуникативные нарушения неизменно входят в понятие аутизма, но не всегда являются отдельным критерием для диагностики.

По мере того, как исследователи узнавали больше о том, как у людей с аутизмом развивается речь, точки зрения неоднократно менялись в отношении того, как и следует ли рассматривать язык и социальное взаимодействие как отдельные или совместные проблемы. В течение многих десятилетий основное внимание уделялось людям с тяжелой формой аутизма, у которых может быть мало слов, они редко инициируют взаимодействие и почти не реагируют. Соответственно, диагноз аутизм предполагал заметное нарушение разговорных способностей. Но клиницисты начали признавать, что люди с аутизмом могут обладать сильными вербальными навыками. Первоначально у этих людей также не было проблем с социальным общением, но последнее десятилетие показало, что их часто считают «неуклюжими» в общении, и они делают больше языковых ошибок, чем их типичные сверстники. Согласно последним представлениям, язык является неотъемлемой частью социального общения, и что социальное общение в целом является постоянной проблемой для многих людей с аутизмом.

Какие виды проблемы с социальным общением чаще всего встречаются у людей с аутизмом ?
Было показано, что люди в спектре аутистического спектра сталкиваются с проблемами, связанными с целым рядом вербальных и невербальных навыков, включая грамматику, правильное использование местоимений и реагирование, когда к ним обращаются. Различия в некоторых невербальных аспектах общения, таких как выражение лица и темп речи, могут объяснить то, что другие воспринимают как «неловкость» у людей с аутизмом.

Как и в случае со многими другими чертами аутизма, существует огромная вариабельность от одного человека к другому. Тем не менее, выделяются проблемы с двумя аспектами коммуникации: прагматикой и просодией.

Что такое прагматика и просодия?
Прагматика – это правильное использование языка в социальных ситуациях. Примеры включают в себя возможность оставаться в теме и по очереди вести разговор, задавать соответствующие вопросы и использовать тон голоса, подходящий для обстановки (например, более тихий голос в классе по сравнению с детской площадкой). Многие методы лечения аутизма включают обучение этим навыкам.

Просодия — это ритм речи, который охватывает аспекты как вербальной, так и невербальной коммуникации. Просодия, переносимая в произнесенных словах и паузах между ними, выполняет несколько функций. Во-первых, он передает прагматическую информацию. Например, повышающийся тон указывает на вопрос. Просодия также передает эмоции. Вопрос «Что вы имеете в виду?» может быть положительным, отрицательным или нейтральным в зависимости от того, как он произнесен; просодия — это то, что предупреждает слушателя о разнице.

Проблемы с просодией могут быть разными. Некоторые люди говорят монотонно, в то время как другие так сильно преувеличивают высокие и низкие частоты, что слушатели находят их речь неестественной.

Могут ли проблемы с социальным общением существовать вне аутизма?
В 2013 г. в «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-5) был добавлен новый диагноз: расстройство социальной коммуникации (SCD).

Это состояние имеет много общих черт, общих для людей с аутизмом, таких как трудности с реагированием на других, использование жестов, сохранение темы, а также создание и сохранение друзей. Но люди с диагнозом ВСС не проявляют повторяющегося поведения или ограниченных интересов. Однако не все исследователи согласны с тем, что ВСС должна быть отдельным диагнозом: они утверждают, что недостаточно доказательств того, что ВСС является действительным и надежно отличным состоянием, отличным от аутизма.

Куда направляются исследования в области социальной коммуникации?
Клиницисты работают над улучшением терапии для прагматиков, поскольку она широко применима для большинства людей в спектре аутизма. Несколько исследователей сосредоточены на выявлении более тонких проблем с социальной коммуникацией, которые затрудняют взаимодействие даже для людей с сильными языковыми и когнитивными навыками. Новые технологии акустического анализа и захвата движения позволяют детально измерять высоту голоса, среди прочих переменных, и мельчайших движений, составляющих выражение лица.

Общение между людьми с аутизмом и без него — двусторонняя проблема. У людей в спектре аутизма могут быть проблемы с общением, но их типичные сверстники и собеседники могут сделать больше, чтобы пойти им навстречу, принимая различия в том, как они выражают себя.


Понимание и развитие общения


Понимание общения аутичного человека

Общение происходит, когда один человек отправляет сообщение другому человеку. Это может быть вербально или невербально. Взаимодействие происходит, когда два человека отвечают друг другу — двустороннее общение.

Наиболее аутичные люди испытывают трудности с: 

  • взаимодействие с другими

  • инициирование взаимодействия, ответ другим или использование взаимодействия, чтобы показать людям что-то или быть общительным

  • понимание и отношение к другим людям

  • участие в повседневной жизни семьи, школы, работы и общественной жизни. Это может быть сложнее.


Невербальное общение

Некоторые аутичные дети имеют задержку в использовании языка, а некоторые аутичные взрослые не используют речь. В таких случаях необходимо установить другие способы связи.

Может показаться, что аутичный человек не слышит, что вы ему говорите, не отзывается на его имя или безразличен к любым вашим попыткам общения.

Они могут использовать для связи с вами некоторые из следующих способов: 

  • жестов

  • плачет

  • дотронуться до нужного им предмета

  • глядя на нужный объект

  • достигает

  • с использованием картинок

  • дистресс-поведение

  • эхолалия (повторение чужих слов).


Эхолалия 

Эхолалия может показаться человеком, повторяющим слова, которые он не понимает, вместо того, чтобы пытаться общаться.

Человек может повторить то, что вы говорите, потому что не понимает вопроса или не понимает, как лучше ответить. Проверьте их понимание и поддержите их, используя визуальную поддержку или предложив варианты. Скажите им, что иногда можно не знать ответа, и предложите им обратиться за помощью.

Они могут запомнить слова, которые им сказали, когда их спросили, не хотят ли они выпить, и использовать их позже, в другой ситуации, чтобы задать собственный вопрос.

Аутичный человек может использовать фразы, которые он часто слышит в своей любимой телепрограмме. Посмотрите вместе с ними программу, чтобы попытаться понять, что они пытаются вам сообщить, используя эти фразы.


Этапы общения 

Стадия общения, которой достиг человек, зависит от трех факторов: 

  • способность человека взаимодействовать с другим человеком

  • как и почему они общаются

  • их понимание.

Связь может быть: 

  • преднамеренный- говорить или делать что-то без намерения повлиять на окружающих. Этот тип общения может быть использован кем-то, чтобы успокоиться, сосредоточиться или в качестве реакции на расстраивающий/забавный опыт 

  • преднамеренный — произнесение или действие с целью отправки сообщения другому лицу. Этот тип общения может использоваться для протеста против чего-либо или для обращения с просьбами.

Намеренное общение становится легче для ребенка, когда он узнает, что его действия влияют на других людей. Переход от преднамеренного общения к намеренному общению — большой шаг для аутичного ребенка.

Четыре различных этапа коммуникации, определенные Программой Hanen, следующие:

  1. Этап собственной повестки дня. Человек не проявляет интереса к другим и склонен играть или заниматься чем-то в одиночестве. Их общение будет в основном преднамеренным.

  2. » data-listid=»15″ role=»listitem»>

    Этап запрашивающего. Человек начал понимать, что его действия влияют на других. Они, скорее всего, сообщат о своих желаниях и том, что им нравится, привлекая вас к предметам, областям или играм.

  3. Начальная стадия коммуникатора. Взаимодействия начнут увеличиваться по продолжительности и станут более преднамеренными. Человек может начать повторять некоторые вещи, которые он слышит, чтобы сообщить о своих потребностях. Постепенно они начнут указывать на вещи, которые хотят вам показать, и начнут переводить взгляд, начиная вступать в двустороннее взаимодействие.

  4. » data-listid=»15″ role=»listitem»>

    Этап партнера. Человек будет использовать речь и сможет вести простой разговор. В то время как они могут казаться уверенными и способными при общении в знакомой обстановке (например, дома), они могут испытывать трудности, когда попадают в незнакомую среду (например, в новую школу). В этих местах они могут использовать заученные фразы и создается впечатление, что они игнорируют своего партнера по общению, переговариваясь с ним и игнорируя правила очередности.


Поддержка развития коммуникации 

Вот идеи, которые вы можете попробовать для поддержки развития коммуникации, которые вы можете использовать вместе с нашими советами по быстрой коммуникации.

Следуйте их примеру 

Следуйте примеру человека, а не направляйте его. Они с большей вероятностью будут уделять внимание деятельности, с большей вероятностью сосредоточатся на том же, что и вы, и научатся делать выбор самостоятельно.

Ранние стадии

Если человек только недавно начал говорить, используйте для общения с ним отдельные слова. Например, назовите их любимую игрушку и повторите это слово, когда они потянутся к ней.

Используйте расширения

И добавьте еще одну информацию к тому, что они говорят. Например, если они говорят «машина», вы можете ответить «да, синяя машина». Таким образом, вы даете им еще одну часть информации для обработки.

Подготовьте время для общения 

Когда кто-то не может сообщить о своих потребностях, возникает соблазн помочь, постоянно делая что-то для него. Например, принести обувь, завязать шнурки, принести печенье. Однако это может уменьшить возможности общения человека.

На этапе собственных планов особенно трудно решить, сколько сделать для человека. Уделите этим заданиям дополнительные несколько минут, чтобы помочь им понять, что происходит вокруг них, и подумать о том, что они могут сказать во время этих действий. Спросите, нужна ли им помощь, подождите, а затем спросите еще раз, прежде чем оказывать помощь.

Будьте лицом к лицу 

Будьте лицом к лицу с человеком, чтобы вам было легче наблюдать, что его интересует. коммуникация. Но имейте в виду, что одновременная обработка этой визуальной информации может затруднить обработку любой вербальной информации.

Со временем этот человек может привыкнуть к тому, что вы играете с ним или взаимодействуете с ним, и начнет предвидеть ваше присутствие, вызывая вас, если вас нет рядом.

Имитировать 

Имитировать действия и слова человека. Если они стучат ложкой по столу, и вы делаете то же самое, вполне вероятно, что на вас обратят внимание. Вы также можете имитировать сенсорное поведение, такое как взмахи руками и вращение.

Как только человек заметит, что вы имитируете его действия, он может начать имитировать в ответ. Это дает вам возможность добавить что-то новое в обмен, чтобы человек мог его скопировать.

Попробуйте использовать жесты и визуальную поддержку 

Предлагая напиток, показывайте процесс питья, делая вид, что держите стакан в одной руке и подносите его ко рту.

Кивайте/качайте головой в ответ на «да» и «нет». Помашите рукой для «привет» и «до свидания».

Говоря о людях, например, «бабушка осталась», покажите фотографию того, о ком идет речь.

Другие визуальные методы, которые можно использовать для улучшения понимания, включают расписания в картинках, линейные рисунки, карточки-подсказки и расписания объектов/изображений.

Используйте песни и ролевые игры Возможно, вам придется подсказать им звуковой сигнал.

Играйте в роли пользователя, чтобы смоделировать социальное взаимодействие и понять, что может пойти не так и чего следует избегать.

Оставьте отзыв 

Поощряйте попытки понять и общаться. Делая это, вы можете увеличить вероятность того, что они попытаются сделать это снова. Похваливая и комментируя достигнутое, человек может установить связь между своими действиями и вашими конкретными словами.

Дайте повод для общения 

Вы можете создавать ситуации, чтобы создать возможность для общения и взаимодействия.

Поощрение просьб 

Поместите любимую игрушку/еду/DVD в место, где человек может их видеть, но не может достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы поместите любимый предмет в контейнер, который трудно открыть, например, в старую ванну из-под мороженого или в старую банку из-под варенья. Это побудит человека обратиться за помощью и приведет к взаимодействию.

Предложите игрушку или игру, которыми сложно управлять 

Некоторым детям и взрослым будет сложно управлять некоторыми игрушками и играми в одиночку. Получив игрушку/игру, дайте им немного времени, чтобы понять, как ими пользоваться. Если они разочаруются, вмешайтесь и помогите им.

Предоставление предмета, представляющего большой интерес 

Воздушные шары и пузыри представляют собой предметы, представляющие большой интерес, и их можно легко адаптировать для участия двух человек. Надуйте воздушный шар, а затем отпустите его, чтобы он взлетел в воздух. Затем надуйте воздушный шар наполовину и дождитесь ответа, прежде чем надуть его на полную мощность. Это может улучшить взаимодействие. То же самое можно сделать и с пузырьками. Выдуйте несколько пузырей в сторону человека. Как только их внимание будет привлечено, закройте контейнер и дождитесь ответа от них, прежде чем дуть дальше.

Пусть аутичный человек сам решает, когда закончить занятие 

После того, как вы занялись каким-либо делом, продолжайте, пока человек не покажет, что с него достаточно. Обращайте внимание на гримасы на лице или на человека, который отталкивает активность. Если они не используют язык, чтобы показать, что они закончили, сопровождайте их форму общения такими словами, как «с меня хватит» и «стоп». 

Найдите возможности для общения 

представленные действия, вы все равно сможете найти возможности для общения и взаимодействия.  

Например, если ребенок выстраивает свои машины в ряд, вы можете присоединиться к этому занятию, передавая ему машины одну за другой. Таким образом, вы играете роль в игре, а ребенок включает вас в то, что он делает. Если они заинтересованы только в том, чтобы бросить игрушки на пол, вы можете использовать корзину, чтобы собрать их, прежде чем отдать, установив образец взаимодействия и общения с ребенком. Они могут начать понимать, что общение с другим человеком может быть забавным.


Использование дополнительной и альтернативной коммуникации (AAC) поддерживает 

AAC — это любая форма языка, кроме речи, которая может помочь человеку в социально-коммуникативных взаимодействиях.

Аутичные люди, не владеющие разговорным языком, могут сильно расстраиваться, если их потребности не удовлетворяются, и они не могут выразить свои чувства. Использование устройства AAC может дать им другой способ общения.

Существует большой выбор устройств AAC. Очень важно, чтобы команда соответствующих специалистов оценила различные варианты AAC с человеком, прежде чем принимать решение о том, что использовать. Вещи, которые следует учитывать, включают когнитивные и двигательные способности, стиль обучения, потребности в общении и способность к грамотности.

Примеры устройств AAC:

  • Система обмена изображениями (PECS), когда человек передает изображение, чтобы попросить или выразить что-то.

  • Язык жестов, например, британский язык жестов (BSL), макатон, английский язык, поддерживаемый жестами, или как часть общего подхода к общению (где используется комбинация методов, например, человек может получать информацию с помощью речи и знаков, но выражать себя с помощью знаков). и символы).

  • Коммуникационные доски и коммуникативные книги, где человек может указывать на слова, фотографии и/или символы.

  • Карточки-подсказки для общения, используемые в основном с вербальными людьми, могут служить напоминанием о том, что нужно сказать, и предоставлять альтернативное средство общения в стрессовых ситуациях.

  • Книги для разговоров, которые могут содержать текст, изображения или фотографии для поддержания разговора.

  • Средства голосовой связи, например BIGmack, генерируют оцифрованную речь, когда человек нажимает символ или кнопку. Человеку потребуется понимание причины и следствия, чтобы использовать эти устройства.

Для некоторых форм AAC нет никаких доказательств того, являются ли они эффективными или неэффективными, безопасными или вредными.
 
Для других имеются доказательства вреда или неэффективности. Например, мы не считаем, что облегченное общение — подходящее вмешательство для аутичных людей, поскольку есть доказательства того, что оно неэффективно и может привести к значительному вреду.


Общение в школах

В общеобразовательных школах и специализированных отделениях много аутичных учеников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *