Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Коммуникативные барьеры бывают: Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Современными психологами выделяются разные типы коммуникативных барьеров. Наиболее распространенные: барьеры непонимания, барьеры социокультурных различий, барьеры отношений.

Барьеры непонимания. Б.Ф. Поршнев (1979) выделяет 4 уровня непонимания – фонетический, семантический, стилистический и логический.

Фонетический барьер возникает в связи с различными знаковыми средствами передачи информации. Фонетическое непонимание имеет диапазон от незначительного (например, в произнесении некоторых слов) до полного и может иметь различные источники. Неполное непонимание будет не только тогда, когда говорят непонятно, но и когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или несоответствующие контексту жесты или жестикуляция слишком активная и быстрая.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры. Субкультуры отличаются по свои обычаям, нормам и ценностям; имеют свой, отличный от других специфический язык, жаргон.

Жаргонтехническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Сленг – неофициальный нестандартный словарь.

Когда плохо знаешь культуру, обычаи другой страны, нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы не попасть в неприятную ситуации. Например, в Индии можно польстить женщине, если сравнить её с коровой, а попробуйте в России сравнить женщину с коровой… Хороший комплимент японке – сравнение со змеёй, татарке и башкирке – с пиявкой и т.д.

Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации, то есть разными приемами использования средств языка для выражения мыслей. Можно говорить об экспрессивном и логическом стилях. Экспрессивный стиль характеризуется эмоциональностью, экзальтированностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. Логический стиль проявляется в последовательности, доказательности, подборе фактов, обстоятельности выражений и точной терминологии. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по отношению к различным психическим функциям.

Существует два основных приёма структурирования информации: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки состоит в том, что начало и конец любого разговора должны быть чётко очерчены, поскольку, как правило, люди лучше запоминают начало и конец речи.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование общения, имеется ввиду то, что информация должна быть выстроена определённым образом, как бы соединяя в цепь по каким – либо признакам. Очень часто неправильная организация сообщения порождает стилистический барьер между общающимися.

Логический барьер возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения. То, что значимо для одного, может быть совершенно неважным для другого.

Следующий диалог без контекста покажется весьма глупым: — Чёрная? — Нет, красная! — А почему белая?

— Потому что зелёная! Но если представить себе двух дачников-садоводов, разговаривающих о смородине, то всё становится понятным.

Барьеры социокультурных различий. Выделяют социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. Могут зависеть от несовпадения общего культурного уровня развития субъектов взаимодействия.

Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества.

Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти.

Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры.

Барьеры отношений

возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др.

Василик М. А. Коммуникативные барьеры


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Выдержки из главы 9 « Межличностная коммуникация»

Источник: Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред. проф. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2005.
«Человеческие» барьеры коммуникации. Главная причина возникновения коммуникативных барье­ров — сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особеннос­тей коммуникации является то, что она осуществляется через раз­личные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувст­ва, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артику­ляции (нарушения логопедического характера — заикание, карта­вость и т.п.), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония — полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний или ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или частич­ной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.

На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.

Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологи­ческого взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы воспри­ятия партнера по общению. Выполняя функцию средства психоло­гической защиты индивида от перегрузки эмоциональной инфор­мацией, стереотип выступает и в роли социально-психологическо­го барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности.

Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особен­ности личности. Так, интровертированность часто оказывается со­циально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного кон­такта на другой (см.: Парыгин Б.Д. Социальная психология. Пробле­мы методологии, истории и теории. СПб., 1999. С. 165, 175—176).

Кроме перечисленных, к наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, кото­рое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т.п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (ин­дифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психи­ческие свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, Повышенная впечатлительность, стыдливость).

Психологические барьеры выполняют две основные функции:


  • функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адапта­ции личности к новым факторам внешней среды. Причины воз­никновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личност­ных характеристик коммуникатора и реципиента;

  • функцию психологической защиты, которая способствует по­вышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями опре­деленных социальных качеств. Но они и не оловянные солдатики, лишенные какой-либо индивидуальности. Они являются представи­телями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, ре­лигиозной конфессии, профессионального сообщества, демогра­фической группы и т. д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному язы­ковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно. Целая группа фак­торов, тесно связанных друг с другом способна существенно за­труднить общение.

В первую очередь порождают коммуникативные барьеры со­циальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следователь­но, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной про­фессии и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, полам, возрастам, профессиям), их взаимопонимание может быть сущест­венно осложнено.

Одна из главных причин этого состоит в феномене «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть силь­ный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним бдительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде. Нациям, классам, социальным, профессиональным, религиозным и иным группам свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с другими культу­рами. Наличие множества культур и субкультур трудно переоце­нить, поскольку в противном случае мир был бы однообразен и ста­тичен. Однако представители различных культур могут столкнуть­ся с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с не­совпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения.

Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуни­кации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семан­тические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — бо­гатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезауру­сов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и разных социаль­ных групп.

Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к ко­торой относится и язык). Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходима еще и общность значений, придаваемых этим знакам коммуникантами.

Отсюда следуют два вывода. Во-первых, полное понимание коммуникантами невозможно в силу индивидуальности сознания каждого из них. Более того, полное понимание, гипотетически возможное при полном совпадении культурных потенциалов коммуникантов, совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними, делает бессмысленной саму коммуникацию. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не быва­ет, но всегда существует большая или меньшая зона их пересече­ния, которая обеспечивает возможность коммуникации, является ее необходимым условием. Во-вторых, полное непонимание вызванное отсутствием точек пересечения культурных потенциа­лов коммуникантов, также оказывается невозможным, поскольку в силу универсальности определенных сторон человеческого опыта подобные точки (универсальные знаковые единицы) всегда сущест­вуют. Это дает возможность находить общий язык представителям разных культур (вспомним знаменитых литературных героев Ро­бинзона и Пятницу). Таким образом, полюса абсолютного понима­ния и непонимания одинаково недостижимы, любой коммуника­тивный акт располагается между ними, приближаясь к тому или другому. Возникает своеобразная качественная шкала оценок ре­зультативности коммуникации.

Для успешной коммуникации необходимо овладеть социокультурным ко­дом сообщества, на языке которого осуществляется» коммуника­ция, теми знаниями и представлениями, которые хранятся в его «когнитивной базе» — совокупности знаний и представлений, общих для всех членов данного лингвокультурного сообщества.

Д.Б. Гудков приводит несколько иллюстрирующих подобную си­туацию примеров знаковых коннотаций. Так, «Хиросима» для русского человека — жестокая и бесчеловечная акция американской армии и ее политического руководства, бессмысленная с военной точки зрения; для среднего же американца — то, что позволило приблизить конец Второй мировой войны, избежать десанта на Японские острова и тем самым спасти жизни сотен тысяч американцев и японцев.

Другой пример: в русской культуре за романами Марка Твена о Томе Сойере однозначно закреплен статус детской литературы; американцы же «Приключения Тома Сойера» считают книгой для взрослых (на чем, кстати, настаивал и сам автор), герои романа вос­принимаются американцами как воплощение различных типов на­ционального характера.

К. Меннерт в своей книге о наиболее читаемых в России в 1980-х гг. писателях рассуждает о невозможности адекватно пере­вести на английский и немецкий языки название повести В.М. Шук­шина «Калина красная», хотя в обоих языках есть слово, обозна­чающее данное растение; оно хорошо известно и немцам, и северо­американцам, но не включается ими в тот же ряд ассоциаций, обу­словленных мифопоэтическими фольклорными представлениями, что и у русских.

Проблема культурных барьеров коммуникации это и пробле­ма интерпретации одного и того же текста (сообщения, ин­формации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заклю­ченных в буквальном значении. Интерпретация — это осознанная или неосознанная попытка преодолеть дистанцию между культура­ми коммуникантов. Попытки такого рода не всегда бывают удачны­ми, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жест­кие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования текста (сообщения).

Так, Д.Б. Гудков описывает целый ряд ситуаций, сложившихся на занятиях по истории русской литературы для иностранных студен­тов в МГУ. Монгольские студенты, хорошо знающие русский язык, при чтении «Слова о полку Игореве» выразили удивление по поводу того, что данное произведение относится к числу классических и является высокохудожественным. Они объяснили, что объектом художественного изображения никак не может быть позорное поражение, свидетельствующее о бездарности военачальника, который при этом еще и оказался в плену. Поэзия должна рассказывать о великих победах и воспевать подвиги настоящих героев. Данный же эпизод не входит в круг допустимых для поэзии.

Сказка «По щучьему велению» вызвала резко негативную реакцию практически всех студентов из Японии. Они сочли ее глубоко безнравственной, поскольку она повествует о том, как патологичес­кий бездельник, не совершив ничего полезного, не ударив палец о палец, получает ничем не заслуженную награду. Они были очень удивлены, что эта сказка весьма популярна в России и родители не считают предосудительным читать ее детям (см. : Гудков Д.Б. Алгоритм восприятия текста и межкультурная коммуникация. С. 122-123).

Данные примеры иллюстрируют глубокие различия в восприятии одного и того же текста представителями разных культур. Их интерпретации во многом носят оценочный характер и тем самым показывают, что проблема интерпретации — проблема аксиологическая. Действительно, Емеля — лодырь, но нам важны такие его черты, как находчивость, незлобивость и бескорыстность. Это не значит, что мы считаем лень положительным качеством, а японцы не ценят доброту. Просто русские и японцы выделяют разные черты данного героя, игнорируя остальные как несущественные.

Жесткость прозвучавших оценок автор объясняет стереотипа­ми обыденного сознания.

Практические выводы можно сформулировать следующим об­разом:


  • никогда не следует настаивать на том, что единственно правиль­ными являются только те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителен других культур, объясняя причины их возникновения:

  • важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

  • необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получате­лей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его ин­тересах, чувствах, приоритетах;

  • нужно использовать различные средства доставки сообщения;

  • следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким обра­зом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкива­лись на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для мно­гих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои зна­ния до партнера — часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

выводы

Каталог: sites -> sites content -> site128 -> html -> media17633
media17633 -> Занятие №6. Учебные материалы Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер Межгрупповой конфликт
media17633 -> Василик М. А. Понятие межличностной коммуникации
media17633 -> Сущенко С. А. Динамика конфликтов Выдержки из главы Конфликты и их раз
media17633 -> Семечкин Н. И. Социальное восприятие и понимание
media17633 -> Брянцева Е. А. Имидж и образ
media17633 -> Занятие №3. Учебные материалы Андреева Г. М. Основные характеристики группы Выдержки из раздела «Социальная психология групп»
media17633 -> Андриенко Е. В. Манипулятивное общение
media17633 -> Основы группового поведения
media17633 -> Сёмин С. А. Социальная дифференциация Выдержки из раздела «Социальная структура»
media17633 -> Тема Назначение и особенности учебно-игрового курса Где можно получить информацию о курсе «Основы социальной коммуникации» икоммуникационной игре?


Скачать 85.42 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Барьеры связи — Javatpoint

следующий → ← предыдущая

Общение определяется как акт выражения наших взглядов другим посредством использования знаков, выражений, символов, произносимых слов или любой деятельности для достижения общего понимания. Мы можем общаться с человеком или группой лиц.

Однако барьеры могут повлиять на качество сообщений, достигающих получателя. Иногда отправленное сообщение может быть неправильно интерпретировано получателем. Здесь мы также обсудим шаги по преодолению барьеров общения.

Начнем.

Мы обсудим двенадцать барьеров общения, которые перечислены ниже:

  • Физические барьеры
    Физические барьеры влияют как на вербальное, так и на невербальное общение. Эти барьеры присутствуют вокруг нас в окружающей среде, такие как шум, технические проблемы, проблемы дизайна и т. д.
  • Барьеры отношения
    Барьеры отношения могут возникать из-за самоуверенности, плохого управления, отсутствия мотивации и поведения. Барьеры отношения мешают людям эффективно общаться с другими. Такие люди менее приятны. Эти барьеры возникают из-за отсутствия понимания, которое может привести к тому, что человек неправильно оценивает и игнорирует другого человека.
    Уважительное, вежливое и приятное поведение помогает нам продвигаться вверх по карьерной лестнице, повышая продажи и производительность.
  • Эмоциональные барьеры
    Эмоции человека определяют легкость и комфорт, с которыми он может общаться. Возникает из-за отсутствия эмоционального интеллекта. Лучшее понимание внутренних эмоций поможет нам уважать эмоции других людей. Преодоление эмоциональных барьеров является важным навыком для эффективного общения.
  • Культурные барьеры
    Культурные барьеры обычно существуют между странами, религиями, кастами, цветом кожи и т. д. на любом уровне общества или организации. У разных людей разные ценности, язык тела, жесты, убеждения и поведение. Мы не должны недооценивать ни одну культуру или религию.
  • Языковые барьеры
    Языковые барьеры также известны как лингвистические барьеры. Небольшое различие в языке может привести к колоссальному непониманию между людьми. При общении рекомендуется использовать простой язык и слова.
  • Гендерные барьеры
    Гендерные барьеры означают, как ведут себя мужчины и женщины; к таким барьерам относятся различный выбор, стили принятия решений и т. д. Женщины предпочитают обсуждать проблемы в устной форме. Преодоление гендерных барьеров необходимо для поддержания равенства на рабочем месте.
  • Недостаточная фокусировка и зрительный контакт
    Недостаточная фокусировка и зрительный контакт могут привести к потере интереса слушателей или аудитории. Отсутствие внимания может быть вызвано любой причиной, например, неправильным сном, переутомлением, алкоголем, стрессом и т. д.
  • Страх перед ошибкой
    Ошибки являются частью процесса общения. Практика — лучший ключ к уменьшению количества ошибок; Мы можем практиковать упражнения, чтобы улучшить наши коммуникативные навыки. Всегда старайтесь учиться на ошибках.
    Например,
    Мы отправили электронное письмо кому-то с некоторыми ошибками. Не бойся. Вместо этого снова напишите электронное письмо с текстом: «Извините за ошибку. Пожалуйста, проигнорируйте это письмо и рассмотрите приведенное ниже письмо».
    В приведенном выше примере мы можем переписать электронное письмо.
  • Психологические барьеры
    Барьером в общении может быть психологическое состояние человека, такое как мнение, сознание, эмоции, отношение и поведение. Это отвлекает пользователя от концентрации внимания во время общения.
    Например, человек с низкой уверенностью или самооценкой может не реагировать должным образом во время разговора с начальником.
  • Барьеры восприятия
    Барьеры восприятия — это барьеры, которые мешают человеку делать правильные прогнозы о других, например, ожидания. От того, как мы анализируем окружающие нас вещи, зависит распознавание какой-либо информации. Лучший способ преодолеть такие барьеры — найти положительное решение.
  • Проблемы с обратной связью
    Обратная связь гарантирует, что получатель правильно интерпретировал сообщение от говорящего/отправителя.

Советы по преодолению барьеров общения перечислены ниже:

  • Подходящее время
    Мы всегда должны проверять, подходит ли текущее время для связи или нет. Иногда разговор с грустным или незаинтересованным человеком не будет двусторонним общением. Другой человек может не ответить должным образом.
  • Помните о тоне, языке и высоте звука
    Голос должен быть слышен слушателю. Это не должно вредить чувствам других пользователей.
  • Постарайтесь сделать содержание привлекательным
    Содержание для эффективной коммуникации должно быть ясным и точным. В нем не должно быть чрезмерного количества технических слов, сложных слов, кратких абзацев и т. д. Содержание должно быть привлекательным и приятным.
    Мы также должны проверять грамматику, орфографию и ошибки в нашем контенте. Содержание может быть устным и письменным.
  • Ждите отзывов
    Общение — это двусторонний процесс. Мы должны убедиться, что получатель правильно понял наше сообщение. При общении лицом к лицу выражение лица может легко показать, правильно ли получатель интерпретировал сообщение или нет. Но в других видах коммуникации мы всегда должны искать обратную связь.
  • Сосредоточьтесь на навыках слушания
    Навыки слушания важны как для отправителя, так и для слушателя. Мы всегда должны стараться общаться с позитивным настроем, терпением, ясностью и вниманием. Хорошие навыки слушания также помогают слушателям извлечь максимум информации из содержания или сообщения.
  • Работа над языком тела
    Позы сидя и стоя отображают позитивный настрой и заинтересованность человека в общении. Итак, мы должны сидеть и стоять прямо, без лишних движений рук. Не пытайтесь опускать плечи в перерывах между общением. Язык тела, позы и выражение лица являются неотъемлемой частью процесса общения. Мы должны уметь контролировать язык тела.
  • Поддержание зрительного контакта
    Правильный зрительный контакт свидетельствует об интересе и внимании человека к другим. Это важный навык для эффективного общения.
  • Тренировка навыков устного общения
    Если мы не уверены в себе, выступая публично, мы можем потренироваться заранее. Мы можем брать уроки речи, чтобы улучшить наше устное общение.
  • Не обращайте внимания на отвлекающие факторы
    Общение становится лучше, когда отвлекающих факторов меньше или совсем нет. Мы не должны сосредотачиваться на людях, проходящих поблизости, открывающих и закрывающих дверь, разговорах других людей, мобильных телефонах и т. д. Такие отвлекающие факторы могут повлиять на наше внимание и присутствие во время разговора.
  • Определите и устраните источник шума
    Шум является серьезным препятствием в процессе общения. Нам нужно преодолеть источники, чтобы избежать каких-либо помех. Очень важно определить факторы, вызывающие помехи, и постараться устранить такие источники шума.
  • Не работайте под давлением
    Чрезмерное давление на работе может отрицательно сказаться на нашей производительности. Старайтесь поддерживать нашу работу с самого начала, чтобы мы могли эффективно управлять нашим общением с ней. Это поможет нам легко управлять нашей работой и общением в конце без какого-либо давления.
  • Сосредоточьтесь на нашей слабости
    Эффективное общение означает управление всеми аспектами общения, как формальными, так и неформальными. Мы должны регулярно работать над своими слабостями. Мы также можем запросить предложения, чтобы узнать, какой аспект общения будет лучше.

Следующая темаNSE Sensex

← предыдущая следующий →

Коммуникационные барьеры: эффект и типы

Коммуникационные барьеры: эффект и типы | StudySmarter

Выберите ваш язык

Предлагаемые вам языки:

Немецкий (DE)

Дойч (Великобритания)

Европа

  • английский (DE)
  • английский (Великобритания)

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • Рейтинг +11k

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Коммуникационные барьеры

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Lerne mit deinen Freunden und bleibe auf dem richtigen Kurs mit deinen persönlichen Lernstatistiken

    Jetzt kostenlos anmelden

    Nie wieder prokastinieren mit unseren Lernerinnerungen.

    Jetzt kostenlos anmelden

    Нет ничего важнее в жизни, чем умение эффективно общаться. 1

    — Джеральд Р. Форд, бывший президент США

    Поскольку нам постоянно нужно общаться с другими, чтобы что-то делать, способность эффективно общаться очень важна. Однако на пути к эффективному и правильному общению стоят многие вещи. Это так называемые коммуникативные барьеры.

    Если вы когда-нибудь задумывались, почему вам трудно общаться с другими людьми, эта статья для вас. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о типах барьеров, с которыми вы можете столкнуться, и о том, как их преодолеть.

    Коммуникационные барьеры Определение

    Давайте начнем это объяснение с четкого определения того, что такое коммуникация, типы коммуникации и что такое коммуникационные барьеры.

    Общение — это обмен информацией.

    Это простое определение, но общение — одна из самых важных вещей, которые мы делаем каждый день. Мы используем различные каналы для общения с другими:

    • Устное общение: говорим ли мы с кем-то, произносим речь или даже слушаем радио, мы используем устное общение. Это один из первых каналов, который приходит на ум при обсуждении коммуникации.

    • Письменное общение: когда мы пишем электронное письмо, текст, читаем книгу или пост в социальных сетях, мы используем письменный язык для передачи информации.

    • Невербальное общение: это менее очевидно, но все мы общаемся через язык тела. Мы потеем, когда нам жарко; мы нервно играем ключами от машины, когда торопимся; наши зрачки расширяются, когда мы влюбляемся. Все эти очереди тела выдают информацию и являются своего рода каналом связи.

    • Визуальная коммуникация: некоторые изображения или значки могут дать нам важную информацию. Мы можем понять ограничение скорости, направление к ближайшему туалету и логотип яда на бутылке с моющим средством. Это все примеры общения через визуальный канал. 2

    Ознакомьтесь с нашим объяснением письменного и устного общения для получения дополнительной информации.

    Коммуникация барьеры — это все, что мешает четко отправить или получить сообщение.

    Другими словами, коммуникационными барьерами может быть все, что мешает одному из каналов коммуникации, которые мы видели ранее.

    Коммуникационные барьеры Типы

    Коммуникационные барьеры могут по-разному мешать эффективному общению. Вот некоторые из наиболее распространенных типов коммуникативных барьеров, с которыми вы можете столкнуться:

    • Языковой барьер : один из самых заметных коммуникативных барьеров. Когда у людей нет общего языка, они не могут нормально общаться. Даже если между двумя людьми есть общий язык, иногда разница в понимании языка или даже региональный акцент могут стать препятствием для эффективного общения.

    • Психологические барьеры: у людей могут быть психологические блоки или проблемы, которые могут негативно повлиять на общение.

    • Эмоциональный барьер: человек может испытывать негативные эмоции или сложные отношения с кем-либо, что может негативно сказаться на общении.

    • Физиологические барьеры : когда у людей есть физические особенности, которые затрудняют общение: например, если кто-то не может правильно произносить слова, заикается или страдает заболеванием горла.

    • Физические барьеры: Наиболее заметными коммуникационными барьерами являются, конечно же, физические барьеры. Когда люди физически отделены друг от друга: если они находятся в другой комнате, находятся за много миль или что-то мешает их обзору.

    • Барьеры восприятия: это то, как люди воспринимают мир; речь идет об их собственной предвзятости, которая искажает реальность и то, как они воспринимают общение.

    • Культурные барьеры : люди из разных культур имеют разные взгляды, идеологию и ценности. У них часто меньше общего с кем-то из другой части мира. Эти различия могут повлиять на их общение.

    • Гендерные барьеры : было доказано, что мужчины и женщины склонны общаться по-разному, что влияет на их общение и понимание.

    • Технологические барьеры : хотя с кем-то на другом конце планеты общаться может быть проще, благодаря новым технологиям не всем легко, и люди могут с ними бороться.

    • Межличностные барьеры : связанные с вашими отношениями с человеком, с которым вы общаетесь. Вы не можете разговаривать со своим менеджером, как с лучшим другом или ребенком.

    Коммуникационные барьеры Примеры

    Существуют различные примеры коммуникационных барьеров:

    • Фильтрация: когда кто-то намеренно манипулирует информацией, чтобы получатель поверил во что-то другое.
    • Избирательное восприятие: когда кто-то выбирает только определенные части информации и игнорирует другую информацию.
    • Информационная перегрузка: люди имеют ограниченный объем информации, которую они могут обработать, и когда они получают слишком много, они могут отфильтровать значительную ее часть и, следовательно, забыть некоторые важные элементы.
    • Эмоции: люди могут по-разному воспринимать вещи в зависимости от своих эмоций, таких как гнев, стресс, печаль и т. д. восприниматься как коммуникативный барьер, когда люди намеренно игнорируют или избегают определенной темы.
    • Ложь: еще одним препятствием для эффективного общения является, конечно, когда люди намеренно не говорят правду.

    Давайте представим, что вы начинаете новую работу в компании в качестве рабочего на химическом заводе. Вы тратите целый день на получение информации обо всех аспектах компании, своих задачах и о том, чем занимаются другие люди. На следующий день вы работаете и уже имеете дело с опасными химическими продуктами. Несмотря на то, что накануне вы прошли 2-часовой инструктаж по технике безопасности, вы помните только некоторые процессы и важную информацию, которую вы получили, поскольку вы узнали так много нового одновременно. К сожалению, вы забыли некоторые важные шаги в своей технике безопасности и совершили ужасную ошибку, в результате которой кто-то пострадал.

    Как видите, коммуникационные барьеры могут нанести непоправимый ущерб. В этом случае люди фильтровали часть полученной информации и не запоминали все важные элементы. Поэтому организация должна была провести их обучение в несколько сессий, чтобы убедиться, что люди поняли и запомнили всю необходимую информацию.

    Влияние коммуникационных барьеров

    Непонимание и коммуникативные барьеры могут негативно повлиять на организацию разными способами:

    Первыми, на кого эти барьеры могут повлиять, являются сами сотрудников . Поскольку они недопонимают друг друга, они могут не ладить друг с другом, создавать деструктивную офисную политику и т. д.

    Недопонимание между людьми может напрямую повлиять на производство и обслуживание клиентов.

    Например, если менеджеры плохо знакомят новых сотрудников с методами производства, они могут совершать ошибки. Точно так же, если в производственном процессе есть недопонимание, может быть допущена ошибка, и продукт может выйти из строя.

    Также может возникнуть угроза безопасности сотрудника. Плохое информирование о мерах безопасности может иметь катастрофические последствия, которые могут даже привести к случайным травмам или смерти людей.

    Другими словами, коммуникационные барьеры могут влиять на компанию на всех уровнях и даже могут угрожать миссии и видению компании в долгосрочной перспективе.

    Коммуникационные барьеры процесса

    Существует два способа преодоления коммуникационных барьеров:

    • Конкретный : где вы нацелены на отдельные коммуникационные барьеры и находите подходящее решение для каждого из них.

    • Общий : когда вы поощряете другую культуру организации, которая более терпелива и сосредоточена на этих вопросах.

    В идеале вы должны делать и то, и другое одновременно, чтобы обеспечить наилучший результат.

    Конкретный

    Первый шаг к преодолению коммуникативных барьеров — признать, что в вашей организации существуют коммуникационные барьеры. Вы должны определить конкретный коммуникационный барьер, вызывающий проблемы в вашей организации.

    Как мы видели ранее, существуют различные типы коммуникационных барьеров; поэтому не существует одного решения, которое могло бы решить все проблемы. Вместо этого организация должна внедрять разные решения для каждого типа барьера.

    Например, если между двумя людьми существует языковой барьер, сближение их офисов не будет подходящим решением, поскольку это решение проблемы физического барьера.

    Общий

    Находя решения для коммуникативных барьеров, вы можете внедрить новую корпоративную культуру, которая будет способствовать решению этих проблем. Например, продвижение культуры, в которой все более терпеливы и больше слушают друг друга, поможет устранить коммуникативные барьеры.

    Вы также можете помочь ситуации, проводя занятия и тренинги по эффективному общению и создавая системы и инструменты, помогающие сотрудникам решать эти проблемы.

    Коммуникационные барьеры могут угрожать правильному ходу коммуникации, что может иметь серьезные последствия. Однако, поскольку существуют разные каналы связи и барьеры, не существует одного конкретного решения для правильного решения всех вопросов коммуникации. Вместо этого организации должны внедрять конкретные решения, нацеленные на конкретные проблемы, и общие решения, нацеленные на общий процесс коммуникации, чтобы помочь организации правильно общаться.

    Коммуникационные барьеры – основные выводы


    Ссылки

    1. 35 Цитаты об общении для вдохновляющего командного сотрудничества. 05.05.2022. https://vibe.us/blog/35-quotes-about-communication/
    2. Фрейзер Шерман. Как коммуникационные барьеры могут повлиять на организации? 11.04.2020. https://smallbusiness.chron.com/can-communication-barriers-affect-organizations-14389.html
    3. ТОППР. Барьеры в общении. https://www.toppr.com/guides/business-correspondence-and-reporting/communication/barriers-in-communication/

    Frequently Asked Questions about Communication Barriers

    • Language barrier
    • Psychological barrier
    • Emotional barrier
    • Physiological Barriers
    • Physical barrier
    • Perceptual barrier
    • Cultural барьер
    • Гендерный барьер
    • Технологический барьер
    • Межличностные барьеры

    Коммуникация – это обмен информацией.

    Коммуникация барьеры — это все, что мешает четко отправить или получить сообщение.

    Мы общаемся по разным каналам:

    • Устное общение:  говорим ли мы с кем-то, произносим речь или даже слушаем радио, мы используем устное общение. Это один из первых каналов, который приходит на ум при обсуждении коммуникации.
    • Письменное общение: когда мы пишем электронное письмо, текст, читаем книгу или пост в социальных сетях, мы используем наш письменный язык для передачи информации.
    • Невербальное общение: это менее очевидно, но все мы общаемся с помощью языка тела. Мы потеем, когда нам жарко; нервно играем ключами от машины в спешке; наши зрачки расширяются, когда мы влюбляемся. Все эти очереди тела отдают информацию и, следовательно, являются коммуникационным каналом.
    • Визуальная коммуникация: некоторые изображения или значки могут дать нам важную информацию. Мы можем знать ограничение скорости, направление к ближайшему туалету и логотип яда на бутылке с моющим средством. Все это примеры общения через зрительный канал.
    • Фильтрация: когда кто-то намеренно манипулирует информацией, чтобы получатель поверил во что-то другое.
    • Избирательное восприятие: когда кто-то выбирает только некоторые фрагменты информации и игнорирует другую информацию.
    • Информационная перегрузка: человек имеют ограниченный объем информации, которую они могут обработать, а когда они получают слишком много, могут ее фильтровать.
    • Эмоции: люди могут по-разному воспринимать вещи в зависимости от своих эмоций, таких как гнев, стресс, печаль и т.д.
    • Молчание: хотя это можно рассматривать как отсутствие общения. В некоторых случаях это также может восприниматься как коммуникативный барьер, когда люди намеренно игнорируют или избегают определенной темы.
    • Ложь: еще одним препятствием для эффективного общения является, конечно же, когда люди намеренно не говорят правду.

    Преодолеть коммуникативные барьеры можно двумя способами. В идеале, вы должны сделать и то, и другое одновременно, чтобы обеспечить наилучший результат:

    Конкретный : когда вы нацелены на отдельные коммуникационные барьеры и находите подходящее решение для каждого из них.

    Общий : когда вы поощряете другую культуру организации, которая более терпелива и сосредоточена на этих вопросах.

    Недопонимание и коммуникационные барьеры могут негативно повлиять на организацию на любом уровне: это может повлиять на отношения между сотрудниками, недопонимание может снизить качество продукта и даже может поставить под угрозу безопасность сотрудников. Другими словами, коммуникационные барьеры могут влиять на компанию на всех уровнях и даже могут угрожать миссии и видению компании в долгосрочной перспективе.

    Финальный опрос о барьерах в общении

    Вопрос

    Что такое общение?

    Показать ответ

    Ответ

    Коммуникация – это обмен информацией.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какие существуют каналы связи?

    Показать ответ

    Ответ

    • Устное общение
    • Письменное общение
    • Невербальное общение
    • Визуальное общение
    • 94
      4
      4 Показать вопрос

      Вопрос

      Является ли невербальная коммуникация каналом коммуникации

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое невербальное общение?

      Показать ответ

      Ответ

      Все мы общаемся посредством языка тела. Например, мы потеем, когда нам жарко; нервно играем ключами от машины в спешке; наши зрачки расширяются, когда мы влюбляемся. Все эти очереди тела отдают информацию и являются каналом связи.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое коммуникативный барьер?

      Показать ответ

      Ответ

      Коммуникационные барьеры — это все, что мешает четкой связи между отправкой и получением сообщения.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы различные барьеры для общения?

      Показать ответ

      Ответить

      • Языковой барьер
      • Psychological barrier
      • Emotional barrier
      • Physiological Barriers
      • Physical barrier
      • Perceptual barrier
      • Cultural barrier
      • Gender barrier
      • Technological barrier
      • Interpersonal барьеры

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое физический барьер для общения?

      Показать ответ

      Ответ

      Когда люди физически отделены друг от друга: если они находятся в другой комнате, находятся за много миль или что-то мешает их обзору.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое физиологические барьеры?

      Показать ответ

      Ответ

      Когда у людей есть физические особенности, это усложняет общение: если кто-то не может правильно артикулировать, заикается или даже имеет заболевание горла.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Является ли ложь препятствием для общения?

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Вопрос

      Как молчание может быть препятствием для общения?

      Показать ответ

      Ответ

      Хотя это может расцениваться как отсутствие связи. В некоторых случаях это также может восприниматься как коммуникативный барьер, когда люди намеренно игнорируют или избегают определенной темы.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Коммуникационные барьеры могут иметь лишь ограниченные последствия для компании?

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Вопрос

      Как преодолеть коммуникативные барьеры?

      Показать ответ

      Ответ

      Преодолеть коммуникативные барьеры можно двумя способами. В идеале, вы должны сделать и то, и другое одновременно, чтобы обеспечить наилучший результат:

      • Конкретный: когда вы нацелены на отдельные коммуникационные барьеры и находите подходящее решение для каждого из них.
      • Общие: когда вы поощряете культуру другой организации, которая более терпелива и сосредоточена на этих вопросах.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое эмоциональный барьер?

      Показать ответ

      Ответ

      Люди могут испытывать негативные эмоции или сложные отношения с кем-либо, что может негативно сказаться на общении.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Как коммуникативные барьеры могут повлиять на рабочее место?

      Показать ответ

      Ответ

      Недопонимание и коммуникационные барьеры могут негативно повлиять на организацию на любом уровне: это может повлиять на отношения между сотрудниками, недопонимание может снизить качество продукта и даже может поставить под угрозу безопасность сотрудников. Другими словами, коммуникационные барьеры могут влиять на компанию на всех уровнях и даже могут угрожать миссии и видению компании в долгосрочной перспективе.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое избирательное восприятие?

      Показать ответ

      Ответ

      Когда кто-то выбирает только некоторые части информации и игнорирует другую информацию.

      Показать вопрос

      Подробнее о коммуникативных барьерах

      Откройте для себя подходящий контент для ваших тем

      Не нужно жульничать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

      Учебный план

      Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

      Тесты

      Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

      Карточки

      Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

      Заметки

      Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

      Учебные наборы

      Все учебные материалы в одном месте.

      Документы

      Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

      Study Analytics

      Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

      Еженедельные цели

      Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

      Умные напоминания

      Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

      Награды

      Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

      Волшебный маркер

      Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

      Интеллектуальное форматирование

      Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *