Основные компоненты общения
Мотивационный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент _ |
Потребности и мотивы, лежащие в основе общения: прямые личные и деловые мотивы — потребность быть вместе, интерес к совместному делу, т.е. важен сам партнер по общению; опосредованные мотивы— важен не партнер, а статус, связи с другими людьми, т.е. мотивом является не общение как таковое, а получение выгоды из контакта | Мотивы общающихся могут совпадать или не совпадать. Знания о закономерностях общения: способность налаживания контакта, определение барьеров общения, предупреждение и разрешение конфликтов. | Способность адекватно выстраивать свое поведение в различных ситуациях, чтобы удовлетворять потребность, побудившую к контакту. Владение способами установления контакта, продуктивного взаимодействия, умение понять другого человека |
Все три компонента, составляющих структуру общения, тесно связаны между собой. С одной стороны, поведение при общении во многом
определяется мотивами вступления в ситуацию взаимодействия и знаниями специфики коммуникаций. Эмоциональное переживание и рефлексия собственного поведения в ситуации общения в свою очередь влияют на расширение знаний о взаимодействиях с окружающими, осознание своих мотивов и специфических индивидуальных стратегий общения.
В общем виде структура процесса общения может быть представлено следующим образом:
потребность в общении;
ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
ориентировка в личности собеседника;
планирование (чаще бессознательное) темы, стиля общения, речевых фраз;
реализация общения;
восприятие и оценка ответной реакции собеседника;
коррекция направления, стиля общения.
Перцептивная сторона общения
Основные механизмы познания другого:
— идентификация;
рефлексия.
Определение идентификации в социальной психологии и психологии личности совпадают. Идентификация — отождествление с воспринимаемым субъектом, и на этой основе делается вывод о его особенностях и предполагаемом поведении. Распространение на другого собственных схем поведения часто считается причиной ошибок в прогнозе поведения этого другого.
Определения понятия рефлексии различаются. В общей психологии и психологии личности рефлексия — способность к самонаблюдению, самопознанию. В социальной психологии рефлексия — осознание человеком того, как его воспринимают окружающие. Такой отраженны образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я — Концепции и самооценки, всегда присутствует в структуре личности и при общении играет доминирующую роль, а степень его совпадении (несовпадения) с действительным образом субъекта во многом определяет успех межличностного взаимодействия. Для оптимизации такого взаимодействия можно использовать получившие в последнее врем ; широкое распространение в практике образования тренинги общение которые позволяют исследовать собственные поведенческие стратегии, расширить их диапазон, а также научиться лучше понимать партнера по общению, различать представления свои и другого о себе и другом.
Однако такие тренинги в большей степени влияют на когнитивные, и поведенческие, а не на мотивационные компоненты общения. Преодоление же мотивационных проблем, которые часто лежат в основе затрудненного общения, скорее возможно благодаря индивидуальным формам психологического консультирования и психологической терапии.
Главным содержанием перцептивной стороны общения являете система интерпретаций поведения другого и причин его поступков, которая позволяет предвидеть дальнейшие действия другого и помогав выстраивать и корректировать собственное поведение. В условиях недостаточности данных о внутренних мотивах поведения другого человек склонен приписывать ему свои значения и смыслы, объяснять, интерпретировать причины его поступков и высказываний, исходя либо из анализа похожих случаев (по отношению к этому человеку или других, в чем-то похожих на него), либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях. Такой процесс получил название атрибуции (или каузальной атрибуции).
В основе атрибуции лежит собственный реальный опыт общения с людьми, экстраполяция выводов взаимодействия с конкретным человеком или группой на более широкие социальные группы (например травматический опыт общения с партнером в семейных отношениях может породить у женщины установку типа «мужчинам доверять нельзя», что, безусловно, в дальнейшем будет влиять на восприятие и интерпретацию ею поступков окружающих мужчин). Такие установки и степень их экстраполяции во многом определяются силой, глубиной и продолжительностью эмоционального переживания в межличностных взаимодействиях.
Другая основа каузальной атрибуции — интроекты, те социокультурные послания, которые не были лично пережиты человеком, но так же выступают в качестве регуляторов его поведения. Интроецируются послания значимых, авторитетных людей (в первую очередь, родителей).
На восприятие окружающих оказывают влияние такие социально-психологические эффекты, как эффект первого впечатления, ореола, бумеранга и др.
В педагогической практике эти эффекты могут наблюдаться в отношениях педагога с учащимися и негативно влиять на усвоение ими учебного материала. Например, эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать педагогам, преподавателям вузов, так как они, в силу специфики своей профессиональной деятельности должны оценивать уровень обученности студентов, ригидная оценка может явиться психотравмирующим фактором.
Реализуя свои установки но отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, преподаватель влияет на них, во многом определяет успешность освоения ими учебной дисциплины. Специальные исследования показывают, что «плохие» студенты в 4 раза реже обращаются к преподавателю, чем «хорошие», остро чувствуют и болезненно переживают необъективность педагога, что не может не влиять па качество овладения предметом. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от преподавателя определенного труда, в первую очередь, постоянного рефлексивного анализа своей деятельности.Часто оценка другого человека происходит по контрасту, т.е. оценивая отрицательно «плохого» человека, субъект но контрасту высоко оценивает себя и свои возможности. В ситуации высокой оценки «хорошего» или «успешного» партнера, люди склонны недооценивать себя.
Важным моментом при атрибуции является и позиция субъекта, так как люди, принимающие непосредственное участие в какой-либо деятельности, ее неуспех связывают с внешними причинами, успех же — с собственными действиями и действиями своих партнеров.
Во многих исследованиях также отмечается, что характер атрибуции зависит от специфики восприятия. Некоторые люди ориентируются главным образом на физические характеристики партнера, ситуацию, черты лица, одежду, походку и т.д.), другие — на психологические (интеллект, коммуникабельность, эмоциональность и т.д.).
На управление процессом межличностного общения оказывает влияние возможность формирования у партнера аттракции (появле- ния привлекательности; тяготение). К основным условиям возникно- вения эмоционально насыщенной социальной установки (аттитюда) относят: -. » —
роль сходства партнеров но общению. Как наиболее привлекательные нами воспринимаются люди со сходными основными чертами(интеллект, чувство юмора, эмоциональность и др.). При этом некоторое несовпадение в инструментальных или второстепенных чертах усиливает привлекательность;
влияние таких характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.
влияние условий взаимодействия — особенности распределения функций в совместной деятельности, «помогающее поведение»и пр.
Коммуникативная сторона общения
Специфика психологического аспекта в отличие, например, от кибернетического в изучении коммуникаций заключается в рассмотрении того, что в процессе общения происходит не просто «движение» информации, по ее развитие, уточнение и обогащение. Важную роль здесь играет ориентация партнеров друг па друга, их стремление к взаимовлиянию. Поэтому коммуникатору (тому, кто сообщает информацию) необходимо соотносить содержание своего обращения с установками, ценностями, мотивами, личностными особенностями реципиентов (воспринимающих). Кроме того, на содержание обращения влияют те задачи, которые стремится решить коммуникатор в общении с другим(и). В зависимости от этих задач различают следующие виды сообщений .
В процессе общения и коммуникатор, и реципиент используют различные средства. Условно они могут быть поделены на две большие группы: вербальные и невербальные.
Первая группа представлена речевыми средствами, вторая — неречевымисистемами.
Оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика)
Экстралингвистическая система (темп речи, включение в речь пауз, плача, смеха).
2.2 Компоненты общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами32.
Общение триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию33.
Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов. В социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления.
Социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Под влиянием жесткой установки на восприятие человека иногда формируется так называемый эффект ореола, когда существовавший ранее образ мешает увидеть истинные черты личности.
Обычно в первый день общения влияние социальных установок очень сильно; участники процесса общения находятся в привычной оболочке своих социальных и профессиональных ролей, которая мешает проявлению личностных моментов и может искажать представление друг о друге.
Постепенно коммуникативные барьеры снимаются, и по мере знакомства друг с другом и с правилами общения складываются доверительные и открытые отношения, когда каждый может высказать то, что он думает, и чувствует.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные34.
Интерактивный компонент общения – это, прежде всего, особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Если говорить об интервью, то здесь ведущую роль играет личностная позиция интервьюера35.
Все три компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Итак, что мы делаем в процессе общения? Еще до того, как произнести первые слова приветствия, собеседники воспринимают друг друга зрительно. Часто не отдавая себе отчета, мы бегло оцениваем своего собеседника по его внешнему виду, типу лица, одежде, манере держаться – многим неуловимым чертам поведения. Точно также собеседник оценивает вас. Таким образом, еще не успев начать общение с помощью слов, мы уже начали его с помощью того самого перцептивного, т.е. чувственного компонента, о котором говорили выше.
Когда мы говорим об этой стороне общения, мы имеем ввиду общение, как восприятие людьми друг друга, межличностное восприятие. Восприятие человека человеком относиться к области социальной перцепции – это процесс восприятия «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Восемь основных компонентов коммуникации – общение для бизнес-профессионалов
Глава 1: Профессиональное деловое общение
Процесс коммуникации можно разбить на восемь основных компонентов, каждый из которых выполняет неотъемлемую функцию в общем процессе:
1. Источник
2. Сообщение
3. Канал
4. Получатель
5. Обратная связь
6. Среда
7. Контекст
8. Помехи
Источник
Источник выдумывает, создает и отправляет сообщение. Источник кодирует сообщение, выбирая правильный порядок или лучшие слова для передачи предполагаемого значения, и представляет или отправляет информацию аудитории (получателю). Наблюдая за реакцией аудитории, источник понимает, насколько хорошо они восприняли сообщение, и отвечает разъяснением или дополнительной информацией.
Сообщение
«Сообщение — это стимул или значение, создаваемое источником для получателя или аудитории» (McLean, 2005). Сообщение объединяет слова для передачи смысла, но также и о том, как оно передается — с помощью невербальных сигналов, организации, грамматики, стиля и других элементов.
Канал
«Канал — это способ, по которому сообщение или сообщения перемещаются между источником и получателем». (Маклин, 2005). Разговорные каналы включают личные разговоры, речи, телефонные разговоры и сообщения голосовой почты, радио, системы громкой связи и Skype. К письменным каналам относятся письма, меморандумы, заказы на покупку, счета-фактуры, газетные и журнальные статьи, блоги, электронная почта, текстовые сообщения, твиты и так далее.
Приемник
«Получатель получает сообщение от источника, анализируя и интерпретируя сообщение способами, как преднамеренными, так и непреднамеренными источником» (McLean, 2005).
Обратная связь
Когда вы намеренно или ненамеренно отвечаете источнику, вы даете обратную связь. Обратная связь состоит из сообщений, которые получатель отправляет обратно источнику. Вербальные или невербальные, все эти сигналы обратной связи позволяют источнику увидеть, насколько хорошо, насколько точно (или насколько плохо и неточно) было получено сообщение (Leavitt & Mueller, 19).51).
Окружающая среда
«Окружающая среда — это атмосфера, физическая и психологическая, в которой вы отправляете и получаете сообщения» (McLean, 2005). Окружение, люди, животные, технологии — все может влиять на ваше общение.
Контекст
«Контекст коммуникативного взаимодействия включает обстановку, сцену и ожидания вовлеченных лиц» (McLean, 2005). Контекст профессионального общения может включать деловые костюмы (средовые сигналы), которые прямо или косвенно влияют на ожидания в отношении языка и поведения участников.
Помехи
Помехи, также называемые шумом, могут исходить из любого источника. «Вмешательство — это все, что блокирует или изменяет предполагаемый источник сообщения» (McLean, 2005). Это может быть внешним или внутренним/психологическим. Шум мешает нормальному кодированию и декодированию сообщения, передаваемого по каналу между источником и получателем.
Компоненты процесса коммуникации
- Дом
- Библиотека
- Организационное поведение
- Деловое общение
- Компоненты коммуникационного процесса
Общение — это процесс обмена вербальными и невербальными сообщениями. Это непрерывный процесс. Предпосылкой общения является сообщение. Это сообщение должно быть передано получателю через какой-либо носитель. Важно, чтобы это сообщение было понято получателем в тех же терминах, что и отправитель. Он должен ответить в установленные сроки. Таким образом, коммуникация является двусторонним процессом и будет неполной без обратной связи от получателя к отправителю о том, насколько хорошо им понято сообщение. |
Основными компонентами процесса коммуникации являются следующие:
- Контекст — На общение влияет контекст, в котором оно происходит. Этот контекст может быть физическим, социальным, хронологическим или культурным. Каждое общение происходит с контекстом. Отправитель выбирает сообщение для передачи в контексте.
- Отправитель/Кодировщик — Отправитель/Кодировщик — лицо, отправляющее сообщение. Отправитель использует символы (слова, графические или визуальные средства) для передачи сообщения и получения требуемого ответа. Например — менеджер по обучению, проводящий обучение новой партии сотрудников. Отправителем может быть физическое лицо, группа или организация. Взгляды, предыстория, подход, навыки, компетенции и знания отправителя оказывают большое влияние на сообщение. Выбранные вербальные и невербальные символы необходимы для установления интерпретации сообщения получателем в тех же терминах, что и намерение отправителя.
- Сообщение — Сообщение — ключевая идея, которую отправитель хочет сообщить. Это знак, который вызывает реакцию получателя. Коммуникативный процесс начинается с принятия решения о сообщении, которое необходимо передать. Необходимо убедиться, что основная цель сообщения ясна.
- Среда — Среда — это средство, используемое для обмена/передачи сообщения. Отправитель должен выбрать подходящий носитель для передачи сообщения, иначе сообщение может не быть передано желаемым получателям. Выбор подходящего средства коммуникации имеет важное значение для того, чтобы сообщение было эффективным и правильно истолкованным получателем. Этот выбор средства связи варьируется в зависимости от особенностей связи. Например, письменный носитель выбирается, когда сообщение должно быть передано небольшой группе людей, тогда как устный носитель выбирается, когда от получателя требуется спонтанная обратная связь, поскольку недопонимание устраняется тут же.
- Получатель/Расшифровщик — Получатель/Расшифровщик — лицо, для которого предназначено/нацелено/нацелено сообщение. Степень, в которой декодер понимает сообщение, зависит от различных факторов, таких как знание получателя, его реакция на сообщение и зависимость кодировщика от декодера.
- Обратная связь — Обратная связь является основным компонентом процесса коммуникации, так как позволяет отправителю проанализировать эффективность сообщения. Это помогает отправителю подтвердить правильную интерпретацию сообщения декодером. Обратная связь может быть вербальной (через слова) или невербальной (в виде улыбок, вздохов и т. д.). Оно может принимать письменную форму также в виде заметок, отчетов и т.