Транзактный анализ Берна и терапия, сфокусированная на переносе: техники и теория
«Ко мне обратился клиент 35 лет, он испытывал серьезные сложности в общении, терял друзей, не мог наладить личную жизнь. В начале работы мы выяснили, что с детства он считал себя лучше окружающих, стремился к превосходству. Золотая медаль в школе, красный диплом. Как мы знаем, высоких стандартов сложно придерживаться непрерывно, не всегда получается достигать исключительных высот. Из-за желания быть лучшим везде и во всем, а также из-за того, что это не всегда удавалось, он испытывал перенапряжение, которое заканчивалось депрессивными эпизодами. Кроме того, ему было сложно выстраивать близкие отношения. Он постоянно ссорился с друзьями, и в итоге остался практически один. Все это происходило из-за того, что он не мог принять и понять, что люди имеют право на мнение, отличное от его собственного. При этом свои суждения, представления о жизни и желания он ставил чрезвычайно высоко, зачастую выражал в ультимативной форме.
С самого начала работы у клиента проявились нарциссические черты, которые не указывали на нарциссическое личностное расстройство, но все-таки имели отношение к пограничной организации личности. Мы начали курс СПП/TFP. На одном из первых сеансов произошел поворотный момент, который оказал влияние на всю дальнейшую работу.
Когда мы обсуждали два характерных состояния клиента — бодрое и депрессивное — клиент прокомментировал, что в приподнятом настроении он чувствует себя продуктивным и успешным, приносящим пользу. В фазе спада же он неделями не хотел выходить из дома, следить за собой, ел все, что попало, в общем, «жил неполезно». Я предположила, что во втором состоянии он не испытывал удовольствия. На мое предположение клиент возразил очень бурно, ультимативно, заявив, что в этом тоже есть удовольствие. Всем телом и голосом он показывал свое возмущение. Так впервые возникла реакция переноса.
В контрпереносе на аффект клиента я почувствовала неловкость, ощущение неопределенности, неуверенности. В тот момент я замолчала и старалась понять, а что за чувства испытываю я. Осознав свой контрперенос, я предложила ему обсудить произошедшее в моменте. Мне было важно узнать, когда еще человек испытывал подобные аффективные состояния, в каких ситуациях это происходило. Клиент вспомнил, что такая сильная реакция была характерна для его общения с отцом, когда тот высказывал свою точку зрения, с которой он был не согласен. Таким образом, мы «поймали» и проанализировали эту ситуацию переноса, смогли продолжить диалог и обсудить, что только что произошло, подумали, как еще можно выражать свое несогласие с позицией оппонента, даже если она кажется в корне неверной.
С помощью курса СПП/TFP, который длился около года, клиент научился в значительной мере контролировать проявления эмоций, которые раньше были ему неподвластны, вызывали сильные переживания и порой разрушали отношения. Сейчас он по-новому смотрит на себя и свои отношения с близкими и друзьями, и самое главное, старается осознанно принимать право другого человека на иную позицию, отличающуюся от его собственной».
Элла Соловьева, клинический психолог, специализация по методу СПП/TFP:
Трансактный анализ Берна — теория, методы, игры, примеры
Трансактный анализ – это целесообразная психологическая модель, предназначающаяся для отображения и анализа поведенческого функционирования человека, проявляющаяся индивидуально и в группе. Такая модель охватывает философию, концепцию и способы, способствующие пониманию людьми самих себя, личных особенностей взаимодействия с окружением. Психоанализ стал стержневой исходной точкой для формирования данной концепции. Автором концепции считается Э. Берн. При этом трансактный анализ в качестве психологической модели, приобрел существенно более масштабный характер. Специфичность его состоит в простом изложении доступным языком. Его фундаментальные принципы абсолютно элементарны и общедоступны.
Базисом данной концепции является постулат, утверждающий, что индивидуум, пребывая в определенных условиях, может совершать поступки, опираясь исключительно на одну из трех я-позиций, имеющих четкие отличия.
Трансактный анализ Эрика Берна считается рациональным методом понимания поведенческих реакций, базирующийся на умозаключении, что каждый индивидуум может обучиться мыслить за себя, доверять себе, открыто выказывать собственные чувства, принимать независимые решения, выстраивать близкие контакты.
Трансактный анализ Берна
Теория трансактного анализа Берна одновременно являет собой анализ и психокоррекционное воздействие. Каждый индивид при рождении имеет способность развивать собственные возможности во благо социума и своей персоны, продуктивно и творчески трудиться и радоваться жизни. Само словосочетание «трансактный анализ» в дословном переводе означает анализ взаимодействия.
Трансактный анализ Эрика Берна основывается на умениях субъектов понимать собственные поведенческие реакции, отделять неадекватные его паттерны от собственной личности. Так как индивидуум обладает правом выбора, он имеет возможность стать самостоятельным, свободным от собственного прошлого, внушенных стереотипов поведения, тем самым изменяя установленный «жизненный сценарий» (судьбу). Отличие описываемой концепции от прочих заключается в отсутствии фиксации внимания на отдельных поведенческих реакциях, а обращается к более значимым и продолжительным формам и следствиям поведения.
Трансактный анализ общения направлен на установление более открытых и истинных взаимодействий между субъектами и между внутренними структурами личности. Трансакция — это единица коммуникативного взаимодействия, которая может являться стимулом или реакцией, то есть направлена на человека либо исходит от него. Анализ процесса общения, представленного в виде последовательности трансакций, выявляет причины проблем и нарушений в людских взаимодействиях.
По Берну человеческая личность характеризуется наличием трех составных частей – эго-состояний или этажей (ярусов). С целью упрощения понимания он назвал эти состояния (ярусы): родитель, взрослый и ребенок. Каждый индивидуум имел родителей либо людей, выполняющих их роль, поэтому все, что дите скопировало и сберегло в себе продолжает существовать в его психике всю жизнь, постепенно несколько трансформируясь и модернизируясь. Это и будет являться эго-состоянием «родитель». Проще говоря, в каждой личности живут родители, воспитывавшие их в детстве, и продолжающие по сей день заниматься их воспитанием, что проявляется в моральных установках и нравственных ориентирах, пристрастности и сегодняшнего поведения. Родитель в субъекте отвечает за его совесть и занимает верхний ярус личности, являясь самым хрупким звеном. Например, в процессе алкогольного опьянения, первым отключается «родитель», что может проявляться в бессовестности, безнравственности, нередко, аморальности поведения.
Эго-состояние «взрослый» ответственно за анализ реальности и проведение оценки возможностей. Данное состояние является структурой личности, адекватно реагирующей на происходящие события конкретно «здесь и сейчас». Эго-состояние «взрослый» воспринимает и преобразует информацию, получаемую в настоящем, словно компьютер. Кроме того, это эго-состояние также является и посредником во внутренних взаимоотношениях родителя и ребенка.
Каждый субъект когда-то был малышом, поэтому отголоски из детства обнаруживаются во взрослом существовании индивида в качестве эго-состояния «ребенок». Данное состояние характеризуется нахождением под сдерживающим, дозволяющим и провоцирующим воздействием «родителя». Это проявляется в воспроизведении немного измененных детских поведенческих реакций, таких как чувство вины, стыд, необоснованный страх, чрезмерная тревожность, обида, ожидание чуда, фантазии, протесты, ребячество, беззаботность, веселье, смех.
Эго-состояние «ребенок» ответственно за восприимчивость, эмоциональность, интуицию, творческое самовыражение и неадекватное поведение. То есть в каждой личности существует маленькая девочка или мальчик.
Трансактный анализ общения характеризует психически здорового и успешного субъекта как автономную, слаженную и бесконфликтную работу всех трех состояний. Общие поведенческие реакции находятся под контролем эго-состояния «взрослый».
При внутриличностных конфликтах, в ситуациях когда «взрослый» утрачивает власть, вследствие чего не может регулировать взаимоотношения «родителя» и «дитя», наступают различные тупиковые ситуации, которые приводят к проблемам психологической направленности, например, плохое настроение, конфликты, депрессии, неврозам и т. п.
Каждое состояние эго является жизненно важным, поскольку осуществляет определенные функции. Отсюда, все нарушения коммуникативного взаимодействия связаны с подавлением одного состояния или с его обнаружением в ситуациях, которыми это состояние не должно управлять.
Психотерапия трансактный анализ по Берну, должен «оживлять» подавленное эго-состояние либо обучать актуализации в случаях, когда это нужно для гармоничного взаимодействия. С позиции данной концепции, для оптимального личностного функционирования необходимо гармоничное сосуществование в индивиде всех трех состояний Я. Задачей структурного анализа является выявление взаимоотношения между состояниями личности, помощь в осознании и исправлении внутриличностных проблем с целью приспособления и исключения патологии.
Детально разработанная теория трансактного анализа Берна предлагает еще ряд определений, необходимых для понимания происходящего во время коммуникативного взаимодействия между людьми, а именно игра, поглаживания, вымогательство, ранние решения и запреты, жизненный сценарий.
Фиксированный и бессознательный поведенческий паттерн, в котором индивид стремится избегнуть полноценного контакта (близости) посредством манипулятивного поведения называется игрой. Например, фразы по типу: «смотри, что ты со мной сделала», «если бы не ты».
Игры трансактного анализа являют собой вытекающие одна из одной серии добавочных скрытых трансакций с отчетливым конкретным и предсказуемым итогом, который необходим одному из игроков.
Поглаживаниями называются трансакции, отвечающие за индуцирование положительных чувств или негативных эмоций. Отсюда, поглаживания бывают позитивными, пример, «ты мне симпатичен», негативными, пример, «вы мне неприятны», условными, пример, «вы бы мне были более симпатичны, если бы..» и безусловными – «я тебя принимаю именно таким, каким ты есть».
Вымогательством является способ поведенческого реагирования, при помощи которого индивиды осуществляют привычные установки, порождая у себя негативные эмоции, вынуждая других успокаивать их. Вымогательство обычно получает инициатор игры (то есть манипулятор) в ее конце.
Ранние решения и запреты являются одними из главных терминов трансактного анализа, которые означают информацию, передающуюся от родителей к ребенку на этапе детства, из состояния «ребенок» вследствие переживаний, тревог и забот родителей. Такие запреты можно сопоставить с неизменными моделями поведения. Ответной реакцией на эту информацию являет принятие ребенком «ранних решений». Другими словами, у ребенка вырабатываются формулы поведения, которые вытекают из «запретов».
Жизненный сценарий является аналогией «стилю жизни» Адлера. Он охватывает запреты (родительские посылания), ранние решения (ответная реакция на запрет), игры, воплощающие ранние решения, вымогательства, служащие оправданием ранние решения, ожидания и гипотезы об окончании «жизненной пьесы».
Игры трансактного анализа – это комплекс трансакций, характеризуемых скрытой мотивацией, цепь ходов, которые содержат в себе западню либо подвох. Выигрышем является конкретный эмоциональный настрой, к которому игрок испытывает бессознательное стремление
Трансактный анализ взаимодействия ставит целью помочь индивиду осознать собственные игры, сценарий жизни, я-состояния и принять при необходимости свежие решения, относящиеся к поведенческому реагированию и построению дальнейшей жизни. Суть психокоррекционной работы заключается в освобождении личности от реализации навязанных поведенческих программ и помощи ему в обретении независимости, спонтанности, способности к полноценным контактам (близкие отношения).
Психотерапия трансактный анализ, главным образом, перенята из гештальт-терапии. Структурный анализ я-позиции предполагает показ и взаимодействие посредством техник, основанных на ролевых играх, с сопровождающими обеспечениями фактического и гипотетического характера трансакций. Выделяются, преимущественно, две основные проблемы, а именно контаминации, заключающиеся в смешивании двух разных эго-позиции, и исключения, заключающиеся в жестком ограничении эго-состояний друг от друга.
Методы трансактного анализа применяются с целью решения различных коммуникативных проблем, при нарушении нормального взаимодействия внутри себя и между людьми. Данный метод рассматривает четыре потенциальные позиции жизни, которые определяют отношение к окружению и собственной личности:
— ты хороший – я хороший либо вы в порядке – я в порядке;
— ты плохой – я хороший либо вы не в порядке – я в порядке;
— ты хороший – я плохой либо вы в порядке – я не в порядке;
— ты плохой – я плохой.
Первая позиция считается основным жизненным постулатом и представляет собой те установки, которые делают индивида удовлетворенным жизнью. Если бы все субъекты придерживались данной позиции, то в трансактном анализе не было бы необходимости. Внешние обстоятельства вынуждают индивидов выбирать иные установки, в результате которых появились три другие позиции.
Второй позицией руководствуются люди, предрасположенные к асоциальному поведению, манипулированию окружением. Такие люди убеждены, что обоюдовыгодное сотрудничество между субъектами невозможно, они считают для себя невозможным что-то открыто попросить у социума, а потому для получения желаемого они стараются обязательно обмануть другого индивида.
Третьей позиции придерживаются субъекты, считающие себя недостойными. То есть они убеждены, что недостойны высокого заработка, счастливой жизни, лучшего партнера. Таких индивидов постоянно мучает собственная неполноценность и чувство вины. Они существуют, будто по какому-то фатальному сценарию. Ежедневно эти субъекты уступают собственные жизненные позиции окружающим индивидам, нивелируя при этом свои интересы.
Четвертая позиция принадлежит лицам, неудовлетворенным собственным бытием, а следовательно и глубоко несчастным. Нередко эта позиция приводит индивидов к суицидальным попыткам. Берн полагал, что все ресурсы для превращения в счастливую личность, есть в наличии у каждого индивида.
Трансактный анализ взаимодействия позволяет субъектам взглянуть на собственную персону, словно со стороны, и отыскать в себе ресурсы, необходимые для свершения перемен.
Кроме того, с успехом применяется трансактный анализ конфликта для прогнозирования и предупреждения возникновения конфронтаций в межличностных контактах. Для разрешения конфликтной ситуации, в первый черед, необходимо суметь остаться в позиции взрослого. А затем, следует постараться вывести своего оппонента на взрослую позицию. С этой целью рекомендуется вначале дать согласие, а потом задать вопрос.
Методы трансактного анализа, сформированные Берном, имеют несколько стадий: теория эго-состояний или структурный анализ, трансактный анализ коммуникативного взаимодействия и деятельности (базирующийся на определении «трансакция» как взаимодействии я-позиций двух индивидов, вступивших), анализ игр и жизненного сценария (скриптоанализ).
Сегодня довольно востребован трансактный анализ обучение которому позволяет выйти на качественно новый уровень профессионализма. Данный метод предоставляет возможность личностного роста и профессионального развития в широком круге профессий, имеющих связь с интенсивными межличностными контактами.
Теория трансактного анализа
Выделение эго-позиций в теории трансактного анализа базируется на трех аксиоматических постулатах:
— каждый ныне взрослый ранее был ребенком, который в каждой личности представлен я-состоянием «ребенок»;
— каждый субъект с нормально сформированными мозговыми структурами к адекватному оцениванию реальности потенциально способен (умения систематизировать извне приходящие данные и принимать рациональные решения относятся к я-состоянию «взрослый»;
— каждый индивид имел или имеет и сегодня родителей либо заменивших их лиц (родительское начало есть в каждой личности, которое принимает вид я-состояния «родитель»).
У Берна «взрослый» является как бы арбитром между я-состояниями «ребенок и родитель». Взрослый решает, подвергая анализу информацию, какие поведенческие реакции максимально соответствую конкретным обстоятельствам, от каких паттернов следует отказаться, а какие, наоборот, нужно включить.
Одно я-состояние бывает «загрязнено» другим я-состоянием.
Трансактный анализ примеры, индивид путает родительские правила для я-состояния взрослой «здесь-и-сейчас реальности (таким образом, взрослое «Я» стало загрязнено эго-состоянием «родитель»), когда верования берутся в качестве фактов (то есть взрослое эго загрязняется эго-состоянием «ребенок»).
Посредством наблюдения за вербальными и несловесными составляющими поведения можно диагностировать эго-позиции в личности. Трансакциями называются словесные и невербальные взаимодействия, происходящие между людьми. То есть трансакцией является обмен воздействиями между я-состояниями беседующих субъектов. Такие воздействия бывают безусловными и условными, отрицательными и положительными. Кроме того, трансакции бывают параллельными, скрытыми и пересекающимися.
Параллельными называются трансакции, при которых посыл, идущий от одного индивида, непосредственно дополняется ответной реакцией другого (вопрос – ответ). Подобные взаимодействия не могут производить конфликты и способны длиться неограниченное время (первый закон общения).
Пересекающиеся трансакции характеризуются способностью продуцировать конфликты. В таких случаях на посыл дается неожиданная ответная реакция, то есть активизируется не то эго-состояние. Например, муж на вопрос «где мои ключи», получает от жены ответ «возьми там, куда положил». Иными словами, на посыл, исходящий от взрослого, дается ответная реакция родителя. Подобные перекрестные трансакции могут начинаться взаимными укорами, колкими репликами, а заканчиваются ссорой.
Целью трансактного анализа является выяснение, какое именно эго-состояние направило коммуникативный посыл и какое эго-состояние получило этот посыл.
Трансактный анализ конфликта заключается в преобразовании рядовых трансакций в незаурядные, совпадающие с конкретной ситуацией. Другими словами, когда ситуация нуждается в совместной работе труда, то два ребенка не в состоянии договориться, а следовательно, и продуктивно взаимодействовать. Для таких ситуаций необходимо я-состояние «взрослый». Трансакции являются параллельными незаурядными, то есть параллельными, когда векторы посыла и ответной реакции совпадают, и пересекающимися, то есть рядовыми, когда эти векторы пересекаются, вследствие чего наступает конфронтация (второй закон общения).
Скрытые трансакции охватывают более двух я-состояний, поскольку информация в них камуфлируется под социально приемлемый посыл, однако ответное реагирование ожидается со стороны действия скрытого сообщения. Следовательно, скрытые трансакции содержат неявные сообщения, посредством которых можно скрыто воздействовать на людей (люди не осознают, что на них оказывается воздействие).
Современный трансактный анализ рассматривает личное изменение как модель решений. Фундаментом всей терапии современной концепции трансактного анализа является убеждение, основанное на изменении таких ранних решений.
В современном направлении описываемого метода терапевт и клиент несут обоюдно направленную ответственность за результат целей контракта, которые направлены на достижение выхода из сценария, а также обеспечение автономии.
Современный трансактный анализ ориентирован на личностное изменение. В этом заключается его основная цель, а понимание личностных проблем не рассматривается в качестве результата терапии. Наоборот, их осознание являет собой инструмент, направленный на видоизменение личности. Само же видоизменение включает принятие решения на трансформацию, а затем наступает деятельный процесс по его осуществлению.
Современный трансактный анализ обучение включает теорию личности, детского развития и коммуникаций, анализ сложных структур и организаций. Он представляет собой, в практическом применении, систему коррекционного воздействия на отдельные личности, на супружеские пары, семьи и другие группы.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Теория транзактного анализа Эрика Берна: объяснение
Что такое теория транзактного анализа Эрика Берна? Какую цель преследовал Берн, разрабатывая свою теорию?
В своей книге « Игры, в которые играют люди, » Эрик Берн объясняет свой подход к пониманию социального взаимодействия: транзакционный анализ. Цель Берна заключалась не только в анализе человеческих взаимодействий, но и в обнаружении деструктивных закономерностей, чтобы люди могли понять, в какие игры они играют (преднамеренно или нет), и улучшить свои отношения с другими.
Давайте рассмотрим ключевые положения теории Берна.
Игры, в которые играют люди рассказывает о многих наших привычных отношениях друг с другом. В нем описывается транзакционный анализ (ТА) Эрика Берна, его подход к пониманию социального взаимодействия , а также показано, как Т.А. имеет смысл во всем, от наших ритуальных приветствий до наших бессознательных социальных игр.
Создав ТА, Берн отказался от устоявшихся психоаналитических методов того времени, чтобы заняться теорией социальной психологии. Он получил степень доктора медицины в Университете Макгилла, стажировался в Медицинской школе Йельского университета и более 15 лет обучался психиатрии.
Теория Берна — это линза, через которую можно смотреть на наши социальные привычки. Помимо прочего, он раскрывает природу нездоровых паттернов, которые мы используем в наших отношениях и жизни. С помощью «игрового» фрейминга мы можем научиться распознавать и преодолевать эти разрушительные привычки. Мы можем предпринять значимые шаги к жизни большей близости и зрелости.
Игры, в которые играют люди — бестселлер Берна 1964 года, популярный, несмотря на то, что он был написан в основном для других клиницистов. Книга провела более двух лет в списке бестселлеров New York Times, а за ней последовало Что вы скажете после того, как поздороваетесь и Секс в любви к человеку до его смерти в 1970 году.
Транзактный анализ довольно технический, поэтому мы свели его к сути. В этом руководстве представлены ментальные модели, которые помогут вам лучше понять и ориентироваться в том, как вы относитесь к другим. Мы также связываем идеи Берна с современными достижениями науки и приводим новые примеры, в которых его идеи устарели.
Краткий обзор трансактного анализаВспомните романтического партнера, который у вас был, вернитесь к шаблонам, в которые вы попали друг с другом. В отношениях, вероятно, присутствовали как здоровые, так и нездоровые привычки — вы, вероятно, смеялись, любили и учились; вы могли обидеть, обмануть или подвести друг друга.
В этих отношениях и привычках, которые их составляют, происходят игры. Но прежде чем мы дойдем до этого, давайте сделаем набросок Т.А. Подход Берна заключался в изучении социального взаимодействия, и он часто лечил одного или обоих партнеров в близких отношениях (хотя его теория выходит за рамки интимных отношений) 9. 0003
Ваши социальные привычки, как заметил Берн, намекают на менее очевидные стороны вашей личности. Углубляясь в них, анализируя то, что происходит под поверхностью, Берн стремился выявить и исцелить вредные глубинные убеждения и поведение, которое они подпитывали.
(Краткое примечание: теория Берна основана на идее о том, что бессознательные мысли и чувства влияют на наше поведение. Это прямое заимствование у Зигмунда Фрейда, чье влияние проявляется в основных идеях ТА — например, теория личности Берна имеет три части (ребенок, взрослый, родитель), которые кажутся параллельными собственной модели Фрейда, состоящей из трех частей (Ид, Эго, Суперэго). Мы будем указывать на эти связи на протяжении всего руководства.)
В своей основе транзактный анализ основывается на идее, что людям необходимо признание друг друга — то, что Берн называет «поглаживанием». Например, когда вы приветствуете своего друга: «Привет! / Доброе утро!» — вы обмениваетесь поглаживаниями. Это главное преимущество отношений.
Вышеупомянутое взаимодействие является одной «транзакцией» или обменом — взаимным социальным признанием. Если вы продолжаете болтать со своим другом, каждое дополнительное общение — это еще один обмен.
В зависимости от вашего душевного состояния ваши взаимодействия меняются по своей природе. Возвращаясь к этому романтическому партнеру, у вас, вероятно, был опыт, когда вы сделали какую-то глупую ошибку, и ваш партнер сделал вам выговор (мы все время от времени нервничаем и слишком остро реагируем).
В концепции Берна разговаривать с кем-то свысока означает вести себя как родитель, ругающий ребенка, и в игру вступает отдельный аспект вашей личности. Берн выделяет три состояния — родитель, ребенок и взрослый — и использует их, чтобы отличать здоровые взаимодействия от нездоровых. Мы подробно рассмотрим все это позже в этом разделе.
Ранние годы транзактного анализа Берн начал разрабатывать идеи, которые впоследствии стали транзакционным анализом, еще в 1949 году в серии из шести статей об интуиции. «Инсульт» и «Транзакция» — два из многих терминов, которые Берн придумал для этой работы, а «Трансактный анализ» возник в конце 1950-х годов. В 1956 году Психоаналитический институт Сан-Франциско официально отклонил попытки Берна получить членство. Это могло быть связано с тем, что идеи Берна начали конфликтовать с психоаналитической теорией, возникшей из работ Зигмунда Фрейда. То, что «поглаживание», или признание, является ключевым понятием для Берна, подчеркивает, насколько изменился его подход: он начал с центральной роли социальной жизни и отношений, в то время как Фрейд отдавал приоритет личности. Как бы то ни было, этот отказ привел к тому, что Берн стал пионером в области транзактного анализа, чего в противном случае могло бы и не быть. Его семинарская группа 1950-х годов разработала этот термин, и к 1964 году эта группа превратилась в ITAA. В то время как психоаналитическое сообщество по-прежнему отвергает ТА, ITAA применяет идею Берна на практике в бизнесе, консультировании и образовании. |
Игры — это всего лишь один из видов взаимодействия в рамках концепции Берна. Они находятся в центре внимания игр, в которые играют люди , потому что они сильно влияют на наши близкие отношения и потому что многие игры могут быть разрушительными.
Берн был психиатром, поэтому его главной заботой было лечение своих пациентов. Большая часть Т.А. Речь идет о выявлении и преодолении видов нездоровых привычек в отношениях, с которыми, например, может бороться молодая супружеская пара. Это также полезно для личного развития, потому что может помочь вам увидеть и изменить свои негативные социальные привычки.
Настоящая, подлинная социальная жизнь лежит за пределами игр в том, что Берн называет близостью. Близость сложна для многих людей, говорит он, и доступна только тогда, когда мы перерастаем наши игры. Но игры — это поверхностная замена близости, поэтому стоит приложить усилия, чтобы перерасти их.
Эрик Берн: В какие «игры» играют люди?
О чем книга Эрика Берна « игр, в которые люди играют »? Как понять, что кто-то играет с тобой?
Игры, в которые играют люди — это классическая книга Берна 1964 года о множестве способов, которыми мы обычно относимся друг к другу через «игры ». Однако это не веселые, безобидные социальные игры — это тонкие, в значительной степени бессознательные паттерны, которые вредят нам и нашим отношениям. Берн объясняет, что большинство из нас даже не замечают своих игр и как мы упускаем возможность жить без игр.
Продолжайте читать, чтобы узнать о концепции Берна об «играх» и о том, почему мы играем в них.
По словам Эрика Берна, игры задают стереотипные модели взаимодействия. Думайте об этом как о «действии», которое кто-то разыгрывает — например, муж, который регулярно взрывается, извиняется, затем ведет себя так, как будто этого никогда не было. Эта закономерность может проявляться в тысячах домохозяйств, как и в любой другой игре — одни и те же «действия» происходят во многих конкретных случаях среди населения.
Таким образом, игры являются почти естественными явлениями. Они , такие как модели миграции или брачные танцы птиц. Берн просто говорит: «Смотрите! Вот все эти непротиворечивые, идентифицируемые паттерны в ткани человеческого социального обмена», — точно так же эколог указывает на паттерны в лесной экосистеме.
(Краткое примечание: поскольку подход науки заключается в поиске и подтверждении закономерностей в ткани реальности, подход Берна здесь вполне научный. В статье 2006 года в журнале Transactional Analysis Journal утверждается, что Берн был феноменологом: тысячи пациентов и описал то, что он видел. Это контрастирует с работой Фрейда, которая в значительной степени полагалась на отдельные тематические исследования. Но вам нужна большая репрезентативная выборка, чтобы точно обобщить любой психологический феномен в популяции, чтобы смягчить эффект выбросов, которые может исказить результаты при меньшем размере выборки. Однако Фрейд экстраполировал большую часть своей теории на небольшую группу своих пациентов, поэтому большая часть ее не считается эмпирической.)
Игры на простом языке
Итак, игра — это природное явление, закономерность. Теперь давайте посмотрим на характеристики этого вида шаблона.
Игра – это привычный способ поведения. Игры социальны — мы играем в них в наших близких отношениях. Каждая игра следует последовательной последовательности «ходов», направленных на (неосознанно) желаемый результат. Эта цель, как правило, состоит в том, чтобы укрепить вашу существующую позицию.
В этом примере попытайтесь определить четыре упомянутых выше аспекта. Эта игра под названием «Mr. Везувий», продолжает предыдущий пример. Это выглядит так:
- Мистер Везувий — обычный рабочий в обычном пригороде Америки. Он трудолюбивый и обеспечивает свою семью, но борется с эмоциональностью.
- Из-за того, что мистер Везувий не справляется с ежедневными стрессовыми факторами, давление на него постепенно нарастает. Затем его ребенок или жена немного сбиваются с пути, и вдруг мистер Везувий взрывается. Разбитая чашка становится предлогом, чтобы излить на несчастного члена семьи накопившееся за несколько недель разочарование. Они не понимают, как тяжело он работает, не уважают его и никогда не проявляют к нему заботы.
- В конце концов его гнев ослабевает, и он уходит. Он возвращается, чтобы извиниться, но резко разворачивается, чтобы объяснить, насколько оправданным было извержение. Вскоре после этого он снова смеется и улыбается.
Возможно, вы знаете эту игру; это довольно распространено. В этой части руководства мы более подробно рассмотрим каждый ход игры и их функции. Во-первых, еще два важных аспекта игр:
- Мы бессознательно играем в игры. Это не преднамеренные социальные игры, вроде заученных стратегий флирта или дебатов. Мистер Везувий не ведет себя сознательно — он застрял в игре. (А поскольку мы не осознаем, в какие игры играем, позже Берн рекомендует развивать самосознание, чтобы избежать их. )
- Игры обычно вредны для здоровья . Движущей силой игры является какое-то нездоровое, лежащее в ее основе убеждение, обычно возникающее в результате детской травмы (здесь очевидно влияние Фрейда на Берна). Возьмем, к примеру, убеждение мистера Везувия, что «люди не будут уважать меня, если я буду добрым, поэтому я должен нанести удар первым». По мнению Берна, это убеждение заставляет его создавать ситуации, укрепляющие это убеждение.
Игры и осознанность В 1960-х популярность осознанности еще не росла так, как сегодня. Если бы это было так, мог бы Берн использовать влияние, которое это может оказать на психологическое развитие? Как отмечает Берн, одной из основных характеристик игр является то, что мы играем в них бессознательно. Одной из основных функций медитации осознанности является тренировка вашей осознанности, которая повышает вашу осознанность по отношению к обычно бессознательным аспектам вашего опыта. Осознанность положительно коррелирует с успешным изменением поведения, и кажется, что она эффективна для лечения всего, от злоупотребления психоактивными веществами до переедания. Ближе к основному интересу Берна было обнаружено, что улучшение отношений на основе осознанности (MBRE) улучшает эмпатию, общее благополучие и общение в интимных отношениях — трудно представить, что он не заинтересовался бы таким эффективным инструментом. |
Игры с точки зрения транзакционного анализа
Объяснив игры простым языком, давайте рассмотрим еще несколько технических отличий Берна.
В игре каждый игрок действует в соответствии с основным мотивом . Они исходят из их убеждений, и игроки не осознают их. Берн не дает ясности по этому поводу, но мы можем сделать вывод, что мотив игрока, как правило, состоит в том, чтобы усилить свою позицию. Так что, если игрок А считает, что «я, по сути, непривлекателен», он сыграет в игру, которая попытается доказать это. Отсюда следует, что…
Игры нечестны. Не подозревая о своих привычках, игрок пытается манипулировать, провоцировать или иным образом заставить другого доказать свою правоту. Опять же, эта манипуляция не является сознательной. Берн говорит, что это ключевая характеристика игр.
Скажем, например, что Игрок А изо всех сил пытается принять любовь. Она уклоняется от привязанности и начинает набрасываться, когда ее романтический партнер подходит слишком близко. В конце концов другой чувствует себя отвергнутым, оскорбляет ее в порыве гнева — и таким образом ее убеждение подтверждается.
(Краткое примечание: взгляд Берна на игры кажется довольно детерминированным: он, кажется, считает, что в большинстве случаев люди не знают о психологических силах, определяющих их поведение, и неспособны действовать иначе. Хотя культура 1960-х, возможно, была менее эгоистичной. осознавая, мы все больше сосредотачиваемся на личностном развитии, и все больше и больше людей занимаются такими практиками осознания, как осознанность. Проблемы, на которые указывает Берн, остаются: Но теоретически нечестные стили отношений могут стать менее распространенными, поскольку наша культура продолжает инвестировать в личностный рост: широко распространенные цели, такие как достижение счастья, самореализации и благополучия, несовместимы с нечестным, вводящим в заблуждение поведением.)
Игры не являются явно нечестными. На первый взгляд игры выглядят как внешне правдоподобные взаимодействия , и основной мотив не очевиден. Часто ни один из игроков не знает, в какую игру они играют. Это обманчивый обмен мнениями: вы говорите одно, а имеете в виду другое.
Берн сказал бы, что женщина с номером выше кажется расстроенной из-за своего партнера, но на самом деле это более глубокая психологическая проблема — ее убеждение в саморазрушении.
Люди играют в игры, которые дополняют друг друга. — Игра Игрока А вписывается в игру Игрока Б как часть головоломки. Берн приводит пример «Деревянной ноги» (мы назовем это «Бедный маленький я»), где игрок А использует любую незначительную травму, чтобы уклониться от своих обязанностей. Это позволяет игроку Б играть в «ленивого бездельника», отвлекая игрока А от работы. Теперь игрок А чувствует себя еще более жалким, что, в свою очередь, заставляет игрока Б жалеть его еще меньше.
Игры драматичны — обычно возникает некоторая конфронтация или эмоциональный всплеск, например, ссора из-за того, куда пойти поужинать. Это происходит в «Загнанных в угол», где простой план ужина или танцев рушится, когда один игрок вызывает у другого какое-то больное место, и возникает спор.
Спор часто является «расплатой» игры, конечным результатом, к которому стремятся игроки. Берн заявляет, что игроки кажутся расстроенными, но втайне довольны, потому что бой подтверждает их позицию.
(Краткое примечание: идея Берна о «выигрыше» в конце игры, кажется, предвосхищает идею наград из цикла привычки.