Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Концепция развития личности эриксона: Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона

Теория личности Эриксона

19.07.2012

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория личности Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. Фрейда, он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи классического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концепции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Не менее важно и то, что теория личности Эриксона связала воедино несколько тенденций в развитии психологии личности,

соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. Основные положения его концепции были изложены в книге «Детство и общество», которая принесла Эриксону широкую известность. Последующие его работы «Молодой Лютер» (1958), «Идентичность» (1968) и «Истина Ганди» (1969) заложили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических событий и персонажей. Созданное им направление в изучении истории психологической науки получило название психоистории.

Теория личности Эриксона не только пересматривает позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на развитие. Он делает специальный акцент на отношениях ребенок — семья, а более конкретно на отношениях ребенок — мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского возраста.

Удлинение периода детства как раз и связано с этой необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал, что «инстинктивное вооружение» (сексуальное и агрессивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у животных. Организация и направление развития этих врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые изменяются от культуры к культуре и предопределяются традициями. Каждое общество вырабатывает свои собственные институты социализации для того, чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы.

Главными для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как принято в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности.

Подчеркивая важность формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, Эриксон постоянно говорил о важности сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительными, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью, гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противоположный, несвойственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность.

В принципе эти взгляды Эриксона являются особенно важными для практической психологии, для коррекции и формирования у людей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. На основании материалов, полученных в своих исследованиях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части:

  1. соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром,
  2. личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и
  3. социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности.

Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Обосновывая положения своей психоистории, Эриксон стремился проанализировать исторические события с точки зрения биографии выдающихся людей. Так, в своих книгах о М. Лютере и М. Ганди он соединяет их личные проблемы, связанные с переживанием кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом целого поколения. Описывая деятельность выдающихся людей, Эриксон подчеркивал, что значение этой деятельности связано с тем, что та новая идентичность, которую они разрабатывали, становилась впоследствии достоянием общества, переходя из области личной в социальную.

Теория личности Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

Ключевые слова: Эриксон, Личность

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Эпигенетическая теория личности Эриксона

Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов

Конституционный статус личности в РФ

Якушев А.В., Теория государства и права

Социальная направленность личности

Дубровина И. В., Формирование личности старшеклассника

Личность как предмет психологического познания

Мельник С.Н., Психология личности

Состояния личности по критерию психического здоровья

Основные механизмы психической защиты личности

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Мотивационные ожидания личности

В. В. ГОЛУБЕВ; Вестник КГУ им. НА. Некрасова • 2008, том 14

Понятие, структура личности преступника

Косолапова Н. В., Иванова А.И., Юридическая психология

Психосоциальная концепция развития личности (э. Эриксон)

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувств устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Разрабoтанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать ил не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Первая стадия — младенчество (от рождения до одного года). Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания; у ребенка появляется агрессивность, а в будущем — различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Таким образом, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на данном возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат развития на это этапе. Позитивным результатом можно считать формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм, негативным результатом — формирование недоверия к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

Вторая стадия — раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокры штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка на самого себя, он чувствует возможность наказания; формируется чувство стыда. В конце стадии должно наступить равновесие автономии и стыда. Это соотношение стане благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить его за провинности.

Третья стадия — детство (по терминологии Эриксона — возраст игры; 3 — 6 лет). На данной стадии ребенок уже убежден, что он личность; он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре, следовательно, игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. Игра очень важна для развития ребенка: она формирует инициативу, творчество; посредством игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности — волю, память, мышление и пр. Если же родители не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивости, неуверенности, чувства вины.

Четвёртая стадия — младший школьный возраст (6 — 11 лет). Ребёнок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, уверен в себе. Напротив, неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью; она становится для него убежищем, если родители относятся к нему с пониманием, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. Если же родители лишь ругают и наказывают ребёнка за плохие оценки, чувство неполноценности у него закрепляется порой на всю его жизнь.

Пятая стадия — подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет) На данной стадии формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками.

На данной стадии обостряются все критические моменты прошедших периодов. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаёт целостную форму эго-идентичности, находит своё «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности. Подросток не может найти свое «Я» , не осознает своих целей и желаний; происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям. Возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляются страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать, на лиц противоположного пола, рождаются враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих.

Шестая стадия — молодость (от 20 до 25 — 30 лет). Для человека приобретают актуальность поиск спутника жизни тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается; закрепляются изоляция, одиночество. Стадия молодости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; соответствует период становления, самоутверждения человека в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Седьмая, центральная стадия — взрослость, зрелость (от 30 до 60 лет). Развитие идентичности продолжается всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития (если всегда были отрицательные выборы на этапах развития).

В зрелые годы выделяются два кризисных периода.

Кризис ЗЗ — 35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.п.

Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40 — 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг. О уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете; имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Нормализуются здоровье, положение в семье, сексе.

Кризис 45 — 55 лет наступает вслед за периодом стабильности. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви не получишь. В результате возникают чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55 до 60 — 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

Восьмая стадия (после 60 — 65 лет). После 60 лет происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаёт своё «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

Если человек принимает себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия себя и жизни не произошло, то человек чувствует разочарование, отчаяние, теряет вкус к жизни, поскольку ничего исправить в своей жизни уже невозможно.

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1. Социум для ребенка не антагонистичен.

2. Личность развивается от рождения до смерти.

3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.

4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

5. В развитии человека восемь стадий.

6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и

нет.

7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.

Подробнее.

Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,

антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и

утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями

сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось

только как развитие детской сексуальности. Впрочем, развитие личности для Эрика

Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или

иных вершин, а «согласие с самим собой».

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и

следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии.

Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на

развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться

и по типу сот, и по типу короны.

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного

врожденного плана, определяющего основные стадии развития.

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий

развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение

которого приводит к переходу на новый этап:1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и

неадекватностью;

4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт

между творчеством и комплексом неполноценности;

5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и

одиночеством;

7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и

застоя;

8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель,

уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел

человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной

обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно

пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и

развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что

происходит в стихийном развитии личности, включая элемены личностной деградации. И

если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с

пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось —

либо не случалось. Либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление

к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни

более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу

становиться личным кочуем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как

минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются

альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может

оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и

расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное

разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или

сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования,

препятствующего формированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом?

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств

достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора

использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые

проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно,

клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этомосновании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство

нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более

того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими

необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий.

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но

одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся

личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения,

которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же

самый».

Теория развития личности Эрика Эриксона среди

других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих

или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и

отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика

Эриксона – пособие для скорее для психотерапевтической деятельности, а не

специалистов по развитию личности

Эпигенетическая теория развития

личности Э.Эриксона

Автор — Марина Смирнова

Введение

Развитие личности – тема, интересующая и психолога как исследователя человеческой

жизни, и самого человека, как пользователя психологических знаний. Как, чем

определяется превращение младенца в подростка, подростка — во взрослого человека? А

после взросления — что? Есть ли дальнейшие этапы, есть ли вершины развития личности?

Один из вариантов ответа на эти вопросы дает эпигенетическая теория развития личности

Эрика Эриксона – немца, родившегося в Франкфурте-на-Майне и основную часть своей

жизни проработавшего в Бостоне и Гарварде.

Эрик Эриксон всегда считал себя психоаналитиком. Тем более интересно, как он был

вынужден – и сумел – модернизировать психоанализ под требования современных ему

тем психотерапевтической работы.

Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены

увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы

актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовойявляется тема «Не знаю, что мы хочется». В то время, как работал и творил Эрик Эриксон

(это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь

социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли

направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э. Эриксон назвал темой

эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.

Но как?

Тема эго-идентичности и психоанализ

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные,

антагонистические друг другу начала. Фрейд представляет отношения «ребенок —

общество» как антагонистические, враждебные, история которых — трагическое

противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира детства и мира

взрослых. Супер-Эго – это представитель требований социума, а собственно Я ребенка –

это изначально асоциальные влечения: биологические потребности выживания,

сексуальные влечения и влечение к смерти. Как же тогда ему, психоаналитику, отвечать

на вопрос клиента, которые спрашивает «Кто я?», имея в виду то, что в нем есть помимо

внедренного в него социума? «Твое истинное я – это либидо и влечение к смерти? Твой

настоящий путь – лишь вечный конфликт с социумом, и только?»

Такой ответ, видимо, не устраивал ни клиентов Эриксона, ни его самого. В этой ситуации

Э. Эриксон решился рассматривать отношения личности и общества как отношения

сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Он стал различать

ритуалы и ритуализмы. Ритуализмы – это антагонистические для личности интервенции в

личность, а ритуалы – дружественные влияния общества. Ритуальные действия имеют

общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками. Например, выпускной вечер,

когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и

обязанности взрослого. Такие ритуалы дают личности чувство безопасности, статус и

открывают человеку новые возможности.

Более того, если Фрейд решающую роль отводил детской сексуальности, то Эриксон

поставил сексуальность в один ряд с другими влечениями и интересами ребенка.

Основные положения теории Эрика Эриксона

Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон выдвинул три

новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:

1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной,

анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность

влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и

психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает

основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается

на весь жизненный цикл.

3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные

принимать положительные и отрицательные значения.

Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону

1. Доверие и недовериеПервая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психо-

анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон,

развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого

служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и

к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец,

который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который

никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым

играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа

отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает

любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность

по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в

другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не

решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей

стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу

с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь

учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он мо-

жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в

младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на

последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье

создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Стадии психосоциального развития Эриксона — StatPearls

Определение/Введение

Стадии психосоциального развития Эриксона — это теория, представленная в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Он основан на теории психосексуального развития Фрейда , проводя параллели с этапами детства, расширяя ее, включая влияние социальной динамики, а также распространение психосоциального развития на взрослую жизнь.[1] Он постулирует восемь последовательных стадий индивидуального развития человека, на которые влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей жизни. Этот биопсихосоциальный подход повлиял на несколько областей исследований, включая геронтологию, развитие личности, формирование личности, развитие жизненного цикла и многое другое.[2][3]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Функция

Стадии возникают по мере того, как люди растут и сталкиваются с новыми решениями и поворотными моментами в детстве, юности и взрослой жизни. Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями: положительной/синтаксической и отрицательной/дистонической. Отсюда развивается добродетель/сила или недоразвитие эго соответственно. Если добродетель принята, она может помочь разрешить текущее решение или конфликт. Это также поможет последующим этапам развития и внесет вклад в стабильную основу основных систем убеждений в отношении себя и внешнего мира.[3] Противоположное верно с принятием неразвитого качества.

Например, эго-идентичность кристаллизуется на стадии 5, в подростковом возрасте. Двумя противоположными качествами являются эго-идентичность и спутанность/рассеянность. Те, кто развивает эго-идентичность, обретают добродетель верности, в то время как неспособность сделать это — замешательство эго — создает качество отвержения. При более сильном чувстве эго-идентичности взаимодействие с внешним и внутренним миром заключается в отказе от неконгруэнтных оценок себя и снижении уровня беспокойства соответственно.

Несмотря на то, что использование атрибута syntonic в этом примере явно полезно, делать это следует в разумных пределах. Крайняя эго-идентичность может стать фанатизмом, который может создать нездоровое взаимодействие с собой и другими. Нужно ориентироваться между двумя противоположными ценностями на каждом этапе, чтобы найти баланс, а не стремиться только к положительному качеству. Слишком далекое отклонение в сторону положительной тенденции может быть неадекватным, в то время как слишком далекое отклонение в сторону отрицательного может быть пагубным.[3]

Компоненты  

Некоторые ученые пытались ограничить стадии определенным возрастом, но Эриксон изначально не дал этого определения. Вместо этого есть периоды детства, юности и взрослой жизни. Каждый этап представляет собой пример, в котором положительное качество может быть развито.

Этапы детства

Стадия 1 – младенческий период: доверие против недоверия

  • Добродетель: надежда, недоразвитие: замкнутость

  • Сопутствующая фрейдистская стадия: оральная стадия

  • Пример: Безопасная среда, обеспеченная опекуном, с регулярным доступом к любви и еде

Стадия 2 – Ранний детский период: Автономия или стыд, сомнения

  • 90 : Воля, Недоразвитие: Принуждение

  • Сопутствующая фрейдистская стадия: анальная стадия

  • Пример: Опекун способствует самодостаточности, сохраняя при этом безопасную среду

Стадия 3 – Игра Возрастной период: Инициатива vs. Вина

  • Добродетель: Цель, Порок развития: Торможение

  • Сопутствующая Фрейдистская стадия: генитальная стадия

    собственные инициативы и интересы ребенка

Стадия 4 – школьный возраст: трудолюбие или неполноценность

  • Добродетель: компетентность, недоразвитие: инертность (пассивность)

  • Сопутствующая стадия по Фрейду: латентная стадия

  • Пример: Разумные ожидания, установленные в школе и дома, с похвалой за их достижения

Этап подросткового возраста

Стадия 5 – Подростковый период: идентичность против путаницы в идентичности

  • Добродетель: верность, неправильное развитие: неприятие

Стадии взрослой жизни

Стадия 6 – Период юности: Близость или изоляция

  • Добродетель: Любовь, Неправильное развитие: Дистанцирование

  • Пример: Индивидуум формирует тесную дружбу или долгосрочное партнерство

Период взросления против застоя/погружения в себя

  • Добродетель: забота, неправильное развитие: неприятие

  • Пример: взаимодействие со следующим поколением посредством воспитания, коучинга или обучения

Стадия 8 — Период старого возраста: Целостность против отчаяния

  • Добродетель: Мудрость, солодное развитие: презрение

  • Пример: созерцание и благодарность достижения личной жизни

9000

A -ninth. Жена Эриксона, Джоан Эриксон. Он рассматривает новые проблемы, возникающие в связи с продолжающимся старением, и включает аспекты всех предыдущих восьми стадий психосоциального развития.

Последовательное расположение эриксоновских стадий психосоциального развития может изначально указывать на то, что результаты стадии становятся фиксированными, как только начинается следующая стадия. В то время как существует фиксированная последовательность, разрешение может быть процессом на протяжении всей жизни, повторно активируемым в разное время в зависимости от жизненных событий, которые влияют на силу эго или неправильно развитую модель убеждений. Разрешение не требуется для перехода к следующему этапу. Кроме того, при переходе на новую стадию предыдущие стадии подвергаются сомнению и должны быть реинтегрированы.[6] Вот почему его теорию иногда называют «эпигенетическим принципом». Дополнительные исследования показывают, что последние четыре стадии в определенной степени являются повторением предыдущих стадий. [7] В качестве примера этап близости можно рассматривать как сочетание автономии и доверия. Таким образом, этапы развития и формирования личности представляют собой постоянно развивающийся процесс, в отличие от жесткой конкретной системы.

Клиническое значение

Некоторые клинические инструменты и дальнейшие исследования возникли из Стадии развития Эриксона и подверглись значительному влиянию:

  1. Изучение стадий Эриксона служит основой лечения различных стадий восстановления психического заболевания.[8] Например, начальная стадия доверия и недоверия параллельна стадии выздоровления от психического заболевания, связанной с принятием психического заболевания и доверием к идее выздоровления.

  2. Опросник психосоциальных стадий Эриксона (EPSI) был основан на стадиях Эриксона, а следующая за ним модифицированная версия (MEPSI) является надежным инструментом, используемым для оценки психосоциального развития.[9][10]

  3. Модель психодинамической психотерапии основана на концепции и постановке теории Эриксона. [3]

Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

Этапы психосоциального развития Эриксона могут использоваться поставщиками психиатрических услуг при лечении пациентов, которые сталкиваются с периодами адаптации или поворотными моментами в жизни. Если рассматривать это в соответствующем контексте социальных и культурных факторов, это может быть средством для пациента, чтобы увеличить осознание и понимание себя. Хотя многие этапы сосредоточены на периодах в раннем возрасте, он может служить концептуальным и, возможно, практическим руководством для тех, кто находится в более позднем возрасте.[11] Эта область продолжает оставаться в центре внимания исследований, поскольку зрелость развития Эриксона в среднем возрасте изучается наряду с глобальными когнитивными и исполнительными функциями, а также эмоциональным здоровьем.

Это исследование было поддержано (полностью или частично) HCA Healthcare и/или аффилированной организацией HCA Healthcare. Мнения, выраженные в этой публикации, отражают точку зрения автора (авторов) и не обязательно отражают официальную точку зрения HCA Healthcare или любой из ее дочерних компаний.

Ссылки

1.

Керри Н. Два Эриксона: забытые концепции и то, что составляет соответствующую профессиональную базу знаний в психиатрии. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2010 ноябрь;19(4): 248. [Бесплатная статья PMC: PMC2962535] [PubMed: 21037913]

2.

Kivnick HQ, Wells CK. Неиспользованное богатство подвоя Эрика Х. Эриксона. Геронтолог. 2014 февраль;54(1):40-50. [PubMed: 24136991]

3.

Рыцарь ЗГ. Предлагаемая модель психодинамической психотерапии связана с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона. Клин Psychol Psychother. 2017 сен;24(5):1047-1058. [PubMed: 28124459]

4.

Старк П.А., Тракслер А.Дж. Эмпирическое подтверждение теории кризиса идентичности Эриксона в позднем подростковом возрасте. Дж Психол. 1974 г., январь; 86 (1): 25–33. [PubMed: 4809739]

5.

Жильяр С, Хиггс П. Связь развития продолжительности жизни с социологией жизненного пути: новое направление. Социология. 2016 Апрель; 50 (2): 301-315. [Бесплатная статья PMC: PMC4797195] [PubMed: 27041774]

6.

Зок Х. Развитие человека и пастырская забота в эпоху постмодерна: Дональд Кэппс, Эрик Х. Эриксон и другие. J Relig Health. 2018 Апрель; 57 (2): 437-450. [Бесплатная статья PMC: PMC5854735] [PubMed: 28905275]

7.

Логан РД. Реконцептуализация стадии идентичности Эриксона. Подростковый возраст. 1983 Зима; 18 (72): 943-6. [PubMed: 6229976]

8.

Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс восстановления с использованием Эриксоновских стадий человеческого развития. Community Ment Health J. 2009 Dec;45(6):405-14. [Бесплатная статья PMC: PMC2791471] [PubMed: 19533350]

9.

Darling-Fisher CS. Применение модифицированного Эриксоновского опросника психосоциальных стадий: обзор за 25 лет. Уэст Дж. Нурс Рез. 2019Март; 41 (3): 431-458. [PubMed: 29676219]

10.

Розенталь Д.А., Герни Р.М., Мур С.М. От доверия к близости: новый перечень для изучения эриксоновских стадий психосоциального развития. J Молодежь Подросток. 1981 г., декабрь; 10 (6): 525-37. [PubMed: 24310543]

11.

Осборн Дж.В. Комментарий о выходе на пенсию, личности и модели стадии развития Эриксона. Может J Старение. 2009 дек.; 28(4):295-301. [PubMed: 19925695]

12.

Мэлоун Дж. К., Лю С. Р., Вайлант Г. Е., Ренц Д. М., Уолдингер Р. Дж. Эриксоновское психосоциальное развитие среднего возраста: создание условий для когнитивного и эмоционального здоровья в пожилом возрасте. Дев Психология. 2016 март; 52(3):496-508. [Бесплатная статья PMC: PMC5398200] [PubMed: 26551530]

Что такое теория психосоциального развития?

Если вы хотите получить степень бакалавра социальной работы (BSW) или степень магистра социальной работы (MSW), ваша курсовая работа, вероятно, включала обсуждение теорий и их важности для области социальной работы. Они определяют, как социальные работники рассматривают и подходят к отдельным клиентам, группам, сообществам и обществу.

Теории помогают предсказывать, оценивать и интерпретировать ситуации и поведение и обеспечивают основу для того, как социальный работник должен реагировать и вмешиваться в работу с клиентами, у которых есть определенный опыт, проблемы или цели. Социальные работники обычно знают общепринятые и проверенные теории социальной работы, которые основаны на ценностях социальной работы, и постоянно опираются на эти теории.

В этом введении рассматриваются многие аспекты теории восьмиэтапного психосоциального развития Эрика Эриксона, включая обзор этапов, предположений, приложений, а также сильных и слабых сторон. Включен список книг и онлайн-ресурсов, если вы хотите узнать больше по этой теме.

Теория психосоциального развития представляет собой расширение первоначальных пяти стадий развития Зигмунда Фрейда. Эриксон, психолог и психоаналитик 20-го века, сформулировал теорию восьмиэтапного жизненного цикла в 1959 году, исходя из предположения, что окружающая среда играет решающую роль в самосознании, адаптации, человеческом развитии и идентичности.

Эриксон утверждает в своей психосоциальной теории, что эго-идентичность достигается при столкновении с целями и вызовами на восьми стадиях развития в течение всего жизненного цикла. Каждая из психосоциальных стадий характеризуется двумя противоположными эмоциональными силами, известными как противоположные диспозиции, которые приводят к кризису, который необходимо разрешить. Каждый кризис нужно преодолевать как можно быстрее, иначе психология человека в опасности. Однако успешное разрешение конфликта приводит к здоровой личности и достижению основной добродетели. Эго использует эти сильные стороны характера для разрешения последующих кризисов.

1. Доверие против недоверия

Первая стадия психосоциального развития Эриксона начинается с рождения и продолжается примерно до 18 месяцев. Основная задача — доверие против недоверия. Младенцы полагаются исключительно на своих опекунов; таким образом, если лица, осуществляющие уход, отзывчивы и чутки к потребностям своего младенца, это помогает младенцу развить чувство доверия. Апатичные воспитатели, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызвать у него чувство беспокойства, страха и недоверия, а также восприятие мира как непредсказуемого. Развита основная добродетель: надежда.

2. Самостоятельность против стыда и сомнения

Вторая стадия происходит в возрасте от 1,5 до 3 лет. Если ребенку позволить развиваться в своем собственном темпе на этом этапе, он может приобрести самостоятельность и уверенность в себе. Однако, если родители непоследовательны, чрезмерно критичны или чрезмерно защищают, ребенок может сомневаться в своей способности контролировать себя и свой мир. Развита базовая добродетель: воля.

3. Инициатива против чувства вины

Третья из восьми эриксоновских стадий психосоциального развития возникает на дошкольном этапе, в возрасте 3–5 лет. Ребенок может развивать инициативу через социальные взаимодействия, а также путем планирования и начала игры и других видов деятельности. Если занятия ребенка терпят неудачу или подвергаются критике, могут возникнуть чувства неуверенности в себе и вины. Развита основная добродетель: цель.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертая стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками. Ребенок учится быть продуктивным и принимать оценку своих усилий и, в свою очередь, может развить чувство выполненного долга и гордости за свою учебу, спорт, общественную деятельность и домашнюю жизнь. Если ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям, может возникнуть чувство неполноценности или некомпетентности. Развита основная добродетель: компетентность.

5. Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия психосоциального развития характеризуется подростковым кризисом идентичности. В возрасте от 12 до 18 лет человек развивает чувство собственного достоинства, экспериментируя с различными социальными ролями. Подросток, успешно формирующий сплоченную, позитивную идентичность, будет иметь сильное чувство идентичности, в то время как подростки, которые не ищут идентичности или на них оказывается давление, могут столкнуться с ролевой неразберихой и развить слабое чувство собственного достоинства. Развита основная добродетель: верность.

6. ​​Близость или изоляция

Шестой этап длится от позднего подросткового до раннего среднего возраста, от 18 до 40 лет. сцена. Взрослые, у которых отсутствует позитивная самооценка, могут испытывать эмоциональную изоляцию или одиночество.

Чтобы не чувствовать себя изолированным или одиноким, люди должны научиться не терять себя, когда они делятся друг с другом или заботятся о них. Обретение сильной самоидентификации позволяет человеку достичь истинной близости, в то время как распространение идентичности может быть проблемой. Развита основная добродетель: любовь.

7. Генеративность против стагнации

Седьмая стадия в теории психосоциального развития Эриксона, также называемая генеративностью против эгоцентризма, приходится на возраст 40-65 лет. В середине взрослой жизни у людей есть позитивная цель генеративности. В большинстве случаев это приводит к продолжению рода, наряду с выполнением родительских и социальных обязанностей. Это резко контрастирует с интересом к себе или эгоцентризмом. Развита основная добродетель: забота.

8. Целостность против отчаяния

Заключительный этап теории психосоциального развития в пожилом возрасте (65+) – это период осмысления человеком жизни. Можно либо развить чувство удовлетворения своей жизнью и спокойно подойти к смерти, либо развить чувство отчаяния из-за упущенных возможностей и потраченного впустую времени, заставляя человека приближаться к смерти со страхом. Развита основная добродетель: мудрость.

Хотя Эриксон построил свою теорию психосоциального развития на основе многолетних полевых исследований и исследований, эта теория основывается на нескольких предположениях.

  • Социальные ожидания на каждом этапе одинаковы во всех культурах.
  • Влияние родителей существует на всех стадиях детства и юности.
  • Люди развиваются одинаково на всех восьми стадиях.

Теория психосоциального развития утверждает, что люди формируются и реагируют на окружающую среду. По этой причине теория может оказаться полезным инструментом во многих областях, включая социальную работу.

Теория психосоциального развития может быть использована при анализе симптоматического поведения клиента в связи с прошлым травмирующим опытом и конфликтами с текущими задачами развития.

Социальные работники могут использовать «график взросления» Эриксона, чтобы определить индивидуальные проблемы и определить, какая поддержка и услуги лучше всего подходят для решения этих проблем.

Как и у всех теорий, у теории психосоциального развития есть сильные и слабые стороны.

  • Сильной стороной этой теории Эриксона является ее способность связывать важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека. Этот подход обеспечивает прагматическую перспективу развития личности.
  • Однако главная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон признает, что эта теория не может объяснить, как и почему происходит развитие.
  • Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития заключается в том, что она демонстрирует, что средний и поздний взрослый возраст являются активными и значительными периодами личностного роста, в то время как другие теории считают обе стадии несущественными.
  • Эриксон не разъясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
  • К достоинствам теории можно добавить то, что люди могут относиться к различным стадиям через собственный опыт.
  • Теория не дает универсального метода разрешения кризиса.
  • В отличие от психоаналитического подхода Фрейда, на котором основывалась теория психосоциального развития, Эриксон предлагает более широкий и всеобъемлющий взгляд на человечество.
  • Теория устарела, так как не рассматривает влияние семьи с одним родителем на ребенка.

Теория Эриксона постулирует, что люди продвигаются по стадиям развития в зависимости от того, как они приспосабливаются к социальным кризисам на протяжении всей своей жизни. Эти социальные кризисы определяют, как люди реагируют на окружающий мир. Это дает специалистам по социальной работе группу сигналов, которые помогают определить, насколько успешно клиенты справляются с кризисами и прогрессируют, а также «график взросления».

Восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой ступеньку для движения к правильному росту, которую социальные работники могут применять для выявления индивидуальных трудностей и, в свою очередь, предоставления соответствующей поддержки и услуг для решения этих проблем.

Хотя эмпирические исследования подтверждают теорию психосоциального развития Эриксона о том, что положительное разрешение кризисов на всех этапах коррелирует с самооценкой, критики предполагают, что эта теория имеет несколько недостатков.

  • У Эриксона нет диплома об образовании.
  • Теория не в состоянии детализировать, какой опыт необходим для разрешения конфликтов на каждой стадии.
  • Эриксон использовал двусмысленный стиль письма и использовал множество терминов, таких как развитие личности, консолидация личности и лишение права выкупа личности, для определения личности, не предлагая объяснения их использования. Эта практика может сбить с толку читателей или последователей.
  • Теория психосоциального развития фокусировалась на кризисах и утверждала, что завершение одного кризиса необходимо для следующего кризиса в развитии.
  • Используемые социальные объяснения могут быть не применимы к другим культурам, кроме среднего класса США.
  • Эриксон неадекватно рассматривает опыт женщин, о чем свидетельствует стадия Генерация против Стагнации. Женщины с большей вероятностью откажутся от деторождения и сосредоточатся на себе.

Хотя теория психосоциального развития Эриксона устанавливает временную шкалу взросления, которая имеет эмпирическую поддержку и близка многим, эта теория не соответствует универсальному инструменту социальной работы. Скорее, эта теория лучше всего подходит в качестве дополнения к другим соответствующим теориям и практикам социальной работы.

Вы можете найти следующие связанные книги и онлайн-ресурсы полезными в вашем образовании социальной работы и карьере.

Книги

«Идентичность и жизненный цикл» Эрика Х. Эриксона Личность» и «Проблема эго-идентичности», которые знакомят читателя с теориями Эриксона.

«Детство и общество» Эрика Эриксона : Автор обсуждает взаимосвязь между детским опытом и культурными достижениями, анализируя молодые и зрелые, современные и устаревшие элементы человеческой мотивации.

«Жизненный цикл завершен» Эрика Эриксона : Используя бесчисленные примеры из своих тематических исследований, Эриксон продолжает обсуждение психосоциального развития. Как эволюционный психолог, автор предлагает идеи и новые открытия потенциала роста для пожилых людей.

«Социальная работа: психосоциальная терапия» Мэри Вудс и Флоренс Холлис : Введение в психосоциальную терапию, которая обеспечивает сбалансированное внимание к людям, их окружению и способам взаимодействия людей с окружением. Обсуждение включает влияние этнической принадлежности, разнообразие практики социальной работы, изменения ролей в семейной жизни, изменения в идеях и практических подходах.

«Психосоциальная практика и практика, основанная на отношениях», Клаудия Мегеле : Эта книга предлагает критический междисциплинарный анализ тематических исследований вмешательств социальной работы с точки зрения психосоциальных отношений и отношений.

«Оксфордский справочник по развитию идентичности» Кейт С. Маклин (редактор), Мойн Сайед (редактор) : Эта книга знаменует собой поворотный момент в области исследований развития идентичности. Исследователи обсуждают, расширяют и применяют теорию Эриксона к современным проблемам и эмпирическим проблемам. Результатом является всестороннее и современное исследование развития идентичности, которое толкает эту область в провокационных новых направлениях.

Интернет-ресурсы

AdolescentHealth. org:  Общество здоровья и медицины подростков (SAHM) предлагает множество ресурсов, посвященных физическому и психосоциальному развитию подростков и молодых людей.

Nami.org:  Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями предоставляет информацию о психосоциальном лечении, включая психосоциальную реабилитацию, ассертивное лечение по месту жительства и профессиональную реабилитацию.

HHS.gov:  Министерство здравоохранения и социальных служб США имеет набор ресурсов для специалистов, работающих с молодежью, в том числе руководство по ресурсам для развития детей  для родителей и поставщиков медицинских услуг.

Aap.org:  Клинический отчет Американской академии педиатрии , в котором представлены рекомендации по облегчению и координации помощи между специалистами, школами, поставщиками услуг по охране психического здоровья и социальными службами для детей и молодежи с особыми потребностями в уходе и их семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *