Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конфликт интересов что это такое: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ | Korruptsioon

Конфликт интересов педагогического работника: противоречия, его разрешение, ответственность

О работе образовательных организаций по предотвращению

возможного  возникновения конфликта интересов

 Понятие «конфликт интересов педагогического работника» является мнением, которое редко применяется в образовательной практике и является новым в правовой образовательной среде.

Что же будет квалифицировано как конфликт интересов педагогического работника и как он разрешается, рассмотрим с точки зрения действующего законодательства.

Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (п.

33 ст.2 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»), т.е. под конфликтом интересов  подразумевается заинтересованность педагогического работника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.

Противоречие между личными интересами и профессиональной обязанностью называется конфликтом интересов.

Квалифицировать ситуации, которые подпадают под данное понятие — непросто.

Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, например:

  • учитель ведет  уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • репетиторство с учениками, которых он обучает;
  • получение подарков и услуг;
  • участие в формировании списка класса, особенно первоклассников;
  • сбор денег на нужды класса, школы;
  • участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • участие в распределении бонусов для учащихся;
  • небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся;
  • нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов  и т. д.

Таким образом, к ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов (ч.2 ст.48 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Как разрешается конфликт интересов педагогического работника?

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений — это один из первых шагов к урегулированию конфликта интересов.

Часть 2 статьи 45 Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.

Комиссия  создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке (ч.6 ст. 45 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Для реализации настоящего требования закона об образовании рекомендовано разработать следующие документы:

  • Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;
  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;
  • Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов.

Какие последствия может иметь для педагога доказанный конфликт интересов?

Юридическая ответственность может быть применена к нему в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. В Трудовом кодексе также есть нормы, которые говорят о разрешении конфликта интересов работника. Так, существует специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является — будет основанием для расторжения договора, если действия работника дают основания для утраты доверия со стороны работодателя (п.7.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным. В случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур. Помимо этого необходимо будет доказать факт непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику.

Сделать это на практике будет непросто, тем более, если это будет единичное нарушение.

Положение о конфликте интересов



1. Цели и задачи положения о конфликте интересов

Положение о конфликте интересов в ГБУЗ КК ПК ГДП № 2  (далее – Учреждение) разработано и утверждено с целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для Учреждения).

Положение о конфликте интересов — это внутренний документ Учреждения, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников Учреждения в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя Учреждения) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя Учреждения) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Учреждения, работником (представителем Учреждения) которой он является.

2. Круг лиц, попадающих под действие положения

Действие настоящего положения распространяется на всех работников Учреждения вне зависимости от уровня занимаемой ими должности и на физические лица, сотрудничающие с организацией на основе гражданско-правовых договоров.

3. Основные принципы управления конфликтом интересов в Учреждении

В основу работы по управлению конфликтом интересов в Учреждении положены следующие принципы:

  • обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
  • индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Учреждения при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
  • конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
  • соблюдение баланса интересов Учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;
  • защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) Учреждением.

4. Порядок раскрытия конфликта интересов работником Учреждения и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников Учреждения. Устанавливаются следующие вида раскрытия конфликта интересов, в том числе:

  • раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
  • раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
  • разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде. Должностным лицом, ответственным за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов является главный врач Учреждения.

Учреждение берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов. Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Учреждения рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. В итоге этой работы Учреждение может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Учреждения также может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:

  • ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
  • добровольный отказ работника Учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
  • пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
  • перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
  • отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;
  • увольнение работника из организации по инициативе работника.

Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности Учреждения и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее «мягкую» меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными.

При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам Учреждения.

5. Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов

Положением устанавливаются следующие обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:

  • при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами Предприятия — без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
  • избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
  • раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
  • содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

Конфликты интересов

Согласно Закону, у государственного должностного лица возникает дисквалифицирующий конфликт интересов в решении правительства, если можно предвидеть, что это решение окажет финансовое влияние на его или ее личные финансы или другие финансовые интересы. В таких случаях существует риск необъективного принятия решений, который может принести в жертву интересы общественности в пользу личных финансовых интересов чиновника. Во избежание фактической предвзятости или видимости возможных нарушений государственному должностному лицу запрещается участвовать в принятии решения.

Дисквалификация финансовых интересов

Существует пять типов интересов, которые могут привести к дисквалификации:

  • Предпринимательская организация.  Юридическое лицо, в котором должностное лицо имеет инвестиции в размере 2 000 долларов США или более, в котором оно или она является директором, должностным лицом, партнером, доверительным управляющим, сотрудником или менеджером.
  • Недвижимость. Недвижимое имущество, в котором должностное лицо имеет долю в размере 2000 долларов США или более, включая права аренды. (Однако помесячная аренда не считается правами на недвижимое имущество.) 
  • Доход. Физическое или юридическое лицо, от которого должностное лицо получило доход или обещало доход в размере 500 долларов США или более за предыдущие 12 месяцев, включая долю общего имущества должностного лица в доходе его или ее супруга или зарегистрированного домашнего партнера.
  • Подарки. Физическое или юридическое лицо, от которого должностное лицо получило подарки на общую сумму 520 долларов США или более за предыдущие 12 месяцев.
  • Личные финансы. Личные финансы должностного лица, включая его или ее расходы, доходы, активы или обязательства, а также его или ее ближайших родственников.

Дисквалифицирующие финансовые последствия или последствия

Если решение может иметь финансовые последствия или последствия для любого из вышеперечисленных интересов, должностное лицо отстраняется от участия в правительственных решениях, если выполняются следующие два условия:

  • Финансовые последствия или эффект предсказуем, и
  • Финансовое влияние или эффект достаточно значителен, чтобы считаться существенным.

Как правило, финансовые последствия или последствия считаются как предсказуемыми, так и существенными, если финансовый интерес «явно» или непосредственно связан с решением. Финансовая заинтересованность явно вовлечена в решение, когда эта заинтересованность является названной стороной или предметом решения правительства перед должностным лицом или агентством должностного лица.

Если заинтересованность «явно не вовлечена» в решение, финансовые последствия или последствия разумно предсказуемы, если последствия можно признать реалистичными и более чем гипотетическими или теоретическими. Финансовые последствия не обязательно должны иметь место, чтобы считаться разумно предсказуемыми.

Однако для интересов, «не вовлеченных явно» в решение, применяются разные стандарты для определения того, будет ли предсказуемое влияние на интерес существенным в зависимости от характера интереса. FPPC приняла правила для принятия решения о том, какие виды финансовых последствий являются достаточно важными, чтобы вызвать конфликт интересов. Эти правила называются «стандартами существенности», то есть это стандарты, которые следует использовать для оценки того, какие финансовые последствия, возникающие в результате государственных решений, считаются существенными или важными.

Существует слишком много стандартов существенности, чтобы адекватно рассмотреть их все здесь. Чтобы определить применимый стандарт существенности или получить более подробную информацию о конфликтах, должностное лицо может обратиться за помощью к юрисконсульту агентства или FPPC в любое время, когда у должностного лица есть основания полагать, что решение может иметь финансовые последствия или повлиять на его или ее личные финансы или другие финансовые интересы.

Исключения

Не все конфликты интересов препятствуют законному участию государственного должностного лица
в постановлении правительства. Существует два ограниченных исключения из правил конфликта интересов
:

  • Общедоступное исключение. Государственное должностное лицо не отстраняется от принятия решения, если его последствия для интересов должностного лица неотличимы от последствий для общества.
  • Участие требуется по закону. В некоторых редких случаях государственное должностное лицо может быть выбрано случайным образом для участия в принятии решения, если кворум не может быть достигнут из-за того, что слишком много должностных лиц дисквалифицированы в соответствии с Законом.

Исключения следует рассматривать с осторожностью. Государственному должностному лицу следует связаться с консультантом агентства или FPPC, чтобы определить, применяется ли исключение.

Требования к отводу

Должностное лицо, имеющее дисквалифицирующий конфликт интересов, не может принимать, участвовать в принятии или использовать свое положение для оказания влияния на решение правительства. Выступая перед своим собственным агентством или агентством, находящимся в ведении или бюджетном контроле его или ее агентства, должностное лицо принимает, участвует в принятии или использует свое положение, чтобы повлиять на решение в любое время, когда должностное лицо предпринимает какие-либо действия. влиять на решение, в том числе направлять решение, голосовать, предоставлять информацию или рекомендацию, а также связываться или появляться перед любым другим должностным лицом агентства. Выступая перед любым другим агентством, должностное лицо не должно действовать или претендовать на то, чтобы действовать в своем официальном качестве или от имени своего агентства.

Некоторые должностные лица (включая членов городского совета, уполномоченных по планированию и членов наблюдательных советов) имеют предписанный порядок, согласно которому они должны отстраняться от решений, принятых на открытом собрании (включая решения на закрытых заседаниях), и должны публично указывать на конфликт заинтересовать и покинуть комнату до того, как предмет будет обсужден.

Несмотря на то, что существуют ограниченные исключения, которые позволяют государственному должностному лицу участвовать в качестве представителя общественности и общаться с прессой, исключения интерпретируются узко и могут потребовать совета от юрисконсульта вашего агентства или FPPC.

Этика и конфликт интересов

Этика и конфликт интересов

by Michael McDonald

Вы видели заголовки «Политик попал в конфликт интересов» или «Профессионал отрицает обвинения в конфликте интересов. Вы, вероятно, были благодарны, что не стали предметом газетной статьи. Но вы также, возможно, задавались вопросом, что такое конфликт интересов, почему такие конфликты являются этически значимыми и что вы можете сделать, чтобы избежать их.

Определение

Я определяю конфликт интересов как «ситуацию, в которой лицо, такое как государственное должностное лицо, служащий или профессионал, имеет частный или личный интерес, достаточный, чтобы создать впечатление, что он влияет на объективное осуществление его или ее служебные обязанности. В этом определении есть три ключевых элемента. Во-первых, это частный или личный интерес. Часто это финансовый интерес, но это может быть и другой интерес, например, предоставление особого преимущества супругу или ребенку. Взятые сами по себе, нет ничего плохого в том, чтобы преследовать личные или личные интересы, например, сменить работу на более высокооплачиваемую или помочь дочери улучшить навыки игры в гольф.

Проблема возникает, когда этот личный интерес вступает в противоречие со второй характеристикой определения, «официальной обязанностью» — в буквальном смысле обязанностью, которую вы имеете, потому что у вас есть офис или вы действуете в официальном качестве. Как профессионал вы берете на себя определенные официальные обязанности, благодаря которым вы приобретаете обязательства перед клиентами, работодателями или другими лицами. Эти обязательства должны преобладать над частными или личными интересами.

В-третьих, конфликты интересов мешают выполнению профессиональных обязанностей особым образом, а именно, мешая объективному профессиональному суждению. Основная причина, по которой клиенты и работодатели ценят профессионалов, заключается в том, что они ожидают от них объективности и независимости. Факторы, такие как частные и личные интересы, которые либо мешают, либо кажутся способными помешать объективности, в таком случае вызывают законную озабоченность у тех, кто полагается на профессионалов, будь то клиенты, работодатели, коллеги по профессии или широкая общественность. Поэтому также важно избегать явных и потенциальных, а также фактических конфликтов интересов. Очевидный конфликт интересов — это конфликт, который, по мнению разумного человека, может быть скомпрометирован профессиональным суждением. Потенциальный конфликт интересов предполагает ситуацию, которая может перерасти в реальный конфликт интересов.

Основные примеры

Имея это в виду, рассмотрим следующие типы типичных конфликтов интересов, перечисленные канадскими политологами Кеном Кернаганом и Джоном Лэнгфордом в их книге «Ответственный государственный служащий». Они перечисляют семь категорий:

[1] Самодеятельность.  Например, вы работаете на правительство и используете свое служебное положение, чтобы заключить контракт с частной консалтинговой компанией, которой вы владеете. Другой пример — использование вашего положения в правительстве, чтобы устроить летнюю работу для вашей дочери.

[2] Принятие пособий.  Взяточничество является одним из примеров; существенные [не символические] подарки — еще один. Например, вы являетесь агентом по закупкам для своего отдела и принимаете ящик спиртных напитков от крупного поставщика.

[3] Торговля влиянием.  Здесь профессионал вымогает выгоду в обмен на использование своего влияния для несправедливого продвижения интересов определенной стороны.

[4] Использование имущества вашего работодателя в личных целях.  Это может быть столь же вопиющим, как кража канцелярских принадлежностей для домашнего использования. Или это может быть немного более тонко, скажем, с использованием программного обеспечения, лицензированного вашим работодателем для вашей собственной частной консультационной работы. В первом случае разрешение работодателя устраняет конфликт; а во втором — нет.

[5] Использование конфиденциальной информации. Работая на частного клиента, вы узнали, что клиент планирует купить землю в вашем регионе. Вы быстро бежите и покупаете землю на имя своей жены.

[6] Работа по совместительству или подработка.  Примером может быть открытие бизнеса на стороне, которая напрямую конкурирует с вашим работодателем. Другим случаем может быть так много внешних клиентов, что у вас нет времени и энергии, чтобы посвятить их вашему постоянному работодателю. В сочетании с [3] торговлей влиянием может случиться так, что профессионал, работающий на государственной службе, продает частные консультационные услуги частному лицу с уверенностью, что они получат выгоду от правительства: «Если вы воспользуетесь моей компанией, я уверен, что вы пройдет экологическую экспертизу».

[7] По окончании трудовой деятельности.  Опасной может быть ситуация, когда человек увольняется с государственной или частной работы и начинает заниматься бизнесом в той же области. Например, бывшая государственная служащая создает практику лоббирования бывшего отдела, в котором она работала.

Некоторые тесты

Как определить, есть ли у вас конфликт интересов, фактический, явный или потенциальный? Ключевым моментом является определение того, может ли ситуация, в которой вы находитесь, помешать или создать впечатление, что она помешает независимому суждению, которое вы должны демонстрировать как профессионал при выполнении своих служебных обязанностей. Хорошим тестом является «тест на доверие»: будут ли соответствующие другие [мой работодатель, мои клиенты, коллеги по профессии или широкая общественность] доверять моему суждению, если они узнают, что я нахожусь в такой ситуации. Доверие, по моему мнению, лежит в этической основе этого вопроса. Конфликты интересов связаны со злоупотреблением, фактическим или потенциальным, доверием людей к профессионалам. Вот почему конфликты интересов наносят ущерб не только отдельным клиентам и работодателям, но и всей профессии, снижая доверие людей к профессионалам.

На самом деле, «тест на доверие» предлагает один очень хороший способ справиться с конфликтом интересов: раскрыть свой личный интерес в этом вопросе соответствующим сторонам. Часто, если мы сообщаем другим, что может повлиять на наше суждение, они могут быть настороже и не застигнуты врасплох.

Но иногда недостаточно знать, что на суждения профессионала влияет конкретный частный интерес; клиент, работодатель и т.д. ожидает, что профессионал будет держаться подальше от таких ситуаций. Итак, второй способ избежать конфликта интересов — не участвовать в принятии решений или давать советы, если у вас есть личный интерес. Таким образом, в случае потенциальной самодеятельности добросовестный профессионал скажет, что он не может быть вовлечен в ситуацию, когда он одновременно участвует в торгах по государственному контракту и принимает решение в качестве государственного служащего, которому присуждается контракт. Она либо отойдет в сторону и полностью [и, я имею в виду, полностью] отстранится от определения того, кто получит контракт, либо вообще воздержится от участия в торгах по таким контрактам — что, вероятно, является самым мудрым планом действий.

Заключительное слово

Чтобы понять, что вы находитесь в ситуации конфликта интересов, могут потребоваться определенные навыки и здравый смысл. Это связано с тем, что частные и личные интересы могут омрачить объективность человека. Таким образом, может быть намного легче распознать, когда другие находятся в конфликте, чем когда вы сами. Это говорит о том, что может быть полезно поговорить с коллегой или другом, которому вы доверяете, когда вы сомневаетесь.

Но как только вы осознаете, что находитесь в ситуации конфликта интересов или приближаетесь к ней, этические ответы будут простыми: выйти из ситуации или, если вы не можете, сообщить всем затронутым сторонам о ваших личных интересах. Эти ответы сохранят доверие, необходимое для профессиональной объективности.

Важно понимать, что предотвращение конфликта интересов — это только часть добросовестного профессионала. Другая часть — трудная задача сделать выбор, когда этическая сторона ситуации не ясна или когда есть веские моральные причины действовать диаметрально противоположным образом. Это типично в случае информирования о нарушениях, когда обязанность лояльности по отношению к клиенту или работодателю требует соблюдения конфиденциальности, но это противоречит обязанности предупреждать общественность о серьезном вреде или опасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *