Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конфликт как вид социального взаимодействия: Конфликт как вид социального взаимодействия

33. Социальный конфликт как вид взаимодействия.

Взаимодействия между людьми создают основу и для социальных процессов. Процесс (лат. «движение») – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Они могут быть единичными, повторяющимися и периодическими.

Одним из наиболее часто исследуемых процессов стал социальный конфликт, потому что он является одним из обязательных атрибу¬тов социальных взаимодействий индивидов, групп и общно¬стей. Социальный конфликт – это столкновение противоположных це¬лей, позиций, мнений и интересов, которое приводит к реаль¬ной борьбе между субъектами взаимодействий.

Одной из причин конфликта может быть борьба личности за свои права. Если в результате конфликта человеку удается защитить свои права, то он оце¬нивает его как положительное событие. Иными словами, на¬ряду с негативными сторонами социальный конфликт имеет и позитивные моменты. Так, конфликт позволяет обнаружить социальную напряженность и заставляет людей искать выход из создавшейся проблемной ситуации.

На эту сторону социальных конфликтов указал американский со¬циолог Л. Козер, утверждавший, что конфликт не¬сет в себе не только деструктивную (разрушительную) функ¬цию, но и большой позитивный потенциал, т.е. конфликт носит конструктивный характер.

Неслу¬чайно Спенсер, Маркс, Вебер рассматривали конфликт как нормальное состояние общества, а Гумплович, Парк и Козер счи¬тали его важнейшим элементом социального взаимодействия. Их взгляды составили основу теории конфликта. Ее суть в том, что общество или организация функционирует таким образом, что каждый индивид или группа стараются получить максимальную выгоду от взаимодействия, что неизбежно приводит к социальному изменению, в частности к изменениям в политической сфере, революциям и т.д.

Социальные конфликты могут быть вызваны рядом причин. Главной причиной является несовершенство самих об¬щественных отношений, что проявляется в социальной неоднородности общест¬ва, различиях в уровнях доходов, власти, социальном прести¬же, доступе к образованию, религиозных различиях и др.

Кроме того, социальные конфликты вызываются социально-психологическими предпосылками: воспри¬ятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. В значительной мере поведе¬ние человека детерминируется социально-психологическими чертами личности: темпераментом, эмоциональностью, интел¬лектом, общей культурой.

Любой конфликт всегда представлен индивидами с их социальными ориентациями, ус¬тановками, мнениями и ожиданиями, поэтому он всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми про¬тиворечивости своих интересов интересам других лиц, групп, общностей или обществ. Это положение существенно расходится с марксистской концепцией конфликтов, где причинами кон¬фликтов считаются неразрешимые объективные противоречия между большими социальными группами или классами. В частности, К. Маркс считал, что господствующий класс вла-деет средствами производства и поэтому осуществляет соци¬альный контроль над другими классами. По мере того как рабочий класс осознает свое угнетенное положение, отношения ме¬жду эксплуататорами и эксплуатируемыми становятся все бо¬лее конфликтными, что приводит к социальной революции.

Однако, как показала соци¬ально-историческая практика, идео¬логическая концепция К. Маркса с ее абсо¬лютизацией экономических отношений, игнорированием субъек¬тивных оценок и форм поведения в конкретной реальной жиз¬ни оказалась несостоятельной.

Р. Дарендорф высказывал иную точку зрения, считая основой конфликтов полити¬ческие факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. По его мнению, конфликт может возникнуть во всех социальных груп¬пах и общностях, где есть отношения господства и подчине¬ния. Борьба за власть, господство и становятся причиной конфликта. Однако и в этой концепции фактор сознания игра¬ет главную роль: человек должен осознать, сопоставить свое положение с положением другого и сформировать установку на борьбу за власть, престиж и др.

Наиболее глубокое теоретическое обоснование проблемы социальных конфликтов получили в работах Р. Парка и Р. Дарендорфа. В частности, Парк обосновал концепцию социальной эволюции, в рамках которой конфликт рассматривается как источник общественного развития; в этом случае социальный мир предстает как поле битвы: множество групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Движущей силой развития взаимодействия людей Парк считал конкуренцию, которая может принимать различные формы: соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция. Соревнование – это взаимодействие без контакта между многими индивидами, но конкретный индивид не осознает своих конкурентов. Соревнование как форма борьбы за выживание (например, экономическое соревнование) может принять форму конфликта, однако соревнование превращается в осознанный конфликт только тогда, когда субъекты взаимодействия осознают, что возникшие проблемы нельзя никак разрешить иначе, и они начинают идентифицировать друг друга как конкурентов или врагов (при продвижении по службе).

Аккомодация – это приспособление субъектов к конфликтной ситуации, где их взаимодействия временно ограничены и регулируются законами и нормами. Например, студент считает, что преподаватель придирается к нему (конфликт). Т.к. он не может физически воздействовать на него, он вынужден приспосабливаться к нему на ментальном уровне, доказывая, что знает предмет, хотя боязнь, что на экзамене завалит, у него остается.

Т.е., хотя конфликт исчезает, он остается латентным по характеру.

Ассимиляция – это процесс уподобления, когда индивиды и группы, воспринимая и разделяя опыт, нормы и ценности других людей и групп, составляют с ними одно целое (мигранты).

Существуют различные классификации конфликтов. Например, в зависимости от объекта различают экономический, политический, семейно-бытовой, религиозный, идеологический конфликт. Соответственно субъекту конфликта последние подразделяются на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, этнонациональные, международные. Российский социолог Волков Ю.Г. предлагает следующую типологию: когнитивный конфликт как борьба точек зрения людей может перерасти в борьбу личностей, или межличностный конфликт, в конфликт между личностью и группой, затем в межгрупповой конфликт и далее в социальный конфликт – столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

Л. Козер представляет другую классификацию, выделяя реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата. Причиной конфликта такого рода может стать несправедливое распределение каких-либо преимуществ и ресурсов (власти, богатства, территории) между участниками, неудовлетворение их требований и т.п.

Причиной нереалистических конфликтов становятся накопившиеся отрицательные эмоции, обиды, враждебность, из чего следует, что острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Конфликты могут быть деструктивными, когда они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам, и конструктивными, способствующими выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Л. Козер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие. Как форма социального взаимодействия конфликт может быть инструментом формирования, стандартизации и поддержания социальной структуры.

Традиционно различают проблемы общественного характера, затрагивающие большие социальные группы, и проблемы личностные, касающиеся непосредственно каждого человека. Степень их актуальности в массовом сознании не всегда совпадает, что проявляется в характере социальных конфликтов, уровнях их распространения и глубине. Кризис общественных отношений наступает тогда, когда большая часть населения одновременно осознает обострение противоречий во всех сферах жизни. В этом случае общество нуждается в тотальных революционных переменах. Если они не проводятся правительством, то их осуществляет народ, как это произошло в российском обществе после глубокого кризиса тоталитарного коммунистического режима, загонявшего вглубь назревавшие социально-экономические и нравственные проблемы. Крайними формами конфликтов являются войны.

Поскольку конфликт является обязательным атрибутом социальных взаимодействий, различают 3 уровня конфликтов: на уровне личности – межличностные, на уровне групп – групповые и на уровне общества – социетальные. Хотя конфликты личностного характера занимают в конфликтологии незначительное место, их роль в жизни конкретного человека очень велика: именно межличностные конфликты 85% разводящихся супругов считают основной причиной распада семьи и 40% работников – причиной их увольнения с работы.

Так как в любой структуре всегда есть повод для конфликтной ситуации, мировое сообщество должно было бы постоянно находиться в состоянии «войны». Поэтому для избежания социальных конфликтов создаются целые системы социокультурных и правовых норм, регулирующих взаимодействия, и определяются формы выражения несогласия и уровни терпимости в социальных отношениях. Так, в сфере межгосударственных отношений это дипломатические ноты протеста против каких-либо нарушений в отношениях между странами, экономические эмбарго – запреты на ввоз в страну или вывоз из нее товаров и др.

Чтобы избежать наиболее острых форм социальных конфликтов, ученые разрабатывают концепции путей к согласию в обществе, уделяя особое внимание методам разрешения конфликтов. Последние весьма разнообразны по содержанию и характеру, каждый метод применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования, взаимодействия с соперниками и т.п.

Например, Р. Даррендорф выделял следующие методы разрешения конфликта. Первая группа методов разрешения конфликтов включает уклонение от конфликтного взаимодействия, исключение демонстрации собственных успехов, достоинств и т.п. с целью унижения другого, чтобы не подталкивать его к противостоянию.

Одним из часто применяемых методов разрешения конфликтов является принуждение, которое в случае обострения межэтнических и межстрановых противоречий оборачивается применением вооруженной силы, военными действиями. Конструктивными способами решения конфликтов являются компромисс, когда соглашение достигается путем взаимных уступок, переговоры, в ходе которых нужно искать взаимную выгоду на основе взаимоприемлемого использования существующих различий и расхождений. В межгрупповых и межстрановых конфликтах положительный эффект дает обращение к посреднику – третьей стороне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях прекращения противоборства и налаживания сотрудничества. В западных странах и в последнее время в странах СНГ широко используется арбитраж, который представляет собой определенный набор процедур примирительного характера, осуществляемых официально на это уполномоченными учреждениями или организациями, например, судов по трудовым спорам.

Хотя конфликтов избежать невозможно, следует помнить, какими способами можно перевести противоборство интересов в конструктивное русло и разрешить их с пользой для дела. Сегодня это очень важно, т.к. в мире отмечен рост конфликтов всех уровней: межличностных, между социальными и этническими группами (богатыми и бедными, басками и испанцами, курдами и турками, Косово) и сообществами (влияние ислама, вмешательство США и стран ЕС в дела государств на Ближнем Востоке и т. д.).

Конфликт как социальный феномен общественной жизни

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Конфликт (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни (например, конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных, в том числе эмоционально-психологических различий и т. д.). Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. Интенсивность, по мнению Р. Дарендорфа, означает «вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов» . Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта участники и субъекты могут менять свои статусы. Необходимо также различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

• провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

• содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

• поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта». Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников за их особый интерес в конфликте называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.

Ранг означает звание, чин, разряд, категорию. В социальной конфликтологии он определяется по принципу «высший— низший» и предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.

В реальном конфликте каждая из противоборствующих сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий ранг государственного обвинителя, уличенный во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы, а обвиняемый прокурором индивид — стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в этом юридическом конфликте.

Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус депутата Государственной Думы или Совета Федерации гарантирует отдельным индивидам и группам лиц депутатскую неприкосновенность. Статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы и гарантии для лиц, получивших этот статус. Статус женщины — матери может быть учтен при определении меры наказания за те или иные правонарушения и т. д.

Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.

Окружающая среда также является одним из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и др. факторов) и социальной среды — определенных социальных условий, в которых развивается конфликт.

Типы и примеры социальных взаимодействий (социология) (2023)

Социальное взаимодействие — это любой процесс общения между членами общества. Примеры социального взаимодействия включают сотрудничество, конфликт, социальный обмен, принуждение и подчинение.

В социологических терминах это определяется как процесс взаимного влияния, осуществляемого индивидами друг на друга во время социальной встречи.

Согласно Нисбету, существует пять основных типов социального взаимодействия:

  • Сотрудничество
  • Конфликт
  • Социальный обмен
  • Принуждение
  • Соответствие

Обратите внимание, что многие исследователи пытались классифицировать различные типы социального взаимодействия. Далее следует краткое рассмотрение одного из наиболее распространенных способов разделения типов социального взаимодействия.

Социологическое определение социального взаимодействия

Социальное взаимодействие является фундаментальной единицей анализа в социологии. Он описывает, как люди ведут себя, когда их пути пересекаются с кем-то еще. Любое взаимодействие, при котором человек или группа делают что-то для получения вознаграждения, называется социальным обменом (Нисбет, 1970, с. 56).

Социальные взаимодействия включают вербальное и невербальное общение.

Роберт Нисбет (1970, стр. 55) выделил пять типов социального взаимодействия: сотрудничество, конфликт, социальный обмен, принуждение и соответствие.

В настоящее время также часто встречается другая категоризация.

Современные социологи иногда делят социальное взаимодействие на следующие пять категорий: обмен, конкуренция, конфликт, сотрудничество и приспособление, причем последнее является промежуточным звеном между сотрудничеством и конкуренцией.

This gives use 10 types of social interaction, depending on the theorist:

Nisbet’s Typology of Social Interaction Contemporary Typology of Social Interaction
1. Cooperation 1. Exchange
2. Конфликт 2. Конкуренция
3. Социальный обмен 3. Конфликт
4. Принуждение 4. Сотрудничество
5. Соответствие 5. Размещение

Получить PDF этой статьи для класса

наслаждаться подписчиком только для подписчика к этой статье PDF

Типы социального взаимодействия.

Обмен — это тип социального взаимодействия, при котором человек или группа действуют определенным образом по отношению к другому человеку или группе, чтобы получить вознаграждение.

Наиболее распространенный тип отношений обмена между работодателем и работником. Работник должен вести себя в соответствии с пожеланиями работодателя, если он хочет получить вознаграждение.

Вознаграждение не обязательно должно быть денежным или даже материальным. Вознаграждение может быть субъективным и эмоциональным.

Примеры обменного взаимодействия

Примером обменного взаимодействия является ситуация, когда человек действует определенным образом по отношению к другому, чтобы получить благодарность.

Известные теоретики социального обмена подчеркивают важность благодарности в социальных взаимодействиях (Homans, 1961 & Blau, 1964).

Помощь пожилому человеку перейти улицу или дать деньги нищему может показаться не примером социального обмена, но во многих случаях это может быть так. Человек может действовать таким образом, чтобы получить благодарность (Попено, 19 лет).77, с. 50).

Случайные взаимодействия между незнакомцами и экономические отношения — не единственное место для социального обмена.

Отношения между любовниками или друзьями часто имеют элемент социального обмена.

Это не означает, что один человек любит другого просто для того, чтобы получить ответную любовь, а скорее, что бывают случаи, когда человек в таких отношениях действует, чтобы получить эмоциональное вознаграждение.

Это вознаграждение может быть простым выражением любви, благодарности или признания (Нисбет, 19 лет).70, с. 56).

2. Сотрудничество

Сотрудничество – это взаимодействие, при котором отдельные лица или группы действуют вместе для продвижения общих интересов или достижения общих целей.

Эти цели могут быть трудными или невозможными для индивидуального достижения. Таким образом, группа считает, что сотрудничество в интересах всех.

Сотрудничество можно разделить на четыре вида:

  1. Спонтанное
  2. Направлено
  3. Традиционный и
  4. Договорные (Нисбет, 1970, стр. 60-62).

Вся социальная жизнь основана на этом типе социального взаимодействия. Люди работают вместе, чтобы адаптироваться к окружающей среде и бороться с экологическими угрозами, такими как глобальное потепление.

Люди работают вместе, чтобы эффективно удовлетворять индивидуальные потребности. Они работают вместе, чтобы обеспечить взаимную защиту от внешних угроз. Все общества в значительной степени полагаются на наличие сотрудничества.

Сотрудничество Примеры взаимодействия

Сотрудничество происходит внутри групп, когда совместная работа может помочь получить большее вознаграждение для отдельных лиц, чем конкуренция.

Например, членам баскетбольной команды необходимо сотрудничать для достижения общей цели — победы в игре. Это может означать, что один член команды не может бросить мяч в кольцо, а вместо этого помогает бросившему по воротам с целью получения общего большего преимущества от победы в игре в команде.

Точно так же учителя могут сотрудничать, делясь ресурсами или временем обучения (т. е. обучение сверстников). Каждый сотрудничающий учитель выигрывает от того, что ему приходится меньше готовиться, поэтому совместная работа имеет явные преимущества.

3. Конкуренция

Сотрудничество является прямой противоположностью конкуренции. Конкуренция — вид социального взаимодействия, который некоторыми социологами выделяется в отдельную категорию.

Это происходит, когда один и тот же ограниченный объект или цель преследуются несколькими людьми или группами. Группы, вместо того чтобы объединяться, борются друг с другом за обладание каким-либо объектом или целью.

Согласно Нисбету, сотрудничество и конкуренция более взаимосвязаны, чем мы можем себе представить.

На практике редко можно увидеть одно без элементов другого (Nisbet, 1970, стр. 60). В примере с классом, приведенном выше, ученики все еще, вероятно, соревнуются внутри группы, даже если то, чего они хотят, отвечает их общим интересам.

И наоборот, соревнующиеся ученики могут попытаться сотрудничать в решении некоторых частей математической задачи, чтобы быстрее получить окончательный ответ.

Примеры взаимодействия с соревнованием

Примером соревнования является ситуация, когда учитель может представить классу математическую задачу.

Если учитель объявит, что тот, кто первым решит уравнение, получит награду, ученики, скорее всего, начнут соревноваться друг с другом.

Если учитель заявляет, что весь класс должен работать вместе над решением этой проблемы, и в случае успеха каждый из них получит награду, ученики, скорее всего, начнут сотрудничать.

4. Конформизм

Конформизм – это любое поведение, соответствующее социальным нормам и ценностям данной социальной группы.

Все социальные организации частично полагаются на существование этого типа социального взаимодействия. Мы часто слышим прилагательные «конформист» и «нонконформист» применительно к отдельным людям.

Но эта категоризация существует в спектре, а не в черно-белом варианте.

Человек может показаться нонконформистом только потому, что он соответствует нормам и ценностям другой социальной группы, а не той, о которой думает наблюдатель.

Например, ребенок, который одевается особым образом, может показаться не соответствующим нормам и стандартам общества, частью которого он является, но он может соответствовать нормам и стандартам своей субкультурной группы.

Примеры соответствия

Наиболее распространенным примером соответствия может быть политика. Обычно люди перестают верить во что-то только потому, что политическая партия, к которой они принадлежат, не одобряет это убеждение.

Аналогичный процесс происходит в группах друзей, романтических отношениях, семейных отношениях и так далее.

Хотя некоторое несоответствие можно объяснить соответствием какой-либо другой норме, экспериментальные и исторические данные свидетельствуют о том, что некоторые люди обычно менее конформистские, чем другие, независимо от того, что является нормой.

«Меньше» не означает, что некоторые индивиды просто совсем не конформны: все, хоть в какой-то мере, подвержены проявлениям конформности (Нисбет, 1970, с. 64).

5. Принуждение

Принуждение – это поведение, вызванное принуждением в любой форме, которое ограничивает свободу действий одного или нескольких социальных акторов.

Может показаться странным классифицировать принуждение как форму взаимодействия, поскольку кажется, что действует только одна сторона. Принуждение, тем не менее, ничто без принуждения человека или группы.

Принуждение по-разному проявляется как элемент почти любого социального взаимодействия. Угроза силой не является необходимым компонентом любого принудительного взаимодействия.

Так, например, принуждение может применяться, когда наказанием за неудачу является насмешка, отказ в любви, отказ в благодарности, отказ в признании или что-то подобное. Принуждение – обычная часть воспитания и образования.

По мнению Георга Зиммеля, принуждение, хотя и кажется отвратительным и угнетающим, часто является незаменимой опорой внутренней и внешней жизни личности (Зиммель, 1950, с. 299).

Примеры принуждения

Примером отношений принуждения являются отношения между полицейским и представителем общественности, которого мы арестовываем.

Представитель общественности принуждается – возможно, силой – к подчинению офицеру полиции, которому государство предоставило право применять силу принуждения.

Даже в этом экстремальном случае присутствует элемент ассоциации, так что это взаимодействие, а не просто пример действия одного человека.

6. Конфликт

Конфликт – это поведение, при котором люди или группы борются друг с другом за какое-то редкое и обычно желаемое вознаграждение.

Конфликт, к сожалению, кажется формой социального взаимодействия, которая никогда не покинет нас. Существование этого типа социального взаимодействия часто объясняет групповую сплоченность.

Общая проблема часто является объединяющей силой. Популяции, например, как будто объединяются под угрозой внешнего вторжения.

Нет длительных отношений, в которых не было бы конфликтов. Конфликт может быть серьезным или небольшим, молчаливым или осознанным, но некоторые формы конфликта неизбежны практически во всех человеческих отношениях.

Конфликт можно рассматривать как большую категорию, в которую попадает конкуренция. Редко можно увидеть конфликты без элементов сотрудничества и наоборот. Чистое объединение без какого-либо элемента конфликта эмпирически нереально (Зиммель, 1955, с. 15).

Примеры конфликтов

Примеры конфликтов включают межличностные споры, разногласия на рабочем месте и даже мирные протесты. В более широком масштабе мы можем наблюдать возникновение экстремальных конфликтов, которые приводят к войнам, санкциям и вооруженным мятежам.

Заключение

Изучение социальных взаимодействий — одна из важнейших тем социологии. Поэтому важно понимать обычно используемые категории типов социального взаимодействия.

В этой статье мы увидели классификацию Роберта Нисбета, а также более современную систему классификации. Конечно, существуют разные классификации, но наиболее часто используемой сегодня является, пожалуй, классификация Нисбета.

Ссылки

Блау, П. М. (1964). Обмен и власть в общественной жизни . Джон Уайли.

Гоффман, Э. (1972). О косметических работах: анализ ритуальных элементов в социальном взаимодействии . В Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу . Книги пингвинов.

Homans, GC (1961). Социальное поведение: его элементарные формы . Харкорт Брейс Йованович.

Нисбет, Р. А. (1970). Социальные связи: введение в изучение общества . Кнопф.

Попеное, Д. (1977). Социология . Прентис-Холл.

Зиммель, Г. (1950). Социология Георга Зиммеля . Свободная пресса.

Зиммель, Г. (1955). Конфликт и сеть групповых связей . Свободная пресса.

Тио Габуния (B.Arch, M.Arch)

Веб-сайт | + посты

Тио Габуния — академический писатель и архитектор из Тбилиси. Он изучал архитектуру, дизайн и городское планирование в Грузинском техническом университете и Лиссабонском университете. Он работал в этих областях в Грузии, Португалии и Франции. Большинство работ Тио посвящены философии. Другие работы включают архитектуру, социологию, городское планирование и экономику.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на научные исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогики Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

Browse the Site


Academic Writing Skills

Search


College Study Tips

Search


Topic Study Guides

Search


Search для учебных пособий

Лучшие руководства по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *