ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
УДК 1
Григорьева Е.О.
студент 4 курса Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
Кричмар В.А.
Старший преподаватель кафедры экономики промышленности и производственного менеджмента Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
КОНФЛИКТ: ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются причины возникновения конфликта между личностью и группой, а также пути их решения и даются рекомендации по разрешению конфликтной ситуации.
Ключевые слова: конфликт, причины, пути решения, рекомендации.
Конфликт является попутчиком всего жизненного цикла общества.
В любом обществе, в условиях, когда ежечасно меняется жизнь, когда стрессы идут параллельно деятельности человечества, когда каждый индивидум к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, связанные с конфликтами, а именно их предотвращение, анализ и разрешение стали особенно актуальны. Данные проблемы актуальны, прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества в целом.
Проблема разрешения конфликтных ситуаций важна потому, что в современном мире менеджерам различных уровней не хватает элементарных знаний по разрешению
конфликтных ситуаций на практике. Очень многие менеджеры считают, что решать конфликтные ситуации можно по старинке -методами давления, и они не догадываются, что существуют другие более мирные методы их решения.
У современного руководителя решение конфликтных ситуаций должно быть одной из важнейших функций. Мониторинг рабочего времени руководителей различного уровня показал, что они тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Хотя некоторые конфликтные ситуации имеют не только разрушительные, но и конструктивные результаты.
Всем известно, что решение одной проблемы влечет за собой ворох других проблем или, когда проблема остается долгое время нерешенной — возникает ряд других проблем.
Многие возникшие проблемы на предприятиях имеют именно такое происхождение. У этих проблем нет возможности разрешиться по той причине, что они повлекут за собой необходимость решения ряда других. Так, например, частной причиной возникновения конфликта на предприятии, может быть неудовлетворенность работников условиями и оплатой труда. Руководство предприятия никаких мер по разрешению конфликта не принимает, а чтобы не остаться без средств к существованию, работники вынуждены мириться с сложившейся ситуацией.
В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта. Их проявления заключаются в следующем:
— эмоциональная неудовлетворенность работников;
— высокий процент текучести кадров на предприятии;
— снижение производительности труда,
— нежелание работников принимать творческого участия в деятельности предприятия, вносить свой собственный вклад;
— незаинтересованность кадров в контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.
Как правило, на таких предприятиях существует сложная структура управления.
Чаще всего такая структура не позволяет руководству предприятия озвучивать и
доводить информацию до производственного персонала, что приводит к недопонимаю
21
со стороны работников. Непрофессиональные действия руководства напрямую влияют на снижение производительности труда, снижение качества выпускаемой продукции. Таким образом, неразрешенные внутренние проблемы предприятия могут перерасти во внешние, а внешний конфликт напрямую связан с потребителями продукции. Покупатели продукции, поставщики и подрядчики настороженно относятся к заключению договоров с предприятиями у которых возникли напряженные отношения между руководством и производственным персоналом. Данный фактор значительно снижает обороты и доходы предприятия, что, в конечном счете может привести к банкротству.
Создать конфликтную ситуацию не сложно и находиться в ней можно очень долго, привыкнуть и жить с ней, как с неизбежным злом. Однако надо помнить о том, что рано или поздно может наступить такой момент, который «взорвет» накаленную ситуацию и его последствия будут непоправимыми.
Исходя из этого, можно предложить следующие пути решения:
1. Руководство предприятия должно предпринять меры по урегулированию конфликта. Как можно чаще устраивать с сотрудниками предприятия встречи и собрания. По итогам встреч делать выводы по выходу из сложившейся ситуации.
2. Один раз в неделю установить приемные часы для сотрудников,
на которых каждый сотрудник в полной мере может высказать свое недовольство. Руководство, в свою очередь, обязано выслушать каждого сотрудника.
3. В положение об оплате труда включить пункт для мотивации сотрудников, путем ввода стимулирующих премий. Данный стимул будет являться ключевым фактором заинтересованности работников предприятия в улучшении качества производимой продукции, повышению объемов и выполнении поставленных планов и задач. Вследствие чего возрастет уровень производительности труда.
4. Изменить структуру управления. Такой прием решения конфликта подразумевает, что наличие четкой иерархии позволит каждому работнику знать, к кому обратиться с вопросом о решении конфликтных ситуаций.
5. Проблему передачи информации между работниками и руководством
предприятия можно решить размещением стендов с интересующей работников
22
информации, а так же о всех нововведениях и изменениях, происходящих в процессе деятельности предприятия.
Предложенные меры позволят снизить возникновение конфликтов между работниками и руководством предприятия.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта. Руководство должно понять наличие сложных и неразрешенных проблем между работником и организацией.
2. Определить возможность проведения переговоров. Организовать проведение собраний между подразделениями.
3. Согласовать порядок и процедуру переговоров. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
4. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. Выбрать решения в сложившейся ситуации, которые помогут прийти к общему положительному результату.
5. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, необходимо это общее решение представить в письменном виде.
Многие специалисты в области управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять конфликтом.
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому искусству управления. Поэтому конфликт, следует рассматривать не только как нечто крайне негативное явление, но и как средство повышения эффективности управления и организации деятельности предприятия.
Список литературы:
Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. М.: Проспект, 2018. 448 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.
Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт,
2018. 144 с.
Пути разрешения конфликтных ситуаций в государственных организациях (Шакирова Д.М.1, Миниханова А.Р.1, Козлова Е.А.1, Хабибуллина Э.Т.1, Баранова В.С.1, Агзамова А.Т.11 Казанский Государственный Энергетический Университет, Россия, Казань) / Лидерство и менеджмент / № 3, 2022
Цитировать:
Шакирова Д.М., Миниханова А.Р., Козлова Е.А., Хабибуллина Э.Т., Баранова В.С., Агзамова А.Т. Пути разрешения конфликтных ситуаций в государственных организациях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 891-902. – doi: 10.18334/lim.9.3.114916.
Аннотация:
Проблема разрешения конфликтов в организации особенно актуальна на сегодняшний день. На крупных предприятиях, где работают тысячи людей, неизбежны случаи недопонимания и споров. Особенно во время социальной трансформации, усложнения организационных структур и отношений в организациях. Переход из одного состояния в другой, новаторские и передовые процессы всегда довольно трудны и существенно влияют на эмоциальное состояние человека. Поэтому важно своевременно обнаруживать и пресекать конфликтные ситуации для устранения высокого социально-психологического состояния в коллективе. В данной статье раскрывается смысл понятия «конфликт», выявляются его положительные и отрицательные стороны в организациях. Определяются пути конструктивных выходов из них, объясняются различные способы эффективного управления конфликтом. В реальной жизни порой не так просто установить истинную причину конфликта и не всегда с лёгкостью удается найти оптимальное решение, чтобы его погасить. Именно для таких случаев полезно знать стили поведения в конфликте, которые могут использовать конкурирующие стороны.
Ключевые слова: конфликт, конкурирующие стороны, стили поведения, управление, менеджер, организация, метод К. Томаса
Введение
Конфликты существуют с древнейших времен, так как возникают в процессе взаимодействия людей. Каждый человек имеет право на свое личное мнение, и часто бывает, что оно отличается от других [3, с. 118] (Borzieva, 2021, р. 118).
Актуальность темы «Пути разрешения конфликтных ситуаций в организациях» превалирует на сегодняшний день. Путь становления хороших и доверительных отношений в рабочей среде тернист и труден, в нем всегда имеют, имели и будут иметь место конфликты, которые являются реальным и объективным проявлением противоречий, постоянно существующих в жизни людей. Без конфликтов невозможно дальнейшее развитие человечества. Конфликтные ситуации в большинстве случаев полезны для предприятий. Они стимулируют развитие и сотрудничество в дальнейшем, повышают эффективность работы, позволяют усовершенствовать межличностное общение и обмен информацией, призваны находить неожиданные решения каждодневных недоразумений. Однако не все так гладко, так как конфликты разрушают физическое и психическое здоровье людей. И задача менеджера найти различные способы его надлежащего управления, контролируя дисфункциональные элементы конфликта, облегчая его продуктивные аспекты [9]
Цель работы – исследовать поведение работников в конфликте, выявить преобладающие стратегии поведения на предприятии во время производственного процесса и определить наиболее эффективный метод управления.
Научная новизна статьи определяется ее целью и задачами, заключающимися в следующем: путем эмпирического исследования показаны природа конфликта в организации, его объективные и субъективные основания, что после позволило нам разработать рекомендации по руководству управлением конфликтами в организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что конструктивное управление конфликтом – это форма разрешения конфликта, которая устраняет те недостатки и просчеты в социально-организационной деятельности, вызвавшие его.
Для оценки правильности выбора стратегии поведения работников использовался метод анкетирования, был проведен опрос с последующим анализом.
Основная часть
Термин «конфликт» происходит от латинского «conflictus» (столкновение). Согласно Чарльзу Дарвину, биологические принципы «борьбы за существование» и «выживания наиболее приспособленных» являются причиной конфликтов. Зигмунд Фрейд и другие психологи придерживаются мнения, что врожденный инстинкт агрессии у человека является основной причиной конфликта. Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречивой информацией, иметь разные подходы к решению того или иного вопроса. Не научившись прислушиваться к мнению третьей стороны, часто люди заботятся только об удовлетворении собственного интереса. Особенно сложной становится ситуация, когда чувства не находят выхода, а просто замалчиваются. Образуется так называемый вакуум, через который трудно слышать и понимать друг друга. Конфликт также может возникать внутри индивида, как в ситуациях дилеммы выбора [3, c. 118] (Borzieva, 2021, р. 118).
Под конфликтом в организации понимают иерархию межличностных отношений, а именно разногласия, появившиеся на фоне различающихся мнений и взглядов при недостатке ресурсов, которые являлись в данной ситуации необходимыми потребностями. Такой диссонанс всегда требует рационального разрешения [2, 7] (Zaichenko, 2022; Todorova, Goh, Weingart, 2022).
Перейдем к последствиям конфликтных ситуаций. Общее предположение состоит в том, что конфликт имеет тенденцию негативно влиять как на отдельных лиц, так и на организацию в целом [6, 10]
Конфликтные ситуации могут не только влиять на работоспособность человека, но и приводить к психосоматическим расстройствам, наносящим ущерб здоровью человека [8] (Joo, Yoon, Galbraith, 2022). Так, конфликт приводит к определенному дезадаптированному поведению у людей, пытающихся справиться с ним.
В напряженных конфликтных ситуациях помимо психологических и поведенческих последствий конфликт также оказывает физиологическое влияние на человека [4] (Zhavoronkova, 2020). Так, в рабочей среде возникают следующие индивидуальные последствия работников:
— неудовлетворенность работой;
— апатия или безразличие к работе;
— стресс и выгорание;
— саботаж на рабочем месте;
— текучесть кадров;
— замкнутость и сопротивление изменениям;
— снижение обмена информацией и т. д.
Конфликты могут быть положительными. Прогресс и развитие цивилизации, которого мы достигли, до сих пор обусловлены конфликтом между природой и человеком. Конфликт высвобождает энергию, которая может привести к положительным, конструктивным результатам – на всех уровнях человеческой деятельности, при этом имея мотивационную ценность. Они побуждают или заряжают человека энергией для решения ситуации. Вместе с тем успешный выход из конфликта повышает уверенность в себе, неудачные же попытки делают человека более реалистичным и находчивым в поиске лучших альтернатив. Каждая организация сталкивается с внутренними и внешними конфликтами с момента своего создания [5]
Исследователи в области психологии выделяют пять основных моделей поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, игнорирование, соперничество и адаптация [1, 6] (Kotova, Maltseva, Pronina, Stets, 2021; Ronquillo, Ellis, Toney-Butler, 2021). Рассмотрим подробнее каждый стиль поведения.
1. Сотрудничество – самая сложная поведенческая модель, но и самая эффективная. Его цель – поиск решения, отвечающего интересам и потребностям всех сторон конфликта, стремление к достижению беспроигрышных вариантов. Для этого учитывается вклад каждого и выслушиваются все предложенные варианты. Обсуждения ведутся спокойно и без негативных эмоций. В разговоре для достижения результата используются доказательства, аргументы и убеждения. Этот стиль основан на взаимном уважении и тем самым помогает поддерживать долгосрочные отношения. Отсутствие хотя бы одного фактора делает данную модель поведения неэффективной.
2. Компромисс – менее конструктивная форма поведения в конфликте. Стиль все же имеет место, особенно когда необходимо быстро разрядить накопившуюся напряженность и урегулировать споры. Компромисс напоминает «сотрудничество», но выполнен на поверхностном уровне. В чем-то каждый уступает друг другу. Поэтому в результате компромисса частично удовлетворяются интересы сторон. Этот стиль стремится найти золотую середину, где обе стороны наступают на некоторые аспекты своих желаний, чтобы можно было согласовать решение. Данная модель известна как проигрыш-проигрыш, поскольку обеим сторонам придется отказаться от чего-то, чтобы прийти к соглашению по более серьезному вопросу. Компромисс может вызвать негодование, особенно если его слишком часто используют в качестве тактики разрешения конфликта, поэтому используйте его с осторожностью и экономно. Компромисс может подготовить почву для будущего сотрудничества, в котором обе стороны будут чувствовать себя услышанными. Менеджеры часто прибегают к такой модели как к облегчающему соглашению, однако полагаясь на эту технику, они уничтожают доброжелательность своих сотрудников и в будущем будут рассматриваться как неспособные к сотрудничеству.
3. Игнорирование характеризуется сознательным или неосознанным уклонением каким-либо образом от выяснения отношений. Человек, выбравший такую стратегию, старается не попадать в неприятные ситуации. Если они возникают, он просто уклоняется от обсуждения спорных решений. Некоторые люди довольно хорошо используют эту модель неосознанно, и это вполне оправданный ход. Игнорирование – это не всегда уход от ответственности или бегство от проблемы. В некоторых случаях эта задержка может быть подходящим решением. Это может быть эффективным стилем разрешения конфликтов, если есть шанс, что период обдумывания будет полезен или вам нужно больше времени, чтобы рассмотреть вашу позицию по самому конфликту. Однако избегание не должно заменять правильное разрешение. Откладывание конфликта на неопределенный срок может привести к большему количеству конфликтов в будущем. Если менеджер чрезмерно использует уклонение, они могут показаться некомпетентными, так как сотрудники будут думать, что он неспособен справиться с разногласиями.
4. Соперничество характерно для большинства людей. Эта модель поведения в конфликтных ситуациях отказывается идти на компромисс и не предполагает уступки другим взглядам или желаниям. Одна сторона твердо стоит на том, что она считает верным решением вопроса и не отступает, пока не добьется своего. Ценятся только свои интересы, потребности других людей не учитываются, а мнения и аргументы просто игнорируются. Соперничающая сторона всячески пытается заставить принять свою точку зрения. Участников конфликта, представляющих оппонента, принятое решение часто не устраивает, и они могут саботировать его или отказаться от отношений. Поэтому соперничество малоэффективно и редко результативно. И в большинстве случаев решения принимаются неверные, потому что чужое мнение не учитывается. Менеджеры, использующие этот стиль, показывают, что они сильны и не отступят от своих принципов. Споры решаются быстро, так как нет места для каких-либо разногласий или дискуссий. Однако менеджеры будут рассматриваться как авторитарные личности. Разрешение конфликтов путем подавления любого инакомыслия не приведет к счастливым, продуктивным сотрудникам. На эту модель не следует сильно полагаться.
5. Адаптация – эта стратегия, которая характеризуется отказом от борьбы и собственной позиции. Ситуацию смягчает уступчивость оппонента, который считает, что лучше сохранить отношения, чем ссориться и добиваться правоты. При такой модели поведения конфликт забывается, но рано или поздно он даст о себе знать. В каких случаях лучше идти на уступки? Когда потребности другого человека кажутся более важными, а его переживания в связи с этим очень сильны. Предмет разногласий не является значимым, когда в приоритете стоит поддержание хороших отношений, а не отстаивание своего мнения. Возникает ощущение, что не хватает шансов убедить собеседника в своей правоте. Этот стиль склонен к кооперативности со стороны лиц, принимающих решения, но может привести и к негодованию. Менеджеры могут создать репутацию спокойного человека, и сотрудники будут знать, что они могут высказывать свое мнение о проблемах без репрессий. Но недостатком менеджера является то, что если он использует стиль слишком часто, сотрудники считают его слабым. Использование этой техники не решит никаких проблем значимым образом.
Методы исследования
Существует множество методов управления и изучения конфликтов. Это эксперименты, методы описания и анализа конкретных случаев, интервью, опросы, разного рода экспертизы, анкетирование, изучение документов, комплексное исследование и наблюдение.
Для изучения межличностного конфликта в группах чаще всего используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса) – «Модульный подход к диагностике межличностных конфликтов» А.Я. Ансупова. Опрос включает в себя то, что каждый член коллектива оценивает свое отношение к себе и другим, квалификацию и ответственность каждого работника, качество выполнения им своих должностных обязанностей. Это оценивается по двум шкалам: от -5 до +5 и от 0 до 10 баллов. Например, один из вопросов звучал так: «Сравните важность каждого члена команды с интересами организации и с вашими личными интересами по шкале от 0 до 10». В итоге были выявлены наиболее конфликтные личности коллектива, а также многие другие связывающие характеристики.
Другой распространенной методикой, предназначенной для изучения моделей поведения в конфликтных ситуациях, является тест фрустрации Ф. Розенцвейга. Он состоит из 24 схематических контурных рисунков, на которых два или более человека ведут незаконченный разговор. Испытуемые должны были ответить на заявления людей на фотографиях, которые содержали явные или подразумеваемые обвинения против них. Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
Еще один из известных – это опросник К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». Испытуемому предъявляется 30 пар суждений, каждое из которых отражало поведенческую стратегию. Он выбирает одно из двух суждений, основанных на принципах «обычно я веду себя так» или «я, вероятно, буду вести себя так». Результаты показывают, в какой степени будет выражена каждая модель поведения при конфликте: конкуренция, адаптация, компромисс, избегание и сотрудничество. Это один из самых распространенных методов диагностики поведения человека в конфликтных ситуациях, и одной из причин этого является его доказанная валидность и надежность.
Также существует анкета Ершова А.А., с помощью которой выявляются стратегии поведения руководителей в конфликтных ситуациях, связанных с подчиненными. Ершов выделяет четыре ценностные ориентации, которые реализуются в конфликтных ситуациях: ориентация на работу и ее эффективность, ориентация на себя, ориентация на личностную перспективу и опыт, ориентация на коллегу и авторитет руководства, ориентация на служебное подчинение, ориентация на права и обязанности. Метод состоит из двенадцати конфликтных ситуаций, для которых предлагается четыре решения, которые, в свою очередь, соответствуют четырем направлениям.
Исследование проводилось 18 марта 2022 года в Госалкогольинспекции Республики Татарстан (контролирующий орган исполнительной власти). Общее количество сотрудников в организации – 110. В число респондентов входили 90 работников в возрасте 20–59 лет с различным уровнем образования и продолжительностью как общего стажа, так и стажа работы в организации.
Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап включает тестирование по методу К. Томаса (каждый сотрудник организации получает анкету с инструкцией и лист ответов). Второй этап – обработка полученной информации с помощью ключа метода (подсчет количества совпадений с ключом, затем перевод всего в проценты). Третий этап включал опрос, состоящий из 25 открытых и закрытых вопросов. На четвертом этапе на основе обработанных данных создаются таблицы и графики. На заключительном этапе делается вывод о преобладающей стратегии поведения у работников. Определяется наиболее эффективный метод управления.
Результаты исследования и их анализ
Было проведено эмпирическое исследование, и полученные результаты представлены ниже.
Таблица 1
Количество человек, набравших наибольшее количество баллов по каждой из стратегий
|
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Кол-во человек |
12 |
19 |
21 |
21 |
17 |
% рабочих |
14% |
21% |
24% |
23% |
19% |
Источник: составлено авторами.
Рисунок 1. Количество человек, набравших наибольшее количество баллов по каждой из стратегий, %
Источник: составлено авторами.
Из полученных результатов видно, что работники прибегают ко всем пяти стилям поведения в конфликтных ситуациях в разном процентном соотношении. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как компромисс, избегание и сотрудничество (рис. 1). Опрошенные склонны откладывать все дела и конфликты на потом либо же готовы пойти на уступки, получив что-либо взамен.
В анкете присутствовал вопрос о том, как часто возникают конфликты в организации. По мнению большинства (48%), они происходят иногда, как видно из рисунка 2. При этом всего 5% работников считают, что конфликтные ситуации в их организации встречаются очень часто.
Рисунок 2. Как часто возникают конфликты в организации?
Источник: составлено авторами.
Интересно подметить, что 62% определенно считают себя конфликтной личностью (рис. 3).
Рисунок 3. Считаете ли Вы себя конфликтной личностью?
Источник: составлено авторами.
Работникам в одном из пунктов опроса был задан вопрос о наиболее частых причинах конфликтов в производственной деятельности. Как показывают результаты (рис. 4), преимущественно разногласия возникают из-за несправедливой оплаты труда – 60%. На втором месте по причине неправильной организации деятельности – 24%.
Рисунок 4. Причины возникновения конфликтов
Источник: составлено авторами.
Кроме того, работники могли написать или высказать свои варианты причин, которые встречались в их организации. На появление очагов напряженности в коллективе повлияли несправедливое распределение привилегий, чувство зависти у работников друг к другу и превышение полномочий руководителями. В качестве причины возникновения конфликтов была также названа борьба за должность.
Можно сделать выводы, что производственные конфликты возникают по причинам разногласий относительно процессов производства. Могут зарождаться между сотрудниками разных квалификаций или разных социальных категорий. Также трудовые конфликты чаще всего возникают на материальной почве.
Заключение
Возникший конфликт не следует избегать и притворяться, будто ничего не произошло. Со временем напряженность будет нарастать, и конфликтная ситуация будет только усугубляться. Следует разобраться с этими неудобными вопросами как можно скорее, прежде чем проблемы и плохие чувства войдут в повседневную работу. Появление противоречий и разногласий между двумя сотрудниками или же группами сотрудников свидетельствует о том, что пришло время улучшить межведомственную коммуникацию. Разрешение конфликтов требует достаточного количества времени. Каждая конкурирующая сторона должна услышать друг друга. Не нужно монополизировать разговор или контролировать тему, необходимо сосредоточиться на проблеме. Поиск согласия демонстрирует готовность искать точки соприкосновения и строить отношения вокруг этих элементов доверия. Если вы занимаете руководящую должность, иногда может потребоваться посредничество в конфликте на работе.
Данные тестирования и анкетирования позволяют сформулировать следующие советы по управлению и разрешению конфликтов на рабочем месте:
1. Выясните, что является источником конфликта.
2. Найдите безопасное и уединенное место для разговора.
3. Слушайте активно, и пусть каждый скажет свое слово.
4. Исследуйте ситуацию.
5. Определите пути достижения общей цели.
6. Согласуйте наилучшее решение и определите обязанности каждой стороны в разрешении.
7. Оцените текущее состояние дел и определите превентивные стратегии на будущее.
Таким образом, можно резюмировать, что существуют разные модели поведения в конфликтной ситуации, однако наиболее правильной и универсальной не существует. Необходимо адекватно оценивать ситуацию и общаться с оппонентом в зависимости от нее. Вышеизложенные рекомендации позволят усовершенствовать процесс взаимовыгодного сотрудничества организации и сотрудника при выполнении поставленных целей и задач.
1. Котова О.В., Мальцева С.М., Пронина Е.Р., Стец А.В. О методах разрешения конфликтных ситуаций в организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 2(35). – c. 207. – doi: 10.26140/anie-2021-1002-0037.
2. Заиченко Я. В Исследование уровня конфликтности в отделе управления персоналом // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. Москва, 2022. – c. 40-46.– doi: 10.34755/IROK.2022. 61.81.008.
3. Борзиева З.М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития // Молодой ученый. – 2021. – № 5(347). – c. 118-119.
4. Жаворонкова Т.А. Конфликтология как наука в жизни и органах государственных учреждений // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 6(110). – c. 45.
5. Шичиях Р.А., Коваленко Л.В. К вопросу об эффективности управления трудовыми конфликтами в современных организациях // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 1(42). – c. 296-301. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-10927.
6. Ronquillo Y., Ellis V.L., Toney-Butler T.J. Conflict Management. Ncbi.nlm.nih.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470432.
7. Todorova G., Goh K.T., Weingart L.R. The effects of conflict type and conflict expression intensity on conflict management // International Journal of Conflict Management. – 2022. – № 1. – p. 245-272. – doi: 10.1108/IJCMA-03-2021-0042.
8. Joo B.-K.(B)., Yoon S.K., Galbraith D. The effects of organizational trust and empowering leadership on group conflict: psychological safety as a mediator // Organization Management Journal. – 2022. – doi: 10.1108/OMJ-07-2021-1308.
9. Caputo A., Kargina M., Pellegrini M.M. Conflict in virtual teams: a bibliometric analysis, systematic review, and research agenda // International Journal of Conflict Management. – 2022. – doi: 10.1108/IJCMA-07-2021-0117.
10. Turesky E.F., Smith C.D., Turesky T.K A call to action for virtual team leaders: practitioner perspectives on trust, conflict and the need for organizational support // Organization Management Journal. – 2020. – p. 185-206. – doi: 10.1108/OMJ-09-2019-0798.
4 пути к разрешению конфликтов на рабочем месте – ответственный подход к персоналу
Работа в разнородной команде сотрудников часто является открытым поводом для возникновения конфликтов. Различные точки зрения, разные стили работы, недостаток общения и даже личные проблемы могут быть причинами разногласий на рабочем месте.
Обычно люди реагируют двумя способами… один из них – избегать конфликта любой ценой. Но это служит только тому, чтобы заставить кого-то уйти или закрыться, так что нет никакого способа на самом деле решить проблему . Другой способ — гневный или взволнованный ответ. Такой ответ только усугубляет текущую ситуацию и раздувает проблему до невероятных размеров.
Любой из этих вариантов может нанести ущерб рабочей площадке. Злые или расстроенные люди не сосредоточены на работе, которую они делают, и могут совершать критические ошибки, которые, как минимум, заставят кого-то еще работать, а в худшем могут причинить физический вред.
Изучение некоторых простых способов разрешения конфликта может помочь разрядить сложную ситуацию и вернуть сотрудников и коллег в нужное русло.
Вот 4 момента, которые следует учитывать при попытке разрешить конфликт:
- Сделать решение проблемы приоритетом, а не «быть правым».
Победа в споре не решит проблему. Четко объясните, в чем проблема, сформулируйте и переформулируйте, если необходимо, именно то, чего вы пытаетесь достичь. Уважайте точку зрения других. Предложите несколько конкретных решений и позвольте другому человеку, не перебивая и не критикуя, также внести свой вклад. Избегайте возложения вины и затягивания битвы.
- Слушай внимательно.
Иногда проблема может заключаться не в том, что на самом деле говорится. Ссора с членом семьи или личная финансовая проблема могут заставить человека наброситься на коллегу, хотя он на самом деле не злится на него. Потратив время на то, чтобы действительно выслушать, мы можем понять реальную проблему и предложить поддержку и понимание. Спокойный голос и манера поведения могут разрядить конфликт намного быстрее и лучше, чем громкий и гневный ответ.
- Сосредоточьтесь на здесь и сейчас.
Обида или прошлые обиды ослабят вашу способность справиться с текущей ситуацией. Сосредоточьтесь на решении текущей проблемы, а не рассматривайте ситуацию как возможность вспомнить прошлые конфликты или проблемы.
- Знайте, когда отпустить ситуацию.
Конфликты могут быть эмоционально истощающими и отнимать много времени. Если вы видите, что решение не приходит, предложите компромисс, согласившись не соглашаться. И, если ничего не помогает, рассмотреть вопрос о привлечении нейтральной третьей стороны, чтобы помочь разрядить ситуацию.
Иногда вы не можете решить проблему полностью, но наличие некоторых инструментов для выработки решения может иметь большое значение для создания более гармоничной рабочей среды и установления более эффективных отношений на работе.
Схема обучения развитию навыков управления конфликтами
Узнайте, как эффективно вести себя с другими в антагонистических ситуациях. Узнайте, как уменьшить напряжение или конфликт. Узнайте, как эффективно разрешать споры, сосредоточившись на решении текущих проблем, не оскорбляя самолюбия.
Распознайте и разрешите потенциальный конфликт, прежде чем он обострится.
Тренируйтесь слушать, чтобы избежать типичных ошибок в конфликте.
Управляйте своими эмоциями, чтобы достичь взаимопонимания.
Курсы
1
Разрешение конфликтов для начинающих
1ч 34м
Разрешение конфликтов для начинающих
Автор: Линн Хердл
Узнайте, как разрешать конфликты и находить результаты, выгодные для всех.
34 019 зрителей Выпущено 16 марта 2021 г.
2
Общение через несогласие
41м
Общение через несогласие
Автор: Линн Хердл
Изучите инструменты и тактики для эффективного общения при разногласиях в любой ситуации.
27 503 зрителя Выпущено 18 февраля 2022 г.
3
Как проактивно управлять конфликтами в качестве сотрудника
26 м
Как проактивно управлять конфликтами в качестве сотрудника
Автор: Лори Рюттиманн
Управляйте конфликтом до того, как он обострится. Узнайте, как распознавать признаки конфликта и применять стратегии решения проблем, чтобы решить их с помощью такта и дипломатии.
40 187 зрителей Выпущено 14 октября 2020 г.
4
Ошибки, которых следует избегать при разрешении конфликта
39 м
Ошибки, которых следует избегать при разрешении конфликта
Автор: Линн Хердл
Узнайте, как избежать типичных ошибок при работе над разрешением конфликтов на работе и в личной жизни.
20 527 зрителей Выпущено 19 марта 2021 г.
5
Управление конфликтами в среде удаленной работы
52 м
Управление конфликтами в среде удаленной работы
Автор: Эми Галло
Узнайте, как ориентироваться и разрешать конфликты, возникающие в удаленной рабочей среде.