Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конфликты в межличностных отношениях 6 класс кратко: Конфликты и межличностные отношения (конспект и презентация) | План-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме:

§9. Конфликты в межличностных отношениях

1. Как ты понимаешь, что такое конфликт? Запиши не менее 5 синонимов к этому понятию.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Синонимы: противостояние, противоречие, ссора, спор, разногласие, разлад, выяснение отношений, грызня, размолвка, раздор, стычка.


2. Заполни таблицу «Плюсы и минусы конфликта». Сделай не менее трёх развёрнутых выводов из неё.

Положительные стороны конфликтаОтрицательные стороны конфликта
1) толчок к развитию;
2) стороны лучше узнают друг друга;
3) дает выход пару;
4) выявление скрытых достоинств или недостатков.
1) оскорбления;
2) потеря друзей или близких;
3) материальные и эмоциональные затраты;
4) снижение производительности труда.

В споре рождается истина, выясняются разные точки зрения, Находим лучший или более приемлемый вариант действия. Из-за конфликта возникает психологическое расстройство здоровья, теряются энергия и силы человека.


3. Реши кроссворд.

По вертикали:
1. Словесное столкновение разных мнений. 2. Тактика, при которой бывшие соперники в результате определнных усилий начинают добиваться своих целей сообща. 3. Соглашение на основе взаимных уступок. 4. Третья сторона, которая помогает разрешению конфликта. 5. Тактика поведения, при которой одна из сторон пытается всячески уходить, не замечать конфликта. 6. Применение физической силы или психологического давления для достижения своей цели в конфликте. 7. Коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.

8. Состояние душевного дискомфорта, вызванное конфликтом.

По горизонтали:


9. Противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, различных интересов, убеждений. 10. Синоним конфликта. 11. Переживание, вызванное непониманием или несправедливостью. 12. Преимущественно ориентация человека на удовлетворение своих интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. 13. Увлеченность чем-либо 14. Продолжение конфликтного противостояния, переход его на новый уровень. 15. Понесенный урон, убытки, утрата денег или имущества, непредвиденные расходы или упущенная выгода. 16. Документ, в котором стороны конфликта фиксируют свои отношения. 17. Неразрешимая на первый взгляд, трудная ситуация. 18. Одна из фаз конфликта, его завершающий этап.
По вертикали: 1. спор. 2. сотрудничество. 3. компромисс. 4. посредник. 5. избегание. 6. насилие. 7. переговоры. 8. стресс.
По горизонтали: 9. конфронтация. 10. ссора. 11. обида. 12. эгоизм. 13. участие. 14. эскалация. 15. ущерб. 16. договор. 17. кризис. 18. затухание.


4. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта для изучения ситуации, случившейся с незадачливой неряхой Федорой, от которой ушла вся посуда вместе с домашней утварью. (История подробно описана К. И. Чуковским в произведении «Федорино горе».) Рассмотри следующие положения:

1. Кто конфликтует (участники)? Федора и посуда.

2. Объект притязаний (из-за чего возник конфликт).

Неподобающие условия содержания и ухода за посудой.

3. Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта). Посуда заявляет, что не согласна более терпеть неисполнительности Федоры и уходит.

4. Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом). Федора опасается потери своей посуды, а посуда того, что больше не нужна хозяйке, и что конфликт может не найти конца.

5. Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта). Нет.

6. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось). Федора решает удовлетворить требования посуды, а посуда вернуться, по условию того, что Федора выполнит свои обязательства ради взаимной выгоды сторон.

7. Оценка выбранного сторонами способа разрешения конфликта (что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта). Федора получила обратно свою посуду и может использовать ее по назначению, а посуда получила регулярный уход и хорошие условия содержания.


5. Прочитай текст и ответь письменно на вопросы к нему.

Слепой и молоко (басня)


Один слепой от роду спросил зрячего: «Какого цвета молоко? »

Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая».
Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?»
Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая».
Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?»


Зрячий сказал: «Нет, он просто белый, как зимой заяц-беляк».
Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?»
Зрячий сказал: «Нет, белый цвет точно такой, как снег».
Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?»
И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, каким бывает цвет молока.
(Л. Н. Толстой)

1) Какие барьеры помешали героям басни понять друг друга?

Слепой никогда не видел белого цвета, и не может знать как он выглядит, так как цвет нельзя пощупать.

2) Какой вывод, полезный для предотвращения конфликта в общении, можно сделать на основе этой басни?


Вежливо объяснить слепому что он не может почувствовать цвет, его можно только увидеть.


6. Насколько ты конфликтная личность?Тест выполняется самостоятельно


7. Составь план на тему «Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации». Чем подробнее получится твой план, тем лучше.

План:

1. Метод уточнения;
2. Метод «заезженной пластинки»;
3. Метод внешнего согласия;
4. Метод «Я – это Я».


8*. Составь памятку переговорщика. Запиши основные правила поведения при переговорах.

1. Взвесить силы свои и своего оппонента.
2. Составить мысленный план ведения переговоров.
3. Вести записи переговоров.
4. Не перебивать говорящего.
5. Не отвлекаться на темы, отличные от темы переговоров.
6. Быть вежливым.

Правила поведения на переговорах:

1. Контролируй восприятие;
2. Не бойся манипулировать;
3. Уделяй внимание интересам, а не позициям.

«Конфликты в межличностных отношениях»

Конфликты в межличностных отношениях

Обществознание

6 класс .

Раз мы строили у моря

С братом замок из песка.

Вдруг нечаянно рукою

Брат задел меня слегка.

 

От обиды я панамой 

Запустил в него. И — в глаз!

Он же мне ногою прямо

По коленке стукнул раз.       

 

Бросил я в него очками,

Он в меня – своим совком,

На него я – с кулаками,

Он в ответ – в лицо песком!

 

В общем, вышла с братом драка,

Мы дрались до синяков.

Только жалко, что от замка

Не осталось и следов…

 

Разве будет строиться

Замок, если ссориться?

Людмила Громова

План урока

1.Как возникает межличностный конфликт

2. Семь раз отмерь…

3.Как не проиграть в конфликте

Конфликт — это

  • Конфликт  (от лат. conflictus — столкновение) — отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт -это

  • Найдите определение конфликта в словаре стр.157.
  • Запишите в тетрадь.

Межличностный конфликт — это

  • Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события.

Ступени развития конфликта

Что лежит в основе конфликта?

Причины конфликта

  • Смысловые «барьеры»: одно и то же слово (фраза, событие) имеют разный смысл для разных людей.
  • Эмоциональные «барьеры»: заключаются в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию.
  • Моральные «барьеры»: возникают из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Сотрудничество («со»-+ «труд» –совместный труд.

Такой вариант поведения направлен на поиск решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Компромисс — это   взаимные уступки, сделка.

Для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Приспособление

Если только одна из сторон стремится сгладить противоречия путём односторонних уступок, готова поступиться своими интересами.

Варианты поведения в конфликтной ситуации

  • Избегание

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём немедленно

Конфликты

Конструктивные Неконструктивные

  • При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов.

Как не проиграть в конфликте

Заключительная стадия – РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА:

  • Подчинение
  • Компромисс
  • Прерывание конфликтных действий
  • Интеграция

Прочитайте стр. 137-138 учебника Определите наилучший исход конфликта.

Народная мудрость

  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  • Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.
  • Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  • Лучший способ решать конфликты – избегать их.

Какого человека можно назвать конфликтным?

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
  • а) не принимаю участия;
  • б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
  • в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
  • 2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
  • а) нет;
  • б) только если для этого имею веские обстоятельства;
  • в) критикую по любому поводу.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 3. Часто ли спорите с друзьями?
  • а) только если это люди необидчивые;
  • б) лишь по принципиальным вопросам;
  • в) споры — моя стихия.
  • 4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
  • а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
  • б) молча возьму солонку;
  • в) не удержусь от замечаний.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
  • а) с возмущением посмотрю на обидчика;
  • б) сухо сделаю замечание;
  • в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
  • 6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
  • а) промолчу;
  • б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
  • в) устрою скандал.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • 7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
  • а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не
  • участвовать в ней;
  • б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять
  • реванш;
  • в) проигрыш надолго испортит настроение.

«Конфликтная ли Вы личность?»

  • Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.
  • Подсчитайте общую сумму набранных баллов.
  • От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.
  • От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.
  • До 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

Притча «Груз обид»

Ученик попросил учителя:

— Вы такой мудрый. Вы всегда в хорошем настроении, никогда не злитесь. Помогите и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время.

Притча «Груз обид»

Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложите что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Домашнее задание

  • Параграф 15
  • Составить правила поведения в конфликтной ситуации.
  • Подобрать поговорки и пословицы по теме.

Использованные источники

  • Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2021. 
  • Тест:» Сборник психологических тестов» / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.
  • Притча «Груз обид» :  https:// pritchi.ru/id_8148
  • Шаблон и иллюстрации из открытого доступа в сети Интернет

Разрешение конфликтов в межличностных отношениях

RRelationships

  • Джозеф Роу
  • 9 сентября 2022
  • Чтение через 3 минуты

Думаете о терапии?
Пройди наш тест и узнай, какие терапевты тебе подходят.

пройти викторину

Конфликт определяется как серьезное разногласие или спор, несовместимость или противоречие. Это неприятная и неизбежная часть отношений, и если с ней обращаться неправильно, это может привести к напряжению, обиде и даже к разрыву отношений. Частью моей работы в качестве семейного консультанта является помощь парам в изучении навыков разрешения конфликтов и в том, как применять их на практике в своих отношениях. Вот несколько советов, которым я даю своих клиентов:  

Займите немного места — Занять пространство от конфликта может показаться нелогичным для разрешения конфликта. Однако смысл ненадолго уйти от конфликта состоит в том, чтобы уменьшить физиологическое возбуждение, которое возникает во время большинства конфликтов. Такие вещи, как учащенное сердцебиение, покраснение кожи и мышечное напряжение, являются физическими последствиями участия в конфликте. Использование пространства может принести пользу конфликту, позволяя обеим сторонам остыть физически и, как следствие, умственно и эмоционально, позволяя вести дискуссию, когда обе стороны находятся в более спокойном и уравновешенном состоянии. Это может быть небольшой перерыв или даже договоренность с вашим партнером, чтобы обсудить проблему в будущем. Важным моментом является то, что дискуссии не избегают, а уделяют время спокойной и собранной беседе.

Физиологическое самоуспокоение – исследования Готтмановского института показывают, что частый опыт физиологического гипервозбуждения (бей или беги) приводит к ожиданию негативных переживаний в будущих конфликтах. Исследования показали, что даже 15-20 минут, потраченные на заземление, медитацию или глубокое дыхание, могут снизить частоту сердечных сокращений и физические признаки стресса у пары, когда они возвращаются к предыдущему разговору. Практика других действий, таких как глубокое дыхание, сосредоточение внимания на другой задаче или размышление о спокойном месте, снижает стресс. Найдя что-то, что расслабляет или успокаивает вас после сильного эмоционального переживания, вы можете вернуться к обсуждению в гораздо более спокойном и расслабленном состоянии.

Осведомленность о невербальном общении. Большая часть нашего общения осуществляется невербально, и исследования показали, что до 70% сообщений, которые мы отправляем, исходят из этого невербального общения. Такие вещи, как поза, тон голоса, язык тела и зрительный контакт, передают сообщения во время наших разговоров, о которых мы можем не знать. Даже то, насколько близко мы стоим к кому-то, может повлиять на ход разговора. Важно работать над самосознанием при общении с другими, включая поведение, которое может быть задумано как агрессивное или унизительное для других. Принимая во внимание тип среды, в которой вам и вашему партнеру комфортно во время конфликта, и работая над созданием этой среды, можно добиться гораздо лучших результатов во время разногласий..

Проявление эмпатии по отношению к другому человеку. Один из самых сложных моментов в разрешении конфликта — рассмотрение точки зрения другого человека на ситуацию. Мне нравится переформулировать идею конфликта в ситуации, когда два человека имеют разные идеи, которые они оба считают правильными. В этом смысле понимание аргументации вашего партнера может помочь уменьшить стигму и осуждение по отношению к нему, а также не превращать его в соревнование о том, кто «выигрывает», а кто «проигрывает». Активное слушание — отличный инструмент, который можно использовать, чтобы услышать и понять, что ваш партнер пытается сообщить. Результаты 2019 годаисследование показывает, что эмпатия связана с более благоприятным отношением и более высокой готовностью к примирению в различных межгрупповых условиях, что относится к конфликтам в межличностных отношениях.

Разбираться с конфликтами никогда не бывает весело, но преодоление конфликтов является важным компонентом для развития здоровых и открытых межличностных отношений. Выполнение этих шагов может помочь вам справиться с конфликтом с вашим партнером и создать среду, в которой оба человека чувствуют себя услышанными и понятыми. Разногласия неизбежно возникают в отношениях, и с помощью инструментов для преодоления конфликтов с ними можно справиться продуктивными способами, которые в конечном итоге укрепят связи и связи с другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *