Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «землетрясение», «поэма В.В. Маяковского «Хорошо!»
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»).
Относительные и безотносительные понятия
Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — учитель», «начальник» — «подчинённый»).
Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы. Существующие самостоятельно, вне зависимости от другого («дом», «человек», «доменная печь»).
Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок.
Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом, и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «безупречность», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными.
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствуют в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»).
Собирательное и несобирательные понятия
Собирательные называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая»). Проверяем так. Об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом.
Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными(«созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека»).Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»).
Приведём примеры полной логической характеристики некоторых понятий.
«Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
«Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
«Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Отношения между понятиями
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определённых отношениях. Далёкие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются
Сравнимые понятия делятся на совместимые (объёмы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые, объёмы которых не совпадают ни водном элементе.
Пятимесячные младенцы соотнесли абстрактные понятия с символьной репрезентацией
Французские ученые выяснили, что уже в возрасте пяти месяцев — до того, как появляется способность говорить, — ребенок может выстраивать связи между абстрактными понятиями и конкретными символьными обозначениями, причем как визуальными, так и звуковыми. Для этого они обучили младенцев соотносить сочетания различных слогов с изображениями и словами и измерили активность их мозга в процессе обработки знакомых и незнакомых для них сочетаний. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Концепты в человеческой системе восприятия делятся на конкретные и абстрактные, и если конкретными понятиями манипулировать довольно легко, то с абстрактными все не так просто. К примеру, есть банан: он желтый, вытянутый и сладкий на вкус — конкретный объект. Один раз выучив, что такое банан и как он выглядит, ребенок без проблем научится его определять. Есть и другие понятия, абстрактные: например, музыка, время или любовь. Каждый из этих концептов нельзя представить в виде какого-то конкретного объекта, но можно выразить символически, а самая структурированная символическая система — это человеческий язык. Скажем, абстрактное понятие любви можно описать с помощью метафор вроде «бабочки в животе», а музыку — разделить на ноты, присвоив каждой специальный символ.
Нетрудно предположить, что подобная достаточно сложная концептуальная система может выстроиться только в том случае, если ребенок уже умеет говорить и понимать речь. Тем не менее, для самого владения речью концептуальная система уже должна работать: ребенок, произнося свое первое слово, уже понимает, что это слово означает. Клэр Кабдебон (Claire Kabdebon) и Жислен Деан-Ламбертц (Ghislaine Dehaene-Lambertz) из Университета Париж-Сакле решили проверить, могут ли младенцы (всего в исследовании приняли участие 150 детей) выстраивать связь между каким-либо концептом с одной стороны и его символьным обозначением — с другой.
Ученые составили словарь из слогов, фонологически характерных для родного языка матерей младенцев — французского. Эти слоги были разделены на две группы в зависимости от расположения в них гласных и согласных. Получившиеся из таких слогов слова, в свою очередь, подразделялись на три группы в зависимости от расположения этих слогов: AAB, ABA и ABB.
В фазу обучения до начала самих экспериментов ребенка научили связывать определенную последовательность слогов в «словах» с объектом: например, слову в форме AAB соответствовало изображение рыбки, а слову в форме ABA — изображение львенка. Во втором эксперименте вместо львенка ученые использовали символьную репрезентацию в виде псевдослова, состоявшего из одного слога.
В качестве основного показателя понимания ребенка связи между символическим обозначением и сочетанием слогов ученые с помощью электроэнцефалографии измерили поздние вызванные потенциалы головного мозга — электрическая реакция в ответ на стимул. Ученые предположили, что при обработке стимулов возникнет разница потенциалов. Другими словами, активность мозга при обработке знакомой пары концепт-символ будет отличаться от обработки незнакомой пары: пара AAB вместе с изображением львенка, предположительно, вызовет у ребенка удивление, и активность его мозга на энцефалограмме будет другой. В качестве нейтрального (контрольного) условия ученые использовали незнакомое для детей «слово» — сочетание слогов в формате ABB.
Ученые выяснили, что активность мозга младенцев при обработке знакомых и незнакомых стимулов действительно отличается: причем это было заметно как в первом эксперименте, в котором использовались только картинки, так и во втором, где символьная репрезентация была в различной модальности (не только картинки, но и слова). Более того, различие вызванных потенциалов наблюдалось и в третьем эксперименте: в нем младенцам необходимо было выстроить обратную картину, соотнеся не понятие с его символьным обозначением, а наоборот.
Авторы работы, таким образом, показали, что еще до того, как дети учатся говорить, они формируют способность связывать достаточно сложные концепты реального мира с их символьной репрезентацией. Более того, то, что дети смогли соотнести абстрактное понятие с несколькими модальностями так же говорит о том, что подобная концептуальная система достаточно гибка — как и у взрослых. При описании абстрактных и конкретных объектов мира вокруг человек может пользоваться самыми разными средствами передачи информации: так, у банана есть вкус и цвет (то есть банан воспринимается минимум через две модальности — вкусовую и зрительную), а любовь можно как описать словами, так и почувствовать. Более того, ребенок также может и восстановить обратную картину символ — понятие, что говорит о том, что его концептуальная система — уже в пятимесячном возрасте — не только гибка, но и стабильна.
Пятимесячные дети часто становятся объектами исследований, посвященных формированию языковых и концептуальных моделей до формирования самой способности говорить. Например, недавно ученые выяснили, что в этом возрасте дети умеют распознавать языковую рекурсию.
Елизавета Ивтушок
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Различия в содержании абстрактных и конкретных понятий
. 2005 г., 10 сентября; 29(5):719-36.
doi: 10.1207/s15516709cog0000_33.
Катя Катя Вимер-Гастингс 1 , Сюй Сюй
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Северного Иллинойса.
- PMID: 21702791
- DOI: 10.1207/с15516709cog0000_33
Бесплатная статья
Катя Катя Вимер-Гастингс и др. Знания наук. .
Бесплатная статья
. 2005 г., 10 сентября; 29(5):719-36.
doi: 10.1207/s15516709cog0000_33.
Авторы
Катя Катя Вимер-Гастингс 1 , Сюй Сюй
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Северного Иллинойса.
- PMID: 21702791
- DOI: 10.1207/с15516709cog0000_33
Абстрактный
Свойства понятий являются неотъемлемой частью теорий представления и обработки понятий. На сегодняшний день мало что известно о концептуальных свойствах абстрактных понятий, таких как идея. В этом эксперименте систематически сравнивалось содержание 18 абстрактных и 18 конкретных понятий с использованием задачи генерации признаков. Тридцать один участник перечислил характеристики понятий (т. е. свойства элемента) или их соответствующий контекст (т. е. свойства контекста). Абстрактные понятия имели значительно меньше внутренних свойств элементов и больше свойств, выражающих субъективный опыт, чем конкретные понятия. Ситуационные компоненты, генерируемые для абстрактных и конкретных понятий, различались по виду, но не по количеству. Абстрактные понятия были преимущественно связаны с социальными аспектами ситуаций. Свойства были значительно менее специфичны для абстрактных понятий, чем для конкретных. Таким образом, абстрактность возникла как функция нескольких качественных и количественных факторов.
2005 Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.
Похожие статьи
Различия в обработке языка между слепыми и зрячими людьми и разница между абстрактным и конкретным понятием.Канесса Э., Шеньо С.Е., Морено С. Канесса Э. и др. Знания наук. 2021 окт;45(10):e13044. doi: 10.1111/cogs.13044. Знания наук. 2021. PMID: 34606124
Семантические представления абстрактных и конкретных понятий на основе эмодзи.
Вике П., Болоньези М. Вике П. и др. Процесс познания. 2020 ноябрь;21(4):615-635. doi: 10.1007/s10339-020-00971-x. Epub 2020 7 мая. Процесс познания. 2020. PMID: 32383010
Абстрактные и конкретные понятия имеют структурно разные репрезентативные рамки.
Костыль SJ, Уоррингтон EK. Костыль С.Дж. и соавт. Мозг. 2005 г., март; 128 (часть 3): 615–27. дои: 10.1093/мозг/awh449. Epub 2004, 17 ноября. Мозг. 2005. PMID: 15548554
Модуляция семантической системы образностью слова.
Сабсевитц Д.С., Медлер Д.А., Зайденберг М., Биндер Дж.Р. Сабсевитц Д.С. и соавт. Нейроизображение. 2005 г., 1 августа; 27 (1): 188–200. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.04.012. Нейроизображение. 2005. PMID: 15893940 Клиническое испытание.
Печер Д., Зеленберг Р. Печер Д. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 5 августа; 373 (1752): 20170132. doi: 10.1098/rstb.2017.0132. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018. PMID: 29915000 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние языка на восприятие и формирование понятий в модели глубокой нейронной сети, ограниченной мозгом.
Хеннингсен-Шомерс М.Р., Гараньяни М., Пульвермюллер Ф. Henningsen-Schomers MR, et al. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 13 февраля; 378 (1870): 20210373. doi: 10.1098/rstb.2021.0373. Epub 2022 26 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36571136 Бесплатная статья ЧВК.
Усвоение религиозных слов: диалогическое и индивидуальное построение значения слова.
Viertel FE, Reis O, Rohlfing KJ. Viertel FE и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 13 февраля; 378 (1870): 20210359. doi: 10.1098/rstb.2021.0359. Epub 2022 26 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36571128 Бесплатная статья ЧВК.
Социальная семантика: организация и обоснование абстрактных понятий.
Pexman PM, Diveica V, Binney RJ. Пексман П.М. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 13 февраля; 378 (1870): 20210363. doi: 10.1098/rstb.2021.0363. Epub 2022 26 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36571120 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Проверка косвенного обоснования абстрактных понятий с использованием мультимодальной семантики распределения.
Утсуми А. Уцуми А. Фронт Псих. 2022 4 октября; 13:906181. doi: 10.3389/fpsyg.2022.906181. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36267060 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние социального опыта на абстрактные понятия в семантической подготовке.
Яо З. , Чай И., Ян П., Чжао Р., Ван Ф. Яо Зи и др. Фронт Псих. 2022 сен 2;13:912176. doi: 10.3389/fpsyg.2022.912176. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36118490 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Как перейти от конкретных ресурсов к абстрактным понятиям
Примечание редактора:
Это обновленная версия сообщения в блоге, опубликованного 6 ноября 2019 года. Вот как помочь учащимся перейти от конкретных ресурсов к надежному пониманию абстрактных понятий.
Детям в моем классе легко использовать конкретные, практические материалы по математике. Я обнаружил, что им нравится исследовать новые концепции в реальных жизненных ситуациях. Сложность возникает, когда вы пытаетесь продвинуть их и применить этот опыт для решения абстрактных задач.
Как подход CPA вписывается в овладение математикой
Concrete Picture Abstract (известный как подход CPA) является ключевой особенностью подхода овладения математикой. Короче говоря, подход CPA использует конкретные манипуляции, чтобы в конечном итоге получить надежное понимание более абстрактных математических понятий.
Что такое CPA в математике?
CPA (известный в США как CRA) — это основанный на исследованиях подход, предложенный американским психологом Джеромом Брунером в 1966 году. Он предположил, что репрезентация в математике имеет три четких этапа:
Стадия 1: представление с использованием манипулятивных средств, таких как деньги, жетоны, кубики, десятичные кубики и игральные кости для исследования и решения проблем — считайте это стадией «действия».
Стадия 2: Графические изображения конкретных объектов, таких как модели стержней, используются для моделирования проблем — этап «видения».
Этап 3: Абстрактные обозначения с использованием математических символов — символический этап.
В чем разница между конкретным и абстрактным мышлением?
На каждом этапе пути CPA учащиеся укрепляют свои знания и углубляют свое понимание.
Бетонная сцена помогает воплотить идеи в жизнь. Когда они переходят к изобразительному этапу, конкретный этап помогает учащимся устанавливать связи между объектами, с которыми они только что обращались, и графическими представлениями. Заключительный абстрактный этап стоит на плечах конкретно-изобразительного исследования.
Давайте рассмотрим пример: чтобы решить задачу на умножение, дети должны сначала понять, что означает умножение.
Вот несколько способов представить понятие умножения:
- Составление групп фишек, кубиков и других манипуляций
- Изучение слов, которые означают то же, что и «умножение». другие объекты в группах и массивах
Затем, когда они видят символ умножения, они глубже понимают основную идею.
Как перейти от конкретного к абстрактному обучению
Традиционно использование конкретных ресурсов в вашей педагогической практике ограничивалось младшими классами (с требованием удалить их как можно скорее).
Подход к овладению математикой немного отличается. Да, дети должны отказаться от манипулятивных действий. Но это не означает полного запрета манипуляторов в классах KS2. Дети схватывают понятия с разной скоростью, поэтому они могут переходить к абстрактным представлениям в одних областях, но оставаться на конкретной фазе в других.
Вот три простых способа перевести учащихся с конкретного мышления на абстрактное:
1. Гибко перемещаться между этапами CPA
Обычно CPA линейна, но не обязательно. Вы можете вернуться к этапу конкретного или графического представления при введении новых понятий, добавлении задачи или если учащиеся не уверены в теме.
Вместо того, чтобы торопиться отказываться от манипуляций, сделайте их доступными для всех детей. Поощряйте ваш класс рассматривать эти ресурсы как полезные для всех, а не только для детей, которым грозит отставание, или детей с особыми образовательными потребностями. Разнообразие ресурсов для представления понятий различными способами может помочь создать связи между конкретными и абстрактными фазами.
2. Используйте подходящие строительные леса
Воспринимайте строительные леса как разделение обучения на части и предоставление инструментов, необходимых ребенку для изучения каждой части.
Скастоки могут включать в себя:
- Целевые вопросы
- Стартеры предложения
- Примеры диаграммы
- Моделирование и обсуждение вашего мышления
- Ключевые словарные карты
- парные работы
- . Обсуждаем0019
CPA — это удобная стратегия, но вам решать, как ее эффективно использовать. Строительные леса в математике — это вид искусства. Это знать, что делать, когда ребенку нужна ваша помощь. Слишком много строительных лесов создаст пассивного ученика, полагающегося на помощь взрослых. Слишком мало строительных лесов помешает ребенку добиться максимального прогресса на уроке.
Когда вы начинаете изучать новую область, вам может понадобиться много строительных лесов. Это должно уменьшаться по мере того, как дети становятся более уверенными в себе и развивают свое понимание.
3. Приведите немного более сложные примеры
Когда кажется, что дети усвоили понятие, их легко подтолкнуть к чему-то новому. Позже, когда вы вернетесь к области математики, почему они, кажется, все забыли, и вы снова начинаете с манипулятивных действий?
Вместо этого разочаровывающего процесса потратьте больше времени на установление связи между фазами CPA, постепенно предлагая несколько более сложные примеры. Это устраняет спешку, чтобы всегда учить следующую вещь, и гарантирует, что ваш класс хорошо понимает.
Добавление дополнительных задач может включать:
- Представление того же обучения в другом контексте
- Усложнение задачи
- Добавление на разных этапах для поиска решения
- Попросить детей создать свои собственные примеры
- 0 9 Использование конкретных манипуляций необходимо для обеспечения понимания и развития богатого математического опыта. Конкретные и изобразительные этапы являются важными частями процесса обучения, и их следует ценить, а не торопить.