Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Конкуренция психология: Конкуренция — Психология человека

Игра на выбывание: жестокие законы женской конкуренции

19 261

«Попробуйте на себе маленькую игру в ассоциации, — предлагает профессор психологии Ноэм Спенсер. — Что рисует ваше воображение при словах «соревновательность» и «агрессивность»? Если сразу всплывает слово «мужчина», то вы не одиноки». Эти черты, как правило, связаны с мужественностью. И именно их Чарльз Дарвин первый выделил у особей мужского пола. Он назвал эти качества необходимыми для привлечения внимания противоположного пола и, как следствие, более успешного по сравнению с конкурентами продолжения своего рода.

«Отчасти потому что исследователи находились под влиянием Дарвина, подавляющее большинство работ посвящалось усилиям, которые прилагает сильный пол, чтобы быть востребованными у женщин, — считает Ноэм Спенсер. — И лишь в 80-е годы прошлого века стали появляться первые труды, рассматривающие тот же феномен на другом гендерном полюсе — конкуренцию женщин за лучшего мужчину. Традиционный взгляд, что женщины в меньшей степени склонны к соревнованию друг с другом, оказался обманчив. Слабый пол точно так же вовлечен в жесткую борьбу».

Обезвредить соперника

«Мы с Ольгой были очень близки, — рассказывает 32-летняя Мария, — дружили со студенческой скамьи, пережили вместе болезнь и уход моей мамы, Ольгин развод, поддерживали друг друга и делились всем. И все это разбилось, когда мы познакомились с мужчиной, который привлек нас обеих. Он стал проявлять знаки внимания ко мне, Ольге это было тяжело. С этого началось наше отчуждение, а потом и полный разрыв».

Психолог Ирина Комарова утверждает, что женская дружба вопреки распространенным представлениям бывает очень крепкой, но называет при этом ситуацию Марии и Ольги типичной. «Подруги способны пройти то, что они сами называют «огонь, вода и медные трубы», они умеют слушать друг друга и оказывать поддержку, — говорит Ирина. — Однако поведение одной из сторон, которое может как-то мешать построению любовных отношений другой, часто разрушает этот союз. Как только одна из женщин бессознательно начинает представлять угрозу личному счастью подруги — в дружбе помимо воли появляется напряжение».

Эволюционный психолог Дэвид Басс доказал, что гендерное соревнование происходит в двух основных формах: позиционирование себя как более выгодной кандидатуры и ослабление позиции конкурента. Мужчины демонстрируют свою физическую силу и социальный статус, то есть те маскулинные черты, которые так ценятся женщинами. Женщины в качестве главного козыря используют молодость и физическую привлекательность — качества, биологически притягивающие мужчин.

И если мужчины в этой борьбе пытаются ослабить своего конкурента, ставя под сомнение его социальную состоятельность, то женщины критикуют возраст, внешность или черты характера своих оппоненток.

Основываясь на работах Дэвида Басса, канадские исследователи Марианн Фишер и Энтони Кокс описали и две другие тактики, часто используемые в гендерном соревновании: манипуляция своим возлюбленным и манипуляция конкурентом.

В первом случае мы стремимся ослабить влияние гипотетического соперника в тот момент, пока мы сами занимаем лидирующую позицию. Классический пример: если муж привык навещать нас на работе, где неожиданно появляется новая сотрудница, свободная и привлекательная, мы легко находим предлог, чтобы убедить его в нецелесообразности продолжения таких визитов.

Манипуляция конкурентом может выражаться в том, что женщина начинает рассказывать заведомо нелицеприятные вещи о мужчине, который ее интересует, нейтрализуя возможный интерес к нему со стороны других.

3 особенности женской конкуренции согласно клиническому психологу Джойсу Бененсону

  1. Слабому полу жизненно необходимо защищать свое тело от физического насилия, для того чтобы успешно выносить и родить ребенка, поэтому женщины бессознательно больше ориентированы на скрытую вербальную агрессию, нежели на открытую физическую конфронтацию.
  2. Те, кто уже обладает в глазах общества признанным статусом и красотой, в меньшей степени нуждаются в покровительстве со стороны других женщин.
  3. Пока яркая привлекательная женщина не заручилась поддержкой и признанием, она может встречать скрытое сопротивление других представительниц своего пола.

Исследования Бененсона показывают, как ведет себя группа женщин в присутствии привлекающей мужское внимание соперницы. Они насаждают принятые в их кругу стандарты: внешних данных, манеры поведения, стиля одежды, настаивая на том, что это и есть «истинная женственность».

«В самых крайних случаях яркую, интересную для противоположного пола, а значит, потенциально представляющую угрозу женщину могут негласно исключить из сообщества, — говорит автор исследования. — Если в коллективе появляется такая женщина, становясь, например, одной из мам в школьном родительском комитете, общение с ней могут свести к минимуму, негласно принуждая «уйти со сцены».

Сексуально привлекательную женщину всегда воспринимают как соперницу

«Все недавние исследования говорят только в пользу существующего феномена женской конкуренции», — утверждает Ноэм Спенсер. Например, эксперимент Йона Манера и Джеймса Макнулти из Университета Флориды показал, что уровень тестостерона, настраивающего женщин на агрессивное противостояние, подскакивал при соприкосновении с бельем молодой женщины, которая в тот момент проходила фазу овуляции. Это означает — на неосознанном уровне репродуктивно активная женщина начинала восприниматься как конкурент.

Чтобы проследить, как молодые женщины реагируют на соперницу, канадские исследователи Трэйси Вайланкорт и Анчал Шарма пригласили студенток в университетскую лабораторию под предлогом обсуждения женской дружбы. Девушек разделили на две группы и распределили по разным аудиториям, однако настоящий эксперимент начинался в тот момент, когда в комнату заглядывала молодая ассистентка с вопросом, где найти исследователей.

«Девушка во многом отвечала эволюционно заложенному в нас представлению о привлекательности, — рассказывает профессор Вайланкорт. — У нее была тонкая талия, округлые бедра и довольно большая грудь, а также здоровая кожа и густые волосы. Однако перед первой группой она появлялась в бесформенной майке, с небрежным хвостом на голове, а ко второй входила в облегающей блузе и юбке, с макияжем и уложенными волосами.

В результате в первом случае наша ассистентка почти не привлекла к себе внимания, и ее появление не вызвало негативных комментариев. Во втором девушку явно оценивали неодобрительно. Ее рассматривали, обмениваясь между собой ироничными взглядами. Как только она покинула комнату, аудитория проявила гораздо большую эмоциональную агрессию. Некоторые вслух озвучили возможные намерения излишне привлекательной молодой женщины, в частности желание соблазнить профессора».

Секс как природный ресурс

Осуждение женщин, вступающие в беспорядочные половые связи, обычно связывают с мужчинами, которыми движет бессознательное желание контролировать свою половину. Вместе с тем, по теории Дарвина, для успешного продолжения своего рода именно мужчинам свойственно стремление побуждать к неверности других представительниц женского сообщества.

Трэйси Вайланкорт подчеркивает: осуждение и скрытая агрессия в отношении наиболее сексуально привлекательных женщин исходит совсем не от мужчин, а главным образом от представительниц женского пола. Это доказывают экспериментальные исследования и опросы.

«Секс запрашивают мужчины, — говорит Трэйси. — Контролируя эту часть взаимоотношений полов, женщина занимает более сильную позицию и хорошо осознает значимость своего ресурса. Те представительницы группы, кто потенциально готов более щедро отдавать мужчинам этот важный ресурс, лишая таким образом остальных женщин их силы, воспринимаются как угроза».

Диктатура красоты

В современном обществе «прекрасная половина» также подвергается косвенной агрессии, связанной с определенными стандартами красоты. Исследования показывают, что идеальными параметрами тела считаются сегодня те, что не отвечают естественному телосложению большинства женщин. Более того, эти параметры оказывается на порядок меньше того, что сами мужчины называют привлекательным.

Насаждение этого неестественного стандарта часто приписывают средствам массовой информации. Однако многие исследования, в частности, психолога Кристофера Фергюсона, доказывают, что это во многом объясняется женской конкуренцией.

Чем позднее в обществе вступают в брак, тем выше конкуренция среди женщин

«Реклама, глянец и телевидение в основном лишь отражают положение вещей и общие тренды, но никак их не формируют», — считает Фергюсон. Его данные говорят о том, что женская неудовлетворенность своей внешностью отнюдь не связана с тем, что показывают по телевизору. Например, просмотр сериалов с актрисами, которые отвечали всем стандартам внешней красоты, практически никак не влиял на самооценку зрительниц. Она оставалось такой же, как и при показах другого сериала, где актрисы обладали обычными параметрами.

Вместе с тем Фергюсон обнаружил, что зрительницы чувствовали себя хуже, сталкиваясь с более привлекательными женщинами в своем ближайшем окружении.

«Конкуренция между женщинами особенно остро звучит в современном городском обществе, — считает психолог. — Прежде люди создавали семьи в достаточно молодом возрасте. В современном же западном социуме мы надолго откладываем этот шаг. Результатом оказывается более жесткая конкуренция из-за большого числа желающих сделать свой окончательный выбор жизненного партнера. И нет никаких сомнений в том, что в этой маленькой психологической войне за право найти самого лучшего и достойного участвуют не только мужчины, но и женщины».

Текст:Сабина СафароваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Опять ничего не получается»: как перестать быть неудачником

«Меня игнорят и обзывают, потому что я из Казахстана»

Оцепенение, замирание, деперсонализация: механизмы защиты от шока

Какие черты характера помогают нам стать богаче

«Влюбилась в женатого мужчину вдвое старше меня. Не могу понять, что он чувствует ко мне»

«Я боюсь собственного ребенка. Как общаться с подростком?»

«Так нельзя»: 8 вещей, которые не испортят, а только укрепят ваши отношения

Неверность партнера: какие могут быть причины

5 причин нездоровой конкуренции дома и на работе

15 декабря 2021Жизнь

Почему дети или подчинённые постоянно конфликтуют и строят друг другу козни и как с этим бороться.

Поделиться

0

1. Отсутствие структуры

Дома

Если дома не определены более или менее чёткие правила поведения — например, в каких ситуациях детей хвалят, а в каких и каким образом наказывают, — дети чувствуют себя незащищёнными. Они чаще испытывают чувство тревоги, потому что не знают, чего ожидать. Это заставляет их постоянно проверять границы дозволенного в отношениях с окружающими. Ссоры с братьями или сёстрами — один из способов такой проверки и определения границ.

Когда границы устанавливаются, дети перестают ссориться, если изначальная причина конкуренции была в отсутствии структуры.

На работе

То же самое может происходить в офисе, потому что иерархия на рабочих местах часто повторяет структуру, к которой работники привыкли в семье. При отсутствии чётких правил работники могут проверять границы дозволенного: опаздывать, срывать дедлайны, жаловаться. Особенно часто эта проблема встречается в ситуациях, когда босс излишне эмоционален. Тогда правила на работе постоянно меняются в зависимости от настроения начальника.

Это напоминает неблагополучную семью, где на родителей нельзя положиться. Все находятся в состоянии постоянного напряжения, и работники либо объединяются, либо начинают работать в режиме «каждый сам за себя».

В обоих случаях для решения проблемы необходимо создание чёткой структуры.

2. Давление сверху

Дома

Обострённая конкуренция между детьми нередко является отражением проблем, существующих между родителями. Дети либо просто воспроизводят поведение ругающихся между собой родителей, либо более открыто выражают ощущаемое ими напряжение в отношениях матери и отца и проецируют его друг на друга.

На работе

Когда работники чувствуют наличие проблем у начальства, они беспокоятся о том, как себя вести. Задача босса — передавать подчинённым информацию, но оставаться спокойным и не сваливать на работников проблемы в отношениях между начальством.

В обоих случаях ключ к решению проблемы — чёткая иерархия. И детям, и подчинённым следует дать понять, что взрослые или начальство сами справятся со своими проблемами.

3. Отсутствие иерархии между детьми или работниками

Дома

Конкуренция между детьми может усиливаться, если для всех вне зависимости от возраста установлены одни и те же правила. Например, если они должны ложиться спать в одно и то же время, несмотря на то, что одному 6 лет, а другому — 14. Дети стремятся занять определённое место в семье. Они должны понимать, что с возрастом у них становится больше как прав, так и обязанностей. Если этого не происходит, им негде продемонстрировать свои способности и свою уникальность и они начинают пытаться показать их соревнуясь друг с другом.

На работе

В офисе может наблюдаться аналогичная ситуация. Если нет разницы между работниками с 2 и 20 годами опыта и разными навыками, у подчинённых нет стимулов развиваться дальше. А в коллегах они видят в первую очередь конкурентов, а не тех, к кому при случае могут обратиться за помощью.

Ситуация усугубляется, если при отсутствии чёткой иерархии также проявляется фаворитизм: одного из детей или работников постоянно поощряют незаслуженно. В итоге остальные начинают ему завидовать и даже презирать его.

Проблему можно решить, создав чёткую иерархию между детьми или работниками в соответствии с их возрастом, навыками, опытом и прочими объективными критериями.

4. Недостаток внимания

Дома

Когда детям не уделяется достаточно внимания, они пытаются привлечь его всеми возможными способами. Некоторые намеренно начинают себя плохо вести. Открытые конфликты с братьями или сёстрами могут быть одним из проявлений плохого поведения с целью завладеть вниманием родителей.

На работе

То же самое может происходить на работе. Подчинённые в погоне за вниманием могут совершать эмоциональные выходки и конфликтовать.

Чтобы решить проблему, необходимо обращать достаточно внимания на таланты и навыки детей или подчинённых.

5. Нерешённые проблемы

Дома

Если родители не реагируют на жалобы детей друг на друга и не пытаются сами урегулировать конфликты между ними, дети начинают пытаться решать их самостоятельно. Например, если один из детей постоянно жалуется на то, что другой ломает его игрушки, а родители ничего не делают, ребёнок может затаить обиду и впоследствии специально задирать другого.

На работе

В офисе происходит то же самое. Если проблемы не решаются, они копятся, со временем дедлайны срываются всё чаще, подчинённые больше конфликтуют, а эффективность работы падает.

В подобных ситуациях задача родителей или начальства — выслушать жалобы детей или подчинённых, не отмахиваться от них и приложить все усилия к решению проблемы.

Читайте также 🧐

  • Что такое конфликтология и как она поможет вам решать проблемы эффективнее
  • Как прекратить соперничество между детьми в семье
  • Как вдохновлять сотрудников, чтобы вместе достигать большего

Психология конкуренции | Psychology Today

Источник: Грегори Харден/WikiCommons

Соревнования — это весело, будем честными. В тот или иной момент своей жизни вам, вероятно, нравилось участвовать в каком-то соревновании. Конечно, соревнования, как правило, веселее, если вы действительно выигрываете. Соревнования имеют нежелательное свойство быть игрой с нулевой суммой (т. е. для того, чтобы вы выиграли, кто-то другой должен проиграть). Тем не менее, на протяжении всей истории человечества людям, похоже, нравилось организовывать соревнования в той или иной форме, начиная с древнегреческих Олимпийских игр (начиная с 776 г. популярный вид спорта в мире). На самом деле, если вы присмотритесь, то заметите, что конкуренция в современном обществе присутствует повсюду. Экономисты говорят нам, что конкуренция является важной силой в поддержании продуктивных и эффективных рынков (т. е. без базовой конкуренции между фирмами будут формироваться злые монополии). Конкуренция также играет важную роль во внутренней политике (например, президентские выборы), международных отношениях (например, государства соревнуются за власть и ресурсы), конечно же, в большинстве видов спорта, и даже в человеческом поиске любви не обошлось без конкуренции. Для большинства людей в природе конкуренции есть что-то необъяснимо притягательное. Возможно, это потому, что, как утверждают некоторые ученые, «конкурентоспособность» — это биологическая черта, которая развилась вместе с базовой потребностью (человеческого) выживания.

Учитывая кажущуюся мощную роль конкуренции в человеческом обществе, мы могли бы задаться вопросом, возможно ли использовать соревнования для социальных целей, таких как побуждение людей делать пожертвования на важные благотворительные цели или экономить энергию, чтобы помочь окружающей среде?

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change , я пытаюсь ответить на этот вопрос. В качестве примера я анализирую влияние на поведение людей популярного конкурса по энергосбережению, ежегодно проводимого в Принстонском университете (кампания «Делайте это в темноте»). В течение периода соревнований учащиеся всех колледжей-интернатов соревнуются в экономии энергии, и колледж, который к концу периода соревнований способен сберегать больше энергии, побеждает и обычно получает какой-либо приз (например, оплачиваемый учебный перерыв). Я нанес результаты ниже (ежедневное потребление энергии во всех общежитиях по вертикальной оси и время по горизонтальной оси). Если вы посмотрите на поведенческий паттерн, вы быстро заметите кое-что очень странное: как только начинается соревнование, кажется, что оно оказывает заметное положительное влияние на потребление энергии (т. е. люди используют меньше энергии; потребление резко снижается). Но вот в чем фишка: как только соревнование заканчивается, тенденция меняется на противоположную, и потребление энергии возвращается к тому уровню, с которого оно началось до запуска соревнования! Такого рода соревнования проводятся не только в Принстоне, более сотни университетов ежегодно принимают участие в так называемых «национальных соревнованиях по сохранению университетских городков».0003

Источник: van der Linden, S. (2015)

«Конкуренция» по самой своей природе является тем, что психологи называют «внешним стимулом». Внешняя просто означает, что мотивация к принятию поведения или решения возникает извне, а не внутри (например, когда вы делаете что-то, потому что получаете за это вознаграждение). Фундаментальной характеристикой (и недостатком) почти всех внешних стимулов является то, что они имеют тенденцию работать только до тех пор, пока сохраняется стимул! В нашем примере студенты перестали экономить энергию, как только соревнование закончилось.

Противоположностью внешней мотивации является то, что мы называем внутренней мотивацией. Когда мы внутренне мотивированы что-то делать (например, помогать другим, экономить энергию), мы делаем это не из-за внешнего вознаграждения, а просто потому, что лично убеждены, что это правильно. Под «правильным» я подразумеваю не расплывчатые культурные представления о добре и зле, а скорее мораль как развитую способность. Давние исследования показали, что способность сострадать, сопереживать другим и заботиться о мире природы является эволюционно адаптивными поведенческими чертами. На самом деле, психологическая концепция, известная как «кайф помощника», предполагает, что «делая добро» на самом деле заставляет людей «чувствовать себя хорошо» как психологически, так и физически (помощь часто высвобождает нейротрансмиттеры «хорошего самочувствия», такие как окситоцин, процесс, который экономисты называют «теплым свечением»). Например, интересное недавнее исследование показало, что температура тела людей повышается, когда они ведут себя «зелено» (буквально теплое свечение!).

К сожалению, многие психологические исследования также показали, что внешние стимулы «вытесняют» (т. е. подрывают) внутреннюю мотивацию людей делать добро. Например, подчеркивание денежных выгод от экономии энергии на самом деле снижает вероятность того, что люди будут это делать. Это связано с тем, что мы называем негативной «заменой цели». Учтите, что если вы изначально намеревались экономить энергию, потому что сильно заботитесь об окружающей среде, но вместо этого теперь просто делаете это, чтобы выиграть соревнование, ваша просоциальная мотивация заботы об окружающей среде была «заменена» корыстной целью. (то есть выигрыш). Подумайте о других целях, например, о том, чтобы бросить курить или похудеть. Вы с большей вероятностью достигнете любой из этих целей в результате временного соревнования или потому, что внутренне убеждены, что это правильно? Вы можете спросить, в чем разница, если они оба имеют одинаковый результат. Есть разница. Допустим, вы в конечном итоге экономите энергию (временно), потому что это помогает вам снизить ежемесячные счета. Будете ли вы по-прежнему экономить энергию, когда ваш доход внезапно возрастет?

Я не утверждаю, что веселые испытания или соревнования бесполезны для повышения осведомленности и достижения краткосрочных целей. Возьмем, к примеру, челлендж с ледяным ведром при БАС, который в прошлом году стал вирусным в социальных сетях: в итоге кампания собрала миллионы долларов (что хорошо). Тем не менее, действительно ли мы ожидаем, что, выливая на наши головы ведро льда, люди начнут глубоко заботиться о БАС как о его причине? Конечно нет. Тем не менее, это важно, потому что, хотя иногда сложная конкуренция может быть полезным механизмом для достижения одноразовых, краткосрочных просоциальных целей, многие неотложные социальные проблемы, от социального неравенства и бедности до глобального изменения климата, требуют долгосрочных усилий. мотивы позитивного изменения поведения. Психологические исследования показывают, что изменение поведения, мотивированное внутренней мотивацией, с большей вероятностью сохранится в долгосрочной перспективе.

Не будем забывать, что конкуренция — не единственная доминирующая сила в природе, с ней соперничает только ее лучшая половина: сотрудничество. Действительно, люди выживали не только благодаря соперничеству, но, возможно, что еще более важно, мы выживали благодаря сотрудничеству друг с другом. По словам Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество». , (1990). Эволюция и конкуренция . В К. Ворманн и С.К. Джайн (ред.). Популяционная биология (стр. 367-394).

Деси, Э.Л., Кестнер, Р. и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень, 125 (6), 627-668.

Э.О. Уилсон (1987). Биофилия. Издательство Гарвардского университета. Бостон, Массачусетс.

де Вааль, Ф.Б.М. (2008). Вернуть альтруизм обратно в альтруизм: эволюция эмпатии. Ежегодный обзор психологии, 59 , 279-300.

Пост, С. (2005). Альтруизм, счастье и здоровье: хорошо быть хорошим. Международный журнал поведенческой медицины, 12 (2), 66-77.

Schwartz и др. (2015). Рекламные программы энергосбережения: потенциальные экологические издержки акцента на денежной экономии. Journal of Experimental Psychology: Applied, 21 (2), 158–166.

Тауфик, Д., Болдердайк, Дж. В., и Стег, Л. (2015). Активный зеленый вызывает буквально теплое свечение. Природа Изменение климата 5 (1), 37-40.

ван дер Линден, С. (2015). Внутренняя мотивация и проэкологическое поведение. Nature Climate Change, 5(7) , 612-613.

ван дер Линден, С. (2011). Высокий уровень помощника: почему дарить так приятно. Журнал Ода, 8 , 26-27.

Соревнование | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Конкуренция — это соперничество двух или более сторон из-за чего-либо. Конкуренция возникает естественным образом между живыми организмами, сосуществующими в одной и той же среде. Например, животные соревнуются за воду, пищу и партнеров. Кроме того, люди соревнуются за внимание, богатство, престиж и славу.

Соревнование может быть дистанционным, как в соревновании по штрафным броскам, или антагонистическим, как в стандартной игре в баскетбол. Эти состязания похожи, но в первом игроки изолированы друг от друга, а во втором они имеют возможность мешать выступлению своих соперников.

Соревнование побуждает к самосовершенствованию. Если два производителя часов конкурируют за бизнес, они снизят цены и улучшат свою продукцию, чтобы увеличить продажи. Если птицы конкурируют за ограниченный запас воды во время засухи, более приспособленные птицы выживают, чтобы размножаться и улучшать популяцию.

Соперники часто называют своих соперников «конкурентами». Этот термин также может использоваться для обозначения самого конкурса или турнира.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 размера и уровня
  • 3 Последствия
  • 4 Спорт
  • 5 Образование
  • 6 Биология и экология
  • 7 Изучение конкуренции
    • 7.1 Конкурентоспособность
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Каталожные номера
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Латинский корень глагола «конкурировать» — «competere», что означает «искать вместе» или «стремиться вместе». [1] Однако даже приведенное выше общее определение не является общепринятым. Социальные теоретики, прежде всего Альфи Кон ( No Contest: The Case Against Competition [1986]), и кооперативисты в целом утверждают, что традиционное определение конкуренции слишком широкое и слишком расплывчатое.

Соревнование, возникающее внутри и имеющее биологические мотивы, может и должно быть определено либо как аморальное соревнование , либо как просто инстинкт выживания, поведение, которое не является ни хорошим, ни плохим, но существует для содействия выживанию особи или вида (например, охота), или поведение по принуждению (например, в целях самообороны). Однако социальные дарвинисты заявляют, что конкуренция не только моральна, но и необходима для выживания вида.

Размеры и уровни

Конкуренция также может существовать в различных размерах; некоторые соревнования могут проходить между двумя представителями одного вида, в то время как в других соревнованиях могут участвовать целые виды. В примере из экономики конкуренция между двумя небольшими магазинами будет считаться незначительной по сравнению с конкуренцией между несколькими мегагигантами. В результате последствия конкуренции также будут различаться — чем больше конкуренция, тем больше эффект.

Кроме того, уровень конкуренции также может быть разным. На некоторых уровнях соревнование может носить неформальный характер и быть больше поводом для гордости или развлечения. Однако другие соревнования могут быть экстремальными и ожесточенными; например, некоторые человеческие войны разразились из-за острой конкуренции между двумя нациями или народностями.

Последствия

Конкуренция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Многие биологи-эволюционисты рассматривают межвидовую и внутривидовую конкуренцию как движущую силу адаптации и, в конечном счете, эволюции. Однако некоторые биологи, наиболее известным из которых является Ричард Докинз, предпочитают рассматривать эволюцию в терминах конкуренции между отдельными генами, которые «имеют в виду» благополучие организма только в той мере, в какой это благополучие способствует их собственным эгоистичным стремлениям к воспроизведению. Некоторые социальные дарвинисты заявляют (противоречиво), что конкуренция также служит механизмом для определения наиболее подходящей группы в политическом, экономическом и экологическом плане.

С другой стороны, конкуренция может причинить вред вовлеченным организмам и истощить ценные ресурсы и энергию. Человеческая конкуренция может быть дорогостоящей, как в случае с политическими выборами, международными спортивными соревнованиями и рекламными войнами. Это может привести к нарушению этических норм с целью получения преимущества; например, несколько спортсменов были уличены в использовании запрещенных стероидов в профессиональном спорте, чтобы повысить свои шансы на успех или победу. И это может быть вредно для участников, таких как спортсмены, которые наносят себе травмы, превышающие физические возможности своего тела, или компании, которые идут невыгодным путем, участвуя в конкурентном соперничестве.

Спорт

В то время как некоторые виды спорта, такие как рыбалка или пеший туризм, рассматриваются в основном как развлекательные, большинство видов спорта считаются соревновательными. Большинство из них связаны с соревнованием между двумя или более людьми (или животными и / или механическими устройствами, обычно управляемыми людьми, например, в скачках или автогонках). Например, в игре в баскетбол две команды соревнуются друг с другом, чтобы определить, кто наберет больше очков. Хотя для команды-победителя нет установленной награды, многие игроки испытывают внутреннее чувство гордости. Кроме того, могут быть даны внешние награды. Спортсмены, помимо соревнований с другими людьми, также соревнуются с природой в таких видах спорта, как гребля на байдарках или альпинизм, где цель состоит в том, чтобы добраться до места назначения, и только естественные препятствия препятствуют процессу. Регулярные (например, ежегодные) соревнования, предназначенные для определения «лучшего» участника этого цикла, называются чемпионатами.

В то время как профессиональный спорт обычно рассматривается как интенсивный и чрезвычайно соревновательный, рекреационные виды спорта, которые часто менее интенсивны, считаются здоровым вариантом для удовлетворения соревновательных побуждений у людей. Спорт обеспечивает относительно безопасное место для превращения разнузданной конкуренции в безвредную, потому что спортивная конкуренция сдерживается. Соревновательные виды спорта регулируются кодифицированными правилами, согласованными участниками. Нарушение этих правил считается недобросовестной конкуренцией. Таким образом, спорт обеспечивает искусственную, а не естественную конкуренцию; например, борьба за контроль над мячом или защита территории на игровом поле не является врожденным биологическим фактором человека. Спортсмены в таких видах спорта, как гимнастика и соревновательный дайвинг, «соревнуются» с концептуальным идеалом идеального результата, который включает в себя измеримые критерии и стандарты, которые переводятся в числовые рейтинги и баллы.

Спортивные соревнования обычно делятся на три категории: индивидуальные виды спорта, такие как стрельба из лука, парные виды спорта, такие как парный теннис, или командные спортивные соревнования, такие как футбол. Хотя большинство спортивных соревнований являются развлекательными, в мире существует несколько крупных и второстепенных профессиональных спортивных лиг. Олимпийские игры, проводимые раз в четыре года, считаются вершиной международного спортивного соревнования.

Образование

Конкуренция является фактором образования. В глобальном масштабе национальные системы образования, стремящиеся воспитать лучшее в следующем поколении, поощряют конкурентоспособность студентов с помощью стипендий. В таких странах, как Сингапур и Англия, есть специальная образовательная программа, предназначенная для особых учащихся, что вызывает обвинения в академическом элитаризме. Получив свои академические результаты, студенты склонны сравнивать свои оценки, чтобы увидеть, кто лучше. В тяжелых случаях давление с целью добиться результатов в некоторых странах настолько велико, что это приводит к стигматизации умственно отсталых учащихся или даже к самоубийству из-за провала на экзаменах, ярким примером является Япония (см. «Образование в Японии»). Это привело к критической переоценке экзаменов в целом педагогами [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст]

. Критики конкуренции, а не превосходства как мотивирующего фактора в системах образования, такие как Альфи Кон, утверждают, что конкуренция на самом деле оказывает чистое негативное влияние на уровень успеваемости учащихся и что она «превращает всех нас в неудачников». (Кон 1986)

Соревнования также являются большим сторонником внеклассных мероприятий, в которых участвуют учащиеся. Такие соревнования включают в себя трансляцию TVO Reach for the Top, конкурс FIRST Robotics, Ежегодный конкурс роботов-подъемников Duke (DARC) и конкурс космического дизайна Университета Торонто.

Биология и экология

Основная статья: Конкуренция (биология)

Конкуренция внутри и между видами является важной темой в биологии, особенно в области экологии. Конкуренция между представителями вида («внутривидовая») является движущей силой эволюции и естественного отбора; конкуренция за ресурсы, такие как пища, вода, территория и солнечный свет, приводит к конечному выживанию и доминированию вариаций видов, наиболее подходящих для выживания. Конкуренция присутствует и между видами («межвидовая»). Доступно ограниченное количество ресурсов, и несколько видов могут зависеть от этих ресурсов. Таким образом, каждый из видов конкурирует с другими за ресурсы.

В результате несколько видов, менее приспособленных для конкуренции за ресурсы, могут либо адаптироваться, либо вымереть. Согласно эволюционной теории, эта конкуренция внутри и между видами за ресурсы играет решающую роль в естественном отборе. Например, меньшее дерево будет получать меньше солнечного света от соседнего дерева, которое больше его в тропическом лесу. Большое дерево конкурирует с меньшим.

Изучение конкуренции

Конкуренция изучается в нескольких областях, включая психологию, социологию и антропологию. Социальные психологи, например, изучают природу конкуренции. Они исследуют естественное стремление к конкуренции и ее обстоятельства. Они также изучают групповую динамику, чтобы определить, как возникает конкуренция и каковы ее последствия. Социологи тем временем изучают влияние конкуренции на общество в целом. Кроме того, антропологи изучают историю и предысторию конкуренции в различных культурах. Они также исследуют, как конкуренция проявлялась в различных культурных условиях в прошлом и как конкуренция развивалась с течением времени.

Конкурентоспособность

Основная статья: Конкурентоспособность (личность)

Многие философы и психологи выявили у большинства живых организмов черту, которая заставляет конкретный организм конкурировать. Эта черта, называемая конкурентоспособностью, рассматривается как врожденная биологическая черта, сосуществующая со стремлением к выживанию. Однако конкурентоспособность или склонность к конкуренции стала синонимом агрессивности и амбиций в английском языке. Более развитые цивилизации интегрируют агрессивность и соперничество в свои взаимодействия как способ распределения ресурсов и адаптации. Большинство растений конкурируют за более высокие места на деревьях, чтобы получить больше солнечного света.

См. также

  • Биологическое взаимодействие
  • Сотрудничество
  • Микроэкономика
  • Соперничество

Заметки

  1. ↑ Сайт словаря

Ссылки

  • Кон, Алфи (1986).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *