понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми :: BusinessMan.ru
Популярное
Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.
Что это такое?
Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.
Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.
Что мешает конструктивному общению?
Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:
- Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
- Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен…», вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
- Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
- Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. «Ты боишься», «ты ревнуешь» и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
- Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
- Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
- Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
- Приказной тон. «Сделай», «принеси», «скажи» и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
Что еще препятствует конструктивному общению?
Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:
- Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
- Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
- Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.
Барьеры в общении
Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:
- Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
- Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
- Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
- Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
- Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.
Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?
Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:
- Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
- Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
- Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.
Основные условия конструктивного общения
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:
- Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
- Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
- Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.
Техника конструктивного общения: 8 правил
Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:
- Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
- Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
- Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
- Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
- Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
- Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
- Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
- Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.
Техники слушания
Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:
- Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
- Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
- Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.
Техника эмпатического слушания
Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:
- Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
- Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
- После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
- Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.
Как обучить ребенка конструктивному общению
Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:
- Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
- Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
- Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.
Правила конструктивного общения с детьми
По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:
- Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
- Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
- Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
- Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
- Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
- Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.
Заключение
Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.
- 0
- Бизнес статьи
Поделиться:
Читайте также
- Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает и сроки сдачи
- Освидетельствование — это что такое?
- Признание лиц взаимозависимыми влечет за собой. .. Взаимозависимые лица — это… Закон, комментарии
- Концедент — это… Полномочия концедента
- Что такое ненормативная лексика и как с ней бороться
- Ступени высшего профессионального образования в России
- УТС по ОСАГО: заявление, закон, как рассчитать
Конструктивное общение.
Конструктивное общение-это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное. Конструктивное общение состоит из:
— умения слушать
— способности понять смысл услышанного
— способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения
— желания получать новую информацию, знания
— доброжелательности, приветливости
— способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения
— умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека
Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:
— решить возникшую проблему
— обсудить совместные действия
— для развития личности
— как средство поддержки
— для получения новой информации, опыта
— для приятного общения
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Метод позитивных утверждений – это способность признать не только свою ценность и значимость, но и ценность другого человека, не зависимо от его взглядов, убеждений и действий. Способность позитивно общаться — это работа над собой, своими ценностями. Здесь на первый план выдвигаются позитивные слова и мысли, что помогает другому человеку ощутить его ценность. защитно-профилактические приемы общения. Метод безоценочного суждения. Каждый неосознанно склонен оценивать, одобрять или осуждать то, о чем говорит он сам или что слышит от других.
Не переходите с роли или проблемы на личность. Человеку легче принять замечание по делу, а не по личности. Услышав замечание, обращенное к нашей роли или функции, мы будем стараться изменить свое поведение. Но негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности. Оценка роли без перехода на личности со временем воспитает человека, заставит его выполнять свои функции правильно, безошибочно.
«Ты — высказывание» — это критика другого в форме оценки, раздачи ярлыков («ты лентяй») или приписывания мотивов («тебе не интересно»). Ты-высказывание направленно на обвинение другого. Подобное отношение вряд ли облегчает общение или помогает достигнуть нужных результатов.
«Я – выказывание» — это описание своих чувств, ожиданий и состояния в ситуации конфликта. Я должен начинать говорить о себе, о своих чувствах, переживаниях («я потрясен …», «мне больно …», «я расстроен …»). Я должен точно назвать поведение другого, которое эти чувства вызвало («когда ты сказал это …», «ответил так …»). Не указав, что именно в поведении человека меня расстроило, я рискую быть непонятым. Я, кроме того, должен обозначить желательные изменение в поведении («мне хотелось бы, чтобы ты …»). При описании своего негативного эмоционального состояния необходимо избегать осуждения собеседника, как причины этой реакции.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Конструктивное общение.
От 250 руб
Контрольная работа
Конструктивное общение.
От 250 руб
Курсовая работа
Конструктивное общение.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Конструктивная коммуникация — apppm
Abstract
Коммуникация является важной частью управления проектом. 80% времени менеджеров проектов тратится на общение, что считается критическим фактором успеха в проектах [1] . Менеджеры проектов общаются с такими людьми, как заинтересованные стороны, члены команды, коллеги, клиенты и деловые партнеры, и эти сообщения касаются, например, проектов и принятия важных решений. При таком общении и при общении с любыми людьми конфликты неизбежны [2] .
Для правильного управления конфликтами общение должно быть конструктивным, а не деструктивным, так как плохое общение может усугубить ситуацию [3] . Большинство конфликтов можно рассматривать как возможность для улучшения [2] . Менеджеры проектов, которые практикуют и учатся использовать конструктивное общение, с большей вероятностью преобразуют конфликты в рост или улучшение. Кроме того, они могут строить более прочные и лучшие отношения со своими коллегами и лучше их понимать. Кроме того, следуя рекомендациям по конструктивному общению, менеджеры проектов могут заранее разрешать потенциальные конфликты и предотвращать недопонимание
В этой статье рассматривается важность конструктивного общения, особенно при разрешении конфликтов во время проектов. Кроме того, предоставляются соответствующие модели и рекомендации, которые менеджеры проектов могут использовать в своей работе. Менеджеры проектов должны освоить и продолжать практиковать конструктивное общение. Однако этот тип коммуникации актуален не только в рамках управления проектами. Полезно всем, кто хочет научиться конструктивно разрешать конфликты [4] .
Содержимое
|
Что такое конструктивное общение?
Конструктивное общение — мощный инструмент для разрешения конфликтов и предотвращения их возникновения.
Почему руководители проектов должны использовать конструктивное общение?
Урегулирование конфликтов обычно является чем-то, что руководители проектов не умеют делать и стараются избегать. Тем не менее, люди хотят конструктивной критики от своих менеджеров проектов, чтобы развиваться в своей профессии [5] . Кроме того, большинство людей хотят сделать все возможное и стать лучше в своей карьере. Руководители проектов становятся более эффективными в управлении своими командами и разрешении конфликтов, когда используют конструктивное общение. Когда общение деструктивно, люди часто занимают оборонительную позицию, потому что чувствуют угрозу, что приводит к менее продуктивному общению [3] . Руководители проектов могут значительно повлиять на своих коллег, общаясь с ними и разрешая конфликты конструктивным образом. Они могут помочь им в профессиональном росте и повысить их производительность. Используя эту технику, менеджеры проектов показывают своим коллегам, что они и организация заботятся о развитии сотрудников и уважают их. Конструктивное общение может улучшить отношения в команде и снизить напряженность внутри команды или между конкретными людьми [6] .
Непредубежденным менеджерам проектов легче использовать конструктивное общение, особенно если они могут отложить в сторону свою самооценку и принять во внимание чужую точку зрения. В то время как руководителям проектов, которые не столь непредубеждены, может быть трудно принять эту технику, все руководители проектов могут и должны научиться использовать конструктивное общение [2] . Способность использовать этот инструмент коммуникации необходима для того, чтобы быть успешным и уважаемым руководителем проекта [5] .
Модели конструктивного общения
Существуют разные подходы к конструктивному общению. В этом разделе рассматриваются пять различных моделей конструктивного общения и демонстрируются некоторые ресурсы и глубина того, что известно об этом типе общения.
Централизованное общение
Эта модель конструктивного общения является стандартной в профессии здравоохранения. Врачи используют эту технику, чтобы приблизиться к своим клиентам [7] . При использовании централизованной коммуникации менеджеры проектов откладывают в сторону свой план и подходят к другому человеку на том же уровне, что и он/она. То, что говорит другой человек, так же важно, как и потребности менеджера проекта. Быть непредубежденным жизненно важно для того, чтобы этот тип общения работал. Уважение растет, когда менеджер проекта непредубежден и доверие возрастает. Я-утверждения — отличный способ структурировать разговор и поделиться информацией [4] .
Чистая связь
При использовании чистой коммуникации руководители проектов должны избегать резких и осуждающих сообщений. Кроме того, следует избегать вы-утверждений, поскольку они имеют тенденцию быть подавляющими и неконструктивными. Кроме того, руководители проектов должны вести разговор на позитивной ноте и помнить о языке своего тела [8] .
Сострадательное слушание
Когда менеджеры проектов используют сострадательное слушание, они делают упор на понимание и сострадание к другому человеку. Разговор должен быть безопасным пространством для каждого, чтобы выразить свои чувства. Руководители проектов должны принимать все эмоции другого человека и не принимать их на свой счет. Более того, важно не защищаться и преодолевать барьеры разочарования [9] .
Совместная коммуникация
Совместная коммуникация может изменить отношения между менеджерами проекта и членами команды, заинтересованными сторонами и т. д. При использовании этого типа коммуникации [10] руководители проектов должны учитывать семь моментов:
- Слушай. Будьте отзывчивы и осторожны при прослушивании [10] .
- Их намерения должны быть ясны [10] .
- Иметь ясные и полные выражения. Я-высказывания полезны [10] .
- Использовать конкретный, ориентированный на действие язык [10] .
- Задавайте открытые вопросы [10] .
- Сфокусируйте разговор на положительном узле [10] .
- Помните, что для освоения навыков совместной коммуникации требуется время, и руководители проектов должны учиться на своих ошибках [10] .
Ненасильственное общение
Пятая и последняя модель — это ненасильственное общение, и это самый популярный тип конструктивного общения. Эта модель принадлежит американскому психологу Маршалл Розенберг. Ненасильственное общение использует просьбы вместо требований, чтобы избежать деструктивного общения. Он основан на предпосылке, что сочувствие и сострадание достойны каждого. Люди прибегают к агрессии и негативным действиям только тогда, когда не находят более подходящих стратегий для удовлетворения потребностей. Руководители проектов должны нести ответственность за свою коммуникацию и общаться позитивно, а не негативно [4] [11] .
По словам Маршалла Розенберга, ненасильственное общение состоит из четырех компонентов:
- Наблюдение. Разделение наблюдения и оценки является первой частью, которую необходимо рассмотреть. Другими словами, руководители проектов должны уделять пристальное внимание тому, что влияет на их самочувствие (т. е. тому, что они видят или слышат), не делая никаких оценок. Этот компонент может помочь менеджерам проектов выразить себя, будучи честными и ясными в своих разговорах [11] .
- Чувства. Руководители проектов должны уметь отличать чувства от мыслей. Кроме того, им необходимо знать разницу между тем, что они чувствуют, и тем, что они думают о себе, и тем, как, по их мнению, другие люди будут реагировать на них. У всех есть чувства, и руководителям проектов очень полезно укреплять свой словарный запас, так как это может сбивать с толку. Им может быть легче войти в контакт с другими, если они действительно ясно знают свои чувства. Уязвимость руководителей проектов может способствовать разрешению конфликтов [11] .
- Потребности. Если руководители проектов хотят, чтобы их потребности были удовлетворены, они должны правильно их выразить. Таким образом, им нужно знать, что нельзя выражать свои потребности через оценки, образы и интерпретации, потому что люди с большей вероятностью воспримут это как критику. Более того, руководители проектов должны ценить свои потребности, чтобы другие делали то же самое [11] .
- Запросы. Последняя часть соединяет первые три компонента. Если потребности людей не удовлетворены, они выражают свое недовольство тем, что они наблюдают, чувствуют и в чем нуждаются, обращаясь с конкретной просьбой. Они просят действий, которые могут удовлетворить их потребности. Есть несколько важных факторов, о которых руководители проектов должны знать при подаче запроса. Им нужно использовать позитивный язык, поскольку люди с большей вероятностью будут сопротивляться негативным. Кроме того, четкость при подаче запроса и его позитивная нота повышают вероятность того, что руководители проектов его получат [11] .
Как обеспечить конструктивное общение
Конструктивное общение может оказаться сложным при разрешении конфликтов. В этом разделе рассказывается, как подготовиться к конструктивному общению. Кроме того, даны рекомендации и примеры.
Подготовка
Когда руководителям проектов приходится иметь дело с конфликтами, заблаговременная подготовка является важным фактором успеха. Например, рассмотреть все аспекты проблемы и решить, какие результаты желательны [12] . Ниже приведены три способа предварительной подготовки:
Рисунок 1. Подготовка крайне важна для успешного использования конструктивного общения
- Подготовьтесь мысленно . Психологическая подготовка может принести пользу разговору, а заранее проиграть разговор в голове — хороший трюк. Кроме того, руководители проектов должны перечислить вопросы, которые могут помочь разрешить конфликт. Однако эти вопросы нужно задавать конструктивно. Подготовка к конфликтным беседам может облегчить присутствие в беседе. Присутствие помогает воспринимать идеи, исходящие от другого человека, и сохранять спокойствие [12] .
- Подготовить все документы . Крайне важно собрать всю соответствующую информацию, необходимую для разрешения конфликта. Наличие всех фактов поможет правильно вести беседу [12] .
- Найдите подходящую зону . Разговоры о конфликтах должны проходить в отдельной комнате. Это должно быть безопасное место, где каждый может выразить свои чувства [12] .
Рекомендации и примеры
Я-высказывания вместо вы-высказываний
Использование Я-высказываний при разрешении конфликтов гораздо более тонко, чем использование вы-высказываний. Руководители проектов не обвиняют и не делают предположений об отношении или чувствах другого человека, используя Я-утверждения [2] . Вы-утверждения сообщают, что другой человек несет ответственность за дискомфорт и боль руководителя проекта, что закрывает дверь к пониманию и превращает обсуждения в конфликт. Я-утверждения могут выявить как последствия, так и проблемы, связанные с конфликтом, и облегчить поиск решения [4] .
- И-высказывание — Пример того, что сказать :
- . Меня расстраивает, когда мы отправляем нашим клиентам неправильный файл.
- Вы-выписка — Пример того, что не сказать :
- — Вы отправили нашему клиенту неправильный файл.
Три пункта, которые могут помочь менеджерам проектов построить свои Я-утверждения:
- Сообщить о своих чувствах по поводу поведения другого человека и его последствий [2] .
- Предложите материальные, конкретные примеры последствий такого поведения [2] .
- Укажите, какое поведение более приемлемо в будущем [2] .
Будьте ясны и конкретны
При разрешении конфликта или выступлении на принимающей стороне важно быть спокойным, ясным и конкретным. Это позволяет структурировать беседу и предотвратить недопонимание. Кроме того, больше шансов получить всю информацию, необходимую для разрешения конфликта, когда никто не пострадает и не почувствует неуважения [2] .
*Пример четкого и конкретного предложения:
- — Я немного расстроен тем, что вы отправили нашему клиенту неправильный файл, так как это может запутать его/ее.
*Пример предложения, которое не ясно и конкретно.
- — Вы путаете нашего клиента
Понимание языка тела
Общение является вербальным, но также и невербальным, и оба фактора жизненно важны в разговоре. Если другой человек не может понять язык тела, большая часть разговора будет упущена [13] . Кроме того, очень важно обращать внимание на выражения лица, такие как сердитые лица и закатывающие глаза. Люди с гораздо большей вероятностью почувствуют угрозу, когда менеджеры проектов используют злые лица и плохие позы во время конфликтов [4] .
Примеры, о которых следует знать:
- — Выражение лица. Как упоминалось выше, невербальная коммуникация также важна при общении. Руководителям проектов следует, например, остерегаться сердитых лиц и стиснутых зубов. Важно иметь расслабленное и позитивное выражение лица [4] .
- — Плохая осанка. Руководители проектов должны быть расслаблены и вести себя открыто во всех разговорах, особенно при разрешении конфликтов. Другой человек, вероятно, не купится на то, что говорит менеджер проекта, если он скрестит руки и/или ноги во время разговора. Более того, им не следует агрессивно указывать пальцем [13] .
- — Попадание в глаза. Использование зрительного контакта помогает указать на открытость, интерес и передачу энергии другому человеку. Руководители проектов должны следить за тем, как долго другой человек смотрит им в глаза, потому что чем дольше длится зрительный контакт, тем больше интереса и согласия у другого человека.0005 [13] .
- — Отношение. Руководители проектов должны поддерживать и уважительно относиться к другому человеку [13] .
Сосредоточьтесь на проблеме
Гораздо эффективнее сосредоточиться на проблеме, а не на человеке. Затем к ответственному лицу обращаются за решением проблемы. Сосредоточенность разговора на проблеме может предотвратить будущие проблемы и конфликты, а не фокусироваться на обвинении [3] .
*Пример предложения, посвященного проблеме :
- — Наш клиент получил электронное письмо с неправильным файлом
*Пример предложения, посвященного лицу :
- — Вы отправили неправильный файл нашему клиенту
Сосредоточьтесь на будущем
Если внимание сосредоточено на прошлом, человек, скорее всего, будет защищаться и причинять боль. Следовательно, это может быстро увеличить конфликт. Гораздо конструктивнее ориентироваться на будущее. Однако, если кажется невозможным забыть прошлую проблему, следует сначала решить ее, а затем продолжить конфликт с мыслью о будущем [2] .
Управляйте беседой с помощью фактов
Конфликты могут включать в себя множество чувств, но руководители проектов должны управлять ими с помощью фактов, а не чувств. Факты должны быть представлены в структурированном виде, а не в негативном ключе [2] .
*Пример предложения с фактами:
- — Клиенту отправлен неверный файл.
*Пример предложения вместо с фактами:
- — Наш клиент получил старую версию нашего файла, он должен был получить самую новую.
Полное общение
Когда общение завершено, оно включает в себя наблюдения, чувства, мысли и потребности/желания. Использование этих четырех элементов помогает выразить всю информацию, необходимую для разрешения конфликта [14] .
- — Наблюдения представляют собой нейтральные фактические утверждения, не допускающие никаких выводов или суждений [14] .
- — Чувства являются важным компонентом в разговорах. Как упоминалось ранее, проблемы должны быть сосредоточены на фактах, а не на чувствах. Тем не менее, менеджеры проектов должны демонстрировать чувства, которые описывают их эмоции, но правильно и конструктивно [14] .
- — Мысли — это взгляды, мнения, теории и ситуационные восприятия. Хотя мысли не обязательно должны быть всегда на 100% верными, они показывают личную сторону и понимание со стороны руководителя проекта [14] .
- — Потребности или желания должны быть выражены. Люди не умеют читать мысли руководителей проектов. Поэтому им приходится говорить им, чего они хотят или что от них требуется [14] .
*Пример полного сообщения:
- — Я собираюсь назначить встречу на следующей неделе. Я надеюсь, что вы сможете присутствовать на нем. Мне нужно обсудить некоторые трюки с электронной почтой с отделом. Будет здорово, если все придут.
*Пример неполного сообщения :
- — Надеюсь, вы сможете посетить собрание на следующей неделе.
Неполное сообщение не является полностью неверным. Однако это может сбить с толку получателя, и руководитель проекта может не получить желаемого результата.
Эмоции под контролем
Испытывать эмоции во время конфликтов — это нормально, и руководители проектов должны держать их под контролем. Общение с гневом неконструктивно и только усугубит ситуацию. Когда эмоции выходят из-под контроля, можно говорить о чем-то прискорбном. С другой стороны, когда эмоции находятся под контролем, возрастает вероятность найти взаимоприемлемое решение. Это также позволяет каждому взглянуть на ситуацию более объективно [15] .
*Пример того, что сказать, когда эмоции начинают выходить из-под контроля:
- — Я чувствую, что мои эмоции берут верх надо мной. Давайте сделаем перерыв на кофе, проветрим мысли и встретимся снова через 5 минут.
- — Хотя сейчас мы расходимся во мнениях, у нас хорошие партнерские отношения, и мы это решим.
Ограничения
Конструктивное общение имеет свои ограничения. Руководителям проектов недостаточно прочитать о конструктивных коммуникативных моделях и руководствах, чтобы успешно их использовать. Начав использовать эту коммуникативную технику, менеджеры проектов увидят, насколько сложно применять ее во время конфликтов. Поэтому руководители проектов могут не разрешать конфликты на 100 % конструктивно в самом начале. Тем не менее, очень важно не терять веру в эту технику, так как практика делает ее идеальной.0005 [2] [10] .
Конфликты могут включать в себя все виды эмоций, которые могут взять верх над людьми. Руководители проектов должны осознавать свои эмоции и концентрироваться на проблеме. Чтобы разговор заработал, нужно как минимум два человека. Хотя менеджеры проектов могут применить свои знания о конструктивном общении к разговору, нет уверенности в том, что другой человек находится в правильном настроении для разрешения конфликта. Другой человек может занять чрезмерную оборонительную позицию и почувствовать угрозу, направив разговор в неправильное русло [4] .
Все менеджеры проектов разные, одни могут быть непредубежденными, а другим трудно прислушиваться к мнению других людей. Однако, как упоминалось в статье, руководители проектов должны быть непредубежденными при правильном использовании конструктивного общения [5] . Поэтому опыт использования этого инструмента коммуникации может различаться у руководителей проектов. Некоторым менеджерам проектов не нужно вносить много изменений в то, как они общаются, в то время как другим, возможно, придется посещать семинары и обучаться, чтобы чувствовать себя комфортно, используя этот инструмент коммуникации [4] . Кроме того, существует риск того, что менеджеры проектов выберут легкий путь и будут избегать конфликтов. Это не лучшая стратегия для подражания, особенно в качестве менеджера проекта. Руководителям проектов нужно хорошо знать себя, готовиться к разного рода конфликтам и не бояться их [3] .
Заключение
Эта статья демонстрирует важность применения конструктивного общения в разговорах о конфликтах. Руководители проектов тратят много времени на общение с другими и часто вынуждены разрешать конфликты. От менеджеров проектов зависит, как разрешаются конфликты, и для того, чтобы они были успешными и уважаемыми в своей работе, овладение конструктивным общением считается жизненно важным. Во-первых, руководители проектов должны обучаться и изучать все аспекты конструктивного общения. Читайте варианты статей, книг и/или посещайте семинары, если это возможно. Во-вторых, зная, что такое конструктивное общение и как применяется эта техника, они должны начать применять свои знания на практике, особенно во время конфликтов. Эти разговоры, как правило, самые сложные. Наконец, после каждого конфликта руководители проектов должны оценивать, что прошло хорошо, а что можно было бы улучшить. Поступая так, они могут учиться на своих ошибках, практиковаться и развиваться в использовании конструктивного общения.
Аннотированная библиография
* Джоани В. Коннорс. (2018). Ненасильственное и конструктивное общение. https://l.cohousing.org/Constructive_Communication.pdf: В этой статье Джоани В. Коннорс пишет об общении и рассматривает важные навыки и факторы, определяющие, насколько хорошо оно идет. Статья не ориентирована на менеджеров проектов. Однако вся информация и рекомендации могут принести им пользу. Довольно большой раздел посвящен конструктивному общению, где она рассказывает о моделях и 11 пунктах рекомендаций, которые помогают освоить эти модели. Структура статьи очень понятна и легка для восприятия. Приведены примеры, которые могут помочь глубже понять некоторые темы.
* А. Бенко. (26.06.2018). Навыки конструктивного общения на рабочем месте. https://softwaretester.careers/constructive-communication-skills-in-the-workplace/: В этой статье рассматриваются 7 важных принципов, которые следует помнить при использовании конструктивного общения на рабочем месте. Принципы полезны для всех профессий и должностей на рабочем месте. В статье приведены хорошие примеры того, что говорить и/или чего не говорить, чтобы лучше изучить каждый принцип. Кроме того, показаны советы и рекомендации, которые помогут структурировать и усвоить некоторые принципы. Статья небольшая, хорошо структурированная и легко читаемая, что может помочь руководителям проектов освоить эти принципы конструктивного общения.
* Университет Глазго. (нет данных). Наличие конструктивного общения. https://www.gla.ac.uk/media/Media_551102_smxx.pdf: В этой статье Университета Глазго содержится руководство для менеджеров по конструктивному общению. Руководство охватывает большую область конструктивного общения. В нем рассматриваются этапы разговора, что нужно подготовить перед конструктивным общением и какие важные факторы следует учитывать. Кроме того, приведены примеры вопросов, которые менеджеры могут задать, чтобы помочь им улучшить некоторые факторы. Инструкция очень хорошо структурирована и проста в использовании.
* Маршалл Б. Розенберг, Дипак Чопра. (2015). Ненасильственное общение: язык жизни: жизненно важные инструменты для здоровых отношений. PuddleDancer Press, 2015: Эта книга написана после Маршалла Розенберга и Дипака Чопры и посвящена ненасильственному общению. Маршалл Розенберг разработал подход к ненасильственному общению в 1960-х годах. Книга дает глубокое понимание ненасильственного общения через истории, примеры и ролевые игры. Эта книга отлично подходит для чтения всем, поскольку в ней есть отличные примеры из самых разных ситуаций (например, профессиональных, семейных и дружеских).
Ссылки
- ↑ J. Geraldi, C. Thuesen, & J. Oehmen. (2017). Doing Projects — скандинавский колорит управления проектами. Датский фонд стандартов.
- ↑ 2,00 2.01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,07 . (26.06. 2018). Навыки конструктивного общения на рабочем месте. https://softwaretester.careers/constructive-communication-skills-in-the-workplace/. Посещено: 09/02/2021.
- ↑ 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 Скотт Уильямс (нет данных). Конструктивное общение. http://www.wright.edu/~scott.williams/LeaderLetter/communicating.htm. Посещено: 02.09.2021.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Joanie V. Connors. (2018). Ненасильственное и конструктивное общение. https://l.cohousing.org/Constructive_Communication.pdf. Посещено: 09/02/2021.
- ↑ 5.0 5.1 5.2 Дж. Зенгер и Дж. Фолкман. (15.01.2014). Ваши сотрудники хотят негативных отзывов, которые вы ненавидите давать. https://hbr.org/2014/01/your-employees-want-the-negative-feedback-you-hate-to-give. Посещено: 20.02.2021.
- ↑ Г. Бекири. (12.03.2018). Предоставление конструктивной обратной связи на рабочем месте. https://virtualspeech.com/blog/giving-constructive-feedback-workplace. Посещено: 20.02.2021.
- ↑ К. Нотон. (февраль 2018 г.). Коммуникация, ориентированная на пациента. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5874557/. Посещено: 18.02.2021.
- ↑ Мэтью Маккей, Марта Дэвис, Патрик Фаннинг. (2009). Сообщения: Книга навыков общения. Публикации Нового Предвестника.
- ↑ М. Ведж. (15.01.2019). 6 советов по сострадательному слушанию. https://www.psychologytoday.com/us/blog/suffer-the-children/201901/6-tips-compassionate-listening. Посещено: 18.02.2021.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 10,8 Б. Армкнехт Миллер. (08.02.2012). Совместное общение: помощь в конфликтах на рабочем месте. https://executive-velocity.com/cooperative-communication-an-aid-in-workplace-conflicts/. Посещено: 18.02.2021.
- ↑ 11.0 11.1 11.2 11.3 11.4 Маршалл Б. Розенберг, Дипак Чопра. (2015). Ненасильственное общение: язык жизни: жизненно важные инструменты для здоровых отношений. PuddleDancer Press, 2015.
- ↑ 12.0 12.1 12.2 12.3 Университет Глазго. Наличие конструктивного общения. https://www.gla.ac.uk/media/Media_551102_smxx.pdf. Посещено: 18.02.2021.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 К. К. Гоман. (26.08.2018). 5 способов, которыми язык тела влияет на результаты лидерства. https://www.forbes.com/sites/carolkinseygoman/2018/08/26/5-ways-body-language-impacts-leadership-results/?sh=3f167b73536a. Посещено: 18.02.2021.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Мэтью Маккей, Патрик Фаннинг и Ким Палег. (2006). Навыки для пар: заставить ваши отношения работать. Окленд, Калифорния: Публикации New Harbinger, 1994.
- ↑ Первый звонок. (23.08.2010). 12 правил конструктивного общения. https://www.firstcalleap.org/2010/08/12-rules-for-constructive-communication/. Посещено: 18.02.2021.
Сила конструктивного общения на рабочем месте
Конструктивно общаться не всегда легко. Даже когда у нас самые лучшие намерения, мы не всегда можем выразить их в позитивном ключе, который вдохновит и вовлечет другого человека. Нам всем нужно оттачивать свои коммуникативные навыки, чтобы наши отношения были приятными и плодотворными. Когда мы честны с собой, в моменты молчания мы осознаем, что жизнь без позитивных отношений пуста, холодна и бесплодна.
Конструктивно общаться не всегда легко. Даже когда у нас самые лучшие намерения, мы не всегда можем выразить их в позитивном ключе, который вдохновит и вовлечет другого человека. Нам всем нужно оттачивать свои коммуникативные навыки, чтобы наши отношения были приятными и плодотворными. Когда мы честны с собой, в моменты молчания мы осознаем, что жизнь без позитивных отношений пуста, холодна и бесплодна.
Одной из самых важных сфер нашей жизни является наша работа. Мы тратим большую часть дня на общение, творчество и сотрудничество с коллегами. Наше взаимодействие с ними может иметь огромное значение для нашей продуктивности, творчества и ежедневного удовольствия.
Инвестиции в позитивные отношения приносят наибольшую эмоциональную и практическую отдачу. Если вы хотите, чтобы ваша трудовая жизнь была эффективной, приятной и страстной; вам нужно культивировать ваши отношения на рабочем месте.
Одним из наиболее важных элементов в построении позитивных отношений является общение. Большинству из нас трудно найти свой голос, иногда это происходит потому, что мы слишком напуганы, чтобы говорить от всего сердца, иногда мы не знаем, чего хочет сердце, а иногда мы застреваем в своей гордыне и защищаемся.
Позитивное общение — самый питательный и жизнеутверждающий обмен. Это духовная валюта, которая заставляет мир вращаться. Я хотел бы предложить следующие десять заповедей, которые помогут вам лучше общаться, независимо от того, имеем ли мы дело с коллегами по работе, родителями, друзьями или товарищами:
1. Познай себя. Узнайте, что вы чувствуете, что вам нужно и во что вы верите, чтобы вы могли общаться.
2. Подтвердите создание соединений. Возьмите на себя ответственность за успех ваших коммуникаций. Будьте причиной, инициатором и дающим.
3. Избегайте реактивности. Столкнувшись с сильными эмоциями и интенсивными реакциями, найдите минутку, чтобы разобраться в себе. Очистите свой разум и постарайтесь создать конструктивный способ общения.
4. Развивайте эмпатическое слушание. Распространите это на себя и других. Эмпатия помогает понять и принять. Это усиливает трансформацию и изменение.
5. Будьте ясны. Будьте искренними и выразительными, используйте четыре «магических I». (Думаю, чувствую, нуждаюсь, хочу). Когда вы общаетесь с другим человеком, придерживайтесь выражения своих чувств, а не указывайте пальцем. Избегайте обвинять, бросать, осуждать или указывать другим, что делать.
6. Выражайте признательность. Делайте все возможное, чтобы утвердить своих партнеров. Используйте навыки слушания и отражения, чтобы показать уважение и внимание, в то же время вы все еще можете поддерживать свои убеждения. Одно не имеет ничего общего с другим.
7. Будьте надежным. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Честность культивирует взаимное доверие.
8. Научитесь вести переговоры. Создавайте беспроигрышные ситуации. Это лучше для всех участников.
9. Используйте свой юмор и игривость. Внесите удовольствие в общение.
10. Отпустите потребность быть правым, контролировать ситуацию или быть на высоте. Обладание властью не означает, что мы должны быть контролирующими или праведными. Межличностная связь и обмен пониманием приносят гораздо больше удовлетворения и дают лучшие результаты.
Общение — это искусство. Продолжайте экспериментировать и проходите через испытания и невзгоды.