Критерии сформировавшейся личности — Психологос
Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер
Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Фильм «Сотворившая чудо»
Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.
Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком.
А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.
И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.
Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи.
«Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.
Критерии оценки теории личности… — Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер
Критерии оценки теории личности… — Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер- Из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»
- Критерии оценки теории личности
Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше другой? Для систематизированной оценки теорий личности используются шесть основных критериев.
В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно в том случае, если удовлетворяет каждому из перечисленных ниже критериев. В заключительной главе мы предпримем сравнительный анализ всех обсуждавшихся в книге теорий в соответствии с данными критериями.ВерифицируемостьПо данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее положения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком изложении теории ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в формальном исследовании. Для иллюстрации этого правила представим себе, что мы хотим обосновать утверждение Альфреда Адлера (глава 4) о том, что у детей-первенцев, когда они становятся взрослыми, сильнее выражена мотивация достижения, чем у родившихся по счету вторыми, третьими и далее.
Первой ступенью в обосновании гипотезы будет подбор соответствующей группы субъектов для проведения исследования. Далее, мы должны будем попросить каждого обследуемого сообщить, каким по счету ребенком в семье он родился. Гораздо сложнее измерить такую переменную, как достижения. Скажем, мы можем просто предложить испытуемым оценить уровень их интеллектуальных достижений по показателям академической успеваемости. Или можно понаблюдать за их стремлением к успеху во время учебы. Можно также предложить им составить самоотчет, что позволит нам оценить индивидуальные различия в мотивации достижения. При всем многообразии возможностей необходимо отметить следующий момент: хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие.Хотя это требование так легко уяснить, персонологам оказывается чрезвычайно трудно обеспечить даже умеренную эмпирическую поддержку своих теоретических позиций. Это не означает, что теории личности не способны порождать проверяемые гипотезы, но большинству теоретических концепций все же недостает критического эксперимента.
Эвристическая ценность
Для психолога эмпирической ориентации вопрос о том, в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования, имеет первостепенное значение. Теории личности чрезвычайно сильно различаются по своей способности удовлетворять этому требованию. Некоторые из наиболее спорных теоретических определений личности, такие, например, как гуманистическая теория Эриха Фромма и теория личностных конструктов Джорджа Келли, дают минимальный импульс для дальнейшей исследовательской деятельности внутри самой психологии. Подобное положение дел обычно является результатом того, что теоретик не сумел дать рабочее определение своим концепциям, то есть не установил, с помощью каких операций они могут быть измерены или с какими наблюдаемыми характеристиками поведения они соотносятся.
Конечно, компетентные последователи выдающегося теоретика могут повысить эвристическую ценность теории путем перевода базисных концепций в такую форму, которая даст толчок исследовательской активности.Внутренняя согласованностьВ этом критерии заключено следующее условие: теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом. В целом, теории личности вполне удовлетворяют этому стандарту, и в тех случаях, когда обнаруживаются противоречащие друг другу предсказания, их истоки обычно можно проследить в недопонимании исследователем исходных положений теории. Имея ряд гипотез о природе человека, вполне возможно вывести теорию личности, концепции и положения которой логично согласуются между собой.
Теорию также можно оценивать с позиции количества концепций, требуемых для описания и объяснения событий в пределах сферы охвата данной теории. Согласно принципу экономности, более простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных.
Иначе говоря, чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. И наоборот, при прочих равных условиях, теория, содержащая избыточное количество концепций и предположений, рассматривается, в целом, как неудачная. Следующий пример поможет лучше понять важность этого критерия. Предположим, проведя бессчетное количество наблюдений, мы пришли к заключению, что, находясь в состоянии депрессии, люди:— обычно оценивают себя негативно;
— пессимистически оценивают свое будущее;
— имеют тенденцию интерпретировать жизненный опыт как негативный.
В этой связи мы можем выдвинуть гипотезу, согласно которой низкая самооценка является первопричиной депрессии. Наша гипотеза кратко суммирует (в противном случае несравнимые) результаты огромного количества исследований людей в состоянии депрессии. Этот метод обеспечивает более экономичный путь для объяснения не связанных между собой фактов и наблюдений над людьми, страдающими депрессией.
К сожалению, не существует простых и однозначных правил оценки экономичности теории. Экономичность – субъективный критерий, поскольку имеющийся на сегодняшний день объем знаний о различных аспектах личности далеко не полон. Более того, теория, выглядящая сегодня экономичной, может оказаться неспособной объяснить будущие открытия. Тем не менее, хорошая теория не должна содержать избыточного теоретического багажа.
Этот критерий относится к широте и разнообразию феноменов, охваченных теорией. Чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведенческих проявлений она распространяется. Таким образом, всесторонняя теория предпочтительнее узкой и ограниченной. Еще одно достоинство всесторонней теории состоит в том, что она может быть использована как логический каркас для объединения и включения в себя новых, разрозненных фактов, установленных в наблюдении или эксперименте. В то время как некоторые персонологи создают широкомасштабные теории, другие уступают им в этом отношении. Опора на определенный ряд положений о природе человека помогает обеспечить внутреннюю согласованность, но в то же время приводит к сужению сферы научного интереса теоретика до ограниченного диапазона поведенческих реакций. Персонологи, чьи теории представлены в этой книге, при объяснении поведения человека придают наибольшее значение биологическим, генетическим, эмоциональным, когнитивным, социальным или культурным факторам. Каждый из этих подходов к личности неизбежно ведет к ограничению теории по критерию широты охвата. В то же время следует признать, что ни одна из существующих теорий не может объяснить всех аспектов человеческого функционирования. Таким образом, в каждом случае следует решать, являются ли феномены, получившие объяснение в одной теории, такими же важными и играют ли они такую же существенную роль в понимании человеческого поведения как феномены, на которые акцентирована другая теория. К сожалению, не существует лакмусовой бумаги, позволяющей установить относительную значимость каждой теории, поскольку зачастую не ясно, насколько основополагающим на самом деле является данный феномен для понимания поведения. Сегодняшние исследования по внешне простым проблемам могут породить новые смелые догадки в будущем. Соответственно, мы должны с известной осторожностью судить о достоинствах теории личности, если в качестве критерия оценки используется только одна широта охвата.
Функциональная значимостьПоследний из критериев определения хорошей теории состоит в ее способности помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы. Вполне естественно, что фактически всех нас привлекает возможность узнать как можно больше о себе и об окружающих нас людях. Действительно, основная ценность теории личности для непрофессионала заключается в ее способности пролить свет на него самого и на его межличностные отношения. Знание внутренних и внешних закономерностей, полученное нами от исследователей личности, может существенно обогатить наше понимание и оценку нюансов человеческих поступков. Мы надеемся, что читатели найдут в каждом теоретическом направлении, представленном в книге, что-то действительно важное для себя.
Приведенные выше критерии – верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата и функциональная значимость – составляют основу для оценки каждой теории личности, а также дают возможность понять, почему одна теория предпочтительнее другой. При сравнении достоинств и недостатков теорий следует, однако, решить два вопроса. Вопрос первый: идет ли речь в сравниваемых теориях об одних и тех же феноменах? Каждая из двух теорий, адресованных к одним и тем же формам поведения, может быть оценена с позиции шести вышеперечисленных критериев. В то же время нам не надо непременно выбирать одну из двух, поскольку обе могут в будущем стать источником плодотворных идей. Существует также возможность того, что обе теории могут со временем оказаться включенными в единую, более общую теорию. Вопрос второй: находятся ли обе сравниваемые теории на одинаковых стадиях своего развития? Новая и все еще развивающаяся теория может оказаться не в состоянии объяснить многие феномены, в то время как старая и устоявшаяся теория способна пролить свет на многие вопросы и проблемы, встающие при изучении личности. Тем не менее, новая теория может внести ощутимый вклад в разработку ранее не изучавшихся областей и стать более разносторонней в будущем. В конечном счете, теории личности следует оценивать на основании того, насколько хорошо они трактуют известные нам события и в то же время оставляют ли они нам свободу для осмысливания еще не изученных заманчивых возможностей.
ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для чего нужна психология?
Психология, древняя наука, но все же… ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?…
Про ОДНУ проблему теоретической психологии.
..«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса — почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред». С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос…» Михаил Веллер («Все о жизни»).
Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное — его сути- тех «неведомых сил», которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее…
Публикации известных психологов на тему
«Теоретическая психология: проблемы и решения»О путях развития теоретической психологии…
Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии…» решать можно и решать НУЖНО…
Другой вопрос — «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то «КТО» этим будет заниматься и «ЧТО» в принципе нужно сделать? Читать далее…
А также…
Публикации известных психологов на тему
ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКАТеория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества
Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
Начнем по порядку…
Читаем далее…
А также…
Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение» (Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992)
А также:
Современные концепции и теории научной психологии
А также:
«ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова
Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей —
это и есть «психология, приближенная к реальности»…
Основное предназначение теории Человека — объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека в любых жизненных ситуациях. .. И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение…
Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
Читать далее…
Публикации ученых на тему
«ДУША ЧЕЛОВЕКА»«Говорите нам о душе!» – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
ТЕМЫ
- ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ >100
- УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
- СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
- КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ
- СЛОВЕСНЫЕ АТАКИ
- ИНТЕНСИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
- ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРОДАЖИ
- МУЖЧИНА + ЖЕНЩИНА
СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ
Если эффективность — это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность — это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
Как развивать в себе такую способность? — просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ…
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ — система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно — все оценивает, придумывает, продумывает…, а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? — ответы на семинаре
«СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер…»
КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ
Если обычная манипуляция — это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять. .., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ — это философия ловкости, гибкости, находчивости… — это искусство, это театр нашей жизни — продуманные комбинации, оригинальные схемы и красивые ходы.
Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное — тренинг
«КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми».
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) — во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо — четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? — устроим для вас Шоу —
«ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ»
2010-2022 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник
NIMH » Пограничное расстройство личности
Обзор
Пограничное расстройство личности — это психическое заболевание, которое серьезно влияет на способность человека регулировать свои эмоции. Эта потеря эмоционального контроля может увеличить импульсивность, повлиять на то, как человек относится к себе, и негативно повлиять на его отношения с другими. Существуют эффективные методы лечения симптомов пограничного расстройства личности.
Признаки и симптомы
Люди с пограничным расстройством личности могут испытывать сильные перепады настроения и чувствовать неуверенность в том, как они видят себя. Их чувства к другим могут быстро меняться и колебаться от крайней близости до крайней неприязни. Эти меняющиеся чувства могут привести к нестабильным отношениям и эмоциональной боли.
Люди с пограничным расстройством личности также склонны рассматривать вещи в крайностях, например, все хорошо или все плохо. Их интересы и ценности могут быстро меняться, и они могут действовать импульсивно или безрассудно.
Другие признаки или симптомы могут включать:
- Усилия, направленные на то, чтобы избежать реального или мнимого отказа, например, с головой погрузиться в отношения или столь же быстро прекратить их.
- Модель напряженных и нестабильных отношений с семьей, друзьями и любимыми.
- Искаженное и нестабильное представление о себе или самоощущение.
- Импульсивное и часто опасное поведение, такое как расточительство, небезопасный секс, злоупотребление психоактивными веществами, безрассудное вождение и переедание. Обратите внимание: если такое поведение происходит в основном в периоды повышенного настроения или энергии, это может быть симптомом расстройства настроения, а не пограничного расстройства личности.
- Самоповреждающее поведение, такое как порезы.
- Повторяющиеся мысли о суицидальном поведении или угрозах.
- Интенсивное и сильно изменчивое настроение с эпизодами продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней.
- Хроническое чувство пустоты.
- Неуместный, сильный гнев или проблемы с контролем гнева.
- Чувство диссоциации, такое как чувство оторванности от самого себя, наблюдение за собой извне своего тела или чувство нереальности.
Не каждый человек с пограничным расстройством личности может испытывать все эти симптомы. Тяжесть, частота и продолжительность симптомов зависят от человека и его болезни.
Люди с пограничным расстройством личности имеют значительно более высокий уровень членовредительства и суицидального поведения, чем население в целом.
Людям с пограничным расстройством личности, которые думают о причинении себе вреда или попытке самоубийства, требуется немедленная помощь.
Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о том, чтобы причинить себе вред, позвоните или отправьте сообщение на 988 Suicide & Crisis Lifeline по номеру 988 или в чате по телефону 988lifeline.org. Вы также можете связаться с кризисной текстовой линией ( текст ПРИВЕТ на 741741 ).
Факторы риска
Исследователи не уверены, что вызывает пограничное расстройство личности, но исследования показывают, что генетические, экологические и социальные факторы могут увеличить риск его развития. Эти факторы могут включать:
- Семейный анамнез: Люди, у которых есть близкий член семьи (например, родитель или брат или сестра) с этим заболеванием, могут подвергаться более высокому риску развития пограничного расстройства личности.
- Структура и функции мозга: Исследования показывают, что у людей с пограничным расстройством личности могут быть структурные и функциональные изменения в мозге, особенно в областях, которые контролируют импульсы и регуляцию эмоций. Однако исследования не показывают, были ли эти изменения факторами риска заболевания или такие изменения были вызваны расстройством.
- Окружающие, культурные и социальные факторы: Многие люди с пограничным расстройством личности сообщают о травмирующих жизненных событиях, таких как жестокое обращение, отказ или лишения в детстве. Другие, возможно, были подвержены нестабильным, обесценивающим отношениям или конфликтам.
Хотя эти факторы могут увеличить риск для человека, это не означает, что у него обязательно разовьется пограничное расстройство личности. Точно так же у людей без этих факторов риска может развиться расстройство в течение жизни.
Диагностика
Лицензированный специалист в области психического здоровья, например, психиатр, психолог или клинический социальный работник, имеющий опыт диагностики и лечения психических расстройств, может диагностировать пограничное расстройство личности на основе тщательного опроса и обсуждения симптомов. Тщательный и тщательный медицинский осмотр также может помочь исключить другие возможные причины симптомов. При диагностике заболевания медицинские работники обсудят симптомы человека и спросят о семейных историях болезни, включая истории психических заболеваний.
Пограничное расстройство личности обычно диагностируется в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Иногда у человека моложе 18 лет может быть диагностировано пограничное расстройство личности, если симптомы выражены и длятся не менее года.
Какие другие заболевания могут сопутствовать пограничному расстройству личности?
Пограничное расстройство личности часто сочетается с другими психическими заболеваниями, такими как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Эти сопутствующие расстройства могут затруднить диагностику и лечение пограничного расстройства личности, особенно если симптомы других заболеваний совпадают с симптомами расстройства. Например, человек с пограничным расстройством личности также может с большей вероятностью испытывать симптомы большой депрессии, посттравматического стрессового расстройства, биполярного расстройства, тревожных расстройств, злоупотребления психоактивными веществами или расстройств пищевого поведения.
Лечение и терапия
Пограничное расстройство личности исторически считалось сложным для лечения. Но с более новым, основанным на фактических данных лечением многие люди с этим расстройством испытывают меньше и менее серьезные симптомы, улучшают функционирование и улучшают качество жизни. Для пациентов с пограничным расстройством личности важно получать лечение у лицензированного специалиста в области психического здоровья. Другие виды лечения или лечение у медработника, не прошедшего надлежащую подготовку, могут быть неэффективными или опасными.
Многие факторы влияют на время, необходимое для улучшения симптомов после начала лечения. Людям с пограничным расстройством личности и их близким важно проявлять терпение и получать поддержку во время лечения.
Ищите и придерживайтесь лечения.
Исследования, финансируемые Национальным институтом психического здоровья (NIMH), показывают, что люди с пограничным расстройством личности, которые не получают надлежащего лечения, с большей вероятностью могут заболеть другими хроническими медицинскими или психическими заболеваниями и с меньшей вероятностью будут вести здоровый образ жизни.
Психотерапия
Психотерапия, которую иногда называют «разговорной терапией», является лечением первой линии для людей с пограничным расстройством личности. Большая часть психотерапии проводится лицензированным, обученным специалистом в области психического здоровья на сеансах один на один или с другими людьми в групповых условиях. Групповые занятия могут помочь научить людей с пограничным расстройством личности взаимодействовать с другими и эффективно выражать свои мысли.
Два примера психотерапии, используемой для лечения пограничного расстройства личности:
- Диалектическая поведенческая терапия (DBT): Это лечение было разработано специально для людей с пограничным расстройством личности. DBT использует концепции внимательности или осознания текущей ситуации и эмоционального состояния. DBT также обучает навыкам, помогающим людям контролировать сильные эмоции, уменьшать саморазрушающее поведение и улучшать отношения.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Это лечение может помочь людям определить и изменить основные убеждения и поведение, которые возникают из-за неправильного восприятия себя и других и проблем во взаимодействии с другими. Это может помочь людям уменьшить перепады настроения и симптомы тревоги, а также может уменьшить количество членовредительства или суицидального поведения.
Подробнее читайте на тематической странице NIMH «Психотерапия».
Лекарства
Поскольку польза рецептурных лекарств от пограничного расстройства личности неясна, лекарства обычно не используются в качестве основного способа лечения болезни. Однако в некоторых случаях психиатр может порекомендовать лекарства для лечения определенных симптомов или сопутствующих психических расстройств, таких как перепады настроения или депрессия. Лечение лекарствами может потребовать скоординированного ухода более чем одного медицинского работника.
Лекарства также могут иногда вызывать побочные эффекты у некоторых людей. Поговорите со своим врачом о том, чего ожидать от конкретного лекарства. Подробнее читайте в теме здоровья NIMH «Лекарства для психического здоровья».
Другие элементы медицинской помощи
Некоторые люди с пограничным расстройством личности испытывают тяжелые симптомы и нуждаются в интенсивной, часто стационарной помощи. Другие могут использовать некоторые амбулаторные методы лечения, но никогда не нуждаются в госпитализации или неотложной помощи.
Терапия для лиц, осуществляющих уход, и членов семьи
Наличие родственника или любимого человека с расстройством может вызывать стресс, и члены семьи или лица, осуществляющие уход, могут непреднамеренно действовать таким образом, что это может усугубить симптомы их близкого человека.
Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, насколько хорошо семейная терапия помогает при пограничном расстройстве личности, исследования других психических расстройств показывают, что привлечение членов семьи может помочь в лечении человека. Семьи и опекуны также могут получить пользу от терапии.
Семейная терапия помогает:
- Предоставление родственнику или близкому человеку возможности развить навыки понимания и поддержки человека с пограничным расстройством личности.
- Сосредоточение внимания на потребностях членов семьи, чтобы помочь им понять препятствия и стратегии ухода за человеком с расстройством.
Поиск помощи
Если вы не знаете, куда обратиться за помощью, поставщик медицинских услуг может направить вас к лицензированному специалисту в области психического здоровья, например к психиатру или психологу с опытом лечения пограничного расстройства личности. Если вам нужна помощь в начале разговора, ознакомьтесь с информационным бюллетенем «Советы по разговору с вашим лечащим врачом».
Другие ресурсы включают в себя:
- Службы по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и услуги по охране психического здоровья Локатор услуг по лечению поведенческого здоровья Администрации, инструмент для поиска служб охраны психического здоровья в вашем районе
- Веб-страница NIMH Help for Mental Diseases
- Веб-сайт Агентства медицинских исследований и качества
Советы для семьи и опекунов
Вот несколько способов помочь другу или родственнику, страдающему этим расстройством:
- Уделите время изучению болезни, чтобы понять, что переживает ваш друг или родственник.
- Предлагайте эмоциональную поддержку, понимание, терпение и ободрение. Изменения могут быть трудными и пугающими для людей с пограничным расстройством личности, но со временем все может улучшиться.
- Посоветуйте своему близкому человеку, проходящему лечение от пограничного расстройства личности, спросить о семейной терапии.
- Обратитесь за консультацией для себя. Выберите другого терапевта, чем тот, к которому обращается ваш родственник.
Присоединиться к исследованию
Клинические испытания — это научные исследования, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний. Цель клинических испытаний — определить, работают ли новые тесты или методы лечения и являются ли они безопасными. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы в будущем можно было лучше помочь другим.
Исследователи из NIMH и по всей стране проводят множество исследований с пациентами и здоровыми добровольцами. Сегодня у нас есть новые и лучшие варианты лечения благодаря тому, что клинические испытания открыли много лет назад. Станьте частью медицинских открытий завтрашнего дня. Поговорите со своим лечащим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они вам.
Чтобы узнать больше или найти исследование, посетите:
- Веб-страница клинических испытаний NIMH: Информация об участии в клинических испытаниях
- Clinicaltrials.gov: текущие исследования пограничных расстройств личности: список клинических испытаний, финансируемых Национальным институтом здравоохранения (NIH), которые проводятся по всей стране
Горячие линии здравоохранения
- 988 Линия помощи при суициде и кризисе: Линия помощи обеспечивает круглосуточную конфиденциальную поддержку всем, кто находится в состоянии суицидального кризиса или эмоционального стресса. Позвоните или отправьте текстовое сообщение по номеру 988 , чтобы связаться с обученным кризисным консультантом. Поддержка также доступна через чат. Пара аюда en español, llame al 988.
- Горячая линия помощи при бедствиях : Люди, пострадавшие от любого стихийного бедствия или трагедии, могут позвонить на эту горячую линию, спонсируемую Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем, чтобы получить немедленную консультацию. Позвоните или отправьте текстовое сообщение по номеру 1-800-985-5990 , чтобы связаться с обученным специалистом из ближайшего центра кризисного консультирования в сети.
- Кризисная линия для ветеранов : Эта горячая линия является бесплатным и конфиденциальным ресурсом для ветеранов всех возрастов и обстоятельств. Позвоните 1-800-273-8255, нажмите «1»; текст 838255; или онлайн-чат , чтобы связаться с круглосуточной поддержкой 7 дней в неделю.
- Crisis Text Line : Текст ПРИВЕТ на номер 741741 для бесплатной и конфиденциальной поддержки 24 часа в сутки на всей территории США
- Дополнительные информационные линии NIH
Узнать больше
Бесплатные брошюры и общие ресурсы
- Пограничное расстройство личности : Брошюра, содержащая основную информацию о пограничном расстройстве личности, включая признаки и симптомы, лечение и поиск помощи. Также доступен на испанском языке.
- 5 действий по оказанию помощи человеку, испытывающему эмоциональную боль : Инфографика, представляющая пять шагов, как помочь человеку, испытывающему эмоциональную боль, предотвратить самоубийство. Также доступен на испанском языке.
- Самоубийство в Америке: часто задаваемые вопросы : Информационный бюллетень может помочь вам или вашему другу или члену семьи узнать о признаках и симптомах, факторах риска и предупреждающих знаках, а также о текущих исследованиях в области самоубийств и предотвращения самоубийств. Также доступен на испанском языке.
- Предупреждающие признаки самоубийства : Инфографика, показывающая поведение и чувства, которые могут быть предупреждающими знаками того, что кто-то думает о самоубийстве. Также доступен на испанском языке.
- Совместно используемые ресурсы по пограничному расстройству личности : Помогите повысить информированность и образование по пограничному расстройству личности в вашем сообществе. Используйте эти цифровые ресурсы, включая графику и сообщения, чтобы распространять информацию о пограничном расстройстве личности.
Мультимедиа
- Эксперты обсуждают пограничное расстройство личности : Узнайте о признаках, симптомах, диагностике, лечении и последних исследованиях пограничного расстройства личности.
Federal Resources
- Пограничное расстройство личности (Медицинская энциклопедия MedlinePlus)
- Введение в сопутствующие пограничные расстройства личности и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (Администрация службы психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами)
- Расстройства личности (MedlinePlus — также на испанском языке)
Исследования и статистика
- Журнальные статьи : Ссылки и рефераты из MEDLINE/PubMed (Национальная медицинская библиотека).
- Статистика: расстройства личности : Веб-страница с информацией о распространенности расстройств личности среди взрослых.
Последнее рассмотрение: апрель 2022 г.
Если не указано иное, информация и публикации NIMH являются общественным достоянием и доступны для бесплатного использования. Цитирование NIMH приветствуется. Дополнительную информацию см. на странице со ссылкой на информацию и публикации NIMH .
Расстройство личности — Болезни и состояния
Посмотреть все части этого руководства Скрыть направляющие части
- 1. Введение
- 2. Признаки и симптомы расстройств личности
- 3. Лечение расстройства личности
Введение
Расстройства личности — это состояния, при которых человек значительно отличается от обычного человека с точки зрения того, как он думает, воспринимает, чувствует или относится к другим.
Изменения в чувствах человека и искаженные представления о других людях могут привести к странному поведению, которое может вызывать беспокойство и расстраивать других.
Общие черты включают:
- подавленность негативными чувствами, такими как дистресс, тревога, бесполезность или гнев
- избегание других людей и чувство опустошенности и эмоциональной разобщенности
- трудно справляться с негативными чувствами, не причиняя себе вреда (например, злоупотребляя наркотиками и алкоголем или принимая передозировки) или, в редких случаях, угрожая другим людям
- странное поведение
- трудности в поддержании стабильных и близких отношений, особенно с партнерами, детьми и профессиональными опекунами
- иногда, периоды потери связи с реальностью
Симптомы обычно ухудшаются при стрессе.
Люди с расстройствами личности часто испытывают другие проблемы с психическим здоровьем, особенно депрессию и злоупотребление психоактивными веществами.
Когда и почему возникают расстройства личности
Расстройства личности обычно возникают в подростковом возрасте и продолжаются во взрослой жизни.
Они могут быть легкими, умеренными или тяжелыми, и у людей могут быть периоды «ремиссии», когда они нормально функционируют.
Расстройства личности могут быть связаны с генетическими и семейными факторами. Переживания бедствия или страха в детстве, такие как пренебрежение или жестокое обращение, являются обычным явлением.
Типы расстройства личности
Распознаются несколько различных типов расстройства личности. Они были сгруппированы в одну из трех групп — A, B или C, — краткое описание которых приведено ниже.
Прочтите о симптомах расстройств личности, чтобы ознакомиться с полным списком основных типов и признаков расстройств личности.
Расстройство личности группы А
Человек с расстройством личности группы А обычно испытывает трудности в общении с другими и обычно демонстрирует модели поведения , которые большинство людей сочтут странными и эксцентричными. Другие могут описать их как живущих в собственном мире фантазий.
Примером может служить параноидальное расстройство личности, при котором человек крайне недоверчив и подозрительн.
Расстройства личности кластера B
Человек с расстройством личности кластера B изо всех сил пытается регулировать свои чувства и часто колеблется между позитивным и негативным взглядом на других. Это может привести к моделям поведения, которые другие описывают как драматичные, непредсказуемые и тревожные.
Примером может служить пограничное расстройство личности, при котором человек эмоционально нестабилен, имеет импульсы к самоповреждению и имеет интенсивные и нестабильные отношения с другими.
Расстройства личности кластера C
Человек с расстройством личности кластера C борется с постоянными и непреодолимыми чувствами страха и беспокойства. Они могут демонстрировать модели поведения, которые большинство людей сочли бы антисоциальными и замкнутыми.
Примером может служить избегающее расстройство личности, при котором человек кажется болезненно застенчивым, социально подавленным, чувствует себя неадекватным и чрезвычайно чувствителен к отказу. Человек может хотеть быть рядом с другими, но ему не хватает уверенности, чтобы построить близкие отношения.
Сколько людей пострадало?
Расстройства личности являются распространенными проблемами психического здоровья.
По оценкам, в Англии примерно 1 из 20 человек страдает расстройством личности. Однако многие люди имеют только легкие состояния, поэтому им нужна помощь только в периоды стресса (например, при тяжелой утрате). Другим людям с более серьезными проблемами может потребоваться помощь специалиста в течение более длительного периода времени.
Outlook
Многие люди со временем выздоравливают от расстройств личности. Иногда полезно психологическое или медицинское лечение; иногда поддержка — это все, что нужно. Это зависит от тяжести расстройства и наличия постоянных проблем.
Некоторые легкие и умеренные расстройства личности улучшаются с помощью психотерапии.
Было доказано, что различные виды психологической терапии помогают людям с расстройствами личности. Однако единого подхода, подходящего для всех, не существует, и лечение должно подбираться индивидуально. Не все разговорные терапии эффективны, и очень важно, чтобы их проводил обученный терапевт.
Подробнее о лечении расстройств личности
Признаки и симптомы расстройств личности
Различные типы расстройств личности, которые могут нуждаться в лечении, можно в целом сгруппировать в одну из трех групп, называемых A, B или C.
Группа расстройств личности A
Человек с группой расстройств личности другим и обычно демонстрирует модели поведения , которые большинство людей сочли бы странными и эксцентричными.
Основные расстройства личности этой категории перечислены ниже.
Параноидальное расстройство личности
Человек с параноидальным расстройством личности крайне недоверчив и подозрительн. Другие особенности включают в себя:
- думать, что другие люди лгут им или пытаются ими манипулировать
- чувствуют, что не могут по-настоящему доверять своим друзьям и коллегам
- опасаясь, что любая конфиденциальная информация, предоставленная другим, будет использована против них
- думая, что в замечаниях, которые большинство сочло бы невинными, есть скрытый смысл
- обеспокоены тем, что их супруг или партнер изменяет, несмотря на отсутствие доказательств
Шизоидное расстройство личности
Человек с шизоидным расстройством личности может казаться холодным и отстраненным и избегать тесных социальных контактов с другими. К другим особенностям относятся:
- предпочтение участия в мероприятиях, не требующих взаимодействия с другими
- мало желания вступать в близкие отношения, включая сексуальные отношения
- незаинтересованность в получении критики или похвалы
- ограниченная способность испытывать удовольствие или радость
Шизотипическое расстройство личности
Человек с шизотипическим расстройством личности, вероятно, имеет плохие социальные навыки и бредовые мысли, а также ведет себя необычным образом. К другим признакам относятся:
- придание чрезмерного и ошибочного значения повседневным событиям, например, представление газетных заголовков как секретных сообщений для них
- вера в особые способности, такие как телепатия или способность влиять на эмоции и действия других людей
- необычная манера речи – например, длинные, бессвязные, расплывчатые предложения или уклонение от темы
- испытывают чрезмерную тревогу в социальных ситуациях, даже если они давно знают определенного человека или группу людей
Расстройства личности кластера B
Человек с расстройством личности кластера B изо всех сил пытается общаться с другими. В результате они демонстрируют модели поведения, которые большинство расценило бы как драматичные, неустойчивые, угрожающие или тревожные.
Основные расстройства личности этой категории перечислены ниже.
Антисоциальное расстройство личности
Человек с антисоциальным расстройством личности считает других людей уязвимыми и может без угрызений совести запугивать или запугивать других. Они не беспокоятся о последствиях своих действий.
Симптомы включают:
- отсутствие беспокойства, сожаления или раскаяния по поводу страданий других людей
- безответственность и пренебрежение нормальным социальным поведением
- трудности в поддержании долгосрочных отношений
- мало способности терпеть разочарование и контролировать свой гнев
- отсутствие вины, или не учиться на своих ошибках
- обвинять других в проблемах своей жизни
Национальный институт здравоохранения и передового опыта (NICE) опубликовал рекомендации по лечению людей с антисоциальными расстройствами личности. Для получения дополнительной информации см. NICE: антисоциальное расстройство личности (PDF, 250 КБ).
Пограничное расстройство личности
Человек с пограничным расстройством личности эмоционально нестабилен, склонен к членовредительству и имеет очень интенсивные и нестабильные отношения с другими.
Истерическое расстройство личности
Человек с истерическим расстройством личности боится, что его проигнорируют. В результате они испытывают принуждение (непреодолимое желание) быть замеченными и быть в центре всеобщего внимания. Особенности включают:
- демонстрацию чрезмерных эмоций, но отсутствие настоящей эмоциональной искренности
- вызывающе одеваться и участвовать в неподобающем флирте или сексуально соблазнительном поведении
- быстро переходя от одного эмоционального состояния к другому
- быть эгоцентричным и мало заботиться о других людях
- постоянно ищет поддержки и одобрения у других людей
Симптомы и признаки могут сосуществовать с пограничными и нарциссическими расстройствами личности.
Нарциссическое расстройство личности
Человек с нарциссическим расстройством личности колеблется между ощущением себя особенным и страхом собственной никчемности. Они могут вести себя так, как будто у них завышенное чувство собственной важности, и они демонстрируют острую потребность в том, чтобы другие люди равнялись на них.
Другие симптомы включают:
- преувеличение собственных достижений и способностей
- думают, что к ним относятся лучше, чем к другим людям
- эксплуатация других людей в личных целях
- отсутствие сочувствия к слабостям других людей
- смотреть свысока на людей, которые, по их мнению, стоят «ниже» их, в то же время глубоко завидуя людям, которые, по их мнению, стоят «выше» их
Расстройства личности группы С
Человек с расстройством личности кластера C боится личных отношений и проявляет тревожное и боязливое поведение по отношению к другим людям. Другие могут быть замкнутыми и отказываться от общения.
Ниже перечислены основные расстройства личности в этой категории.
Избегающее расстройство личности
Человек с избегающим расстройством личности кажется болезненно застенчивым, социально подавленным, чувствует себя неадекватным и чрезвычайно чувствителен к отказу.
В отличие от людей с шизоидным расстройством личности, они желают близких отношений с другими, но им не хватает уверенности и способности формировать их.
Зависимое расстройство личности
Человек с зависимым расстройством личности чувствует неспособность быть независимым. Они могут проявлять чрезмерную потребность в том, чтобы другие заботились о них, и быть «прилипчивыми». Другие особенности включают:
- трудно принимать решения без руководства других людей
- нуждаются в том, чтобы другие взяли на себя ответственность за то, что должно быть их собственным важным жизненным выбором
- неспособность выразить несогласие с другими людьми
- трудно начать новую деятельность из-за отсутствия уверенности в себе
- идти на крайние меры, чтобы получить поддержку и утешение
- чувство беспомощности и дискомфорта в одиночестве
- срочно нужно начать новые отношения после того, как предыдущие отношения подошли к концу
- с нереалистичным и постоянным страхом, что их оставят в покое, чтобы постоять за себя
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Человек с обсессивно-компульсивным расстройством личности беспокоится о проблемах, которые кажутся неконтролируемыми или «беспорядочными». Они озабочены порядком и способами контролировать свое окружение и могут показаться другим «помешанными на контроле».
Другие особенности включают:
- чрезмерный интерес к спискам, расписаниям и правилам
- настолько заинтересованы в идеальном выполнении задачи, что у них возникают проблемы с ее выполнением (перфекционизм)
- быть трудоголиком
- очень жесткие взгляды на такие вопросы, как мораль, этика и то, как человек должен вести себя в повседневной жизни
- копить предметы, которые, кажется, не имеют денежной или сентиментальной ценности
- не может делегировать задачи другим людям
- не любят тратить деньги, так как считают, что всегда лучше откладывать на «чёрный день»
Это расстройство личности отличается от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), родственного психического расстройства, по нескольким важным признакам:
- Люди с ОКР осознают, что их поведение ненормально, и обеспокоены этим. Большинство людей с обсессивно-компульсивным расстройством личности считают свое поведение вполне приемлемым и не желают его менять.
- Некоторые люди с ОКР вынуждены выполнять ритуалы, например касаться каждого второго фонарного столба, когда они идут по улице. Обычно это не относится к людям с обсессивно-компульсивным расстройством личности.
- Люди с обсессивно-компульсивным расстройством могут чувствовать себя обязанными составлять списки или упорядочивать предметы в своем доме, но при этом испытывать тревогу. Люди с обсессивно-компульсивным расстройством личности находят облегчение от беспокойства при выполнении таких задач и могут раздражаться, когда им мешают.
Лечение расстройства личности
Лечение большинства расстройств личности обычно включает курс психологической терапии. Обычно это длится не менее шести месяцев, часто дольше, в зависимости от тяжести состояния и других сопутствующих проблем.
Психологическая терапия
Психотерапия — это лечение, которое включает обсуждение мыслей, эмоций и поведения с обученным специалистом. Целью всех психологических терапий является улучшение способности людей регулировать свои мысли и эмоции.
Некоторые методы лечения фокусируются на дисфункциональных мыслях, в то время как другие сосредотачиваются на саморефлексии и осознании того, как работает ваш собственный разум. Некоторые виды терапии, особенно групповые, помогают людям лучше понять социальные отношения.
Психологическая терапия может быть эффективной при многих расстройствах личности. Однако их должен проводить только обученный специалист, имеющий опыт работы с расстройствами личности и другими клиническими состояниями. Это связано с тем, что расстройства личности являются серьезными состояниями, которые могут быть связаны с рискованным поведением, таким как членовредительство.
Психотерапевт не только выслушает вас и обсудит с вами важные вопросы, но и предложит стратегии решения проблем и, при необходимости, поможет изменить ваше отношение и поведение.
Для лечения расстройств личности используется ряд различных психотерапевтических методов. В целом их можно разделить на три типа терапии, описанные ниже.
Психодинамическая (рефлексивная) психотерапия
Психодинамическая психотерапия основана на идее о том, что многие модели поведения взрослых связаны с негативным опытом раннего детства. Эти переживания вызывают модели искаженного мышления и убеждений, которые, возможно, были понятны в детстве, но не работают во взрослой жизни. Цель терапии — исследовать эти искажения, понять, как они возникли, и найти эффективные способы преодоления их влияния на ваше мышление и поведение.
Как индивидуальная, так и групповая психодинамическая терапия может быть полезна при расстройствах личности, особенно при пограничном расстройстве личности (ПРЛ). Особая форма, называемая терапией, основанной на ментализации, рекомендуется для ПРЛ.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на теории о том, что то, как мы думаем о ситуации, влияет на то, как мы действуем. В свою очередь, наши действия могут влиять на то, как мы думаем и чувствуем. Поэтому необходимо менять одновременно и акт мышления (познания), и поведение.
Тип когнитивно-поведенческой терапии, называемый диалектической поведенческой терапией (ДПТ), доказал свою эффективность, помогая людям уменьшить импульсивное поведение, причиняющее себе вред, особенно при ПРЛ. ДПТ предназначен для того, чтобы помочь вам лучше справляться с эмоциональной нестабильностью, и в то же время побуждать вас вести себя более позитивно.
Межличностная терапия
Межличностная терапия (ИПТ) основана на теории о том, что наши отношения с другими людьми и внешним миром в целом сильно влияют на наше психическое здоровье.
Некоторые расстройства личности могут быть связаны с чувством низкой самооценки, тревогой и неуверенностью в себе, вызванными проблемами во взаимодействии с людьми.
Во время ИПТ терапевт исследует любые негативные проблемы, связанные с вашими межличностными отношениями, и способы их решения.