Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Критерии самосознания: Самосознание — Психологос

Биологи назвали критерии, по которым можно определить наличие самосознания у животных — Газета.Ru

Биологи назвали критерии, по которым можно определить наличие самосознания у животных — Газета.Ru | Новости

Размер текста

А

А

А

close

100%

Ученые из Рурского университета определили основные критерии наличия самосознания у животных, согласно которым им обладают некоторые попугаи, крысы и другие животные. Исследование опубликовано в журнале Cognition.

Как отмечают авторы работы, современная наука часто рассматривает сознание как два крайних состояния: оно либо есть, либо нет. Другая точка зрения заключается в том, что у разных видов есть различные степени сознания. Авторы считают, что обе точки зрения ошибочны.

По их гипотезе, можно выделить десять аспектов сознания, при этом у одних видов могут быть ярче выражены одни аспекты, у других — другие. Поэтому если попытаться сравнить степень сознания у крысы и осьминога, результат будет отличаться в зависимости от того аспекта, который рассматривается. Такими аспектами могут быть, например, сложные эмоции или сознательное восприятие информации от органов чувств.

Ученые рассматривают как один из сильных показателей сознания эпизодическую память, то есть воспоминания о событиях предыдущей жизни. Известно, что ею обладают, например, крысы и некоторые виды птиц.

Менее сильным критерием сознания ученые назвали сложное сознательное восприятие информации от органов чувств. Например, серый попугай по имени Алекс мог одновременно классифицировать объект как красный, круглый и металлический. А собаки бордер-колли могут запоминать названия тысячи объектов.

Авторы отметили, что вопрос наличия сознания у животных останется нерешенным до тех пор, пока нейробиологи не узнают, какие части мозга ответственны за самосознание человека.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.


Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Мария Дегтерева

Собачья жизнь

О штрафах за поведение домашних животных

Георгий Малинецкий

Маленькая деревня

О том, как пробиться таланту в мире бюрократии

Елена Соколова

IT-доктор

Директор по продуктам компании СберМедИИ Елена Соколова о том, почему искусственный интеллект никогда не заменит врачей

Георгий Бовт

Алло, мы ищем таланты

О всемирной охоте за чужими мозгами

Владимир Трегубов

Жизнь взаймы

О том, как заставить деньги всего мира работать на экономику США

«Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе» | Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова  одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе считает отношение ребенка к самому себе; Я.Л. Коломинский и Е.А.Панько связывают мотивационную готовность к школьному обучению с новым уровнем развития самосознания; В.С. Чудновский, А.Ю. Кржечковский, А.А. Можейко говорят о влиянии самосознания на качество учебной деятельности; В.Г. Маралов усматривает прямую зависимость между психологической готовностью и уровнем развития самосознания  у детей дошкольного возраста. 

Поэтому проблема развития самосознания как условие формирования

психологической готовности детей к обучению в школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных.

Объект исследования – процесс развития самосознания как условие формирования психологической готовности детей к обучению в школе.

 Предмет исследования – уровень развития самосознания у дошкольников.

Цель исследования — изучение развития самосознания у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе.

Гипотеза исследования:

Целенаправленное развитие самосознания и, соответственно, повышение уровня психологической готовности к обучению будет протекать более успешно при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий: развитие у детей интереса к самим себе и миру; обучение детей приемам самопознания, самооценивания, саморегуляции.

Задачи:

1.      Изучить теоретические основы проблемы развития самосознания у детей 6-7 лет.

2.      Подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение самосознания у детей 6-7 лет.

3.      Определить критерии и выявить особенности самосознания у дошкольников.

4.      Подобрать программу развития самосознания детей  6-7 лет при подготовке к обучению в школе и экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Методы исследования:

наблюдение в процессе психологического эксперимента;

— беседа;

— эксперимент;

— тестирование;

— анализ продуктов деятельности детей;

Методики, использованные для анализа самосознания дошкольников:

«Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (ДСС), «Неоконченные рассказы», «Какой Я?»,

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для практической подготовке детей к обучению в школе.   

В отечественной психологии самосознание трактуется как специфическая форма сознания, направленная на осознание самого себя субъектом деятельности, на осознание своего места в системе существующих отношений и служащая одним из способов регулирования отношений человека с миром и с самим собой, в результате чего образуется представление о самом себе в качестве субъекта переживаний и действий, складывается эмоционально-ценностное отношение к  себе. При этом эпицентром самосознания является собственное «Я» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин).

В особенностях самосознания детей 6-7 лет,  можно выделить критерии оценки уровня развития самосознания у детей данного возраста:

У детей 6-7 лет уже должна быть сформирована самооценка.  Среди новых качеств самооценки в этом возрасте выделяются усиление роли когнитивных компонентов, критичность, независимость, устойчивость, рефлексивность, регулятивная функция. Самооценка определяет уровень притязания на социальное признание.

У детей 6-7 лет выражена потребность признании. Они ориентированы на собственную актив­ность, повышение  значимости в признании интеллектуальных и нравственных качеств за счет снижения ориентации на признание физических, повышение значимости потребности в дружеских  отношениях, оказании помощи близким и посторонним,  покровительстве младшим.

В соответствии свыше обозначенными задачами исследование было проведено в 3 этапа:

—        Констатирующий этап

—        Формирующий этап

—        Заключительный этап

Целью констатирующего этапа исследования явилось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, а также  изучение уровня  развития самосознания (Приложение 2).

В процессе выделения особенностей самосознания были проанализированы:

—                    особенности самооценки детей 6-7 лет;

—                    особенности притязаний на социальное признание у детей 6-7 лет;

—                    особенности психологического времени личности ребенка 6-7 лет;

—                    особенности осознания прав и обязанностей  детьми 6-7 лет.

Всего было выделено два уровня развития самосознания у детей 6-7 лет. 

Таблица уровней развития самосознания у детей 6-7 лет.

Уровень

Характеристика уровня

1.

Достаточный

Дети осознают себя как субъектов деятельности и общения с другими людьми, имеют устойчивые представления о себе.  У них сформирована адекватная самооценка, выражена потребность в социальном признании. Дети знают и умеют ориентироваться в социальных нормах и правилах поведения, своих обязанностях,  понимают  их значение. У них сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, четкое представление о своих правах, и путях реализации этих прав. Дети умеют регулировать свое поведение, общение со взрослыми и сверстниками носит произвольный характер. Дети умеют находить конструктивные пути выхода из неблагоприятных ситуаций, используя позитивный стиль общения.

2.

Недостаточный

дети в целом осознают себя как субъектов деятельности и общения, но их представления о себе недостаточно четкие и устойчивые, самооценка неадекватна, ее рефлексивность и регулятивная функция низки. Для них характерна депривация притязаний на социальное признание, что выражается в специфических формах неодобряемого  поведения. Дети слабо ориентируются в социальных нормах и правилах поведения, в своих обязанностях,  не понимают их значения. У них не сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, нет четкого представления о своих правах, и путях их реализации. Поведение детей импульсивно. Преобладает негативный стиль общения.

В процессе подготовки и проведения формирующего эксперимента решались следующие задачи:

1.      Определение теоретических и организационно-методических основ программы формирующего эксперимента;

2.      Разработка средств оптимизации развития самосознания как условия психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет;

3.      Апробация программы формирующего эксперимента

4.      Отслеживание динамики развития самосознания  по результатам апробации программы.

На заключительном этапе  проведено завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и окончательная интерпретация данных, обобщение полученных результатов, их проверка, формулировка выводов.

После проведения всех методик условные баллы суммировались и по количеству набранных баллов испытуемые были распределены по двум уровням: достаточный уровень развития самосознания (1) и недостаточный уровень развития самосознания (2).

Подводя итог констатирующего этапа исследования самосознания у детей мы обобщили полученные данные об особенностях самооценки, притязаний на социальной признания, психологического времени личности, социального пространства личности (прав и обязанностей), основанные на преобладании желательных или нежелательных ответов и реакций.

 

Средние значения, демонстрирующие уровень развития самосознания у детей 6-7 лет

Группа

детей

Количество ответов

Баллов

ДСС

Неоконченные рассказы

Неоконченные ситуации, беседа

Какой Я?

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

итого

 

6,1

 

19,9

 

0,5

 

5,5

 

5,4

 

10,6

 

2,9

 

Анализ данных экспериментального исследования позволяет сделать выводы, что у детей, с низким уровнем развития самосознания:

—     Самооценка неадекватна: завышена или занижена. Самооценка не критична, не дифференцирована. Ориентация на мнение других при оценке себя свидетельствует о зависимости и неустойчивости самооценки.

—         Притязания на социальное признание тесно связаны с самооценкой и также либо завышены, либо занижены, т.е. неадекватны. Завышенный уровень  притязаний при несоответствии актуального уровня развития приводит к их депривации, что негативно сказывается на поведении детей. Заниженный уровень притязаний тормозит достижения детей в игровой и продуктивной деятельности.

—                   Дети не осознают  свои права и обязанности и не умеют их реализовать. Дети склонны действовать импульсивно, не соотнося свое поведение с принятыми нормами и правилами. Они подчиняются своим внутренним побуждениям, часто не соответствующим реальной ситуации. Многие дети склонны к соблюдению правил поведения из боязни получить наказание или лишиться поощрения, что приводит к появлению негативных поступков в случае безнаказанности. Это отрицательно сказывается на поведении и взаимоотношениях детей с окружающими.

При разработке формирующей программы мы учитывали теоретические данные отечественных исследователей о механизмах и движущих силах развития самосознания в период кризиса 7 лет (И.И.Чеснокова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, В.В.Столин) и выявленные в констатирующем эксперименте наиболее характерные особенности самосознания у детей 6-7 лет, а также потенциальные способности детей данного возраста в осознании собственного Я во всем его многообразии представлений, оценок, способов регуляции поведения.

В задачи формирующего эксперимента по развитию самосознания у детей 6-7 лет входило:

—                   Пробудить интерес детей к себе, своему будущему и миру.

—                    Развивать у детей стремление к самопознанию и адекватному самооцениванию через развитие рефлексии.

—                    Развивать у детей позитивное самоотношение и отношение к другим путем наполнения эмоционально-ценностным содержанием образ Я (физический облик, имя, пол), удовлетворения его притязаний на признание, связанных со значимыми отношениями личности к себе и миру в прошлом, настоящем и будущем.

—                    Помочь детям находить, выделять в самом себе качества и особенности личности, которые обеспечивают эффективную жизнедеятельность, дальнейшее развитие и реализацию жизненных целей.

—                    Формировать у детей осознанное отношение к своим правам и обязанностям, позитивное отношение и стремление адекватно действовать в своем социальном пространстве.

—                    Обучать  детей навыкам произвольного управления своим поведением  и позитивного стиля общения со взрослыми и сверстниками.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа:

I этап — Овладение детьми приемами самопознания, самооценивания, саморегуляции.

II этап — Развитие у детей перспективности собственного Я в самосознании.

III этап – Формирование у детей позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми.

Комплекс работы по развитию самосознания основывается на существующем в отечественной психологии понимании самосознания как интегративного процесса (И. И. Чеснокова), имеющего структурно-иерархические (М.И. Лисина) и содержательные (В.С. Мухина) характеристики. Исходя из этого, важным является формирование у ребенка ценностного отношения к себе и окружающему миру как центрального (ядерного) образования самосознания на основе развития познавательных, эмоционально-оценочных и регулятивных функций.

Рассмотрим эмпирические данные контрольного диагностического среза.

Группа

Количество ответов

ДСС

Неоконченные рассказы

Неоконченные ситуации, беседа

Какой Я?

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

До формирующего эксперимента

 

6,1

 

19,9

 

0,5

 

5,5

 

5,4

 

10,6

 

7,1

После формирующего эксперимента

 

17,3

 

8,7

 

4,8

 

1,2

 

11,4

 

4,6

 

7,8

Динамика   развития  самооценки. Дети с ранее завышенной самооценкой показали высокий уровень, т.к. стали более критичны и внимательны к себе, в то же время, основные положительные характеристики собственного Я не только не изменились, но и упрочились (дети сумели аргументировать свой положительный выбор). Дети, показавшие низкий уровень самооценки, частично достигли высокого (58,9 %), частично среднего уровня (41,1 %). Самооценка детей стала более независимой и устойчивой.

Динамика реализации притязаний на социальное признание. Снизилось количество детей с выраженными реакциями депривации притязаний на социальное признание. У них стали менее выражены реакции грубости, капризности, конфликтности. Они начали стремиться стать полезными, получать заслуженное одобрение.

Динамика осознания прав и обязанностей.  Дети стали более осознано относиться к своим правам и обязанностям. У них сложилось четкое понимание сущности этих социальных феноменов и их неразрывности. Дети освоили нормы и правила общения и поведения и стали более активно им следовать, т. к. научились регулировать свое поведения, прилагать к этому волевые усилия.

Проведение контрольного исследования доказало, что предположение о том, что условия развития самосознания у детей 6-7 лет — это развитие у детей интереса к самим себе и миру; овладение детьми приемами самопознания, самооценивания, саморегуляции; формирование у детей позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми —  является верным.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность предложенной развивающей технологии, направленной на развитие самосознания детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе.

 

Таким образом, задачи исследования были решены, гипотеза исследования доказана.

 

7 советов по улучшению вашего самосознания

Самосознание связано с улучшением самочувствия, и каждый может улучшить его с помощью правильных методов. Вот как начать.

В какой-то момент между 1 и 3 годами у младенцев начинает развиваться чувство самосознания. Они начинают видеть себя отделенными от своих родителей, узнают собственное имя и используют такие местоимения, как «я» и «я».

Самосознание — способность концентрировать внимание на себе и оценивать себя — продолжает развиваться и развиваться на протяжении всей нашей жизни. В конечном итоге это позволяет нам понять себя и установить связь с окружающим миром.

Многим из нас было бы полезно узнать себя немного лучше, даже если мы думаем, что знаем все, что нужно знать. На самом деле, мы можем продолжать развивать самосознание на протяжении всей нашей жизни.

Самосознание включает в себя способность ясно видеть себя, узнавать, как другие видят нас, и понимать, как мы вписываемся в общество и мир.

Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что люди, которые размышляли о себе и обладали высоким самосознанием, имели более позитивное представление о себе и более глубокое понимание других. Это часто может привести к большей эмпатии.

Те, кто обладает более высоким самосознанием, как правило, более активны в рабочей среде и демонстрируют лучшие коммуникативные навыки.

Согласно исследованию, проведенному в 2016 году, усиление положительных характеристик, возникающее в результате высокого самосознания, может привести к улучшению самочувствия.

Каждый может развить самосознание. Требуется просто желание и немного практики.

Вот семь советов, которые помогут вам начать работу:

  • Ведите ежедневный журнал.
  • Получить отзывы от других.
  • Определите свои ценности.
  • Читать художественную литературу.
  • Практика благодарности.
  • Изучите свои эмоциональные реакции.
  • Практикуйте медитацию осознанности.

1. Ведите ежедневный дневник

Ежедневное ведение дневника поможет вам лучше понять свои эмоции и побудит к регулярным размышлениям. В конце каждого дня старайтесь записывать любые памятные события.

Вы можете начать с ответов на следующие вопросы:

  • Что сегодня произошло?
  • Чем был значим мой день?
  • Какие были лучшие и худшие моменты моего дня?
  • Какие эмоции преобладали сегодня?
  • Был ли у меня сегодня конфликт?
  • Что я мог сделать сегодня лучше?
  • Как я думаю, что заставил кого-то чувствовать себя сегодня?

Помимо того, что вы пишете в своем дневнике, полезно время от времени перечитывать свои старые записи, чтобы вы могли видеть, как вы изменились и развились.

2. Получите отзывы от других

Найдите надежного друга или члена семьи и попросите их дать вам честный отзыв.

Вы можете сказать им, что вы пытаетесь развить больше самосознания и что вы были бы признательны за честные ответы на свои вопросы (а не ответы, которые просто улучшают ваше самочувствие).

Вы можете задать своему любимому человеку такие вопросы, как:

  • В чем моя самая сильная сторона?
  • Что я мог бы улучшить?
  • Какую динамику я привношу в социальную ситуацию?
  • Я тот, к кому вы часто обращаетесь за советом или утешением?
  • Когда я в лучшей форме?
  • Как вы думаете, каковы мои ценности в отношениях и на работе?
  • Есть ли у меня сильные стороны в одном контексте, которые могут быть слабыми в другом (и наоборот)?

Помните: ключ к тому, чтобы сделать этот разговор продуктивным, состоит в том, чтобы попытаться избежать оборонительной позиции. Насколько это возможно, слушайте, что они говорят, и старайтесь усвоить эту новую информацию.

Вы также можете подумать, насколько их ответы совпадают с тем, что вы думаете о себе.

3. Проясните свои личные ценности

Одним из наиболее важных элементов самосознания является понимание того, почему вы делаете то, что делаете.

Понимание корней вашего поведения и действий требует знания ваших личных ценностей. Если вы понимаете, что ваш выбор не соответствует вашим ценностям, это может быть признаком отсутствия самосознания.

Другими словами, самосознание означает жить целенаправленной и продуманной жизнью. Определение ваших личных ценностей играет важную роль в достижении этой цели. Чтобы узнать свои ценности, вы можете:

  • Составьте список всех ваших ценностей, а затем попытайтесь классифицировать их и сузить их до тех, которые наиболее важны для вас.
  • Подумайте, какими ценностями вы постоянно руководствуетесь, а от каких иногда отклоняетесь.
  • Найдите философию и цитаты, которые вам близки.
  • Подумайте, на чем вы сосредотачиваете свою энергию и есть ли аспекты вашей жизни, на которых вы хотите сосредоточить больше (или меньше) энергии.

4. Читать художественную литературу

Чтение художественной литературы позволяет нам ходить на месте других, что может помочь нам развить эмпатию и социальные навыки. Исследование 2006 года показало, что люди, читающие художественную литературу, лучше справляются с тестами на эмпатию и социальную хватку.

В следующий раз, когда у вас будет немного свободного времени, подумайте о том, чтобы взять в руки популярный роман.

5. Практикуйте благодарность

Каждое утро думайте об одной вещи в своей жизни, за которую вы благодарны.

Это может быть конкретный человек, ваше здоровье, работа, домашнее животное, деревья или что-то особенное для вас. Подумайте об этом человеке или предмете и найдите минутку, чтобы испытать благодарность в своем сердце. Вы также можете вести постоянный список вещей, за которые вы благодарны, в дневнике.

Практика благодарности может помочь вам глубже осознать свою связь с окружающим миром. Это также помогает понять, что для вас важнее всего.

6. Изучите свои рефлекторные реакции

Если что-то вдруг разозлит или расстроит вас, вместо того, чтобы реагировать, сделайте глубокий вдох и подумайте, что может скрываться за вашей эмоциональной реакцией.

Подумайте, что конкретно вызывает у вас желание отреагировать и что вы можете сделать, чтобы помочь ситуации, а не обострять ее.

Кроме того, когда вы находитесь в более расслабленном состоянии, попробуйте поразмышлять над тем, есть ли:

  • особые ситуации, которые вызывают у вас особенные эмоции
  • есть ли люди, с которыми вы постоянно конфликтуете (знаете, почему?)
  • вы можете определить свои эмоциональные триггеры
  • вы чувствуете себя уверенно, контролируя свои эмоции, прежде чем реагировать
  • вы учитываете точку зрения других людей, помимо своей собственной

7.

Практикуйте медитацию осознанности

Медитация осознанности, уходящая своими корнями в буддийскую философию, может помочь вам оставаться в настоящем моменте и воспринимать себя более здоровым образом.

Медитация осознанности включает в себя два аспекта: внимание и принятие:

  • Внимание позволяет вам оставаться в настоящем моменте и направлять свое сознание на дыхание или другие ощущения в теле.
  • Принятие включает наблюдение за любыми чувствами, мыслями или ощущениями без осуждения.

Исследования 2012 года показывают, что внимательность помогает нам развивать самосознание, саморегуляцию и позитивные отношения с собой и другими. Эта связь выходит за рамки наших эгоцентричных потребностей и улучшает нашу эмпатию.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что лишь незначительное меньшинство людей обладает достаточным самосознанием.

Например, исследователь и организационный психолог Таша Эйрих в своем исследовании самосознания 2018 года обнаружила, что из людей, идентифицирующих себя как обладающих самосознанием, только 10–15 процентов соответствуют критериям самосознания.

Эйрих разделяет критерии самосознания на две отдельные категории: внутреннее и внешнее самосознание.

Внутреннее самосознание означает, что вы ясно понимаете, кто вы и каковы ваши ценности. Это самоощущение согласуется с тем, как вы думаете, реагируете и относитесь к другим.

Внешнее самосознание, напротив, — это когда у вас есть четкое представление о том, как вас воспринимают другие. Без внешнего самосознания вы можете быть сосредоточены на своей внешности до такой степени, что игнорируете то, что действительно важно для вас, чтобы поддерживать этот образ.

Вместо этого внутреннее и внешнее самосознание включает в себя:

  • знание того, кто вы есть и чего вы хотите достичь
  • понимание того, как ваше поведение влияет на других
  • поиск мнений, которые отличаются от ваших собственных осознание является одним из основных компонентов эмоционального интеллекта. Люди с низким эмоциональным интеллектом, как правило, с трудом понимают свои собственные эмоции. У них могут быть частые вспышки эмоций или они не могут определить, что они чувствуют.

    Вот некоторые из основных признаков отсутствия самосознания:

    • Отсутствие ответственности за себя. Вы можете хвалить себя, когда дела идут хорошо, но склонны оправдываться или обвинять других, когда что-то идет не так.
    • Пренебрежительное отношение к другим. Вы можете увольнять других, когда они сомневаются в ваших убеждениях. Исследование 2018 года показало, что люди с более радикальными убеждениями меньше понимают правильность своих идей и не принимают во внимание какие-либо противоположные доказательства.
    • Проблемы с контролем эмоций. Вам может быть трудно идентифицировать свои эмоции и управлять ими.
    • Не продумывая действия. Возможно, вы не в состоянии объяснить причины своих действий и часто действуете импульсивно.
    • Чувство апатии. Вам может быть трудно сопереживать другим и слушать чужой опыт.
    • Осуждение других. Вы можете судить о других, не зная фактов, основанных на собственном восприятии и мнении.

    Самосознание позволяет нам более ясно видеть себя, лучше понимать, как нас видят другие, и ценить нашу связь с другими и то, как мы вписываемся в этот мир.

    Исследования показали, что люди с более развитым самосознанием, как правило, лучше общаются, развивают более крепкие отношения и обладают большей самооценкой. Все эти качества способствуют лучшему самочувствию.

    Каждый может улучшить свое самосознание. Требуется лишь немного практики и непредубежденности. Если вы не знаете, с чего начать, хорошим вариантом для вас может быть разговор с консультантом по психическому здоровью.

    6 шагов к творчеству и уверенности в себе — Mål Paper

    Сейчас читаю: Значение самосознания: 6 шагов к творчеству и уверенности

    PrevNext

    Самосознание — это невероятный навык, который позволяет вам свободно размышлять о своих мыслях, чувствах и действиях, чтобы лучше понять себя.

    Вы могли бы подумать, что тот факт, что вы проводите 24 часа в сутки в своей собственной голове, сделает вас более чем самосознательным, но может быть трудно выйти из своих эмоций и наблюдать за собой без осуждения или предвзятости.

    Хотя почти невозможно быть на 100% уверенным в себе, оттачивание этого навыка открывает путь к свободе, уверенности и творчеству.

    Итак, если вы готовы поднять свою жизнь на новый уровень, пришло время осознать себя.

    Что такое самосознание?

    Самосознание определяется как «сознательное знание собственного характера и чувств». По сути, в рамках философии это переживание собственной личности или индивидуальности. Некоторые могут спутать самосознание с сознанием, однако сознание отличается тем, что оно осознает свое окружение, тело и образ жизни. Определение самосознания есть признание этого сознания.

    В 1972 году исследователи Дюваль и Виклунд предложили теорию самосознания. Теория подчеркивает идею о том, что вы не являетесь своими мыслями, а мыслитель, наблюдающий за вашими мыслями.

    Они продолжают говорить о самооценке, навыке, с помощью которого вы можете размышлять о своем «внутреннем я», а не проживать свой день, действуя только на эмоциях и чувствах (как это делает большинство из нас).

    Согласно этому исследованию Таши Эйрих, только 10-15% людей, определяющих себя как обладающих самосознанием, на самом деле соответствуют признанным критериям самосознания. Это потому, что это такой сложный навык.

    Идея самосознания заключается в том, что у каждого есть набор стандартов, с которыми он сравнивает себя. Таким образом, когда вы практикуете самосознание, вы видите, насколько вы соответствуете своим собственным стандартам поведения.

    Сильвия и Дюваль (2001) предположили, что мы предпримем действия после самооценки только в том случае, если будем думать, что нам удастся привести себя в соответствие с нашим внутренним набором стандартов; в противном случае мы склонны избегать внесения изменений.

    Для большинства людей набор стандартов является полезным инструментом, помогающим ориентироваться в жизни и принимать решения.

    Однако для людей, страдающих от проблем с психическим здоровьем, в том числе от перфекционизма, самовнушенный набор стандартов может быть нереалистичным, вызывая чрезмерное избегание действий.

    К счастью, мы можем изменить наш набор стандартов, если обнаружим, что не соответствуем им, поэтому, если вы один из тех людей, которые имеют нереалистичные ожидания от себя, это упражнение по самосознанию поможет вам начать замечать где нужно быть добрее к себе и скорректировать свои ожидания.

    Согласно этому исследованию Таши Эйрих, только 10-15% людей, определяющих себя как обладающих самосознанием, на самом деле соответствуют признанным критериям самосознания. Это потому, что это такой сложный навык.

    Два типа самосознания

    Психологи показали, что существует два разных типа самосознания. Два типа самосознания известны как «публичное» и «частное». Мы объясним, в чем разница между ними.

    Публичный тип самосознания

    Этот тип самосознания возникает, когда мы осознаем мысли и восприятие других. Мы часто испытываем этот тип самосознания, когда находимся в социальной ситуации, и мы можем быть в центре внимания. Примеры того, когда это может произойти, — когда мы даем ответ в классе или рассказываем историю группе друзей.

    Публичное самосознание информирует нас о том, как мы должны действовать и реагировать в социальной ситуации и следовать «обычным социальным правилам». Человеку свойственно угождать и хотеть быть принятым, поэтому это осознание помогает диктовать наше поведение.

    Конечно, этот тип самосознания, хотя и полезен, на самом деле может вызывать тревогу и страдания. Слишком часто те, кто выступает с презентацией перед толпой, нервничают и беспокоятся о том, как они выглядят, и что другие могут подумать о них.

    Частное самосознание

    Другая форма самосознания — «частное». Как и следовало ожидать, эта форма самосознания возникает, когда мы осознаем свои собственные детали. Это осознание себя со своей точки зрения, а не с точки зрения других. Например, вы можете посмотреть в зеркало и заметить что-то в своем теле или лице.

    Каковы преимущества самосознания?

    Повышение самосознания и способность действовать вне эмоциональных импульсов дает невероятные преимущества на протяжении всей жизни.

    —   Это помогает вам принимать более правильные решения

    —   Это позволяет вам стать более активным в саморазвитии

    —   Это помогает вам строить лучшие отношения с другими

    —   Это позволяет вам понимать ситуации с точки зрения других людей 9Улучшает лидерские качества

    Имея так много преимуществ, улучшающих жизнь, как вы можете улучшить свое самосознание?

    Шесть важных шагов для развития самосознания

    1. Оцените, как вы разговариваете сами с собой  

    Первый шаг на пути к самосознанию — наблюдение за тем, как вы разговариваете сами с собой. Многие люди идут по жизни, подсознательно ругая себя за то, что не достигают своих целей, и в конечном итоге теряют большую часть уверенности в себе в процессе.

    Итак, сделайте шаг назад и прислушайтесь к тому, что говорит ваш мозг, когда вы испытываете экстремальные эмоции. Часто ваш разум создает повествование, основанное на эмоциях, которые вы испытываете, чтобы попытаться понять, что происходит вокруг вас, но это не значит, что это правильно.

    Самосознание заключается в отделении себя от этих первоначальных чувств до того, как вы отреагируете, и в оценке повествования. Вы поймете, что ваш разум будет производить подстрекательские мысли, которые часто заставляют вас плохо себя чувствовать.

    Например, если у вас что-то не так на работе, вы можете испытывать тревогу, и в результате у вас могут быть бабочки в животе. Затем ваш мозг может обернуться и объяснить, что это произошло из-за того, что вы недостаточно хороши, и если вы не сделаете усилие, чтобы отстраниться и понаблюдать за этими мыслями, вы можете автоматически поверить в то, что говорит ваш мозг.

    Вместо этого бросьте вызов этим мыслям и подумайте, есть ли доказательства, подтверждающие их, или ваш разум просто подлый — чаще всего нет никаких доказательств, подтверждающих это.

    Отделяя себя от своих мыслей и чувств, вы не только улучшаете свое самосознание, но и учитесь быть добрее к себе и стремительно повышаете свою уверенность в себе.

    2. Используйте визуализацию для самосознания

    Как мы знаем, теория самосознания утверждает, что мы основываем наши интерпретации самих себя на наборе установленных нами самим себе стандартов. Поэтому, чтобы увеличить счастье, важно, чтобы наши действия соответствовали этому.

    Отличный способ сделать это — потренироваться представлять себя таким, каким вы хотите быть. Чего вы хотите достичь? Что принесет вам счастье? Думайте об этом как о своем «идеальном» я.

    Ясно понимая, чего вы хотите, вы, по сути, ставите перед собой цель. Затем, когда вы будете заниматься своей повседневной жизнью, удержание этой визуализации поможет вам уменьшить реакционное поведение, основанное на необработанных эмоциях, и выбрать действия, которые лучше согласуются с видением вашего идеального «я».

    Кроме того, это также поможет вам начать распознавать, когда ваши действия препятствуют саморазвитию и саморазвитию. Как только вы сможете обрести эту ясность и направить свои действия к своему идеальному «я», вместо того, чтобы саботировать себя посредством реакции, вы обнаружите, что ваша уверенность в себе улучшается, а ваша способность к творчеству начинает расти.

    3. Спросите других, как они вас воспринимают  

    Обратная связь — один из лучших способов по-настоящему осознать себя. Но, видите ли, как бы легко ни было предложить беспристрастно взглянуть на собственные действия, исполнение несколько сложнее. Это потому, что мы никогда не сможем полностью избавиться от предубеждений в том, как мы воспринимаем себя — в конце концов, мы застряли наедине с собой 24/7!

    Один из способов обрести объективную точку зрения — попросить других поделиться своими впечатлениями о вашей работе и о том, как они воспринимают вас как личность. Друзья, семья и коллеги — отличные ресурсы для этого.

    Вы можете обнаружить, что то, как вы воспринимаете себя, отличается от того, как вас воспринимают другие, и это может послужить хорошим признаком того, что вам, возможно, нужно скорректировать свои действия, чтобы они лучше соответствовали тому, как вы хотите, чтобы вас воспринимали.

    Убедитесь, что вы задаете вопросы выбранным людям, так как каждый видит мир по-своему, и то, как один человек вас воспринимает, может отличаться от другого. Не говоря уже о том, что ваши конкретные отношения с этим человеком также повлияют на его реакцию.

    4. Ищите новые впечатления  

    Для большинства из нас жизнь может стать однообразной. Мы проходим один и тот же распорядок дня каждый день недели, и все остается почти таким же. Мы можем предсказать, что и когда произойдет. Таким образом, мы можем легко осознать, как мы действуем в нашей повседневной жизни.

    Но что происходит, когда мы выходим за рамки повседневной рутины? Можем ли мы гарантировать, что сможем осознать себя на новой, неизведанной территории?

    Невероятный способ развить самосознание — поставить себя в новые ситуации и понаблюдать за своими чувствами и мыслями. Становиться реакционером в незнакомых обстоятельствах — это нормально, поэтому очень важно оттачивать свои навыки самонаблюдения «в дикой природе».

    Для этого также не нужно делать ничего экстремального. Вокруг вас есть возможности получить новый опыт. Посетите новую часть вашего города, города или страны. Отправляйтесь в музей, который вы никогда раньше не видели. Запишитесь на курсы по навыкам, в которых вы не очень хороши, но всегда хотели научиться.

    Если вы чувствуете себя особенно авантюрным и можете себе это позволить, отправляйтесь в отпуск в место, где вы никогда не были, и погрузитесь в их культуру. Узнайте, как эти новые обычаи заставляют вас думать и чувствовать. Узнайте, где вы можете придерживаться предвзятости и где вы можете освободиться от суждений о себе.

    В неизведанном можно еще многое узнать о себе, поэтому хватайтесь за любую возможность, чтобы вывести себя из зоны комфорта и расширить свое самосознание во всех жизненных ситуациях. Ваше творчество скажет вам за это спасибо!

    5. Записывайте свои мысли и чувства  

    Ведение дневника — это ценный способ помочь нам понять, что мы думаем и чувствуем и почему. У нас будет эмоциональная реакция, которая приведет к немедленным мыслям в любой данной ситуации. Но не всегда понятно, чем они вызваны.

    Используя журнал, вы можете разобраться в процессах, происходящих в вашем уме, чтобы лучше понять свои эмоциональные триггеры и то, как вы реагируете на различные ситуации.

    Когда вы находитесь в эпицентре сильных эмоций, найдите тихое место, чтобы пойти и посидеть со своим дневником. Затем сделайте глубокий вдох и начните исследовать свой мыслительный процесс.

    Вот несколько важных вопросов, которые следует задать себе:

    — Что только что произошло, что могло вызвать у меня эмоции?

    —   Как я себя чувствую сегодня? У меня хорошее настроение или плохое?

    —   Я выспался прошлой ночью или сильно устал?

    —   Я недавно ел?

    —   Много ли я сегодня выпил кофеина?

    —   Есть ли факты, подтверждающие мысли в моей голове, или я просто реагирую на свои эмоции и нахожу для них интерпретацию?

    —   Мог ли я что-нибудь сделать, чтобы вызвать эту эмоцию?

    Вы заметите, что многие вопросы не имеют никакого отношения к тому, что произошло, а вместо этого сосредоточены на вашем душевном состоянии и вашем самочувствии. И на это есть важная причина. Очень часто мы пытаемся приписать эмоции, особенно негативные, чему-то, что произошло вне нашего контроля. Однако наши предубеждения и личные обстоятельства чаще всего играют значительную роль в возникновении эмоций.

    Итак, если вы устали, сварливы, голодны или слишком много кофеина, возможно, вы с большей вероятностью будете испытывать более сильные отрицательные эмоции, потому что вы уже были в плохом настроении. Это не значит, что что-то внешнее не вызвало вашу первоначальную реакцию, но на величину вашей эмоциональной реакции могут повлиять ваши обстоятельства.

    Как только вы станете лучше осознавать это, вы обнаружите, что способны сопереживать и рационализировать свои ответы, а также обрести сильное чувство уверенности в себе в процессе.

    6. Практикуйте осознанность

    Осознанность часто рекомендуется в качестве решения большинства проблем психического здоровья и благополучия. И не зря. Осознанность помогает вам развить навыки, необходимые для присутствия, и избежать волнения или негативных эмоций.

    Для самосознания этот навык имеет решающее значение. Когда вы способны присутствовать в своих мыслях и теле, вы можете наблюдать за своими ощущениями и избегать резких реакций. Все практики осознанности работают над умением стать наблюдателем за собой, а не жить в своих эмоциях.

    Итак, выберете ли вы йогу, управляемую медитацию, внимательное слушание, прогулки на природе или комбинацию упражнений на осознанность, вы освоите основные навыки, необходимые для того, чтобы просто присутствовать, не осуждая себя или ситуацию.

    Осознанность известна своим экспоненциальным положительным эффектом на творчество и уверенность в себе, поэтому обязательно поставьте ее в центр своего пути к самосознанию.

    Цитаты о самосознании
    1. Самосознание — одно из самых редких человеческих качеств. Я не имею в виду самосознание, когда вы ограничиваете и оцениваете себя. Я имею в виду осознание своих собственных паттернов. — Тони Роббинс

    2. Ваши видения станут ясными только тогда, когда вы сможете заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу, мечтает; кто смотрит внутрь, просыпается. — К.Г. Юнг

    3. Если ты ищешь хлеба, ты получишь хлеб. Если вы ищете душу, вы найдете душу. Если вы понимаете этот секрет, вы знаете, что вы то, что ищете. — Руми

    4. Осознавая себя, вы обретаете право собственности на реальность; став настоящим, вы становитесь хозяином как внутренней, так и внешней жизни. — Дипак Чопра

    5. Быть спонтанным значит быть в состоянии уверенно реагировать; спокойно веря, что каким бы ни был результат, вы получите положительный, хотя и сложный опыт, который приведет к большему самосознанию и успеху. — Сильвия Клэр

    6. Сильные люди обладают сильным чувством собственного достоинства и самосознания; им не нужно одобрение других. — Рой Т. Беннетт

    7. У нас эгоистичные умы, из-за которых мы попадаем во множество неприятностей. Если мы не придем к пониманию ошибки нашего мышления, наше самосознание, которое является нашим величайшим благословением, также станет нашим падением. — Джоко Бек

    8. Всякий раз, когда вы собираетесь придраться к кому-то, задайте себе следующий вопрос: Какая моя ошибка больше всего похожа на ту, которую я собираюсь критиковать? — Марк Аврелий

    9. Самоосознание — это не просто расслабление и не просто медитация. Он должен сочетать расслабление с активностью и динамизмом. Технологии могут помочь в этом. — Дипак Чопра

    10. Люди должны знать, что все инструменты есть у них внутри. Самоосознание, что означает осознание своего тела, осознание своего ментального пространства, осознание своих отношений — не только друг с другом, но с жизнью и экосистемой. — Дипак Чопра

    11. Самосознание — это не эгоцентризм, а духовность — это не нарциссизм. Познай себя — это не нарциссическое стремление. — Марианна Уильямсон

    12. Я думаю, что это настоящая потеря невинности: в первый раз ты видишь границы, ограничивающие твой потенциал. — Стив Тольц

    13. Когда ты теряешь себя из виду, ты сбиваешься с пути. Чтобы держать свою истину в поле зрения, вы должны держать себя в поле зрения, и мир для вас должен быть зеркалом, отражающим ваш образ; мир должен быть зеркалом, в которое вы размышляете. — С. ДжойБелл С.

    14. По мере того, как вы будете лучше понимать, кто вы есть на самом деле, вы сможете лучше решить, что лучше для вас, с первого раза. — Опра Уинфри

    15. К настоящему времени он уже достаточно усвоил, чтобы понимать, что когда он злится на кого-то другого, это обычно происходит потому, что он сам должен что-то делать, а он этого не делает. — Лев Гроссман

    16. Мы наиболее сильны в тот момент, когда нам больше не нужно быть сильными. — Эрик Майкл Левенталь

    17. Я думаю, самосознание, вероятно, самое важное в том, чтобы стать чемпионом. — Билли Джин Кинг

    18. Нерешительность может быть моей проблемой, а может и не быть. — Джимми Баффет

    19. Только ты можешь отнять у себя внутреннюю свободу или подарить ее себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *