Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кризис определение в психологии: Теория и практика психологии кризисных ситуаций — Психология и право

Психологический кризис — Психологос

Психологический кризис — Психологос

01 октября 2022 г., 21:44

Психологический кризис — совпадение личностного и душевного кризиса. Состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.

Есть гипотеза, что это красивое, психотерапевтически выверенное название для длительных жизненных каприз человека-ребенка. Если ты понял, что ты развивался не туда — умница, порадуйся, что наконец это понял. Скорректировал жизненный путь и иди бодро дальше. Почему бодро? — А зачем по другому?

Подробнее о психологических кризисах читай в статье Личностные кризисы, а о восстановлении душевного здоровья см.→

  • Психология личности

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.

Личностные кризисы

Личностные кризисы — среднесрочное (от недели до года) , без явных внешних причин периодически возникающее временное личностное нездоровье, которое объясняют особенностями внутренней динамики личностного развития человека.

5Подробнее

01 янв. 2010 г.

Психологические ресурсы

Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции​, так и при реабилитации в экстремальных условиях. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Восстановление душевного здоровья

Восстановление душевного здоровья — вывод себя из невроза, негативного мировосприятия, состояния расстройства и подавленности. Восстановление себя из негатива и возвращение в позитивное состояние — задача не ситуативная, а более широкая, в размере не минут, а часов или дней.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Обманывать папу не советую
  • Новогодний тариф Дистанции
  • 5 признаков того, что мужчина хочет развестись
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Семья, конфликты, эмоции. Интервью

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Убираю нетки: отчеты
  • Чингисхан как руководитель и человек

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации
  • Максимум жизни 1

Понятие психологического кризиса

Кризисная психология и кризисная психотерапия — это новые области науки и практики, поэтому ключевые понятия, такие как кризис и кризисное состояние, пока еще не имеют четких дефиниций. К тому же, в клинической теории кризиса эти понятия обычно связываются с травматическим или катастрофическим событием, а в кризисном психологическом консультировании наряду с этим используется представление о кризисе как о состоянии, характерном для критических периодов в естественном течении человеческой жизни. Это последнее понимание кризиса заимствовано из психологии развития.

Таким образом, психологическое и клиническое определения кризиса различаются. Психологи понимают кризис как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности*. Характерно то, что человек не может преодолеть кризис способами, известными ему из прошлого опыта.

В клинической теории кризиса это понятие используется для обозначения такой реакции на опасные события, которая переживается как болезненное состояние. Такое понимание кризиса, сужая границы понятия, оказывает влияние на формирование критериев кризисного состояния. Например, в клинической теории кризиса одним из основных критериев считается наличие в недавнем прошлом ситуации, опасной для здоровья или жизни человека. Однако, если мы будем определять кризис как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, понимание кризисной помощи и представление о тех, кто в ней нуждается, станет более широким.

Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затей активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это — нормальная реакция человека на аномальные события.

В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций. С другой стороны, в том случае, если человек склонен реагировать на кризис дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться, а болезненное состояние — усилиться. Развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду.

Негативные изменения в результате кризиса (осложненные кризисы). Многие негативные изменения мыслей, чувств, поведения и физического состояния в кризисном состоянии по симптомам соответствуют категориям международной классификации психических болезней (здесь и далее — МКБ-10). Очень часто характер изменений таков, что мы не можем говорить о каком-то конкретном заболевании; изменения проявляются в комплексе, специфичном для разных групп расстройств.

Рассмотрим эти группы в порядке категорий МКБ-10.

  • Депрессивный эпизод (32)
  • Рекуррентное депрессивное расстройство (33) Социальные фобии (40.1)
  • Специфические (изолированные) фобии (40. 2) Смешанное тревожное и депрессивное расстройство (41.2)
  • Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации (43) Бессонница неорганической природы (51.0) Ночные ужасы (51.4)
  • Кошмары (51.5)
  • Отсутствие или потеря полового влечения (52.0)
  • Сексуальное отвращение и отсутствие сексуального удовлетворения (52.1)
  • Вагинизм неорганической природы (52.5) Тревожное расстройство личности (60.6) Хроническое изменение личности после пережитой экстремальной ситуации (60.2)
  • Расстройство сексуальных отношений (66.2)

Конечно, на почве пережитой кризисной ситуации могут возникнуть (или обостриться) и иные нарушения. Фактически все категории МКБ-10 так или иначе соотносятся с рассматриваемой темой, поэтому предложить единый универсальный рецепт кризисной психотерапии не представляется возможным. В каждом конкретном случае приходится проводить тщательную индивидуальную диагностику и индивидуально составлять план терапии, включающий в себя комбинацию разнообразных приемов, не только тех, о которых идет речь в следующих разделах пособия, но и многих других.

Затяжной, хронический (осложненный) кризис приводит к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам, суицидальному поведению. Ниже перечислены и описаны основные типы кризисов.

Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, то есть ситуациями угрозы потери здоровья или жизни (природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т. п.). Подобные события, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сушим», между собственной жизнью и жизнью окружающих).

Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягостности, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм. Любое изменение в жизни означает потерю некоторых аспектов привычных представлений о собственном «Я» и объекте, неизбежно влекущую за собой их постоянное тестирование и ревизию. Такой кризис трудно выявить. Обычно при таком кризисе чаще обращаются к друзьям или родственникам, а не к профессиональным психотерапевтам.

Кризис «пересадки корней» — это ситуация, когда человек как бы переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак. Многое зависит от качества «почвы», на которую они попадают.

Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с утратой близкого человека. Реакция на утрату особенно тяжела, когда отношения с утраченным человеком были сложными и ничего уже не исправить. Это событие может вызвать травматический кризис, если оно неожиданно, если смерть безвременна и трагична. Но даже если это событие естественно и закономерно, оно заставляет страдать и горевать об умершем, по-другому увидеть свою собственную жизнь и изменить систему ценностей.

Ситуационный кризис — это некая утрата, не связанная с потерей близкого человека. Эмоционально значимой утратой, вызывающей переживания, могут оказаться события, не столь трагичные на первый взгляд: разрушение Советского Союза, разрушение социалистической системы (не только для людей старшего поколения), кража, особенно кража из личного жилища, утрата невинности, измена, гибель домашнего животного.

Кризисы становления. На разных этапах жизни люди могут переживать психологические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Без этого невозможна социализация, поскольку по мере превращения ребенка во взрослого требования к нему и его ответственность возрастают. Вот несколько примеров таких испытаний: поступление в школу, экзамены, первая работа, безработица, смена работы или специальности, эмиграция.

Кризисы развития и кризисы жизни

Эти кризисы связаны с особенностями человеческого существования и постоянными изменениями в жизни человека. Появление новых качеств, физиологических и психологических, зачастую требует перестройки всего организма и личностных изменений, что само по себе может быть трудным и болезненным. С точки зрения статистической нормы, кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретная история жизни имеет свою вариацию кризисных периодов. Приведем ряд примеров подобных кризисов.

Половое созревание. Период физиологического и психологического взросления может быть кризисным периодом, поскольку подросткам трудно контролировать свои эмоции и сексуальное влечение. Свойственное возрасту стремление к независимости от родителей порождает множество конфликтов. С этим периодом часто связана первая любовь, которая также может привести к кризису, особенно если чувства безответны. Хотя первая влюбленность далеко не всегда надолго сохраняет свою интенсивность, многие ее «жертвы» знают, что ощущение потери при разрыве может быть таким же сильным и оставлять не менее болезненный след, как и при расставании с близким человеком, с которым проведена большая часть жизни.

Начало супружеской жизни. Процесс адаптации партнеров к нуждам и потребностям друг друга сопровождается напряжением, которое может привести к кризису отношений. Часто кризис в начале совместной жизни означает не утрату взаимных чувств, а необходимость научиться жить вместе.

Отцовство и материнство. Беременность, рождение ребенка требует осознания разницы между состояниями «только мы вдвоем» и «мы — семья», ответственности и заботы о ребенке. Этот период также связан с сильным напряжением, которое может привести к серьезному кризису у обоих супругов, к кризису семьи.

Обособление детей от родителей, уход из родительского дома. Родители могут переживать стресс, чувствовать себя ненужными, что тоже иногда приводит к кризису. Кризис становится еще серьезней, если дети не хотят поддерживать близкий контакт с родителями. Тогда изоляция, которой так боялись родители, становится реальностью.

Болезнь. Тяжелое заболевание, в результате которого человек становится частично или полностью нетрудоспособным, — это сильный стресс, который ведет к кризису. С началом заболевания для некоторых людей заканчивается жизнь, к которой они привыкли. Больному необходимо смириться с инвалидизацией, но это нелегко. Его близкие люди, с другой стороны, сталкиваются с необходимостью приспособить свою жизнь к произошедшим изменениям и заботиться о нем.

Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности. Выкидыш, который обычно происходит в течение первых трех месяцев беременности, может быть серьезным ударом, особенно если супруги хотят иметь ребенка. Проблема усложняется, если у женщины и раньше были выкидыши или трудности, связанные с беременностью. Искусственное прерывание беременности на ранних стадиях также может привести к кризису, поскольку женщина может испытывать сильное чувство вины, даже если она решила или добровольно согласилась сделать аборт. Решение сделать аборт уже само по себе может быть причиной многочисленных серьезных проблем в зависимости от того, как было принято это решение: самой женщиной либо под давлением мужа (других людей).

Менопауза может привести к многостороннему кризису у женщины, ее мужа, к кризису их отношений. Многие женщины воспринимают потерю способности к деторождению как однозначный признак того, что определенная фаза жизни заканчивается. Они могут переживать депрессивные состояния. Гормональные изменения также вызывают физический дискомфорт, что усугубляет проблемы.

Очень важный кризис — это кризис середины жизни в 35—45 лет, делящий жизнь пополам, он переживается обычно весьма болезненно. Он связан с утратой смысла жизни, когда меняются работа, друзья, личная жизнь. Идет обесценивание того, чего человек достиг. К этому периоду накапливаются противоречия.

Если в 30 лет приходится существенно корректировать свои жизненные планы, отказываться от свойственных молодости нереалистических притязаний и опускаться на грешную землю, то в 40 лет все гораздо глубже и сложнее. Может показаться, что жизнь проходит незаметно и совсем не так, как хотелось. Занимаешься не своим делом. Живешь рядом не с теми людьми. Все вроде бы благополучно, но все катастрофически не так. Мужчины и женщины несколько по-разному переживают этот кризис.

Достигшему жизненного апогея мужчине вдруг начинает казаться, что у него остался последний шанс сделать свое дело, такое, которое без него не сможет никто. У сорокалетнего мужчины нередко появляются увлечения на стороне. А у женщины, которая находится с ним рядом, в это же время приближается собственный кризис. Она уже не нужна практически взрослым детям, многие из них просто вылетают из гнезда, оставляя родительский дом пустым. У нее обычно нет таких профессиональных успехов, как у мужа. Ей трудно спрятаться в работу, быстро найти себе достойное профессиональное занятие. Она все чаще разглядывает себя в зеркале, и ее выводы неутешительны. Мужчина в 40 лет тоже начинает предъявлять претензии к своей внешности: ему не нравится лишний вес, намечающаяся лысина. Страхи мужчины связаны с роковым, как ему кажется, снижением потенции. Мужчина, переживающий этот кризис, становится непредсказуемым даже для самого себя.

Следующий серьезный кризис — это кризис предпенсионного возраста, когда человека ожидает автоматическое изменение его социального статуса. Те люди, которые хотели бы, чтобы их оставили на работе, начинают работать даже лучше, чем их коллеги, пребывающие в кризисе среднего возраста. Открывается второе дыхание. Примерно лет в 65 или чуточку позже, когда постепенно закончится активная трудовая деятельность, будет еще один возрастной кризис. Главной задачей станет необходимость принять свое прошлое, свою жизненную историю, принять все, что успел в этой жизни сделать. Не отвергать, не стыдиться, не обвинять себя и других, а принять.

Последний кризис — это «узелковый период». Он не имеет временных рамок. Условно — это когда человек собирает вещи в узелок и хранит их, готовясь к смерти. Он существует как бы в двух мирах. Некоторые больше себе позволяют, стремятся получить то, чего у них не было. Отсюда поздняя любовь, творчество, большая свобода.

Кризис по определению означает «развилку на дороге» или поворотную точку. Это подразумевает напряженное, тревожное состояние, которое не может переноситься индифферентно. Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно. Решение любого кризиса невозможно без решимости на какое-либо действие.

Кризис в жизни — это всегда неприятно. Человек выбивается из привычного ритма. Кризис — это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека.

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из очередного кризиса, а накапливает их. Множественные кризисы, к сожалению, достаточно обычны и с высокой вероятностью вызывают очень серьезные проблемы. Прежде чем завершится приспособление к первому стрессору, дальнейшее развитие кризиса требует расходования ресурсов, которые и без того уже достаточно истощены. Многочисленные трагические события не обязательно ведут к психологическим нарушениям, но повышают их вероятность больше, чем одиночный кризис.

Каждый кризис характеризуется индивидуальным и, присущим и только ему признаками, соответственно, используются разные виды помощи и выбираются разные профилактические мероприятия. Интервенция, или вмешательство в кризис, осуществляется по определенным принципам, исходя из особенностей данного кризиса.

В отличие от травматических кризисов, когда серьезная психологическая травма связана с травматической ситуацией, кризисы развития и жизненные кризисы разворачиваются в течение определенного периода.

В типичных случаях продолжительность психологического кризиса ограничивается сроком от одной до шести недель. Благоприятный исход психологического кризиса способствует повышению адаптационного уровня индивида, включая его способность противостоять кризисам в будущем.

Негативный исход кризисного состояния ведет к суицидальному поведению либо к патологической дезадаптации индивида, выражающейся в возникновении очерченных психопатологических состояний и расстройств.

Можно условно выделить следующие стадии таких кризисов:

  1. развитие кризисной проблематики;
  2. пик проблемы;
  3. кризис.

1. Развитие кризисной проблематики. Можно описать два варианта такого развития:

  • накопление нерешенных, второстепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки. Незначительная последняя проблема обычно является той каплей, которая переполняет чашу терпения;
  • человек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представлениям.

В процессе приближения этого события развивается кризис. В качестве примеров можно привести приближение важного экзамена, который необходимо сдать, чтобы продолжить обучение; тяжелую болезнь с предполагаемым смертельным исходом; наступление менопаузы; период, когда дети покидают родительский дом; выход на пенсию.

На стадии развития кризиса человек постоянно думает о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно; как следствие, могут возникать тревожные симптомы: ощущение, что «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройства сна. Приближающееся событие принимает неясное очертание в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.

2. Пик проблемы. Страх перед тяжестью проблемы может быть настолько сильным, что, когда она достигает своего пика, у человека не остается психологических ресурсов. Решающая ситуация — экзамен, смерть, развод, побег из дома, потеря работы и т. д. — оказывает громадное давление на человека, который уже исчерпал большую часть психологических сил.

3. Кризис (после события). Поскольку для кризиса характерно ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию, разрешить проблему всеми известными способами. Если же кризисная ситуация приобрела травмирующий характер, последующий кризис похож на травматический. Кризис — «поворотный пункт»*, он может привести или к разрешению проблемы, приобретению нового опыта, развитию личности, или к развитию болезни, регрессии, стагнации.

Под микроскопом: что такое кризис?

Источник: Arcady/Shutterstock

Эта новая серия постов в блоге основана на моей книге « Как выжить и преуспеть, когда случаются плохие вещи: девять шагов к развитию мышления возможностей в условиях кризиса» . У всех нас были и будут кризисы в жизни; это просто часть человеческого состояния. Вопрос не в том, столкнемся ли мы с кризисами, а в том, как мы будем на них реагировать. И, учитывая, что мы находимся в разгаре COVID-19кризис, один из самых тревожных кризисов в нашей жизни, моя серия блогов «Кризис к возможностям» посвящена изучению способов, которыми мы можем противостоять, реагировать и, надеюсь, преодолевать кризисы, возникающие в нашей жизни, включая этот.

«Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наша сила выбирать наш ответ. В нашем ответе лежит наш рост и наша свобода» — Виктор Франкл, известный психиатр

В своей инаугурационной речи в 1933 году президент Франклин Делано Рузвельт обратился к нации, поглощенной тем, что стало известно как Великая депрессия. Одно из его самых запоминающихся высказываний из той ныне известной речи звучит так: «Единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха». Рузвельт хотел вселить чувство уверенности, спокойствия и надежды в граждан, которые действительно были в ужасе от того, что произошло и что ждет впереди экономику США и их жизнь. Чего вы, возможно, не знаете, так это полного контекста этого заявления: «Прежде всего, позвольте мне высказать свое твердое убеждение в том, что единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха — безымянного, необоснованного, неоправданного ужаса, который парализует необходимые усилия, чтобы обратить вспять отступление. заранее».

Рузвельт определенно был прав насчет этого кризиса. Он понял, что экономические условия и то, как мы на них реагируем, сильно зависят от психологии времени. Рузвельт также знал, что паника, охватившая нашу страну в то время, помешает ей предпринять действия, необходимые для быстрого восстановления.

Что такое кризис?

Прежде чем я продолжу наше исследование кризисов, я хочу сделать шаг назад и задать простой, но важный вопрос: что такое кризис? Ответ на этот вопрос может показаться очевидным, поскольку все мы интуитивно знаем, что такое кризис: кризис — это что-то плохое, что происходит внезапно. В то же время я верю в силу слов и в то, насколько важно, чтобы все мы не только полностью понимали глубину и значение слова, но также, учитывая множество значений, которые может иметь любое слово, мы были уверены в его имеющие общий смысл.

Вот определения кризиса, которые можно найти в нескольких словарях:

  • Время больших трудностей, проблем или опасностей
  • Время, когда необходимо принять трудное или важное решение
  • Критический или решающий момент или ситуация; поворотный момент
  • Нестабильное состояние, как в политических, социальных или экономических делах, предполагающее надвигающееся резкое или решительное изменение
  • Эмоционально стрессовое событие или травматическое изменение в жизни человека.

Все эти определения добавляют текстуру к нашему пониманию того, что такое кризис, но, на мой взгляд, ни одно из них не отражает в полной мере, что на самом деле означает кризис. В попытке охватить всю глубину и широту того, что такое кризис, и его влияние на нас, позвольте мне предложить следующее определение: «Событие или ситуация, которая возникает внезапно или достигает критической точки по своей серьезности, что приводит к значительному нарушению жизни и угрожает статус-кво, а также может иметь долгосрочные пагубные последствия для отдельных лиц или групп».

Качества кризиса

Каждое из этих определений различается определенным образом, но все они имеют общие темы. Во-первых, кризисы неожиданны. Они возникают неожиданно или внезапно достигают нового порога. Как таковые, они вызывают шок и, как я буду обсуждать в «Кризисе возможности», вызывают в нас немедленную, мощную и примитивную реакцию, которая, с точки зрения большинства современных кризисов, не служит нам хорошо.

Во-вторых, кризисы по самой своей природе создают нестабильность, при которой то, что когда-то было прочным, больше не действует; например, подумайте о кризисе, вызванном землетрясением 2010 года на Гаити. Конечно, физический и экономический ущерб был ошеломляющим, но не стоит забывать и о психологическом ущербе. Есть ли что-то большее, чему мы доверяем, чем земля под ногами? Внезапно эта «незыблемая» стабильность была утрачена для гаитян.

В-третьих, то, что когда-то было привычным, предсказуемым и контролируемым, перестает быть таковым. На смену приходит чувство неуверенности, что на то, что когда-то было, больше нельзя рассчитывать. Где нельзя полагаться на прошлое и настоящее, чтобы предсказать будущее.

В-четвертых, нестабильность и неопределенность, возникающие в результате кризиса, переживаются как травма во многих формах, включая физическую, психологическую, социальную, политическую, эмоциональную и экономическую. Это глубокое бедствие ложится на нас тяжелым бременем в краткосрочной перспективе. Не менее важно и то, что кризисы вызывают запоздалую и длительную реакцию, которая часто не реализуется годами.

В-пятых, как я вскоре расскажу, природа кризиса вызывает в нас чувство безотлагательности, осознанную необходимость действовать немедленно и решительно. Стимулом этой крайней необходимости является контроль в надежде свести к минимуму ущерб, нанесенный кризисом, и восстановить ощущение нормальной жизни в нашей жизни после периода разрушения и дестабилизации. Именно эти четыре атрибута делают кризис таким трудным для переживания и таким трудным для преодоления.

Нюансы кризиса

Хотя кризисы часто действуют в нашей жизни как грубые инструменты, на самом деле они несут в себе нюансы и тонкости, которые стоит изучить, поскольку мы глубже понимаем, как они влияют на нас и как мы можем реагировать на них.

Если мы изучим лингвистические корни слова «кризис», то выявится другое и более тонкое понимание того, что такое кризис, которое имеет значимые последствия в том, как мы воспринимаем, чувствуем, переживаем кризис и реагируем на него. Например, происхождение слова кризис на иврите означает что-то, что сломано, но также относится и к решению, предполагая, что кризис — это что-то, что повреждено и нуждается в ремонте или замене. Интересно, что слово «кризис» на иврите также означает рождение, что указывает на что-то положительное, возникающее из эпизода боли.

Греческое происхождение слова кризис, klinein , не имеет ни положительного, ни отрицательного значения, связанного с ним. Скорее, кризис просто связан с необходимостью сформировать суждение или принять решение. Это значение устраняет угрожающее скрытое течение кризиса, а вместе с ним, по-видимому, и часто негативные реакции, которые кризис провоцирует и которые могут подлить масла в огонь пяти качеств, которые обычно ассоциируются с кризисом.

Интересно, как заметил Джон Ф. Кеннеди: «При написании на китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов — один представляет опасность, а другой — возможность».

В совокупности современное использование термина «кризис» в лучшем случае не отражает его богатых и потенциально полезных аспектов. В худшем случае наше современное использование слова «кризис» настолько нагружено багажом, что само его упоминание создает представление об эмоциональной реакции на ситуацию, которую мы считаем кризисом, что мы начинаем нашу реакцию на нее с решительно негативного, защитного и контрпродуктивного поза.

«Когда наступит кризис? Когда возникают вопросы, на которые нельзя ответить». — Рышард Капусцински, журналист

Примеры кризисов

Кризисы могут возникать во всех сферах жизни, от личных до социальных и природных. Они различаются по своей специфике, но обладают общими качествами, которые я только что обсуждал. Кризисы можно разделить на несколько общих категорий:

  • Личные (например, пол, эмоции, злоупотребление психоактивными веществами)
  • Здоровье (например, болезнь, травма, старение, смерть)
  • Безопасность (например, преследование, насилие, преступление против собственности)
  • Отношения (например, развод, отчуждение семьи, смерть)
  • Переход (например, от ребенка к взрослому, от холостого к женатому, новый родитель, пустое гнездо)
  • Карьера (например, потеря работы, неудовлетворенность, возвращение на работу)
  • Финансовые (например, крах фондового рынка, плохие инвестиции)
  • Технологические (например, взлом, кража личных данных, киберзапугивание)
  • Корпоративный (например, обман, мошенничество, халатность)
  • Правительственные (например, политика, коррупция, скандалы)
  • Социальные (например, бедность, образование, здравоохранение)
  • Окружающая среда (например, загрязнение, небезопасная питьевая вода, нехватка продовольствия)
  • Стихийное бедствие (например, ураган, наводнение, землетрясение)

Кризис есть кризис

От кризиса до возможности исследуются все кризисы, большие и малые, физические и психологические, краткосрочные и продолжающиеся, личные и профессиональные, индивидуальные, семейные, корпоративные, общественные, правительственные, и социальные. Реальность такова, что мы каждый день сталкиваемся с разного рода кризисами в виде неожиданных вызовов, препятствий, неудач и неудач. Более того, кризисы — это проверка наших психологических, эмоциональных и лидерских качеств. В некотором смысле кризисы многое говорят нам о том, кто мы есть, потому что лучшие и худшие из нас наиболее ярко проявляют себя во время кризисных стрессов. Учитывая, что кризисы — нормальная, хотя, безусловно, неприятная часть нашей жизни, если мы можем стать хозяевами кризисов, то мы станем хозяевами самих себя и, по сути, самой жизни.

«Жизнь не должна быть легкой… Жизнь — это один кризис за другим». — Ричард М. Никсон, бывший президент США

Кризисное вмешательство | Психология Вики

в: Консультирование, Кризисы, Кризисное вмешательство,

а также еще 3

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.


Кризисное вмешательство — это целенаправленная ограниченная по времени терапевтическая работа, направленная на то, чтобы помочь кому-то справиться с кризисом или жизненным событием. Обычно они находятся в бедственном положении и нуждаются в поддержке, чтобы справиться с первоначальным воздействием.

Его можно определить как неотложную психологическую помощь, направленную на оказание помощи лицам в кризисной ситуации для восстановления равновесия их биопсихосоциального функционирования и минимизации возможности острого стрессового расстройства, эмоциональной травмы, психологической травмы и посттравматического стрессового расстройства. [1] [2] Кризис можно определить как восприятие или переживание события или ситуации как невыносимой трудности, которая превышает текущие ресурсы человека и механизмы преодоления. Приоритетом кризисного вмешательства/консультирования является усиление стабилизации. Кризисные вмешательства происходят под влиянием момента и в самых разных условиях, поскольку травма может возникнуть мгновенно. Кризисные консультанты должны помнить, что кризисы носят временный характер, не дольше месяца, хотя последствия могут стать долгосрочными. [3]

Содержание

  • 1 Виды кризиса
  • 2 Типичные ответы на кризис
  • 3 Универсальные принципы кризисного вмешательства
  • 4 Общий подход
  • 5 Критика
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера

Типы кризисов

Кризисы могут возникать на личном или общественном уровне. Личная травма определяется как переживание человеком ситуации или события, в котором он/она чувствует, что его/ее способности справляться с трудностями, самооценка, социальная поддержка и власть исчерпаны. Это могут быть ситуации, когда человек угрожает самоубийством, испытывает угрозу, становится свидетелем убийства или самоубийства или переживает личную утрату. Пока человек переживает кризис на индивидуальном уровне, консультантам важно в первую очередь оценивать безопасность. Консультантам рекомендуется задавать вопросы, касающиеся социальной поддержки и сетей, а также давать направления для долгосрочного ухода. [4]

Социальная или массовая травма может произойти в ряде ситуаций и обычно затрагивает большую группу или общество. Это такие случаи, как стрельба в школах, теракты и стихийные бедствия. Основная задача консультанта при обращении в кризисные ситуации такого типа — оценить осведомленность людей о ресурсах. Людям, переживающим массовую травму, необходимо знать о приютах, в которых есть еда и вода; мест, которые удовлетворяли их основные потребности для выживания. [5]

Типичные реакции на кризис

Консультантам рекомендуется знать типичные реакции тех, кто пережил кризис или в настоящее время борется с травмой. На когнитивном уровне они могут винить себя или других за травму. Часто человек выглядит дезориентированным, становится сверхчувствительным или сбитым с толку, плохо концентрируется, неуверенно и плохо справляется с проблемами. Физические реакции на травму включают: учащение пульса, тремор, головокружение, слабость, озноб, головные боли, рвоту, шок, обмороки, потливость и утомляемость. Некоторые эмоциональные реакции, которые может испытывать человек, состоят из апатии, депрессии, раздражительности, беспокойства, паники, беспомощности, безнадежности, гнева, страха, вины и отрицания. При оценке поведения некоторыми типичными реакциями на кризис являются трудности с едой и/или сном, конфликты с другими, отстранение от социальных ситуаций и отсутствие интереса к социальной деятельности. [6]

Универсальные принципы кризисного вмешательства

При работе с кризисом, как личным, так и общественным, существует пять основных принципов вмешательства. Жертвы изначально подвержены высокому риску неадекватного преодоления трудностей или иммобилизации. Необходимо вмешаться как можно быстрее. Мобилизация ресурсов должна быть предпринята немедленно, чтобы предоставить жертвам инструменты, необходимые им для возвращения к какому-то порядку и нормальной жизни, а также обеспечить возможность независимого функционирования. Следующим шагом является облегчение понимания события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства по поводу пережитого. Кроме того, консультант должен помочь жертве(ам) решить проблему в контексте их ситуации и чувств. Это необходимо для развития самоэффективности и уверенности в себе. Помочь жертве вернуться к самостоятельной деятельности, активно способствуя решению проблем, помогая разработать соответствующие стратегии для решения этих проблем и помогая претворить эти стратегии в жизнь. Это делается в надежде помочь жертве стать самостоятельной. [7]

Общий подход

Модель кризисного вмешательства ACT, разработанная Робертсом в ответ на трагедию 11 сентября 2001 г., описывает трехэтапную схему: Лечение (АКТ). [8] Эта теория кризисного вмешательства объединяет многочисленные инструменты оценки и процедуры сортировки; Семиэтапная модель кризисного вмешательства Робертса и десятиэтапный протокол управления острым травматическим стрессом создают единую комплексную модель реагирования на кризис, которую можно использовать практически во всех кризисных ситуациях. Важно отметить, что этому следует следовать как руководству, которому не следует следовать жестко (А. Р. Робертс, Справочник по кризисному вмешательству, 2005 г., стр. 157).

Первый шаг — этап оценки; это делается путем определения потребностей жертв, других вовлеченных лиц, выживших, их семей и скорбящих членов семьи возможной жертвы (жертв) и направления соответствующих направлений, когда это необходимо. Необходимо провести три типа оценок. Во-первых, это оценка сортировки, которая представляет собой немедленную оценку для определения летальности и определения соответствующего направления к одному из следующих: неотложная стационарная госпитализация, амбулаторное лечебное учреждение или частный терапевт, или если направление не требуется. Также необходимо провести оценку кризиса, которая состоит из сбора информации о кризисном состоянии человека, окружающей среде и межличностных отношениях, чтобы работать над разрешением текущего кризиса. Этот шаг помогает облегчить разработку эффективного и соответствующего плана лечения. Последняя область оценки включает биосоциальную и культурную оценку. Это будет завершено с использованием инструментов систематической оценки для определения текущего уровня стресса клиента, ситуации, существующей проблемы и серьезного кризисного эпизода. [9]

Целью этапа кризисного вмешательства в модели ACT Роберта является разрешение имеющихся у клиента проблем, стресса, психологических травм и эмоциональных конфликтов. Это должно быть сделано с минимальным количеством контактов, поскольку кризисное вмешательство должно быть ограничено по времени и направлено на достижение цели. Первый этап из семи шагов подхода фокусируется на оценке летальности. Клиницист должен спланировать и провести тщательную биопсихосоциальную оценку и оценку летальности/непосредственной опасности; это должно быть сделано сразу по прибытии. После определения летальности следует установить взаимопонимание с жертвой (жертвами), с которыми будет работать клиницист. На следующем этапе необходимо определить основные проблемы, в том числе то, что в их жизни привело к кризису. На этом этапе важно, чтобы клиент получил контроль и право обсуждать свою историю своими словами. В то время как он или она описывает ситуацию, специалист по вмешательству должен разработать концепцию «модального стиля преодоления» клиентов, который, скорее всего, потребует корректировки по мере поступления дополнительной информации, это называется третьей стадией. По мере перехода к четвертой стадии чувства станут преобладающими в это время, поэтому работа с этими чувствами будет важным аспектом вмешательства. Управляя чувствами, консультант должен позволить клиенту (ам) выразить свою историю и исследовать чувства и эмоции посредством активного слушания и проверки. В конце концов, консультанту придется работать осторожно, чтобы ответить клиенту, используя вызывающие ответы, чтобы помочь ему или ей преодолеть неадекватные убеждения и мысли и подумать о других вариантах. На пятом шаге потерпевший и консультант должны начать совместную разработку и изучение альтернатив преодоления трудностей. Хотя эта ситуация будет отличаться от любого другого опыта, прежде чем консультант должен помочь человеку взглянуть на то, что работало в прошлом в других ситуациях; этого, как правило, труднее всего достичь в кризисном консультировании. После составления списка можно перейти к шестому шагу — разработке плана лечения, который поможет клиенту расширить возможности. Цель на этом этапе — сделать план лечения как можно более конкретным, пытаясь придать смысл кризисному событию. Наличие смысла в ситуации является важной частью этого этапа, поскольку позволяет достичь мастерства. Наконец, на седьмом этапе специалист по вмешательству должен организовать последующий контакт с клиентом, чтобы оценить его или ее посткризисное состояние, чтобы принять определенное решение в отношении прогресса. План последующего наблюдения может включать «бустерные» сеансы для изучения результатов лечения и потенциальных проблем. [10]

После оценки ситуации и применения кризисных вмешательств цель состоит в устранении симптомов посттравматического стрессового расстройства, таким образом излечивая травматический опыт. Всестороннее представление о том, как лечить травму, состоит из десяти этапов, описанных Лернером и Шелтоном (2001). Эти шаги аналогичны шагам кризисного вмешательства. Первым шагом является оценка опасности/безопасности для себя и других, то есть для жертвы, консультанта и других лиц, которые могли быть затронуты травмой. Затем консультант должен рассмотреть физические и перцептивные механизмы травмы. После того, как травма оценена, следует оценить уровень реакции пострадавшего и удовлетворить любые медицинские потребности. Каждый человек, который был свидетелем или переживает кризис, должен наблюдаться для выявления у него или ее признаков травматического стресса. После того, как оценка ситуации завершена, интервенционист должен представиться, назвать свое звание и роль и начать налаживать контакт. Построение этих отношений позволяет использовать более плавный подход к заземлению человека, это можно сделать, позволив ему или ей рассказать свою историю. Опять же, консультанту рекомендуется оказывать поддержку посредством активного и чуткого слушания, нормализации, проверки и обучения. Наконец, специалист по вмешательству должен вернуть человека в настоящее, описать будущие события и при необходимости дать направления.

Критика

Разбор критических происшествий — широко распространенный подход к консультированию тех, кто находится в кризисном состоянии. Этот метод выполняется в группе через 24–72 часа после того, как произошло событие, и, как правило, представляет собой разовое собрание, которое длится 3–4 часа, но при необходимости его можно проводить в течение нескольких сеансов. Дебрифинг — это процесс, в ходе которого ведущие описывают различные симптомы, связанные с посттравматическим стрессовым расстройством и другими тревожными расстройствами, которые люди могут испытать в результате воздействия травмы. Как группа они обрабатывают негативные эмоции, связанные с травмирующим событием. Каждому участнику рекомендуется продолжать участие в лечении, чтобы симптомы не усугублялись. [11]

Дебрифинг критических происшествий подвергается критике многими за его эффективность в снижении вреда в кризисных ситуациях. Некоторые исследования показывают, что у тех, кто подвергся разбору полетов, на самом деле больше шансов проявить симптомы посттравматического стрессового расстройства через 13 месяцев наблюдения, чем у тех, кто не подвергался разбору. Большинство получателей подведения итогов сообщили, что они нашли вмешательство полезным. Основываясь на симптомах, обнаруженных у тех, кто вообще не получал лечения, некоторые критики заявляют, что сообщаемое об улучшении считается ошибочным, и что прогресс мог бы произойти естественным образом без какого-либо лечения. [12]

См. также

  • Управление стрессом при критических инцидентах
  • Техника критических инцидентов
  • Стресс-разбор полетов при критическом происшествии
  • Службы экстренного вмешательства
  • Обучение кризисному вмешательству
  • Антикризисное управление
  • Разбор полетов (психологический)
  • Аварийно-спасательные службы
  • Аварийное управление
  • Семейное вмешательство
  • Первая психологическая помощь
  • Управление рисками
  • Вмешательство в суицидальный кризис
  • Предотвращение самоубийств

Ссылки

  1. ↑ Джексон-Черри, Л. Р., и Эрфорд, Б.Т. (2010). Кризисное вмешательство и предотвращение. Нью-Джерси: Pearson Education, Inc.
  2. ↑ Агилера, округ Колумбия (1998). Кризисное вмешательство. Теория и методология. Мосби, Сент-Луис.
  3. ↑ Форд, С., и Девани, К. (2006). Postilion: общественная инициатива поддержки семьи и модель реагирования на трагические события, включая самоубийства. Уход за детьми на практике, 12(1), 53-61.
  4. ↑ Неизвестно. (2010). Кризис. Википедия. Получено (2010 г., 20 марта) с http://en.wikipedia.org/wiki/Crisis.
  5. ↑ Ландау, Дж., Миттал, М., и Вилинг, Э. (2008). Связывание человеческих систем: укрепление отдельных лиц, семей и сообществ после массовой травмы. Журнал супружеской и семейной терапии, 34 (2), 193–209.
  6. ↑ Джексон-Черри, Л.Р., и Эрфорд, Б.Т. (2010). Кризисное вмешательство и предотвращение. Нью-Джерси: Pearson Education, Inc.
  7. ↑ Фланнери, Р. Б., и Эверли, Г. С. (2000). Кризисное вмешательство: обзор. Внутренний журнал экстренного психического здоровья, 2 (2), 119-125.
  8. ↑ Робертс, А. (2006). Оценка, кризисное вмешательство и лечение травм: модель интегративного акта вмешательства. Краткое лечение и кризисное вмешательство, 2(1), 1-22.
  9. ↑ Уотерс, Дж.А. (2002). Двигаясь вперед после событий 11 сентября: модель реагирования на стресс/кризис/травму. Краткое лечение и кризисное вмешательство, 2, 55-74.
  10. ↑ Робертс, А. (2006). Оценка, кризисное вмешательство и лечение травм: модель интегративного акта вмешательства. Краткое лечение и кризисное вмешательство, 2(1), 1-22.
  11. ↑ Лилиенфельд, С.О. (2007). Психологические методы лечения, причиняющие вред. перспективы психологической науки, 2(1), 53-71.
  12. ↑ Регер, К. (2001). Кризисные дебрифинговые группы для аварийно-спасательных служб: обзор доказательств. Краткое лечение и кризисное вмешательство, 1, 87-100.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *