Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто автор первой проективной методики в психологии: Глава 1. История создания и обоснования проективных методов исследования личности

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Родина Н.В, д.психол.н, профессор, заведующая кафедрой дифференциальной и специальной психологии ОНУ имени И.И. Мечникова, Вигдорчик М.И., к.мед.н., психолог компании Укртехинвестгаз, руководитель Consul Grup,
Бирон Б.В., к.психол.н., старший преподаватель кафедры дифференциальной и специальной психологии ОНУ имени И.И. Мечникова.

Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Нередко результаты испытания интеллектуальных способностей становились предметом гордости того или иного народа и являлись важной и неотъемлемой частью общественной жизни многих народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. С течением времени обыденное представление о тесте и научное понимание теста все больше удалялись друг от друга. Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом, сразившим естествознание.
Предпосылками создания проективной психологии и психодиагностики явились содержательные интерпретации проекции как феномена, возникающего в ситуации проективного исследования. В теоретическом отношении проективное направление психодиагностики связано с концепцией 3. Фрейда; для подтверждения психоаналитической концепции привлекались также эксперименты Г. Мюррея, Р. Сэнфорда и других исследователей, посвященные изучению мотивации через продукты воображения. Однако фрейдовское понятие «проекции» не отличалось однозначностью, что сразу же породило ряд трудностей при попытках интерпретировать проективные методики с позиций психоанализа. Это отмечалось и отечественным исследователем Л.Ф. Бурлачуком.
На современном этапе развития психодиагностики исследователи все чаще обращаются к неклассической и постнеклассической методологиям, дающим теоретическое обоснование целостным методам оценки личности, которые завоевывает все более уверенные позиции в психологической науке. Мишенями диагностов постепенно становятся все более сложные психологические образования. В психодиагностике особое место занимают проективные методы, отношение к которым на протяжении последних ста лет менялось достаточно сильно. Если при создании первых проективных тестов на них возлагались большие ожидания в отношении их способности описывать весь комплекс индивидуально-личностных особенностей, то в середине и конце ХХ века эта позиция сменилась жесткой (и зачастую неоправданной) критикой. В настоящее время, по нашему мнению, преобладающим является прагматическое отношение к проективным тестам – уже достаточно четко ясны границы областей их применения. С одной стороны, уже не предполагается, что данные методики способны заменить психометрические опросники, с другой – нельзя игнорировать необходимость их использования при целостном описании личности, выявлении особенностей бессознательного, при обследовании лиц детского возраста и т.д.
В связи с этим восстанавливается интерес к проективной психологии, ведь проективные методы всегда стремились к целостному, глобальному описанию личности, а не к какому-нибудь отдельному свойству или перечислению личностных черт. Вместе с тем проективный тест – это очень утонченная и весьма сложная в применении техника, которая требует тщательного ознакомления и совершенного овладения ее приемами.
1. Одной из основных проблем проективной психологии является проблема диагностических критериев интерпретации, их теоретической обоснованности и эмпирической валидности и надежности. Так, одними из важных диагностических критериев во многих проективных методах являются нормативные (N) и оригинальные (О) решения.
В частности, в тесте Вартегга взаимоотношения между этими критериями изучались с помощью двустадиальной процедуры факторного анализа. На первой стадии с помощью нелинейного анализа главных компонент проводилась трансформация переменных, на второй – проводилась процедура линейного факторного анализа с дальнейшим ортогональным вращением. Была построена двухфакторная модель и установлено, что первый фактор отражает биполярный конструкт адекватность-патологичность, а второй – биполярный конструкт оригинальность-нормативность. Соответственно в пространстве двух конструктов можно рассматривать ассоциативные реакции личности.
2. Крайне важным является вопрос операционализации специфических психологических конструктов, характеризующих глубинные личностные особенности, с помощью проективных методов. Например, в одной из работ, нами был операционализирован конструкт Эго-конгруэнтности. Были избраны интегральные параметры, которые отображали комплексные индивидуальные характеристики четырех показателей проективных методик: для метода цветовых выборов М. Люшера [2] этим показателем была аутогенная норма, для рисуночного теста Е. Вартегга [1] – следующие показатели: сумма адекватных дополнений, сумма сдвигов, разность качественных проекций. Все указанные показатели по своему психологическому содержанию описывали разные аспекты конструкта Эго-конгруэнтности. С помощью моделирования структурными уравнениями было подтверждено соответствие выбранных моделей двум выборкам: респондентам, находящимся в ситуации угрозы самоактуализации и в ситуации угрозы жизни.
3. Также актуальной является проблема создания экспресс-техник на основании существующих проективных методов, зачастую достаточно требовательных к временным ресурсам. Так, для оценки совладающего поведения была разработана проективная техника, получившая название «Метод выбора архетипических символов» (МВАС). Стимульным материалом данной техники являлись восемь рисунков теста Вартегга [1], представляющие собой расположенные на темном фоне квадраты белого цвета, содержащие соответствующие стимульные знаки. Методика была встроена в программный психодиагностический комплекс Consul Integrator. Принцип предъявления стимулов был позаимствован у Л. Н. Собчик [2], предложившей использовать процедуру парного сравнения таблиц теста Люшера, то есть предъявлять стимулы парами, чтобы исключить менее нравящийся и выделить в любой произвольно взятой паре предпочитаемый стимул. Разработанная нами проективная техника, может быть рекомендована к применению в качестве инструмента для экспресс-диагностики совладающего поведения в ситуациях оценивания. Установлена конструктная и критериальная валидность, теоретическое обоснование получили установленные соответствия между совладающим поведением и символическим содержанием личности.
4. И, наконец, ключевым, по нашему мнению, является вопрос системных исследований, проведенных с помощью проективных методов. Как известно, в приложении теории систем к социальным наукам, как отдельно, так и параллельно, могут использоваться два методологических подхода, что позволяет адекватно изучать любые явления и процессы. Первый из них – Hard Systems Methodology («жесткая» системная методология) включает количественные методы, второй – Soft Systems Methodology («мягкая» системная методология) [3, 4] включает качественные методы. Сочетание этих методологий с использованием комплекса проективных техник подтвердило ведущую роль бессознательных тенденций в формировании совладающего поведения именно в ситуациях экстремального стресса.

Литература:

1. Вартегг Э. Уровневая диагностика личности // Калиненко В. К. Рисуночный тест Вартегга. – М.: Смысл, 2006. – С. 4-110.
2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. – М.: ИПП-ИСП, 2000. – 512с.
3. Checkland P. Soft Systems Methodology in Action / Р. Checkland, J. Scholes. — N.Y.: John Wiley& Sons, 1999. – 272 p.
4. Wilson B. Soft Systems Methodology: Conceptual Model Building and Its Contribution / B. Wilson. — N.Y.: John Wiley & Sons, 2001. – 167 p.

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности

Общие свойства и классификация проективных методов исследования личности
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Проективные методы — группа психодиагностических методов целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проективные методики направлены на диагностику таких психологических свойств и особенностей, которые не могут быть выявлены ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, личностные конфликты, доминирующие потребности, неопределенные психические состояния.
Теоретические основы разработки проективных методов. Проективные методы опираются на глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Проекция — (от лат. projectio — выбрасывание вперед) процесс и результат перенесения личностью свойств и состояний на внешние объекты.

З. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.) описал основные защитные механизмы, в том числе и проекцию, которую определял как защитный механизм личности, устраняющий тревогу при осознании конфликта. По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и обеспечивают «снятие внутреннего конфликта», т.е. выступают средством разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, З. Фрейд определял психологическую защиту как бессознательную стратегию «Я». Спорным остается вопрос о классификации психологических защит. Различные авторы по-разному определяют количество защит — от 4 до 23.
Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось американским психологом Лоуренсом К. Франком (Lawrence K. Frank) в 1939 г. Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой». Проективная гипотеза — проекция проявляется во всех сферах жизни личности.
Проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей.
Уникальный материал, получаемый при работе с проективными методиками, позволяет выбрать разные уровни анализа — от так называемого объективного, ограничивающегося, скажем, указанием на количество увиденных деталей изображения, до не всегда поддающихся объективации гипотез, связанных с неосознаваемыми и непризнаваемыми личностью побуждениями.
Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула.
Признаки проективных методик:
— Неопределенность стимульного материала. Наиболее отличительной чертой проективных проективных методик является использование в них неструктурированной задачи, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и др. Для того чтобы ситуация тестирования давала возможность человеку наделить ее собственным личностным смыслом, стимулы в ней должны быть многозначными, допускающими различную интерпретацию.
Неопределенность стимульного материала обеспечивает неограниченный набор вариантов ответов в каждой методике.
— Краткая инструкция (неструктурированная задача). Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик.
— Отсутствие ограничений в форме и содержании ответа
При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции», «защитный механизм».
Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов, считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности.
Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.
Достоинства и преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами:
• Менее подвержены фальсификации ответов
• Дают большую информацию о личностной сфере
• Способствуют установлению контакта с испытуемым
Считается также, что проективные методы облегчают демонстрацию содержания внутреннего мира субъекта, которое он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют ориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке [39].
Недостатки и ограничения проективных методик:
• Методики имеют высокую валидность, но невысокую надежность. В отличие от тестов интеллекта или способностей при проективной диагностике практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.
• Психолог проявляет «вторичную проекцию» на результаты испытуемого
• Успешность интерпретации зависит от опыта работы психолога с методикой
Проблемы надежности и валидности проективных методик. Проективные методики
меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однозначны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции.
Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на субъективизм в интерпретации результатов.
История возникновения проективных методов. Истоком проективных методов считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. А.И. Рабин [36] считает, что метод словесных ассоциаций, использовавшийся в клинических условиях К. Юнгом, является исторически первой проективной методикой. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина, К. Юнга и других. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А.
Пейном в 1928 г.
Кроме ассоцианизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Необходимо было в эксперименте направить человека на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии [34].
История проективных методик — это и хронология, отмечающая особо важные вехи развития проективной техники, и история развития проективного метода как целостного подхода к пониманию природы личности и способов ее экспериментального изучения.
Одна из первых и самых популярных проективных методик — Метод чернильных пятен, была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом.
Следующей вехой в истории развития проективных методов является 1935 год, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (К. Морган, Г. Мюррей).
Проективные методики создавались в разное время, причем одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных психологических концепций. К началу 40-х гг. XX века диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик.

 

5.2. Классификация проективных методик

Наиболее известной классификацией проективных методов является классификация Л. Франка, предложенная им в 1939 г. и переработанная в 1948 г. Классификация Л. Франка обладает рядом недостатков. Так, в соответствии с принципами классификации, предложенным им, некоторые тесты могут быть отнесены сразу к нескольким группам. Это подтолкнуло исследователей к созданию других классификаций: появились варианты, основанные на разделении методов по характеру стимульного материала, цели тестирования, функциональному применению и др. Примером развернутой классификации служит вариант Линдсея (1954). 
Л.Ф. Бурлачук предлагает различать следующие группы проективных методик:
1. Конститутивные методики исследования личности
2. Конструктивные методики
3. Интерпретативные методики
4. Катартические методики
5. Экспрессивные методики
6. Импрессивные методики
7. Аддитивные методики
8. Рефрактивные методики

Рассмотрим перечисленные виды.
1. Конститутивные методики исследования личности — методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл.
Примеры конститутивных методик:
— Тест Роршаха
— Тест Хольцмана
Тест чернильных пятен Роршаха
Герман Роршах (Hermann Rorschach, 1884-1922 г.) — швейцарский психиатр и психолог.
Тест Роршаха (Rorschach Inkblot Test) создан в 1921 г. Состоит из 10 таблиц с симметричными пятнами разных цветов неопределенной формы.
Основные выявляемые тенденции:
Тип переживания личности, реалистичность восприятия, тревожность.
Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Создавая эту методику, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате его наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей.
В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно.
Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят рассказать, что он видит. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?».
Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.
Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание.
В дальнейшем эта методика использовалась и модифицировалась многими исследователями.
2. Конструктивные методики — методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого, из оформленных деталей и истолкование этого (игрушки, кубики и т.д.) например, Тест Мира.
Примеры конструктивных методик:
• Тест Мира М. Ловенфельд
• Тест «Деревня» Р. Мукиелли

Рис. 5.2. Стимульный материал теста Мира М. Ловенфельд
Тест мира состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т. д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности
3. Интерпретативные методики — методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации.
Примеры интерпретативных методик:
• Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
• Тест фрустрации С. Розенцвейга
• Тест руки (Hand Test) Э. Вагнера
Более подробно эта группа проективных методик будут рассмотрена в следующем разделе.
4. Катартические методики основаны на вызывании катарсиса (психодрама, проективная игра) — выражение в деятельности, прежде всего в игровой, собственных переживаний, подавляемых мотивов, отношений; осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Примеры катартических методик:
• Психодрама Дж. Морено
Проективная игра

Рис. 5.3. Сцена театра Психодрамы Дж. Морено
И. Б. Гриншпун отмечает, что в области методов исследования личности Дж. Морено может рассматриваться как новатор [11]. Психодрама — в том ее аспекте, в котором она выступает как исследовательский и психодиагностический метод, — является оригинальной проективной техникой, отличающейся тем, что испытуемому предоставляется не только вербальная свобода, но и свобода творческого действия в сотрудничестве с другими людьми. Наряду с развитием психодрамы собственно продолжателями идей Дж. Морено, ее элементы вошли в другие психотерапевтические направления (психоаналитическая драма, бихевио- ральная драма, юнгианская драма).
5. Экспрессивные методики — направлены на выявление свойств и состояний личности с помощью анализа рисунка на заданную тему.
Примеры экспрессивных методик:
• «Дом — Дерево — Человек»
• «Нарисуй человека»
• « Несуществующее животное»
• «Рисунок семьи»
6. Импрессивные методики — методы субъективного выбора, методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности.
Примеры импрессивных методик:
• Методика цветовых выборов М. Люшера
• Методика портретных выборов Л. Сонди
Методика цветовых выборов швейцарского психолога Макса Люшера. Стимульный материал состоит из 73 (полный набор) или 8 (неполный набор) цветных карточек. Цвета карточек имеют точные физические характеристики (светлота, насыщенность и др.), автор называет такие цвета «Люшеровский красный», «Люшеровский синий» и т.д. [22]. Именно по таким цветам проходила стандартизация методики, поэтому нельзя для ее проведения использовать самодельные карточки, даже если они имеют похожий цвет. Испытуемый должен выбирать среди них одну за другой по степени своего субъективного предпочтения.
Методика портретных выборов Л. Сонди была разработана в конце 1930-х годов венгерским психиатром Л. Сонди (1947) и стала популярной в США. Материалы теста состоят из 48 фотографий людей, взятых из восьми психиатрических диагностических категорий. Довольно сложная и длительная процедура выбора выявляет из предпочтений испытуемого различные фотографии-изображения. Тест основан на предположении, что человек может быть описан в терминах восьми «систем потребностей» (предположительно отраженных на фотографиях), при этом выбор и отклонения субъекта указывают на степень силы или напряженности каждой потребности.
7. Аддитивные методики — методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории. К ним относятся проективные методики «Незаконченные предложения» (Sentence Completion Techniques) и проективные методики завершения историй (Story Completion Techniques).
Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к различным значимым для испытуемого людям, также они помогают выявлять значимые конфликты ы определенных сферах отношений с людьми (отношения с родителями, с друзьями и др.).
По сравнению с другими проективными методиками, методики дополнения накладывает гораздо больше ограничений на возможные ответы испытуемого, поскольку они уже имеют заданное начало, ограничивающее свободный ответ.
Примеры аддитивных методик:
• «Незаконченные предложения» — методики Дж. Роттера и Вилиермана, Д. Сакса (1950г.). Предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне…»,
«Думаю, что настоящий друг…» и т.п.
• Методики завершения историй — сказки Л. Дюсс-Дж. Десперт (Duss or Despert, 1940г.).
Среди аддитивных методик более широко распространены незаконченные предложения. Обычно они состоят из коротких фраз, которые испытуемый должен дополнить первыми словами, которые приходят на ум.
8. Рефрактивные методики (от лат. — refractus — преломленный, преломление) — изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса). графические пробы. В рефрактивных методиках испытуемые должны оценить какие-либо свои атрибуты, не зная, что оценивает самого себя, например, фотографии своих рук, образцы почерка, записи голоса.
Примеры рефрактивых методик:
• Тест Е. Мира-и-Лопеса
• Анализ почерка
Можно в целом отметить, что классификации проективных методов носит эмпирический характер, она сложилась исторически, по мере разработки тех или иных проективных методик и методических процедур их использования. В связи с этим, можно предполагать, что данная классификация является открытой и, возможно, будет дополнена другими видами методик проективного характера. Продолжается работа по изучению дополнительных свойств существующих проективных методик, которые проявляются в ходе их длительного применения. Практические психологи уточняют тестовые нормы для различных групп испытуемых, модифицируют процедуру применения методик, создают варианты экспрессдиагностики с помощью известных проективных методик.

Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Дайте определение проективных методов диагностики личности.
2. Кто впервые ввел в психодиагностику понятие «проективные методики»?
3. Назовите основные признаки проективных методик.
4. Какие особенности личности выявляются с помощью проективных методик?
5. В чем состоят преимущества проективных методик по сравнению с другими психодиагностическими методами?
6. Каковы недостатки и ограничения проективных методик?
7. Что является теоретической основой разработки проективных методик?
8. Какой метод считается первой проективной методикой?
9. На каких критериях основана классификация проективных методик?
10. Дайте характеристику основных видов проективных методик.

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ассоцианизм
2. Ассоциация
3. Бессознательное
4. Импрессия
5. Катарсис
6. Конституция
7. Проективная гипотеза
8. Проекция
9. Психоанализ
10. Психологическая защита
11. Рефракция
12. Экспрессия

Тематика докладов и рефератов:
1. Проективный подход в исследовании личности
2. Психологическая защита и ее функции
3. Психометрические свойства проективных методов
4. Особенности интерпретации результатов проективных методов
5. Конститутивные методики исследования личности
6. Конструктивные методики исследования личности
7. Катартические методики исследования личности
8. Импрессивные методики исследования личности
9. Аддитивные методики исследования личности
10. Рефрактивные методики

Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Тест Г. Роршаха и его модификации
2. Методика цветовых выборов М. Люшера
3. Проективные методики завершения историй

Решение тестовых заданий:
Задание 1
«Проективный» подход в диагностике личности представляет собой:
1. Глобальный подход к оценке личности
2. Детальный подход к оценке личности
3. Объективный подход к оценке личности
4. Теоретический подход к оценке личности
Задание 2
Характерными чертами проективных методик являются:
A) неопределенность стимулов
Б) широкий диапазон разнообразных решений испытуемого
B) разнообразие интерпретаций психодиагноста
Задание 3
Достоинства проективных методик заключаются в том, что они по сравнению с другими методами психодиагностики:
1. Более просты в интерпретации
2. Дают более объективные результаты
3. Занимают небольшое количество времени
4. Менее подвержены фальсификации ответов
Задание 4
Для проективных методов характерны:
1. Высокая надежность и высокая валидность
2. Невысокая надежность и высокая валидность
3. Высокая надежность и невысокая валидность
4. Невысокая надежность и невысокая валидность
Задание 5
Приведите в соответствие два ряда понятий:
1. Импрессивные методики исследования личности
2. Экспрессивные методики исследования личности
3. Аддитивные методики исследования личности
A. «Дом — Дерево — Человек»
B. Незаконченные предложения
C. Тест М. Люшера

Работа с текстом:
Анастази А., Урбина С. Вербальные методики. / В кн.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2007. — С. 465-467.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по проективным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по их видам, психометрическим свойствам.

Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Дайте сравнительный анализ проективной гипотезы и признаков проективных методик
2. Проанализируйте предпосылки возникновения проективных методов исследования личности
3. Дайте сравнительную характеристику достоинств и недостатков личностных опросников и проективных методов исследования личности
Работа с диагностической методикой:
Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и Д. Леви.
Цель методики: Методика предназначена для диагностики системы отношений личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.
Порядок работы с методикой:

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать проективную методику для магистерской диссертации и дать ее характеристику, определить ее вид и свойства.


Рекомендуемая литература по теме:
1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия «Учебники психотерапии» )
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
3. Гладкова О.В. Психодиагностика кризисных состояний графологическим методом. //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 5. С. 1.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности — СПб., 2003. —
5. Зонди Л. Экспериментальная диагностика побуждений. С приложением «Психодиагностических таблиц». — М.: Когито-Центр, 2013. — 288 с.
6. Люшер, М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. / М. Люшер. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. — 160 с.
7. Омельчанко Е.В. История применения проективного метода в практике отечественной психологической диагностики. //Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы. /Под ред. И.М. Ильичевой, Р.В. Ершовой. — 2009. С.135-145.
8. Проективная психология. /Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 528 с.
9. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов-адаптированный тест Сонди. / Л.Н. Соб- чик. — СПб.: Речь, 2002. — 123 с. — (Практикум по психодиагностике).
10. Харламенкова Н.Е. Решение исследовательских задач проективными методами. // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. Отв. редакторы: А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева. М.: 2009. С. 221-231.
11. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие. / Под ред. Е.Л. Солдатовой. — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. — 69 с. Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

Научный статус проективных методов

. 2000 ноябрь;1(2):27-66.

дои: 10.1111/1529-1006.002. Epub 2000 1 ноября.

С О Лилиенфельд 1 , Дж. М. Вуд 2 , H N Garb 3

Принадлежности

  • 1 Университет Эмори, Атланта, Джорджия [email protected]
  • 2 Техасский университет в Эль-Пасо, Эль-Пасо, Техас.
  • 3 Администрация по делам ветеранов Питтсбурга Система здравоохранения и Университет Питтсбурга, Питтсбург, Пенсильвания.
  • PMID: 26151980
  • DOI: 10.1111/1529-1006.002

С. О. Lilienfeld et al. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2000 ноябрь

. 2000 ноябрь;1(2):27-66.

дои: 10.1111/1529-1006.002. Epub 2000 1 ноября.

Авторы

С О Лилиенфельд 1 , Дж. М. Вуд 2 , H N Garb 3

Принадлежности

  • 1 Университет Эмори, Атланта, Джорджия [email protected] edu.
  • 2 Техасский университет в Эль-Пасо, Эль-Пасо, Техас.
  • 3 Администрация по делам ветеранов Питтсбурга Система здравоохранения и Университет Питтсбурга, Питтсбург, Пенсильвания.
  • PMID: 26151980
  • DOI: 10.1111/1529-1006.002

Абстрактный

Хотя проективные методы продолжают широко использоваться в клинических и судебно-медицинских учреждениях, их научный статус остается весьма спорным. В этой монографии мы рассматриваем текущее состояние литературы, касающееся психометрических свойств (нормы, надежность, валидность, добавочная валидность, терапевтическая полезность) трех основных проективных инструментов: теста чернильных пятен Роршаха, теста тематической апперцепции (ТАТ) и рисунков человеческих фигур. . Мы пришли к выводу, что существует эмпирическое подтверждение достоверности небольшого числа индексов, полученных из Роршаха и ТАТ. Однако существенное большинство индексов Роршаха и ТАТ не подтверждены эмпирически. Доказательства достоверности рисунков человеческих фигур еще более ограничены. За некоторыми исключениями, проективные индексы не всегда демонстрировали возрастающую достоверность по сравнению с другими психометрическими данными. Кроме того, мы суммируем результаты нового метаанализа, предназначенного для изучения способности этих трех инструментов выявлять сексуальное насилие над детьми. Хотя некоторые проективные инструменты были лучше, чем шанс, для выявления сексуального насилия над детьми, практически не было повторных результатов в независимых следственных группах. Этот метаанализ также предоставляет первые четкие доказательства существенных эффектов ящика для файлов в проективной литературе, поскольку размеры эффекта из опубликованных исследований заметно превышают таковые из неопубликованных исследований. В заключение мы даем рекомендации относительно (а) построения проективных техник с адекватной валидностью, (б) криминалистического и клинического использования проективных техник и (в) обучения и обучения будущих психологов относительно проективных техник.

© 2000 Ассоциация психологических наук.

Похожие статьи

  • Критика работы Лилиенфельда и др. (2000) «Научный статус проективных методов».

    Хиббард С. Хиббард С. J Pers Ass. 2003 г., июнь; 80 (3): 260–71. doi: 10.1207/S15327752JPA8003_05. J Pers Ass. 2003. PMID: 12763700

  • Метаанализ исследований, оценивающих эффективность проективных методов в различении сексуального насилия над детьми.

    Вест ММ. Запад ММ. Жестокое обращение с детьми Негл. 1998 ноябрь; 22 (11): 1151-66. doi: 10.1016/s0145-2134(98)00086-6. Жестокое обращение с детьми Негл. 1998. PMID: 9827319

  • Применение методов проективного оценивания в педиатрических исследованиях.

    Плакат ЕС. Плакат ЕС. J Педиатр Нурс. 1989 февраля; 4(1):26-35. J Педиатр Нурс. 1989. PMID: 2646424 Обзор.

  • Проективные техники и выявление сексуального насилия над детьми.

    Garb HN, Wood JM, Nezworski MT. Гарб HN и др. Жестокое обращение с детьми. 2000 г., май; 5(2):161-8. дои: 10.1177/1077559500005002007. Жестокое обращение с детьми. 2000. PMID: 11232088

  • Использование проективных методов в педиатрических сестринских исследованиях с 1984 по 1993 год.

    Беллак Дж. П., Флеминг Дж. В. Беллак Дж. П. и соавт. J Педиатр Нурс. 1996 февраль; 11(1):10-28. doi: 10.1016/S0882-5963(96)80034-0. J Педиатр Нурс. 1996. PMID: 8867218 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Критический обзор использования теста Роршаха в европейских судах.

    Арех И., Веркампт Ф., Аллан А. Арех I и др. Психиатр Психологический Закон. 2021 26 мая; 29(2):183-205. дои: 10.1080/13218719.2021.1894260. Электронная коллекция 2022. Психиатр Психологический Закон. 2021. PMID: 35755154 Бесплатная статья ЧВК.

  • Можно ли управлять тестом Роршаха удаленно? Обзор вариантов и пилотное исследование с использованием недавно разработанного приложения R-PAS.

    Алес Ф., Мейер Г.Дж., Михура Д.Л., Лойя А.С., Паскуалини С., Зеннаро А., Джиромини Л. Алес Ф. и др. Психологическое право. 2022 март 16:1-17. дои: 10.1007/s12207-022-09447-з. Онлайн перед печатью. Психологическое право. 2022. PMID: 35308458 Бесплатная статья ЧВК.

  • Достоверность метода чернильных пятен Хольцмана: новые индексы.

    Доу Дж., Хокинс И. Р., Лауриола М., Лейхсенринг Ф., Пеццути Л. Доу Дж. и др. Фронт Псих. 2021 22 сент.; 12:621669. doi: 10.3389/fpsyg.2021.621669. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34630193 Бесплатная статья ЧВК.

  • Достоверность «Нарисуй человека: система количественной оценки» (DAP: QSS) для клинической оценки интеллекта.

    Тронконе А. , Кьянезе А., Ди Лева А., Грассо М., Касселла К. Тронконе А. и др. Детская психиатрия Хум Дев. 2021 авг; 52 (4): 728-738. doi: 10.1007/s10578-020-01058-6. Epub 2020 12 сентября. Детская психиатрия Хум Дев. 2021. PMID: 32918649 Бесплатная статья ЧВК.

  • Толерантность к фрустрации и черты личности у пациентов с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ.

    Рамирес-Кастильо Д., Гарсия-Рода К., Гуэль Ф., Фернандес-Монтальво Х., Бернасер Х., Морон И. Рамирес-Кастильо Д. и др. Фронтовая психиатрия. 2019 14 июня; 10:421. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00421. Электронная коллекция 2019. Фронтовая психиатрия. 2019. PMID: 31258496 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Проективные тесты личности в популярной психологии

В проективном тесте экзаменатор предъявляет неструктурированные, расплывчатые или двусмысленные стимулы (например, чернильные пятна теста Роршаха), полагая, что ответы на тест представляют собой откровения о бессознательных психических процессах. ответчика. По состоянию на середину 1990-х пять из пятнадцати наиболее часто используемых психологических тестов были проективными методами. Это несколько удивительно, учитывая, что психоаналитический подход, на котором основаны тесты, уже более пятидесяти лет не пользуется популярностью в основном направлении американской психологии, однако тесты требуют именно такого подхода к подсчету и интерпретации. Популярность тестов еще более удивительна, учитывая отсутствие веских доказательств того, что они вообще способны предоставить какую-либо полезную диагностическую информацию, наряду с существенным объемом доказательств, указывающих на то, что тесты не являются надежными и валидными — это иногда называют «проективный парадокс». Валидность — это степень, в которой тест фактически измеряет то, что он должен измерять, а также его способность предсказывать поведение. Надежность просто относится к степени, в которой человек, проходящий один и тот же тест более одного раза, будет каждый раз получать одинаковые результаты, а также к степени, в которой тест будет давать одинаковые результаты независимо от того, кто его оценивает.

Безусловно, самым известным проективным тестом является тест Роршаха, введенный в 1920-х годах швейцарским психиатром Германом Роршахом, в котором людей просят описать то, что они видят, с помощью серии из десяти чернильных пятен. Это, безусловно, самая популярная проективная техника, даже сейчас ее ежегодно используют многие сотни тысяч людей. Он подвергся резкой критике еще в 1950-х годах из-за отсутствия стандартизированных процедур и норм — усредненных результатов репрезентативной выборки населения, используемых в качестве точки отсчета. Без них невозможно определить, являются ли результаты человека «нормальными» или нет. Стандартизация важна, потому что, казалось бы, незначительные различия в том, как проводится тест, могут сильно повлиять на реакцию человека.

С 1970-х годов пользователи Роршаха чувствовали себя защищенными от такой критики Комплексной системой Джона Экснера, которая предоставляет подробные процедуры стандартизированного проведения теста, а также нормы как для детей, так и для взрослых. К сожалению, тест по-прежнему имеет серьезные проблемы с надежностью и валидностью, в основном из-за продолжающегося субъективного характера многих критериев оценки. Человек, оценивающий тест, оценивает ответы испытуемого по более чем 100 характеристикам, включая такие вещи, как то, описал ли человек пятно целиком или только его части, был ли ответ типичным или

Тест Роршаха состоит из симметричных чернильных пятен, подобных показанному здесь, который был создан автором (фактические стимулы Роршаха не могут быть воспроизведены). Фото автора. необычным, независимо от того, была ли реакция основана на форме или цвете, или на том и другом, сосредоточился ли человек на темных участках или на белых участках и на многих других деталях. В результате два хорошо подготовленных экзаменатора могут прийти к совершенно разным интерпретациям ответов одного и того же человека.

Результатом такой ненадежности является замечательная невалидность. Тест Роршаха весьма неэффективен в качестве диагностического инструмента для большинства психических состояний, за исключением, возможно, шизофрении и других нарушений мышления, и даже в этом случае данные неоднозначны. Однако утверждения некоторых сторонников Роршаха о том, что этот метод может надежно выявлять депрессию, тревожные расстройства, сексуальное насилие у детей, антисоциальное расстройство личности, склонность к насилию, импульсивность и преступное поведение, совершенно ложны. Кроме того, существующие нормы теста не являются репрезентативными для населения США, и их использование приводит к существенному завышению оценки дезадаптации. В одном калифорнийском исследовании доноров крови, например, согласно шкале Роршаха, у каждого шестого была шизофрения.

Тест также очень чувствителен к подделке, что является важным фактором для теста, который так часто используется в качестве доказательства в суде. Типично исследование 1980 года: результаты теста Роршаха от двадцати четырех человек были представлены группе экспертов для постановки диагноза. На самом деле профили были составлены из следующих четырех групп: шесть настоящих психически больных с диагнозом параноидальная шизофрения, шесть «неосведомленных» мошенников, которым было поручено попытаться имитировать ответы параноидального шизофреника, шесть «осведомленных» мошенников, прослушавших подробную запись о сначала шизофрения, и шесть нормальных контрольных субъектов, которые просто прошли тест в стандартных условиях. Каждый испытуемый оценивался от шести до девяти судей. Информированные мошенники были диагностированы как психотики в 72 процентах случаев, по сравнению с только 48 процентами для настоящих психотиков. Неосведомленным мошенникам также диагностировали психоз почти в половине случаев, и даже нормальным контрольным группам диагноз был поставлен в 24 процентах случаев.

Надежность и валидность других проективных тестов также вызывают серьезные сомнения. Тематический апперцептивный тест (ТАТ), используемый почти так же широко, как тест Роршаха, не имеет ни стандартизированных процедур проведения, ни установленной процедуры подсчета баллов. В ТАТ респондентам показывают серию неоднозначных сцен, нарисованных на больших карточках. По каждой картинке респондент должен составить рассказ. Одна карта доводит проективный подход до крайности: она полностью пуста. Отдельные врачи выбирают количество отображаемых карточек, до тридцати одной, а также то, какие именно карточки используются. Хотя для ТАТ было создано множество стандартизированных систем оценки, опрос североамериканских психологов, практикующих в судах по делам несовершеннолетних и семейных судах, показал, что только 3% использовали какую-либо из них. Исследования показывают, что их использование не поможет в любом случае. Системы демонстрируют низкую надежность и неспособны отличить нормальных людей от людей, страдающих психозом или депрессией. Кроме того, эти системы подсчета очков не предусматривают никаких норм.

Третий широко используемый проективный подход, опять же в основном в судах, требует от человека нарисовать картинку. Наиболее широко используемый тест на рисование — это довольно понятный тест «Нарисуй человека». Интерпретация осуществляется в так называемой «клинико-интуитивной» манере, основанной на «признаках» (особенностях тела или одежды, например), обычно руководствуясь довольно предварительными психодинамически обоснованными гипотезами. Большие глаза могут указывать на паранойю, а длинные галстуки могут свидетельствовать, например, о сексуальной агрессии. Дом без окон может указывать на то, что вы чувствуете себя в ловушке. Человек, чьи гениталии, руки, колени или другие особенности, в зависимости от используемого руководства по интерпретации, хорошо видны, может указывать на наличие в анамнезе сексуального насилия или латентного гомосексуализма. Однако нет никаких доказательств, подтверждающих обоснованность этого подхода. Иными словами, у клиницистов нет никаких оснований полагать, что какие-либо конкретные признаки указывают на какую-либо конкретную проблему, кроме их собственных предубеждений и предубеждений тех, кто их обучал. Кроме того, исследования показывают, что клиницисты часто приписывают психические заболевания многим нормальным людям, которые просто не очень хорошо рисуют.

На данный момент ясно, что проективные тесты не соответствуют даже самым элементарным стандартам надежности и достоверности. На самом деле, недавний обзор проективных тестов, проведенный по заказу Американского психологического общества (APS), пришел к выводу, что, «как обычно, тесты Роршаха, ТАТ и рисунки человеческих фигур полезны только в очень ограниченных обстоятельствах» (выделено автором). Учитывая это, как мы должны интерпретировать проективный парадокс? Почему они до сих пор остаются одними из самых популярных тестов? Из различных возможных объяснений два кажутся здесь особенно важными. Как человеческие существа, клиницисты, как и все остальные, подвержены предвзятости подтверждения или склонности принимать во внимание данные, подтверждающие их собственные убеждения и ожидания, и не принимать во внимание доказательства, которые этого не делают. Клиницист, который считает, что большие глаза указывают на паранойю, например, будет придавать большое значение одному клиенту, который нарисовал большие глаза и на самом деле был параноиком, оставаясь равнодушным (и, возможно, даже не замечая) множества изображений с большими глазами, нарисованных клиентами. которые не были параноиками.

Второй, более положительной возможностью для рассмотрения является тот факт, что многие клиницисты, использующие проективные методы, используют их вовсе не как тесты или диагностические инструменты, а скорее как вспомогательные инструменты в клинических интервью. Они помогают клиницисту формировать первоначальные предварительные гипотезы о клиенте, которые можно проверить путем более тщательного изучения с использованием лучших инструментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *