Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто циник: кто это? Типы циников, примеры, цитаты

Содержание

Кто такой циник и что такое цинизм. Киники и Диоген

Автор:

Ньютон

21 января 2019 12:58

Метки: знания   значение слов   русский язык   

Чему учили древнегреческие киники — «собачьи философы»? Почему кинизм со временем превратился в цинизм? Кого сегодня называют циником. Цинизм — это хорошо или плохо? Что такое «здоровый цинизм»? Синонимы к словам «циник» и «цинизм». Примеры употребления из русской литературы.

Источник:

Цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали. Циник — это человек, открыто демонстрирующий презрение к общепринятым ценностям и нравам.

Обычно слово «циник» употребляется в отрицательном смысле (например: «Как можно? Этот циник насмехается над гибелью людей»).

И все же иногда им бравируют те, кто не признает авторитетов и условностей. Словосочетание «здоровый цинизм» употребляют как синоним здравомыслия, рассудительности, нонконформизма.

Синонимы к словам «цинизм» и «циник»

Синонимы к слову «цинизм» — бесстыдство, наглость, безнравственность, беспардонность, нигилизм, нахальство, распущенность, грубость, непристойность, аморализм.

Синонимы к слову «циник» — бесстыдник, наглец, нигилист, грубиян, нахал, аморальный человек.

Откуда взялось слово «цинизм»?

Изначально кинизм (κυνισμός) — учение античных философов-киников. В латинском варианте звук «к» превратился в «ц» — кинизм стал цинизмом (cynismus).

Основателем школы киников считается философ Антисфен, ученик Сократа. Слово киник происходит от греческого слова кион (κύων) — собака. Это связано с тем, что Антисфен призывал своих последователей жить «подобно собакам»: скромно и самодостаточно, отрицая условности, быть бесстрашным и верным своему идеалу.

Киники выступали против абстрактных идеалов, призывая проявлять добродетель конкретными поступками. Мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели, учил Антисфен.

Самый знаменитый киник — аскет Диоген Синопский, известный любому школьнику тем, что жил в бочке (по греческим источникам — в пифосе). Диоген эпатировал жителей Афин, насмехаясь над религиозными обрядами и двуличием политиков. Он вел себя вызывающе, подобно юродивому. Например, прилюдно занимался мастурбацией, объясняя это так: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!»

Отказ от материальных благ, по мысли киников, дает человеку свободу. Как-то Диоген мыл у ручья коренья себе для еды. Философ Аристипп увидел это и сказал: «Умел бы ты водиться с тиранами — не пришлось бы тебе мыть коренья». Диоген ответил на это: «Умел бы ты мыть коренья — не пришлось бы тебе водиться с тиранами».

Александр Македонский перед Диогеном. Картина Ивана Тупылева. 1787 год. По легенде, царь-завоеватель пообещал исполнить любое желание Диогена. «Отойди и не загораживай мне солнце», — попросил философ.

Уже при Антисфене и Диогене многие греки высмеивали эпатажное поведение и маргинальность киников. А по прошествии веков слово «циник» сохранило лишь переносное значение — им стали называть всех, кто открыто бросает вызов общепринятым нормам.

Примеры употребления слов «циник» и «цинизм»

И самый великий, самый несомненный подлец никогда еще не доходил до такого цинизма, чтоб всенародно признавать себя за подлеца и гордиться этим званием.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сатиры в прозе» (1859-1862)

Вы правы, но вы грубый циник, вы унизительно думаете о природе человеческой.
Ф.М. Достоевский. «Бесы» (1871-1872)

Фельдшер — циник и сквернослов. Он ни во что на свете не верит и всех людей считает большими подлецами.
А.И. Куприн. «Мелюзга» (1907)

Если бы кто-нибудь подслушал иные из его о своих якобы похождениях с женщинами, то, конечно, пришел бы в ужас от его спокойного цинизма этого гимназиста.
В.Г. Короленко. «История моего современника» (1910)

Маяковский останется в истории литературы большевистских лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь…
И.А. Бунин. «Маяковский» (1950)

Ты — умная, молодая, красивая. Я — истаскавшийся циник. Я недавно изменил тебе.

А. Слаповский. «Висельник» (1994)

Ссылки по теме:

  • В Санкт-Петербурге яжематери подрались из-за качелей на детской площадке
  • Капитан Джек Котофей
  • В Дзержинске выброшенный из окна телевизор упал на женщину
  • Сладкая кошачья месть
  • Крыса научилась разряжать мышеловку

Метки: знания   значение слов   русский язык   

Новости партнёров

Циник, цинизм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:25

Фильм «Непристойное предложение»

​​​​​​​Цинизм — личностная (иногда шире — жизненная) позиция, выражающая демонстративное пренебрежение к принятым нормам и традициям, мешающим решению прагматических задач и/или малопригодных в практическом смысле.

Типы Циников

Черный юмор

Человек, любимый анекдот которого относится к разряду: «Чтобы решить две глобальные проблемы в мире, нужно бездомных скормить голодным». В машине он кричит: «Дави!!! Kill!!! Kill!!!» на каждого прохожего и записывает на видео все серии «South Park» (они убили Кенни!!!). Да, перед вами циник. И хотя это самая безобидная форма цинизма, она способна обидеть любую чувствительную натуру. В конце концов, ему жаль маленького бездомного котенка, и он уважает старость. Кровожадные шутки для него просто шутки. Он не смешивает настоящую жизнь с выдуманной. Одно дело «отрежем, отрежем Мересьеву ноги, хахаха», другое дело, что нужно подать калеке в метро. Без тени улыбки.

Чего следует опасаться. Вас могут счесть грубым и циничным. Не стоит переходить границ и навязывать свой юмор окружающим. Если твою гениальную шутку не понимают, не нужно многократно повторять ее или обижаться. Лучше извиниться и улыбнуться самому себе. Или рассказать ее кому-нибудь понимающему.

Черный юмор – целое искусство. И вопреки мнению многих, чтобы им овладеть, нужно быть не просто нравственным, а чрезвычайно нравственным человеком. Иначе легко перейти границу общедозволенного, когда шутки превращаются в злорадные, а вы сами попадаете в группу «Злостный вредитель» (см. ниже).

Здоровый циник
Курс Н.И. КОЗЛОВА «МАСТЕРСТВО ОСМЫСЛЕННОЙ РЕЧИ»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>

Вы игнорируете лотереи, вас не трогает Интернет-рассылка о закрытии приюта для животных, а цыган и цыганят вы обходите стороной. Уж слишком много вокруг уловок, использующих благородные чувства. А вы не позволите, чтобы кто-то поживился за ваш счет. Никто не придерется к вашему поведению и не посмеет назвать вас циником. А все-таки равнодушие к окружающим – это именно цинизм.

Хоть и вынужденный. Вы никогда не подадите старушке, так как уверенны – все попрошайки относятся к сети московской мафии, но вы готовы помочь этой же старушке подняться по лестнице. Ваше недоверчивое отношение к миру компенсируется добротой душевной. Одно дело, когда вас хотят использовать, другое – когда вы идете на это сами.

Чего следует опасаться. От разумного цинизма до трусливого эгоизма – рукой подать. Например, в Нью-Йорке, если на улице человеку станет плохо, коренные жители ни за что к нему не подойдут. Это элементарный закон выживания. Однако он работает, что становится уже не важно, кто нуждается в помощи – подозрительный бродяга или бабуля-божий одуванчик. Иногда стоит поступиться собой.

Анти-лирик

Вы раз и навсегда уяснили, что находитесь где-то в промежутке между:»Вы такой не романтичный!» и «фу, до чего вы циничный!». Только это не правда. Если вас выводят из себя притворные приветственные поцелуи и сердечки на День св. Валентина, это не значит, что вы бесчувственны.

Просто ваши представления о настоящей романтике идут дальше пошлого букета красных роз. Максималистский склад характера не такая уж редкость. Нетерпимость к фальши и склонность к крайностям чаще всего проходят с возрастом, хотя и формируют вкусы. А пока ваш презрительный цинизм – просто знак протеста против обыденности и навязываемых стереотипов.

Чего опасаться. Замкнуться на себе или все-таки начать вредительствовать. Естественно, что когда многого ждешь и мало получаешь, часто хочется злиться на весь мир. Но это не продуктивно. Лучше искать красоту во всем вокруг, а не выискивать с болезненным упорством несовершенства окружающего мира.

Материалист без воображения

Циник не от ума, а от природы. Это тот случай, когда разум развит больше чем эмоции. Это даже в чем-то неплохо. Вам не грозит страдать от неразделенной любви. Однажды поняв, что этот человек не про вас, вы тут же бросите этот вариант и начнете рассматривать другие. Внезапно обрушившаяся неприятность не выбьет вас из колеи. Вы сразу, засучив рукава, возьметесь за решение. И все-таки многое в этой жизни проходит мимо вас. В кино, вместо того чтобы наслаждаться впечатлениями, вы оцениваете игру актеров и высчитываете количество глицерина в их слезах. Наблюдая чей-то счастливый роман, надолго ли хватит гормонов. И вы не верите в бескорыстность, опираясь на теорию: если кто-то делает кому-то хорошо, то только затем, чтобы получить удовольствие от его благодарности или чтобы возвыситься в собственных глазах. Сопереживать вы не умеете: либо действуете, не тратя времени на сопли, либо самонейтрализуетесь. Вы холодны и всегда знаете, что вам нужно.

Чего опасаться. Вам грозит остаться без простых человеческих отношений в жизни. Только при деловых. Если ничто в характере не сглаживает вашего материализма, вас просто будут бояться. А прямодушие может вылиться в нетактичность. Вы самодостаточны и у вас нет слабых мест, а дружба требует равенства.

Злостный вредитель

Это то состояние, к которому приходят все циники, которые не сумели однажды остановиться. Это уже состояние души и стиль жизни. Плевать на чужие радости, злорадствовать, отворачиваться от нищих духом и материально. Цинизм обрастает кучей пороков и недостатков. А, в общем-то, это глубоко несчастные люди. Ну, убийство вам не по плечу. Разбой с насилием тоже не для вас. Но вот изводить кого-нибудь безобидного – самый лучший размерчик. Хотя если не подходить к вам близко, то вы просто будете портить общий пейзаж.

Чего опасаться. Одинокой смерти в своей постели с диагнозом «разлитие желчи по организму». И даже воды никто не подаст.

  • Личностная позиция
  • Жизненные позиции и стратегии
  • Курс — Мастерство осмысленной речи

Комментарии (12):

Ирина, 07 сентября 2015 г., 13:38

Насчет Нью-Йорка не согласна. Скорее у нас не подойдут.

Евгений, 18 января 2016 г., 13:58

Выходит, цинизм — материя тонкая и должна быть хорошо сбалансированной, как содержание кальция в организме:).

2

ответа

Гость, 19 мая 2016 г. , 21:38

Я вижу, что вы, приятель, здоровый циник )

Гость, 06 ноября 2017 г., 13:27

Да, я циник. И если женщина заговорила о любви и совместной жизни, то я понимаю, что в будущем будет раздел совместно нажитого имущества, который создавал я. А для нее это бизнес по-женски.

2

ответа

Гость, 28 ноября 2017 г., 02:25

А вы не думали,что жена может оказаться более успешной и гораздо богаче вас, и например совместно нажитое имущество будет в большей части ее? И что тогда?

3

ответа

Гость, 09 декабря 2017 г., 00:49

//А вы не думали Нет, он о таком не думал, по той простой причине, что не считает, что такая женщина может счесть его мужчиной, достойным ее внимания. Он считает себя настолько плохим, что даже менее успешная, но просто порядочная женщина никогда с таким, как он, не свяжется. Значит, у него остается выбор только из стервятниц той или иной степени стервятности))

Гость, 17 апреля 2018 г. , 18:06

Тогда это лотерея;)

Гость, 18 мая 2020 г., 20:39

А почему нажитое имущество в болей части ее? Совместно нажитое имущество считается даже когда один из супругов не работает, а другой все зарабатывает и делиться пополам. Мужчина больше зарабатывает, все делиться поровну, ведь женщина тоже делала свой вклад в семью. Женщина зарабатывала больше, делиться все пополам, ведь мужчина тоже делал свой вклад в семью. Тут успешность не при чем, исключение если супруги договорятся без суда, например ему больше нужна машина, а ей дача.

Гость, 16 октября 2019 г., 12:57

ООООО да, тоже самое я думаю в первую очередь в отношениях.

Лилия, 15 февраля 2016 г., 12:20

Благодарю. Всё ясно и понятно.

Гость, 16 октября 2019 г., 12:59

Я скорее Материалист без воображения и Здоровый циник с Черным юмором.

Гость, 12 сентября 2020 г., 00:50

Равнодушие = смерть души. Просто тело с мозгом. Врагу не пожелаешь.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Идеализм

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Оптимизм

Слепой оптимизм — верит, не смотря на реальность и реальностью не занимаясь. Реалистичный оптимист стоит на почве реальности, преодолевает трудности — и все таки верит в лучшее

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Пессимизм

Человека, которой склоннен к преимущественно пессимистичким взглядам и оценкам, называют пессимистом

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Прагматизм

Прагматизм — взгляд, согласно которому все определяется жизненной полезностью, практически полезными результатами, в этом смысле — практикой. Практика, и ничего кроме практики — критерий истины и смысловой значимости. В приложении к морали, прагматизм это безразличие к моральной стоимости получения результата: «Цель оправдывает средства».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Реализм

Реализм — умение и привычка быть (оставаться) в реальности, а не в переживаниях, мечтах или сказках. Реализм — проявление третьей позиции восприятия.

0Подробнее

Циники | Интернет-энциклопедия философии

Цинизм берет свое начало в философских школах Древней Греции, претендующих на сократовское происхождение. Однако называть циников «школой» сразу же возникает проблема для такой нетрадиционной и антитеоретической группы. Их основные интересы носят этический характер, но они воспринимают этику скорее как образ жизни, чем как доктрину, нуждающуюся в объяснении. Таким образом, askēsis — греческое слово, означающее своего рода тренировку себя или практику — является фундаментальным. Циники, как и последовавшие за ними стоики, характеризуют кинический образ жизни как «кратчайший путь к добродетели» (см. Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 104 и книга 7, глава 122). Хотя они часто предполагают, что открыли кратчайший и, может быть, вернейший путь к добродетельной жизни, но признают трудность этого пути.

Пестрота образа жизни Циников создает определенные проблемы. Триумф циника как философского и литературного персонажа усложняет обсуждение исторических личностей, что еще более усугубляется отсутствием источников. Свидетельства о киниках ограничиваются изречениями, афоризмами и древними слухами; ни один из многих текстов циников не сохранился. Традиция записывает принципы цинизма через их жизнь. Именно благодаря их практикам, самости и жизни, которую они культивировали, мы познаем конкретного циника 9.0003 Этос .

Содержание

  1. История названия
  2. Главные фигуры и родословная циников
  3. Циничная этика
    1. Жизнь в согласии с природой и против условностей
      1. Свобода и Парресия
      2. Обучение и стойкость
  4. Космополитизм
  5. Наследие Циника
  6. Ссылки и дополнительная литература

1. История названия

Происхождение имени киников kunikos , греческого слова, означающего «собачий», является предметом разногласий. Две конкурирующие истории объясняют источник имени с помощью фигуры Антисфена (которого Диоген Лаэртский неоднозначно идентифицирует как оригинального Циника), а в третьем объяснении используется фигура Диогена Синопского. Во-первых, Антисфен, как говорят, учил в Cynosarges , что является греческим словом, которое может означать «Белая собака», «Быстрая собака» или даже «Собачье мясо». Киносарги — гимнастический зал и храм афинян нотои . «Нотой» — это термин, обозначающий человека, лишенного афинского гражданства из-за того, что он родился от раба, иностранца или проститутки; можно также быть nothoi , если родители были гражданами, но не состояли в законном браке. Согласно первому объяснению, термин «циник» происходит от места, где основатель движения поклонялся, упражнялся и, что наиболее важно, читал лекции. Такое происхождение вызывает подозрения, поскольку более поздние авторы могли создать эту историю по аналогии с тем, как термин «стоик» пришел из 9-го века. 0003 Stoa Poikilē , в котором преподавал Зенон из Китиума. Хотя ничто бесспорно не связывает Антисфена или любого другого киника с киносаргами, Антисфен был нотосом , а храм использовался для поклонения Гераклу, высшему герою-цинику.

Второе возможное происхождение происходит от предполагаемого прозвища Антисфена Haplokuōn , слова, которое, вероятно, означает собаку «чистая и простая» и предположительно относится к его образу жизни. Хотя Антисфен был известен определенной грубостью и неотесанностью, что могло привести к такому прозвищу, более поздние авторы, включая Элиана, Эпиктета и Стобея, идентифицируют его как kuōn , или собака, его современники, такие как Платон и Ксенофонт, не называют его таковым. Этот недостаток придает некоторую достоверность представлению о том, что термин kunikos был применен к Антисфену посмертно и только после того, как на сцену вышел Диоген Синопский, более прославленный философ-собака.

Если Антисфен не был первым циником по имени, то происхождение этого названия принадлежит Диогену Синопскому, человеку, хорошо известному своим собачьим поведением. Таким образом, этот термин мог начаться как оскорбление, относящееся к стилю жизни Диогена, особенно к его склонности выполнять все свои действия публично. Бесстыдство, позволившее Диогену использовать любое пространство для любых целей, было первичным в изобретении «Диогена-собаки».

Точный источник термина «циник», однако, менее важен, чем искреннее его использование. Первые киники, наиболее отчетливо начавшие с Диогена Синопского, приняли свой титул: они лаяли на тех, кто им не нравился, пренебрегали афинским этикетом и жили природой. Другими словами, то, что могло возникнуть как пренебрежительный ярлык, стало обозначением философского призвания.

Наконец, поскольку цинизм обозначает образ жизни, неверно приравнивать цинизм к другим школам того времени. У циников не было определенного места, где они встречались и беседовали, например, в саду, лицее или академии; для Диогена и Кратеса улицы Афин служат местом как для их обучения, так и для их обучения. Более того, циники пренебрегают и очень часто высмеивают спекулятивную философию. Особенно резко они критикуют догматическую мысль, теории, которые они считают бесполезными, и метафизические сущности.

2. Главные фигуры и родословная циников

Главные фигуры кинизма образуют центральные точки в родословной, восходящей к Антисфену, товарищу Сократа и главному собеседнику в сократовских диалогах Ксенофонта (см., в частности, его Memorabilia и Symposium ), через своего ученика Диогена Синопского к ученику Диогена Кратесу, а от Кратеса — к Гиппархии Маронейской, первой известной женщине-кинику-философу, и к Зенону Китионскому, основателю стоицизма.

Некоторые другие среди наиболее известных циников включают Метрокла из Маронеи, брата Гиппархии и ученика Кратеса, Мениппа, Демонакса Кипра, Биона Борисфена и Телеса. Мыслители, находящиеся под сильным влиянием киников, включают Зенона из Кития, Клеанфа из Ассоса, Аристо из Хиоса, Мусония Руфа, Эпиктета, Диона Златоуста и императора Юлиана.

Школы Сократа, как правило, ведут свое происхождение непосредственно от Сократа, и киники не являются исключением. Таким образом, историческая достоверность этой наследственности сомнительна. Тем не менее он точно отслеживает своего рода интеллектуальную передачу, которая начинается с Антисфена и передается Диогену, Кратесу и Зенону. Циники, похоже, дожили до третьего века нашей эры; две речи Юлиана 361 г. н. э. унижают циников его времени за отсутствие аскетизма и стойкости «настоящих» циников. Как «школа» мысли цинизм заканчивается в шестом веке нашей эры, но его наследие сохраняется как в философии, так и в литературе.

3. Этика циников

Прежде всего для понимания кинической концепции этики является то, что добродетель — это жизнь, живущая в согласии с природой. Природа предлагает яснейшее указание, как жить хорошей жизнью, которая характеризуется разумом, самодостаточностью и свободой. Однако социальные условности могут мешать хорошей жизни, ставя под угрозу свободу и устанавливая кодекс поведения, противоречащий природе и разуму. Соглашения по своей сути не плохи; однако для Циника условности часто абсурдны и достойны насмешек. Циники высмеивают внимание, уделяемое Олимпийским играм, «крупным ворам», управляющим храмами и похищающим «маленьких воров», которые воруют у них, политикам и философам, посещающим их дворы, моде и молитвам за такие вещи, как слава и богатство.

Только после того, как человек освободился от ограничений, препятствующих этической жизни, можно сказать, что он действительно свободен. Таким образом, циники защищают askēsis , или практику, а не теорию как средство освободиться от условностей, способствовать самодостаточности и жить в согласии с природой. Такой askēsis приводит Циника к жизни в нищете, к лишениям и тяжелому труду и позволяет Цинику свободно говорить о глупом и часто порочном образе жизни его или ее современников. Циники последовательно подрывают самые священные принципы афинской культуры, но делают это ради замены их принципами, согласующимися с разумом, природой и добродетелью.

а. Жизнь в согласии с природой и противоположные условности

Хотя императив жить в согласии с природой правильно ассоциируется со стоицизмом, стоики следуют примеру киников. Диоген Синопский горячо отвергает nomos , или условность, показывая произвольный и часто забавный характер афинских социальных, религиозных и политических нравов и попирая авторитет религиозных и политических лидеров. В основе этого лежит переопределение того, что достойно стыда. Тело Диогена беспорядочно, это источник великого стыда у афинян и вместилище принципа бесстыдства у киников.

Диоген использует свое тело, чтобы разрушить традиционную ассоциацию приличия с добром. Он нарушает этикет, публично выполняя действия, которые афинянин обычно выполняет наедине. Например, он ест, пьет и мастурбирует на рынке и высмеивает чувство стыда, когда чье-то тело непослушное или неуклюжее. Это не значит, однако, что нет ничего, за что человек должен испытывать стыд. Например, в «Жизнеописаниях выдающихся философов» находим такой анекдот: «Увидев дурака, настраивающего гусли, «не совестно ли тебе, — сказал он, — давать этому дереву созвучные звуки, а душу свою не созвучишь с твоей жизнью?» Тому, кто протестовал: «Я не годен для изучения философии», Диоген сказал: «Зачем тогда жить, если ты не хочешь жить хорошо?» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 65; Р. Д. Хикс) перевод изменен для этой статьи.)

Как предполагает переоценка стыда Диогеном, циники не являются релятивистами. Природа заменяет условность в качестве стандарта для суждения. Циники верят, что хорошо жить можно благодаря природе, а не традиционным средствам, таким как этикет или религия. Читается, что Диоген Синопский «упрекал людей вообще в отношении их молитв, заявляя, что они просят о том, что им кажется хорошим, а не о том, что действительно хорошо» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 43). Это схватывает суть цинического представления о жизни в согласии с природой и вопреки условностям. Молитва о богатстве, славе или любых других атрибутах условности заставляет человека думать, что это хорошо, — это ошибочное предприятие. Жизнь, данная природой, полна советов, как прожить ее лучше всего; но люди заблуждаются, стыдясь мелочей и стремясь к предметам, которые не важны. Следовательно, их свобода ограничена условностью.

и.
Свобода и Парресия

Циники явно отдают предпочтение свободе, но не только в личном смысле как своего рода негативной свободе. Вместо этого свобода отстаивается в трех родственных формах: eleutheria , свобода или свобода, autarkeia , самодостаточность, и parrēsia , свобода слова или откровенность. Их концепция свободы имеет некоторые общие аспекты с другими древними школами; понятие автономии, вытекающее из императива господства разума над страстями, встречается в этике многих классических и эллинистических мыслителей. Однако специфически циническое чувство свободы проявляется в парресия .

Элементом parrēsia, , который можно упустить из виду, когда он определяется как свободная или откровенная речь, является риск, который сопровождает такую ​​свободную и откровенную речь. Легендарные примеры бесстрашной свободы слова киника встречаются в диалогах Диогена Синопского с Александром Македонским. Одним из таких примеров является следующий: «Когда он загорал в Краниуме, подошел Александр, встал над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь», на что он ответил: «Отойди от моего света»» ( Диоген Лаэртский, 9 лет0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 28). В другом месте Александр объявляет о своем звании Диогену Синопскому, говоря: «Я — царь Александр Великий». Диоген отвечает своим рангом: «Я Диоген Циник», то есть «Диоген Пес» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 60).

Приведенные выше примеры демонстрируют уникальное сочетание юмора, бесстрашной правды и политической подрывной деятельности, которое отличает образ жизни циников. За некоторыми примечательными исключениями, философов древности можно встретить в то или иное время в обществе правителей (Платон, Эсхин и Аристипп — все они присутствовали при дворе Дионисия, Ксенофонт тесно связан с Киром, Аристотель — с македонской правящей семьей). , и так далее). Однако циники считали обязательным избегать таких контактов. Циники стремятся к самодостаточности и силе, ни то, ни другое невозможно сохранить, если вступить в обычную политическую игру. Жизнь обедневшего, но добродетельного и самодостаточного философа предпочтительнее жизни избалованного придворного философа.

Диоген Лаэртский пишет, что «Платон увидел [Диогена Синопского] моющего салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салат», и [Диоген] с таким же спокойствием ответил: «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием» ( Жития выдающихся философов , книга 6, глава 58). Урок этого обмена ясен: в то время как Платон считает, что ухаживание освобождает человека от бедности, киник видит в бедности освобождение от необходимости платить суду правителю. Это второе чувство свободы, столь настойчиво отстаиваемое циниками, включает в себя как autarkeia , или самодостаточность, и parrēsia , или свобода говорить правду: то, что при дворе никогда нельзя делать свободно. Поэтому неудивительно, что на вопрос, что является «самой прекрасной вещью в мире», Диоген ответил: « Парресия. » (Диоген Лаэртский, Жития выдающихся философов , книга 6, глава 69.)

ii. Тренировка и стойкость

Чтобы жить жизнью Циника, нужно было привыкнуть к различным физическим трудностям, связанным с такой свободой. Это требовало, таким образом, жизни постоянного обучения, или аскесис . Термин askēsis , определенный выше как своего рода тренировка себя, но который также означает «упражнение» или «практика», заимствован из спортивной тренировки. Вместо того, чтобы тренировать тело ради победы на Олимпийских играх, на поле боя или для общего здоровья, Циник тренирует тело ради души.

Примеров обучения циников множество: Антисфен восхвалял тяжелый труд и лишения как добро; Диоген Синопский ходил босиком по снегу, обнимал холодные статуи и катался по обжигающему летнему песку в своем пифос ; Кратес избавился от своего значительного богатства, чтобы стать циником. Возможность жить без каких-либо товаров, которые обычно ошибочно принимают за предметы первой необходимости, освобождает и приносит пользу. Однако это также и трудный урок: «[Диоген Синопский] говорил, что он последовал примеру наставников хора; ибо они тоже ставят ноту немного выше, чтобы гарантировать, что остальные попадают в правильную ноту» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 35).

4. Космополитизм

Киникам не всегда доверяют, когда дело доходит до понятия космополитизма, поскольку происхождение этого термина иногда приписывают стоицизму. Более того, когда его приписывают цинизму, его часто характеризуют как отрицательный принцип, который обретает содержание только после того, как переносится в доктрину стоиков (см. обсуждение «цинического космополитизма» Джона Л. Моулза в The Cynics ). Однако космополитизм можно полностью понять в его киническом контексте, если рассматривать его как нечто большее, чем оксюморон или содержательную реплику: «На вопрос, откуда он пришел, [Диоген Синопский] сказал: «Я гражданин мира [9].0003 kosmopolitēs ]’» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 63). В этой последней цитате Диоген отвечает на вопрос, призывающий его указать свое происхождение, с помощью того, что кажется неологизмом. Быть politēs значит принадлежать к полису , быть членом определенного общества со всеми преимуществами и обязательствами, которые влечет за собой такое членство. Не отвечая ожидаемым «синопом», Диоген отказывается от своего долга перед синопцами, а также от своего права на их помощь. Важно отметить, что Диоген не говорит, что ему 9 лет.0003 аполис , то есть без полис ; он заявляет о своей верности космосу или вселенной.

Таким образом, циники представили понятие гражданства в новом свете. Для мужчины-грека классического и эллинистического периода гражданство имело первостепенное значение. Ограничения на гражданство сделали его привилегией, и эти исключения для циника абсурдны. При космополитизме циник бросает вызов гражданской принадлежности немногих, открывая привилегию всем. Точно так же ценилась общая национальная принадлежность, и поэтому космополитический ответ Диогена также является отказом от ограничений такого взгляда.

Наконец, космополитизм пересматривает традиционную концепцию политических обязанностей личности. Таким образом, Циник свободен жить в соответствии с природой, а не в соответствии с законами и условностями полиса . Традиционный полис не просто отбраковывается, а заменяется. Это имеет важные этические связи с идеей жизни в согласии с природой и может также рассматриваться как важный предшественник стоического понимания physis 9.0004, или природа, как идентичная космосу, или вселенной.

5. Наследие киников

Первое и самое непосредственное влияние киников приходится на основание стоицизма. Одна история, сохранившаяся у Диогена Лаэртского, повествует о Зеноне из Китиона, который читал экземпляр « Memorabilia » Ксенофонта в книжном магазине во время кораблекрушения в Афинах. Он так увлекся фигурой Сократа, что спросил у продавца книг, где найти такого человека. Как раз в этот момент мимо проходил Крейтес, и продавец указал на него, как на того, за кем следует следовать.

Хотя это, как и многие рассказы Диогена Лаэртского, может показаться слишком подходящим, чтобы быть исторически точным, оно сохраняет способ, которым основные принципы стоицизма возникают из цинизма. Примат этики, достаточность добродетели для счастья, культивирование безразличия к внешним делам, определение добродетели как жизни в согласии с природой и важность, придаваемая аскезе , — все это указывает на общую территорию между циниками и стоики. В самом деле, когда различные мыслители-стоики перечисляют горстку мудрецов-стоиков, киники и особенно Диоген Синопский обычно входят в их число. Эпиктет, в частности, поддерживает циникскую позицию, но предостерегает от легкомысленного отношения к чему-то настолько сложному (см. 9).0003 Беседы 3.22).

В политической философии киников можно рассматривать как создателей анархизма. Поскольку люди рациональны и способны руководствоваться природой, из этого следует, что люди мало нуждаются в правовых кодексах или политической принадлежности. В самом деле, политические объединения порой требуют от человека порочности во имя полиса . Таким образом, космополитизм Диогена представляет собой первое предположение о том, что человеческая принадлежность должна относиться к человечеству, а не к одному государству.

Влияние цинизма также ощущается в христианской, средневековой и ренессансной мысли, хотя и не без значительной доли амбивалентности. Христианские авторы, например, хвалят циников за их самодисциплину, независимость и нищенский образ жизни, но порицают непристойные аспекты бесстыдства циников.

Наконец, клеймо циника встречается во всех текстах литературы и философии. У менипповой сатиры есть явный долг, и Диоген Синопский, в частности, появляется как персонаж в литературных и философских контекстах; Данте, например, помещает Диогена с другими добродетельными, но языческими философами на первый уровень ада, а Ницше особенно любит как Диогена, так и киник. Один яркий пример содержится в статье 125 статьи 9.0003 Веселая наука . Здесь Ницше ссылается на анекдот, в котором Диоген ищет человека с зажженной лампой при дневном свете (D.L. 6.41). В своей интерпретации Ницше рассказывает историю о сумасшедшем, который ясным утром вышел на рыночную площадь с зажженной лампой в поисках Бога. Это тот самый сумасшедший, который объявляет, что Бог мертв.

6. Ссылки и дополнительная литература

  • Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 19 лет91.
  • Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996.
  • .
  • Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до 6 века нашей эры Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
  • Эпиктет. Беседы в изложении Арриана . Транс. В. А. Олдфатер. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1928.
  • .
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71 , Deuxième édition. Париж: Libraire Philosophique J. VRIN, 2001.
  • .
  • Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993.
  • .
  • Хок, Р.Ф. «Симон Сапожник как идеальный циник», в греческих, римских и византийских исследованиях , 17 (1976).
  • Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1979.
  • .
  • Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред. Эллинистические философы, том 1 и том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
  • .
  • Малерб, Авраам Дж., изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 19.90.
  • Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996.
  • .
  • Навиа, Луис Э. Антисфен Афинский . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2001.
  • .
  • Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы . Оттава: Presses de l’Universitaire d’Ottawa, 1988.
  • .
  • Слотердейк, Питер. Критика циничного разума . Транс. Майкл Элдред. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 19.87

Информация об авторе

Джули Пиринг
Эл. Philosophy Talk

Форма поиска

Поиск

Древний цинизм

  • ‹ Предыдущая
  • Следующая ›

Воскресенье, 22 сентября 2013 г. Что это7

2 0039

Сегодня слово «циник» напоминает человек, который мало или совсем не верит в доброту человеческого рода. Однако в древних Афинах это означало совсем другое: тот, кто отвергает все социальные условности, чтобы жить в согласии с природой. Циники считали, что такая жизнь необходима для свободы и добродетели. Почему они так думали? Каковы наиболее важные положения философии киников? И есть ли причины жить теперь так, как когда-то жили циники? Джон и Кен искренне приветствуют Луиса Навиа из Нью-Йоркского технологического института, автора Диоген Циник: Война против мира.

Примечания к прослушиванию

Джон и Кен начинают представление, рассказывая о Диогене — величайшем древнем кинике, как выразился Джон. Диоген, по словам Кена, жил около 300 г. до н. э. Джон начинает разговор с того, что, судя по тому, как он вел себя, можно подумать, что он настоящий придурок. Кен говорит о Диогене в другом свете, указывая на то, что он был принципиальным человеком, который считал, что философы должны сосредоточиться на физическом мире и основных человеческих потребностях.

Объясняя обеспокоенность Джона тем, как Диоген обращался с Александром Великим и действовал — публично мочился, испражнялся и мастурбировал, — Кен объясняет, что он просто жил своей верой в бесполезность произвольных условностей. Иоанн, теперь соглашаясь с тем, что Диоген был принципиальным философом, указывает, что теперь мы используем это слово немного по-другому.

К ним присоединяется Луис Навиа, профессор философии Нью-Йоркского технологического института и автор книги «Диоген Циник: Война против всего мира». Навиа рассказывает, что его привлекал Диоген, возможно, из-за присущего ему самого цинизма, поскольку многие вещи сегодня он рассматривает как фундаментально вредные для того, что, по его мнению, является естественным способом быть человеком. Кен задается вопросом, как, если вообще, Диоген может примириться то, что кажется неотъемлемым противоречием между философией радикального индивидуализма Диогена и характеристикой Аристотеля людей как обязательно социальных существ. Это кажется особенно сомнительной частью его философии, добавляет Джон. Навия в ответ на это поясняет, что, в отличие от Платона и Аристотеля, Диоген не был систематическим философом и часто преувеличивал свои доводы, чтобы установить высокую планку.

Тем не менее, он по-прежнему был привержен разуму и принадлежал к древней школе философии. Опираясь на характеристику Навии, Кен формулирует мысль как таковую: для Диогена философия заключалась не в записи мыслей и безупречных аргументов, а скорее в их исполнении и представлении.

Руководствуясь электронными письмами аудитории и телефонными звонками, все трое переходят к рассмотрению того, как эта философия может применяться в 21 веке. Навиа показывает, что он такой же пессимистичный, как и Шопенгауэр, но Кен бросает ему вызов, задаваясь вопросом, действительно ли есть способ улучшить ситуацию. В том, что Джон называет утешением, а Кен — проектом самосовершенствования, они заключают с идеей Навии, что все, что мы можем сделать, это внести изменения на нашем собственном индивидуальном уровне и сделать вещи немного лучше в этом маленьком пути.

  • Roving Philosophical Reporte r (стремитесь к 5:31): Кейтлин Эш исследует определения и понимания современного использования слова «цинизм» разными людьми. В разговоре с Джеффом Нанбергом, адъюнкт-профессором Школы информации Калифорнийского университета в Беркли, она узнает, что, хотя сегодня этот термин используется почти как критика, во времена Диогена он отражал определенный моральный кодекс, а именно протест против потакания своим слабостям и жадности. Неудивительно, что греческий корень переводится как «собачья жизнь».
     
  • 60-секундный философ (искать до 49:06): Иан Шолс быстро размышляет о том, как много того, что мы знаем о Диогене, было передано в форме небольших анекдотов.

Стенограмма

Get Philosophy Talk

Радио

Воскресенье, 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско, а также ретрансляция на многих других станциях по всей стране с ( Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Прослушивание без ограничений

ПОДПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

Купить эпизод

Гость

0007

Похожие блоги

Диоген Циник

19 сентября 2013 г.

Диоген родился около 413 г. до н.э. и умер в 323 г. до н.э., в том же году и, по крайней мере, согласно легенде, в тот же день, что и Александр Македонский, который безответно восхищался Диогеном. Цинизм — философская школа, основанная в Афинах Антисфеном (455—366 до н. э.), учеником Сократа. Школа просуществовала около 800 лет после Диогена и оказала большое влияние на стоицизм. Наши современные слова «циник» и «цинизм» исторически связаны с этой школой, но их значения лишь косвенно связаны со взглядами Диогена.

Бонусный контент

Исследование Автор:

Tyler Haddow

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Для использования этой формы у вас должен быть включен JavaScript.

Имя пользователя или адрес электронной почты *

Пароль *

  • Создать новую учетную запись
  • Запросить новый пароль

Предстоящие шоу

23 апреля 2023 Почему 2 9010 Южный юридический центр по борьбе с бедностью сообщает, что число случаев ненависти групп, работающих в США, поднялась до рекордного уровня. Также было…

30 апреля 2023

Сила предсказания

Вы стоите на вершине горы и наблюдаете за обширным ландшафтом внизу. Информация, которую воспринимают ваши органы чувств, поступает в ваш мозг, который…

07 мая 2023

Кьеркегор

Философия обычно предполагает стремление к рациональности и объективности. Но датский философ Сёрен Кьеркегор выступал за субъективность и…

Get Philosophy Talk

Radio

Воскресенье, 11:00 (по тихоокеанскому времени) на KALW 91.7 FM, Сан-Франциско и ретрансляция на многих других станциях по всей стране

Подкаст

Загрузка полных выпусков через Apple Music и сокращенных выпусков (Philosophy Talk Starters) через Apple Podcasts, Spotify и Stitcher

 

Неограниченное прослушивание

90

 

Купить эпизод

 

Прослушать превью

 

Гость

60347

Луис Навиа, профессор философии Нью-Йоркского технологического института

 

Похожие блоги

Диоген Циник

19 сентября 2013 г.

г. до н. э. тот же год , и, по крайней мере, согласно легенде, в тот же день, что и Александр Македонский, который безответно восхищался Диогеном. Цинизм — философская школа, основанная в Афинах Антисфеном (455—366 до н. э.), учеником Сократа. Школа просуществовала около 800 лет после Диогена и оказала большое влияние на стоицизм. Наши современные слова «циник» и «цинизм» исторически связаны с этой школой, но их значения лишь косвенно связаны со взглядами Диогена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *