Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто такая пацифистка: Пацифистка | это… Что такое Пацифистка?

Содержание

Пацифист: кто это, история и идеология пацифизма

История пацифистской идеологии насчитывает не одно тысячелетие, а споры о ее влиянии на исторические события не прекращаются. Разобрались, как возникали и развивались движения против войн и насилия

День святого Валентина, он же ДСВ, он же День всех влюбленных, — идеальный пример «коммерческого праздника», покорившего мир. Его любят и широко отмечают (в 2022 году американцы планировали потратить в этот день 23,9 млрд долларов) и в то же время критикуют за перепотребление и создание ажиотажа. Кроме того, в самый горячий предпраздничный период люди без пары могут чувствовать тревожность, ведь они будто вынуждены издалека наблюдать за чужим счастьем, приправленным открытками-валентинками и букетами. Неудивительно, что стали появляться альтернативы ДСВ, не ставящие во главу угла романтические отношения, — например, Galentine’s Day, который отмечают подруги 13 февраля, чтобы подчеркнуть не менее важную роль дружбы, или шутливый День осведомленности об одиночках, который проходит параллельно с ДСВ, но, как понятно из названия, предназначен для тех, у кого нет пары.

Редакция РБК Трендов тоже решила посмотреть на День святого Валентина по-новому, ведь он может быть посвящен не только романтической любви. Поэтому мы подготовили для наших читателей собственную «валентинку» и собрали материалы о самых разных проявлениях этого чувства. Здесь все — от любви к себе, к родным и друзьям, к природе и животным, к коллегам — до увлечения технологиями.

  • Что это
  • Знак
  • Истоки
  • История
  • Идеология
  • Границы и критика

Что такое пацифизм?

Пацифизм — это, по определению Оксфордского словаря, убеждение, что война и насилие всегда неверны. Соответственно, пацифистское движение — это антивоенное общественное движение, которое противостоит войне и насилию мирными средствами.

Сам термин «пацифизм» (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) ввел на рубеже XIX—XX веков французский борец за мир Эмиль Арно.

Знак пацифистов

Символ пацифистского движения — пацифик — в 1958 году создал английский художник Джеральд Холтом для марша Комитета прямых действий против атомной войны. При создании пацифика он взял за основу буквы из семафорной азбуки, наложив N (ядерный) на D (разоружение) и поместив их в круг, символизирующий Землю.

Позднее символ был принят Движением за ядерное разоружение (CND) и в 1960-х годах стал международной эмблемой антивоенного движения.

Марш от Трафальгарской площади Лондона к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия в Беркшире, 1958 год (Фото: medium.com)

Истоки пацифизма

В V веке до нашей эры в Древнем Китае появилось учение, которое можно назвать примером первой пацифистской теории. Его связывают с именем древнекитайского мудреца и военного инженера Мо-цзы, который изложил теорию существования божественного универсального закона любви. Он и его последователи утверждали, что «мы должны исполнять то, что хочет Небо, а Небо хочет от нас, чтобы мы любили друг друга и не делали друг другу зла».

По его мнению, если бы все государства относились друг к другу, ориентируясь на этот закон, то войн бы не было.

Мо-цзы сделал еще одно важное замечание о войнах: они дают то, что и так было в избытке, но отбирают то, что хотелось бы получить. При этом даже победоносная война приводит к ослаблению государства. Наконец, Мо-цзы указывает на противоречие войны: убийство одного человека осуждается, но массовые убийства, в частности в ходе войны, люди прославляют.

Все утверждения Мо-цзы относилось к агрессивным и наступательным войнам. Он пояснял, что есть также оборонительные, справедливые войны, когда необходимо браться за оружие.

В Индии в IX—VI веках до нашей эры зародилось учение джайнизма. Он проповедует отказ от нанесения вреда всем живым существам в мире. С одним из представителей джайнистов, Райчандрабхаи Мехтой, дружил Махатма Ганди, который говорил, что эта дружба сыграла важную роль в формулировании его собственных идей об использовании ненасилия в качестве политической тактики.

Махатма Ганди (Фото: George Rinhart)

Идеи ненасилия были широко распространены у первых христиан. Так, ни один из них, судя по историческим документам, не служил в римской армии как минимум до конца II века нашей эры. В тот момент, когда христианство стало сливаться с идеей государственности, произошел перелом. Христиане начали оправдывать идею «справедливого» насилия.

На этот раз антивоенные идеи начали отстаивать критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы. Известный христианский гуманист Эразм Роттердамский также был убежденным сторонником этих взглядов.

С Реформацией в XVI веке начались религиозные войны. Против них выступало мирное крыло анабаптистов в Германии, Швейцарии, Нидерландах, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. В середине XVII века эти идеи продолжили отстаивать квакеры в Англии и Уэльсе. В 1708 году была основана Братская церковь в Саксонии, которая сделала пацифизм неотъемлемой частью пиетизма — движения внутри лютеранской и реформатской церквей, основной идеей которого стало личное благочестие.

Начиная с европейского Возрождения, большая часть пацифистской мысли XVII и XVIII веков была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов к народу станет важным шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались результатом династических амбиций.

От «друзей мира» к пацифистам

Первые антивоенные организации на Западе в Великобритании и США появились после Наполеоновских войн и широко распространились к концу 1880-х — началу 1890-х годов. Международные конгрессы таких организаций призывали запретить войны, начать всеобщее разоружение и так далее. В итоге их деятельность привела к тому, что в законодательстве многих стран вместе с воинской обязанностью была закреплена возможность ее замены альтернативной гражданской службой.

В 1899 году состоялась Первая мирная конференция в Гааге, где участники обсуждали вопросы разоружения. Несмотря на этот кажущийся успех, общественное положение движения за мир оставалось маргинальным в Австрии и Германии, где оно столкнулось с неприятием из-за участия в нем радикального буржуазного женского движения.

Российская делегация на Первой мирной конференции в Гааге, 1899 год (Фото: Wikimedia)

С 1901 года сторонники движения за мир начали называть себя «пацифистами». Прежние названия, такие как «друзья мира», окончательно исчезли. Нарастающий кризис глобальной системы побудил международное движение за мир и выдающихся авторов-пацифистов к разработке новых концепций и теорий. Так, австрийский философ и будущий лауреат Нобелевской премии мира Альфред Фрид разработал теорию мира, которую он назвал «организационный пацифизм», отвергающий мировую войну, потому что растущая сеть международных отношений предотвратила бы ее по утилитарным причинам. Теория Фрида получила поддержку в книге Нормана Энджелла «Оптическая иллюзия Европы» (1909 год), в которой будущие войны считались экономически бесполезными из-за взаимозависимости национальных экономических интересов.

В России видным представителем пацифистского движения тех лет был Лев Толстой. Его религиозные и нравственные императивы стали источником движения толстовства, которое строилось на идеях «опрощения» и «непротивления злу насилием». Сам Толстой считал, что суть христианства можно выразить одной фразой: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием». Идеи ненасильственного сопротивления российского писателя, которые он изложил в работе «Царство Божие внутри вас», также вдохновили Махатму Ганди. Он назвал в честь Толстого общину в Южной Африке.

Махатма Ганди с членами фермы Толстого в Южной Африке, 1910 год (Фото: The Telegraph)

После Первой мировой войны в 1918 году движения за мир начали разрастаться, постепенно завоевывая популярность среди молодых европейцев.

В этот период сформировались такие организации как «Интернационал противников войны», «Международная женская лига за мир и свободу», движение «Нет войне», «Гражданский интернационал службы» и «Союз клятвы мира». Лига Наций созывала несколько конференций по разоружению в межвоенный период.

По сей день не утихают дискуссии о том, что именно сильные идеи пацифизма 1930-х годов в мировой политике привели ко Второй мировой войне. Сторонники этой теории считают, что западные лидеры неоднократно упускали шансы силовым путем остановить Адольфа Гитлера до 1939 года, а своей нерешительностью и полумерами подорвали позиции внутренней немецкой оппозиции. Также они полагают, что именно Мюнхенская конференция в конце 1938 года, когда Запад согласился на требование Гитлера забрать часть Чехословакии, и положила начало более масштабной экспансии и войне.

Послевоенная пацифистская риторика была посвящена недопустимости ядерной войны. Так, в 1958 году участники британского движения за ядерное разоружение CND (Campaign for Nuclear Disarmament) прошли 50-километровым маршем от Трафальгарской площади в Лондоне к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия (AWRE) в Олдермастоне, Беркшир.

В 1960-х и 1970-х годах пацифисты активно протестовали против войны во Вьетнаме. Так, 15 ноября 1969 года в Вашингтоне, округ Колумбия, прошла крупнейшая антивоенная демонстрация в истории Америки, когда более 250 000 человек мирно собрались, призывая к выводу американских войск из Вьетнама.

Антивоенный протест в Вашингтоне (Фото: History)

Контекст движений за мир резко изменился в конце 1980-х годов с падением Берлинской стены и окончанием холодной войны. Пацифисты ушли к более широкому кругу вопросов. На национальном уровне сторонники движений за мир выступали против развития военной инфраструктуры, увеличения военных расходов, торговли оружием и так далее. На международном уровне пацифизм выражался в противодействии военному вмешательству в разнообразные конфликты. Так, пацифисты активно выступали против операции США в Персидском заливе в 1990–1991 годах, направленной на вытеснение Ирака из Кувейта («Буря в пустыне»).

Еще одним событием, подстегнувшим международную мобилизацию движений за мир, стала военная интервенция НАТО в сербскую провинцию Косово в 1999 году. В 2003–2004 годах пацифисты активно выступали против действий американских солдат в Ираке.

С конца 1990-х годов вопросы мира также стали рассматривать как часть более широкой повестки дня движения за глобальную справедливость, наряду с проблемами защиты окружающей среды, социальной справедливости, бедности и неравенства как на национальном, так и на глобальном уровне.

Каждый год Институт экономики и мира (IEP) составляет Глобальный индекс миролюбия (GPI) — ранжирует 163 независимых государства и территории в соответствии с их уровнем миролюбия. При этом учитываются такие факторы как объем военных расходов и число военнослужащих на 100 тыс. населения.

В рейтинге GPI за 2021 год первые пять строчек занимали Исландия, Новая Зеландия, Дания, Португалия и Словения, а Россия находилась на 154-м месте.

Идеология пацифиста

Существует два пацифистских подхода. Первый основан на проповеди пацифизма и полного отказа от войны как политики. Второй проистекает из этического убеждения отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является аморальным.

В зависимости от подхода встречается несколько видов пацифизма:

  • Абсолютный. Приверженцы такого подхода считают, что никогда не следует принимать участие в войне, даже в целях самообороны. По их мнению, ценность человеческой жизни настолько высока, что ничто не может оправдать умышленное убийство человека. Также сторонники данного принципа считают неэтичным применять насилие для спасения невиновного человека, который подвергается нападению и может быть убит. Абсолютные пацифисты утверждают, что насилие всегда приводит к худшим результатам, чем ненасилие.
  • Условный. Сторонники такого подхода в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война будет менее ужасна, чем ее альтернатива. Подход таких пацифистов к войнам более утилитарен — по их мнению, основная причина, почему к ним не нужно прибегать — это их последствия.
  • Избирательный. Сторонники этого подхода считают, что основной вопрос применения насилия — в его степени, и выступают против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического и биологического).
  • Активный. Сторонники такого подхода активно участвуют в политической деятельности по продвижению мира и выступают против конкретных войн.

Границы пацифизма и его критика

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, говорил: «Если цель противника — агрессия и захват, миротворчество становится опасным и вредным <…> Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход».

Профессор философии Кембриджского университета Гертруда Анскомб считала полный пацифизм пагубным, потому что он побуждает людей верить в то, что все убийства одинаково неправильны: это стирает различие между убийством в военное время по справедливой причине и неоправданными зверствами.

В целом критики пацифизма заявляют, что политика несопротивления перед лицом внешней агрессии может привести к подчинению целых народов. Тем не менее, пацифисты допускают ненасильственное сопротивление, которое кроется в создании трудностей и неудобств для завоевателя или угнетателя.

В XX веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины: например, пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований, начиная со Средневековья.

Марш за свободы в Вашингтоне в 1963 году, который организовал Мартин Лютер Кинг-мл. (Фото: Wikimedia)

В целом же сторонники пацифизма как возможной национальной политики подчеркивают, что отказ от войны как инструмента национальной политики будет невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов.

Другие статьи в подборке РБК Трендов к 14 февраля

Теперь любовь к себе: как меняется восприятие Дня святого Валентина

Запрет на счастье: почему мы стыдимся радоваться в неспокойные времена

Как путешествовать по диким местам экологично: отдохни и сохрани

Хозяин или опекун: что такое концепция ответственного ухода за животными

Ликбез для дедушки: как повысить цифровую грамотность пожилых людей

Давайте жить дружно: как найти новых друзей во взрослом возрасте

Платоническая любовь современности: что такое броманс

Что такое феминизм — в пяти терминах

Пять главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за минувшие 15 лет

Каким станет секс в будущем

Секс в метавселенной

Менеджер well-being: кто делает сотрудников компаний счастливее

Право на лень: как менялось отношение человека к труду

«Буду ходить как флаг, пока это не закончится»

Ольга Дурынина услышала, как молодые люди в толпе митингующих недалеко от неё начали скандировать «Путин — х***о». Она подумала, что это провокаторы и дело принимает плохой оборот. Шагнула вперёд и запела как можно громче: «Солнечный круг, небо вокруг — это рисунок мальчишки». Люди вокруг стали подпевать. Спустя десять минут многих из них уже сажали в автозаки и антивоенный несанкционированный митинг разогнали.

6 марта на улицы Иркутска вышло около 200 человек. Это была самая массовая несогласованная антивоенная акция. Больше всего людей собралось на площади около здания «Востсибугля», рядом со сквером Кирова. Собирались и в самом сквере, и у памятника Бабру — символу Иркутска, и возле Технического университета в Свердловском районе.

«Пацифисты — это типа пофигисты?»

На краю площади у «Востсибугля» стояла давняя знакомая Дурыниной, 78-летняя Галина Сердёкина (имя и фамилия изменены — ЛБ). Одной рукой она опиралась на костыль, потому что у неё болела нога, второй рукой держала плакат «Нет *». За несколько дней до митинга приятельницы созванивались. Дурынина сказала тогда, что ей очень хочется выйти на площадь и спеть «Солнечный круг». Идти на митинг они не договаривались. Но когда Галина услышала, что кто-то поёт, сразу вспомнила слова Дурыниной. Пригляделась — ну точно, Дурынина. Тёмно-синяя куртка, спортивные штаны с тонкими лампасами. К куртке на булавку приколот самодельный значок: кружок из синей бумаги, на нём жёлтое солнышко.

Галина хотела подойти поздороваться, но в толпе кто-то крикнул: «Все гулять!», — и люди двинулись от «Востсибугля» к площади у стадиона «Труд». На встречной полосе дороги остановился автобус, из него начали выскакивать омоновцы и бросились наперерез колонне. Людей, которые шли впереди, стали задерживать и сажать в автозаки. Кто-то поворачивал назад, но оказался в ловушке: тротуар перегородила полиция.

К стоявшей в стороне Галине тоже подошёл полицейский. Сказал: «Вы-то зачем пришли, с костылём?» К нему подошёл второй. «Тоже будем брать?» — спросил он, кивая на женщину. «Да ну её», — махнул рукой первый. Галина осталась смотреть, как задерживают Дурынину. Они обе вышли на несогласованную акцию первый раз в жизни.

«Я вообще могла убежать», — говорит Ольга Дурынина. Она мастер спорта международного класса, в молодости была в сборной СССР по лёгкой атлетике. Уже после рождения второго ребёнка заняла четвёртое место в России по бегу на длинные дистанции. Не убежала, потому что пришла с зятем и дочерью. А они сказали, что убегать унизительно и они здесь для того, чтобы заявить о своей гражданской позиции. В автозак прошли все вместе.

В участке на Дурынину составили протокол об административном правонарушении. «Меня допрашивала женщина, не знаю её звания. Она спросила: „Зачем вы это сделали? Вам нужны лишние неприятности?“ Я ответила, что я пацифистка, — говорит Дурынина. — А сотрудница переспросила: „Пацифисты — это типа пофигисты?“ Больше всего она возмущалась, что именно в их участок привезли два автозака задержанных и теперь работы много».

В тот день задержали 66 человек. По 10 суток ареста получили Дмитрий Мичник, Артём Каменев и Ольга Иванова. Мичник и Каменев скандировали «Путин — х***о», их признали виновными по части 1 статьи 20. 1 — нецензурная брань в публичном месте. Ольгу Иванову признали виновной в организации несогласованной акции за то, что крикнула: «Все гулять! Миру мир!», — и махнула рукой в направлении стадиона «Труд». Позже ещё одно, четвёртое дело, завели против парня за сопротивление сотрудникам полиции.

В отношении Павла Харитоненко проводилась проверка по части 9 статьи 15.13 о распространении заведомо недостоверной информации. Его признали невиновным, дело возбуждать не стали. О начале проверки и её итогах он сам узнал только из извещения, которое получил по почте. Пятого марта он вышел с плакатом «Ваши руки в крови Остановите *» и был задержан.

«Потому что ты Родину предал»

39-летнего иркутского предпринимателя Андрея Трифонова шестого марта задержали в сквере Кирова. Для него это было второе задержание за месяц. Первый раз он вышел на одиночный пикет 26 февраля с плакатом «Нет *» около памятника Бабру. К нему подошла девушка. Сказала: «Я из Украины. Спасибо». «Обняла меня и заплакала», — говорит Андрей. Тут же к нему подошли четверо полицейских.

В отделении оставили ждать в коридоре. Андрей прямо там развернул свой плакат и так стоял. «Полицейские ходили мимо, косились и ничего не говорили», — рассказывает Андрей. С ним разговаривали около двух часов. Потом отвели в кабинет, в котором сидел человек в спортивной одежде. Он не представился, но Андрей подумал, что это сотрудник отдела по борьбе с экстремизмом — «эшник».

«У него была какая-то информация обо мне. Например, справка, что у меня раньше был травматический пистолет и его украли. Он сказал: „Видишь, какой ты безответственный — оружие утратил. А ещё лезешь других поучать“». Человек в спортивной одежде пытался «говорить по душам» и обращался к Андрею на «ты», потому что «ну так же удобнее, по-простому». Говорил о том, что «сейчас наши ребята на Украине, им надо помогать. Вот всё закончится скоро, потом и митингуй».

Уходя, Андрей спросил, какой закон он нарушил и за что его всё-таки задержали. На пикет он вышел ещё до принятия закона о фейках и дискредитации вооружённых сил. За антивоенные призывы официально не наказывали. «Потому что ты Родину предал», — ответил полицейский. «Я так офигел, что растерялся, — говорит Андрей. — Потом опомнился, схватился за телефон и говорю: „Повторите на камеру“. „Эшник“ ответил, что пошутил».

«Кто-то сегодня „Яндекс.Еду“ долго ждёт»

Шестого марта Андрей встал чуть в стороне от площади у здания «Востсибугля». В руках у него был чистый лист бумаги, а рот заклеен красным скотчем. Мимо проехал на велосипеде курьер из «Яндекс.Лавки». На нём была фирменная жёлтая куртка, за спиной голубая сумка-переноска. Полицейские остановили его и посадили в автозак на глазах у Андрея. Брошенный велосипед остался у чугунного забора. В нескольких метрах от фонтана стоял парень с большой буквой Z на плакате и надписью «Спасибо верховному главнокомандующему». Полицейские его не трогали.

Андрея задержали спустя пять минут. Посадили в легковую полицейскую машину вместе с парнем, у которого в руках была белая плитка, такими оклеивают потолки. «Мы показали друг другу свои „плакаты“, посмеялись», — говорит Андрей. В отделении уже было 10-15 задержанных. Среди них — курьер «Яндекс.Лавки». «О, кто-то сегодня „Яндекс.Еду“ долго ждёт», — шутил каждый, кто его видел. Курьер на шутки не отвечал и держался в стороне.

Сразу у входа в отделение стоял правозащитник. Его не пускали дальше дверей. Андрей слышал, как полицейские настаивали, чтобы он вышел на улицу. Тот отказывался и громко называл свою фамилию, чтобы задержанные писали заявления и просили предоставить им защитника. Андрей такое заявление написал, но полицейские никак не отреагировали. Только опрашивающий сотрудник спросил: «Значит, по 51-й пойдёте?» Андрей кивнул. Он уже знал, что по этой статье имеет право не свидетельствовать против себя и отказаться давать показания.

Иллюстрация: Ольга Мигалкина

После заполнения протокола его завели в следующий кабинет. Там сидели два человека в штатском, один из них — тот самый «эшник», который «беседовал» с Андреем 26 февраля. Он узнал Андрея и сказал напарнику: «Этот вообще броневой, его надо по полной щемить».

Андрей говорит, теперь тон у «эшника» изменился. Больше он не пытался беседовать по душам. «Он знал, что я в разводе, есть дочь, — говорит Андрей. — Теперь он угрожал: „Вот я лично позвоню в опеку. Надо ли тебя вообще пускать к ребёнку. С бывшей женой плохие отношения? Надо ей подсказать, чтобы подумала, как ты на ребёнка можешь повлиять“. Я тоже старался не провоцировать агрессию с его стороны, но и страх не показывать. Сидел и молчал, в разговоры не вступал».

После того, как составили протокол, Андрея отвели в большую комнату, где стояли длинные столы и стулья. Там уже сидели 10-15 задержанных. Один парень читал вслух книжку, остальные слушали. Из ровесников Андрея был преподаватель из Госуниверситета и предприниматель, занимающийся изготовлением корпусной мебели. Но в основном — студенты, молодые ребята.

«Мы теперь общаемся, — говорит Андрей. — Насколько я знаю, ни у кого никаких последствий на работе или учёбе не было». Сам он думает, что теперь его бизнесу могут грозить проверки. «Но это мой риск, я всё равно не буду молчать. Я каждое утро просыпаюсь с ощущением, что у меня случилось что-то очень плохое. Потом вспоминаю, что это ***, и не хочу просыпаться».

Шестого марта Андрея вместе с другими задержанными держали в участке пять часов, хотя по закону не могут оставлять дольше трёх. «Полицейские к нам относились вполне доброжелательно, кроме тех людей в штатском, — добавляет Андрей. — Мне кажется, опера привыкли иметь дело с уголовниками, понимают, какой народ собрался на акции — совсем не преступники».

Андрей не знает, какое наказание ему вынесли в первый и второй раз. На суд он не пошёл по совету правозащитников из «ОВД-Инфо» (признана иноагентом, их сайт заблокирован РКН). Так больше шансов, что будут допущены процедурные ошибки, решение можно будет оспорить. Но никаких уведомлений Андрей так и не получил, на сайте суда своего дела не нашёл.

«Тут ОМОН, там ОМОН — страшно вообще»

25-летняя Даша Иванова (фамилия изменена — ЛБ) в первый раз в жизни вышла на митинг 26 февраля. Она учится в одном из иркутских вузов и работает на полставки в научно-исследовательском институте. «Я из тех, кто дышать лишний раз боялся, — говорит она о себе. — Всё было понятно, что происходит. Но куда-то выйти было страшно».

Когда Даша узнала, что Россия ввела войска на территорию Украины, первым порывом было — с кем-то поговорить. «Я начинаю листать страницы своих друзей. А у них тишина, будто ничего не случилось. И ты не знаешь, кому можешь написать. Было жуткое чувство, что время идёт, а все молчат. Я поняла — надо что-то делать».

В институте Даша увидела «определённую реакцию, когда молодёжь сидит вся такая по углам, а старшие очень сильно радуются». Только две коллеги примерно Дашиного возраста разделяли антивоенную позицию. Многие просто молчали. Девушкам не хотелось вступать в споры. Поэтому приходилось «уходить подальше и разговаривать, чтобы старшие не слышали». Молодёжи в НИИ мало. Люди 40-50 лет говорят, что «всё сложно, мы всего не знаем».

Через несколько дней Даша увидела большой антивоенный пост в соцсети у бывшего однокурсника Миши. Они списались и через несколько дней вместе пошли на митинг. Миша раньше никогда не ходил на протестные акции. Прежде всего, чтобы не ссориться со своей семьёй. Но после 24 февраля понял: «сейчас нельзя промолчать — и остаться самим собой. Потом всю жизнь будет стыдно».

«Я пошла не что-то там заявлять, просто воздух понюхать рядом с теми, кто меньше боится, — говорит Даша. — Тут ОМОН, там ОМОН — страшно вообще. Неделю потом боялась, что ко мне с обыском придут». Ещё боялась, что могут возникнуть проблемы на работе и в университете. Она читала много таких историй в соцсетях. До окончания учёбы Даше осталось два месяца, «обидно было бы не доучиться».

Даша и Миша вышли в центр города с куском обоев, на котором было написано маркером «Нет *», и фанерной дощечкой с надписью «Самое ценное — жизнь». Быстро сфотографировались с ними, на одной из тихих улиц, скинули фотографии в ТГ-канал «Иркутский инсайдер» и ушли. Выходить к памятнику Бабру побоялись.

Второй раз Даша и Миша вышли на акцию пятого марта. В этот день в протестных пабликах Иркутска предложили провести «молчаливую» акцию — в память о погибших в Украине приносить сине-жёлтые цветы к часовне у здания правительства. Мэрия Иркутска попыталась перехватить инициативу и анонсировала в этот день акцию с возложением цветов в поддержку Донбасса.

Горожане приносили синие и жёлтые цветы и складывали их на ступеньки часовни. Следом подходили какие-то люди и закладывали их красными гвоздиками. Так повторялось несколько раз. В группах мэрии появилась заметка о том, что иркутяне поддерживают Донбасс и фотография с красными цветами. Она была размыта, так что синие и жёлтые цветы под гвоздиками были не видны. Даша принесла белые розы, потому что белый цвет — символ мира.

«Людей до сих пор вызывают, до сих пор составляют протоколы»

Одиночные пикеты проходили в городе весь месяц. В первые две недели марта телеграм-каналы сообщали о десятке таких пикетов. Их участников задерживали примерно через десять минут стояния с плакатом. С начала марта в городе начали клеить антивоенные листовки, вязать на одежду зелёные ленты. К концу месяца антивоенные протесты стали сходить на нет.

Последняя массовая акция прошла 20 марта. Тогда в сквере Кирова собралось около 20 человек, все без плакатов. К мемориалу «Вечный огонь» в это же время люди приносили жёлтые и синие цветы и возлагали их на плиту «Земля Киевская». Как писали в открытом антивоенном телеграм-чате «Нет *», цветы тут же убирали дворники. Задержаний в тот день не было.

За месяц на антивоенные акции в регионе вышло около 700 человек, по оценкам правозащитной организации «ОВД-Инфо» (признана иноагентом, их сайт заблокирован РКН), около 140 человек были задержаны. «Наверно, их больше, потому что все случаи мы ещё не успели зафиксировать», — говорит иркутский правозащитник Святослав Хроменков. — Сложно подсчитать точное количество. Людей до сих пор вызывают, до сих пор составляют протоколы«.

Иллюстрация: Elis So

Участников акций устанавливают по материалам видеофиксации. Всех, кого установили, вызывают на составление протокола. Сейчас вызывают тех, кто участвовал в акциях шестого марта. Скриншоты видеозаписей прилагают к материалам дела в качестве доказательств.

Судя по тем записям, с которыми ознакомили правозащитников, съёмки вели сотрудники МВД. Это не записи с камер видеонаблюдения. «Я думаю, будут устанавливать всех, кого возможно, — говорит Хроменков. — Количество административных дел будет зависеть от того, насколько качественно проработают опознание. Смогут ли всех установить».

Подавляющая часть задержанных в стране обвиняется в административных правонарушениях по статьям 20.2 и 20.2.2 . Но уже есть задержанные по новым статьям о дискредитации Вооруженных Сил и распространении фейков об армии. Они были приняты в первые недели «спецоперации». Практика по их применению только нарабатывается.

За месяц в России задержано на антивоенных акциях больше 15 тысяч человек. Составлено около 400 протоколов по статье 20.3.3 закона о «фейках». Именно по ней сейчас наказывают за антивоенные плакаты. За повторное её нарушение может грозить уголовное наказание до 3 лет лишения свободы. Она применяется, если человека уже оштрафовали по аналогичной административной статье в течение года и решение вступило в силу на момент повторного нарушения.

Есть примеры, когда составляли протоколы по ней за плакаты «Фашизм не пройдёт» или «свобода правда мир». Есть протоколы по этой статье за репосты текстов Льва Толстого. В ОВД Москвы составили протокол на мужчину, который вышел на пикет с упаковкой окорока от «Мираторга». Вторая часть названия на обёртке была зачёркнута, осталось только слово «Мира». В протоколе так и говорится: «Гражданин использовал упаковку с мясным продуктом (окорок классический) как средство наглядной агитации».

«У нас всё достаточно мягко, — говорит Святослав Хроменков об иркутской практике. — Могу предположить, это связано с позицией ГУВД. Просто в нашем регионе силовики не получили отмашку». Большинству задержанных просто выносят предупреждения об административном правонарушении, пока нет даже штрафов.

Но 2 апреля в Иркутске задержали Екатерину Пименову и Анну Степанову за то, что они вязали зелёные ленты на набережной Ангары в центре города. Их отпустили, но уже вызвали для составления протокола по статье о дискредитации действий российской армии«.

«Протест не исчез, просто переформатировался»

Недавно Ольга Дурынина купила себе жёлтую куртку и синий берет и ходит в них по городу. «Станет тепло, куплю синие брюки и жёлтую футболку, — говорит она. — Буду ходить как флаг, пока это всё не закончится». На несогласованные акции она больше не выходит. Ольге «не хотелось бы, чтобы привлекали к уголовной ответственности, здоровье уже не то». 29 марта Дурынина получила повестку в суд. Её дело будут рассматривать 26 апреля, а пока она не знает, какое обвинение ей предъявлено. Дочери и зятю повестки не пришли.

Андрей Трифонов тоже перестал выходить на протестные акции. Он не видит в этом смысла. «Свою позицию я донёс до кого только мог, — говорит Андрей. — И был в шоке, когда понял, что большинство друзей и знакомых поддерживают действия власти. Заходишь в бар, даже там зигующие девицы». Теперь о его позиции знают даже соседи по подъезду, с которыми раньше просто здоровался. Говорят, видели его фото в протестных пабликах.

«Ну, выйду опять на пикет — меня заберут уже через десять минут, никто и не заметит. А у меня будет уже уголовная статья. Какой в этом смысл? Я понял, что даже друзей невозможно переубедить, с которыми постоянно разговариваешь, не то что случайных прохожих». Сейчас Андрей постит в соцсетях списки погибших в Украине солдат из Иркутской области и Бурятии. Считает, что это самый эффективный способ достучаться до окружающих. «Нужно ждать, чтобы люди осознали, что происходит», — говорит он.

У Даши за этот месяц появилось несколько друзей, которые разделяют её позицию. «Мы очень много начали говорить, — рассказывает Даша. — Вскрылись какие-то личные темы. Раньше все старались показать: я сильный, я крутой. Теперь, если ты крутой, делай что-нибудь с этим. И многие признались, что они очень слабые».

Даша считает, что протесты не исчезли, просто переформатировались. «Сначала было непонятно, с чем вообще придётся иметь дело, что думают другие люди, какие будут риски, — говорит Даша. — Было очень много разных эмоций: и злость, и страх, и обида. Но я после этого всё-таки выползла обратно к людям. У них начали появляться какие-то мысли, после ступора. У меня скоро день рождения, я хочу открыто поговорить с коллегами. Сказать, что они мне очень дороги и поэтому я не хочу ни опасаться их, ни скрывать перед ними свою позицию. Там очень разные люди, я надеюсь, что я найду к ним ключ».

Иллюстрация на обложке: Elis So

Пацифистское определение и значение — Merriam-Webster

1 из 2

кулак ˈpa-sə-кулак 

: сторонник пацифизма : тот, кто выступает против войны или насилия как средства разрешения споров

… атака воспламенила американскую общественность и превратила изоляционистов и пацифистов в фанатичных патриотов, жаждущих мести. — Эван Томас

Не каждая женщина будет или должна быть пацифисткой; и чтобы продвинуться в Сенат и в Белый дом, женщины должны будут убедить избирателей, что они готовы пойти на войну. — Венди Каминер

пацифист

2 из 2

1

: относящийся к пацифизму или пацифистам или характерный для них

распространение пацифистской литературы

2

: решительный и активный противник конфликтов и особенно войны

пацифистские убеждения

пацифистски

ˌpa-sə-ˈfi-sti-k(ə-)lē

наречие

Синонимы

Существительное

  • голубь
  • мирник

Прилагательное

  • голубиный
  • тихоокеанский
  • миролюбивый
  • мирный

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Прилагательное редакция газеты явно застолбила пацифист позиция по текущему конфликту

Последние примеры в Интернете

Покупая детские подарки со Стивеном Спендером, пацифистом , Рорем был удивлен, что Спендер купил игрушечные пистолеты. — Кристофер Бенфи, The New York Review of Books , 25 декабря 2022 г. Майер, выросший евреем и ставший квакером, отрицал, что он пацифист . — Крис Вогнар, Los Angeles Times , 8 декабря 2022 г. Это, несомненно, соответствует нашему собственному культурному моменту, поскольку американцы всех мастей преследуют свои цели вне русла традиционной политики — и иногда таким образом, что Чайлд, всю жизнь пацифистка , перевернулась бы в гробу. — Джеймс Маркус, 9 лет.0069 WSJ , 4 ноября 2022 г. Немецкий пацифист Карл фон Осецкий победил в 1935 году, взбесив Адольфа Гитлера. — Арканзас Онлайн , 8 октября 2022 г. Это включало в себя пацифист , чтобы не лишать жизни других. — Лалия Аллали, Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 2 марта 2022 г. Воспитанный профессором, который преподавал богословие в Университете Говарда, Джеймс Фармер-младший был девятнадцатилетним мальчиком.0069 пацифист , который стремился добиться расовой справедливости посредством ненасильственной активности. — Моник Калелло, USA TODAY , 2 июня 2021 г. Его сын, второй преподобный Джон Эймс, был пацифистом , отвергшим фанатизм своего отца, отшатнувшимся от жестокости Первой мировой войны и поссорившимся с отцом из-за христианской этики. — Кейси Сеп, The New Yorker , 25 сентября 2020 г. В результате Германия часто описывается в кругах по вопросам безопасности и внешней политики как пацифист . — Клэр Паркер, Washington Post , 19 января 2023 г.

Этот шаг знаменует собой историческое изменение для страны с пацифистами 9.Конституция 0070, которая десятилетиями ограничивала свои военные расходы примерно 1% валового внутреннего продукта. — Изабель Рейнольдс, Bloomberg.com , 27 декабря 2022 г. И хотя общественность когда-то яростно выступала против пересмотра пацифистской Конституции , весенние опросы показали, что теперь большинство будет ее рассматривать. — New York Times , 18 июля 2022 г. Но усилия Абэ, направленные на то, чтобы дать японским военным более активную роль и внести поправки в их 9По словам Гао, пацифистская конституция 0069 , которая широко рассматривается как попытка противостоять все более напористому Пекину, испортила его имидж в Китае. — Эндрю Чон, Washington Post , 9 июля 2022 г. Даже один религиозный лидер, связанный с суфизмом — традиционно пацифистская секта, что-то вроде исламского эквивалента квакеров, — сокрушался по поводу отсутствия у своего племени оружия для боя. — Разиб Хан, 9 лет.0069 Журнал Discover , 21 марта 2011 г. Фильм посвящен не самому преступлению, а тому, как отреагируют женщины из пацифистского сообщества , подобного этой, которым было приказано простить своих обидчиков или им грозит изгнание. — Тесса Стюарт, Rolling Stone , 25 декабря 2022 г. Японская пацифистская оборонная политика , принятая в конце Второй мировой войны, призывает страну тратить минимум средств, необходимых для защиты страны. — Кайл Мизоками, 9 лет0069 Popular Mechanics , 13 декабря 2022 г. Однажды, по словам пацифиста Бронсона Кларка, Растин ехал через Техас в поезде с семью немецкими военнопленными, которых везли в вагон-ресторан для раннего обеда. — Даниэль Акст, WSJ , 7 декабря 2022 г. Противники говорят, что ударные возможности выходят за рамки самообороны в соответствии с пацифистской конституцией Японии . — Мари Ямагучи, 9 лет.0069 ajc , 17 декабря 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «пацифист». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

Существительное

1898, в значении, определенном выше

Прилагательное

1908, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

3 Первое известное использование pacifist было в 1898 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Около

пацифист

пацифизм

пацифист

усмирить

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Пацифист».

Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/pacifist. По состоянию на 12 марта 2023 г.

Copy Citation

Больше от Merriam-Webster на

pacifist

Английский: перевод pacifist для говорящих на испанском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Пацифизм | История, обоснования, критика и типы

молитва в Тибете

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Махатма Ганди Бертран Рассел Мирабен Дж. Кейр Харди Фанни Ферн Филлипс Эндрюс
Похожие темы:
идеология ненасилие движение за мир

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

пацифизм , принципиальное противодействие войне и насилию как средству разрешения споров. Пацифизм может повлечь за собой веру в то, что ведение войны государством и участие в войне отдельного человека абсолютно неправильно при любых обстоятельствах.

Ранние религиозные и философские движения

В древнем мире война воспринималась некоторыми обществами как неизбежное зло, в то время как в других она даже не считалась злом. Отдельные голоса в разных странах порицали зло войны, но первое известное подлинно пацифистское движение исходило из буддизма, основатель которого (Будда) требовал от своих последователей абсолютного воздержания от любых актов насилия против своих собратьев. В Индии великий царь Ашока, находившийся под влиянием буддизма, в 3 веке до н. э. решительно отказался от войны, но думал прежде всего о завоевательных войнах. В последующие века буддизму, по-видимому, не очень удавалось удерживать правителей стран, в которых он был принят, от ведения войны. Это может быть связано с тем, что буддийское правило жизни, как его обычно понимают, служило советом совершенства, которому сравнительно немногие могли следовать полностью.

В классической древности пацифизм в основном оставался идеалом в умах немногих интеллектуалов. Греческие представления о мире, включая концепцию стоицизма, были сосредоточены на мирном поведении отдельного человека, а не на поведении целых народов или царств. В Риме достижение pax , или мира, определялось как соглашение между государствами или королевствами, создающее «справедливую» ситуацию и основанное на двустороннем признании. Однако такой судебный подход был применим только к «цивилизованному миру». Таким образом, Pax Romana приблизительно I и II вв. н.э. не был действительно универсальным, потому что он всегда рассматривался как мир только для цивилизованного мира и исключал «варваров». А поскольку варварская угроза никогда не прекращалась, не прекращались и войны, которые Рим вел для защиты своих границ от этой угрозы.

Христианство с его евангельским посланием предлагало соображения в поддержку индивидуального ненасилия, а также коллективного миролюбия. Произнесенные Иисусом слова, записанные в Новом Завете, могут быть истолкованы как своего рода пацифизм, и именно так их интерпретировали многие ранние радикальные последователи Иисуса. Однако, как правило, «мир», о котором говорил Иисус, был открыт только для меньшинств или сект, исповедовавших строгую этику, в то время как самой христианской церкви приходилось идти на компромисс с мирскими потребностями. «Вопрос о солдатах» — несоответствие между стремлением к миру и ведением войны — беспокоил христиан со времен Иисуса. Однако в начале 3 века некоторые отрывки из Евангелий были истолкованы как указывающие на то, что армии не только приемлемы, но и необходимы для борьбы с демонами. В начале V века св. Августин написал De civitate Dei ( Город Божий ), который представлял различие между земным и надмирным миром. Он считал, что мир во всем мире приемлем только в том случае, если он соответствует христианскому закону, и долг мирского государства — служить церкви и защищаться от тех, кто хочет подорвать авторитет церкви. Эти идеи господствовали на протяжении всего Средневековья и часто были связаны с мифом об эсхатологическом императоре, который подавит неверующих и приведет мир к мирным временам. Как Роман pax , Христианский мир нужно постоянно защищать. Непрекращающаяся угроза исходила от нехристиан, которых считали демоническими.

Политическое влияние

Начиная с европейского Возрождения западные концепции пацифизма развивались с разной степенью политического влияния. Большая часть пацифистской мысли XVII и XVIII веков была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов к народу была важным шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались результатом династических амбиций и власти. политика королей и принцев. Так распространялось мнение, что монархии склонны к войнам, потому что государи считают свои государства своей личной собственностью и что по сравнению с этим республика будет мирной.

Ответвлением этих теорий стало создание пацифистских организаций в Европе 19-го века, в которых поддерживались такие идеи, как всеобщее разоружение и создание специальных судов для рассмотрения международных конфликтов. Таким образом, тема пацифизма привлекла общественный интерес и вдохновила на создание обширной литературы. Некоторые из этих идей позже были реализованы в Арбитражном суде (предшественнике Международного Суда) в Гааге, Лиге Наций, Организации Объединенных Наций, а также конференциях и договорах по разоружению, таких как Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). и переговоры по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) между СССР и США, начавшиеся в 1970-е годы. Пацифистские идеалы также сыграли значительную роль в движении за независимость Индии под руководством Мохандаса К. Ганди, движении за гражданские права США, всемирном движении за отмену ядерного оружия ( см. антиядерное движение) и студенческих движениях в США и Европе. в 1960-х и 70-х годах.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Аргументы за и против пацифизма

Есть два общих подхода или разновидности пацифистского поведения и устремлений. Один основан на проповеди пацифизма и полного отказа от войны как политики, которую должна проводить страна. Другой проистекает из этического убеждения отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является морально неправильным.

Аргументы в пользу пацифизма как возможной национальной политики носят знакомый характер. Подчеркиваются очевидные и общепризнанные пороки войны — человеческие страдания и гибель людей, экономический ущерб и, может быть, прежде всего, моральная и духовная деградация, которую приносит война. После Второй мировой войны все больше внимания уделялось страшной разрушительной силе, скрытой в ядерном оружии. Сторонники пацифизма часто исходят из того, что отказ от войны как инструмента национальной политики невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов. Непацифист в целом принял бы то, что пацифист говорит о зле войны и необходимости международной организации. Но он утверждал бы, что пацифист не столкнулся прямо с возможным злом, которое могло бы быть результатом альтернативной политики непротивления страны перед лицом внешней агрессии: возможное подчинение покоренных народов режимам, которые подавляли бы как раз те ценности, которые отстаивает пацифист. для.

Пацифисты могут заявить, что с этим злом можно справиться, действуя на основе принципа ненасилия, согласно которому любое насилие всегда неправильно. Ненасилие может также означать ненасильственное сопротивление, основанное на трудностях и неудобствах, которые могут причинить завоевателю или угнетателю общий отказ общественности сотрудничать. В 20 веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях на протяжении всей истории ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины. Пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований в период времени, простирающийся от Средневековья до нацистского режима Адольфа Гитлера. История преследований евреев на протяжении многих веков слишком хорошо знакома, хотя на протяжении поколений они практиковали ненасилие по отношению к своим преследователям. Непацифисты пришли бы к выводу, что пацифистские или ненасильственные методы могут быть эффективны только против власти, у которой нет очень веских мотивов для крайних мер подавления, или против той, которая хотя бы частично руководствуется теми же моральными угрызениями, что и сами пацифисты.

Виды пацифизма

Пацифизм в том виде, в каком его практикуют отдельные лица и группы, является относительно распространенным явлением по сравнению с национальным пацифизмом. Члены нескольких небольших христианских сект, пытающиеся буквально следовать заповедям Иисуса, во многих странах отказались от военной службы и были готовы понести последующее уголовное или гражданское наказание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *