Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто такие астеники: Астеник — Психологос

Астеник — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Астеник — тип телосложения и связанного с ним характера, описанный Эрнстом Кречмером.

По Э.Кречмеру, астенический (от греч. asthenes – слабый) тип телосложения характеризуется прежде всего сочетанием среднего роста по высоте и слабым ростом по ширине, отчего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле.

Аналог — эктоморф по Шелдону.

Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.

Соответствующий тип характера — шизотим. Замкнут (так называемый аутизм), серьезен, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к новому окружению, склонен к абстракции.

Астеник по П.Б. Ганушкину

Астеник — человек с повышенной нервно-психической чувствительностью, возбудимостью и одновременно быстрой истощаемостью. Астеник — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера.

Основные черты: быстро устают, низкая самооценка, болезненное самолюбие, тщеславие. Робость, неуверенность, мнительность — и одновременно крайняя нетерпеливость из-за той же самой неуверенности в себе. Мелкие обиды копятся, потом прорываются в вспышках гнева и раздражения на близких. Потом — раскаивается.

Астеники делятся на две разновидности: неврастеников и психастеников.

Подробное описание астеника как акцентуации характера смотри Портрет астеника по П.Б.Ганушкину.

Астеник по Н.И. Козлову

Астеник — не обязательно тяжелый случай, с астенией в легкой форме знаком, наверное, каждый из нас. Если вы когда-то были сильно душевно уставшим — так, что все било вам по нервам, когда любое чье-то едкое слово резало вас как по живому и единственным вашим желанием было, чтобы от вас отстали все, — то вы тогда были астеником. Описание астеника как рисунка личности смотри Портрет астеника по Н.И.Козлову.

Направление развития

Если вы наблюдаете у себя черты астеника и хотите скорректировать свои особенности, то ваша задача — смена палитры эмоций, эмоциональная устойчивость в позитивных эмоциях, переход от негативных эмоций к позитивным, а для этого — немножко смена жизненной философии. Как к этому двигаться? Посмотрите статьи:

  1. Астеник: как работать над собой
  2. Развитие личности на позитиве

Если вы скорее противоположность данного типа и хотите развить свою способность реагировать более тонко и чутко, посмотрите статью Гипертим: как работать над собой.

  • Астеник

Комментарии (14):

Гость, 20 февраля 2014 г., 16:35

В статье ошибка, данный тип аналогичен эктоморфу, а вовсе не эндоморфу.

1

ответ

Лилия Соколова, 20 февраля 2014 г., 19:37

Спасибо, поправили!

Кристина, 04 марта 2015 г.

, 14:37

Спасибо огромное!!! По описанию это именно я и я хочу над этим работать! Очень заинтересовало начало статьи, где сказано, что астеник — это тип телосложения и связанного с ним характера. А может это тип характера, который вызывает определённое телосложение? Мне кажется, так точнее! Очень здорово, что с этим можно работать, раньше считала, что темпераменты не поддаются изменению. А это, оказывается всего лишь определенный образ мышления, который можно изменить:-) Также интересно, почему астеники быстро устают? Наверное из-за того, что постоянно пребывают в психическом и телесном напряжении из-за страхов и других негативных эмоций.

Гость, 25 апреля 2017 г., 19:01

А где описание по Личко? Именно сюда меня вывела ссылка его типологии. Странно что остальные типы хорошо расписаны, а тут солянка какая-то…

Гость, 29 мая 2017 г., 21:57

Николай Иванович, скажите, вообще при общени с детьми с таким типом характера лучше всего не пользоваться уменьшительно ласкательными словами, такими как ботиночки, кроссовочки ну и тд.

И сентиментальности чем меньше тем лучше. Скорее всего детей этого типа характера лучше воспитывать действительно в мужской строгости и требовательности. Сужу по своему характеру, так как любовь родителей и некоторая сентиментальность по крайней мере у меня как то неосознанно воспитывало жалость к себе и соответственно образ себя неосознанно формировался. Скажите, для воспитания детей с таким типом характера скорее действительно особо требовательный подход лучше использовать?

3

ответа

Козлов Николай Иванович, 05 июня 2017 г., 08:23

Требовательность — одно, особо требовательный подход — другое… Воспитывайте астеника нормально: требовательно, но при этом вовсе не обязательно с него сразу требовать столько же, сколько с более энергичного типажа. Он будет быстрее уставать — да, можно дать ему несколько дополнительных минут. Просто не гоните его, пусть он делает со своей скоростью — но делает все. Другой сделал все за 5 минут — и свободен, а этот делаем медленнее — хорошо, делай хоть 15 минут, но сделать все обязан и освободишься только тогда, когда сделано будет все.

Жалость — вредит. И «ботиночки» пусть останутся в детском саду.

1

ответ

Гость, 12 сентября 2019 г., 23:24

И все-таки все индивидуально.

Гость, 25 декабря 2019 г., 08:28

Подумай друг, надо оно тебе. Ребенок переживет, а обида на тебя останется. Так как требовать с ребенка в стиле «нам надо, ты должен» не лучшая идея. В итоге, он от вас сбежит при первой же возможности.

Гость, 30 ноября 2020 г., 16:11

А мне показалось, что с этим характером давить не надо, они и так уже робкие и не склонны к проказам особо. Может не нужно говорить в уменьшительно-ласкательном тоне, но зачем без необходимости и строго, как надзиратель, себя вести. Наоборот, придется больше поддерживать. С девочками можно помягче, мальчиков наверно, построже. И какая-то последовательность должна быть — хвалить за успехи за послушание, критиковать и делать замечания по делу. А то ребенок увериться, что стараться безтолку, и что даже дома у него тотальный контроль. Кого сейчас сильно жалеют, мне интересно даже, не встречала. Даже напротив смотришь на детей. Со школьников требуют все больше, столько уроков. А зачем? Родители работают, устают, им не до детей. И терпения не хватает у многих. А лучше бы сами занимались своей семьей. Детям бы объясняли про домоводство, профориентацией бы занялись, научили бы полезному (шить, готовить, стричь, маникюр делать, ремонтом заниматься — и т.д.)

Гость, 27 июля 2017 г., 14:15

Эммм… Я эктоморф, значит и астеник, но что-то не очень на меня похоже. И кстати вы не правы астеники (эктоморфы) не вялые и уставшие, ведь из-за физических особенностей они (и я) должны быть выносливы.

1

ответ

Гость, 21 мая 2021 г., 20:43

Согласен, я тоже астеник, но я бодрый, выносливый и не устаю, на физкультуре всегда занимал первое место по бегу. Но остальные черты характера совпадают с описанием.

Гость, 15 февраля 2019 г., 11:48

Читая эту статью, я пыталась понять, как жить рядом с астеником. Как себя лучше вести?

1

ответ

Гость, 12 сентября 2019 г., 23:23

Деликатно и душевно.

Гость, 04 июля 2021 г., 17:59

Астеник это непостоянный тип? Можно иметь несколько типов одновременно?

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.

Астеник: как работать над собой

Если вы наблюдаете у себя черты астеника и хотите скорретировать свои особенности, то ваша задача — смена палитры эмоций, эмоциональная устойчивость в позитивных эмоциях, переход от негативных эмоций к позитивным, а для этого — немножко смена жизненной философии. Как к этому двигаться?

17Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мнительность

Мнительность — характерная черта астеника.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Портрет астеника по Н.И.Козлову

Если вы когда-то были сильно душевно уставшим – так, что все било вам по нервам, то вы тогда были астеником.

8Подробнее

01 окт. 2022 г.

Портрет астеника по П.Б.Ганушкину

Астеник — человек с повышенной нервно-психической чувствительностью, возбудимостью и одновременно быстрой истощаемостью. Астеник — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера. Астеники затруднены в социальной жизни. Слабость и истощаемость астеников приводит к тому, что их деятельность, как правило, оказывается малоэффективной. Они плохо преуспевают в деле, не занимают высоких постов. Из-за частых неудач у них развивается низкая самооценка и болезненное самолюбие.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Типы темперамента по Шелдону

В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента — висцеро — сомато — и церебротония. Эндоморф (пищеварительный тип, висцеротоники) — слабое телосложение с избытком жировой ткани. Характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами.

2Подробнее

Астенический тип телосложения: особенности характера людей-астеников

Астеники: описание внешности

Специалисты выделяют 3 типа телосложения: астеническое, нормостеническое и гиперстеническое. Понять, к какому виду относится человек, поможет индекс Пинье, учитывающий рост, вес и окружность грудной клетки. Из цифры, обозначающей рос в сантиметрах, вычитают сумму объема грудной клетки и массы тела в килограммах. Цифра выше 30 означает, что человек относится к астеническому типу.

Астеники или эктоморфы – худые, тонкокостные люди. Эта особенность проявляется еще в младенчестве, ребенок-эктоморф имеет очень небольшой вес, медленно растет, плохо ест. В подростковом возрасте представители этого типа резко вытягиваются, большинство взрослых людей отличается ростом выше среднего. Однако встречаются и миниатюрные астеники, чаще среди женщин. Среди мужчин попадаются настоящие гиганты с экстремально длинными конечностями.

По сравнению с представителями нормостенического типа у астеников все длинное и узкое: руки, ноги, ступни, пальцы, лицо, грудная клетка. Для людей с подобным телосложением характерны:

  • непропорционально длинные конечности;
  • небольшой объем мышц;
  • узкие плечи;
  • впалая грудная клетка;
  • длинная шея;
  • бледная кожа, заметные тени под глазами.
Астеники любят природу и хорошо переносят одиночество.

Мужчина астенического типа плохо набирают мышечную массу, могут выглядеть неуклюжими и изможденными. Девушки отличаются слегка мальчишеской фигурой без женственных изгибов. Для них характерна небольшая грудь, плоские ягодицы, впалый живот и сравнительно широкая талия. Нередко встречается недоразвитие организма, связанное с пониженной выработкой женских половых гормонов. Представители обоих полов редко страдают от ожирения, вес они набирают плохо, зато очень быстро худеют. Яркие представители астенического типа – жители некоторых азиатских стран, особенно японцы и вьетнамцы.

Астеники часто мерзнут, у них почти всегда холодные руки и ноги и пониженное артериальное давление. Представители этого типа плохо переносят холод и перепады температуры, легко простужаются. Подвержены респираторным инфекциям, склонны к депрессиям. Люди астеничного телосложения говорят тихо, редко повышают голос. Чтобы отдохнуть и восстановить силы, им требуется больше времени, чем нормостеникам и атлетам. При этом астеники отличаются поверхностным сном и часто страдают бессонницей. Представители этого типа часто болеют и долго выздоравливают.

Для укрепления здоровья эктоморфам необходимы частые профилактические мероприятия: контрастные обливания, сон на свежем воздухе, прием витаминов.

Представители астенического типа могут испытывать проблемы с дыханием, среди них немало астматиков. Еще одна частая проблема – сутулость. Она особенно характерна для подростков. При этом эктоморфы могут выглядеть очень изящными, девушкам и женщинам присуща легкая походка, плавность движений, врожденная музыкальность.

Характерный признак эктоморфов — узкое худое лицо с бледной кожей без румянца.

Основные предпочтения

Астеники предпочитают вести размеренный образ жизни, они плохо справляются со стрессовыми ситуациями. По мнению психологов, представители этого типа любят природу, длительные прогулки, избегают шумных компаний, предпочитая общество близких друзей.

Эктоморфы испытывают проблемы с питанием, среди них немало людей, страдающих булимией или анорексией. Расстройство пищевого поведения особенно характерно для молодых девушек.

Люди астенического типа нуждаются в постоянной стимуляции вкусовых рецепторов. Им нравятся острые, соленые и кислые вкусы, разнообразные специи и приправы. Женщины и дети не мыслят своей жизни без сладкого, многие мужчины-астеники тоже неравнодушны к десертам. Чтобы поддерживать себя в форме и не испытывать проблем со здоровьем, эктоморфам полезно питаться небольшими порциями, избегая переедания и жестких диет.

Особенности характера

Эктоморфы характеризуются как спокойные, немного замкнутые, погруженные в себя люди. Среди них чаще встречаются флегматики и меланхолики. Для астеников характерны следующие черты характера:

  • неуверенность в себе;
  • склонность переоценивать собственные силы;
  • высокое самолюбие;
  • нетерпимость к критике;
  • обидчивость;
  • ранимость;
  • подозрительность;
  • склонность к ипохондрии;
  • неумение завязывать контакты с новыми людьми;
Представителям астенического типа свойственна аккуратность, педантичность и внимание к деталям.

    Астеники очень чувствительны, любая неудача может надолго выбить их из колеи. Они нередко неверно оценивают ситуацию, торопятся с выводами, склонны к негативизму. Очень недоверчивы, неуютно чувствуют себя в компании незнакомых людей. Плохо переносят грубость, отличаются злопамятностью и мнительностью. Многие представители этого типа нуждаются в поддержке психолога, корректирующего приступы депрессии и плохого настроения. В старости негативистские черты характера усиливаются, люди становятся очень подозрительными и недоверчивыми, требуют у близких отчета в любых делах и поступках. Сложно уживаются с представителями своего типа, в качестве постоянных партнеров и друзей им подойдут более уравновешенные и витальные нормостеники.

    Несмотря на сложный и противоречивый характер, эктоморфы имеют немало положительных черт. Среди основных:

    • трудолюбие;
    • обязательность;
    • аккуратность;
    • внимательность к деталям;
    • внимание к близким;
    • эмоциональная сдержанность;
    • порядочность.

    Представители астенического типа очень любят животных, нередко держат в ломе сразу несколько кошек или собак. Очень внимательны к своим любимцам, но болезнь или смерть питомца может повлечь за собой настоящую депрессию. Эктоморфы склонны к самоанализу, могут подолгу обдумывать поступки людей и собственную реакцию на них. При внезапной опасности каменеют, впадают в ступор и теряют способность к самозащите. Нередко люди этого типа стараются скрыть свою ранимость и уязвимость за показной бравадой и крутостью, такое поведение особенно характерно для подростков и молодых людей. Чтобы чувствовать себя комфортно, астенику необходим узкий круг близких людей, принимающих его таким, какой он есть.

    Эстетика | Определение, подходы, развитие, значение, примеры и факты

    Эдмунд Берк

    Посмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Дэвид Хьюм Фридрих Шиллер Готтхольд Эфраим Лессинг
    Похожие темы:
    возвышенный эстетический опыт красота ересь парафраза эстетический объект

    Просмотреть весь соответствующий контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    эстетика , также пишется как эстетика , философское исследование красоты и вкуса. Она тесно связана с философией искусства, изучающей природу искусства и понятия, в терминах которых интерпретируются и оцениваются отдельные произведения искусства.

    Дать более чем общее определение предмета эстетики чрезвычайно сложно. В самом деле, можно сказать, что самоопределение было главной задачей современной эстетики. Нам знакома интересная и загадочная область опыта: область прекрасного, уродливого, возвышенного и изящного; вкуса, критики и изобразительного искусства; и созерцания, чувственного наслаждения и очарования. Мы полагаем, что во всех этих явлениях действуют сходные принципы и задействованы сходные интересы. Если мы ошибаемся в этом впечатлении, нам придется отбросить такие идеи, как красота и вкус, как представляющие лишь периферийный философский интерес. С другой стороны, если наше впечатление верно и философия подтверждает его, мы открыли основу для философской эстетики.

    В этой статье делается попытка прояснить природу современной эстетики и очертить лежащие в ее основе принципы и проблемы.

    Хотя статья посвящена западной эстетической мысли и ее развитию, в ней рассматриваются некоторые основные черты марксистской и восточной эстетики.

    Сущность и объем эстетики

    Эстетика шире по объему, чем философия искусства, составляющая одну из ее ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Однако вначале возникает проблема с такими терминами, как 9.0037 прекрасное и уродливое кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными в своем значении, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые делают, и те, которые не делают, иллюстрируют их. Почти все может казаться прекрасным кому-то или с какой-то точки зрения, и разные люди применяют это слово к совершенно разным объектам по причинам, которые часто кажутся мало или совсем не имеющими общего. Возможно, существует какое-то одно основное убеждение, которое мотивирует все их суждения.

    Однако может быть и так, что термин красивый имеет смысл только как выражение отношения, которое, в свою очередь, приписывается разными людьми к совершенно разным положениям дел.

    Более того, несмотря на акцент, сделанный философами на терминах прекрасное и безобразное , далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными ни в обсуждении и критике искусства, ни в описании того, что привлекает нас в природе. Чтобы передать значимость стихотворения, мы можем описать его как ироничное, трогательное, выразительное, уравновешенное и гармоничное. Точно так же, характеризуя любимый участок сельской местности, мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, суровый и вызывающий воспоминания, а не красивый. Меньше всего следует сказать, что

    красивый принадлежит к классу терминов, из которых оно было выбрано как для удобства, так и в том смысле, что оно фиксирует отличительные черты этого класса.

    В то же время кажется, что нет четкого способа разграничения рассматриваемого класса — по крайней мере, до появления теории. Следовательно, эстетика должна раскинуть свою сеть шире, чем изучение красоты или других эстетических понятий, если она хочет открыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Таким образом, мы сразу же возвращаемся к мучительному вопросу нашего предмета: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Три подхода к эстетике

    В ответ на этот вопрос были предложены три широких подхода, каждый из которых интуитивно разумен:

    1. Изучение эстетических понятий, или, точнее, анализ «языка критики». », в котором выделяются частные суждения и показывается их логика и обоснованность. В своем знаменитом трактате «О возвышенном и прекрасном» (1757) Эдмунд Бёрк попытался провести различие между двумя эстетическими понятиями и, изучая обозначаемые ими качества, проанализировать отдельные человеческие установки, которые к ним направлены. Различие Берка между возвышенным и прекрасным имело огромное влияние, отражая преобладающий стиль современной критики. В более поздние времена философы имели тенденцию концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно имеет двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражается в них.

    2. Философское исследование определенных состояний ума — реакций, отношений, эмоций, — которые, как считается, связаны с эстетическим опытом. Так, в основополагающем труде современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; Критика суждения ) Иммануил Кант поместил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы занимаем определенную позицию по отношению к объектов, отделяя их от наших научных интересов и наших практических забот. Таким образом, ключ к эстетической сфере лежит в определенном «бескорыстном» отношении, которое мы можем принять по отношению к любому объекту и которое может быть выражено многими противоположными способами.

    В последнее время философы, не доверяющие кантовской теории способностей, пытались выразить понятия «эстетического отношения» и «эстетического опыта» другими способами, опираясь на достижения философской психологии, во многом обязанные Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. , феноменологи и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из Философских исследований [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо иметь в виду принципиальное различие: различие между философией сознания и эмпирической психологией. Философия не наука, потому что не исследует причин явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основной целью которого является выявление, а не объяснение. В сущности, цель философа состоит в том, чтобы дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее выдающихся современных философских метода — феноменология и концептуальный анализ — склонны считать эту цель отличной от цели науки и (по крайней мере частично) предшествующей ей. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит идентифицировать? Хотя эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты) проводились, они не являются частью эстетики, рассматриваемой в этой статье. В самом деле, поразительную скудость их выводов можно с полным основанием отнести к их попытке дать теорию явлений, которые еще предстоит должным образом определить.

    3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает мнение о том, что проблемы эстетики существуют прежде всего потому, что мир содержит особый класс объектов, на которые мы реагируем избирательно и которые мы описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выделяемый в качестве основных эстетических объектов, включает в себя произведения искусства. Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, objets trouvés и т. п.) имеют тенденцию включаться в этот класс только потому и в той мере, в какой их можно рассматривать как искусство (или так утверждается).

    Если принять такой подход, то перестанет существовать реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические понятия и эстетический опыт заслуживают своих названий тем, что являются соответственно понятиями, необходимыми для понимания произведений искусства, и опытом, вызываемым противостоянием им. Таким образом, Гегель, оказавший, пожалуй, основное философское влияние на современную эстетику, считал, что главная задача эстетики заключается в изучении различных форм искусства и духовного содержания, свойственного каждой из них. Большая часть недавней эстетики была также сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что в настоящее время общепринято рассматривать эстетику исключительно через изучение искусства.

    Третий подход к эстетике не требует концентрации на искусстве. Даже тот, кто считал искусство не более чем одним из проявлений эстетической ценности, — может быть, даже сравнительно незначительным проявлением, — может полагать, что первоочередной задачей эстетики является изучение предметов эстетического опыта и нахождение в них истинных отличительных черт эстетического опыта. эстетическая сфера. Однако, если мы не ограничим область эстетических объектов, будет чрезвычайно трудно утверждать, что они имеют что-либо существенное общее, помимо того факта, что они вызывают сходный интерес. Это значит, что мы все-таки должны быть вынуждены принять второй подход к эстетике. И кажется, нет более правдоподобного способа ограничить область эстетических объектов, чем через понятие искусства.

    Эти три подхода могут привести к несовместимым результатам. С другой стороны, они могут быть в гармонии. Опять же, только в конце нашей философии мы сможем принять решение. Прежде всего следует предположить, что эти три подхода могут существенно различаться или просто акцентироваться, и, таким образом, каждый вопрос эстетики имеет трехчастную форму.

    Эстетика | Определение, подходы, развитие, значение, примеры и факты

    Эдмунд Берк

    Посмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Дэвид Хьюм Фридрих Шиллер Готтхольд Эфраим Лессинг
    Похожие темы:
    возвышенный эстетический опыт красота ересь парафраза эстетический объект

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    эстетика , также пишется как эстетика , философское исследование красоты и вкуса. Она тесно связана с философией искусства, изучающей природу искусства и понятия, в терминах которых интерпретируются и оцениваются отдельные произведения искусства.

    Дать более чем общее определение предмета эстетики чрезвычайно сложно. В самом деле, можно сказать, что самоопределение было главной задачей современной эстетики. Нам знакома интересная и загадочная область опыта: область прекрасного, уродливого, возвышенного и изящного; вкуса, критики и изобразительного искусства; и созерцания, чувственного наслаждения и очарования. Мы полагаем, что во всех этих явлениях действуют сходные принципы и задействованы сходные интересы. Если мы ошибаемся в этом впечатлении, нам придется отбросить такие идеи, как красота и вкус, как представляющие лишь периферийный философский интерес. С другой стороны, если наше впечатление верно и философия подтверждает его, мы открыли основу для философской эстетики.

    В этой статье делается попытка прояснить природу современной эстетики и очертить лежащие в ее основе принципы и проблемы. Хотя статья посвящена западной эстетической мысли и ее развитию, в ней рассматриваются некоторые основные черты марксистской и восточной эстетики.

    Сущность и объем эстетики

    Эстетика шире по объему, чем философия искусства, составляющая одну из ее ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Однако вначале возникает проблема с такими терминами, как 9.0037 прекрасное и уродливое кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными в своем значении, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые делают, и те, которые не делают, иллюстрируют их. Почти все может казаться прекрасным кому-то или с какой-то точки зрения, и разные люди применяют это слово к совершенно разным объектам по причинам, которые часто кажутся мало или совсем не имеющими общего. Возможно, существует какое-то одно основное убеждение, которое мотивирует все их суждения. Однако может быть и так, что термин красивый имеет смысл только как выражение отношения, которое, в свою очередь, приписывается разными людьми к совершенно разным положениям дел.

    Более того, несмотря на акцент, сделанный философами на терминах прекрасное и безобразное , далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными ни в обсуждении и критике искусства, ни в описании того, что привлекает нас в природе. Чтобы передать значимость стихотворения, мы можем описать его как ироничное, трогательное, выразительное, уравновешенное и гармоничное. Точно так же, характеризуя любимый участок сельской местности, мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, суровый и вызывающий воспоминания, а не красивый. Меньше всего следует сказать, что красивый принадлежит к классу терминов, из которых оно было выбрано как для удобства, так и в том смысле, что оно фиксирует отличительные черты этого класса.

    В то же время кажется, что нет четкого способа разграничения рассматриваемого класса — по крайней мере, до появления теории. Следовательно, эстетика должна раскинуть свою сеть шире, чем изучение красоты или других эстетических понятий, если она хочет открыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Таким образом, мы сразу же возвращаемся к мучительному вопросу нашего предмета: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Три подхода к эстетике

    В ответ на этот вопрос были предложены три широких подхода, каждый из которых интуитивно разумен:

    1. Изучение эстетических понятий, или, точнее, анализ «языка критики». », в котором выделяются частные суждения и показывается их логика и обоснованность. В своем знаменитом трактате «О возвышенном и прекрасном» (1757) Эдмунд Бёрк попытался провести различие между двумя эстетическими понятиями и, изучая обозначаемые ими качества, проанализировать отдельные человеческие установки, которые к ним направлены. Различие Берка между возвышенным и прекрасным имело огромное влияние, отражая преобладающий стиль современной критики. В более поздние времена философы имели тенденцию концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно имеет двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражается в них.

    2. Философское исследование определенных состояний ума — реакций, отношений, эмоций, — которые, как считается, связаны с эстетическим опытом. Так, в основополагающем труде современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; Критика суждения ) Иммануил Кант поместил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы занимаем определенную позицию по отношению к объектов, отделяя их от наших научных интересов и наших практических забот. Таким образом, ключ к эстетической сфере лежит в определенном «бескорыстном» отношении, которое мы можем принять по отношению к любому объекту и которое может быть выражено многими противоположными способами.

    В последнее время философы, не доверяющие кантовской теории способностей, пытались выразить понятия «эстетического отношения» и «эстетического опыта» другими способами, опираясь на достижения философской психологии, во многом обязанные Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. , феноменологи и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из Философских исследований [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо иметь в виду принципиальное различие: различие между философией сознания и эмпирической психологией. Философия не наука, потому что не исследует причин явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основной целью которого является выявление, а не объяснение. В сущности, цель философа состоит в том, чтобы дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее выдающихся современных философских метода — феноменология и концептуальный анализ — склонны считать эту цель отличной от цели науки и (по крайней мере частично) предшествующей ей. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит идентифицировать? Хотя эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты) проводились, они не являются частью эстетики, рассматриваемой в этой статье. В самом деле, поразительную скудость их выводов можно с полным основанием отнести к их попытке дать теорию явлений, которые еще предстоит должным образом определить.

    3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает мнение о том, что проблемы эстетики существуют прежде всего потому, что мир содержит особый класс объектов, на которые мы реагируем избирательно и которые мы описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выделяемый в качестве основных эстетических объектов, включает в себя произведения искусства. Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, objets trouvés и т. п.) имеют тенденцию включаться в этот класс только потому и в той мере, в какой их можно рассматривать как искусство (или так утверждается).

    Если принять такой подход, то перестанет существовать реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические понятия и эстетический опыт заслуживают своих названий тем, что являются соответственно понятиями, необходимыми для понимания произведений искусства, и опытом, вызываемым противостоянием им. Таким образом, Гегель, оказавший, пожалуй, основное философское влияние на современную эстетику, считал, что главная задача эстетики заключается в изучении различных форм искусства и духовного содержания, свойственного каждой из них. Большая часть недавней эстетики была также сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что в настоящее время общепринято рассматривать эстетику исключительно через изучение искусства.

    Третий подход к эстетике не требует концентрации на искусстве. Даже тот, кто считал искусство не более чем одним из проявлений эстетической ценности, — может быть, даже сравнительно незначительным проявлением, — может полагать, что первоочередной задачей эстетики является изучение предметов эстетического опыта и нахождение в них истинных отличительных черт эстетического опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *