Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто такие фанатики: ФАНАТИК | это… Что такое ФАНАТИК?

Содержание

Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие не только для адепта той или иной секты, но и для его семьи. Такие люди склонны к заблуждению, помешательству и неспособности слышать и понимать других. Как человек становится религиозным фанатиком, можно ли его вылечить, и куда нужно обращаться? На эти вопросы ответил психолог Бауыржан Ахметов. Он работает сотрудником Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы и много лет изучает психологию поведения деструктивно настроенных людей, помогая им и их родным выйти из сложной ситуации.

Слепая вера

– Бауыржан, давайте ответим на вопрос: кто такие религиозные фанатики?

– Религиозные фанатики – это адепты определённых течений, которые во что-то слепо верят. А именно: человек убеждён только в своей правоте либо правоте лидера, который его на этот путь наставляет. Потому что ни одна деструктивная организация не обходится без лидера. В первую очередь фанатика определяет то, что он лишён критического мышления, так как он не осознаёт, не размышляет, не относится критически к полученной информации, а полностью впитывает её в себя, видя истину только в одном. Все остальные, кто думает иначе, для него враги. «Они не знают истину, невежественны», – думает он. Иногда доходит до крайности, что от людей, пытающихся его вразумить, фанатик просто избавляется или держит их подальше от себя.


Бауыржан Ахметов / Фото из личного архива


– Какие люди подвержены религиозному фанатизму?

– Мы не можем утверждать, что религиозной фанатичности подвержена лишь какая-то определённая группа, которая не обладает современными знаниями, отстаёт от прогресса, какие-то люди, «выросшие в лесу». Это не так, среди данной группы мы видим людей, которые иногда получили не одно, а два высших образования, встречаются материально обеспеченные люди. Можно сказать, с точки зрения психологии, что у таких людей есть предрасположенность к акцентуации своего характера.

Им необходимо демонстрировать то, в чём они убеждены. Делают это они посредством своей религиозной атрибутики, внешности. Они видят в этом своё умиротворение, они этим живут. Если мы говорим о фанатизме, то можно сказать, что у каждого человека есть свои кумиры и человек всегда пытается кому-то подражать, например, в манере одеваться или причёске, то есть демонстрировать свою приверженность чему-то.

Также бывает тип замкнутых людей, которые всё переживают внутри себя. Доходит иногда до того, что не общаясь с другими людьми, не высказывая свою точку зрения, они начинают развиваться внутри себя. У них появляются какие-то собственные убеждения. Это приводит к тому, что они ограничиваются только тем, как они сами думают. Бывают люди, которые отличаются жестокостью. Мы можем видеть религиозных фанатиков, которые крайне жестоки. Получают удовлетворение, когда приносят какую-то жертву или даже сами себя приносят в жертву. Фанатизм можно связать с психопатией. Кажется, что человек самодостаточен: есть машина, бизнес, – но что творится у него в голове, мы знать не можем.

Читайте также: Проповедь на улице как метод вербовки в деструктивные культы. Как защититься?

– Как становятся религиозными фанатиками?

– Нельзя сказать однозначно, что это люди, которые испытывают комплексы, обижены на жизнь. Потому что бывают разные категории людей, которые ищут свою истину, предназначение в этой жизни, но не могут найти. И определённые люди предлагают им взамен свою интерпретацию, часто будущие адепты попадают под влияние таких людей. Если говорить о внешнем влиянии, то человек всегда зависит от общества, и мнение другого человека для него очень важно. Например, его не понимают окружающие или он получал психологические травмы в детстве, но вдруг он встретил людей, которые его понимают с полуслова (замечу, что лидеры таких организаций очень хорошие психологи, они используют разные методы, будь-то разные техники эмпатии или нейролингвистическое программирование). Лидер всеми своими действиями показывает, что он сопереживает такому человеку, что именно он нужен ему.

Появляется чувство, что ты кому-то не безразличен, что живёшь ради какой-то идеи, человек видит для себя какую-то миссию. Но они не понимают, что являются просто пушечным мясом для чьей-либо политической и экономической деятельности.

Виды фанатизма:

  1. Расовый.
  2. Националистический (шовинизм).
  3. Политический (фашизм, тоталитаризм).
  4. Религиозный (религиозная нетерпимость).
  5. Обрядовый – приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям.
  6. Пуританство – строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращённая в самоцель.
  7. Прозелитизм – привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами.
  8. Религиозная экспансия – стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Мы видим, что фанатики не оставляют своё имущество детям, а переписывают на организации, которым слепо верили. Вспомните слова Рона Хаббарда, основателя саентологии: «Если хочешь разбогатеть – придумай свою религию». Отмечу, что в нашем обществе и по нашему законодательству мы не можем обвинить или прямо назвать человека сектантом, так как оскорбим его взгляды. Поэтому где находится эта граница, самая крайняя точка, сказать сложно. Это работа теолога-психолога. Создаются специальные центры по вопросам консультации и реабилитации в каждом городе. На данный момент людей, которые поддаются влиянию, в Казахстане немало.

– Быть может, вы можете назвать цифры?

– Цифрами оперировать сейчас я не буду, это больше вопрос к Центру мониторинга и анализа, но скажу вам из своей практики, что из десяти человек, которых я принимаю в день, один, как правило, является ярым последователем какого-то деструктивного религиозного течения.

Операция «Жусан»

– Что сделать, чтобы спасти такого человека, и нужно ли его спасать?

– Конечно, спасать такого человека нужно, иначе государство не ставило бы себе задачу реабилитировать таких людей и давать им консультации.

Мы помним последние события, когда наши сограждане выезжали в зону боевых действий к террористам, и в конце концов, когда сталкивались с реальностью, многие из них очнулись от мифов, которые им рассказывали, все заоблачные сказки исчезли сами по себе. Они увидели там реальность, из которой уже не было пути назад. Многие там и погибли. Хорошо, что задачей нашего государства было вернуть этих людей назад, вспомним хотя бы операцию «Жусан» (возвращение казахстанцев из Сирии. – Авт.) Вспомним двухтысячные годы в России, когда говорили, что грядёт конец света, тогда определённая группа староверов в тайге вошла в пещеру и очень длительное время там пребывала, многие из них там же и умерли.

Читайте также: Теракты и религиозный экстремизм. Какую цену платит общество?

– Что нужно сделать, чтобы спасти такого человека? К примеру, мой родственник стал замкнутым, ходит на какие-то встречи к адептам. Какой алгоритм моих действий?

– В первую очередь ключевую роль играет семья. Люди, вступившие в религиозные секты, почти всегда ищут там поддержку, взаимопонимание, потому что не получали всего этого в семье. Эта проблема идёт с самого детства, поэтому нужно больше разговаривать со своими детьми на разные темы. Если вы уже увидели, что ваш родственник вовлечён, то нужно в первую очередь привлечь специалиста – теолога, психолога. Они помогут раскрыть все вопросы, которые у адепта возникали. И самое главное, он сам сможет анализировать ситуацию. Цель – чтобы фанатик включил свой мозг, только тогда начнётся процесс, когда он начинает критически воспринимать всё происходящее. Вторая цель – это разорвать пагубное влияние на человека религиозной секты.


Фанатики зачастую становятся жертвами тех, кто их «понимает» / Фото depositphotos.com


– Каким образом разорвать? Физически запретить ему туда ходить?

– Физически, конечно, запретить вы не сможете. В 21 цифровом веке каждый может сидеть дома, и общаться хоть с кем на расстоянии. Здесь важно доверие близких и родных. Он должен чувствовать это, что ему желают добра. Если мы скажем: «Ты религиозный фанатик! Мы возьмём тебя и пойдём переубеждать!», – то, естественно, он включит защитную реакцию. Только доверие близких, доверие к специалисту может иметь благоприятный результат.

– Являются ли созависимыми от религиозного фанатика его родственники?

– Да, бывает такое, что адепты своим поведением и убеждениями затягивают и своих родственников. Поэтому ответ всему – это религиозная грамотность. Если её не иметь, то подлог истины можно сделать какой угодно. Для чего сейчас в казахстанских школах вводят религиоведение? Для того чтобы у людей с самого детства была правильная информация, правильный источник, так как подлог может быть всегда.

– Можете назвать виды религиозного фанатизма среди подростков, молодёжи?

– Сейчас мы можем наблюдать в разных социальных сетях интерес к вопросам эзотерики, сатанизма. У молодёжи к этому большой интерес, это популяризирует эстрадная культура и неформальная культура среди подростков. Хочу отметить, что фанатизм будет присутствовать всегда. Самое главное – это наше общество, что мы будем делать, будем ли давать этому фанатизму расти.

– Как отдельные личности могут культивировать религиозный фанатизм с целью заработать? Построено ли это как бизнес в Казахстане? Вы с таким сталкивались?

– Сейчас мы видим большое количество псевдорелигиозных лекторов, блогеров, которые являются популярными в своих кругах, в том числе и в Казахстане. Оборот денег там такой же, как в наркоторговле и торговле оружием. К слову, иногда для пущего убеждения деятели сект вводят своих адептов в определённый религиозный экстаз, для этого используется приём наркотических средств.

– Каждый ли человек может стать религиозным фанатиком?

– Религиозным фанатиком никогда не станет человек, который самокритичен. Не каждый человек будет вестись на то, что ему проповедуют. Не каждый будет адептом и слепо во что-то верить, иначе мы бы сейчас наблюдали шквал таких фанатиков.

Читайте также: Где получить правильное исламское образование. Советы эксперта

В первую очередь я бы хотел призвать всех родителей к тому, чтобы они с самого детства знали об интересах своего ребёнка: кто является его кумиром. Задайте вопрос: почему кумиром не является его собственная мама или папа, а какой-то незнакомый человек? Это, наверное, самое главное.

И напоследок отмечу, что на данный момент юридически зарегистрировать любую организацию в Казахстане гораздо сложнее, чем в 1990-2000 годах. Тогда было достаточно около 4-10 человек, чтобы юридически существовать как религиозная организация. Это и есть меры, которые принимает государство, чтобы предупредить распространение религиозного фанатизма в Казахстане.

там ли ищем, тех ли спрашиваем? //Психологическая газета

1. Введение. Ускользающий феномен

Тема фанатизма, особенно религиозного, весьма зыбка, так как сам предмет меняет свойства с изменением угла обзора. Тех, кого наблюдатели позиционируют как религиозных фанатиков, верующие скорее назовут «истинным христианином» или «правоверным мусульманином» и т.п. Кроме того, ярлык «фанатик» могут повесить на людей, увлеченных какой-либо идеей или самозабвенно отдающихся какой-либо деятельности.

В российских социальных науках в значительной мере продолжают господствовать подходы, основанные либо на политизации явлений, либо на описании явлений с позиций того, что Б. Латур называет панорамой [1]. Таким образом, явления рассматриваются через следование правильным образцам, вне связи с изучением отношений между людьми. В целом, исчерпывающие примеры подобных подходов демонстрируются такими исследователями феномена «религиозного фанатизма», как В.В. Ким [2], Э.М. Шарипова [3], М.Я. Яхьяев [4].

Как представляется, понятие «фанатизм» является политическим термином, изначально принадлежащим к сфере иерархизации социальных представлений и социальных интересов в рамках тех или иных обществ. Он использовался с целью маргинализации тех, чьи представления о мире и участии человека в его изменении были ценностно или инструментально непонятны, недопустимы, антагонистичны, теми, кто обладал большими ресурсами для контроля за социальным порядком и не хотел его изменения. При этом подходе под определение «фанатизм» попадает широкий круг сообществ:

  • как тех, чьи взгляды на мир базируются на экстремистской парадигме, так и тех, кто предполагает лишь радикальное изменение мира;
  • как тех, кто тотально отвергает взгляды и интересы других людей, так и тех, кто допускает иные подходы к миру у других людей, но считает следование им трагически ошибочным;
  • как тех, кто из-за своей убеждённости недоговороспособен, так и тех, кто воспринимается таковым из-за непонимания или неприятия их подходов теми, кто и маркирует их как «фанатиков».

Использование понятия «религиозный фанатизм» еще более политизируется тем, что в российском обществе не завершён процесс реинституционализации религии. В этих условиях увеличивается произвольность маркирования людей и сообществ «религиозными фанатиками» исходя из собственной религиозной, квазирелигиозной, научной, идеологической или мировоззренческой ангажированности в отношении религии и конфессий. Зачастую религиозными фанатиками объявляют людей:

  • чья религиозность более интенсивна, чем общество или религиозное сообщество готовы принять, не ставя под сомнение собственное понимание мира и свои социальные позиции;
  • чьи религиозные воззрения носят тотальный характер, распространяются на всю социетальную систему, выходя за рамки господствующей секулярной модели, в рамках которой религия — лишь один из способов воспроизводства мира, имеющий более отношение к морали и личному или групповому этосу и не являющийся экспансией в социальные и политические отношения;
  • чьи религиозные воззрения догматически и обрядово неприемлемы для иных религиозных сообществ, к тому же обладающих большими общественными ресурсами для утверждения своего общественного статуса;
  • чьи религиозные воззрения являются основанием для политического экстремизма.

Отношение к фанатичности сильно зависит от особенности идеи, которой предан человек: преданность Родине поощряется и называется патриотизмом, предельная самоотдача в профессии поощряется и называется профессионализмом. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека и является объектом исследования ученых разных областей науки: политологии, философии, психологии, социологии, психиатрии, культурологии и др. Многоликость фанатизма отмечалась неоднократно (см. из последних M. Kalmer).

Таким образом, под понятием «религиозный фанатизм» кроется спектр разнородных социальных феноменов. Создаётся впечатление, что едва ли не любого человека можно назвать фанатиком (хотя бы в какой-либо период жизни), это ведет к тому, что феномен размывается и теряет границы. Попытки же задать узкие критерии ведут к тому, что часть явлений, которые интуитивно воспринимаются как фанатизм, оказываются за пределами жесткого определения.

Цель данной работы — предложить инструмент, позволяющий подойти к определению фанатизма в иной логике. Ожидается, что это позволит не только точнее выделить исследуемое явление, но лучше понять порождающие его процессы. Мы предлагаем рассматривать фанатизм с двух позиции: 1) со стороны самого фанатика и 2) наблюдателя или оппонента.

2. Определение фанатизма — продолжая традицию

«Фанатизм» происходит от латинского «fanaticus» — иступленный, изувер или «fanum» — жертвенник. Есть версия происхождения термина «фанатизм» от др. греческого «Φανατισμός» — смерть, мертвый (Танатос — бог смерти), то есть преданность до смерти. В древности фанатиками называли жрецов богини Кибелы. Во время праздничных шествий жрецы приходили в экстаз и били себя плетьми, наносили ножевые раны. С тех пор понятие «фанатизм» связано с эмоциональным, оценочным восприятием, а использование слов «фанатик» и «фанатизм» отражает некое отношение к человеку или явлению. M. Kalmer отмечает, что фанатизм как особый менталитет и поведенческие черты всегда присутствует в обществе [5].

R. Karimova, Z. Aksakalova, D. Kozhakhmetov, P. Dautkaliyeva рассматривают фанатизм как один из вариантов формирования веры, которое проходит под влиянием индивидуальных и личностных особенностей. Авторы пишут, что «фанатичная приверженность религиозным догмам влияет на повышение уровня тревожности, импульсивности, снижает критические способности, способствует формированию религиозного фанатизма» [6, с. 200]. J. Firman и A. Gila полагают, что «религиозный фанатизм есть предельная форма расстройства трансперсональной идентичности, которая, будучи подпитанной избыточной оценкой и идеализацией опыта трансперсональных переживаний, становится предельно раздутой и грандиозной». Фанатизм, по мнению авторов, основывается на некой идеализации и поддерживается верными соратниками, то есть это явление неразрывно связано с группой [7].

Д.В. Ольшанский пишет, что религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога и его психологическая основа — вера. Для фанатиков характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к информации, подтверждающей их взгляды, и неприятие критики, даже доброжелательной и конструктивной. Автор определяет фанатизм как «доведенную до крайней степени приверженность каким-либо верованиям или воззрениям, проявляющуюся в нетерпимости к любым другим взглядам. В переносном смысле, фанатизм — это страстная преданность чему-либо» [8, с. 179].

Как отмечает Р.К. Омельчук, в последнее время становится допустимым характеризовать веру и фанатизм как сущностно тождественные понятия. Опираясь на внерациональность веры, автор обосновывает, что феномен фанатизма в большей степени имеет рациональную природу, и вследствие этого религиозный фанатизм необходимо исследовать как деформации разума, но не веры. Рациональность фанатизма проявлена в его своеобразной логике, расчетливости, избирательности, пристрастности [9]. J. Slobodzien, в свою очередь, разводит понятия «интенсивная вера» и «религиозная аддикция», поскольку большинство верующих способно вести здоровую религиозную и духовную жизнь, в которой служение Богу уравновешивается с личностной свободой [10].

По мнению В.В. Ким, фанатизм «есть извращенное состояние психики человека, представляющее собой некий «сплав» сознательных и бессознательных элементов, составляющих его сущность. К ним относятся абсолютная вера, догматизм, отсутствие сомнений и критического мышления, своеобразная логика рефлексии (готовая рассматривать только те идеи, которые «укладываются» в фанатичные представления), бескомпромиссность, нетерпимость» [2]. Автор проводит параллели между героизмом и фанатизмом отмечая, что «в обществе не случайно, многих героев описывают как фанатиков, поскольку совершенные ими подвиги зачастую оцениваются как запредельные» [11, c. 20]. О.К. Токтоматов также определяет фанатизм как превратившуюся в страсть беспредельную преданность какой-либо идее, приводящую к ненависти отношении конкурирующих идей. Автор отмечает, что «проявление страсти чаще всего можно увидеть среди начинающих последователей [12]. Н.А. Калюжная определяет фанатизм как «крайнюю приверженность человека каким-либо верованиям или идеям, вызывающую неприятие иных убеждений, верований, обычаев и ценностей» [13, с. 79].

В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова представляют религиозный фанатизм как «общественный феномен, включающий в себя психокультурные основания и социальную позицию, проявляющуюся в слепой, доведенной до предела приверженности определенным религиозным представлениям и в крайней нетерпимости к иноверцам и инакомыслящим» [14, с. 228].

О.А. Варегина определяет фанатизм как «увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой степени выраженности с формированием культа, с подчинением человека и растворением индивидуальности» [15, с. 259]. Автор относит фанатизм с сверхценным психологическим увлечениям, которые характеризуются следующими признакам: глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения; пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения; утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение; игнорирование любой иной деятельности или увлечения, нежелание принять реальность; инфантильность по отношению ко всему остальному, что не входит в сферу интересов, что не касается увлечения и другие.

J. Sherman приравнивает фанатизм к аддикции, и предлагает лечить его, наравне с алкоголизмом и наркоманией, с помощью программы «12 шагов» [16]. Г.В. Старшенбаум также относит фанатизм к виду эмоциональной зависимости. Автор пишет, что фанатизм — это эмоциональная зависимость, сопровождающаяся компульсивным поведением при сверхценных увлечениях. «Аддиктивный фанатизм — это крайняя степень увлечения какой-либо деятельностью с созданием из нее культа, поклонением кумирам и растворением в группе единомышленников» [17, с. 218].

Семантический анализ представленных определений (см. статью Ю.М. Власовой) позволил нам дать следующее определение: фанатизм — это система ценностно-смысловых деформаций идеологического характера (установок, позиций), характеризующаяся аффективно нагруженной крайностью в убеждениях, избыточной поляризованностью отношений «свои — чужие» [18, с. 58].

В пилотажном исследовании нами был проведен опрос в социальных сетях, направленный на выявление представлений пользователей о религиозном фанатизме. Респонденты, исходя из своего житейского опыта, выделили следующие признаки фанатизма:

  • отсутствие критики (к себе, своей вере),
  • неприятие других точек зрения,
  • агрессия по отношению к представителям других религий,
  • зацикленность на своей вере,
  • безусловное подчинение (слепое следование) авторитетам и каноническим религиозным текстам,
  • абсолютизация религиозных основ.

Просматривается высокое сходство ответов носителей обыденного сознания с приведенными выше представлениями ученых. Оптимистичный взгляд на это совпадение позволяет подтвердить наличие фанатизма как социального явления, по крайне мере в виде отражения в обыденном сознании. Пессимистичный взгляд поднимает важный вопрос: если обыватель так легко воспроизводит основные особенности и признаки фанатизма, то насколько обсуждавшиеся выше определения являются суть научными (феноменологически не очевидными)? Вряд ли это пользователи социальных сетей оказались научно компетентны, скорее это ученые ещё не вышли за рамки описания обыденных стереотипов, а научное сообщество в осмыслении проблемы фанатизма еще находится на ранней стадии исследования. Методологически хорошо бы различать, что именно мы изучаем: феномен или представление о нем («карту» или «территорию»). Вероятно, фанатизм является более сложным феноменом, чем выглядит.

3. Логика неочевидного — где и как искать?

Характер словоупотребления термина «фанатизм», контекст, в котором его употребляют, анализ литературы, опрос пользователей социальных сетей вскрывают новые грани фанатизма как социального явления, позволяют обнаружить не вполне явные (неочевидные) особенности фанатизма.

1. Фанатизм обладает негативной коннотацией и поэтому используется как обвинение, как очернение, как сожаление, но никогда как похвала или достижение. S. Thorne и G. Bruner, сравнивая поведение фанатика и поклонника, отмечают, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным) [19].

2. Нет устойчивой традиции называть себя фанатиком или квалифицировать свою позицию как фанатизм — как в обыденном словоупотреблении, так и в специальных дискурсах: политических, религиозных, профессиональных и т.п. Человек, чье поведение определяют как фанатичное, по отношению к себе будет использовать более позитивно окрашенные термины, обозначающие идеологическую позицию: «патриот», «истинно верующий», «преданный», даже «трудоголик».

3. Фанатизм чаще квалифицируют как явление, характеризующее индивидуальные качества человека. Этому точно соответствует описание поведенческих проявлений фанатизма как индивидуального поведения. Фанатизм, по мнению исследователей, это «сверхценное образование» [20], результат работы «фанатического склада психики» [4], «деформация разума» [9], «извращенное состояние психики человека» [11], «одержимость» [21].

4. «Фанатизм» и «фанатик» — это ярлык, навешиваемый третьими лицами, это результат интерпретации со стороны третьих лиц или социальных слоев. В основе его лежит отношение к поведению человека. М. Kalmer отмечает, что в маркировке диссидентов и тех, кто отличается от большинства, такие термины, как «фанатик», часто связаны с предрассудками тех, кто применяет такие ярлыки [5].

В совокупности указанные моменты вынуждают пересмотреть логику определения фанатизма и обратить внимание уже не на самого «фанатика», а на тех, кто эту характеристику ему приписывает. В реверсивной логике фанатизм получает иное определение: это понятие, используемое для клеймения (категоризации с негативной коннотацией) оппонентов, которые воспринимаются как носители иных идеологических установок (позиций), чьи мотивы действий непонятны и способы отстаивания позиции воспринимаются как неприемлемые (например, излишне агрессивные).

Важно подчеркнуть, что речь идет не о сущности фанатизма как явления, а о пристрастном описании с негативной коннотацией того, что вычленяется (субъективно выделяется) как явление. А само описание дается в терминах во многом коммуникативных характеристик деформации «фанатика»: неприятие другой точки зрения, зацикленность на своих убеждениях, разделение на «своих» и «чужих». Следовательно, мы имеем дело с интерпретацией, с описанием, с мнением! Но этому мнению («карте») настойчиво придается статус реального явления («территории») — с настойчивостью, сопоставимой с фанатичной. В основе просматривается простая архетипическая установка — «он не такой как … (все, мы, как надо и т.п.)». Истоки этого «праведного клеймения» лежат в законах функционирования человеческих сообществ.

4. Позитивное предназначение фанатизма

Общество стремится существовать в условиях всеобщего принятия единой системы норм, правил, иерархии ценностей, из которых происходят законы. Чем сильнее расходятся индивидуальные ценности и нормы с общепринятыми, тем выше вероятность, что индивид будет отвергнут обществом. Тем не менее, «другие» индивиды с «другими» нормами и ценностями несут важную для общественного порядка роль. Фанатиками клеймят людей, чья позиция и методы достижения целей являются отчасти непонятными, а больше неугодными для собеседника, наблюдателя или соперника. Общество формирует своих девиантов, в том числе фанатиков. Г. Беккер рассматривает роль общества в формировании девиантного поведения [22]. В соответствии с теорией стигматизации (клеймения), девиации есть следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на конкретное лицо жесткие ярлыки, соотнося его действия с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно складывается репутация, вынуждающая человека придерживаться заданной девиантной роли, — вторичная девиантность развивается после клеймения и уже как реакция на него. В полном соответствии с идеями Г. Беккера, девиант становится таковым тогда, когда его таким признало общество [22].

Фанатизм, по своей сути, является разновидностью другости. Е.Н. Шапинская описала тип экзистенциальной «другости», характерной чертой которой является то, что Другой позиционирует себя иным по собственному выбору и в то же время утверждает свой субъектный статус. Е.Н. Шапинская утверждает, что экзистенциальная «другость» является актом добровольным: «Другой по собственной воле остается Другим, отвергая все попытки “приручить” его» [23, с. 50]. Приверженность идее сопровождается принятием связанных с ней норм и правил и является актом, по сути, добровольным. Фанатики, как последователи религиозной идеи, добровольно позиционируют себя как Иных, тем самым сознательно выделяя себя из социума.

Функции Других (девиантов) наиболее ясно показаны на примере «образа врага», который определяется как идеологическое выражение общественного антагонизма, динамический символ враждебных государству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы общества. «Образ врага» является важнейшим элементом психологической войны, представляющей собой целенаправленное и планомерное использование политическими противниками пропаганды в числе прочих средств давления для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и поведение противника, союзников и своего населения с целью заставить их действовать в угодных правительству направлениях» [24, с. 32].

Получаем замкнутый круг с обоюдными выгодами для всех заинтересованных сторон. Фанатики как индивиды чаще асоциальной или антисоциальной направленности являют необходимое условие функционирования общества, так как берут на себя роль образца «неправильного» поведения (или «очень правильного»). Эти образцы полезны обществу в той мере, в которой задают систему социальных конструктов и их калибровки (размещения на оценочных шкалах) — что есть хорошо или плохо, полезно или нет и т.п.

5. Витязь на распутье — легко ли быть фанатиком?

Для понимания психологической сути фанатизма перефразируем распространенную в психологии формулу, которая применительно к фанатизму может быть преобразована так: неофита формируют, фанатиком становятся, а фанатизм отстаивают.

Фанатизм — это культурное явление. Следовательно, индивид не рождается фанатиком и даже не становится им случайно. Входя в группу, индивид проходит инициацию, становится «неофитом» — новообращенным носителем норм и ценностей группы. Чтобы стать фанатиком, нужна активность самого человека — уже как личности. Фанатиком становятся в том смысле, что делают (пусть и не вполне осознанный) выбор в пользу противопоставления себя социальному большинству (контексту). Делается это во имя утверждения идей меньшинства — не услышанного, не поддержанного или чувствующего (мнящего) себя таковым. Противопоставляя себя социальному обществу, человек становится Другим, воспринимаясь обществом как «непонятный» и «угрожающий». Фанатик и окружающие начинают говорить на разных языках. Но жертвуя свою «социальность» на благо борьбы за идеи меньшинства, фанатик приобретает мощный душевный ресурс сопричастности (партиципации). Отстаивая себя и свои убеждения, человек становится индивидуальностью, а активно отстаивая общую идею, человек становится Героем (в глазах других носителей этой идеи).

6. Заключение — фанатизм в бинокуляре

Фанатизм — это фантомное (= идеологическое) социальное явление, возникающее в борьбе между социальными группами, дающее сторонам возможность определить смысл своей социальной позиции. Соответственно, эти смыслы таковы.

  • С позиции внешнего наблюдателя это явление носит неизбежно идеологизированный характер (обладает оценочной коннотацией) и квалифицируется как маргинальное явление, выходящее за пределы принятой социальным большинством нормы.
  • С внутренней позиции человека, который попал под навязываемый ему извне ярлык «фанатик», то, что внешне названо как религиозный фанатизм, имеет свое внутреннее описание: сопричастность, переживание исключительности и значимости избранной идеи, имеющее свои отличительные особенности (трансформации).

Бинокулярный взгляд на фанатизм позволяет чуть дистанцироваться и трезво оценить как сам фанатизм, так и позицию исследователей.

Cписок литературы

  1. Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 382 с.
  2. Ким В.В. Героизм и фанатизм: производство псевдогероев в современном мире / В.В. Ким // Исламоведение, 2017. — Т. 8, № 1. — С. 19–28.
  3. Шарипова Э.М. Формы религиозного фанатизма в научном дискурсе / Э.М. Шарипова // Фундаментальные исследования, 2015. — № 2. — С. 5529–5533.
  4. Яхьев М.Я. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен: Автореф. … дисс. канд. филос. наук / М.Я. Яхьев. — Махачкала, 2006. — 48 с.
  5. Kalmer M. The Many Faces of Fanaticism / M. Kalmer // Estonian National Defense College (ENDC) Proceedings, 2011. — V. 14 (2). — Р. 29–55.
  6. Karimova R. Social and psychological aspects of religious extremism prevention amongst youth / R. Karimova, Z. Aksakalov, D. Kozhakhmetov, P. Dautkaliyeva // 1st Annual International Interdisciplinary Conference, AIIC 2013, 24-26 April, Azores, Portugal. — Р. 197–200.
  7. Firman J. On Religious Fanaticism. A Look at Transpersonal Identity Disorder / J. Firman, A. Gila. http://www.psychosynthesispaloalto.com/pdfs/Religious_Fan.pdf (дата обращения 20.12.2016)
  8. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. — СПб: Питер, 2002. — 288 с.
  9. Омельчук Р.К. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей: Дисс. … канд. филос. наук / Р.К. Омельчук. — Иркутск, 2011. — 377 с.
  10. Slobodzien J. Religious Fanaticism and Poly-behavioral Addiction / J. Slobodzien. http://www.ecauldron.net/articles/archives/2006/05/entry_51.php (дата обращения 16.12.2016)
  11. Ким В.В. Фанатизм между верой и разумом / В.В. Ким // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013. — № 1-2. — С. 100–104.
  12. Токтоматов О.К. К вопросу о понятии «фанатизм» / О.К. Токтоматов // Пятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. Т. 2. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. — С. 77–82.
  13. Калюжная Н.А. Фанатизм: личностные и групповые черты / Н.А. Калюжная // Филос. науки, 2007. — № 9. — С. 66–81.
  14. Поликарпов В.С. Феномен человека — вчера и завтра / В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 576 с.
  15. Варегина О.А. Основные признаки музыкального фанатизма / О.А. Варегина // 125 лет московскому психологическому обществу: юбилейный сборник РПО. Т. 2. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 384 с.
  16. Sherman J. Fanaticism Is a Disease Like Alcoholism / J. Sherman. https://www.psychologytoday.com /blog/ambigamy/201411/fanaticism-is-disease-alcoholism (дата обращения 18.12.2016)
  17. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г. В. Старшенбаум. — М.: Когито-Центр, 2006. — 367 с.
  18. Власова Ю.М. Фанатизм: психологическое определение понятия / Ю.М. Власова // Инициативы XXI века, 2016. — № 1. — С. 57–59.
  19. Thorne S. An exploratory investigation of the characteristics of consumer fanaticism / S. Thorne, G.C. Bruner // Qualitative Market Research: An International Journal, 2006. — V. 9, No. 1. — Р. 51–72.
  20. Улупова Г.А. Терроризм как социальный феномен: Дис. … канд. филос. наук / Г.А. Улупова. — Тверь, 2003. — 169 c.
  21. Антонян Ю.М. Одержимость идеей как мотив преступного поведения / Ю.М. Антонян // Lex Russica, 2017. — № 8 (129). — С. 147–161.
  22. Бeккeр Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» / Г. Бeккeр / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. — С. 145–150.
  23. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации (окончание) / Е. Н. Шапинская // Знание. Понимание. Умение, 2009. — № 4. — С. 49–55.
  24. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования / А.А. Гравер // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2012. — № 3. — С. 29–45.

Источник: Власова Ю.М., Доценко Е.Л., Бобров И.В. Феномен фанатизма: там ли ищем, тех ли спрашиваем? // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. Том 5 (71). №2. С. 65–74.

История — Fanatics Inc

То, что началось как единственная сделка электронной коммерции в 2002 году, превратилось в полномасштабную глобальную цифровую спортивную платформу и всемирно признанный потребительский бренд, ориентированный на обслуживание более 81 миллиона болельщиков и более 900 ведущих спортивных объектов.

В 2002 году компания GSI Commerce Майкла Рубина заключила первую сделку по электронной коммерции с NASCAR. Девять лет спустя, получив права на электронную коммерцию от всех североамериканских спортивных лиг, которые теперь входят в состав GSI, Рубин приобрел Fanatics, флоридского спортивного ритейлера, который занимался электронной коммерцией в колледжах и профессиональных командах, и объединил эти новые активы с GSI в 2011. В том же году Рубин продал GSI компании eBay за 2,4 миллиарда долларов, а затем выкупил обратно спортивный бизнес электронной коммерции, сохранив за новой компанией название Fanatics. К тому времени бренд Fanatics включал в себя сотни партнеров по электронной коммерции из лиг, команд и колледжей Северной Америки.

Видение Рубина заключалось в том, чтобы создать совершенно дифференцированный, лицензированный в режиме реального времени опыт продажи спортивных товаров для болельщиков и партнеров со всего мира, которые были скованы наручниками индустрии, которая еще не адаптировалась к новому миру, ориентированному на потребителя, по запросу. При новом генеральном директоре Дуге Маке акцент сразу же был сделан на производстве, данных и технологиях в режиме реального времени, которые легли бы в основу модели дифференцированной вертикальной коммерции (v-commerce). За последнее десятилетие Fanatics превратилась из местной компании электронной коммерции, продающей в основном товары сторонних производителей, в новое поколение глобального бренда, ориентированного на мобильные устройства и ориентированного непосредственно на потребителя, с собственными производственными мощностями, чтобы иметь возможность обслуживать растущий реальный рынок. — время ожиданий болельщиков по всему миру. Компания осуществила восемь приобретений, которые сделали ее лидером в области электронной коммерции, производства и оптовой торговли одеждой, памятных вещей и предметов коллекционирования, а также розничной торговли на специальных мероприятиях и на стадионах.

Rubin и Fanatics также быстро заключили сделки, чтобы обновить пространство лицензионных товаров. Благодаря трансформационному партнерству с Nike как для НФЛ, так и для MLB, Fanatics стала эксклюзивным дизайнером, производителем и дистрибьютором всей фан-одежды и джерси Nike, продаваемых в розницу для обеих лиг.

Модель виртуальной коммерции Fanatics, в которой приоритет отдается скорости выхода на рынок, эффективности и ассортименту продукции мирового класса для удовлетворения растущего спроса болельщиков и розничных продавцов, позволила компании стать еще более вездесущей в лицензированных видах спорта, расширив свое присутствие за пределы традиционных проспекты. В последние годы Fanatics нашла способы привлечь новых покупателей, уделяя повышенное внимание товарам для женщин и детей, за счет связанных складских отношений с ведущими крупными розничными сетями, включая Walmart, Macy’s, JCPenney, Kohl’s.

Кроме того, Fanatics уделяет первостепенное внимание увеличению общей доли гардероба и вариантов стиля 7 дней в неделю, внедряя надежную стратегию товаров «Лучшие бренды». К ним относятся партнерские отношения, ориентированные на моду и стиль жизни, с такими брендами, как Vineyard Vines, WEAR by Erin Andrews, Tommy Hilfiger, Darius Rucker, DKNY Sport и другими.

В 2020 году Fanatics еще больше окунулись в богатый ландшафт колледжей благодаря революционной сделке с Barnes & Noble Education (BNED) и Lids, ведущим розничным продавцом спортивных товаров, который частично принадлежит Fanatics. Благодаря этому уникальному соглашению масштаб сети Fanatics вырос, поскольку компания приобрела права на продажу одежды для фанатов в более чем 750 книжных онлайн-магазинах BNED.

Поскольку компания Fanatics увидела, что ее инновации в сфере лицензированных спортивных товаров продолжают расширяться — более 8000 сотрудников работают в 40 офисах по всему миру, обслуживающих партнеров на крупнейших мировых рынках, — компания нацелилась на выход за пределы товаров для фанатов. В августе 2021 года Fanatics объявила о планах превратиться в ведущую мировую цифровую спортивную платформу за счет выхода на новые вертикали, включая NFT, торговые карты, азартные игры и игры, продажу билетов, средства массовой информации и многое другое. С переездом, который также был связан с инвестициями в размере 325 миллионов долларов от нынешних и новых партнеров, которые увеличили оценку Fanatics до 18 миллиардов долларов, Рубин взял на себя новую роль генерального директора более крупной компании Fanatics, которая существует сегодня.

  • Апрель 2022

    Фанатики обеспечивают раунд инвестиций в размере 1,5 миллиарда долларов, в результате чего оценка компании достигает 27 миллиардов долларов. В раунде участвуют стратегические партнеры, включая лиги, ассоциации игроков и владельцев команд.

  • Март 2022

    Запуск Zerocool, части Fanatics Collectibles и первого бренда коллекционных карточек, ориентированного исключительно на поп-культуру, искусство и развлечения.

  • Февраль 2022 г.

    Фанатики и некоторые из самых громких имен в сфере спорта и развлечений приобрели культовый бренд стиля жизни Mitchell & Ness. Основан в 1904, Mitchell & Ness зарекомендовала себя как пионер аутентичных ностальгических трикотажных изделий, лицензированных товаров для образа жизни, уличной модной одежды и головных уборов.

  • Январь 2022

    Fanatics приобретает Topps, выдающийся лицензированный бренд коллекционных карточек, который обслуживает коллекционеров, поклонников и розничных продавцов более 70 лет. Topps станет краеугольным камнем бизнеса Fanatics Collectibles.

  • Октябрь 2021

    Candy Digital получает финансирование в размере 100 миллионов долларов США, оценивая компанию в 1,5 миллиарда долларов. Раунд возглавили Insight Partners и SoftBank Vision Fund 2, в него вошли член Зала славы НФЛ Пейтон Мэннинг, Connect Ventures и Will Ventures.

  • Сентябрь 2021

    Компания Fanatics Collectibles получает серию А на сумму 350 миллионов долларов при оценке в 10,4 миллиарда долларов. Джош Любер присоединяется к нам в качестве соучредителя и директора по концепции.

  • август 2021 г.

    Fanatics Collectibles обеспечивает долгосрочные права на производство и распространение от MLB, MLBPA, NBA, NBPA и NFLPA.

  • Август 2021

    Фанатики получают раунд в размере 325 миллионов долларов при новой оценке в 18 миллиардов долларов; Подтверждает планы по созданию ведущей цифровой спортивной платформы.

  • март 2021

    Fanatics обеспечивает раунд финансирования серии F, возглавляемый существующими инвесторами, более чем удвоив оценку компании менее чем за шесть месяцев

  • Июнь 2021

    Фанатики, Майкл Рубин, Майк Новограц и Гэри Вайнерчук запускают Candy Digital, компанию по производству цифровых коллекционных предметов нового поколения; Фанатики являются мажоритарными собственниками.

  • Февраль 2021

    Fanatics China, совместное предприятие с Hillhouse Capital, создано для открытия крупного лицензионного спортивного бизнеса в Китае

  • декабрь 2020

    Fanatics приобретает WinCraft, ведущую лицензированную компанию по производству товаров длительного пользования и рекламной продукции.

  • Сентябрь 2020

    Fanatics приобретает активы Vetta Brands, включая Top of the World, ведущего розничного продавца головных уборов для университетов.

  • Апрель 2020

    Майкл Рубин запускает ALL IN Challenge, один из крупнейших цифровых сборов средств в истории, который собирает 60 миллионов долларов, чтобы накормить нуждающихся во время пандемии.

  • март 2020 г.

    Fanatics и MLB прекращают производство трикотажных изделий MLB, чтобы вместо этого использовать тот же материал для производства масок и халатов для персонала службы экстренной помощи, борющегося с COVID-19.

  • Январь 2019 г.

    MLB, Nike и Fanatics объявляют об аналогичной 10-летней сделке, предоставляющей Fanatics эксклюзивные права на производство и распространение всей экипировки фанатов Nike MLB, продаваемой в розницу.

  • Май 2018 г.

    НФЛ, Nike и Fanatics объявляют о 10-летней сделке, которая предоставляет Fanatics эксклюзивные лицензионные права на потребительские товары для производства и распространения всей продукции Nike NFL для взрослых.

  • Октябрь 2017 г.

    Fanatics приобретает Fermata Partners для трансформации спортивного бизнеса, лицензированного колледжем; формируется новое подразделение Колледжа фанатиков.

  • Сентябрь 2017 г.

    Fanatics закрывает раунд финансирования на 1 миллиард долларов, проводимый фондом SoftBank Vison Fund с участием NFL, MLB, NHL, MLS и NFLPA.

  • Апрель 2017 г.

    Fanatics приобретает VF Licensed Sports Group, включая проверенный бренд одежды Majestic, для дальнейшего расширения возможностей виртуальной коммерции.

  • ноябрь 2016 г.

    Fanatics и Uber запускают инновационную программу доставки по требованию, чтобы отпраздновать исторический титул Cubs World Series.

  • Февраль 2016 г.

    Fanatics приобретает британского интернет-магазина Kitbag, чтобы сосредоточиться на международной экспансии и глобальном футболе.

  • Август 2015

    Фанатики привлекают 300 миллионов долларов от Silver Lake Partners.

  • Апрель 2014

    Фанатики назначают Дуга Мака генеральным директором и открывают офис в районе залива, чтобы получить доступ к элитному пулу Силиконовой долины.

  • Июнь 2013 г.

    Fanatics привлекает 170 миллионов долларов в рамках нового раунда финансирования под руководством Temasek Holdings и Alibaba Group; оценка поднимается до 3,1 миллиарда долларов.

  • Апрель 2012 г.

    Fanatics привлекает 150 миллионов долларов от Insight Venture Partners и Andreessen Horowitz; приобретает Dreams, Inc.

  • март 2011 г.

    Майкл Рубин продает GSI Commerce компании eBay за 2,4 миллиарда долларов и выкупает бизнес электронной торговли спортивными товарами, сохраняя за новой компанией название Fanatics.

  • Февраль 2011 г.

    GSI Commerce приобретает Fanatics, компанию из Флориды, которая управляет электронной коммерцией для многих профессиональных и университетских команд.

  • 2004-2007

    После сделки с NASCAR GSI приобретает права электронной коммерции на лиги Большой четверки Северной Америки.

  • 2002

    GSI Commerce подписывает первое в истории соглашение с NASCAR.

Торговля фанатиков — Fanatics Inc

Fanatics обладает инновационной бизнес-моделью вертикальной коммерции, которая позволяет компании быстро разрабатывать, производить и распространять высококачественную одежду для фанатов, трикотажные изделия, товары для повседневной жизни и уличной одежды, головные уборы и товары длительного пользования. Благодаря этой модели Fanatics лучше соответствует ожиданиям лиг, команд и болельщиков в режиме реального времени, живущих в сегодняшней мобильной культуре по запросу.

Fanatics предлагает широчайший ассортимент товаров и памятных вещей для фанатов от первых и сторонних производителей по всему миру, независимо от того, произведены ли они собственными силами, получены от выдающихся брендов одежды для фанатов или доступны через прямые поставки.

Артикул уникальных продуктов

Различные бренды на наших сайтах

Товары, производимые фанатиками каждый год

Commerce Leadership Team

Fanatics гордится тем, что команда руководителей мирового уровня устанавливает курс для наших увлеченных сотрудников по всему миру.

Узнать больше

Инновация

Фанатики первыми разработали новую инновационную модель под названием «Вертикальная коммерция» или v-commerce, которая представляет собой следующее поколение электронной коммерции.

Узнать больше

Глобальная платформа электронной коммерции

Облачная платформа быстрого реагирования для мобильных устройств и данных Fanatics была создана собственными силами, чтобы удовлетворять запросы поклонников, совершающих покупки на сотнях сайтов и в мобильных приложениях.

Узнать больше

Global Vertical Brands

Компания Fanatics изменила подход к разработке, производству и доставке качественной экипировки и одежды для фанатов.

Узнать больше

Global in-venue & Event

Фанатики в местах проведения мероприятий и специальных мероприятиях являются важной частью нашего общего подхода к тому, чтобы предложить болельщикам комплексный опыт покупок.

Узнать больше

Commerce Partners

Fanatics сотрудничает с более чем 900 отелями, включая многие из самых известных мировых спортивных брендов.

Узнать больше

Колледж фанатиков

Колледж фанатиков приближает болельщиков к любимым школам как в игровой день, так и за его пределами.

Узнать больше

Эксклюзивные спортсмены и


Memorabilia

Подразделение эксклюзивных коллекционных и памятных вещей Fanatics Authentic предлагает широчайший выбор официально лицензированных, единственных в своем роде товаров для любителей спорта.

Узнать больше

Фанатики КОММЕРЦИЯ Новости

PHILADELPHIA INQUIRER: Phillies установила рекорд по продаже наибольшего количества мерча чемпионата за 24 часа

Чемпионат Национальной лиги Филлис спровоцировал рекордный всплеск продаж командной экипировки на следующий день, когда фанаты заполонили MLBShop. com и другие онлайн-порталы, чтобы раскупить футболки для раздевалок, бейсболки с нашивками World Series и другие сувениры.

Подробнее →

НОВОСТИ TUSCALOOSA: Почему New Alabama Football Retail Store находится на правильной стороне в дебатах о нулевых доходах

Эрнест Вестерлунд и его внук Брэкстон терпеливо стояли в начале короткой очереди в субботу, за 40 минут до открытия дверей, чтобы войти в историю Алабамы.

Подробнее →

THE NEW YORK TIMES: Aaron Judge Inc.

По мере того, как захватывающая дух погоня хоумранов близится к завершению, есть возможность получить прибыль — для Джаджа, Янки и множества других заинтересованных сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *