Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Культура общения это определение: Культура общения | это… Что такое Культура общения?

Культура общения, формирование культуры речи и делового общения

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения. Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии.

Культура речевого общения

Культура личности наиболее красочно и непринужденно выражается в ее речи. Как правило, первое представление и мнение об индивиде формируется на основе впечатления, возникающего вследствие коммуникативного с ним взаимодействия от его речевой манеры. Воспитание культуры общения рассматривается в современном обществе в качестве одной из важнейших задач воспитания, которое связанно с освоением родного языка. Ведь владение всем богатством литературного языка, грамотное употребление его изобразительных и красочных средств обусловливают степень вербальной компетенции личности и является ярчайшим показателем ее общей культурности.

Высокая культурность речи заключается в умении правильно, грамотно, четко и выразительно передать собственные мысли, мировоззрения, посредством средств языка. Она охватывает также и умение находить более простые, доходчивые формулировки, более уместные, подходящие для определенной ситуации средства, инструменты для аргументации позиции или точки зрения. Культурность речи обязывает индивида соблюдать обязательные нормы, приемы и правила, среди которых стержневыми считаются: содержательность (суть), логичность, обоснованность (доказательность) убедительность (аргументированность), ясность (четкость), понятность.

Содержательность (суть) представляет собой продуманность и максимальную информативность реплик. Ведь искусство риторики, как раз и заключается в том, чтобы суметь сказать все, что необходимо, однако не более того.

Логичность состоит в обоснованности, отсутствии противоречивости и последовательности высказываний, в которых ведущие тезисы, выражения связаны и подчинены единой позиции, мысли.

Доказательность (обоснованность) заключается в достоверности аргументов, которые должны наглядно продемонстрировать партнеру по диалогу, что обговариваемая тема или предмет разговора, существует в реальности и имеет объективный характер.

Убедительность (аргументированность) выражается в способности убедить партнера и добиться прочного укоренения в его сознании данного убеждения.

Ясность (четкость) соответственно предполагает четкость и ясность речи. Чрезмерно быстрая речь обычно трудна для восприятия, а излишне медленная – только вызовет раздражение. Речь, характеризуемая тусклостью и невыразительностью, вызовет скуку и приведет к погибели даже самых глубокомысленных заявлений.

Понятность заключается в употреблении терминов, понятий, слов, которые будут понятны для собеседника.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения считается одним из наиболее приоритетных направлений воспитания, как в семье, так и в школе. Ведь именно процессы образования и воспитания ориентированы на развитие индивида как субъекта персональной жизнедеятельности. Культура педагогического общения призвана выработать теоретические и практические основы формирования общей культуры коммуникативных взаимодействий учащихся. А умение грамотно выстраивать собственную речь, взаимодействовать с окружающими, правильно строить межличностные отношения, позволяют родителям эффективно прививать детям культурность коммуникаций.

На уровне обычного обывателя культура общения и поведения понимается в качестве своеобразной модели, на которую должны равняться индивиды. Иногда культурность личности ассоциируют с ее образованностью, интеллектуальностью, интеллигентностью и квалифицируют как определенное личностное свойство. Однако на уровне теории, культура — это специфическая характеристика социума, выражающая достигнутую человечеством степень исторической развитости, определяемую отношением личности к среде и социуму. Также многие воспринимают культуру в качестве творческого самовыражения индивида и общества в целом.

В свою очередь существует понимание культурности личности в качестве набора материальных, духовных ориентиров и ценностей, характеристики степени ее развитости, творческой деятельности по произведению, хранению, усвоению и передаче ценностей. В более широком смысле культура является устойчивой личностной характеристикой, которая охватывает мировоззренческий и аксиологический аспекты и определяет ее отношение к окружающей среде.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимоотношения субъектов социума, которые могут быть отдельными личностями и социальными группами.

Потребность в коммуникативном взаимодействии присуща не только людям, но и большинству живых существ. Изначально такая потребность у малыша имеет схожесть с потребностью животных, однако довольно скоро в процессе развития приобретает людской характер. Общение у малышей тесно связано в свою очередь и с уразумением того, что хотят от них взрослые.

В ходе коммуникативного взаимодействия обеспечивается жизнедеятельность индивида и социума, трансформируется структура и внутренняя суть социальных субъектов, происходит социализация индивида и превращение его в личность, как социальную сущность, наделенную сознанием. Именно общение отвечает за коллективную деятельность.

Сущность культуры общения содержит в себе обеспечение определенной техники коммуникации, отвечающей за взаимодействие. При этом в ходе такого взаимодействия индивиды должны не только не мешать друг другу, но и сохранить персональное достоинство и личную индивидуальность.

Системой личностно-значимых нравственных ориентиров, которые стали внутренними убеждениями, воззрениями индивида, называют сформированной культурой общения. Неизбежным условием эффективной реализации культурности общения считается владение средствами межличностного взаимодействия при различных жизненных условиях и обстоятельствах социальной среды. Объективными показателями сформированности культурности коммуникаций являются определенные черты личности и ее поступки, действия, гармонично согласованные с требованиями морали, нравственности, духовности и этикета.

Культура коммуникативного взаимодействия – это сложнейший, многообразный процесс образования и развития отношений, различных контактов между индивидами, порождаемый потребностями в обоюдно направленной деятельности, который включает в себя обмен сообщениями, формирование единой концепции взаимосвязи, восприятие и постижение другого человека.

Можно выделить 6 приоритетных направлений, целей и задач формирования культуры коммуникаций, которые заключаются в выработке:

  • общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
  • высокого уровня личных взаимоотношений;
  • высокого уровня развития группы;
  • высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
  • академической успеваемости и, как следствие в дальнейшем, общественной активности;
  • способности к быстрой адаптации относительно различных видов деятельности – учебной, игровой, профессиональной и пр.

Культура речи и деловое общение

Львиную долю рабочего процесса любого руководителя отнимают различные переговоры, совещания, встречи, телефонные разговоры, поэтому без умения грамотно коммуникативно взаимодействовать, навыков деловых коммуникаций и знания культурных особенностей речи не обойтись.

Кроме повседневного делового общения, карьерный рост многих специалистов прямо пропорционально зависит от умения выстраивать беседу в соответствии с нормами речевой культуры и принципами делового коммуникативного взаимодействия. В противном случае диалог может быть направлен совершенно в другую сторону и вместо подписания выгодного договора, вы получите ничего не значащую беседу. Непрофессионализм в ведении делового разговора ведет также к тому, что у собеседника сложится неблагоприятное мнение о «говорящем» и о его деловой квалификации. Именно поэтому следует очень серьезно отнестись к приобретению опыта и навыков деловых коммуникаций.

Так сложилось исторически, что в наше время практически никто не придерживается правильности построения фраз в ходе дружественной беседы, мало кто обращает внимание на грамотность речи. К сожалению, сегодня сложилась такая тенденция общения, что большинство людей в ходе разговора стремится только донести общий смысл, не обращая внимания при этом ни на грамотность построения фраз, ни на ударения в словах, ни на правильность произношения этих слов. Если сейчас такая манера разговора допустима в обыденной жизни, то в деловом этикете такой подход абсолютно неприемлем.

На успешность деловых коммуникаций воздействует множество факторов, таких как: стиль речи, ее интонация, выражение лица, положение тела, внешний облик и пр. Именно поэтому стереотип общения и культурность речи делового человека имеют зависимость от соблюдения ряда определенных правил, без следования которым индивиду никогда не стать красноречивым и умелым оратором. Ниже представлены главные из них.

♦ Деловой человек должен иметь большой и разнообразный словарный запас, что позволит легко играть и манипулировать словами при этом, придавая речи эффектность и насыщенность. Ведь чрезвычайно сложно красиво изложить собственную точку зрения или доказать правильность идей без разнообразного лексикона.

♦ Также важна и структура речи. Следует придерживаться «чистоты» речи, которую можно разбавлять профессиональными терминами. Не рекомендуется в деловых коммуникациях употреблять жаргонизмы или нелитературные высказывания.

♦ Грамотность – это важнейшая составляющая культуры общения. Фразы нужно составлять с учетом грамматических и стилистических правил речи.

♦ При деловых коммуникациях следует обязательно обращать внимание на свое произношение и интонацию. Ведь часто окружающие не могут ухватить правильный смысл фраз вследствие дефектов речи «говорящего» или его неспособности выделить наиболее важные моменты при помощи интонации. Также не следует забывать и о важности невербальных компонентов речи. Неверные жесты, поза или мимика могут испортить даже самую успешную презентацию или блестящую речь.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что умение четко, грамотно и красноречиво выражать свои мысли абсолютно незаменимо в современном мире бизнеса и профессиональной деятельности.

Культура общения и этикет

Культура общения и поведения сегодня обладает своими отдельными общепризнанными принципами:

  • точность речи, которая представляет собой умение отчетливо и ясно выражать свою позицию;
  • понятность, которая обязывает информацию быть доходчивой и доступной для понимания среднестатистического носителя языка;
  • чистота речи, которая выражается в отсутствии жаргонизмов или лишних слов-паразитов;
  • выразительность речи заключается в поддержании внимания слушателей и их интереса в течение всего разговора;
  • уместность, которая проявляется в соответствии задачам высказываний и ситуации.

Речевой этикет под собой подразумевает этический аспект культуры коммуникаций и общепринятые нормы общения. Он содержит в себе речевые формулы благодарности, обращения или приветствия, просьбы или вопросы, уместность обращения на «ты» или «вы». Выбор той или иной формулировки зависит от социального статуса индивидов, которые находятся в процессе коммуникативного взаимодействия, характера их взаимоотношений, от официального статуса обстановки. В официальных ситуациях, когда в разговоре задействовано несколько лиц, даже если собеседники хорошо знают друг друга, следует обращаться к собеседникам на «вы».

Культура делового общения объединяет в себе 3 этапа: начало беседы, ее основная часть и завершение разговора.

Начало беседы происходит со знакомства, в случае если собеседник незнаком. Для этого подходят следующие формулировки: «разрешите познакомиться с вами», «позвольте познакомиться с вами», «я хотел бы …» и т.п. Если собеседники знакомы между собой, то беседа начинается с приветствия. В соответствии с общепринятыми нормами этикета мужчина должен первым поприветствовать женщину, индивид более младшего возраста – человека более старшего, человек, который занимает более низкую ступеньку в социальной иерархии – индивида, который занимает более высокую.

Основная часть общения начинается после знакомства и приветствия, когда идет завязка разговора в зависимости от обстоятельств. Комплимент в собственный адрес нужно принимать с достоинством. Если вам сделали комплимент, то следует показать, что вам он приятен, и вы оценили доброе отношение к себе. Однако лучше не кокетничать или оспаривать комплимент.

Для коммуникативного взаимодействия необходима тема для беседы, которую согласны поддержать все участники процесса. В ходе разговора следует избегать общения на личные темы, не нужно рассказывать о своих делах или делах своих близких. Также лучше не допускать распространения недостоверной, непроверенной информации или сплетен. Не допускается использование намеков, которые будут понятны только отдельным участникам процесса. Говорить нужно на том языке, которые понимают собеседники. Не нужно перебивать партнеров, пытаться им подсказывать или за них завершать реплики.

Конец общения характеризуется употреблением устойчивых и общепринятых «формулировок расставания», таких как: «всего вам доброго», «до свидания» и т.д.

Культура межнационального общения

Коммуникационное взаимодействие индивидов различных национальностей определяется наличием на нашей планете более нескольких тысяч этнических общностей. Вследствие современной ситуации глобализации мира, постепенно происходит приумножение межэтнического взаимодействия, что неминуемо ведет к возникновению различных конфликтов на почве национальностей. Сегодня одной из наиболее остро стоящих социальных проблем считается обострение взаимоотношений между индивидами, которые принадлежат к разным национальностям.

Коммуникативное взаимодействие является важнейшим фактором формирования и развития личности. Также оно выступает и в качестве стержневого средства воспитания. Коммуникативное взаимодействие регулирует поведение личности, ее отношения с окружающими, социумом, организовывает условия для целеустремленной и целенаправленной регулировки чувств, эмоционального настроя, поведения, ценностных и духовных ориентаций, оценок.

Взаимодействие представителей различных национальностей по аспектным вопросам их жизнедеятельности, определение взаимосвязей и взаимоотношений, в ходе которых индивиды, принадлежащие к различным национальным единствам и придерживающиеся различных религиозных убеждений, обмениваются информацией, опытом, знаниями, духовными и моральными ценностями, взглядами и чувствами – все это называется межнациональным общением.

Межнациональное общение может осуществляться на трех уровнях: межличностном т.е. между отдельными индивидами, межгосударственном, т.е. внутри одного государства и межгрупповом, соответственно между группами. Межличностное и межгрупповое взаимодействие обусловлены системой воспитания индивидов, их культурными традициями и обычаями.

Сегодня можно выделить три характеристики межэтнических взаимоотношений. Они бывают дружественными, нейтральными и конфликтными.

Межнациональное общение можно представить в качестве определенной формы выражения отношений, взаимодействия и взаимосвязей представителей различных национальностей. Вступая в межнациональное общение, индивид выступает своеобразным носителем национального сознания, культуры, языка и чувств. Поэтому сегодня настолько важно формирование культурности межнационального общения.

Формирование культуры межнационального коммуникативного взаимодействия является одним из важнейших инструментов средств гармонизации межнациональных отношений в целом.

Выделяют несколько трактовок понятия «культура межнационального общения»:

♦ Культура межнационального общения предстает в качестве комплекса специальных убеждений, знаний, воззрений, умений, а также соответственных им действий и поведения, которые проявляются одновременно в межличностных контактах и взаимодействиях целых этнических единств, и позволяют, основываясь на межкультурной компетентности безболезненно и живо достигнуть взаимопонимания и гармонии в общих интересах.

♦ Культуру межнационального общения можно также представить составным компонентом духовной жизни социума, общечеловеческой культуры, которая включает знание общепринятых норм, установленных правил поведения в конкретном социуме, положительные эмоциональные реакции на межэтнические проявления и процессы в жизнедеятельности.

♦ Культура межнационального общения охватывает определенный свод правил, комплекс ограничений, прав и свобод, которые позволяют личности и народу не являться ущемленными в своих правах. Наряду с этим культура межнационального коммуникативного взаимодействия должна помочь людям не ущемлять, не обижать и не оскорблять чувства и права других народов.

♦ Культура межнационального общения, в свою очередь, является особым видом культуры представителей разных национальностей, характеризующегося взаимодействием национальных культур, которые проявляются в национальном личностном самосознании, терпении, тактичности и устремленности к межнациональной гармонии во всех сферах.

Понятие толерантности является одним из центральных понятий, которое характеризует суть культуры межнационального коммуникативного взаимодействия. Толерантность дословно означает терпение. В современном мире толерантность понимается в качестве одной из причин конструктивной коммуникации между людьми абсолютно во всех областях социальной жизни. Она призвана выступать в качестве норм гражданского общества. Однако при этом толерантность также рассматривается и как целостное самовыражение личности, которое проявляется в позитивной взаимосвязи членов социума, на основе сохранения индивидуальных черт каждого индивида, взаимного уважения и равенства сторон.

Толерантность межэтнического характера понимается намного глубже, чем просто приемлемое отношение к индивидам, которые представляют различные этнические группы. Суть данного понятия содержит в себе принципы духовности, нравственности, общечеловеческой морали, которые выражаются в уважении и непременном соблюдении прав и свобод всех наций, в понимании единства и общей взаимосвязи различных этнических культур, в глубоком познании культуры своего народа и других, особенно тех, с которыми непосредственно осуществляется взаимодействие.

Сформировать культуру межнационального коммуникативного взаимодействия – это означает решить несколько задач, а именно:

  • воспитание уважения к представителю любой национальности, национальной культуре и достоинству;
  • формирование бережного и уважительного отношения к национальным эмоциональным переживаниям, чувствам и достоинству любого индивида, вне зависимости от его национальной или расовой принадлежности;
  • воспитание толерантности, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, культура педагогического общения, деловых коммуникаций, межнационального и межличностного общения облагораживает личность человека. В основе культуры коммуникативных взаимодействий всех видов и направленностей лежит доброта, духовность и нравственность.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Культура общения — рассмотрение понятия и терминов

Содержание

  1. Что подразумевают под «общением»?
  2. «Культура» с точки зрения исследователей
  3. Мораль общения
  4. Что такое этикет?
  5. Культура общения и ее нормы
  6. Культура общения в дошкольном возрасте
  7. Структура общения
  8. Методы общения

Что подразумевают под «общением»?

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения. Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим.

Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

2.1.0: Определение культуры и межкультурной коммуникации

В этом разделе мы дадим определение культуре и объясним, что такое культура, сокультура и межкультурная коммуникация.

 

2.1.1:

Определение культуры (Изображение: Сан-Франциско Фохорн, CC BY 2.0)

Спектакль: Во многом культура похожа на театральное представление: есть части, которые мы видим, и части, которых мы не видим. На сцене мы можем видеть актеров, слышать их слова и наблюдать за действием. Но за кулисами происходит много такого, чего мы никогда не видим и не осознаем. То, что мы можем видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и осязать, — это лишь малая часть того, что происходит на самом деле. Вот почему часто бывает так трудно сказать, что именно заставляет нас чувствовать себя некомфортно или расстраиваться, когда мы находимся в чужой культуре. Другой способ думать о культуре похож на айсберг: одна треть видна (на сцене) и две трети под водой (за кулисами).

 

В целях изучения коммуникативных аспектов культуры мы определим культуру как постоянное обсуждение изученных и шаблонных убеждений, отношений, ценностей и поведения среди членов группы. Распаковывая определение, мы видим, что культуру не следует концептуализировать как стабильную и неизменную. Культура является «договорной», потому что она динамична, и культурные изменения можно проследить и проанализировать, чтобы лучше понять, почему наше общество такое, какое оно есть. В определении также указывается, что культура изучается, что объясняет важность социальных институтов, таких как семья, школа, сверстники и средства массовой информации.

Культура структурирована в том смысле, что среди людей внутри культурной группы существуют узнаваемые широко распространенные сходства. Также существует отклонение от этих моделей и сопротивление им со стороны отдельных лиц и подгрупп внутри культуры, поэтому культурные модели со временем меняются. Наконец, это определение признает, что культура влияет на наши убеждения о том, что является истинным и ложным, на наше отношение, включая наши симпатии и антипатии, на наши ценности в отношении того, что правильно и что неправильно, и на наше поведение.

(Изображение: Laura B, лицензия Pixabay)

Культура часто невидима для нас, и мы склонны воспринимать ее как должное. Как говорится, «рыбы не обязательно знают, что они в воде, потому что они полностью погружены в нее». Нашу культурную среду трудно воспринять, пока мы не столкнемся с чем-то другим. Точно так же, как рыба, вытащенная из воды, внезапно осознает, в чем она обычно живет, мы начинаем осознавать нашу собственную культуру, когда сталкиваемся с ситуациями и людьми, которые незнакомы и отличаются от других.

 

2.1.2:

Культура, сокультура и межкультурная коммуникация

Межкультурная коммуникация возникает, когда люди, принадлежащие к разным культурным и сокультурным группам, взаимодействуют друг с другом. Большинство людей склонны думать о межкультурной коммуникации как об общении с кем-то из другой страны. Однако даже в пределах одного географического местоположения существуют как доминирующая культура, так и несколько культурных групп. Доминирующая культура создается группой, которая находится у власти, управляет страной и принимает законы и политику. Отношения, убеждения, ценности, модели мышления и коммуникативное поведение доминирующей группы — это те, которые стали нормальными и часто рассматриваются как «идеальные» или превосходящие. Например, то, что считается «правильным» английским языком, приемлемые прически и деловая одежда — все это определяется доминирующей группой.

Исторически сложилось так, что в США эта доминирующая группа состояла из богатых, белых, гетеросексуальных мужчин-христиан. Однако существуют другие сокультурные группы, основанные на расе, поле, социальном классе, сексуальной ориентации, способностях, поколении и т. д. Из-за этого межкультурная коммуникация фактически существует в континууме. На низком уровне мы можем общаться с кем-то из той же расы и социального класса, но они могут быть другого пола. На высоком уровне мы можем общаться с кем-то, кто из совершенно другого географического положения, пола, расы, поколения и т.  д. 

Культура и совместная(ые) культура(и) влияют на наше поведение, ценности, убеждения, модели мышления и восприятие окружающей среды. Культурная и сокультурная идентичность отличает группы людей друг от друга. Это важно, потому что групповые различия часто заставляют нас чувствовать себя некомфортно во взаимодействии и могут привести к недопониманию и конфликтам. Более того, во всех культурах совместное культурное членство, основанное на таких факторах, как пол или раса, может как привилегировать, так и поставить в невыгодное положение членов этой конкретной группы. Принадлежность к доминирующей группе порождает определенные привилегии, которых не получают члены недоминирующей группы, и создает неравную динамику власти в наших коммуникативных взаимодействиях. Однако, признавая привилегии и изучая общие различия, существующие между культурами с точки зрения верований, ценностей, взглядов и моделей мышления, мы можем лучше размышлять о нашей собственной культуре и совместной культуре, смотреть на нее через другую призму и улучшать ее. наша межкультурная коммуникативная компетенция.

 

(Изображение: Piers NYE, CC BY NC ND 2.0)

Межкультурная коммуникация: Межкультурная коммуникация существует в непрерывном режиме. На низком уровне мы можем общаться с кем-то из той же расы и социального класса, но они могут быть другого пола. На высоком уровне мы можем общаться с кем-то, кто из совершенно другого географического положения, пола, расы, поколения и т. д.

Определение культуры

Определение культуры

КУЛЬТУРА


НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Культура означает накопление знаний, опыт, убеждения, ценности, установки, смыслы, иерархии, религия, представления о времени, роли, пространственные отношения, представления о вселенной, а также материальные объекты и имущество приобретаемые группой людей в ходе поколений через индивидуальные и групповые стремление.
  • Культура – ​​это системы знаний, разделяемые относительно большая группа людей.
  • Культура — это общение, общение — это культура.
  • Культура в самом широком смысле — это культивируемое поведение; что это совокупность усвоенного, накопленного человеком опыта, социально передается, или, короче, поведение посредством социального научения.
  • Культура — это образ жизни группы людей — поведение, убеждения, ценности и символы, которые они принимают, как правило, не задумываясь о них. их, и которые передаются путем общения и подражания от одного поколения к другому. следующий.
  • Культура – ​​это символическая коммуникация. Некоторые его символы включают в себя навыки, знания, отношения, ценности и мотивы группы. Значения символы изучаются и преднамеренно увековечиваются в обществе через его институты.
  • Культура состоит из паттернов, явных и неявных, из и за поведение, приобретаемое и передаваемое символами, составляющее отличительное достижение групп людей, включая их воплощения в артефактах; неотъемлемая часть культуры состоит из традиционных идей и особенно связанных с ними ценностей; системы культуры могут, с одной стороны, рассматривать как продукты действия, с другой стороны, как обуславливающие влияет на дальнейшие действия.
  • Культура – ​​это сумма усвоенного поведения группа людей, которые обычно считаются традицией этого народа и передается из поколения в поколение.
  • Культура — это коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

  • Позиция, которую люди усваивают как члены общество определяет человеческую природу. Люди — это то, чему они учатся. Оптимистичная версия культурный детерминизм не накладывает ограничений на способности людей делать или быть все, что они хотят. Некоторые антропологи предполагают, что не существует универсального «правильного «способ» быть человеком. «Правильный путь» почти всегда «наш путь»; «наш путь» в одном обществе почти никогда не соответствует «нашему пути» в любом другое общество. Правильной позицией информированного человека может быть только терпимость.
  • Оптимистическая версия этой теории постулирует, что человеческая природа бесконечно податливый, человек может выбирать образ жизни, который он предпочитает.
  • Пессимистическая версия утверждает, что люди таковы, какими они обусловлены быть; это это то, над чем они не властны. Люди — существа пассивные и все, что их культура говорит им делать. Это объяснение ведет к бихевиоризму, который помещает причины человеческого поведения в область, которая полностью находится вне человеческого контроля.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

  • Различные культурные группы думают, чувствуют и действуют по-разному. Нет никакого научного стандарты для рассмотрения одной группы как внутренне превосходящей или низшей по отношению к другой. Изучение культурных различий между группами и обществами предполагает позицию культурный релятивизм. Это не означает нормальности ни для себя, ни для своего общества. Это, однако призывает к суждению, когда имеешь дело с группами или обществами, отличными от собственный. Информация о характере культурных различий между обществами, их корнях, и их последствия должны предшествовать суждениям и действиям. Переговоры, скорее всего, добиться успеха, когда заинтересованные стороны понимают причины разногласий в точки зрения.

КУЛЬТУРНЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ

  • Этноцентризм – вера в превосходство своей культуры над культурой других культуры. Это форма редукционизма, сводящая «другой образ жизни» к искаженная версия собственного. Это особенно важно в случае глобальных сделок когда компания или человек проникнуты идеей, что методы, материалы или идеи кто работал на родине, будет работать и за границей. Различия в окружающей среде, поэтому игнорируется. Этноцентризм по отношению к глобальным отношениям можно охарактеризовать как следует:
    • Важные факторы в бизнесе упускаются из виду из-за одержимости определенными причинно-следственных связей в своей стране. Всегда полезно обратиться к контрольные списки человеческих переменных, чтобы быть уверенным, что все основные факторы были в меньше всего учитывается при работе за границей.
    • Несмотря на то, что можно признать экологические различия и проблемы, связанные с измениться, но может сосредоточиться только на достижении целей, связанных с родной страной. Это может привести к потере эффективности компании или физического лица с точки зрения международная конкурентоспособность. Цели, поставленные перед глобальными операциями, также должны быть Глобальный.
    • Различия признаются, но предполагается, что связанные изменения настолько фундаментальны что они могут быть достигнуты без усилий. Это всегда хорошая идея, чтобы выполнить рентабельность анализ предлагаемых изменений. Иногда изменение может нарушить важные ценности и тем самым может столкнуться с сопротивлением реализации. Стоимость некоторых изменений может превышать выгоды от внедрения таких изменений.

ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурные различия проявляются по-разному и на разных уровнях глубина. Символы представляют самые поверхностные и ценят самые глубокие проявления культура, с героями и ритуалами между ними.

  • Символы – это слова, жесты, изображения или объекты, несущие определенное значение, которое признается только теми, кто разделяет определенную культуру. Новые символы легко развиваются, старые исчезают. Символы одной конкретной группы регулярно копируются другими. Этот вот почему символы представляют самый внешний слой культуры.
  • Герои — это люди, прошлые или настоящие, настоящие или вымышленные, обладающие характеристиками которые высоко ценятся в культуре. Они также служат моделями поведения.
  • Ритуалы — это коллективные действия, иногда излишние для достижения желаемых целей, но считаются социально важными. Поэтому чаще всего они выполняются ради них самих (способы приветствия, уважение к другим, религиозные и социальные церемонии и др.).
  • Ядром культуры являются ценности. Это широкие тенденции предпочтений определенное положение вещей другим (хорошее-плохое, правильное-неправильное, естественное-неестественное). Много ценности остаются неосознанными для тех, кто их придерживается. Поэтому их часто нельзя обсуждаются, и они не могут быть непосредственно наблюдаемы другими. Ценности можно вывести только из как люди ведут себя в разных обстоятельствах.
  • Символы, герои и ритуалы — это материальные или визуальные аспекты практик культура. Истинное культурное значение практик неосязаемо; это раскрывается только когда практика интерпретируется инсайдерами.

Рисунок 1. Проявление культуры на разных уровнях глубины


СЛОИ КУЛЬТУРЫ

Люди даже внутри одной культуры несут в себе несколько уровней ментального программирования. сами себя. Различные слои культуры существуют на следующих уровнях:

  • Национальный уровень: связан с нацией в целом.
  • Региональный уровень: связан с этническими, языковыми или религиозными различиями, которые существуют внутри нации.
  • Гендерный уровень: связан с гендерными различиями (женщины и мужчины)
  • Уровень поколения: связан с различиями между дедушками и бабушками и родителями, родители и дети.
  • Уровень социального класса: связан с возможностями получения образования и различиями в оккупация.
  • Корпоративный уровень: связан с особой культурой организации. Применимо к работающим.

ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Переменная может быть операционализирована с помощью методов одиночного или составного измерения. А метод единственного измерения означает использование одного индикатора для измерения домена концепция; Метод составных показателей означает использование нескольких индикаторов для построения индекс для концепции после того, как область концепции была эмпирически выбрана. Хофстеде (1997) разработал метод составной меры для измерения культурных различий. среди разных обществ:

  • Индекс дистанции власти. Индекс измеряет степень неравенства, существующего в общество.
  • Индекс избегания неопределенности: Индекс измеряет степень, в которой общество чувствует себя угрожают неопределенными или двусмысленными ситуациями.
  • Индекс индивидуализма: Индекс измеряет степень индивидуализма в обществе. Индивидуализм относится к слабо связанным социальным рамкам в обществе, в котором люди должны заботиться только о себе и своих ближайших родственниках. Другой конец спектром будет коллективизм, который возникает, когда в обществе существуют жесткие социальные рамки. какие люди различают ингруппы и аутгруппы; они ожидают, что их группы (родственники, кланы, организации) заботиться о них в обмен на абсолютную лояльность.
  • Индекс мужественности (достижения и отношения): индекс измеряет степень, в которой доминирующие ценности напористость, деньги и вещи (достижения), не заботясь о других или о качестве жизнь. Другой конец спектра будет женственность (отношения).

ПРИМИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Культурная осведомленность:

  • Прежде чем приступить к глобальному заданию, вероятно, необходимо определить культурные различия, которые могут существовать между родной страной и страной бизнеса операция. Там, где существуют различия, необходимо решить, будут ли они и в какой степени практика родной страны может быть адаптирована к внешней среде. В большинстве случаев различия не очень очевидны или ощутимы. Некоторые аспекты культуры могут быть изучены сознательно (например, способы приветствия людей), некоторые другие различия усваиваются подсознательно (например, методы решения проблем). Развитие культурного сознания может непростая задача, но однажды выполненная, она определенно помогает эффективно выполнять работу в чужая среда.
  • Дискуссии и чтение о других культурах определенно помогают формировать культурную осведомленность, но представленные мнения должны быть тщательно взвешены. Иногда они могут представлять необоснованные стереотипы, оценка только подгруппы определенной группы людей, или ситуация, которая с тех пор претерпела радикальные изменения. Всегда полезно получить различные взгляды на одну и ту же культуру.

Кластеризация культур:

  • Некоторые страны могут иметь много общих атрибутов, которые помогают формировать их культуры (модификаторы может быть язык, религия, географическое положение и т. д.). На основании этих данных, полученных от прошлых кросс-культурных исследованиях страны могут быть сгруппированы по сходству ценностей и отношения. Меньше различий можно ожидать при перемещении внутри кластера, чем при перемещении из одного кластера в другой.

Определение степени глобального участия:

  • Все предприятия, работающие по всему миру, не должны иметь одинаковую степень культурной осведомленности. На рис. 2 показана степень, в которой компании необходимо понимать глобальные культуры в разный уровень вовлеченности. Чем дальше компания отходит от единоличной роли занимаясь внутренним бизнесом, тем больше он должен понимать культурные различия. Движущийся вовне по более чем одной оси одновременно делает необходимым строительство культурных осознание еще важнее.

Рисунок 2. Осведомленность о культуре и степень глобального участия


Артикул:

Хофстеде, Г. (1997). Культуры и организации: программное обеспечение разума. Новый Йорк: Макгроу Хилл.


Некоторые последние публикации


Культура Шок бросает вызов фирмам, ищущим зарубежные

Промышленность США строительство всегда умела получение работы за границей, но соблазн контрактов на реконструкцию в местах такие как Афганистан и Ирак, могут привлечь некоторые фирмы через свои головы. Большой международные фирмы имеют много ресурсов для решения огромные проблемы работы на мировом рынке. Но массивный восстановление стран, опустошенных войной, может сбить с толку лучших из их.

Политические и физические риски являются наиболее коварными и должны быть считаться с. Языковые и культурные различия также нельзя игнорировать. Разумное обращение к ним может открыть множество возможностей для достижения успеха.

Конференция правительства США по восстановлению Афганистана, состоявшаяся в Чикаго на прошлой неделе проделал долгий путь, чтобы наметить там возможности. Эти аутрич-программы — хорошее начало, потому что многие фирмы нуждаются в обучении как работать за границей. Первый урок состоит в том, чтобы отказаться от этноцентрических взглядов, которые мир должен приспосабливаться к нашему методу заключения договоров, а не к наоборот.

На отдельном собрании, которое также состоялось в Чикаго на прошлой неделе, ENR представил вместе строительство руководители при ежегодном руководстве конференция. Американские фирмы заинтересованы в планах Китая по строительству олимпийских объектов и другую работу, особенно тех, кто готов терпеливо слушать через перевод, услышал богатые подробности от китайских представителей.

Терпение, внимательность и чуткость встречаются редко конструкция черты, но они могут помочь в культурах отличных от наших собственный.

Языковые и культурные различия могут быть опасны для переговоров.

[ENR (2003). Культурный шок бросает вызов фирмам, ищущим зарубежные рынки. Том. 250, № 23. Новый Йорк: Макгроу Хилл.]


Видим ли мы глаза в глаза? Последствия культурных различий для межкультурных исследований и управления Практика

Аннотация

Хотя наблюдение является общей исследовательской методике, мало внимания уделялось влиянию культура вынесения суждений наблюдателем. Эти исследования утверждают, что рассмотрение культурных различий имеет решающее значение при применении методов наблюдения в кросс-культурных исследованиях, а также в прикладных контекстах перформанса оценка и международный менеджмент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *