Культурный и общеобразовательный уровень
В условиях семейного неблагополучия низкий культурный и общеобразовательный уровень родителей, выступая одновременно как его причина и результат, служит тем интегрирующим началом, которое, присутствуя во всех сферах жизнедеятельности семьи, с определенной долей вероятности предопределяет неблагополучное воспитание детей.
Известно, что Культура или бескультурье — величины относительно постоянные. Для их изменения в ту или иную сторону необходимы, во-первых, продолжительное время, во-вторых, серьезные социально-психологические преобразования в структуре личности в целом. При этом сама возможность более или менее радикальных изменений в уровне культуры индивида жестко обусловлена наличием целого ряда как объективных, так и субъективных обстоятельств. Безусловно, определяющим среди них является наличие элементарных основ общей и духовной культуры человека, то есть той базы, которая складывается из его предыдущего развития и сама является предпосылкой целесообразности этих изменений.
Данные исследований показывают, что в структуре ценностных ориентаций личности родителей из неблагополучных семей почти нет ни желаний, ни базы для каких-либо серьезных преобразований в уровне своей культуры. По всем ее показателям большинство родителей характеризуется настолько нетипично, что правильнее было бы говорить не об оценке уровня культуры, а об оценке уровня их бескультурья. Например, среди родителей-криминогентов из неблагополучных семей нет ни одного посещающего культурно-зрелищные мероприятия (театры, музеи, выставки, цирк и т. д.). Только 2,5% из них видят в музыке и театре средства воспитания людей, а все остальные отнесли их к средствам развлечения. Из всех искусств здесь в основном предпочитают кино, но и то преимущественно демонстрируемое по телевидению. Кинотеатры 1—2 раза в месяц посещают 2%. Следует добавить еще и то, что неблагополучные семьи, по сравнению с семьями контрольной группы, в 2 раза меньше имеют телевизоров, почти в 1,5 раза радиоприемников и радиотрансляционных точек.
Анализируя культурный уровень неблагополучной семьи, нельзя не обратить внимания на одно обстоятельство, имеющее важное значение при организации профилактической деятельности. Так, почти все опрошенные родители неблагополучных семей, являющиеся криминогентами, не понимают того, что подобное отношение к искусству вообще и средствам его передачи в частности не типично и вредно для них самих. Почти никто из них не мог согласиться с тем, что их негативное отношение к искусству и низкий уровень общей культуры есть одна из причин бескультурья и антиобщественной направленности личности их детей.
В силу определенных причин большинство родителей из неблагополучных семей не хотят или не могут предположить, что «конкретное воздействие, полученное человеком, может сказаться на его поведении спустя недели, месяцы или годы». Показательным в этом отношении является то, что большинство родителей (78%) не считают себя виновными в формировании антиобщественной направленности личности своих детей и совершении ими правонарушений, а 80% не только не видят какой-либо неполноценности в своем низком культурном уровне, но даже считают это вполне естественным состоянием.
Анализ всех других показателей уровня культуры неблагополучной семьи позволяет сделать вывод о том, что именно признание родителями естественности своего культурного уровня является фактором, предопределяющим искаженное формирование культурно-эстетических воззрений несовершеннолетних. Фатальное непонимание родителями этой ненормальности, пожалуй, одно из главных обстоятельств сложности, а подчас и невозможности каких-либо позитивных изменений в уровне общей и духовной культуры неблагополучной семьи.
Не может быть нормальным такое положение в семье, где ни один из родителей не является читателем библиотеки, где 98% родителей вообще не читают ни книг, ни газет, ни журналов. 96,5% таких семей их не выписывают и не приобретают, а 92% семей не имеют дома даже самой элементарной библиотечки. Особенно удручающим является то, что более 85% родителей из неблагополучных семей считают любой вид искусства практически бесполезным как для себя, так и для своих детей.
Среди особенностей, характеризующих культурный уровень некоторой части родителей, выделяется сочетание религиозных воззрений с аморальным поведением. Несмотря на то, что около 10% матерей и 9% отцов посещают церковь, верят в сверхъестественные силы, справляют церковные обряды и отмечают культовые праздники — у 77% из них в разговоре на любую тему преобладают жаргонные и нецензурные выражения. Более того, весь образ жизни этой категории родителей, в особенности их отношение к воспитанию детей, явно противоречит большинству ими же исповедуемых религиозных догм.
В условиях семейного неблагополучия прослеживается тесная взаимосвязь культурного уровня с уровнем общего и специального образования родителей. Данные сравнительного анализа этих показателей свидетельствуют о том, что в 89% случаев низкий уровень культуры родителей сопровождается крайне низким уровнем образования и негативным к нему отношением. Низкий уровень образования родителей из неблагополучных семей служит серьезной преградой на пути повышения их культурного уровня. В свою очередь крайне низкий уровень общей и духовной культуры не позволяет им даже осознать саму необходимость повышения своего образования. Несмотря на то что уровень образования родителей из неблагополучных семей существенно отстает от уровня образования контрольной группы родителей и от уровня образования населения страны в целом, почти 90% из них считают, что «имеющегося образования достаточно», «п нем нет необходимости», «в повышении образования нет никакой пользы».
Поэтому имеют образование не выше начального 81% родителей (в контрольной группе 8%), неполное среднее — 13,5% (в контрольной группе 21,5%), среднее — 3% (в контрольной группе 25%), среднее специальное или среднетехническое и незаконченное высшее — 2% (в контрольной группе 24%). Лиц с высшим образованием среди родителей из неблагополучных семей почти нет.
Низкий уровень образования родителей оказывает отрицательное влияние не только на уровень их общей культуры, но и в значительной мере предопределяет низкий уровень образования и культуры детей. На наличие связи между показателями характеристик родителей и детей говорит то, что в неблагополучных семьях только около 23% несовершеннолетних (в том числе не правонарушителей) имеют уровень образования, соответствующий возрасту.
Само собой разумеется, что причина этого коренится не столько в низком уровне образования родителей, сколько в их отношении к собственному образованию и образованию своих детей. Регулярно интересовались успехами своего ребенка в школе и оказывали ему постоянную помощь лишь 5% родителей. Время от времени занимались этим 16,5%, а 62,5% считали, что обучение детей — дело школы. Особенно печальным является то, что 16% родителей категорично ответили, что «дальнейшая учеба для их детей вообще не нужна».
Беспечное, равнодушное отношение родителей к воспитанию и обучению детей полностью исключает в неблагополучной семье какие-либо понятия о режиме дня ребенка, его успеваемости и посещаемости школы, училища. Результаты этого рано или поздно сказываются на детях. Среди несовершеннолетних правонарушителей и склонных к совершению правонарушений подрост ков из неблагополучных семей почти нет таких, успеваемость которых была бы выше удовлетворительного уровня. Почти 47% подростков систематически пропускают занятия, а 12% (в возрасте от 10 до 16 лет) вообще не посещают школу. Именно в этих семьях намного больше, чем в семьях контрольной группы, второгодников (почти, в 8 раз), нарушителей дисциплины на уроках (в 5,5 раза), хронически неуспевающих (более чем в 6 раз).
Таким образом, неблагоприятные условия семейного воспитания и низкий уровень культуры и образования, а также негативное отношение к ним предопределяю1 неуспех подростков в обучении и, в конечном счете, разрыв со школой. В свою очередь нарушение связей подростка со школой, являющейся для него в условиях семейного неблагополучия единственным средством социализации, значительно увеличивает опасность его становления на антиобщественный путь.
По данным X. А. Рандалу, «вероятность совершения преступления у 17-летних, которые не учатся в общеобразовательной школе, около одной четверти, у 16-летних— более половины, у 15-летних — в 2 раза и у 14-летних — в 3,5 раза больше, чем у учащихся общеобразовательной школы».
Низкий уровень образования и культуры родителей из неблагополучных семей является, кроме всего прочего, одним из условий, исключающих из обихода семьи какие-либо рациональные педагогические принципы, навыки управления поведением подростка. Для данного типа семей характерно сочетание бесконтрольности за поведением детей с физическим наказанием их по поводу и без повода. При этом неблагополучную семью отличает не простое непонимание своей роли в деле воспитания детей, не педагогические ошибки и отклонения, а преднамеренное нежелание или полная неспособность (в силу свойственного ей образа жизни) заниматься воспитанием детей.
Физические наказания, выставление на улицу, оставлял без обеда (характерное для 41 % семей), словесные оскорбления, применяемые более чем в 62% семей, принуждение, предоставление подростку полной свободы деятельности — основной арсенал средств воспитания детей. В целом же целенаправленно в неблагополучной семье воспитанием детей практически занимаются лишь около 12% матерей и бабушек.
Говоря о педагогической культуре неблагополучной семьи, следует отметить, что здесь все, в том числе и меры физического воздействия, неизбежно порождает безнадзорность детей. Более 60% подростков из неблагополучных семей возвращаются домой только после 22—23 часов и почти 20% зачастую не ночуют дома. Такая непозволительная в этом возрасте свобода серьезно увеличивает вероятность становления подростка на путь правонарушений.
Характерна реакция большинства родителей на такую педагогическую вольность. Из всех опрошенных родителей 50% ответили, что «в этом нет ничего страшного», и «мы сами были такими же», более 22% ответили, что они «не в состоянии управлять поведением ребенка», а почти 15% заявили, что «он вполне самостоятелен и может делать все, что ему заблагорассудится».
Таким образом, низкий уровень образования и культуры в условиях семейного неблагополучия создает для детей крайне неблагоприятную обстановку и предопределяет формирование такой же направленности личности, какая характерна для родителей.
Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы
Наталья Константиновна Катович,
начальник управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент, отличник образования Республики Беларусь.
Сфера научных интересов:
теоретико-методологические и учебно-методические основы воспитания в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;
теория педагогической регионализации.
Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы
Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждение семейного неблагополучия и эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.
В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:
- изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
- использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
- создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
- повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
- организация родительского всеобуча;
- формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.
Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.
Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.
Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.
В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.
I. Знакомство.
Определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. Большое значение имеет и определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Здесь администрации школы целесообразно актуализировать потенциал педагогического коллектива, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, например, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах или что значительная часть ее выпускников добилась успеха в дальнейшей жизни.
В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования
II. Планирование совместной деятельности.
Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия. Такого рода сотрудничество позволяет совместными усилиями достигать поставленных целей, находить соответствующий баланс интересов и возможностей; учитывать имеющиеся ресурсы и потенциал всех заинтересованных сторон, формировать чувство разделенной ответственности семьи и школы за процесс воспитания личности учащегося.
Планирование работы с семьей в условиях учреждения образования в целом включает:
- планирование работы родительского комитета, заседаний попечительского совета;
- проведение общешкольных родительских собраний;
- взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями.
Все эти обязательные компоненты годового плана реализуются с учетом актуальных проблем развития личности учащегося, условий семейного воспитания, задач образовательного процесса.
В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
III. Непосредственное взаимодействие.
Взаимодействие современных учреждений образования с семьей характеризуется широким диапазоном форм, методов, содержания школьно-семейного воспитания. В отечественной и зарубежной педагогической практике уже накоплен определенный опыт работы школы с различными категориями семей (Е.П. Арнаутова, Е. В. Бондаревская, В.С. Богословская, Е.В. Гребенников, В.В. Мартынова, М.П. Осипова, Е.К. Погодина, В.В. Чечет и др.). Он направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, усвоение гуманистических ценностей и их реализацию в системе семейного воспитания, формирование семейно-педагогической общности, предупреждение семейного неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.
Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.
Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы
Структура такой модели может представлять собой сочетание четырех направлений:
- диагностика и изучение семьи;
- просветительская работа, обучение родителей;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- подготовка учащихся к семейной жизни.
Подобная модель может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса. С ее помощью классный руководитель может компетентно осуществлять свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося.
Очень важным направлением работы по реализации данной модели является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.
С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики:
- выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг;
- педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
- исследования удовлетворенности родителей работой школы.
- Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования получает возможность объективно оценить:
- профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей;
- запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг;
- взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения образования.
- Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка.
Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.
Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при включении в другие совместные дела.
Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи можно выделить три направления обучения родителей:
- как воспитателя;
- как учителя своего ребенка;
- как союзника, партнера.
Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в данных направлениях.
Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, социально-педагогических центров, центров социальной защиты, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, представителей заинтересованной общественности.
Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.
Встреча с администрацией, учителями класса проводится ежегодно. На этой встрече педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания. Выясняются запросы родителей и возможности сотрудничества.
День открытых дверей – открытое мероприятие в образовательном учреждении, которое позволяет родителям (друзьям, родственникам) непосредственно знакомиться с условиями образования детей в школе в ходе различных видов педагогической деятельности (проведения факультативных занятий, заседаний клубов, тренировок спортивных секциях, занятий в объединениях по интересам и др.).
Родительский день – открытое школьное мероприятие для родителей, которое часто является синонимом Дня открытых дверей. Позволяет родителям учащихся познакомиться с работой школы, поучаствовать в мастер-классах или других мероприятиях. На современном этапе развития информационного образовательного пространства действуют просветительские сайты «Родительский день», организованы страницы на сайтах учреждений образования, которые содействуют самообразованию родителей и решению актуальных проблем воспитания. Их работа позволяет родителям познакомиться с различными аспектами развития личности ребенка, а так же обсудить их с единомышленниками на форуме.
Родительский всеобуч – форма работы с широким охватом родителей, проводится с целью повышения их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления актуальных проблем воспитания в семье, обучения и развития личности учащегося. Предполагает программу системных последовательных действий (мероприятий) и применение соответствующих технологий в условиях реального или виртуального образовательного пространства (интернет-ресурсы).
Вечер вопросов и ответов ‑ форма работы с родителями, которая проводится на основе опроса родителей, с учетом выявленных проблемы по различным аспектам воспитания учащихся.
Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.
Досуг родителей и детей (совместный) – форма работы, дающая возможность детям и родителям в свободное время заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору на основе перечня возможных в данном учреждении образования или предусмотренных совместным планированием. К подобным видам деятельности можно отнести семейные праздники, День именинников, День семьи, День здоровья, рыцарские турниры, спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей – на старт!», семейные ток-шоу, коллективные творческие дела («Праздник труда», «Салатный пир», «Семейный коллаж»), конкурсы и фестивали творчества родителей и детей на различные темы («Мой родны кут», «Бульбяны фэст», «Паэтычная субота», «Инсценировка из жизни замечательных семей»), КВН, викторины и др.
Конференция по обмену опытом воспитания детей ‑ тематическое мероприятие, где может обсуждаться один или несколько актуальных вопросов, а также представляться положительный опыт и традиции семейного воспитания.
Лекторий для родителей – форма педагогического просвещения, которая способствует ознакомлению с теорией и практикой воспитания на современном этапе, повышению их педагогической культуры, выработку конструктивных подходов к воспитанию детей. Лекторий проводится по специально разработанной программе. Для чтения лекций и консультаций могут привлекаться узкие специалисты и наиболее подготовленные педагоги.
Родительский университет – представляет собой системный, комплексный подход к проблеме психолого-педагогического просвещения родителей. В ходе систематических знаний участники получают разносторонние знания о развитии ребенка, особенностях воспитания и обучения. При этом организаторы должны широко использовать мультимедийные технологии (цифровые и аналоговые аудио-, видеоустройства) для просмотров видеосюжетов, фотоматериалов, презентаций, воспроизведения лекций, выступлений известных ученых, практиков и др.
В текущем учебном году реализация республиканского проекта «Родительский университет» станет актуальной формой просветительской работы с родителями. Разработка идеи проекта и программы его деятельности принадлежит ученым БГПУ им. М. Танка. Примерная программа работы по проекту «Родительский университет» представлена в приложении 3 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» (см. на сайте Министерства образования Республики Беларусь).
Школа для родителей может объединять участников в группы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются родители, возраста учащихся, наличия или отсутствия опыта воспитания (школа молодых родителей, школа для родителей будущих первоклассников, школа для родителей одаренных детей, школа отцов и т.д.).
В рамках школы для родителей могут работать педагогические мастерские, которые позволяют в активной, творческой, интересной форме осваивать сложные психолого-педагогические понятия, необходимые знания, справляться с актуальной проблемой воспитания ребенка в семье.
Ток-шоу для родителей – публичное мероприятие, которое ставит своей целью привлечь педагогическую, родительскую общественность и учащихся к обсуждению или возможному решению актуальной и общей для всех проблемы.
Клубы для родителей ‑ объединения активных родителей по интересам с целью общения, обсуждения актуальных проблем воспитания детей в семье, организации досуга, совместной деятельности.
Круглый стол ‑ форма обсуждения актуальных проблем воспитания учащихся. Во время таких встреч родители и педагоги на равных оказываются за общим столом. Предполагается ограниченное число наиболее активных участников, выступающих с докладом. Ведущий обеспечивает условия для эффективного диалога, сохранность смысловой конвы мероприятия в ходе обсуждения злободневных проблем; высказывание различных точек зрения, мнений, для поиск возможных путей выхода из сложных ситуаций.
Информационный бюллетень ‑ периодическое издание, посвященное событиям, произошедшим в школе, адресованное педагогам, родителям, представителям администрации. Основными задачами издания являются: расширение информационно-образовательного пространства, информирование о возможностях и результатах участия семьи в образовательном процессе.
Виртуальная гостиная ‑ форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей, это интерактивная и креативная среда, которая является вариантом виртуализации взаимодействия школы и семьи.
Гостиные могут включать в себя ряд актуальных разделов, быть своеобразной виртуальной школой для родителей, родительским университетом, педагогической мастерской, форумом для вопросов и ответов и неформального общения, презентативной доской, виртуальной консультацией и др.
Педагогический коллектив учреждения общего среднего образования должен прикладывать большие усилия для ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Эта работа традиционно активизируется в период тематических недель (Неделя матери, Неделя семьи), накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта. Популярны среди родителей спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования с участием родителей по пионерболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису и др. В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают удовольствие от общения друг с другом. Таким образом обогащается и досуговая сфера семьи.
Родители – специалисты в различных областях – могут активно вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу, например, в проведение тематических лекториев (в том числе, кинолекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.
Одним из важных направлений деятельности учреждений общего среднего образования является ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.
Многие проблемы современной семьи связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности, с уровнем образованности и воспитанности. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи, формирование традиционных семейных ценностей является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи в учреждениях общего среднего образования рекомендована для использования в образовательном процессе учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» для IX–XI классов. Содержание программы направлено на изучение правовых и нравственных основ семейной жизни, на формирование позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству.
Программа факультативных занятий включает 3 раздела. В разделе «Подготовка к браку и семейной жизни» (IX класс) рассматриваются гендерные различия юношей и девушек, особенности добрачных отношений, факторы и мотивы брачного выбора, личностные качества, необходимые для семейной жизни, раскрывается понятие «готовность к браку и семейной жизни». В разделе «Семья как социальный институт» (X класс) дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений. В завершающем разделе «Семья и дети» (XI класс) рассматриваются такие темы, как особенности молодой семьи, планирование семьи, роль отца и матери в воспитании детей, стили семейного воспитания, семейные традиции и организация семейного досуга, социальная поддержка семьи.
В программе факультативных занятий большое внимание уделено формированию качеств личности учащихся, умений и навыков, необходимых для будущей семейной жизни. Этому способствуют практико-ориентированная направленность факультативных занятий, использование активных форм обучения ‑ тренингов, дискуссий, круглых столов, творческих заданий, проектов и др.
Для реализации учебной программы факультативных занятий в 2020 году издано пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Основы семейной жизни. Подготовка к браку и семейной жизни. 9 класс» (авторы В. В. Мартынова, Е. К. Погодина). В пособии представлена модель организации занятий по учебной программе факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX классов, конспекты факультативных занятий, дидактические и раздаточные материалы.
В ближайшей перспективе готовятся к выпуску пособия «Основы семейной жизни. Семья как социальный институт. 10 класс», «Основы семейной жизни. Семья и дети. 11 класс».
Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.
Литература:
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
- Концепция воспитания детей и учащейся молодежи / Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. ‑ № 10 – С. 3–22.
- Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
- Методический инструментарий классного руководителя: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 с. : ил.
- Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
- Чечет, В. В. Педагогика семьи: пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.
Культурное разнообразие в классе
Разнообразие признает различия между людьми и включает в себя различные факторы, такие как религия, политическая ориентация, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, возраст, раса, этническая принадлежность, язык, социально-экономический статус и структура семьи. Культурное разнообразие в классе включает признание этих различий и создание культуры включения и принятия среди учащихся и всего школьного сообщества.
Типы культурного разнообразия в классе
Преподавание разнообразия в классе является ключевой частью разработки общей политики школы или округа в отношении культурного разнообразия. Школы могут внести свой вклад в продвижение политики и процедур обеспечения равенства, разнообразия и инклюзивности в школах, но учителя могут ежедневно внедрять разнообразие и инклюзивность в классе со своими учениками. Ниже приведены соображения, которые учителя должны учитывать в классе.
Раса
Несмотря на то, что понятие расы, как правило, изучается, дети все еще способны видеть цвет кожи и различия между ними, особенно в расово разнообразном обществе, таком как США. Расовое признание и чувствительность должны проникать в класс по всем направлениям— между учениками и с учителями и учениками. Учителям так же важно уважать и признавать влияние расы на своих учеников, как и учащимся признавать это между собой.
Этническая принадлежность
Помимо различий во внешности, культура и наследие составляют значительную часть индивидуальной идентичности. В то время как раса ограничена несколькими категориями, этнические группы охватывают страны, города, деревни и племена. Понимая этническую принадлежность ваших учеников, вы сможете лучше распознать их уникальные интересы и взгляды, которые формируются их этническим происхождением.
Язык
Этническая принадлежность может определять основной или дополнительный язык учащегося, а в некоторых случаях учащиеся в семьях иммигрантов могут говорить дома исключительно на чем-то другом, кроме английского. Это может привести к языковым барьерам между родителями и учителями или потенциальным языковым барьерам среди учащихся, которые могут не владеть английским языком.
Религия
Религии могут быть такими же широкими, как и этническое происхождение, и важно уважать религиозные убеждения и обычаи каждого учащегося. За пределами приходских школ религия, как правило, не привносится в школьную жизнь учащегося, за исключением случаев, когда на поведение учащегося непосредственно влияют его религиозные убеждения (например, диетические ограничения, пребывание дома во время религиозных праздников). Учителя также должны осознавать, что учащимся может быть трудно понять, что религиозные убеждения, в которых они были воспитаны, могут не соответствовать убеждениям и образу жизни их сверстников.
Экономический
Учащиеся происходят из различных социально-экономических слоев, которые могут определяться средой, в которой они выросли, районом, в котором они проживают, и уровнем дохода их семей. Эти различия могут проявляться по-разному, включая персональные технические устройства, гардероб, транспорт и праздничные подарки от семей. Некоторым учащимся, возможно, придется подрабатывать после школы или спешить домой, чтобы присмотреть за младшим братом или сестрой, в то время как другие учащиеся могут участвовать во внеклассных мероприятиях. Имейте в виду, что учащийся с небольшим количеством имущества может быть не из семьи с низким доходом, в то время как учащийся из семьи с низким доходом может купить новый iPhone на собственный заработанный доход. Не все так, как кажется, и у каждого родителя есть разные способы обеспечения своих детей.
ЛГБТК
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность являются важным аспектом пути молодого человека. Часто именно во время учебы они приходят к собственному пониманию того, кто они такие. Эти личные путешествия могут включать в себя поддержку со стороны учителей и консультантов или признание со стороны сверстников, поэтому преподаватели должны следить за тем, замечают ли они трудности учащихся в какой-либо из этих областей.
Важность разнообразия в классе
Почему равенство, разнообразие и инклюзивность так важны в школах? Отсутствие разнообразия и инклюзивности в классе может привести к тому, что учащиеся почувствуют себя изолированными, может привести к повышенному уровню стресса у учащихся из числа меньшинств или иным образом маргинализированных учащихся, а также привести к тому, что они чаще станут жертвами издевательств. Считается, что учащиеся из числа меньшинств, учащиеся ЛГБТК и учащиеся, поведение которых отклоняется от принятых гендерных норм, подвергаются более высокому риску издевательств, что может привести к проблемам с успеваемостью, снижению настроения и даже попыткам самоубийства. Намеренное создание учебной среды, в которой учащиеся имеют возможность признавать и отмечать различия, имеет первостепенное значение для их безопасного образования и защиты.
Педагоги согласны с тем, что учитывающие культурные особенности и опытные учителя, а также, возможно, отличающиеся друг от друга сами по себе, могут помочь решить проблему расового неравенства в успеваемости учащихся. Часть работы педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся понять влияние каждой из их жизней друг на друга и их способность влиять на мир в целом и формировать его. Поощряя и приветствуя разнообразие в своих классах, вы можете дать учащимся возможность чувствовать себя в безопасности, строить здоровые отношения и оказывать значимое влияние на других. Безопасные учебные пространства — это разнообразные учебные пространства. Ниже приведены более конкретные причины, по которым следует обучать разнообразию в классе.
1. Самопринятие и уверенность в себе
Все начинается с человека. Учащиеся, чьи различия принимаются в культуре инклюзивности, могут укрепить уверенность в себе, чтобы принять себя.
2. Эмпатия
Принятие выходит за пределы себя и распространяется на окружающее нас сообщество. Учащиеся, которые учатся быть принимающими и инклюзивными, могут развить сочувствие к другим.
3. Уменьшение предубеждений
Чем раньше ребенку будут привиты ценности, тем больше вероятность того, что эти ценности сохранятся в нем на всю жизнь. Когда взрослые учат эмпатии посредством уроков, ориентированных на разнообразие, и путем моделирования эмпатического поведения, дети могут развиваться в социальном плане с менее предвзятым отношением.
4. Подготовка учащихся к тому, чтобы стать гражданином мира
Дети неизбежно будут взаимодействовать с другими людьми по всему миру с разным происхождением, интересами и точками зрения. Их будущие профессии могут привести их в глобальную экономику. Они могут даже путешествовать в какой-то момент своей молодой или взрослой жизни. Понимание и уважение к другим культурам является важным аспектом ответственного гражданина мира.
5. Сотрудничество и уважение
Когда учащиеся способны уважать и отмечать различия между людьми, они лучше подготовлены к управлению реальными сценариями, в которых вступают в игру различные точки зрения и компромиссы.
6. Социальные, познавательные и академические преимущества
Согласно исследованиям, разнообразные классы имеют социальные и познавательные преимущества. У учащихся интегрированных школ больше шансов получить более высокие результаты тестов и поступить в колледж. В этих школах также меньше расовый разрыв в успеваемости.
Как обеспечить культурное разнообразие в классе
Мы хотим предоставить нашим учащимся максимально безопасную образовательную среду и опыт. Это не только желание, но и обязанность, и она включает в себя обучение разнообразию в классе. Это требует не только создания пространств, которые физически безопасны и защищены, но также защищают и способствуют эмоциональному здоровью учащихся, заставляя их чувствовать себя проверенными, взращенными и вовлеченными. Как преподаватели, мы можем практиковать равенство и разнообразие в обучении, а также в том, как способствовать вовлечению учащихся. Мы все можем стремиться к созданию культурно разнообразных безопасных пространств, которые поощряют, приветствуют и отмечают наши различия посредством:
1. Знакомство с учащимися и их семьями
Динамика домашней жизни учащегося может повлиять на его настроение, уровень стресса, посещаемость, стиль общения и многое другое. Если вы узнаете как можно больше о своих учениках и их семьях, вы встанете на правильный путь к созданию культурно инклюзивного класса. Начните учебный год, предложив семьям заполнить анкеты, в которых будет содержаться важная семейная информация, такая как культурное происхождение и традиции, профессии родителей и состав домохозяйства. Знание того, что учащийся происходит из семьи военного, находится в приемной семье, является бездомным или имеет дома больного родителя или брата или сестру, позволит вам сотрудничать с учащимися и их семьями, чтобы поддерживать их наилучшим образом и преодолевать любые возникающие проблемы. .
Совет: Вводная анкета для семей может включать вопросы о предпочтительных местоимениях и именах родителей и учащихся, а также о том, какими именами/прозвищами учащиеся называют своих родителей/опекунов и братьев и сестер.
2. Репрезентативные средства массовой информации
Классы, отличающиеся культурным разнообразием, должны включать в себя различные фотографии, плакаты, книги, музыку, флаги и средства массовой информации, которые демонстрируют и рассказывают истории многих этнических, расовых и гендерных групп, а также отвергают жесткие гендерные роли. . Включите средства массовой информации, включающие ЛГБТК и демонстрирующие различные семейные структуры, в том числе однополые родители, семьи с одним родителем, приемные семьи и домохозяйства из нескольких поколений.
3. Ролевые игры
Ролевые игры помогают учащимся лучше понять культуру. Для младших школьников это может включать введение культурно значимой одежды и продуктов в драматическую игру и игру с куклами, представляющими разные расы и культуры. Со старшими учащимися вы можете разработать более увлекательные мероприятия, например, дать учащимся определенные сценарии для разыгрывания в течение недели, которые воплощают в себе определенный культурный опыт.
Пример : Предложите учащимся разыграть учащегося, находящегося в приемной семье, который постоянно перемещается, родителя-одиночки, который балансирует бюджет на содержание троих детей, или мужчину, который занимается танцами или домохозяином.
4. Инклюзивный язык
Внедрите смесь языков в свой класс. Маркируйте учебные центры и классные ресурсы («блоки», «компьютер», «библиотека»), а также пост-классные правила на двух или более языках. Часто повторяйте их вместе со студентами. Поощряйте внимательность учащихся, когда им представляются новые идеи, язык или еда, препятствуя использованию слов «странный» или «грубый» для описания незнакомых вещей. Избегайте ссылок на гендерные роли и нормы как в классе, так и в обсуждениях семейной жизни.
Ex : «Что вы и ваша семья едите дома?» вместо «Что готовит мама?» Поощряйте использование гендерно-нейтральных местоимений и терминов, таких как «семья» или «родители», вместо «мама и папа».
5. Групповое обучение учащихся
Групповое обучение может помочь учащимся научиться сотрудничеству, командной работе и лидерским качествам. Чтобы сделать еще один шаг вперед, сгруппируйте своих учеников неоднородно, чтобы группы отражали разнообразие в классе. Студенты могут учиться друг у друга так же многому, как и на уроках, которые вы им даете, и это может открыть двери для взаимодействия, которого в противном случае у них не было бы друг с другом.
6. Ведущий «Что мы можем о вас узнать?» days
Подобно программе «покажи и расскажи», эти классные занятия позволяют учащимся встать перед классом, чтобы познакомить своих одноклассников с чем-то новым или просто поделиться тем, что делает их уникальными или особенными. Учащийся может научить несколько предложений на втором языке, показать классу, как сделать поделку, уникальную для его наследия, или показать слайд-шоу о праздничных встречах со своими семьями иммигрантов.
7. Друзья по переписке
Дружба по переписке могут стать отличным способом для учащихся узнать о людях с разным культурным прошлым и опытом. Свяжитесь с учителями в местной школе или школе по всему миру, чтобы создать программу друзей по переписке для вашего класса. Сопоставление учащихся с друзьями по переписке разного расового и культурного происхождения с общими интересами может способствовать пониманию того, что у нас может быть много общего с людьми, происхождение которых отличается от нашего.
8. Включите «Разнообразие» в качестве темы урока
Разнообразие не должно ограничиваться уроками обществознания. Независимо от предмета, учителя могут прерваться в любой момент, чтобы провести урок разнообразия, инклюзивности и принятия. Несмотря на то, что существует много менее прямых способов сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя желанными и помочь учащимся лучше понять друг друга, иногда прямой подход может помочь учащимся получить информацию и жизненные уроки, которые им необходимы, чтобы быть культурно чувствительными.
Как GoGuardian упрощает признание разнообразия в классе для учащихся K-12
GoGuardian Teacher™ позволяет выводить вкладки браузера на устройства учеников. Один из способов включить культурное разнообразие в урок — предоставить каждому ученику отдельную ссылку для чтения. Ссылка будет содержать информацию о культуре или образе жизни, которые отличаются от студенческого. Если вы не уверены в культуре учащегося, сейчас самое время спросить.
Другой способ использовать этот подход в более интерактивном уроке — открыть одну и ту же вкладку двумя вкладками двум ученикам. Каждая вкладка будет представлять культуру одного из двух студентов. Попросите учащихся найти своего партнера по табу и попросите их обсудить свои культуры друг с другом.
Создание доверительных отношений между школами и разными семьями
В следующем разделе описываются способы, с помощью которых школы, школьные округа и родительские группы на Северо-Западе построили доверительные отношения между школой и семьей, что привело к более активному участию семьи. Хотя стратегии и программы могут различаться по дизайну и целям, каждая из них направлена на установление прочных партнерских отношений с семьями.
Родители-наставники создают мост между школами и двуязычными семьями
Школьный округ Fairbanks North Star Borough имеет разнообразный состав учащихся — в 33 школах говорят на 60 языках. Почти 10 процентов населения района составляют коренные жители Аляски; 8 процентов студентов изучают английский язык.
Программа «Наставник для родителей» предоставляет молодым родителям наставника, который говорит на их языке и знакомит их со зданием школы и персоналом. Одна из основных функций наставника для родителей — еженедельно связываться с новыми семьями и узнавать, как идут дела. Когда с семьями невозможно связаться по телефону, наставники посещают их дома. Например, если есть проблемы с посещаемостью, наставники для родителей сообщают семьям, что они скучают по ребенку, и спрашивают, могут ли они чем-нибудь помочь.
Наставники для родителей оказывают позитивные, доброжелательные услуги по работе с детьми многими другими способами, а также: они всегда готовы приветствовать семьи, когда они привозят и забирают своих детей из школы; они встречают детей, когда те выходят из автобуса; они рассылают поздравительные открытки, приглашения на встречи и другие сообщения двуязычным семьям; называют отсутствующих детей; и они участвуют в собраниях и конференциях в качестве переводчиков. Обязанности и функции наставников варьируются в зависимости от школы и структуры, которую создает директор. Один директор создал структуру для наставника и конкретных задач, таких как ведение журнала и отслеживание контактов родителей. Специалист по родительским ресурсам координирует программу и помогает наставникам с любыми проблемами и вопросами.
Нэнси Кастильо, специалист по работе с родителями в средней школе имени Джеймса Б. Райана, обращает внимание наставников на важность того, чтобы уделить время установлению доверительных отношений. «Когда я ориентировал родителей-наставников на эту роль, я сказал им, что самое важное, что они могут сделать, — это относиться к семьям так же, как я отношусь к вам — с уважением». Простая вещь, которую делают Кастильо и все наставники, — это делает общение личным — либо делая заметки от руки на распечатанных листовках, звоня по телефону или посещая дома. «Дети любят видеть нас в своих сообществах, — говорит Кастильо.
Кармен Фернандес, испаноязычный наставник родителей, обсуждает один из прорывов, который произошел с одним из ее родителей во время одного из ее визитов на дом. «Первые два раза мы были у нее дома, разговаривали через дверь, потому что матери было стыдно, что у нее нет мебели. В третий раз она пригласила нас на кофе, и мы поговорили о том, как важно для ее сына ходить в школу. С того дня она каждый день приходила в школу, чтобы убедиться, что ее сын там. Она также следит за тем, чтобы его домашняя работа была сделана вовремя».
Фернандес сказала, что этот инцидент действительно заставил ее осознать, какое влияние может оказать прямой разговор с семьей. Елена Линсе, наставник родителей, говорящая по-русски, рассказывает о том, как благодарны русские родители, когда Линсе связалась с ней и начала говорить на ее родном языке. У нее было много вопросов, и Линсе смогла предоставить ей список полезных агентств. Линсе даже предложила пойти с родителем, чтобы помочь.
Семейное общение всегда начинается с позитива и приветствия, поэтому, если в будущем возникает проблема, о которой необходимо сообщить, положительные отношения между наставником и семьей уже установлены. Родителям рекомендуется обращаться к наставникам, если у них есть вопросы или проблемы в течение года. Наставники также поощряют других родителей добровольно работать в школе. Иногда наставники наблюдают за детьми других родителей в родительской ресурсной комнате, в то время как эти родители работают волонтерами.
Люси Глора, которая была испаноязычным наставником для родителей, недавно была нанята на должность двуязычного секретаря окружного офиса Title III. Она объясняет, что у нее была мотивация стать наставником для родителей, потому что она помнит, каково это было быть новенькой в округе и расстраиваться из-за того, что учителя не говорят на ее языке. «Теперь я хочу помочь другим семьям, которые не говорят по-английски — я понимаю, что они чувствуют».
Мэри Матис, еще одна испаноязычная наставница родителей, объясняет, что ее самая важная роль — успокаивать семьи и ориентировать их в школе. Первое, что она делает для новых семей, — знакомит их с учителями и директором. «Я говорю семьям: я здесь, чтобы помочь вам, перевести для вас, и если я не могу вам помочь, я найду другого сотрудника, который сможет». Матис также звонит домой семьям от имени учителей, например, чтобы пригласить их на школьное мероприятие. «Это работает лучше, чем просто отправить флаер домой, который может потеряться». Матис также призывает семьи максимально помогать своим детям в обучении. Она предлагает сотрудникам школы несколько советов о том, как они могут быть более приветливы с семьями, которые не говорят по-английски:
- Убедитесь, что семьи могут посещать школу в удобное для них время.
- Имейте в виду, что ваш язык тела и выражение лица важны для первого впечатления родителей о школе.
- Ваша улыбка, когда они входят в дверь, сделает их более непринужденными в потенциально пугающей обстановке.
- Познакомьте директора с новыми семьями.
Хотя сначала программа финансировалась за счет средств по Разделу I, теперь она финансируется в основном за счет долларов по Разделу III (ограниченное владение английским языком) и гранта на разработку и внедрение, поэтому наставники для родителей работают как в школах по Разделу I, так и в школах, не относящихся к Разделу I. Из-за сокращения бюджета наставники родителей в этом году работают менее 20 часов в неделю. Хотя наставники для родителей проводят ориентацию для всех новых семей в округе, только в некоторых школах есть наставники, поэтому они очень заняты. В предыдущие годы родители-наставники обучались на сертифицированных переводчиков и регулярно переводили регистрационные формы и семейные сообщения на несколько языков.
Поскольку программа «Ни одного отстающего ребенка» предусматривает, что школьные округа реализуют эффективные средства работы с родителями детей с ограниченным знанием английского языка и предоставляют информацию, например, об индивидуальных достижениях на уровне штата, в «понятном формате», эти наставники для родителей служат очень важной цели. Теперь штат пытается перевести единые общегосударственные формы как минимум на 15 языков, чтобы наставники могли проводить больше времени, занимаясь информационно-пропагандистской деятельностью.
«Одной из задач этой программы, — говорит Сайп, — было найти родителей, которые говорят на двух языках, готовы работать менее 15 часов в неделю, чувствуют себя комфортно в школьной среде и способны взять на себя руководящую роль. чтобы иметь возможность помочь другим, которые чувствуют себя менее комфортно и запуганы».
Семейные семинары
В дополнение к программе наставничества для родителей, грант также финансирует семинары для семей, чтобы помочь в повышении уровня образования дома. Семинары открыты для всех родителей, но специально приглашаются семьи, в которых есть дети, обучающиеся по программе ELL.
Округ предлагает множество семинаров для родителей: занятия по семейной математике, математические игры, обучение двуязычному ребенку и мастер-классы «Сделай и возьми». Семинары «Сделай и возьми» оказались особенно успешными для вовлечения родителей. Учителя со всего округа демонстрируют занятие, которое они могут использовать дома. После демонстраций учителя ходят по центрам и помогают семьям создать инструмент обучения. Вот некоторые примеры деятельности в прошлом году:
- Математическая игра «Бросание мешков с фасолью», в которой семьи сшили свои собственные мешки с фасолью и поставили цифры 0–9 на 10 пластиковых стаканчиков, скрепленных палочками от эскимо
- Тактильная акустическая доска для детей дошкольного и младшего школьного возраста, созданная из цветного геля для волос, пластиковых пакетов на молнии и квадратного картона
- Электрощиты, которые можно использовать практически для любого контента, с табличками, электрическими проводами, латунными застежками и тестером непрерывности, которые загораются при правильном подключении
- Ламинированные органайзеры для графики, пустые с одной стороны и с примерами на другой стороне, чтобы дети могли заполнять их маркерами для сухого стирания и стирать по окончании работы
- Портфолио для детей, чтобы собирать и систематизировать свои лучшие школьные работы с наклейками и цветной бумагой для украшения
- Откидной лоток, сделанный из пакета из-под молока, который дети украсили для работы с карточками
Шэннон Синклер, координатор по развитию персонала Title III, говорит, что рассылка листовок — обычный способ привлечь семьи к участию в семинарах — не сработала. «Мы пробовали несколько разных способов, например, проводить семинары в школе, а не в районном управлении, и организовывать семинары для всей семьи, а не только для родителей». Рассылка переведенных приглашений семьям, расклейка листовок в школах, а также предоставление родителям листовок родителями-наставниками и репетиторами ELL — это другие стратегии, которые сработали для увеличения посещаемости.
По мере того, как семьи стали чаще посещать семинары, их попросили заполнить форму оценки потребностей, чтобы выяснить, как можно сделать семинары более полезными и как привлечь больше семей к участию. Исходя из этих результатов, дни семинаров были скорректированы и по-прежнему предлагали занятия для детей, пока родители учились, или занятия, которые семьи могли проводить вместе. По словам Синклера, еще одним важным выводом исследования было обязательное включение еды на семинары!
Родители афроамериканских учащихся
Белвью — крупный городской округ, расположенный в 10 милях к востоку от Сиэтла, штат Вашингтон. В округе обучается 15 207 студентов, и он разнообразен в культурном, этническом и языковом отношении: азиатские студенты составляют 21 процент студентов, афроамериканцы — 3 процента, латиноамериканские студенты — 8 процентов и белые студенты — 68 процентов.
Школьный округ Bellevue предлагает семьям множество возможностей для сотрудничества с отдельными школами. Говорит директор средней школы Ньюпорта Пэтти Сигварт: «Мы прилагаем все усилия, чтобы вовлечь всех наших учеников и родителей в образовательный процесс. Мы приглашаем родителей на встречи с помощью приглашений, написанных на их родном языке, и у нас есть переводчики». В каждой школе есть PTSA как часть окружного PTSA, а в средней школе Ньюпорта есть Совет по реализации программы — орган, принимающий решения, состоящий из семей, учителей, учащихся и директора школы. В некоторых школах проводятся семейные форумы, на которых члены семьи могут задавать администраторам вопросы об учебной программе.
Уникальной окружной группой, созданной по инициативе семьи, являются родители афроамериканских учащихся. Эта массовая организация сформировалась, когда Роуз Мэйфилд, родительница и сотрудница округа, довела до сведения нового окружного суперинтенданта некоторые опасения. Многие из этих опасений были связаны с кажущимся отсутствием информации о важных вопросах или событиях, о которых сообщалось цветным семьям. Суперинтендант спросил, есть ли у других семей те же проблемы, и общаются ли семьи? «Поскольку афроамериканских семей особенно мало и они разбросаны по разным школам, на тот момент у нас не было много контактов», — говорит Мэйфилд. При поддержке суперинтенданта несколько родителей сформировали группу, чтобы начать общение между семьями, чтобы они могли обмениваться информацией и коллективно озвучивать проблемы. Около 30-50 семей были приглашены на первую встречу, чтобы поделиться своими опасениями. Суперинтендант спросил, может ли он присутствовать на собрании, и группа согласилась. «Это была очень эмоциональная встреча для семей, — вспоминает Мэйфилд. «Управляющий был очень восприимчив к нам, и мы смогли рассказать ему об истории проблем семей с районом».
После собрания группа родителей представила суперинтенданту список своих проблем. Хотя не все проблемы были решены, члены группы решили, что они сделают все возможное для работы над конкретными проблемами. В настоящее время группа ищет способы побудить учащихся оставаться в школе, заканчивать ее и рассматривать возможность получения высшего образования. Они считали, что одним из способов сделать это будет сбор средств на стипендии колледжей. Для этого группа объединилась с несколькими другими родительскими группами в округе. Такое партнерство, по словам Мэйфилда, работало очень хорошо, потому что все небольшие группы могли объединить свои ресурсы.
Родители афроамериканских студентов также запланировали больше социальных мероприятий для семей, особенно для детей и молодых людей, которые не часто видят друг друга, поскольку они разбросаны по всему округу. Был запланирован вечер, на котором семьи вместе играли в настольные игры; бывшие студенты были приглашены в гости. «Это было потрясающее событие, — говорит Мэйфилд.