Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Либеральное воспитание: Либеральное воспитание поощряет одичание или разнузданный праздник разнообразия: tstealth1 — LiveJournal

Содержание

Либеральное воспитание поощряет одичание или разнузданный праздник разнообразия: tstealth2 — LiveJournal

Ни для кого не секрет, что детей воспитывают взрослые, но какими методами и какие взрослые – вопрос открытый.
В то же время очевидно, что воспитание целых поколений определенным образом – это рабочий способ формирования определенного общества. Поэтому стоит внимательней присмотреться, что сегодня происходит в современной педагогике.

Наверняка проблема методов воспитания так или иначе касается всех: и специалистов, и родителей, и бабушек-дедушек, и даже соседей, наблюдающих процесс взросления ребенка, проживающего за стеной, во всем многообразии проявлений.
С теми или иными оговорками можно сказать, что процесс воспитания в последние десятилетия стремительно либерализуется. Под термином «либерализация» здесь с одной стороны понимается все возрастающее количество методик, подходов, взглядов, приемов, якобы дающих отличный развивающий и воспитывающий результат. Однако надо отметить, что при этом упускается из виду или намеренно игнорируется то, что многообразные методы воспитания часто идут вразрез с базовыми научными знаниями о физиологическом и психическом развитии ребенка, становлении его личности.
С другой стороны, набирает популярность точка зрения, что ребенка вообще не надо воспитывать в общепринятом смысле слова. Ребенком не надо руководить, не надо прививать ему понятия о плохом и хорошем, не надо требовать выполнения дисциплинарных норм, не надо воспитывать выдержку и умение преодолевать сложности, нельзя и даже вредно использовать запреты, нельзя настаивать на определенной трудовой или обучающей активности. Обосновывается подобная позиция чаще всего тем, что мир многообразен и не стоит заранее программировать ребенка, лишая его права выбора собственной траектории развития. Но при том, что либерализация касается не только детства, а и вообще всех базовых социальных институтов, нравственных норм, культурных матриц, становится непонятно, на основании чего человек должен делать свой выбор. И это чревато серьезными последствиями для всего общества.
Эту проблему можно рассматривать с разных ракурсов, но для начала необходимо еще раз отчетливо озвучить классическую позицию воспитательного процесса.
На основании ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, и об УСЛОВИЯХ ее СОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВО, СПЕЦИАЛИСТЫ и РОДИТЕЛИ с ЛЮБОВЬЮ, а также с УЧЕТОМ БАЗОВЫХ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ВООРУЖИВШИСЬ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫМИ МЕТОДАМИ, РЕГУЛЯРНО и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ФОРМИРУЮТ ЛИЧНОСТЬ, имеющую все шансы стать успешной в будущем, преумножить и передать наследие предков потомкам.
Изъятие из этой формулы любого звена, полностью искажает смысл и результат воспитания, вплоть до патологических процессов, не позволяющих сформироваться целостной, продуктивной личности, что в массовом масштабе может привести и уже приводит к разложению человеческого общества вообще. К сожалению, сегодня под ударом находятся все звенья формулы воспитания.
И первое, о чем приходится сразу услышать – это то, что человечество утратило ныне или никогда не обладало повсеместной гомогенностью, на которой могли бы быть построены хотя бы какие-то представления об общих законах развития цивилизации. Действительно, этот вопрос очень сложен. Но для первоначального ориентира можно ограничится повторением высказывания психолога с мировым именем Э. Эриксона о том, что вполне возможен «перечень ценных качеств, которые эволюция заложила как в базальный план стадий жизни, так и в базальный план институтов человека». Так же за точку отсчета можно принять слова того же Эриксона о том, «что все социальные институты кодифицируют этику производящей преемственности». Разумеется, в различных общностях существуют различные социальные институты и традиционные матрицы поведения, но все они сохраняют эту общую направленность на сохранение и продолжение рода человеческого. И именно поэтому любое переформатирование в данной сфере должно быть очень и очень сильно обдумано.
Что же на практике? А на практике – праздник разнообразия – усыновление в однополые семьи, гендер, секспросвет, пропаганда девиаций (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, БДСМ), дрэг-квины, эвтаназия, людоедство. И все это происходит под защитой воинственной толерантности, в данном случае отказывающей в праве на существование иной позиции, при очень слабом или отсутствующем сопротивлении со стороны общества, специалистов и родителей.
Нельзя не признать, что положение родителей в современном мире сильно усложнилось. Общество в условиях атаки на традиционные ценности, все слабее транслирует нормативное поведение и почти не оказывает воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дошкольные воспитательные учреждения и различные образовательные учреждения не заинтересованы и уже не в состоянии обеспечить серьезный уровень воспитательных подходов. Проще говоря, никому до чужих детей нет дела, вся ответственность по воспитанию ребенка полностью ложится на плечи родителей.
А для родителей одной любви и искреннего желания добра своему ребенку просто ничтожно мало. Те, кто говорят, что ребенка можно воспитывать на одном материнском инстинкте и интуиции, уподобляются герою песни Владимира Высоцкого, который «крикнул из ветвей: «жираф большой, ему видней».
Незнание родителями научных основ становления личности позволяет вместо подлинных и сложных представлений о процессе воспитания подсунуть неадекватные методы, которые приносят вред.
Вред приносит убеждение, что ребенок с младенчества имеет полное право на самоопределение по любым вопросам, начиная от выбора пищи и заканчивая произвольным определением своей половой принадлежности. Вред приносит гиперопека, ограждение от любых испытаний и чрезмерная забота. А ожидание, что полное развитие всех заложенных талантов произойдет без тонкого направляющего воздействия в итоге приведет к полному и вечному погребению этих талантов под детскими капризами.
Как вы, например, отнесетесь к словам специалиста о том, что ребенка не нужно воспитывать в рамках определенной культурной традиции (читай никакой), зная в то же время, что у младенца от рождения нет таких же полных инстинктивных форм поведения, какие присущи животным?
Или как нужно относиться к требованию демонстративно нивелировать половые различия в детском саду, зная, что морфология тела во многом влияет на психику и даже на восприятие мира мальчиками и девочками?
Разумеется, вы подумаете, что становлению вашего ребенка хотят намеренно навредить или что этот специалист — вовсе не специалист, а недоучка и глупец.
Но ведь подобные рекомендации даются и доверчиво воспринимаются повсеместно!
В результате родители либо не видят, что за кажущейся нормой скрываются глубокие отклонения, либо пасуют перед массой накопившихся очевидных проблем. Мама, несущая за своим великовозрастным чадом портфель, в то время как чадо вызывающе себя ведет по отношению к окружающим взрослым или отрешенно зевает по сторонам, вяло шкрябая ногами по асфальту – это просто-таки лакмусовая бумажка состояния дел в воспитательной сфере.
«Ну и что, — могут возразить приверженцы либерального воспитания. — Повзрослеет, и все встанет на свои места».
Нет, не встанет. Если взаимодействие родителей и социума с ребенком в самом раннем детстве пошло не так, как необходимо, то для ребенка есть риск потерпеть фиаско при формировании личности, и результаты этого будут преследовать его всю жизнь.
Физиология и психология младенца имеют некоторые особенности помимо очевидных. Это высокая эмоциональная неустойчивость, обострённая восприимчивость, быстрое распространение возбуждения из одной зоны мозга в другие, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и невозможность в следствие этого концентрации внимания на длительное время. Дополняет сложность картины, как уже было отмечено, отсутствие у ребенка при появлении на свет готовых предзаложенных форм поведения, не обусловленных строением тела. На первый взгляд осуществление в такой ситуации какого-либо воспитательного воздействия может показаться практически невозможным.
Ребенок производит впечатление неуправляемой, стихийной силы. Но это не так. Для того чтобы выжить ребенок нуждается в ориентирах, и все его особенности очень хорошо подходят именно для получения этих ориентиров и усвоения перспективных форм поведения.

С самого рождения ребенок взаимодействует с матерью, которая удовлетворяет его потребности. Ребенок формирует запрос, а мать вместе с ответом на этот запрос демонстрирует ему привычную форму поведения. Терпение, забота и любовь матери, ее правильные действия и отлаженное взаимное функционирование позволяет ребенку безболезненно преодолеть все трудности становления и составляет основу нормального развития ребенка. Постепенно устраняется дисбаланс процессов возбуждения и торможения, вместо внешних материнских форм контроля формируются сознательные формы самоконтроля. Начинается формирование высших психических функций по Выготскому.
И здесь невозможно переоценить значение семьи и социума: «…Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
Разумеется, на этом процесс формирования личности не заканчивается, но уже все сказанное опровергает постулат либерального воспитания, о том, что ребенок прекрасно повзрослеет и без внешнего воздействия. На самом деле без воздействия со стороны внешних по отношению к ребенку социальных сил, без наличия проверенных временем культурных традиций, его становление столкнётся с непреодолимой преградой.
Дети лишенные помощи родителей и социума в своем взрослении приобретают расхожие ярлыки отстающих, гиперактивных, невнимательных, оказываются за бортом всех достижений человеческой культуры, попадают в ситуацию беспомощности перед жизненными вызовами.
Подростки проявляют презрение ко всем общепринятым нормам и ценностям, демонстрируют эгоцентризм, невнимательность, опаздывают, не могут совершать длительные трудовые усилия, не могут ставить и достигать целей, не могут просчитывать шаги, не контролируют ситуацию. Внешне они могут быть словно отрешены, безвольны, информационный обмен с реальностью заторможен, они плохо реагируют на внешние раздражители и проблемные ситуации.
У детей, чьи родители не смогли обеспечить передачу культурных ценностей, страдает и эмоциональное развитие, не развито чувство прекрасного. Усугубляется проблема и тем, что детский сад и школа так же не передают ребенку то, что человеческая культура накопила за тысячелетия своего становления. А без этого никакие психологические техники не способны избыть в маленьком человеке агрессивное поведение. И еще более усугубляется ситуация тем, что популярные средства передачи информации транслируют детям совершенно антикультурные и паталогические примеры поведения.

Все чаще чудовищные образы девушек из соцсетей с накачанными губами и забором вместо бровей можно встретить и в реальности. Прискорбно понимать, что чрезмерно накачанные губы – это даже не вызов, это отсутствие чувства прекрасного.
Точно так же отсутствием чувства прекрасного можно объяснить восхищение молодых людей распущенной пластикой танцовщицы на шесте в ночном клубе и их полное непонимание творчества гораздо более пластичной и вдохновенной Майи Плисецкой.
Сторонники «разнообразия» и толерантности могут возразить, что девушкам и молодым людям нравится именно это, а о вкусах не спорят. Но их точка зрения не может отменить того, что чувство прекрасного с необходимостью должно быть когда-то и кем-то привито.
На это отличительное свойство человека указывал еще Карл Маркс в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года»:
«Ясно, что человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо – иначе, чем грубое, неразвитое ухо, и т. д».
И далее:
«…только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла, она для него не является предметом, потому что мой предмет может быть только утверждением одной из моих сущностных сил, следовательно, он может существовать для меня только так, как существует для себя моя сущностная сила в качестве субъективной способности, потому что смысл какого-нибудь предмета для меня (он имеет смысл лишь для соответствующего ему чувства) простирается ровно настолько, насколько простирается мое чувство».
Таким образом, чувства молодых людей настолько слабо развиты, что они не могут дотянуться до красоты Плисецкой.
Разумеется, все эти проблемы можно отнести на счет незнания или личных качеств родителей и воспитателей.
Но кроме ошибок, совершаемых по незнанию и слабости, явным образом существуют общемировые тренды изменения подхода к человеку. Так словно признана необходимость изменить человека коренным образом и вопреки потребности человека в полноценном развитии личности и всех его задатков и способностей.
Кем реализуется эта необходимость – это отдельный вопрос.
Удивляет при этом поведение специалистов-педагогов. Неужели в РГПУ им. А. И. Герцена, сотрудничающем с Центром независимых социологических исследований (ЦНСИ) и устраивающем конференции с диким названием «Праздник разнообразия: геи, лесбиянки, транссексуалы, БДСМ», не понимают, что за предлагаемым «разнообразием» стоит фактическое разрушение человека?
Как могут педагоги не понимать, что подобное разнообразие и толерантность — это оружие и что, как правильно отметил Тони Зиверт в газете «Суть времени»: «В конечном счете это война за свое понимание человека».
Как могут педагоги пропагандировать либеральное воспитание, если, присмотревшись внимательно в нем можно увидеть явное одичание человека. То есть становится ясно, что война идет не за «свое понимание человека», а за человека вообще!
На философском уровне эта война разворачивается в серьезнейшую проблему.
«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии». — Написал когда-то Альбер Камю в «Миф о Сизифе эссе об абсурде».
Сейчас все стало гораздо хуже, и решается другой вопрос: стоит или не стоит человек, такой какой он есть сегодня на своем эволюционном уровне того, чтобы быть…
И речь не идет о том, что какие-то «нехорошие дяди» сбросят бомбу или запустят вирус, и человечество вымрет. Речь о том, что человечество продолжит свое существование, а вот человек очень незаметно и медленно так изменит свое содержание, что в нынешнем понимании его не будет.
Возможно, такое предположение является чересчур радикальным, но ведь те, кто считает, что человек сегодняшний должен быть демонтирован и верит, что это практически осуществимо, уже вышли на тропу войны. А, значит, либо они победят, и сумеют привнести в наш мир самые гротескно-либероидно-толерантные формы, либо мы включимся в борьбу и сохраним за человеком разумным право и возможность совершенствоваться и развиваться.

Tags: Маркс, Эриксон, воспитание, западные ценности, культура, культурная война, психология, расчеловечивание, социальная война

Авторитарный, либеральный и демократический тип воспитания в семье ✅ Блог IQsha.ru

Каждый родитель хочет вырастить успешного, здорового и счастливого ребёнка. Но все мы приходим к родительству с разной степенью подготовленности. От этого зависит наш выбор стратегии отношений с малышом.

Современные взрослые живут в эпоху перемен, когда на смену устоявшимся столетиями патриархальным порядкам приходят новые. У нас есть поколения, которые росли в непростую советскую эпоху и утратили крепкие связи со своим родом. Это сильно повлияло на воспитание детей. После признания движения к коммунизму неудачным многие оказались перед выбором: как правильно растить молодое поколение и что предпочесть из множества концепций воспитания? Идеи соперничают друг с другом, а вчерашние догмы жёстко критикуются. Однако на смену им приходят уже другие тренды, которые также будут пересмотрены с течением времени.

Все новые принципы воспитания детей, равно как и и хорошо забытые традиции, укладываются в основные стили воспитания. На них не сказываются никакие социальные, политические и экономические события даже государственного масштаба.

О том, какие типы семейного воспитания бывают и как они влияют на детские судьбы, мы поговорим в этой статье.

Авторитарный стиль воспитания

Он характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме. Она проявляется в способах управления: приказах, указаниях, угрозах, запретах, критике, манипуляциях, что вызывает страх, вину и стыд. При таком стиле воспитания отношения строятся на принуждении и безапелляционных указаниях в на повышенных тонах. Нет проявления ласки, сочувствия, заботы и любви.


В зоне внимания родителей только их ценности, интересы, желания. Для взрослых ребёнок абсолютно глуп, беспомощен и безволен. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут. Детская инициатива подавляется, родители полностью контролируют поведение. Важно, чтобы малыш был исполнительным и послушным, ведь взрослый “лучше знает и плохого не посоветует”.

Если ребёнок не следует указаниям и сопротивляется, наступают санкции вплоть до физического наказания. Авторитарный стиль воспитания страшен не только результатами возможного насилия, но и последствиями морального давления.

Методы авторитарного стиля воспитания:

  • принуждение — подавление желаний малыша, отсутствие значимости его мнения, насильственное навязывание точки зрения взрослых;

  • угрозы — управление через страх от возможного наказания из-за ослушания;

  • критика — унижение человеческого достоинства под видом желания что-то улучшить;

  • игнорирование — вид морального давления, которое тяжёло переносить детям.

Авторитарностью взрослые растят удобную для себя личность, которая будет стараться “оправдать возложенные надежды”. Однако это, скорее всего, окажется одной из нескольких масок, которую прилежный воспитанник надевает для родителей. Что происходит с ребёнком вне семьи и как он ведёт себя с другими, может быть неизвестно. Нельзя исключать и возрастные кризисы, во время которых прилежное поведение может перерасти в девиантное.

Каковы последствия для детей

Авторитарный тип воспитания несёт для ребёнка много негатива. Физические наказания — только небольшая видимая часть. Гораздо хуже с последствиями морального насилия. Дети, воспитывающиеся в авторитарных условиях, часто имеют следующие черты:

  1. Потеря индивидуальности
    Сложно иметь своё мнение, если тебя заставляют жить по озвученному, единственно верному сценарию. Проблемы могут особенно обостриться в период поиска призвания, выбора будущей профессии и послешкольного образования. Часто абитуриенты поступают в вузы, выбранные родителями, устраиваются на работу, не видя в ней смысла, а затем разочаровываются в карьере. Повзрослев, таким бывшим детям психологи рекомендуют начинать вырабатывать своё мнение с простых бытовых вопросов: что мне надеть, не спрашивая мнения окружающих; куда пойти в свободный день, не читая отзывы; что мне хочется на завтрак, не ориентируясь на пищевые предпочтения членов семьи и т.п.

  2. Низкая самооценка
    Робость и застенчивость, которые появились из-за критики, не способствуют активности. Дети боятся проявлять себя, они уверены в провале. Стоит ли говорить о достижении счастья, если человек изначально считает, что он его не достоин?

  3. Зависимость от чужого мнения
    Вытекает из первых двух пунктов. Если ребёнок не понимает себя и заранее знает, что обречён на провал, то уверенность он ищет вовне. Ведь стержень внутри разрушен, значит надо спрашивать у взрослых, всё ли правильно он делает. Когда значимость семьи падает, эту функцию начинают выполнять другие авторитеты: друзья, лидеры, начальники и т.п.

  4. Двуличие
    Милый ребёнок, гордость родителей вне домашних стен, может искать способы агрессивной самореализации. В таких случаях возможны издевательства над животными, раннее пристрастие к алкоголю, табаку и наркотикам, “лёгкие” преступления (клептомания), проституция, поиск своей жертвы и отыгрывание на ней (например, буллинг).

  5. Позиция жертвы
    Противоположная манера выживания, когда проще принять роль жертвы и плыть по течению, отвергая свою ответственность за происходящее (инфантильность).

  6. Проблемы со здоровьем
    Психологическое насилие не проходит бесследно. Неврозы, тревожность, ОКР, как результат воздействия на ребёнка, серьёзно отражаются на качестве его жизни.

К сожалению, многие отрицательные последствия авторитарного стиля воспитания очень отравляют жизнь выросшим детям. А они, в свою очередь, не проработав и не вырастив себя изнутри, наносят травмы уже своим детям.

Либеральный стиль воспитания детей (гипоопека)



В абсолютном проявлении гипоопека стирает грань между родителем и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Этот стиль воспитания противоположен авторитарному. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.

Отсутствует желание или умение направлять ребёнка. Многие важные события не игнорируются, но и не проговариваются, что приводит к вседозволенности. Это можно назвать девизом такого типа воспитания.

Ребёнок предоставлен сам себе, участие взрослых минимально. Потому малыш использует все возможности для реализации своих желаний. Нет контроля, нет указаний — все свободны и равны. За это приходится платить обретением опыта, “набиванием своих шишек” или уходом от реальности.

В либеральном стиле воспитания есть следующие особенности:

  1. Ребёнок обретает самостоятельность. Чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести.

  2. Отсутствует конструктивная помощь со стороны взрослых. Реальная же помощь подменяется уходом от проблемы.

  3. Есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Также возможность делиться и обсуждать все беспокоящие темы. Пожалуй, единственный плюс такого типа воспитания.

Каким вырастет ребёнок при либерально-попустительском стиле семейного воспитания

Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.


Возможно, вы встречали обсуждения фотографии двух взрослых мужчин (папы и дедушки), которые стоят над валяющимся на полу в магазине трёхлетним ребёнком? Это пример невмешательства со стороны взрослых. Приятно, что и окружающие не делают замечаний, которые обязательно были бы в обществе с авторитарным стилем воспитания. Отсутствие границ извне может приводить вместо поиска уверенности внутри к поиску такой точки снаружи. Тогда возможны разные зависимости, что иллюзорно создают стабильность: игромания (погружение в увлекательный виртуальный мир), наркомания, алкоголизм, зависимости от коллектива или лидера мнений и т.п.

Инфантильность и безответственность проявляются нежеланием брать ответственность за свои поступки. Превращаясь во взрослых физически, морально и психологически, такие дети не расстаются с детским поведением. Нежелание жить по графику, выполнять обязанности по дому, искать заработок, переезжать от родителей, решать свои проблемы сочетаются с умением перекладывать ответственность на других.

Отсутствие эмпатии и понимания других приводит к проблемам с социализацией и дружескими отношениями. Общество не сильно любит тех, кто ярко отличается от средних представителей. При этом в гипоопекающей семье ребёнок не получал достаточной ответной реакции. И если родители многое прощают, то в социуме безответственное отношение грозит последствиями, к которым ребёнок не готов. Так рушатся планы, погибают надежда и вера, появляется разочарование в людях и в жизни.

Неверная оценка собственных сил, амбициозность, неподготовленность ко встрече с суровыми реалиями могут надолго вывести из психического равновесия. Возможно появление фобий, депрессий.

Потакание родителями детским прихотям приводит к быстрой утрате интереса и отсутствию силы воли. Частая смена целей, бросание дел на полпути, низкая концентрация внимания негативно влияют на успеваемость в школе. При этом нельзя не упомянуть о другой стороне: ребёнок, который постоянно в поиске, имеет больше шансов реализоваться и найти своё место в жизни, чем тот, кто получает указания, как ему жить.

Поэтому нельзя не упомянуть положительные стороны либерального воспитания:

  1. Большая возможность для самореализации через понимание себя, развитие талантов.

  2. У ребёнка не угасает интерес к познанию мира, а значит он будет успешен в узких направлениях.

  3. Выстраивание тёплых и доверительных отношений между родителями и детьми.

Демократический стиль семейного воспитания

Демократический стиль воспитания ещё именуют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности.


Он хорош гармоничными отношениями внутри семьи, что требует усилий от родителей. Если взрослые не готовы к изменениям, то “лучшим” для них будет авторитарный (“будет, как я скажу”) или либеральный (“делай что хочешь”) стиль воспитания. В них эмоциональные и волевые затраты привычны родителям.

При демократическом типе всё иначе. Родители понимают, что в их жизни появился ещё один человек, равный по правам и потребностям. И это означает увеличение как финансовых затрат, так и эмоциональных, физических и психологических. Откупиться деньгами не выйдет. Только всестороннее участие на всех этапах взросления.

Демократический стиль воспитания отличается такими признаками: 

  1. Уважение к ребёнку, признание его индивидуальных особенностей, интересов и желаний, взаимопонимание внутри семьи.

  2. Наличие правил, режима и дисциплины (в противовес либеральному стилю).
    Правила не насаждаются безапелляционно, как в авторитарном типе, а объясняются. Именно поэтому демократичный стиль воспитания отличается обязательными проговариваниями, объяснениями, открытыми вопросами, обсуждениями и компромиссами.

  3. Баланс наказаний и поощрений.

  4. Личный пример взрослых — основа воспитания. Сможет ли ребёнок доверять родителям, которые поучают, но не следуют своим принципам?

Авторитетный (демократический) стиль воспитания имеет свои минусы. И эти недостатки находятся на родительской стороне. Взрослым нужно достаточно внутреннего и физического ресурса, чтобы придерживаться такого типа воспитания. Бывают ситуации, когда проще всего раздавать указания или, наоборот, пустить всё на самотёк. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть готовым идти на компромисс и держать своё слово. Можно сказать, что демократический стиль воспитания всегда предполагает изменения для родителя, но не каждый к этому готов.

Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Конечно, нельзя ответить однозначно на такой вопрос. Семейное воспитание — фундамент для становления личности. На нём выстраивается характер человека, который формируется и корректируется всю жизнь. Однако сделать общие выводы мы можем.


Жизнь по установленным правилам и соблюдение режима и дисциплины развивают волевые качества, вселяют уверенность в завтрашнем дне и снижают тревожность. Авторитет взрослого основывается не на устрашении, а на уважении. В этом принципиальное отличие от авторитарного стиля.

Позиция взрослого остаётся на руководящем уровне, но действия и поступки всегда объясняются, чтобы не оставалось недопонимания и двойных стандартов. Открытость к диалогу способствует доверительным отношениям, поэтому ребёнок понимает, что его слышат, что он значим и находится в безопасности. Баланс наказаний и поощрений формирует ответственность и осознанность. Малыш получает адекватные последствия действий, которые он мог оценить уже заранее. Минимум неожиданностей повышает уверенность.

Детская активность проявляется позитивно: ребёнок интересуется обучением, ставит цели и прилагает усилия к их достижению. Дети, вырастающие в атмосфере уважения, обладают адекватной самооценкой и могут принимать верные решения. Развитая эмпатия помогает выстраивать крепкие и здоровые отношения. Жизнь в стабильных доброжелательных условиях позволяет не убегать в зависимости и делать выбор в пользу личной безопасности и комфорта.

Психологи считают демократический тип воспитания самым благоприятным для ребёнка. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Опекающий стиль воспитания

Если либеральный стиль воспитания по-другому называют гипоопекой, недостаточной опекой, то опекающий стиль имеет название гиперопеки, то есть излишней. При этом типе семейного воспитания взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Так подавляется детская индивидуальность, используются манипуляции и психологическое насилие. 

Чаще всего этим “грешат” мамы и бабушки, что проявляется в:

  1. излишних переживаниях за ребёнка. Поэтому каждый шаг подвергается контролю

  2. запугиваниях и угрозах. Открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка отсутствуют.

  3. дети по умолчанию считаются неспособными, неразумными неумехами. Поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой.

  4. ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление. Взрослые могут физически наказывать, чтобы подчинить своей воле (токсичные отношения).

Образно этот стиль можно сравнить с душной комнатой, которая обставлена всем необходимым для проживания. Но эти предметы сковывают движения, не дают сделать полный вдох. Со временем этого и не хочется, потому что воздух в помещении несвежий, спёртый, а форточку открывают чрезвычайно редко.

Каковы последствия для ребёнка

Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения и совершать обдуманные поступки. К сожалению, такая опека полностью подменяет жизненные понятия в угоду родителю. Если при авторитарном стиле воспитания у детей есть силы на бунт, шанс покинуть семью и избавиться от давления, то от гиперопеки сложно убежать в любом возрасте.


Проживая возрастные кризисы, малыш учится отделять себя от других людей, но в случае гиперопеки ему не дают таких возможностей. Так вырастает несамостоятельный человек, которому проще быть ведомым, чем инициативным. Выученная беспомощность, отсутствие мотивации, лень, инфантильность, хитрость, обман приводят к проблемам в обучении, социализации, общении, попаданию в зависимые токсичные отношения. “Маменькины сынки”, которые не умеют жить самостоятельно, вырастают именно в семьях с гиперопекой.Неудовлетворённость жизнью и отсутствие счастья в самых крайних случаях могут привести к мыслям о суициде, но излишняя привязанность к реакции взрослого не даст этому свершится. В итоге человек не может выстроить свою жизнь, вынужденно действует по чужому сценарию.

Как правило, самостоятельно, без психологической помощи, избавиться от излишней заботы бывает непросто.

Отчужденный стиль семейного воспитания

Отчуждённый стиль воспитания чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Хорошо, если родители обеспечивают безопасность, еду, гигиену, образование. К сожалению, нередко неблагонадёжные родители не делают даже такого. В этих случаях на защиту прав ребёнка встают социальные службы.

Чем отличается такой стиль воспитания?

  1. Безразличие родителей к судьбе ребёнка и эмоциональная пустота.

  2. Брошенность ребёнка, отсутствие контроля за ним.

  3. Зависимости у членов семьи (алкоголизм, наркомания)

Каким вырастет ребёнок при отчужденном стиле семейного воспитания


Неблагополучные последствия отчуждённого типа воспитания приводят к серьёзным психологическим проблемам. Самооценка ребёнка находится на минимуме, а замкнутость и враждебность рождают тотальное недоверие к миру и агрессию. Так малыш заявляет миру о себе. Отсутствие заботы может привести к аномальным изменениям в семье, когда родители усыновляются детьми. Те вынужденно рано взрослеют, учатся, как могут, решать взрослые проблемы.

Вероятность реализовать потенциал, раскрыть таланты, прожить счастливую жизнь сводится к нулю. Часто у подростков, выросших с отстранёнными родителями, возникают проблемы с законом.

Благоприятный исход при таком стиле воспитания возможен только в результате изменения на другой. Такое происходит, например, если у ребёнка появляется заботливый опекун в виде другого родственника (бабушка, тётя и т. п.).

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)

Современные родители могут быть не готовы к своим обязанностям, и потому хаотично искать свой стиль воспитания, бросаясь из одного крайности в другую. Неумение договариваться (незрелость) рождает гремучую смесь из разных, иногда диаметрально противоположных методик. Это приводит к хаотичному стилю воспитания или непоследовательному руководству.


Для такого типа характерны:

  1. импульсивные поступки вместо логичного поведения родителей;

  2. большое количество конфликтов, ссор, скандалов. Родители не могут договориться друг с другом, нет уважения и взаимопонимания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми.

Каким вырастет ребёнок при хаотичном стиле воспитания

В хаосе он лишается базовой потребности в безопасности. У него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожные расстройства и сопутствующие заболевания.

Недостаток стабильности и чётких норм поведения приводят к одиночеству и неспособности жить в социуме. У такого взрослого плохо с самоконтролем и ответственностью. Вместо развития волевых качеств проще обвинять всех вокруг и списывать жизненные неудачи на обстоятельства. Без умения понимать себя и свои желания, ставить и достигать цели ребёнок, выросший в хаосе, теряется. Сложности в учёбе и общении делают его замкнутым и оторванным от реальности, словно он проживает чужую жизнь.

Какими должны быть взаимоотношения с ребёнком


Качество отношений внутри семьи определяет дальнейшее развитие человека. Шесть стилей воспитания, о которых мы рассказали в этой статье, не встречаются в чистом виде. Множество самых разных причин: от психологической зрелости до опыта и традиций —влияют на выбор стиля воспитания. И взрослые несут ответственность за управление этим стилем.

Чтобы найти свой тип детского воспитания, используйте наши советы:

  1. “Удобный” ребёнок — не лучшая цель.
    Обратите внимание на развитие индивидуальных черт малыша. Да, нам приятно, когда все хвалят наших детей и нам не стыдно за них. Но жизнь не бывает только розово-ванильной. Там, где есть взлёты, будут и падения: сегодня — грамота, завтра — порванные штаны. Не бойтесь всех проявлений жизни, ведь так мы ощущаем её насыщенность. Не давите на ребёнка, не будьте диктатором, разрешите ему иметь своё мнение и учиться его высказывать и отстаивать.

  2. Интересуйтесь детской жизнью.
    Не сводите семейную жизнь к двум вопросам: “Ты поел?” и “Ты в шапке?”. Забота проявляется в мелочах: положите в школьный рюкзак вкусняшку, забирая вечером из детского сада, пройдитесь необычным маршрутом и обсудите события дня, подарите какую-нибудь мелочь просто так.Задавайте больше открытых вопросов, таких, на которые нельзя дать односложный ответ. Побуждайте малыша рассуждать, проговаривайте его чувства, предлагайте альтернативы, учите рассматривать ситуацию с разных сторон. Для этого не обязательно обсуждать какой-то конфликт, можно тренироваться в игровой форме на бытовых ситуациях. Например, во дворе сидит на машине кошка. Почему она там сидит? Она греется от тёплого двигателя или на солнышке? Она сбежала из квартиры на прогулку? Она бездомная? Как может поступить хозяин автомобиля? Прогнать кошку, угостить чем-то, взять домой? Как бы ты поступил? Что бы ты при этом чувствовал?
    Если детская фантазия разыграется, не обрывайте её реальностью (“кошка не может сама себе построить дом”). Пусть ребёнок сам говорит, пока ему хочется. Просто будьте рядом, слушайте его и задавайте наводящие вопросы. Учитесь иногда оставлять своё ценное мнение при себе, позволяя малышу быть активным.

  3. Определите место для свободного времени.
    Составляя расписание и планируя дела, оставляйте свободные окошки для детского ничегонеделанья. Так ребёнок сможет побыть наедине с собой, отдохнуть и перезагрузиться.

  4. Критикуйте с умом.
    Не вешайте ярлыков, не унижайте, не давите и не обрубайте крылья. Будьте конструктивны и уважайте ребёнка. Представьте, что на его месте ваш начальник. Какую фразу из этих вы выберете: “Ну ты тупой, я говорила, не делай так, у тебя же руки не оттуда растут! Сразу было ясно, что ничего не получится!” или “Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Давай посмотрим, в чём была ошибка, чтобы постараться больше её не повторять”.
    Перфекционисты редко бывают счастливы, потому оставьте за ребёнком право на ошибку. Сюда же можно отнести переживание родителей о детских школьных успехах. Помните, довольны жизнью и успешны чаще всего троечники, а не идеалисты-отличники с тревожными расстройствами.

  5. Поддержка и позитивный настрой.
    Поддерживайте ребёнка в его начинаниях и развивайте позитивное отношение к жизни. Если приходить каждый день с работы и ругать сотрудников, руководство, клиентов, соседа, правительство, сложно ожидать радостного настроя от ребёнка. Будьте готовы выслушивать нытьё про невкусную кашу, глупого приятеля, строгого учителя, неинтересное задание, контрольную с ошибками. Мы сами творим свою реальность, попробуйте потренироваться вместе.

  6. Придумайте свои ритуалы.
    Не обязательно, чтобы это были строгие семейные традиции, оставляйте место для вариантов. Например, по вечерам в пятницу мы все вместе смотрим мультфильмы. Но на этой неделе в пятницу вечером родители идут в гости, поэтому просмотр мультфильма перенесём на субботу. Или каждый вечер мы читаем книжку. Сегодня мама устала, давай просто поболтаем. Расскажи, как прошёл твой день, посмотри картинки в книжке сам, а завтра мы про них прочитаем.
    Только проявите силу воли. Если решили делать зарядку по утрам, будьте последовательны, не ленитесь, делайте. Перенесли обещанное мероприятие — держите слово, проведите в другой день. Исключительно собственным примером мы можем показать правильные поступки в действии. Это один из истоков уважения.

  7. Привлекайте ребёнка к домашним обязанностям.
    Позволяйте ему быть самостоятельным в меру своих возможностей, хвалите за инициативу и поддерживайте. Да, по началу вы будете каждый день твердить, что кухонные приборы должны быть разложены сухими и по порядку. Да, сваренный из лука и картошки суп может оказаться далёким от привычного вкуса. Но если его посолить, уже неплохо получается, правда? Такими маленькими шагами однажды вы будете награждены вымытой посудой и вкусным ужином, пусть даже это будут сосиски с яичницей.

  8. Позволяйте ребёнку быть свободным со сверстниками.
    Пусть он учится искать друзей, определять добрых, честных, непорядочных и злых людей. Приводите примеры, объясняйте, делитесь своими чувствами. Только не давите и не читайте нотаций. Помните, навыки построения социальных связей формируются годами.

  9. Расскажите про личные границы, научите некоторым приёмам и фразам для их отстаивания.
    Соблюдайте личные границы ребёнка и охраняйте свои. Объясните о вреде манипуляций. Приведите примеры токсичных отношений и последствия от нахождения в них.

  10. Будьте щедры на похвалу, проявлений любви и уважения не может быть много!
    Разбалованный ребёнок вырастает вовсе не от этого. Поверьте, в жизни у каждого встречается множество проблем. Пусть семья и родители станут опорой и местом силы для ребёнка вне зависимости от его возраста и статуса.

Мы будем рады, если наша статья и советы помогут вам выстроить с малышом доверительные отношения, основанные на любви и уважении.

Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения

Стиль воспитания может определить, станут ли дети консервативными или либеральными. Новое исследование показало, что стиль воспитания человека может повлиять на то, станет ли его ребенок консерватором или либералом.

Команда из Университета Карнеги-Меллона обнаружила, что две основные философии воспитания детей приводят к очень разным результатам, которые могут даже предсказать предпочтения ребенка в голосовании и чувства в отношении образования, ухода за пожилыми людьми и медицины. В целом команда обнаружила, что вертолётное воспитание (или приверженность дисциплине) приводит к тому, что дети в будущем становятся более консервативными. Между тем, родители-исследователи свободного выгула (или заботливые мама или папа) приводят к тому, что дети вырастают более либеральными.

«Существует новое измерение философии воспитания, появившееся [в последние десятилетия] — воспитание детей на свободном выгуле против воспитания на вертолете», — говорит Дэнни Оппенгеймер, профессор социальных наук и наук о принятии решений в Колледже гуманитарных и социальных наук Дитриха, в отчете. университетский выпуск. «Если тенденция [воспитания детей на вертолете] сохранится, мы можем ожидать, что люди одобрят большее вмешательство в личную свободу в большинстве социальных институтов».

Что такое вертолетное воспитание?

Во время исследования Оппенгеймер и его коллега Кристиан Линдке сосредоточились на концепции вертолетного воспитания, которое они описывают как «родителя, проявляющего чрезмерную опеку или чрезмерный интерес к жизни своего ребенка или детей». С другой стороны, свободное воспитание, как правило, представляет собой противоположную крайность с точки зрения стилей воспитания. Чтобы сравнить их, исследователи провели три отдельных эксперимента.

Первый задал 99 участникам 19 вопросов, чтобы определить факторы, влияющие на принятие ими политики, влияющей на свободу или автономию. Почти у половины из них были дети.

«Я был удивлен, насколько эти результаты совпадают с политическими партиями», — говорит Линдке, кандидат наук в Центре социальных инноваций Калифорнийского университета в Риверсайде. «Каждая сторона пересекает линию патернализма в зависимости от поставленного вопроса».

Во втором исследовании команда работала со 150 людьми, пытаясь найти причинно-следственную связь между стилем воспитания и политическими предпочтениями. Во время эксперимента команда манипулировала содержанием газеты, чтобы либо за, либо против, либо оставаться нейтральным по определенным темам. Однако команда не смогла найти окончательную связь.

Наконец, исследователи собрали 1650 человек, 60 процентов из которых были родителями. Результаты этого теста подтвердили результаты первого эксперимента. Более того, патерналистский подход выходил за рамки государственной политики, а также отражал их убеждения в отношении медицины, образования, бизнеса, отношений со сверстниками, религии, спорта и ухода.

Как воспитание детей влияет на политику?

«Зная предпочтения людей в отношении воспитания на вертолете, мы можем предсказать их взгляды на автономию и принуждение в бизнесе, религии, спорте, отношениях со сверстниками, медицине, политике», — говорит Оппенгеймер. «Мы даже можем предсказать, как люди среднего возраста будут относиться к нашим стареющим родителям в отношении автономии, что имеет значение для гериатрического здоровья».

Исследователи говорят, что предыдущие исследования показали, что воспитание на вертолете наносит ущерб развитию ребенка. В этих отчетах утверждается, что чрезмерно опекающие родители снижают уровень автономии своего ребенка, вовлеченность учащихся и удовлетворенность жизнью. Независимо от этих результатов, команда говорит, что этот стиль воспитания на самом деле становится все более и более популярным среди родителей.

«Я не хочу становиться паникером, потому что мы действительно не знаем, будут ли последствия для детей такими же, как для граждан», — заключает Оппенгеймер. «Но если полет на вертолете оказывает такое же влияние на взрослых, как и на детей, мы ожидаем увидеть обострение проблем с психическим здоровьем и снижение самоэффективности в обществе в целом».

Результаты опубликованы в Journal of Experimental Psychology .

Теги: Консерваторы, Демократы, Вертолетное воспитание, Либералы, родители, политическая принадлежность, Республиканцы

Захватывающая разница между либеральными и консервативными родителями опубликованный в четверг, показывает пропасть между тем, как консерваторы и либералы, женщины и мужчины, молодые и старые и представители разных рас определяют ценности, которые, по их мнению, должны преподаваться детям.

В отчете «Обучение детей: острые идеологические различия, некоторые точки соприкосновения» рассматриваются 12 различных качеств, которые родители могут попытаться привить детям. Он обнаружил пропасть между либералами и консерваторами, но также и почти всеобщее согласие, несмотря на идеологические различия.

«Мы пришли к значительному консенсусу в отношении определенных качеств — ответственности, трудолюбия, помощи другим», — сказала Джоселин Кили, заместитель директора по исследованиям Pew и один из авторов отчета. «Есть также некоторые довольно поразительные различия между идеологическими группами».

Например, люди, относимые к категории «последовательных консерваторов», как правило, придавали большое значение обучению детей религиозной вере, в то время как «последовательные либералы» этого не делали. Последовательные либералы придавали большое значение обучению толерантности, что было гораздо ниже в списке приоритетов консерваторов. Любопытство занимает высокое место в либеральных рейтингах, но низкое среди консерваторов.

Послушание занимает последнее место в списке последовательных либералов и занимает пятое место среди последовательных консерваторов.

В отчете отмечается, что женщины и мужчины имеют схожие приоритеты, хотя женщины чаще, чем мужчины, считают помощь другим и сочувствие важными. Женщины уделяют «несколько более высокий приоритет» обучению религиозной вере.

Разбивка приоритетов по возрастам выявила различия в оценке послушания — 68 процентов лиц в возрасте 65 лет и старше отдают ему приоритет, по сравнению с 56 процентами лиц моложе 30 лет.

Мир как класс посмотрел, как дети усваивают характер и ценности.

Бекки Сайпос, генеральный директор и президент Партнерства по воспитанию характера в Вашингтоне, округ Колумбия, которое не участвовало в исследовании Pew, считает, что воспитание характера лучше всего работает, когда оно преднамеренное. «Это работает намного лучше, если мы думаем о том, чему мы хотим их научить — думаем о важных ценностях и о том, как лучше всего передать эти ценности».

Затем убедитесь, что ваше поведение поддерживает эти намерения.

Нередки случаи, когда благонамеренные родители саботируют собственные усилия по нравственному развитию детей, делая вещи, которые посылают не то, что они пытаются поощрять. В качестве примера она приводит родителя, который говорит о сотрудничестве и честной игре, а затем закатывает истерику и ругает судью на спортивном мероприятии.

Обучение нравственному развитию – это процесс, уроки усложняются по мере взросления ребенка. «Вы можете довольно легко научить малышей правильному и неправильному. По мере того, как они становятся старше, серые области становятся более сложными. Мы считаем, что это должно быть не только преднамеренным, но и систематическим», — сказала Сипос из ее организации, национальной некоммерческой организации. работает в основном со школами по воспитанию характера.

Школы решают, на чем сосредоточиться, и родители тоже должны, сказал Сайпос. «Обычно это то, в чем мы можем заручиться поддержкой всей группы. К сожалению, деревня довольно раздроблена», — сказала она. «Тем более важно, чтобы мы остановились и подумали о том, каких детей мы хотим видеть в будущем».

Гайки и болты

В ходе исследования родителей просили учитывать 12 качеств: независимость, трудолюбие, ответственность, креативность, хорошие манеры, помощь другим, настойчивость, религиозная вера, послушание, сочувствие к другим. , любознательность и терпимость.

Исследовательский центр Pew изучил ценность, которую родители придают обучению каждого ребенка, задав вопрос, важна ли эта ценность, и если да, то входит ли она в тройку главных ценностей.

Кайли сказал, что отчет следует за исследованием политической поляризации, чтобы «изучить, как политические ценности выражают себя». Она сказала, что американцы со временем стали более идеологизированными, и частью понимания политического ландшафта является изучение распространения растущей приверженности на другие аспекты жизни, такие как воспитание детей.

Компания Pew опросила 3243 человека, которые изначально были частью гораздо более крупного пула для исследования «Политическая поляризация в американской общественности», опубликованного ранее в этом году. Там они зафиксировали пристрастие, «тесно связанное с вещами, не связанными с политикой», например, предпочитали ли люди жить в больших домах и ездить в магазины или в сообществах, где они могли ходить пешком, сказал Кили.

Чтобы расположить людей от консервативного до либерального спектра, взрослым было задано 10 вопросов по темам, включая отношение к бизнесу, гомосексуальность, внешнюю политику, роль правительства и иммиграцию, среди прочего. На основании ответов люди были классифицированы как «последовательно» или «в основном» консервативные, либеральные или «смешанные».

В целом ответственность заняла первое место: 93% сказали, что преподавание особенно важно, а 55% поставили ее на первое место. Независимость, трудолюбие и хорошие манеры получили высокие оценки во всех группах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *