Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Лицемерия что это: Почему в современном обществе лицемерие стало нормой

Различие между большим и малым лицемерием (нифак)

Хвала Аллаху.

Большим лицемерием является состояние, когда человек показывает, что он мусульманин, тогда как внутри является неверующим. Аль-Джурджани, да помилует его Аллах, сказал: Лицемером является человек, который таит свои убеждения в неверии, но говорит, что верует (ат-Та‘рифат. С. 298).

Человек, который показывает, что верит в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, посланников и Судный День, однако скрывает внутри то, что нарушает эту веру, или противоречит хотя бы одной из её составляющих, является лицемером большого лицемерия.

Именно о таких лицемерах Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ

Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня (сура ан-Ниса, аят 145). Отличительной и явной чертой лицемеров является ложь, вероломство, нарушение договоров и беззаконие при споре (ругань, сквернословие и пр. – прим. пер.).

Что же касается малого лицемерия (также его называют лицемерием в делах), то это лицемерие, проявляющееся в делах.

Когда показывается праведное дело, но скрывается обратное этому, или когда при совершении деяний, не касающихся основ веры, внутреннее разнится с внешним. К этому относится случай, когда человек совершает один из видов лицемерия в делах, или характеризуется качествами лицемеров, например: лжёт, вероломствует или нарушает договоры.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амру, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества). А отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими качествами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяют, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо) (аль-Бухари № 34, Муслим № 58).

Если в ком-то из последователей единобожия есть качество лицемерия, то он становится малым лицемером настолько, насколько в нем присутствует это качество, или насколько он совершает деяний лицемеров.

Ведь в этом случае он становится похожим в своих делах на лицемеров, даже если не является таким же, как они, полностью.

Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:

Лицемерием называют большое лицемерие, которое выражается в сокрытии неверия, и малое лицемерие, при котором разнятся внешнее и внутреннее при выполнении обязательных действии по Шариату… Это известный в среде ученых вопрос. Следуя этому, разъясняли слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Признаков лицемерия три: когда он говорит, то лжёт, когда заключает договор, нарушает его, и когда ему доверяются, предаёт“. Этот хадис передал ат-Тирмизи и другие, также его передавали ученые. И не только один из праведных предшественников говорил: „Это (то есть в хадисе упоминается) – неверие без неверия, лицемерие без лицемерия и многобожие без многобожия“ (Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 11. С. 140).

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:

«Уважаемые ученые разъяснили, что лексически слово „лицемерие“ сродни обману и коварству, когда человек показывает благо, но скрывает противоположное этому. В понимании Шариата лицемерие бывает двух видов: лицемерие большое и лицемерие малое. Лицемерие большое – это когда человек внешне показывает свою веру в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в посланников и Последний День, тогда как внутри себя прячет убеждения, противоречащие этому полностью или частично. Именно этот вид лицемерия был во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и именно лицемеров большого лицемерия осуждает Коран, называет их неверующими и говорит о том, что они будут в нижнем слое Огня. Второй вид – малое лицемерие. Это лицемерие в действиях, когда человек внешне проявляет себя праведным, тогда как внутри совсем не таков.

Итак, малое лицемерие заключается в различии между внутренним и внешним, как об это сказал Хасан. Малое лицемерие является путём к большому так же, как грехи являются путём к неверию. Как есть опасения в том, что человек, постоянно грешивший, перед смертью может лишиться веры, так и человек, в котором всегда присутствуют качества лицемеров, может лишиться веры и стать истинным лицемером.

Имаму Ахмаду задали вопрос: „Что вы скажите о человеке, который не опасается лицемерия?“ Он сказал: „А кто же может гарантировать, что он не впадет в лицемерие? Хасан называл человека, который лицемерит при совершении дел, лицемером“. Подобные слова передаются и от Хузейфы» (Джами‘у-ль-‘улум уа-ль-хикам. С. 430-434). Приводится с сокращениями.

Если в человеке было малое лицемерие, и он умер в подобном положении, то он не останется навечно в Огне. Навечно в Огне останется только большой лицемер. Однако стоит помнить, что малое лицемерие является путем, приводящим к большому. Поэтому сподвижники и предшественники, да будет доволен ими Аллах, прибегали к Аллаху за защитой от лицемерия.

Итак, если в ком-либо из мусульман есть малое лицемерие, то он не останется навечно в Огне, но его место пребывания в Последующей жизни во власти и желании Всевышнего Аллаха: если Он пожелает, то накажет его за грехи Огнём, и после выведет из него за то единобожие, что в нём было; а если Он пожелает, то сразу простит его. Этот человек будет в том же положении, что и верующие-единобожники, совершающие грехи.

Что же касается большого вида лицемерия, то такой лицемер будет навечно пребывать в Огне. Прибегаем к Аллаху за защитой от Огня.

А Аллах знает лучше.

Ознакомьтесь, пожалуйста, также с вопросами № 21249 и № 145700.

Лицемерие: как успокоить совесть | Будь Здорова

Это только правду говорить легко и приятно. Куда сложнее лицемерить, особенному тому, кто чувствует себя новичком в этом деле. Как в анекдоте – хотел ей сказать: «Спасибо, дорогая!». А получилось: «Ты мне, сволочь, всю жизнь испортила». Куда девать разницу, возникающую между тем, что на уме, и тем, что на языке?

Это только правду говорить легко и приятно. Куда сложнее лицемерить, особенному тому, кто чувствует себя новичком в этом деле. Как в анекдоте – хотел ей сказать: «Спасибо, дорогая!». А получилось: «Ты мне, сволочь, всю жизнь испортила». Куда девать разницу, возникающую между тем, что на уме, и тем, что на языке?

С точки зрения душевного здоровья тактика «думаем одно – высказываем другое» к хорошему не приводит. Если использовать такое «двоемыслие» долгое время и с большинством собеседников – впереди замаячит невроз или серьезные душевные расстройства. Тем не менее, количество лицемеров на нашей планетке никак не сокращается. Достаточно бегло взглянуть на политиков. Лицемеры скатываются к нервным расстройствам не так быстро лишь потому, что умеют правильно выпускать пар.

Технология выпуска пара

Случается, соврешь пару раз за день, что личная жизнь, например, наладилась – а к вечеру уже в это веришь. Долгое время психологи предполагали, что и с лицемерием примерно так же: чем большее слова человека противоречат его внутренним убеждениям, тем сильнее меняются сами убеждения. Повторите сотню раз, что любите и глубоко чтите свою незабываемую учительницу литературы Марь Иванну, и на сто первый раз вы почувствуете уважительное шевеление в душе. Механика этого процесса довольно подробно описана у Оруэлла, о котором, кстати, Марь Иванна должна была вам когда-то рассказывать.

Однако после серии экспериментов, проведенных психологом Леоном Фестингером, представления о том, как работает лицемерие, и как оно влияет на своего «хозяина», несколько изменились.

Фестингер пригласил студентов поучаствовать в исследовании, посвященном измерению эффективности деятельности. По крайней мере, так он им это преподнес. Впрочем, студенты психфака все равно не могли отказать своему преподавателю. Итак, двухчасовой эксперимент. Похоже, он направлен на то, чтобы «умотать» даже самого флегматичного человека: студентам приходится брать с подноса по одной из 12 катушек и переставлять их на стол, а затем – со стола на поднос. Через полчаса – смена деятельности: снова поштучно надо переворачивать на пол-оборота фишки, расставленные на доске.

Однако основная часть эксперимента была еще впереди. По окончании занудных передвижений предметов испытуемых разделили на три группы. Слегка смутившись, экспериментатор объявил, что сейчас сюда придут другие студенты, и они, согласно условиям эксперимента, должны составить свое мнение о том, чем им предстоит здесь заниматься, на основе отзывов предшественников. «Постарайтесь дать им понять, что вам было интересно», – попросил экспериментатор и даже предложил вознаграждение. Каждому из испытуемых надо было по очереди войти в комнатку и письменно оценить, насколько им понравилось происходящее. В одной группе такая работа оценивалась в доллар на нос, в другой – в двадцать (третья группа, напомним, была контрольной).

Что можно предположить? Что за доллар студенты «задней левой» наваяют отчет, в котором расскажут, что, дескать, эксперимент так себе, но со скуки еще никто не умер. Зато вознаграждение в 20 долларов послужит хорошей мотивацией для того, чтобы живописать прелести эксперимента во всех красках. Как бы не так. Получилось с точностью наоборот. Испытуемые из «однодолларовой» группы гораздо выше оценили увлекательность, научную значимость, познавательность эксперимента, а также свое желание участвовать в подобных мероприятиях, чем их «двадцатидолларовые» коллеги. Для экспериментаторов это оказалось крайне неожиданным.

Самая радужная жизнь – у хамелеонов

Обескураживающие итоги эксперимента требовали какого-то объяснения. Так Леон Фестингер создал теорию когнитивного диссонанса. Упомянутое словосочетание обозначает как раз то ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое мы испытываем, когда наши истинные и декларируемые эмоции не совпадают. Когнитивный диссонанс усиливается, если человек не в состоянии рационально объяснить себе причину, по которой ему надо вести себя лицемерно. И чтобы лицемера совсем уж не одолел когнитивный диссонанс, ему приходится несколько изменять свои истинные ощущения в пользу декларируемых.

Возьмем для примера тех же студентов из эксперимента Фестингера. Те, кто получил по 20 долларов (сумму ощутимую) за свои «показания», поняли, что сумму надо отработать. Поэтому хоть и врали, но с чувством меры. В гораздо более неприятной ситуации оказались те, кому выдали по доллару: вознаграждение пустяковое, а отработать уже пообещали. Чтобы избавиться от беспокойства по поводу того, что они стали жертвами манипуляций, «долларовые» студенты решили изменить свое мнение относительно увлекательности проведенного над ними эксперимента.

Уроки двоемыслия

Позднее было установлено, что для того, чтобы изменились установки человека в процессе лицемерия, необходимы (кроме известного нам когнитивного диссонанса) еще и дополнительные условия.

Первое: человек должен осознавать, что последствия его лицемерного поведения могут оказаться для него негативными. Почувствуйте разницу: можно неискренне похвалить новые туфли подруги, но от этого ваша реальная оценка туфелек не изменится. Как не изменятся и ваши отношения с подругой. А можно неискренне клясться в дружбе человеку, который малоприятен, но от которого зависишь? Поэтому, чтобы не страдать от собственного двуличия, проще убедить себя в том, что этот человек на самом деле симпатяга.

Второе: когда человек поступает вразрез со своими установками, он переживает состояние эмоционального возбуждения – это было еще отмечено на студентах Фестигера. Зато теперь понятно, почему иные личности в телевизоре так суетятся, когда вещают о высоком.

В заключении, конечно, можно было бы прикрутить мораль, свежую и оригинальную. Что-нибудь вроде: не лицемерьте, а если уж взялись за дело – умейте себе объяснить свои чувства и мотивы. Но, ей-богу, большинство наших повседневных коммуникаций круто замешано на лицемерии и недостатке искренности. Стратегии подобных игр усваиваются нами едва ли не с детства, да мы и сами об этом знаем. Лучше уравновесить это хорошей цитатой про то, как чувствуют себя люди, которые никогда не лицемерят, поскольку им нет нужды это делать: «Человек отдается своим переживаниям полностью, самозабвенно, без подросткового смущения. Он забывает о своих позах, своих психологических защитах, робости и застенчивости. Жизнь – это череда последовательных выборов. В каждой точке есть прогрессивный выбор, ведущий к личностному росту, и есть регрессивный – ведущий в сторону защиты, боязни, безопасности. Отказаться в течение дня от дюжины выборов, продиктованных страхом, — это и есть самоактуализация, путь, ведущий к росту».

Красиво? То-то же.

Организованное лицемерие | Последствия принятия решений

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследствия принятия решенийОтраслевые исследованияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследствия принятия решенийОтраслевые исследованияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Brunsson, Nils,

‘Organized Hypocrisy’

,

The Consequences of Decision-Making

(

Oxford,

2007;

online edn,

Oxford Academic

, 19 октябрь 2017 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780199206285.003.0007,

, по состоянию на 11 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследствия принятия решенийОтраслевые исследованияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПоследствия принятия решенийОтраслевые исследованияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Эта глава посвящена теме лицемерия — перевернутой связи между решением и действием. Лицемерие — это реакция на мир, в котором ценности, идеи или люди находятся в конфликте — способ, которым люди и организации разрешают такие конфликты. Это способ удовлетворить одни потребности разговорами или решениями, а другие — действием. Ситуации противоречивых требований часто облегчают действие в одном направлении, если решение указывает на противоположное: чем яснее принято решение о действии, тем ниже вероятность того, что это действие действительно будет предпринято. Вероятность действия возрастает, если то, что решается, противоречит ему. Решения в одном направлении компенсируют действия в противоположном направлении и наоборот. Чтобы выбрать или мобилизовать действия, решения должны быть приняты до действий. Однако для установления ответственности и легитимности это не всегда необходимо; вместо этого часто разумно принимать решения после совершения действий, когда нет неопределенности в отношении того, какое действие было предпринято.

Ключевые слова: принятие решений, лицемерие, металицемерие, конфликт, организации

Предмет

Отраслевые исследования

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Как перестать быть лицемерным христианином

Иисус часто называл людей лицемерами, показывая, насколько широко распространено лицемерие. И это далеко не прошлый век. Лицемерие по-прежнему процветает: религиозные люди, политики, люди, которых вы встречаете на улице — список можно продолжить. Наше общество полно крайних двойных стандартов.

Так что же такое лицемер?

В словаре сказано, что лицемер — это человек, утверждающий, что его убеждения не соответствуют его действиям.

Христиане часто виновны в лицемерии. Но почему? Почему люди не живут согласно своим убеждениям? Либо они на самом деле не верят в то, что говорят, либо не знают, как действовать в соответствии со своими убеждениями. Я считаю, что большинство христиан — и большинство людей — относятся ко второй категории.

Часто мы слишком сосредоточены на том, что думают другие, чтобы жить в соответствии с тем, во что мы верим. Мы ориентируем нашу идентичность и этические нормы по отношению к окружающим. Вы можете сказать: «Да, я грешу, но я все же не так плох, как тот парень», где «тот парень» — это любой, на кого вы можете указать, кто заставляет вас чувствовать себя лучше. Или, может быть, вы обращаетесь за советом к другим, и когда они ошибаются, вы чувствуете себя разочарованным или ваша вера чувствует угрозу. Вы даже можете считать их лицемерами за то, что они все испортили.

Когда мы не позволяем нашим убеждениям быть внутренним фокусом наших сердец — быть тем, во что мы действительно верим, — наша «вера» на самом деле является просто внешними действиями. Тогда мы склонны сравнивать нашу так называемую веру с верой других. Мы становимся лицемерами, делая других людей эталоном нравственности и святости. Но другие люди не являются эталоном. Иисус есть.

Делая других людей эталоном, мы разочаровываемся. Никто не совершенен — ни христиане, никто. Вот почему нам всем нужен совершенный Спаситель, Иисус Христос. Он единственный совершенный человек, который когда-либо жил. И если мы знаем, что стандартом является Бог, а не наши несовершенные сверстники, мы не будем удивлены или разочарованы, когда увидим, что другие спотыкаются.

Если вы станете мерить себя кем-то другим, вы рискуете стать лицемером. Есть десятки причин, по которым мы становимся жертвами лицемерия. Иисус предупреждал людей «остерегайтесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (от Луки 12:5, английская стандартная версия). Он знал, что лицемерие может начинаться исподтишка и даже с добрыми намерениями. Вот как не стать лицемером:

1. Не зацикливайтесь на других

Мы склонны сосредотачиваться на других по многим причинам:

  • Мы думаем, что следовать за другими легче, чем за Иисусом.
  • Нас привлекают интересные или очаровательные люди, например, любимый пастор.
  • Легче смотреть на кого-то другого, чем честно смотреть на себя.
  • Чтобы вызвать восхищение, мы сосредотачиваемся на производительности и внешнем совершенстве, а не на внутреннем совершенстве.
  • Мы пытаемся найти направление, глядя на пути других.
  • Нас охраняют, потому что нас ранее обидели или ввели в заблуждение.

Вы когда-нибудь заходили в туалет и могли сказать, что кто-то пытается вести себя совершенно неподвижно и тихо в кабинке, чтобы вы их не слышали? Люди с застенчивым мочевым пузырем будут внимательно слушать вас, ожидая, когда вы уйдете. В процессе они слышат, как вы занимаетесь всеми своими делами. Если вы сосредотачиваетесь только на том, что другие думают или делают, вы, в свою очередь, делаете с ними то, чего не хотите, чтобы они делали с вами, даже не осознавая этого.

Чтобы избежать лицемерия, сосредоточьтесь на том, чтобы верить Слову Божьему и применять его к своему сердцу. Когда вы сосредоточитесь на Иисусе, Он будет учить вас, направлять вас и наполнять любовью и благодатью, чтобы распространять их на других.

2. Проявите милость и прощение

Мы не можем оказать милость по нескольким причинам:

  • Страх. Мы боимся, что нас воспользуются или испортят действия других.
  • Производительность. Мы сосредотачиваемся на действиях и внешнем виде добра вместо того, чтобы сосредотачиваться на послании Христа о любви.
  • Гордость. Мы не думаем, что другие заслуживают благодати, как мы.
  • Непрощение. Мы строги к себе, когда ошибаемся; поэтому мы строги к другим.

Но что хорошего в том, что кто-то сделает ошибку, а ты укажешь на нее пальцем? Вам не кажется, что они уже разочаровались сами по себе? Не берите на себя роль обвинителя, когда кто-то ошибается. Сосредоточьтесь на характере Иисуса, а не на своем поведении. В свою очередь, вы сможете любить, проявляя благодать и прощение не только к себе, но и к другим.

Если вы сосредоточитесь на Боге и будете помнить, что Он является эталоном, вам не будет угрожать, если кто-то ошибется. Вы знаете, что ошибки случаются. И вы знаете, что когда они это делают, вы должны поощрять других. «Железо точит железо; так человек обостряет лице друга своего» (Притчи 27:17, Библия короля Иакова, 2000).

3. Не осуждайте и не навешивайте ярлыки

Судить кого-либо по его или ее действиям может быть лицемерием. Даже называть кого-то лицемером не всегда правильно, потому что вы также, вероятно, время от времени являетесь лицемером, и вдвойне, потому что осуждаете кого-то за это.

Некоторые лицемеры говорят: «Ну, по крайней мере, я настоящий и не пытаюсь скрыть свои действия». Но они не осознают, что все еще пытаются оправдать плохое поведение. И будь то плохое поведение напоказ или плохое поведение втайне, оба одинаково греховны.

Навешивание ярлыков на других — это быстрый путь к тому, чтобы самому стать лицемером.

В следующий раз, когда вы обнаружите, что смотрите на других, а не на Иисуса, не желаете прощать и быстро навешиваете на кого-то ярлык, попробуйте следующее: делал что-то подобное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *