Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Логический барьер в общении: Барьеры коммуникации

19) Коммуникативные барьеры (логические, стилистические, семантические) и способы их преодоления.

Семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений, которые могут приводить к потере информации при передаче получателем, особенно много проблем такого рода порождается в многонациональной среде. Также он может возникнуть, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Например — филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймет, о чем идет речь. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика нашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Например, партнер может не воспринять критического замечания собеседника, потому что оно было сказанные в панибратский манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера. Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное. Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятным во время чтения и затрудненным в слуховом восприятии. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться.

Существуют два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи. Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру. Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей. Необходимость использования правила рамки прежде всего обосновывается простым психологическим законом работы памяти, открытым в конце 19 в. Именно тогда немецкий психолог Герман Эббингауз установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Значит, соблюдая правило рамки, говорящий может быть уверен, что сама рамка запомнится, а в ней самое главное.
Правильно построенная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура соответствовала установкам слушающего, его представлениям. Структурирование сообщения может осуществляться за счет применения правила цепи. Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование, задавая строение общения «изнутри». Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Причем качество цепи может быть различным: простое перечисление «во-первых, во-вторых»; цепь может быть ранговой — «сначала о главном:и, наконец, менее существенное»; логической — «если это, то тогда — то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы. Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.
Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. ЭПотому что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл: например, слово «команда» — это и команда-распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников. Смысл. Таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи. Таким образом, логический барьер возникает тогда, когда люди не могут найти общий язык, потому что у каждого Прежде чем высказать мысль вслух, человек сначала как бы «упаковывает» ее во внутреннюю речь, а уж затем выражает ее. Процесс превращения мысли в слово называется вербализация.
Выделяя в речевом потоке слова, слушающий расшифровывает значения, постигая, таким образом, смысл вербального сообщения. Понимание слов представляется наиболее элементарной операцией декодирования высказывания. Трудности возникают потому, что на осмысление слов в реальном общении существенное влияние оказывает конкретная ситуация. Например, такой диалог: «Черная?» – «Нет, красная». – «А почему белая?» – «Потому что зеленая». Рассмотренный вне ситуации общения диалог на первый взгляд кажется абсурдным. Однако если представить, что это разговор двух дачников около куста смородины, то сразу же все встает на свои места. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения. Кроме сказанного, многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли.

Коммуникативные барьеры в деловом общении

Очевидно, что не все менеджеры, руководители и рядовые сотрудники достаточно общительны, или как ещё говорят, коммуникабельны. Одни из них достаточно быстро в контакт с другими работниками, быстро улавливают настроение, чувства, эмоции своих собеседников, другие испытывают в этом отношении явные трудности, препятствия, барьеры личностного, социального, культурного характера.

Традиционно принято выделять следующие виды коммуникативных барьеров.

1. Логический барьер в деловой коммуникации возникает всякий раз, когда деловые партнеры, отличающиеся друг от друга ментальными и ценностными особенностями, не считают нужным учитывать специфику партнёра по общению. К барьерам такого рода можно отнести: неточность высказывания; несовершенство перекодирования мыслей в слова; наличие смысловых разрывов и скачков мысли; наличие логического противоречия в тезисе.

2. Стилистический барьер возникает при несовпадении формы представления информации с её содержанием.

3. Фонетический барьер понимается как препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Логическое ударение позволяет партнеру более точно понять услышанную мысль, если же оно отсутствует или сделано неправильно, смысл речевой конструкции может быть воспринят неадекватно. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, достаточно громко, избегая при этом скороговорения.

4. Семантический барьер связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Семантические барьеры могут возникать в результате разных причин. Во-первых, это несовпадение тезаурусов, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией, ограниченный лексикону одного из партнеров и богатый – у другого. Во-вторых, существуют профессиональные, социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия.

Разговорный и невербальный аспекты делового общения

Представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации. В языке находят отражение привычные схемы размышлений, модели восприятия действительности, аккумулируемый в культуре опыт познания мира. Проблемы лингвистического характера часто становятся первыми затруднениями при общении с представителями других культур. В большинстве случаев различие стилей вербальной коммуникации нс выступает барьером в межкультурных интеракциях, типичной реакцией является адаптация человека к новому контексту, толерантность к другим стилевым характеристикам речи.

Речевое поведение, отличающее язык людей разных национально-этнических общностей, проявляется также ярко и на уровне невербального взаимодействия. Несовпадение символов невербальной коммуникации может оказывать влияние на эффективность делового взаимодействия. Опыт погружения в другой культурный контекст позволяет увидеть следующие особенности невербальных систем партнеров. Явно противопоставляются значения многих символов. Это проявляется в несовпадении смысла:

• паралингвистических характеристик: громкости, тональности, скорости речи и т. п.;

• языка тела: жестов, выражения лица, позы и т.п.;

• контекста коммуникации: внешнего вида, кинетических и проксемических параметров и т.д.

Дополнительными причинами превращения дифференциации невербального поведения и языковых трудностей в барьер для взаимодействий в межкультурной среде выступают:

• личностные характеристики;

• психологическое напряжение и усталость, не контролируемые человеком;

• отсутствие предыдущего опыта погружения в другую культурную среду.

Соответственно, толерантность к необычному поведению партнеров, понимание роли невербальных символов в процессе межкультурных взаимодействий будет способствовать эффективной деловой и межкультурной коммуникации.

 

Больше см. на studme.org

Барьеры и препятствия — здоровое общение

В этом сегменте Дон Боман объясняет, что барьеры и препятствия на пути к здоровому общению можно сгруппировать по трем основным категориям: 

Использование этих «методов» блокирует открытое и честное общение и обмен информацией. Когда кто-то использует что-либо из вышеперечисленного, это увеличивает эмоциональную дистанцию ​​​​и защитную реакцию. Это препятствует сотрудничеству, совместным усилиям и вызывает сопротивление и обиду.

Можно делать такие вещи из лучших побуждений, но на самом деле это попытки контролировать другого человека.

Полные стенограммы доступны на странице ресурсов

Введение в коммуникационные барьеры и препятствия

11 минут 53 секунды. Дон Боуман объясняет, что один из эффективных способов улучшить общение — просто перестать делать негативные вещи.

Судейство

13 минут 53 секунды.  Дон Боуман объясняет четыре (4) способа судить:

  • Критика: смотреть на то, что не так с другим человеком, а не на то, что с ним правильно.

  • Обзывание: называя кого-то по имени, вы помещаете его в негативную ячейку, а затем перестаете пытаться узнать больше о том, кто он на самом деле.

  • Диагностика: вы анализируете намерения или мотивы человека, хотя на самом деле вы их не знаете.

  • Оценочная похвала: скрытое сообщение, когда вы хвалите оценочно, заключается в том, что если я могу оценивать вас положительно, то я также могу оценивать вас отрицательно.

Отправка решений

14 минут 54 секунды. Дон объясняет четыре способа отправить кому-то решения их проблем.

Когда вы отправляете решения, вы, возможно, намереваетесь помочь, но воздействие на другого человека заключается в том, что вы случайно сообщаете ему, что он недостаточно умен или компетентен, чтобы решать свои собственные проблемы и находить свои собственные ответы.

  • Заказ: Здесь вы просто говорите другому человеку, что он должен делать.

  • Угроза: Здесь вы отправляете решение, но пытаетесь вызвать у другого человека небольшой страх

  • Морализаторство: Здесь вы отправляете решение и окружаете его ореолом. У вас есть превосходное решение, и вы готовы к этому превосходному решению.

  • Чрезмерные/неуместные вопросы: Вы продолжаете задавать вопросы, чтобы вести другого человека в нужном вам направлении; к вашему «правильному ответу».

Избегание беспокойства других

5 минут 14 секунд. Дон объясняет, как люди избегают заниматься чужими проблемами тремя способами.

  • Отвлечение: это делается с помощью юмора или путем возвращения разговора к вам.

  • Логический аргумент: вместо того, чтобы иметь дело с эмоциями другого человека, эта техника превращает их в логическое, рациональное, объективное утверждение.

  • Обнадеживающий: это когда общение с эмоциями вызывает у другого человека дискомфорт, поэтому он пытается отговорить его от этого, например, говоря: «Все будет хорошо». Т

Изучение вопросов

16 минут 43 секунды. Дон объясняет, почему важно осознавать, что вы делаете, чтобы иметь возможность делать что-то другое. Вместо того, чтобы реагировать на что-то так, как если бы вы были на автопилоте (например, когда что-то «срабатывает» и у вас возникает рефлекторная реакция из-за истории вашей жизни), знайте, что вы сильно реагируете на что-то, чтобы вы могли выбирать. сделать что-то другое. Как он говорит, я не прошу вас прекратить такое поведение, я прошу вас делать это осознанно.

Преодоление физических барьеров в общении

В этой серии мы обсудим семь барьеров в общении. Этот пост посвящен физическим барьерам. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую.

Физические барьеры на пути к общению преследовали рабочую силу с тех пор, как охотники-собиратели впервые зашли слишком далеко в лес, чтобы услышать, как их товарищи-охотники кричат: «МЕДВЕДЬ. ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДЬ».

Несмотря на то, что медведи стали меньшей проблемой (для большинства), физические элементы по-прежнему встают между нами: двери, стены, полы зданий, чрезмерный шум и даже континенты. Чем больше и шире рассредоточена рабочая сила, тем сложнее сделать физическое окружение каждого благоприятным для общения.

Идентификация этих барьеров — первый шаг. Приложив немного усилий, ваша организация сможет обнаружить и решить эти проблемы задолго до того, как вам понадобится предупредить Билла из бухгалтерии о любом количестве медведей.

Типы физических барьеров для связи

К счастью, физические барьеры довольно легко заметить. Если вы хотите поговорить со своим начальником, но он заперт в своем кабинете, вы нашли физический барьер. Если вы делаете устное объявление, а люди на втором этаже вас не слышат, значит, вы нашли физический барьер.

Все, что в физическом мире (т. е. не в вашем разуме), что стоит между вами и эффективным общением, является физическим барьером , с которым можно справиться. В целом существует пять типов физических барьеров, которые мешают людям эффективно общаться:

1. Окружающая среда

Окружающие барьеры возникают из-за места, в котором мы пытаемся общаться. bar знает, что чрезмерный шум может привести к потере большого количества информации. Один человек вежливо кивает, как бы говоря: «Ах, да», а другой терпеливо ждет ответа на вопрос, который остался совершенно неуслышанным.

Все, что мешает концентрации — плохое освещение, плохое качество воздуха, беспорядок, неправильная установка WFH и т. д. — может стать препятствием для окружающей среды.

2. Расстояние

Расстояние между этажами, зданиями или городами может затруднить совместную работу и общение с членами команды. Объединение людей для работы над достижением общей цели, когда они даже не находятся на одном континенте, создает серьезные проблемы с эффективностью. Телефонные звонки и электронные письма в конечном итоге вытесняют общение лицом к лицу, и эта небольшая разница может сильно повлиять на сплоченность команды (если у вас нет подходящих онлайн-инструментов для совместной работы).

3. Время

Планирование встреч и быстрых наверстываний может стать более сложной задачей, если ваши сотрудники разбросаны по разным часовым поясам. Члены команды имеют меньшие окна доступности, и вам часто приходится ждать дольше, чтобы получить ответ на вопросы.

Когда ваша команда работает лично, время все равно может быть фактором, если у ваших сотрудников конфликтующие графики. Например, менеджеры, которые ограничивают свою доступность и требуют встречи для каждого взаимодействия, затрудняют связь с ними сотрудников.

4. Медиум

Большая часть современного общения осуществляется по различным технологическим каналам. Чтобы коммуникация была эффективной, люди должны понимать и приписывать определенные нормы различных медиа.

Что уместно говорить (и когда) в определенных ситуациях? Что означают определенные действия или символы? И как мы интерпретируем более тонкие сигналы? Если кто-то не понимает нормы использования определенного средства (я смотрю на тебя, бабушка, которая постоянно заканчивает свои твиты словами «С уважением, Агнес») при отправке сообщения, его намерение может быть потеряно.

5.

Технические трудности

Современные предприятия зависят от многих типов оборудования для поддержания связи и рабочих процессов. Серьезный сбой оборудования, например отключение сети, может временно замедлить или отключить связь. Сломанные телефоны, факсимильные аппараты, проекторы и компьютеры — все это физические препятствия для выполнения вашей работы. К счастью, эти барьеры часто проще всего исправить или обойти.

Общие решения, улучшающие общение

Не беспокойтесь; Решение физических барьеров не в том, чтобы мы все существовали в устойчивых групповых объятиях. Хотя вам нужно устранить некоторые физические барьеры, другие можно компенсировать. Вот несколько примеров решений.

Сбалансируйте открытые планировки с тихими станциями

Многие отрасли, которые процветают благодаря сотрудничеству, принимают планы «открытых офисов», которые заменяют открытые столы и общие конференц-залы кабинами и угловыми офисами. Большинство людей согласны с тем, что личные области, способствующие спокойному сосредоточению, важны для продуктивности (и здравомыслия). Таким образом, вы также можете создавать тихие станции для членов команды, которым нужно время для себя во время определенных рабочих действий, давая им возможность отдохнуть от суеты.

Разнообразьте свои методы связи

По мере того, как команды рассредоточены по всему миру, электронная почта становится главной формой общения. Сегодня электронная почта стала одним из самых больших затрат времени для современного работника. Следовательно, организации внедряют новые технологии, такие как приложения для обмена сообщениями с выделенными каналами для тем чата. Сотрудники могут быстрее получать ответы на вопросы и легко отслеживать организованные разговоры в Интернете.

Высокоэффективные компании разрабатывают передовые методы отправки сообщений, чтобы не перегружать сотрудников слишком большим количеством одновременных разговоров. Элементы управления уведомлениями и функции прямого обмена сообщениями гарантируют, что сотрудники видят только те сообщения, которые имеют к ним отношение.

Инструменты для видеоконференций постоянно совершенствуются благодаря повышению качества видео и звука и снижению затрат. И в результате видеоинструменты (особенно с функциями виртуальной доски) стали огромным преимуществом в организациях, где регулярные личные встречи невозможны. Видеоинструменты позволяют командам общаться лицом к лицу, в то же время уменьшая зависимость компании от дорогостоящих поездок.

Ограничьте количество совещаний и оставайтесь на связи с инструментами управления проектами

При таком большом количестве информации, которую необходимо отслеживать, инструменты управления проектами становятся все более популярными в командах и отраслях, которые ранее их не использовали. Вместо того, чтобы собирать огромные группы людей на длительные, затяжные совещания по статусу для отслеживания сложных проектов, используйте инструменты управления проектами, чтобы автоматизировать отслеживание и предоставить информацию каждому члену команды.

Команды теперь могут получать информацию в режиме реального времени о заданиях и прогрессе разных членов команды, вместо того, чтобы ждать следующей еженедельной сводки. Помимо повышения организованности команд, автоматизация этих процессов открывает время для более продуктивного общения и планирования.

Устранение физических барьеров в среде удаленной работы

В связи с внезапным ростом удаленной работы командам пришлось переосмыслить, что означает хорошее общение. И во многих случаях удаленные команды обнаруживают, что традиционные формы общения, такие как частые встречи, не так эффективны или необходимы, как они думали. Если время и расстояние являются самыми большими препятствиями для командного общения, следуйте этим советам, чтобы улучшить совместную работу.

  • Поделитесь настройками связи
    . Даже работая в крупной компании, большинство из нас ежедневно общаются лишь с несколькими людьми. Обсудите предпочтения в общении с вашими непосредственными членами команды, чтобы все были на одной волне. Если вы используете чей-то предпочтительный метод, он с большей вероятностью увидит его и ответит быстрее, что сократит задержки.
  • Планирование регулярных проверок . Избегайте микроуправления и повышайте прозрачность, планируя фиксированные контрольные встречи. Держите их минимальными, чтобы не снижать производительность. Вы также должны сообщить другим, какая информация им нужна для подготовки к этим занятиям. Таким образом, каждый будет знать, чего от него ждут, и сможет поделиться своим прогрессом.
  • Отправлять обновления о ходе выполнения . Вместо того, чтобы без необходимости собирать всех вместе, используйте регулярные обновления прогресса, чтобы информировать свою команду. Все будут знать, над чем работают другие команды, и понимать видение компании, даже если они не видят друг друга ежедневно.

Заключительные мысли

Когда вы устраняете или компенсируете физические барьеры, команды могут сосредоточиться на совместном поиске решений стоящих перед ними задач. И им никогда не придется беспокоиться о том, что кто-то из их команды может пропустить ближайшего медведя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *