Cоциально-психологический механизм адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Список литературы
1. Дроздов А.В. Современный экотуризм: концепции и практика //
Туризм в горных регионах: путь к устойчивому развитию?: материалы Международной научно-практической конференции. Майкоп: ООО
«Качество», 2003. С. 28-37.
2. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
3. Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала» URL: http://www.ecotours.ru/publication ru (дата обращения 04.12.2009).
4. Экологически безопасный туризм URL:
http://www.discoverbaikal.ru/node/77 (дата обращения 21.11.2009).
5. Ceballos-Lascurain H. The Future of Ecotourism // Mexico journal. 1988. 17 January. P. 13-14.
6. Mose I. Sanfter Tourismus im Nationalpark Hohe Tauern // Vechtaer Arbeiten zur Geographie. Band 6, Vechta, 1988.
I.Y. Ponomareva, A.S. Malafiy
Sustainable development of tourism and its influence on the social process.
Factors of the negative influence of the contemporary tourist model on the social, cultural and ecological spheres of life are analyzed. The definition of a sustainable development of tourism is provided, and the conditions of the approach of contemporary tourism towards this model are viewed. The effect of the sustainable tourism on the social process, on social mobility in particular, is analyzed.
Key words: sustainable development concept, sustainable tourism, social process, social mobility
Получено 20.03.2010
УДК 316. 346. 32 — 053.6
В.П.Щербакова, канд. социолог, наук, доц., (4872) 33-24-18, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ
Рассматривается конструирование социально-психологического механизма адаптации. Он состоит из поведенческого, когнитивного, психологического компонентов. Основные элементы этого механизма: адаптивная стратегия, адаптивная установка и различные факторы, детерминирующие адаптивную ситуацию.
Ключевые слова: социальная адаптация, социально- психологический механизм, социальная адаптации, адаптивная ситуация, стимуляторы адаптации, адаптационный потенциал, адаптивные тактики, адаптивные стратегии, средства адаптации,
Кардинальные трансформации современного российского общества вызвали изменение статуса молодежи. Интегрируясь в общество, молодежь вынуждена адаптироваться к переменам в России, переживает трудности в социальной адаптации к системным и институциональным изменениям.
В целом под адаптацией понимается состояние взаимоотношений личности и социальной среды, характеризующееся наличием объективных и субъективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности [ 1 ] Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и про есс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность как в переломные периоды жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ[ 2 ].
Процесс социальной адаптации личности представляет собой сложный социальный феномен, характеризующийся значительной степенью вариативности, диапазон которой зависит от многообразных комбинаций деятельностных, поведенческих, психологических стратегий адаптации, реализуемых на личностном и групповом уровне.
Социальная адаптация в этом ракурсе представляет собой комплекс различных действий, стратегий поведения в процессе взаимодействия со средой для достижения состояния достаточного равновесия со средой (с социумом). Надо отметить, что адаптационное равновесие никогда не может быть полным. Речь идет об оптимальном равновесии, которое позволяет не только выживать субъекту адаптации, но и воспроизводить свой адаптационный потенциал, максимально реализовываться.
Структура социальной адаптации с позиций системного подхода, как отмечает Янин Г. И., может быть представлена как взаимосвязь четырех элементов: субъекта, объекта, предмета (содержания) и результата. Субъектом выступает личность или социально-демографическая группа, объектом является среда в многообразии ее элементов и сторон. Предмет составляет совокупность действий субъекта в процессе ее приспособления к объекту. Результатом адаптации является адаптированность субъекта к объекту Достигнутый результат не может быть око нштельным, так как заданный процесс — непрерывный и динамический [ 3 ].
Состояние равновесия достигается за счет использования субъектом адаптационного потенциала. Последний реализуется при включении адаптивных механизмов. Под адаптивным механизмом понимают совокупность средств, с помощью которых приводится в действие адаптационный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант — адаптирующая среда».
Взаимодействие субъекта и объекта адаптации отличается многообразием и сложностью. Это объясняется тем, что процесс социальной адаптации, как и большинство процессов, многогранен, многослоен, поливекторный и мультирезультативен. На это указывает, в
частности, В.Н. Фомин, отмечая обстоятельства, которые способствуют такому многообразию. Обстоятельства, во-первых, проявляются в том, что среда представляет совокупность одноуровневых частных сред, осваиваемых личностью в процессе адаптации, а значит, является многослойной. В качестве таких сред выступают экономическая, политическая, образовательная, социально-трудовая, повседневно-бытовая и другие сферы. Во-вторых, адаптация происходит и к новым социальным ролям, которые должна осваивать и выполнять личность. Молодежь — та социальная группа, которая вынуждена выполнять большее в сравнении с другими социальными группами количество ролей. В этой связи взаимооадаптация ролей, осваиваемых в различных сферах деятельности, происходит сложнее. В-третьих, процесс адаптации расслаивается на частные параллельные процессы изменения особенностей отношений между личностью и ее социальным окружением. Эти изменения отражаются в морально-этическом, нормативно-правовом, социальнопсихологическом, профессионально-деловом и др. аспектах [ 4].
Как процесс социальная адаптация осуществляется для того, чтобы привести поведение индивида в соответствии с господствующей системой норм и ценностей. Состояние адаптации — это характеристика отношений индивида с внешней средой, которая служит выражением успешности адаптации как процесса [ 5]. Помимо того, что адаптация выступает как процесс и состояние, Л.В. Корель адаптацию связывает еще с определенной целью, к которой стремится субъект. Адаптация предполагает соответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами, а также используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между субъектом и средой3. В русле системного подхода адаптация определяется как сообразная или сообразуемая с целями и другими особенностями телеологического объекта-системы и особенностями среды обитания система признаков надсистемы «объект — система — среда», созданная или создаваемая для реализации им его целей в этой среде и в ответ на действительные или возможные действия факторов надсистемы «объект -система — среда» [ 6 ]. Здесь прослеживается соединение в одном явлении как динамического, так и статистического аспекта.
Таким образом, под социальной адаптацией мы будем понимать сложный социально-психологический механизм, основными
составляющими которого является комплекс личностно-деловых качеств, ценностные ориентации, установки, функционирующие в условиях некоторого изменяющегося континуума социетальных (на уровне общества в целом), социальных (на уровне социальных общностей, где живет и действует индивид, на уровне его ближайшего социального окружения),
социально-психологических (на уровне личности индивида) стимуляторов и ограничителей адаптации.
Необходимо оценить не только внешние проявления адаптации (проследить степень адаптированности молодежи к переменам в обществе, но и внутреннюю структуру. Поэтому первоочередной задачей исследования является адекватное «конструирование» социальнопсихологического механизма адаптации.
Термином «механизм» определяется обычно внутреннее устройство объекта, приводящее его в движение. В соответствии с этим под адаптивным механизмом чаще всего понимается совокупность средств, с помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант — адаптирующая среда». Субъектом социальной адаптации в нашем случае выступает молодежь, которая имеет свои собственные специфические элементы и блоки механизма адаптации.
Включение адаптивного механизма наступает при возникновении адаптивной ситуации. Последняя возникает под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, таких изменений в среде (или переходом субъекта адаптации их одной среды в другую), которые делают невозможными для него в новых условиях достижение старых жизненных целей и ориентиров старыми (прежними) средствами. Во-вторых, таких изменений в субъекте адаптации, которые делают невозможными для него достижение новых целей в старых условиях среды. Внутренняя напряженность, присущая субъекту в момент обнаружения этих несоответствий (рассогласований), вынуждает его начать поиск выхода из дискомфортной ситуации.
Поэтому для анализа социальной адаптации и адаптивной деятельности требуется представление о реальной ситуации. Именно вычленение из реальной ситуации внешних и внутренних факторов адаптивного влияния свидетельствует о начале формирования адаптивной ситуации, котор а включает в себя ограниченный комплекс социальных, политических и других факторов, определяющих стратегию поведения личности в изменившейся социальной среде.
Практически любой переход социальной системы из одного относительно стабильного состояния в другое через периоды социальных кризисов, потрясений вызывает к жизни потребность в адаптационных и реадаптационных процессах. Таким образом, адаптивная ситуация рождает адаптивную потребность, то есть потребность в адаптации. Адаптивная потребность — это настройка адаптанта на преодоление адаптивной ситуации. Она представляет собой стремление субъекта в одном случае привести в соответствие с изменившимися условиями социальной среды свои шаблоны поведения для достижения старых цепей, в другом -изменить (или сменить) среду, что сделало бы возможных достижение
новых цепей.
Индивидуальное восприятие, отражение реальности конкретизируется в различных установках, являющихся реакцией на любое ситуативное взаимодействие субъекта адаптации адаптивной ситуацией. Всякое изменение адаптивной ситуации, отражаясь на субъективном уровне, вызывает к жизни новую установку.
Адаптивная ситуация влияет и на адаптивные стратегии индивида. В случае успешного разрешения адаптивной ситуации она превращается в реальную, что служит свидетельством эффективности выбранных адаптационных стратегий. Содержанием процесса перерастания адаптивной ситуации в реальную являются удовлетворение потребностей и формирование индивидуальных установок.
Индивидуальная оценка личностью адаптивной ситуации неотделима от реконструкции старых и формирования новых установок.
Теория установки постулирует, что любое изменение в жизни человека отражается в новой установке. Следовательно, любое изменение реальной ситуации, связанное с ее превращением в ситуацию адаптивную, порождает новую установку, определяющую направленность и особенности активности в изменившейся ситуации, поэтому можно предположить, что установка является атрибутивным свойством социальной адаптации. Кроме того, формирование целенаправленной установки личности на адаптацию должно стать фактором, стимулирующим или тормозящим адаптацию.
Если позитивная адаптивная установка способствует процессу адаптации, то негативная приводит к противоположному — дезадаптивному эффекту.
Итак, проблема адаптивных установок тесно связана с качественным характером адаптивной ситуации, в контексте которой они формируются. Произвольно или целенаправленно изменяя характер деятельности и социальной среды, можно добиться изменения старых и формирования новых адаптивных установок.
Важным блоком адаптивного механизма выступают средства адаптации, с помощью которых адаптант, стремясь выйти из адаптивной ситуации, приспосабливается к изменившейся среде. Средство — это приём, способ действия или же совокупность приспособлений, для осуществления какой-либо деятельности.
В научно й литер туре выделяют тр и гр ппы средств, обеспечивающих адаптивное взаимодействие: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.
К перечисленным средствам адаптации следовало бы добавить еще одно — статусные характеристики адаптанта. Социальное положение, которое занимает адаптант в том или ином социальном пространстве, вооружает его специфическим набором средств адаптации. Это может быть
доступ к социально важной информации, определенный уровень доходов, должностной статус, уровень образования, налаженные социальные сети, территориальная принадлежность, обеспечивающая быстрое переобучение или включение в новые структуры и т.д.
Возможно и иное деление средств адаптации, в зависимости от их внутренней природы. В соответствии с этим могут быть выделены экономические, демографические, политико-правовые, социально-
психологические, экологические, технологические и другие средства.
Описывая внутреннее устройство механизма адаптации, нельзя обходить, на наш взгляд, «узел блокад», то есть набор средств «антиадаптации» или же «антисредств» адаптации, которые тормозят или затрудняют адаптивный процесс. Как и в предыдущем случае, справедливо будет говорить о четырех группах средств — институционализированных, нормативно-регулятивных, статусных и личностных, однако направленность их действия будет иметь уже противоположный (отрицательный) знак.
В целом же барьеры социальной адаптации делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Мера сопротивления среды — это экзогенные барьеры, их высота, прочность и сопротивляемость. Мера внутреннего сопротивления — эндогенные барьеры, их высота, прочность и сопр отивляем о сть.
Специфика адаптивных процессов состоит в том, что они выступают средством, условием реализации цели и только в этом качестве могут существовать. Связь социальной адаптации с деятельностью заключается в способности первой выступать условием второй. Эта связь выступает в процессе самой деятельности.
При выборе конкретной модели адаптивного поведения субъекты руководствуются различными критериями: затратный, временной, наличие ориентации на достижение максимально-желаемого «социального (жизненного) успеха».
Проведя реализацию выбранной модели поведения на практике, адаптант осуществляет социальное сравнение ее результатов с результатами, полученными другими адаптантами, а также референтной социальной группой. Это может быть группа, к которой он принадлежит сейчас, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем. Негативный результат ведет к дальнейшему поиску, а также заимствованию иных, более успешных моделей адаптивного поведения: позитивный же — к закреплению и трансляции своей модели адаптивного поведения, её распространению и стереотипизации.
Итак, наиболее удачные модели адаптивного поведения закрепляются и транслируются в обществе. Механизмами сохранения и закрепления положительно отобранных вариантов являются: социальная память, социализация, обучение и подр акание. С их помощью на смену
старым стереотипам взаимодействия со средой приходят новые. Возникает равновесие адаптирующей среды и адаптанта.
Для разработки социально-психологияческого механизма интерес представляет структурная модель социально-психологической адаптации человека, разработанная Т. О. Паршиной Она выделяет пять уровней социально-психологической адаптации диспозиционной системы. Первый (выделено мною — В. Щ) — адаптационный потенциал личности, включающий в себя четыре компонента: биопластический,
биографический, психический, система личностной регуляции.. Последняя дает возможность не только управлять своим поведением в соответствии с нормативными требованиями общества, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться (это выражается в более активном участии личности в общественных процессах). Личностная регуляция позволяет противостоять сложным жизненным ситуациям, включать защитные и компенсаторные механизмы для сохранения собственной целостности и самоценности, работоспособности и коммуникабельности… Личностная регуляция имеет индивидуальные пределы, зависящие от сформированности тех или иных компонентов и выражающейся в том или ином виде выбираемой индивидуальной стратегией адаптации. Ситуации, в которых может действовать индивид, охватывают несколько уровней: предметные
ситуации, ситуации группового общения, условия жизнедеятельности в рамках определенного типа общества; более устойчивые условия жизнедеятельности в экономической, политической и других структурах. Второй уровень диспозиционной системы — простые базовые ситуации. Третий — социально-фиксированные установки — аттитюды. Они в свою очередь имеют трехкомпонентную структуру: когнитивные, аффективные и поведенческие показатели. Четвертый уровень в модели представлен базовыми социальными установками, формирующимися в сферах деятельности, где личность удовлетворяет потребность в активности. Они также обладают трехкомпонентной структурой (содержат когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и показатели адаптированности соответствуют им. Показатели когнитивного компонента — наличие в сознании личности представлений о социальной сфере, куда она может направить свою активность. Показатели аффективного компонента — самооценка направленности интересов личности в какую-то сферу и удовлетворенность своими достижениями. Показатели поведенческого компонента — социально одобряемая активность в выбранной сфере деятельности. Личность можно считать адаптированной, если она: а) удовлетворена своим положением, ролью, статусом; б) видит возможные способы их достижения. Пятый уровень — ценностные ориентации, регулирующие поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях социальной активности[8].
Нами разработан социально-психологический механизм адаптации личности. Он включает в себя реальную ситуацию, формируемую в данном обществе на конкретном этапе ее развития. Реальная ситуация вызывает специфическую для каждой личности адаптивную ситуацию.
Взаимодействие личности с социумом в реальной ситуации не всегда предполагается в ходе адаптационного процесса. Если вызов социума является значимым и неизбежным с точки зрения реагирования на него, то социальная ситуация проявляется и выступает в качестве совокупности осознанных или неосознанных реакций на изменение среды.
Исследуя адаптивную ситуацию, мы также как неотъемлемую составляющую выделили комплекс факторов, формирующих условия для протекания адаптации. Это — экономические, политические,
социокультурные, демографические, психологические и другие факторы. Так как мы исследуем социальную адаптацию на мезоуровне (на уровне социальной группы), то следует учитывать, что адаптация происходит, прежде всего, в ближайшем социальном окружении и в процессе идентификации со сверстниками
При этом воздействие системных (макроуровневых) и
институциональных факторов в процессе социальной адаптации пр является одинаково как набор для всех со щальных гр уш в ходе общественных перемен в современной России (в контексте векторов преобразований и актуализации проблем). Но уже на этих уровнях данные факторы отличаются разной интенсивностью воздействия, что предопределяется различным положением группы в системе социальной стратификации российского общества.
Социальные факторы как неотъемлемые компоненты социальнопсихологического механизма социальной адаптации отличаются различной «наполняемостью» с учетом специфики субъекта адаптации. Социальная группа как субъект адаптации в процессе приспособления стремится к самосохранению, развитию. В результате кардинальных социальных изменений группа может сохранять свои позиции либо демонстрировать социальное восхождение (нисхождение). Для российской молодежи социальные факторы «преломляются» в неравные стартовые условия для трудовой, политической деятельности, недостаточный социальный опыт (или его отсутствие), ускоренную социализацию, высокий уровень отчуждения от политики и управления, в усиление маргинализации и — как одно из следствий — повышение степени гетерогенности. В целом молодежь в России конца XX — начала XXI вв. отличается низким статусом в сравнении с людьми среднего возраста. Однако, все вышеприведенные характеристики относятся к большинству молодежи, так как любая социальная группа может подразделяться на подгруппы, реализующие принципиально разные или взаимоисключающие адаптационные стратегии. В этом контексте гетерогенность и маргинализация молодежи
выступают как движущие силы поиска и формирования широкого спектра адаптационных стратегий подгрупп молодежи в современной России, выделяемых прежде всего по таким параметрам, как возраст, образование, сфера деятельности и социально-психологические качества. Психологические факторы, определяющие особенности социальной адаптации молодежи, проявляются не только в мотивах, потребностях, установках, диспозициях, интересах, ценностях (что обязательно и характерно для всех социальных групп), но и в специфических качествах, уровень развития которых выгодно отличает молодежь от других возрастных групп: максимализм, повышенная чувствительность,
инновационность, мобильность, рационализм, энергичность, предприимчивость, склонность к риску, выносливость и адаптивность.
Адаптивная ситуация вызывает активизацию адаптационного потенциала личности. Он состоит из стимуляторов адаптации( которые могут выступать и как барьеры), когнитивных схем, реализующихся в эталонах, стереотипах и представлениях о социальных нормах, адаптивных тактик и адаптивных стратегий. К стимуляторам адаптации относится, прежде всего, физиологический потенциал, выражающийся в выносливости, высоком уровне работоспособности, готовности работать в любых, даже экстремальных условиях. Эти характеристики предопределяются возрастом, значительным запасом физических сил. В адаптационном потенциале молодежи в качестве стимуляторов адаптации выступает и комплекс адаптивных качеств, к которым помимо отмеченных относятся прагматизм, рационализм, амбициозность, способность быстро усваивать новые знания, искать не адаптационном потенциале молодежи обходимую информацию, склонность к переобучению, освоение различных профессий, смелость, уверенность в себе.
Важнейшими ментальными характеристиками молодежи, как правило, являются неприятие навязываемых социальных эталонов, критичное отношение к стереотипам (или их разрушение), более частое нарушение социальных норм.
В данном механизме различные его компоненты и, прежде всего, установки, ценности, диспозиции, личностные и деловые качества, стимуляторы и дефициты адаптации, а также адаптационная норма, составляющие адаптационный потенциал, значительно отличаются у молодежи в сравнении с другими возрастными группами. В процессе социальной адаптации формируется адаптационная норма, зависящая, с одной стороны, от особенностей среды, с другой — от адаптивных ресурсов субъекта адаптации.
Различия в адаптационном потенциале молодежи по полу зависят в целом от гендерного дисбаланса в современном российском обществе. Дискриминация женщин в политической, экономической, трудовой,
семейно-бытовой сферах в настоящее время во многом объясняется статусно-ролевыми стереотипами, согласно которым женщине чаще всего отводятся второстепенные места.
В то же время молодежный возраст не только выступает в качестве стимулятора социальной адаптации, но и является ее дефицитом из-за того, что нет высшего и среднего профессионального образования (у младшей группы), профессионального опыта, стажа работы — у средней. Наиболее острые проблемы этой возрастной подгруппы связаны со сложностями трудоустройства по специальности, во многом зависящими не только от отсутствия планового распределения, но и от достаточно высокого уровня притязаний молодежи, желающей сразу много зарабатывать после окончания средних специальных учебных заведений и вузов. В связи с недостаточными условиями предоставления работы по специальности значительная часть молодых людей сразу по завершении получения среднего специального и высшего учебного заведения вынуждена получать дополнительное образование. В результате профессиональные навыки и умения, которые имеют смысл, если их применяют, остаются нереализованными и наступает депрофессионализация. В качестве дефицита социальной адаптации выступает и низкий для большинства молодых людей статус. Это характерно не только для младшей и срецней возрастных групп, но и для старшей.
Потребность в самореализации как основной компонент механизма социальной адаптации у молодежи высока. Это предопределяется теми стадиями социализации, которые проходит молодежь (гражданское становление, включенность в социальные отношения, профессиональная и трудовая адаптация, создание семьи и формирование личности в целом).
Потребности в самореализации включают в себя мотивы, установки, диспозиции, интересы, ценности, мотивы, а, точнее, «мотивационное ядро» личности, оказывают огромное влияние на многообразные виды деятельности молодежи, а степень этого влияния зависит от того, насколько соответствует «мотивационное ядро» личности содержанию, цепям и условиям социальной реальности. Мотивы опосредуют воздействие внешней среды, формируют адаптивные установки, уровень диспозиций, активизируют экономические, политические,
профессиональные и социальные интересы. Иерархия ценностных ориентаций формируется под влиянием комплекса различных факторов, с одной стороны, и оказывает воздействие на восприятие и оценку социальных норм — с другой.
Основные выводы
1.Социально-психологический механизм адаптации сложен и содержит как минимум три «блока» — поведенческий, когнитивный, психологический и детерминируется системными, институциональными и
психологическими факторами.
2. Полагаем, что данный механизм можно применять для анализа особенностей процессов социальной адаптации к различным возрастным группам. Специфика «развертывания» его у молодежи во многом предопределяется значительным адаптационным потенциалом, инновационными качествами и гетерогенностью данной демографической группы.
Список литературы
1.Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс. 1995. № 4. С. 82.
2 Морозова З. С. Социальная адаптация как общественное явление и как социологическая категория // Социально- гуманитарные знания . 2009. № 1. С. 362 — 368
3. Янин Г. И. Диагностика процесса организационной адаптации и технологии его оптимизации: автореф. дис…. канд. социол. наук . Орел. 1998. 25 с.
4.Фомин В. Н. Конфигурационный подход в адаптационных технологиях: многосторонность и синергетизм социальной адаптации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: сб. научн. труд. Каф. социологии. БегТасм. Вып. 1 — Белгород, 1999.
5. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. 2001. №7. С. 45.
6.Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. №12. С. 23.
7. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии / отв. р ед Ф.М. Бородкин. Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1997. С. 116.
8.Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека// Социс. 2008. №8. С.100-106.
V.P. Thserbakova.
The construction of mechanism of social adaptation is viewed.
It consists of behavioral, cognitive, psychological components. The main elements of this mechanism are adaptive strategy, adaptive attitude and different factors, determined adaptive situation.
Key words: social adaptation, mechanism of social adaptation, adaptive situation, stimulus of adaptation, adaptive potential, adaptive tactics, adaptive strategies, means of adaptation.
Получено 20.03.2010
Вдох-выдох. Семь советов психолога для самопомощи при стрессе | Психология и отношения | Здоровье
Юлия Борта
474
shutterstock.com
Жизнь в стрессе истощает ресурсы организма. Итогом могут стать болезни и преждевременная старость. Как не постареть и не заболеть от стресса, aif.ru рассказала профессор кафедры психологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Шукшина.
Понятие стресса переводится как нагрузка, угнетенность, подавленность, состояние повышенной напряженности. Но не любое состояние напряженности — стресс. О нем мы говорим только тогда, когда нужно включить резервы организма для приспособления к изменившейся ситуации, для выживания. Но если система реакций на стресс и попытки к нему адаптироваться остаются включенными слишком долго, это приводит к психическим заболеваниям.
Чем больше стресса, тем ближе старость?
Создатель теории стресса канадский ученый Ганс Селье считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации, что требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил.
Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Канадский ученый подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.
В науке выделяют физиологический и психологический стресс. Психологический делят еще на эмоциональный и информационный.
Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуры.
Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.
Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.
Какие нарушения может вызвать стресс в организме?
- повышает риск возникновения заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем;
- снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
- вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
- провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
- вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
- разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
- вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
- способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.
Человек всегда плохо переносит ситуацию, которую не может контролировать. Бессонница, апатия, агрессия, злость, слезы, неадекватная реакция на просьбы, раздражение по пустякам, ссоры с близкими и знакомыми. Все это симптомы стресса. Реакция на стресс у человека проявляется по-разному. Так, если человек не проявляет эмоций — в его психике прячется «мина замедленного действия», которая, с большой вероятностью, рванет позже. Другим вариантом реакции на стресс может быть эйфория, когда человек проявляет сверхактивность и избыток эмоций.
Семь способов справиться со стрессом
Как можно успокоиться, поддержать себя и своих близких?
1. Ваша основная задача — вернуть контроль над своими мыслями, не потерять контроль над рабочими и семейными делами. Осознать наличие стресса и имеющейся проблемы.
2. Не стройте долгосрочных планов и не затевайте большие проекты. Важно видеть результаты своей работы здесь и сейчас — это помогает вернуть ощущение реальности жизни и контроля над ней. Выполняйте самые обыденные дела — уборка квартиры, приготовление обеда, занятия с детьми и т. д.
3. Дозируйте информацию из социальных сетей. Не читайте новости постоянно. Установите для себя время, например, полчаса, которые вы потратите на чтение и комментарии новостей. Этого вполне достаточно, чтобы выяснить картину событий на настоящий момент.
4. Занимайтесь любой физической активностью: приседания, отжимания, тренажеры, прыжки, бег по лестнице. Сходите в магазин, погуляйте, подышите свежим воздухом. Не находитесь постоянно дома.
5. Используйте дыхательные практики, например, дыхание на счет: вдох на четыре счета, задержка дыхания на четыре счета, выдох на шесть счетов и снова задержка на четыре счета. Дышать при этом нужно животом, контролировать дыхание, положив руку на живот.
6. Держите регулярную связь с близкими и родственниками. Звоните им, узнавайте, чем вы можете быть полезны. Если есть необходимость и возможность быть рядом — не пренебрегайте этим.
7. Используйте любой способ самопомощи, который вам помогает и который вы для себя интуитивно нашли.
стресссоветы психологапсихологическое состояние
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Потом, завтра, через год. Как нам мешает синдром отложенной жизни
- Проверка психики. Когда обратить внимание не свое ментальное здоровье?
- Отец вышел на пенсию и захандрил. Как вернуть интерес к жизни?
- После укуса пчелы ребенок боится всех насекомых. Что делать?
Модель адаптации Роя: Теоретическая основа для медсестер, оказывающих помощь лицам с нервной анорексией
1. Рой С. Модель адаптации Роя. 3. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education, Inc.; 2009. [Google Scholar]
2. Рой С. Расширение модели адаптации Роя для удовлетворения меняющихся глобальных потребностей. Nurs Sci Q. 2011; 24:345–351. [PubMed] [Google Scholar]
3. Арселус Дж., Митчелл А.Дж., Уэйл Дж., Нильсен С. Показатели смертности у пациентов с нервной анорексией и другими расстройствами пищевого поведения. Метаанализ 36 исследований. Арка общей психиатрии. 2011; 68: 724–731. [PubMed] [Академия Google]
4. Fichter MM, Quadflieg N. Смертность от расстройств пищевого поведения – результаты большого проспективного клинического лонгитюдного исследования. Int J Eat Disord. 2016; 49: 391–401. [PubMed] [Google Scholar]
5. Hoang U, Goldacre M, James A. Смертность после выписки из больницы с диагнозом расстройства пищевого поведения: Национальное исследование взаимосвязей рекордов, Англия, 2001–2009 гг. Int J Eat Disord. 2014; 47: 507–515. [PubMed] [Google Scholar]
6. Американская психиатрическая ассоциация. Практические рекомендации по лечению пациентов с расстройствами пищевого поведения. 3. Арлингтон: Американское психиатрическое издательство; 2006. [Google Академия]
7. Гарбер А.К., Мичихата Н., Хетнал К., Шафер М.А., Москицки А.Б. Проспективное исследование прибавки веса у госпитализированных подростков с нервной анорексией в соответствии с рекомендованным протоколом возобновления питания. Дж Адолеск Здоровье. 2012;50:24–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Харт С., Абрахам С., Франклин Р., Рассел Дж. Изменения веса во время стационарного повторного кормления пациентов с расстройствами пищевого поведения с недостаточным весом. Eur Eat Disord Rev. 2011; 19: 390–397. [PubMed] [Google Scholar]
9. Zipfel S, Wild B, Grofs G, Friederich H, Teufel M, Schellberg D, Giel KE, et al. Фокальная психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая терапия и оптимизированное обычное лечение амбулаторных пациентов с нервной анорексией (исследование ANTOP): рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет. 2012; 383:127–137. [PubMed] [Академия Google]
10. DeJong H, Broadbent H, Schmidt U. Систематический обзор выбывания из лечения амбулаторных пациентов с нервной анорексией. Int J Eat Disord. 2012; 45: 635–647. [PubMed] [Google Scholar]
11. Sly R, Morgan JF, Mountford VA, Lacey JH. Прогнозирование преждевременного прекращения госпитализированного лечения нервной анорексии: роль терапевтического альянса, мотивации и изменения поведения. Ешьте поведение. 2013;14:119–123. [PubMed] [Google Scholar]
12. Carter JC, Mercer-Lynn KB, Norwood SJ, Bewell-Weiss CV, Crosby RD, Woodside DB, et al. Проспективное исследование предикторов рецидива нервной анорексии: последствия для предотвращения рецидивов. Психиатрия рез. 2012; 200:518–523. [PubMed] [Академия Google]
13. Zugai J, Stein-Parbury J, Roche M. Эффективный уход за подростками с нервной анорексией: взгляд потребителя. Джей Клин Нурс. 2013;22:2020–2029. [PubMed] [Google Scholar]
14. Кинг С.Дж. , Тернер Д.С. Уход за девочками-подростками с нервной анорексией: точка зрения дипломированных медсестер. J Ад Нурс. 2000; 32: 139–147. [PubMed] [Google Scholar]
15. Рамьян Л.М. Медсестры и терапевтические отношения: уход за подростками с нервной анорексией. Выпуски Инновации в сестринской практике. 2004;45:495–503. [PubMed] [Google Scholar]
16. Bakker R, Van Meijel B, Beukers L, Van Ommen J, Meerwijk E, Van Elburg A. Восстановление нормальной массы тела у подростков с нервной анорексией: взгляд медсестер на эффективные вмешательства . J Child Adoles Psychiatr Nurs. 2011; 24:16–22. [PubMed] [Google Scholar]
17. Ramjan L, Gill B. Стационарная программа для подростков с анорексией, переживаемых как метафорическая тюрьма. Ам Дж Нурс. 2012; 112:24–33. [PubMed] [Google Scholar]
18. Райт К.М., Хакинг С. Ангел в моем плече: исследование отношений между женщинами с анорексией и медицинскими работниками. J Psychiatr Психиатрическая медсестра. 2012;19: 107–115. [PubMed] [Google Scholar]
19. Снелл Л., Кроу М., Джордан Дж. Поддержание терапевтической связи: Сестринское дело в стационарном отделении расстройств. Джей Клин Нурс. 2010;19:351–358. [PubMed] [Google Scholar]
20. Beukers L, Berends T, Ginkel JM, Van Elburg AA, Van Meijel B. Восстановление нормального пищевого поведения у подростков с нервной анорексией: видеоанализ сестринских вмешательств. Int J Медсестры по психическому здоровью. 2015; 24: 519–526. [PubMed] [Google Scholar]
21. Van Ommen J, Meerwijk EL, Kars M, Van Elburg A, Van Meijel B. Эффективный уход за подростками с нервной анорексией: взгляд пациентов. Джей Клин Нурс. 2009 г.;18:2801–2808. [PubMed] [Google Scholar]
22. Уолш Т. Загадочное сохранение нервной анорексии. Am J Психиатрия. 2013; 170:477–483. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая пресса; 2013. [Google Scholar]
24. Мюррей С.Б., Леб К.Л., Ле Гранж Д. Анализ основного страха при нервной анорексии: можем ли мы оптимизировать механизмы лечения? Джама Психиатрия. 2016;73:891–892. [PubMed] [Google Scholar]
25. Waller G, Mountford VA. Взвешивание пациентов в рамках когнитивно-поведенческой терапии расстройств пищевого поведения: как, когда и почему. Behav Res Ther. 2015;70:1–10. [PubMed] [Google Scholar]
26. Безанс Дж., Холлидей Дж. Подростки с нервной анорексией высказывают свое мнение: обзор качественных исследований по лечению и восстановлению после нервной анорексии. Eur Eat Disord Rev. 2013; 21: 352–360. [PubMed] [Google Scholar]
27. Fox J, Diab P. Исследование восприятия и опыта жизни с хронической нервной анорексией (cAN) во время стационарного лечения в отделении расстройств пищевого поведения (EDU): Интерпретативный феноменологический анализ ( ИПА) исследование. J Health Psychol. 2015;20:27–36. [PubMed] [Академия Google]
28. Боделл Л. П., Расин С.Е., Уайлдс Дж.Е. Изучение подавления веса как предиктора развития симптомов расстройства пищевого поведения при нервной анорексии. Int J Eat Disord. 2016;49:753763. [PubMed] [Google Scholar]
29. Wildes JE, Marcus MD. Подавление веса как предиктор увеличения веса и ответ на интенсивную поведенческую терапию у пациентов с нервной анорексией. Behav Res Ther. 2012; 50: 266–74. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Godart N, Wallier J, Hubert T, et al. Определяющие факторы для целевого веса в стационарной программе нервной анорексии для подростков и молодых людей: исследование связей между теоретическими гипотезами и реалиями клинической практики. Ешьте расстройство веса. 2009 г.;14:e176–e183. [PubMed] [Google Scholar]
31. Vansteelandt K, Pieters G, Vanderlinden J, Probst M. Неудовлетворенность телом сглаживает кривые веса при стационарном лечении нервной анорексии. Int J Eat Disord. 2010;43:694–700. [PubMed] [Google Scholar]
32. Hudson JI, Hiripi E, Pope HG, Kessler RC. Распространенность и корреляты расстройств пищевого поведения в репликации национального исследования сопутствующих заболеваний. Биол психиатрия. 2007; 61: 348–358. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Stice E, Marti N, Rohde P. Распространенность, заболеваемость, нарушения и течение предполагаемых диагнозов расстройств пищевого поведения, предложенных в DSM-5, в 8-летнем проспективном исследовании молодых женщин. J Abnorm Psychol. 2013; 122:445–457. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Lavender JM, Mason TB, Utzinger LM, Wonderlich SA, Crosby RD, Engel SG, et al. Изучение аффекта и перфекционизма в отношении симптомов расстройства пищевого поведения у женщин с нервной анорексией. Психиатрия рез. 2016; 241: 267–272. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Vansteelandt K, Probst M, Pieters G. Оценка аффективной изменчивости при расстройствах пищевого поведения: аффективные спины меньше при нервной анорексии рестриктивного типа. Ешьте поведение. 2013;14:263–8. [PubMed] [Google Scholar]
36. Кэмпбелл К., Пиблз Р. Расстройства пищевого поведения у детей и подростков: современный обзор. Педиатрия. 2014; 134: 582–592. [PubMed] [Google Scholar]
37. Kimmel MC, Ferguson EH, Zerwas S, Bulik CM, Meltzer-Brody S. Акушерские и гинекологические проблемы, связанные с расстройствами пищевого поведения. Int J Eat Disord. 2016;49: 260–275. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Misra M, Golden NH, Katzman DK. Современный систематический обзор плотности костной ткани при нервной анорексии. Int J Eat Disord. 2016;49:276–292. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Норрис М.Л., Харрисон М.Е., Иссерлин Л., Робинсон А., Федер С., Сэмпсон М. Желудочно-кишечные осложнения, связанные с нервной анорексией: систематический обзор. Int J Eat Disord. 2016;49:216–237. [PubMed] [Google Scholar]
40. Сакс К.В., Харнке Б., Мелер П.С., Кранц М.Дж. Сердечно-сосудистые осложнения нервной анорексии: систематический обзор. Int J Eat Disord. 2016;49(3): 238–248. [PubMed] [Google Scholar]
41. Winston AP. Клиническая биохимия нервной анорексии. Анналы Клин Биохимия. 2012;48:132–143. [PubMed] [Google Scholar]
42. Арселус Дж., Хаслам М., Фэрроу С., Мейер С. Роль межличностных отношений в поддержании психопатологии пищевого поведения: систематический обзор и проверяемая модель. Clin Psychol Rev. 2013; 33: 156–167. [PubMed] [Google Scholar]
43. Raykos BC, McEnvoy PM, Carter O, Fursland A, Nathan P. Межличностные проблемы в выборках ограничительного и переедания: данные общественной клиники расстройств пищевого поведения. Ешьте поведение. 2014;15:449–452. [PubMed] [Google Scholar]
44. Marzola E, Nasser JA, Hashim SA, Shih PB, Kaye WH. Пищевая реабилитация при нервной анорексии: обзор литературы и последствия для лечения. БМС Психиатрия. 2013;13:290–303. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Deci EL, Ryan RM. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк: Пленум; 1985. [Google Scholar]
46. Минучин С., Росман Б.Л., Бейкер Б.Л. Психосоматические семьи: нервная анорексия в контексте. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1978. [Google Scholar]
47. Шварц Д.М., Томпсон М.Г., Джонсон К.Л. Нервная анорексия и булимия: социокультурный контекст. В: Эммет С.В., редактор. Теория и лечение нервной анорексии и булимии: биомедицинские, социокультурные и психологические перспективы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Brunner/Mazel, Inc.; 1985. С. 95–112. [Google Scholar]
48. Van der Kaap-Deeder J, Vansteenkiste M, Soenens B, Verstuyf J, Boone L, Smets J. Стимулирование самостоятельной мотивации к изменению у пациентов с расстройством пищевого поведения: роль воспринимаемой поддержки автономии и удовлетворение психологических потребностей. Int J Eat Disord. 2014; 47: 585–600. [PubMed] [Академия Google]
49. Ванстенкисте М., Райан Р.М. О психологическом росте и уязвимости: удовлетворение основных психологических потребностей и разочарование потребностей как объединяющий принцип. J Психотерская интеграция. 2013; 23: 263–280. [Google Scholar]
50. Bazzini DG, Pepper A, Swofford R, Cochran K. Насколько здоровы журналы о здоровье? Сравнительный анализ заголовков и изображений обложек журнала Women’s and Men’s Health. Половые роли. 2015;72:198–210. [Google Scholar]
10 шагов по настройке эффективного механизма обратной связи
Кэти Дрю и Джон Уорнс, Служба инноваций УВКБ ООН, 22 февраля 2017 г.
Я часто слышу от коллег, обсуждая «подотчетность», фразу: «Я знаю, что мне нужно делать, но не знаю, как это сделать». Переход от теории к практике — к фактическому закрытию петли обратной связи — общеизвестно сложен. Особенно в экстренной ситуации. Как мы действительно слушаем сообщества? Можем ли мы действительно признавать их вклад и мнения, давать ответы и, при необходимости, исправлять или адаптировать нашу деятельность?
За последний год Лаборатория экстренной помощи работала в ряде гуманитарных организаций, включая Бывшую югославскую Республику Македонию, Малави и Уганду, где мы поддерживали операции по созданию и укреплению их механизмов обратной связи. Основываясь на этом опыте и особенно на опыте межведомственной системы обратной связи в БЮР Македония, мы разработали десять ключевых шагов для создания эффективного механизма.
Полную информацию о тематическом исследовании БЮР Македония, практические советы и инструкции можно найти здесь. Механизм там использовал Kobo Toolbox — онлайн-инструмент для сбора данных — для поддержки сбора, визуализации и анализа данных. Наша команда в БЮР Македония сообщила, что этот инструмент не только прост в настройке и эксплуатации, но и усиливает ощущение того, что члены сообщества «прислушиваются».
Загрузите полное тематическое исследование, чтобы получить дополнительные рекомендации и практические шаги по созданию эффективного механизма обратной связи.
Мы приветствуем ваши мысли об этих 10 главных шагах; исходя из вашего опыта, что бы вы изменили или заменили?
- Определите проблему: Проконсультируйтесь с сообществами и гуманитарными службами, чтобы выяснить, какие барьеры мешают прислушиваться к отзывам и действовать в соответствии с ними. Этот этап домашнего задания является обязательным.
- СОВЕТЫ: Выясните, в чем на самом деле заключаются проблемы — они могут включать нехватку персонала, плохие или отсутствующие каналы связи, неработающие технологии, плохое управление данными и запутанные информационные потоки.
- Не дублируйте усилия: Опирайтесь на имеющийся кадровый потенциал и работайте с установленными службами для обеспечения устойчивости.
- СОВЕТЫ: Выясните, какие мероприятия уже осуществляются, и опирайтесь на них, определите, с какими членами сообщества, партнерами и персоналом вы можете работать.
- Используйте предпочитаемые сообществом каналы связи : общайтесь с ними через каналы, которые им нравятся и которым они доверяют.
- СОВЕТЫ: Проведите оценку информационных и коммуникационных потребностей – разные группы и отдельные лица предпочитают разные каналы.
- Координаты: Иметь четкие обязательства и соглашение о ролях и обязанностях, как внутри, так и между ведомствами.
- СОВЕТЫ: Проект стандартных операционных процедур (СОП), в которых четко указаны согласованные обязательства, сроки последующих действий, а также различные роли агентств/отдельных лиц.
- Сосредоточьтесь на том, что вам нужно знать, чтобы внести улучшения: Разработайте свой механизм сбора структурированных данных, который позволит вам принимать решения и действовать в нужное время.
- СОВЕТЫ: Мобильный сбор данных обеспечивает быструю сортировку, экономит время и снижает количество ошибок, а также позволяет собирать стандартизированные данные на основе структурированных вопросников. Составьте свой вопросник совместно с лицами, принимающими решения, чтобы они определили, какая информация собирается.
- Подготовьтесь к чувствительным проблемам: Убедитесь, что у вас есть ресурсы и соответствующие каналы для создания безопасного и конфиденциального пространства для сообщений.
- СОВЕТЫ: Обеспечьте частные разделы и/или каналы для обсуждения и подтвердите конфиденциальность передаваемой информации. Всегда учитывайте гендерную и возрастную динамику сотрудников и следите за тем, чтобы они знали, как обострять/передавать деликатные проблемы, которые они получают.
- Проверка и уточнение: Поговорите с теми, кто использует механизм, и доработайте свой дизайн, чтобы обеспечить его эффективность.
- СОВЕТЫ: Проконсультируйтесь с сообществами, чтобы понять, почему/почему они не используют этот механизм.
- Включить эволюцию: Адаптируйте свой механизм к меняющейся динамике отклика – при необходимости вернитесь к чертежной доске.
- СОВЕТЫ: Чем больше каналов вы устанавливаете, тем меньше риск полной потери взаимодействия с сообществом в случае сбоя доступа к одному из них.
- Сделайте данные легко усваиваемыми: Визуализируйте свои данные, покажите тенденции и найдите подходящие форумы для обмена, чтобы сделать их доступными.