Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Механизмы активной и пассивной адаптации: Понятие о структурной адаптации и введение в «чистое обобщение» / Хабр

О тактике лечения приобретенной миопии, основанной на теории адаптации | Лялин А.Н., Жаров В.В., Кузнецова Г.Е.

Резюме Теория адаптации позволяет определить роль нарушения баланса зрительных нагрузок в формировании рефракции и их взаимосвязь с хроническим зрительным утомлением. Восстановление баланса зрительных нагрузок на основе применения основных адаптирующих факторов с использованием методик оптико–рефлекторной терапии создает условия для повышения устойчивости не только к зрительным нагрузкам, но и к влиянию вредных неспецифических факторов внешней среды.

Теория адаптации позволяет определить роль нарушения баланса зрительных нагрузок в формировании рефракции и их взаимосвязь с хроническим зрительным утомлением. Восстановление баланса зрительных нагрузок на основе применения основных адаптирующих факторов с использованием методик оптико–рефлекторной терапии создает условия для повышения устойчивости не только к зрительным нагрузкам, но и к влиянию вредных неспецифических факторов внешней среды.
Ключевые слова: приобретенная миопия, активная адаптация, пассивная адаптация.

Abstract
On tactics of treatment of acquired myopia based on adaptation theory
A.N. Lyalin, V.V. Zharov, G.E. Kuznetsova

Republic ophthalmologic clinical hospital
Izhevsk State Medical Academy
The theory of adaptation allows to determine the role of visual load imbalance in the forming of refraction and their connection with chronic eye fatigue. Restoring of the balance of the visual load using of basic adaptation factors and methods of optical reflex therapy creates conditions for increasing of tolerance both to visual loads and to non–specific and other harmful environmental factors.
Keywords: acquired myopia, active adaptation, passive adaptation.

Введение. Важность поиска новых направлений в профилактике и лечении приобретенной миопии, а также потребность в рационализации и совершенствовании известных способов не вызывают сомнения, поскольку, несмотря на принимаемые меры, количество близоруких выпускников школ неуклонно увеличивается с каждым годом и в ряде регионов России превышает 50%.

Увеличивается и количество лиц с инвалидностью по причине миопии. Несомненно и то, что эффективность лечебно–профилактических мероприятий при миопии зависит от правильного использования знаний об основных закономерностях процесса рефрактогенеза и о роли в нем различных факторов внешней среды, их взаимосвязи в формировании миопической рефракции. Важное значение, на наш взгляд, имеют и современные представления о физиологии мышечного утомления, механизмах его компенсации и роли двигательной активности в увеличении запасов адаптации различных систем человеческого организма, в том числе и зрительной системы.
На природу и происхождение приобретенной близорукости существует множество точек зрения, иногда прямо противоположных друг другу. Соответственно отмечается и разнообразие методик ее профилактики и лечения.
Уже в середине XIX в. Ф.Ф. Эрисман и Г. Кон установили ведущую роль зрительной нагрузки в происхождении миопии. Позднее А. Штейгером (1913) выдвинута наследственно–биологическая теория. Важное значение в понимании процесса рефрактогенеза имеет гипотеза, выдвинутая проф. Э.С. Аветисовым (1965, 1999), согласно которой аккомодация является оператором, регулирующим рефрактогенез, а нарушение аккомодации составляет патогенетическую основу миопии [1]. По мнению проф. В.В. Волкова (1988), начальная близорукость составляет один из элементов адаптации организма к условиям работы на близком от глаз расстоянии [3].
В последние десятилетия ведутся экспериментальные и клинические исследования, направленные на изучение ретинального дефокуса в процессе рефрактогенеза, которые убедительно доказывают важную роль несовпадения фокуса лучей с плоскостью сетчатки на динамику роста глаза [4,8]. Однако тормозящая роль миопического дефокуса (МД) на рост передне–задней оси (ПЗО) глазного яблока, явно прослеживающаяся в ходе постнатальной эмметропизации, с наступлением образовательного периода и интенсивных зрительных нагрузок ощутимо теряет свое значение. Достаточно отметить, что начало формирования и развития приобретенной миопии сопровождается постепенно увеличивающимся миопическим дефокусом.
Вероятно, его тормозящая роль блокируется конвергенционными нагрузками и сопряженным с ним рефлекторным напряжением цилиарной мышцы (ЦМ).
Таким образом, можно считать общепринятым то, что на процесс рефрактогенеза, и, в частности, на развитие приобретенной миопии влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей внешней среды. Однако вклад каждого из них в этот процесс, механизмы их влияния и взаимодействия пока изучены недостаточно. Соответственно, тактика применения существующих средств регуляции рефрактогенеза и лечения приобретенной миопии не всегда носит системный характер, а результаты лечебно–профилактических мероприятий, особенно в долгосрочной перспективе, недостаточно эффективны.
Очевидно, что, несмотря на генетическую направленность, процесс рефрактогенеза носит выраженный адаптивный характер (адаптация к условиям внешней среды и, в первую очередь, к условиям зрительных нагрузок). В этой связи представляется вполне целесообразным рассмотрение особенностей процесса рефрактогенеза и методов его коррекции с позиции теории адаптации.
Цель: провести анализ процесса рефрактогенеза на основе теории адаптации и разработать систему лечебно–профилактических мероприятий, адекватную видам адаптивных реакций в процессе рефрактогенеза.
Методы. Из литературы известно, что в теории адаптации важное место отводится процессам приспособления строения и функций организма к условиям окружающей среды. Одним из основных стимулов, повышающих адаптационные резервы органов и систем, являются мышечные двигательные нагрузки. Однако большие нагрузки и недостаточный отдых приводят к выраженному напряжению регуляторных систем, а затем к их перегрузке и истощению. В случаях, когда цена адаптации бывает слишком велика и превышает функциональные резервы, возникает дизадаптация, т.е. срыв адаптации, или болезнь [2].
В процессе эволюции появились две основные формы адаптации: генотипическая и фенотипическая. Генотипическая адаптация регулируется наследственными кодами, в процессе рефрактогенеза наиболее ярко проявляет себя в период постнатальной эмметропизации.
Конечной целью генотипической адаптации является формирование рефракции, обеспечивающей одинаково высококачественное зрение, позволяющее рассматривать и далеко, и близко расположенные объекты. Наиболее вероятным основным механизмом регулирования роста глазного яблока в данный период является положение заднего фокуса относительно сетчатки.
Фенотипическая (индивидуальная) адаптация формируется под воздействием различных условий внешней среды и имеет следующие виды:
1. Активная адаптация. Осуществляется путем развития специфических реакций, направленных на сохранение информационного, энергетического, метаболического и структурного гомеостаза, способствующих повышению работоспособности органов и систем и, в конечном итоге, сохранению здоровья.
2. Пассивная адаптация. Происходит за счет изменения гомеостаза, в том числе и структурного. Реакции рассчитаны на уменьшение уровня расходования энергоресурсов и сопровождаются снижением работоспособности.
3. Дизадаптация (расстройство адаптации). Является результатом истощения адаптивных реакций. Сопровождается нарушением гомеостаза и морфофункциональных отношений, принимающих патологический характер.
Результаты. В современном мире происходит стремительное изменение формата зрительных нагрузок, связанных с нарастанием интенсивности и повышения качества как обучающих, так и производственных технологий, изменением баланса зрительных нагрузок в пользу напряженных работ в режиме близкого зрения. Соответственно происходят изменения и в механизмах фенотипической (индивидуальной) адаптации.
При достаточных резервах адаптации, характеризуемых высоким уровнем работоспособности зрительной системы (как врожденным, так и приобретенным) и, в первую очередь, аккомодационно–вергенционного аппарата, сбалансированные, пусть даже и напряженные, нагрузки носят адекватный характер. В данных условиях высокая работоспособность зрительной системы за счет развития активной адаптации позволяет не только сохранить доминирование процесса постнатальной эмметропизации, но и повысить уровень устойчивости к нагрузкам за счет повышения ее тренированности.

При низких уровнях резервов адаптации в ответ на изменение баланса зрительных нагрузок, связанного с увеличением напряженности занятий в режиме близкого зрения, происходит перестройка зрительной системы по варианту пассивной адаптации, которая характеризуется ускоренным ростом и увеличением размеров глазного яблока, в том числе и удлинением ПЗО. Целью данного вида адаптации является уменьшение нагрузок на ЦМ при работе на близком расстоянии. Однако при наличии бинокулярного зрения, как хорошо известно, акт конвергенции, необходимый при работе на конечных расстояниях, всегда сопровождается адекватным углу конвергенции соответствующим напряжением аккомодации. Поэтому увеличение ПЗО не может компенсировать напряжения ЦМ и адекватных ему энергозатрат из–за конвергенционно–аккомодационного рефлекса и, следовательно, не носит рационального энергосберегающего характера и поэтому лишено биологической целесообразности. Таким образом, при сохранении высоких конвергенционных нагрузок, несмотря на образующийся миопический дефокус, впервые возникающая ложная близорукость переходит в осевую, а начавшаяся осевая близорукость прогрессирует [5].

Следует отметить, что процесс пассивной адаптации органа зрения к работе на близком расстоянии развивается постепенно, поскольку связан в основном с изменением баланса нагрузок, не вызывающего развития хронического зрительного утомления, и протекает зачастую без астенопических явлений, а потому длительный период может оставаться незамеченным для ребенка и родителей.
Поскольку возможность развития пассивной адаптации в процессе рефрактогенеза существует на протяжении всего «периода риска формирования миопии», постольку мероприятия, направленные на сохранение баланса зрительных нагрузок и обеспечение достаточного уровня работоспособности зрительной системы, необходимо проводить на постоянной основе в возрастном интервале от 6–7 до 18–25 лет.
Причем следует исходить из понимания того, что обычного естественного уровня работоспособности и запасов адаптации у ребенка с признаками миопизации уже недостаточно для противостояния сложившемуся формату зрительных нагрузок. В образовавшейся ситуации возникает острая необходимость в повышении функциональных возможностей, уровня работоспособности зрительной системы. Добиться поставленной цели можно лишь при условии повышения тренированности вергенционно–аккомодационного аппарата.
Однако еще большую озабоченность при миопии вызывают чрезмерные истощающие нагрузки в режиме близкого зрения, ведущие к развитию хронического зрительного утомления, или дизадаптации зрительной системы. Как известно, основными признаками зрительного утомления являются:
– астенопические жалобы;
– мышечный гипертонус, вплоть до привычного избыточного напряжения (ПИНА) и спазма ЦМ;
– снижение работоспособности цилиарной и глазодвигательных мышц;
– появление симптомов диссоциации бинокулярного зрения;
– нарушения гидро– и гемодинамики глаз [11].
Так, при исследовании состояния микроциркуляции методом лазерной допплеровской флоуметрии даже у детей с близорукостью слабой степени выявляются уменьшение гемомикроперфузии, общее снижение микроциркуляции. Более того, на этом фоне наблюдаются значительное увеличение миогенного тонуса и, как следствие, ишемия тканей глаза [10]. Из–за нарушений микроциркуляции у детей с начальной миопией при гистологических исследованиях выявляются признаки атрофии ЦМ и склеры [7].
Астенопические жалобы, снижение работоспособности аккомодационного аппарата, мышечный гипертонус, нарушение гемо– и гидродинамики находятся в тесной взаимосвязи с нарушением корковой нейродинамики. Более того, по мере формирования хронического утомления явления дизадаптации, наслаиваясь на процесс пассивной адаптации, могут приводить к патологическим структурным изменениям в тканях глаза, в частности к формированию его ослабленных оболочек с их последующим растяжением.
Таким образом, приобретенную близорукость с позиции теории адаптации можно определить как сильный вид рефракции, сформировавшийся в ходе постнатального рефрактогенеза при низких резервах адаптации, являющийся следствием нарушения баланса зрительных нагрузок и результатом пассивной адаптации глаз к интенсивной работе в режиме близкого зрения, осложненный наслоениями периодов дизадаптации. Индивидуальной комбинацией взаимодействия перечисленных форм адаптации определяются сила рефракции и ее клинические формы.
Обсуждение. С учетом индивидуальных особенностей процесса адаптации органа зрения к условиям зрительной работы могут быть предложены следующие лечебно–профилактические мероприятия.
Поскольку в основе приобретенной близорукости лежит пассивная адаптация за счет увеличения ПЗО глаза к условиям зрительной работы в режиме близкого зрения, то трудно себе представить, каким еще образом, без восстановления баланса зрительных нагрузок, с одной стороны, и повышения работоспособности конвергенционно–аккомодационного аппарата – с другой, а также восстановления в полном объеме бинокулярного взаимодействия удастся предотвратить дальнейшее усиление рефракции.
Кроме того, очень важно создать дополнительные стимулы для дали. С этой позиции хорошо известные методы релаксации ЦМ, такие как «микрозатуманивание» положительными сферическими линзами и «дивергентная дезаккомодация» призмами, следует расценивать и как способы стимуляции автофокусировки глаза для зрения вдаль. Более того, регулярные тренировки с применением оптических стимулов для развития зрения вдаль существенно повышают функциональное состояние зрительной системы и, в первую очередь, ее работоспособность.
Однако основной задачей как профилактических, так и лечебных мероприятий, целью которых является нормализация процесса рефрактогенеза и остановка развития миопии, должно быть сохранение или повышение работоспособности зрительной системы до уровня, соответствующего по своим функциональным возможностям формату выполняемой зрительно напряженной деятельности. Если восстановление исходной работоспособности, утраченной в результате хронического утомления или различных интоксикаций, еще возможно за счет оздоравливающих лекарственных препаратов и физиопроцедур, то повышение обычного уровня работоспособности может быть достигнуто только за счет применения таких адаптирующих стимулов, которые позволяют активизировать мышечную двигательную активность, стимулировать механизмы активной адаптации.
Спортивная медицина и лечебная физкультура для оздоровления костно–мышечной, сердечно–сосудистой и дыхательной систем очень широко использует такие методы физических двигательных нагрузок, как гимнастические упражнения, ходьба, бег, упражнения с отягощениями и т.д. Однако только офтальмологи обладают уникальными возможностями воздействия на двигательную активность зрительной системы путем применения оптико–рефлекторных упражнений и цветовых импульсов. Помимо того, что оптико–рефлекторные упражнения и цветовые стимулы являются физиологичными, они еще и легко дозируются по силе, времени и направлению воздействия.
Офтальмологической общественности известны оптические методики лечения миопии по Э.С. Аветисову, В.В. Волкову, А.И. Дашевскому и др. с использованием сферических и призматических линз. К сожалению, огромный потенциал оптико–рефлекторных упражнений, способных регулировать процессы рефрактогенеза на всех этапах жизни человека, до сих пор используется явно недостаточно.
Для дальнейшего развития метода оптико–рефлекторной терапии создаются оптические тренажеры, которые получили распространение в ряде регионов России. Так, оптические тренажеры «Зеница», изготавливаемые в различных вариантах на основе сферопризматических линз, наиболее удобны для применения в домашних условиях. Кроме того, с целью оптимизации и автоматизации лечебного процесса, повышения эффективности оптико–рефлекторного лечения изготовлены аппараты серии «Визотроник», которые с успехом используются в медицинских центрах, салонах оптики и учебных заведениях.
Наличие симптомов дизадаптации зрительной системы является основанием для включения в комплекс лечебных мероприятий, помимо оптико–рефлекторной терапии, методик, направленных на удаление продуктов метаболизма и улучшение обменно–восстановительных реакций в утомленных тканях глаза. При этом следует иметь в виду, что основной целью лечения при явлениях дизадаптации и низкой работоспособности зрительной системы является не столько релаксация ЦМ, что неоднократно отмечал проф. Э.С. Аветисов, а скорейшее восстановление исчерпанных запасов энергии ослабленной ЦМ за счет улучшения гемодинамики и метаболических процессов в результате применения лекарственных препаратов и методов физиотерапии. Активированный лечебными мероприятиями процесс компенсации утомления сопровождается нормализацией тонуса ЦМ, повышением работоспособности зрительной системы и, в конечном итоге, восстановлением высокой остроты зрения, остановкой прогрессирования миопии.
Важное значение при купировании явлений дизадаптации придается и оптической кинезиотерапии, позволяющей за счет ритмичного сокращения и последующего рефлекторного расслабления волокон–антагонистов ЦМ улучшить микроциркуляцию истощенных мышечных волокон, оптимизировать обменно–восстановительные реакции, ускорить компенсаторный период. Упражнения выполняются с применением как комплекта тренажеров «Зеница», так и аппаратов серии «Визотроник».
К сожалению, результаты, полученные в ходе курсов лечения, постепенно ухудшаются. С точки зрения теории адаптации и принципов построения тренировочного процесса понятно, что необходимый уровень работоспособности должен поддерживаться и дальше с помощью адекватных адаптирующих стимулов.
Поэтому для оптимизации лечебно–тренировочного процесса в домашних условиях используются тренажеры «Зеница», позволяющие с помощью сферопризматических линз, укрепленных в оправе, вызывать острый латеральный миопический дефокус, действующий физиологично, позволяющий проводить релаксацию и тренировку ЦМ, совершенствовать систему бинокулярного восприятия в посткурсовом периоде.
Заключение. Понимание механизмов рефрактогенеза с позиции теории адаптации дает возможность по–новому взглянуть на причины и механизмы развития приобретенной близорукости. Теория адаптации позволяет определить роль зрительных нагрузок в режиме дальнего и близкого зрения в формировании рефракции и их взаимосвязь с хроническим зрительным утомлением.
Знание механизмов пассивной и активной адаптации, понимание роли периодов утомления и восстановления в достижении необходимого уровня адаптации создают условия для наиболее эффективного применения методов консервативного лечения близорукости с учетом их механизмов действия.
Методику оптико–рефлекторной терапии с точки зрения теории адаптации можно рассматривать и как оптическую кинезиотерапию, являющуюся одним из ведущих лечебных факторов, участвующих в контроле процесса рефрактогенеза, и основным способом повышения резервов адаптации зрительной системы.
Восстановление и дальнейшее совершенствование системы зрительного восприятия на основе применения основных адаптирующих факторов с использованием методик оптико–рефлекторной терапии создают условия для повышения ее устойчивости не только к зрительным нагрузкам, но и к другим вредным неспецифическим факторам внешней среды, повышают эффективность зрительного труда и даже замедляют ход инволюционных процессов.

Литература
1. Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина, 1999. 288 с.
2. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие. М.: изд–е РУДН, 2006. 284 с.
3. Волков В.В. О вероятных механизмах миопизации глаза в школьные годы // Офтальмологический журнал. 1988. № 3. С. 129–132.
4. Воллман Дж., Винавер Дж., Чжу Сяоин и др. Краткие периоды миопической расфокусировки препятствуют возникновению миопии у цыплят // Близорукость, нарушение рефракции, аккомодации и глазодвигательного аппарата: Материалы Международного симпозиума. М., 2011. С. 22–23.
5. Жаров В.В., Лялин А.Н., Егорова А.В. Оптико–рефлекторная терапия адаптационной близорукости. Ижевск, 2010. 80 с.
6. Николаева Т.Э. К сравнительной структурной неполноценности аккомодационных мышц и склеры при миопии слабой степени / В кн.: Миопия: Сб. науч. работ. М., 1974. С. 3–10.
7. Тарутта Е.П., Ходжабекян Н.В., Филиппова О.Б. и др. Влияние постоянной дозированной слабомиопической дефокусировки на постнатальный рефрактогенез // Вестник офтальмологии. 2008. № 6. С. 21–24.
8. Тахчиди Х.П., Митрошина М.П., Потапова Л.С., Сидоров В.В. Исследование состояния микроциркуляции переднего сегмента глаза, методом лазерной доплеровской флоуметрии у детей с различными видами рефракции // Офтальмохирургия. 2011. № 4. С. 49–53.
9. Страхов В.В., Гулидова Е.Г., Алексеев В.В. Особенности течения и мониторинг прогрессирующей миопии в зависимости от офтальмотонуса // Российский офтальмологический журнал. Т. 4. № 4. 2011. С. 66–70.

Общее представление о стрессе | Стресс | Факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний | Населению

Населению   >   Факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний   >   Стресс   >   Общее представление о стрессе

Общее представление о стрессе

В основе развития неинфекционных заболеваний лежит единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).
Стресс также относится к факторам риска неинфекционной патологии, т.к. напрямую связан с развитием тревоги и/или депрессии у человека. Доказано, что при наличии тревожно-депрессивной симптоматики – риск развития ишемической болезни сердца увеличивается в 4,5 раза! При наличии выраженной депрессии – кардиоваскулярные осложнения развиваются раньше и они более тяжелые. Одновременно с этим симптомы депрессии и тревоги присутствуют у 50% больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, у 30% больных, перенесших инсульт, у 24% больных сахарным диабетом, что, может быть как предпосылкой этих заболеваний, так и следствием…
Это не значит, что надо бояться стрессов, они – естественные спутники человека. Незначительные стрессы неизбежны и не приносят большого вреда. Более того, жизнь без стрессовых ситуаций скучна и монотонна. Риск, перемены, элементы соревнования, желание быть успешным и современным, – все это, как специи к любому блюду, делает жизнь интересной и разнообразной. Угрозой для здоровья может быть стресс большой интенсивности или хроническое психоэмоциональное напряжение.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – состояние напряжения – совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных факторов.

Ученый с мировым именем Ганс Селье впервые сформулировал понятие стресса: неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Его многочисленные исследования показали стереотипность ответа организма на различные действия по отношению к нему. За разработку адаптационной теории Ганс Селье получил Нобелевскую премию. Его именем назван Международный институт стресса в Монреале (Канада).
Селье сформулировал концепцию стресса, по его мнению, с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной (борьба) или пассивной (бегство). Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить. Также он ввел понятие болезней адаптации. Он назвал отрицательный стресс дистрессом и положительный стресс — эустрессом. Эустресс, как правило, заканчивается на этапе адаптации и не приводит к истощению. Дистресс приводит к тому, что навалившееся на человека перенапряжение блокирует способности адекватного восприятия проблемы и должного реагирования на нее.
При стрессе в организме вырабатываются гормоны: адреналин, норадреналин и др., которые способствуют мобилизации физиологических систем организма для сохранения здоровья и жизни, придают тонус, мотивируют к достижениям в любой деятельности.

Стрессовая реакция развивается в несколько этапов:

    1. Стадия тревоги, когда организм встречается или ожидает встречи с новой ситуацией;
    2. стадия сопротивления или адаптации, когда организм использует свои ресурсы для преодоления ситуации;
    3. стадия истощения, когда резервы организма истощены, может проявляться в развитии эмоционального выгорания, невроза, тревожно-депрессивного синдрома, соматической патологии.
Причины, которые стресс вызывают, называются стрессоры. По-разному отражаются на здоровье стрессы острые и хронические. Хронический стресс возникает в результате постоянного действия стрессора. Под действием хронического стресса адаптационные механизмы истощаются, такой стресс и становится фактором риска многих заболеваний, в т.ч., сердечно-сосудистых, эндокринных, патологии дыхательной системы и др.

    Как стресс проявляется?

    — физиологические симптомы стресса: повышение артериального давления, учащение пульса, учащение дыхания, мышечное напряжение, боли различной локализации, повышенное потоотделение, зуд, крапивница, нервный тик и др. ;

    — эмоциональные признаки стресса: гнев или беспричинная радость, тревожность, раздражительность, вспыльчивость или равнодушие, апатия, чувство одиночества и др.;

    — поведенческие: потеря аппетита или, наоборот, переедание, сонливость или бессонница, конфликтность или уход в себя, курение, злоупотребление алкоголем;

    — интеллектуальные (снижение концентрации внимания и объема памяти, отвлекаемость, ошибки в работе…).


    Зачастую стресс вызывает не сама стрессовая ситуация, а наше к ней отношение! Если мы, встречаясь с событием или объектом, оцениваем его как стрессор, – стресс неизбежен…. Поэтому важно научиться рациональному отношению ко всему, что происходит вокруг, а, может быть, и с долей иронии… Кроме того, необходимо научиться своевременно избавляться от психоэмоционального напряжения, о чем Вы узнаете в разделе Способы коррекции психоэмоционального напряжения.

    За консультацией к врачу-психотерапевту можно обратиться в психоневрологическое поликлиническое отделение КОКПБ им. В.М. Бехтерева – г. Киров, пос. Ганино, ул. Майская, д. 1, регистратура – (8332) 55-70-63, 55-70-92; а также к врачам психиатрам-психотерапевтам центральных районных больниц.

      Последующие оценки — Адаптационный фонд

      Последующие оценки являются ключевым элементом стратегии и программы работы AF-TERG на 21–23 финансовые годы, и последующие годы, в соответствии с просьбой Совета Адаптационного фонда о разработке обучения после внедрения для Финансировать проекты и программы и обеспечивать отчетность о результатах, финансируемых Фондом.

      Они намереваются оценить аспекты как устойчивости результатов, так и устойчивости к изменению климата, а со временем внести коррективы на основе результатов оценки в рамках процессов мониторинга, оценки и обучения (MEL) Фонда.

      Структура, разработанная AF-TERG, представляет собой инновационную и ориентированную на Фонд структуру для проведения оценок ex post. Учитывая относительную новизну портфелей мер по адаптации к изменению климата и ограниченный объем работ по постфактум оценке адаптации, в нем представлены возможные методы, которые были опробованы и опробованы в полевых условиях при постфактум оценках в Самоа и Эквадоре в 2022 финансовом году (2222 ФГ).

      Сводная оценка постфактум – Эквадор (2022)

      Национальный оценщик Моника Рибаденейра Сармьенто начала оценку постфактум в Эквадоре в ноябре 2021 года. В течение десяти месяцев она проводилась на разных этапах: обзор проектной документации; обучение наращиванию потенциала; выбор результатов для оценки постфактум; выезд на места и сбор данных; анализ данных; и составление отчета.

      Полевые исследования показали, что устойчивость результатов после завершения проекта была лишь умеренной. Этот результат был обусловлен частичным владением активами в зависимости от сайта, небольшими ресурсами для партнерства и ограниченным влиянием на «снижение уязвимости». Результаты значительно различались между сайтами. Активы в Кочапате были актуальны и хорошо поддерживались сообществом, но активы в Набоне были частично непригодны для использования или заброшены.

      Инструмент анализа устойчивости указывает на более слабые перспективы устойчивости к изменению климата. Характеристики устойчивости объектов, по-видимому, не влияли на продовольственную безопасность на обоих участках или были недостаточными для предотвращения миграции с одного участка. Общая стратегия результатов заключалась в поддержании систем (и их структур и функций) для управления водными ресурсами и продовольственной безопасности. Таким образом, устойчивость инвестиций можно разделить на активное и пассивное сопротивление.

       

      Резюме постфактум оценки Самоа (2022)

      Национальный оценщик Карен Комити начала постфактум оценку проекта Самоа «Повышение устойчивости прибрежных сообществ Самоа к изменению климата» в конце октября 2021 года. различные этапы в течение пяти месяцев: рассмотрение проектной документации; выбор результатов для оценки постфактум; выезд на места и сбор данных; анализ данных; и составление отчета.

      Через пять лет после строительства сооружения на четырех участках/шести деревнях остаются физически нетронутыми, но некоторые участки скальных стен Манасе и Салиму/Мусумусу, похоже, разрушаются. В целом структуры должным образом и регулярно обслуживаются заинтересованными сторонами на уровне домохозяйств, деревень и правительства. Эта деятельность не уменьшилась за годы, прошедшие после закрытия проекта, несмотря на отсутствие надежного финансирования в государственном операционном бюджете, плана управления рисками, характерных для инфраструктуры, и софинансирования для обеспечения технического обслуживания после закрытия.

      Что касается типологии сопротивления-устойчивости-трансформации, все семь структур демонстрируют различные уровни устойчивости (в основном пассивное сопротивление и некоторую устойчивость) . Все они выстояли перед лицом нескольких воздействий климатических нарушений за прошедшие годы.

       

      Обновленная информация по этапу 2 – октябрь 2022 г.

      Обновленная информация по этапу 2 оценки устойчивости проектов ex post (AFB/EFC.30/Inf.3) была представлена ​​тридцатому Комитету по этике и финансам (EFC) совещании в октябре 2022 г. и описывает выводы первых двух экспериментальных экспериментальных оценок после завершения полевых работ, а также выделяет уроки для Фонда и его исполнителей. В документе также описываются следующие шаги для оценки постфактум AF-TERG на основе уроков, извлеченных из первых двух пилотных проектов.

      AF-TERG предпримет шаги для перехода от пилотного этапа постфактум оценки к стандартному набору процедур для выбора и проведения постфактум оценок, включая протоколы взаимодействия с партнерами в стране и сообщения результатов. AFTERG также продолжит совершенствовать методологию оценки ex post. Кроме того, AF-TERG обсудит возможные подходы к оценке нестабильных состояний при обеспечении безопасности всех участников. Нестабильные состояния составляют значительную долю текущего пула завершенных проектов, отвечающих требованиям.

       

      Отчет о ходе работы для Правления – март 2022 г.

      На двадцать девятом заседании ЕКФ в марте 2022 г. был представлен отчет о ходе работы по постфактум-оценкам и извлеченным урокам из Этапа 2 (AFB/EFC.29/Inf.4). , чтобы информировать Правление о втором этапе оценки постфактум. Работа по постфактум-оценке перешла ко второму этапу, и в отдельных проектах проводятся пилотные испытания ex post-методов. На момент составления отчета полевые работы были завершены в Самоа и вот-вот должны были начаться в Эквадоре.

      Пилотный методический подход ex post в Самоа предоставил богатый набор уроков, которые помогут скорректировать подход для будущей работы ex post. Вот некоторые из этих уроков:

      • Отобранные проекты и ИП прошли пилотную оценку
      • Совместное творчество значительно облегчило участие заинтересованных сторон
      • Упражнения по картированию оказались полезными для выявления ключевых заинтересованных сторон
      • Наличие данных МиО было основным препятствием и требовало адаптированных методологий
      • Отсутствие теории изменений при разработке проекта ограничивало возможности оценки устойчивости.

       

      Отчет о ходе работы для Совета директоров — октябрь 2021 г.

      Отчет о ходе работы по постфактум-оценкам (AFB/EFC.28/Inf.4) был представлен на двадцать восьмом заседании Комитета по этике и финансам (EFC) в октябре 2021 г. , информировать Правление о прогрессе в оценках ex post AF-TERG и будущих пилотных проектах таких оценок.

      В документе делается вывод о том, что после составления короткого списка из пяти завершенных проектов в качестве потенциальных кандидатов для пилотных проектов два проекта были отобраны для постфактум-оценки:

      – Повышение устойчивости прибрежных сообществ Самоа к изменению климата (Самоа, ПРООН)

      – Повышение устойчивости сообществ к неблагоприятным последствиям изменения климата для продовольственной безопасности в провинции Пичинча и бассейне реки Джубонес (Эквадор, ВПП)

      Следующим шагом будет подготовка оценщиков для апробации методов постфактум оценки. Этот этап позволит AF-TERG пересмотреть и сформировать методы вместе с национальными партнерами в соответствии с принципом совместного творчества. Это позволяет оценщикам адаптировать методы для оценки устойчивости и устойчивости результатов проекта на местах.

       

      Отчет по первому этапу

      Отчет по первому этапу постфактум оценки устойчивости проекта содержит обзор первого этапа постфактум оценок. Основываясь на предварительных исследованиях, в отчете представлены методы, которые будут опробованы в ходе двух оценок ex post в 22 финансовом году. В нем также определяется список потенциальных проектов для экспериментальной оценки постфактум из 17 завершенных и оцененных проектов Фонда.

      Структура, представленная в отчете, представляет возможные методы оценки устойчивости результатов проекта с учетом характеристик, сильных и слабых сторон портфеля Фонда. В нем представлен аналитический инструмент для оценки устойчивости к изменению климата с учетом того, что эта область имеет ключевое значение для адаптации к изменению климата, но редко измеряется.

      Инструмент анализа устойчивости охватывает пять компонентов:

      1. Климатические нарушения
      2. Человеческие и природные системы (и их взаимосвязь), затронутые и влияющие на результаты проекта
      3. Характеристики устойчивости результатов
      4. средства и действия, поддерживающие результаты (демонстрирующие характеристики устойчивости), и
      5. Типология трансформации сопротивления-устойчивости (RRT), в которую может быть отображен весь проект на основе того, как разработаны действия для поддержания или изменения существующих структур и функций.

       

      Учебные материалы для опытных пилотов

      Учебные материалы для опытных пилотов используются для обучения оценщиков и национальных партнеров перед полевыми работами. Обучение направлено на оценку проектов постфактум и возникающую устойчивость и устойчивость, а также на представление и адаптацию методов к реалиям страны и проекта.

      Обучение разделено на три занятия:

      Часть A: Понимание постфактум и оценки устойчивости . Внедрить и понять постфактум оценки устойчивости и устойчивости, особенно в области адаптации к изменению климата

      Часть B: Обсуждение приоритетов результатов для конкретных стран и совместное обучение с заинтересованными сторонами. Более подробно обсудить проект и его данные, чтобы понять и выбрать, какие результаты будут оцениваться постфактум

      Часть C: Разработка методов и подходов для конкретных стран . Обсудить ряд методов с национальным оценщиком и экспертами по МиО для наилучшей оценки выбранных результатов и воздействия

      Стратегия адаптации ЕС

      24 февраля 2021 года Европейская комиссия приняла новую стратегию ЕС по адаптации к изменению климата. устойчивость к изменению климата к 2050 году.

      Стратегия имеет четыре основные цели: сделать адаптацию более разумной, быстрой и системной, и активизировать международные действия по адаптации к изменению климата.

      Разумная адаптация

      Меры по адаптации должны основываться на надежных данных и инструментах оценки рисков, доступных для всех — от семей, строящих дома, до предприятий в прибрежных районах и фермеров, планирующих выращивание урожая.

      Для достижения этой цели стратегия предлагает действия, которые раздвигают границы знаний об адаптации , чтобы мы могли собирать больше и более качественные данные о связанных с климатом рисках и потерях, а также укреплять Climate-ADAPT как европейскую платформу для адаптации знание.

      Быстрая адаптация

      Последствия изменения климата уже ощущаются, поэтому мы должны адаптировать быстрее и всесторонне .

      Таким образом, стратегия направлена ​​на разработку и развертывание адаптационных решений, которые помогут снизить риски, связанные с климатом, усилить защиту климата и обеспечить доступность пресной воды.

      Более системная адаптация

      Изменение климата повлияет на все уровни общества и все секторы экономики, поэтому действия по адаптации также должны быть системными .

      Комиссия продолжит активно учитывать соображения устойчивости к изменению климата во всех соответствующих областях политики.

      Он будет поддерживать дальнейшую разработку и реализацию стратегий и планов адаптации на всех уровнях управления с тремя сквозными приоритетами:

      • интеграция адаптации в макрофискальную политику
      • природные решения для адаптации
      • действия по адаптации на местном уровне .

      Активизация международных действий по обеспечению устойчивости к изменению климата

      ЕС увеличит поддержку международной устойчивости к изменению климата и готовности к нему посредством предоставления ресурсов, определения приоритетности действий и повышения эффективности посредством увеличения масштабов международного финансирования и усиления глобального помолвка и обмены на адаптацию.

      Следующие шаги

      Четыре цели стратегии подкреплены 14 действиями и шагами, которые необходимо предпринять для их достижения.

      Комиссия обсудит стратегию с государствами-членами в Совете по окружающей среде. Ожидается, что Совет согласует выводы по новой стратегии, когда соберется в июне 2021 года.

      Разработка стратегии

      Европейская комиссия объявила о новой, более амбициозной стратегии адаптации к ЕС в Европейском зеленом соглашении в декабре 2019 года.

      Стратегия основана на оценке 2018 года (сопровождаемой рабочим документом персонала) Стратегии адаптации ЕС 2013 года.

      Открытая общественная консультация была проведена при подготовке к новой стратегии в период с мая по август 2020 года.

      Подробнее

      • Стратегия адаптации климата ЕС
      • Оценка воздействия
      • РЕЗЮМЕ Оценки воздействия
      • Оценка принятия Стратегия ЕС по адаптации к климату на 2021 год
      • Вопросы и ответы по Стратегии ЕС по адаптации к изменению климата на 2021 год

      Документация

      Нажмите на знак +, чтобы получить дополнительную информацию.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *