45. Теории межличностного взаимодействия
46. Механизмы межличностной перцепции
К механизмам межличностной перцепции относят механизмы
1) познания и понимания людьми друг (иденти¬фикация, эмпатия, атракция).
2) самого себя (рефлексия) в процес¬се общения
3) обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на ос¬нове попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Эмпатию определяют как эмоциональное вчувствование или со¬переживание другому. Через эмоциональный отклик мы пониманием внутреннего состояния другого.
Аттракция (дословно — привлечение) представляет собой фор¬му познания другого человека, основанную на формировании по отно¬шению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формирование по отношению к нему привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения
Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
- Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (казуальной атрибуции — приписывание причин).
47. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
Межличностное восприятие синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
В социальном восприятии в целом всегда присутствует оценка других людей и формирование отношения к ним в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение их собственной стратегии деятельности.
Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:
• познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей; |
• познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении; |
• установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров; |
В ходе социального восприятия формируются образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности. Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют |
компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п. Это не случайно, так как путь к внутреннему миру партнера познающий его человек прокладывает через поведенческие сигнаты о состоянии и особенностях воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности. Во-вторых, другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере выделяются обязательно доминирующие качества его личности. Практическое назначение взаимных представлений партнеров заключено в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный и отрицательный образ партнера закрепляет отношение той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты причины психологических конфликтов когнитивного плана, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми. |
Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).
Эффект ореола — это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону.
Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация
30. Механизмы межличностного восприятия.
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.
Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;
2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
3) свою группу;
4) чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
1) восприятие группой своего собственного члена;
2) восприятия группой представителя другой группы;
3) восприятие группой самой себя;
4) восприятие группой в целом другой группы.
В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:
эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.
Аттаракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.
Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.
При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.
Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем. Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностный (когда причина приписывается лично совершающему поступок), стимульный (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственный (когда причина приписывается обстоятельствам). Установлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личностную атрибуцию, если с позиции участника – то обстоятельственную.
Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.
Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.
СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие – на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации. Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.
По А. А.Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.
Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.
Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.
Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.
Следствием стереотипизации может быть:
1) упрощение процесса познания другого человека;
2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).
Mechanism of interpersonal sensorimotor interaction
101
IRUS Total
Downloads
Mechanism of interpersonal sensorimotor interaction
Title: | Mechanism of interpersonal sensorimotor interaction |
Authors: | Takagi, Atsushi |
Тип предмета: | Тезис или диссертация |
Реферат: | Эта диссертация раскрывает механизм взаимодействия между человеческими партнерами в постоянном контакте. Я предлагаю, чтобы во время такого сенсомоторного взаимодействия люди интерпретировали желаемое движение своего партнера через силы, которые они ощущают. Доказательства этого механизма интеграции межличностных целей исходят из трех поведенческих экспериментов и компьютерного моделирования их результатов. В экспериментах использовались новые двойные роботизированные интерфейсы по двум причинам: во-первых, чтобы исключить взгляд партнера, поскольку было обнаружено, что он влияет на поведение взаимодействующих пар испытуемых. Во-вторых, систематически и количественно измерять влияние сенсомоторного взаимодействия на выполнение задач и адаптацию мышечной активности, т. е. двигательную силу и импеданс суставов. Первый эксперимент показал, что сенсомоторное взаимодействие во время задачи по отслеживанию, когда партнеры отслеживают случайно движущуюся цель своим курсором, позволяет как худшим, так и лучшим партнерам в паре улучшить отслеживание. Этот взаимовыгодный эффект взаимодействия, независимо от навыков партнера, не может быть объяснен существующими теориями в психологии и неврологии, но обнаруженный механизм интеграции межличностных целей действительно фиксирует это поведение; когда этот механизм взаимодействия был реализован в роботе-партнере, люди, взаимодействующие с этим роботом, вели себя так же, как и при межличностном взаимодействии. Адаптации в мышечной активности наблюдались во втором эксперименте, где пары были жестко или слабо связаны во время следящей задачи. Лучшие партнеры увеличили свою двигательную силу и сопротивление сустава, тогда как худшие партнеры уменьшили и то, и другое. Механизм взаимодействия также предсказал эти изменения двигательной силы. Наконец, эксперимент, в котором четыре партнера взаимодействовали вместе во время задачи отслеживания, показал, что производительности лучшего партнера не мешало множество худших партнеров, что также было предсказано механизмом интеграции межличностных целей. Механизм интеграции межличностных целей — это первый роботизированный алгоритм, демонстрирующий человеческое поведение во время сенсомоторного взаимодействия. У него есть приложения, в которых критически важен непрерывный контакт с человеком-партнером, например, при транспортировке крупных объектов или при совместном управлении экзоскелетами нижних конечностей. Он предлагает новый подход к роботизированной реабилитации посредством непрерывного физического взаимодействия, в котором используются преимущества одновременного наблюдения за действиями и физической подготовки. Наконец, механизм взаимодействия можно использовать в качестве исследовательского и терапевтического инструмента для расстройств аутистического спектра (РАС). Людям, страдающим РАС, обычно не хватает способности экстраполировать чью-то цель, наблюдая в одиночку за их действиями. Точно так же им может не хватать способности оценивать желаемое движение партнера только по наблюдению за тактильными силами, поэтому механизм интеграции межличностных целей может пролить свет на конкретные различия между людьми с РАС и здоровыми людьми. |
Версия контента: | Открытый доступ |
.net/10044/1/45547 | |
DOI: | https://doi.org/10.25560/45547 |
Supervisor: | Burdet, Etienne |
Department: | Bioengineering |
Publisher: | Imperial College London |
Qualification Level: | Doctoral |
Qualification Name: | Doctor of Philosophy (PhD) |
Appears in Collections: | Bioengineering PhD theses |
«Механизмы межличностной конфиденциальности на веб-сайтах социальных сетей:» Брайан И.
Хаммер- < Предыдущий
- Далее >
Дата выпуска
12-2013
Тип документов
Диссертация
Название
Доктор философии в деловом администрировании (PHD)