45. Теории межличностного взаимодействия
46. Механизмы межличностной перцепции
К механизмам межличностной перцепции относят механизмы
1) познания и понимания людьми друг (иденти¬фикация, эмпатия, атракция).
2) самого себя (рефлексия) в процес¬се общения
3) обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на ос¬нове попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Эмпатию определяют как эмоциональное вчувствование или со¬переживание другому. Через эмоциональный отклик мы пониманием внутреннего состояния другого.
Аттракция (дословно — привлечение) представляет собой фор¬му познания другого человека, основанную на формировании по отно¬шению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формирование по отношению к нему привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения
Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
- Каузальная
атрибуция — механизм интерпретации
поступков и чувств другого человека
(казуальной атрибуции — приписывание
причин).
47. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
Межличностное восприятие синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
В социальном восприятии в целом всегда присутствует оценка других людей и формирование отношения к ним в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение их собственной стратегии деятельности.
Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:
• познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей; |
• познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении; |
• установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров; |
В
ходе социального восприятия формируются
образы-представления о себе и партнерах,
имеющие свои особенности. |
компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п. Это не случайно, так как путь к внутреннему миру партнера познающий его человек прокладывает через поведенческие сигнаты о состоянии и особенностях воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности. Во-вторых,
другая особенность этих образов
заключается в том, что взаимопознание
направлено в первую очередь на понимание
тех качеств партнера, которые наиболее
значимы в данный момент для участников
взаимодействия. Практическое
назначение взаимных представлений
партнеров заключено в том, что понимание
психологического облика личности
является исходной информацией для
определения тактики своего поведения
по отношению к участникам взаимодействия.
Это означает, что эталоны и стереотипы
взаимопознания выполняют функцию
регуляции общения людей. |
Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).
Эффект
ореола — это распространение первичной
общей оценки человека (людей) на восприятие
его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке
(людях) в целом благоприятно, то в
дальнейшем все его (их) поведение, черты
и поступки начинают переоценивать в
положительную сторону.
Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация
30. Механизмы межличностного восприятия.
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная
перцепция» впервые был введен Дж.
Брунером в 1947 г. и понимался как
социальная детерминация перцептивных
процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.
Процесс социальной
перцепции включает две стороны:
субъективную (субъект восприятия –
человек, который воспринимает) и
объективную (объект восприятия –
человек, которого воспринимают). В ходе
взаимодействия и общения социальная
перцепция становится взаимной. При этом
взаимопознание направлено в первую
очередь на понимание тех качеств
партнера, которые наиболее значимы для
участников общения в данный момент
времени.
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;
2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
3) свою группу;
4) чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
1) восприятие группой своего собственного члена;
2) восприятия группой представителя другой группы;
3) восприятие группой самой себя;
4) восприятие
группой в целом другой группы.
В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:
эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.
Аттаракция –
особая форма восприятия и познания
другого человека, основанная на
формировании по отношению к нему
устойчивого позитивного чувства.
Рассматривается в трех аспектах: процесс
формирования привлекательности другого
человека; результат данного процесса;
качество отношений. Существует на уровне
индивидуально-избирательных межличностных
отношений, характеризующихся взаимной
привязанностью их субъектов. Важна и в
деловом общении, что проявляется в
выражении доброжелательности к клиенту.
Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.
При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.
Характер атрибуций
зависит от того, является ли субъект
участником какого-либо события или его
наблюдателем. Г. Келли выделил три типа
атрибуции: личностный (когда причина
приписывается лично совершающему
поступок), стимульный (когда причина
приписывается тому объекту, на который
направлено действие) и обстоятельственный
(когда причина приписывается
обстоятельствам). Установлено, что если
субъект выступает с позиции наблюдателя,
то он чаще использует личностную
атрибуцию, если с позиции участника –
то обстоятельственную.
Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.
Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.
СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Содержание
межличностного восприятия зависит от
характеристик и субъекта, и объекта
восприятия. Экспериментально установлено,
что одни люди чаще обращают внимание
на физические черты, другие – на
психологические характеристики, которые
зависят от предшествующей оценки
объектов восприятия. Субъективная
характеристика объекта восприятия
может быть искажена некоторыми
социально-психологическими эффектами
восприятия: эффект первого впечатления
(установки), эффект ореола, эффект
первичности и новизны, эффект
стереотипизации. Эти искажения носят
объективный характер и требуют
определенных усилий личности
воспринимающего для их преодоления.
По А. А.Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.
Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.
Эффект первичности
и новизны – значимость порядка
предъявления информации о человеке;
более ранняя информация характеризуется
как первичная, более поздняя – как
новая. В случае восприятия незнакомого
человека срабатывает эффект первичности,
при восприятии знакомого человека –
эффект новизны.
Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.
Следствием стереотипизации может быть:
1) упрощение процесса познания другого человека;
2) возникновение
предубеждения. Если прошлый опыт был
негативным, то человек, связанный с этим
опытом, будет при новом восприятии
вызывать неприязнь. Зная об эффектах
восприятия, человек может использовать
это знания в своих целях, создавая у
окружающих положительный имидж –
воспринимаемый и передаваемый образ
личности. Условиями принимаемого имиджа
являются: ориентация на социально
одобряемые формы поведения, соответствующие
социальному контролю, и ориентация на
средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический
(пол, возраст, здоровье и т. п.),
психологический (качества личности,
интеллект, эмоциональное состояние и
т. д.), социальный (слухи, сплетни).
Mechanism of interpersonal sensorimotor interaction
101
IRUS Total
Downloads
Mechanism of interpersonal sensorimotor interaction
Title: | Mechanism of interpersonal sensorimotor interaction |
Authors: | Takagi, Atsushi |
Тип предмета: | Тезис или диссертация |
Реферат: | Эта диссертация раскрывает механизм взаимодействия между человеческими партнерами в постоянном контакте.
Я предлагаю, чтобы во время такого сенсомоторного взаимодействия люди интерпретировали желаемое движение своего партнера через силы, которые они ощущают. Доказательства этого механизма интеграции межличностных целей исходят из трех поведенческих экспериментов и компьютерного моделирования их результатов.![]() ![]() ![]() |
Версия контента: | Открытый доступ |
.net/10044/1/45547 | |
DOI: | https://doi.org/10.25560/45547 |
Supervisor: | Burdet, Etienne |
Department: | Bioengineering |
Publisher: | Imperial College London |
Qualification Level: | Doctoral |
Qualification Name: | Doctor of Philosophy (PhD) |
Appears in Collections: | Bioengineering PhD theses |
«Механизмы межличностной конфиденциальности на веб-сайтах социальных сетей:» Брайан И.

- < Предыдущий
- Далее >
Дата выпуска
12-2013
Тип документов
Диссертация
Название
Доктор философии в деловом администрировании (PHD)