Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Метод активного воображения: Активное воображение — Психологос

Активное воображение — Психологос

01 октября 2022 г., 21:23

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений.

В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.

Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.

Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления.

Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.

В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.

Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни.

В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:

  • Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
  • Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
  • Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).
  • Аналитическая психология
  • Автор К.Г. Юнг
  • Психотерапевтические приемы

Комментарии (2):

Звездочка, 05 декабря 2015 г., 16:12

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а когда поэт творит лирический стих, находясь в особом эмоциональном состоянии, когда образы, фразы и рифмы возникают без особого усилия воли, непринужденно и легко, это пассивное воображение?

1

ответ

Гость, 26 ноября 2017 г. , 22:02

Вдохновение. Высшая точка в процессе творчества. Скорее активное воображение, потому что человек бодрствует. Во сне — пассивное воображение, потому что образы возникают спонтанно и человек не может никак на них влиять, не может их остановить, управлять ими. В осознанных сновидениях бывает задействовано активное воображение. Может, вдохновение стоит считать особым состоянием, не сном и не бодрствованием?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное воображение подробнее

В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Архетип

​Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Персона

Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Примеры активного воображения

Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение).

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансцендентная функция

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.

0Подробнее

Метод активного воображения

Ввиду связи между снами и активным воображением, Юнг рекомендовал активное воображение людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнёте регулярно заниматься активным воображением, то обнаружите, что их количество резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами образы стали более предметными. Когда вы решаете ваши проблемы посредством активного воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

Сам процесс и практика активного воображения проводится следующим образом. Сначала создаются условия для соприкосновения с символами своего внутреннего мира и вступления в живые отношения с архетипическими образами бессознательного. У каждого человека есть свой индивидуальный набор условий для комфортного путешествия в свой внутренний мир. Конечно, желательно уединение, так как процесс будет напоминать медитацию и может принимать самые разные формы: фантазии, рисование, лепку, автоматическое чиркание или письмо, диалоги с внутренним «другим» и даже форму танца и музыки.

Стоит отметить, что многие современные юнгианские аналитические психологи, работающие с клиентским материалом активного воображения, советуют практиковать этот метод всем интересующимся «только после того, как они завяжут знакомство с профессиональным аналитиком или хорошо разбирающимся в этом искусстве любителем, который, при необходимости, сможет вернуть их на землю посредством специальной беседы». Бессознательное действительно обладает огромной мощью: если мы собираемся приблизиться к нему, то уважение и осторожность являются обязательными условиями.

Занимающийся активным воображением человек должен сконцентрироваться на фрагменте внутренней фантазии и попытаться исключить все другие влияния, идущие из внешнего мира и мешающие ему. Фрагмент фантазии может быть взят из сновидения, а может возникнуть спонтанно. Например, одному клиенту Ханца Дикманна снилось путешествие по незнакомой стране, и он являлся членом группы, которую вёл человек в иноземных одеждах, объясняющий виды. Поскольку клиент стоял с краю и далеко от ведущего, он не мог понять, что тот говорил. Позже в активном воображении он подошёл к тому незнакомцу и поговорил с ним. Он осознал, что объяснения иноземного ландшафта относились к текущей конфликтной ситуации в его жизни, и что слова ведущего раскрывали ту сторону проблемы, которую он ещё не обдумал. Благодаря этому он смог взглянуть на ситуацию с другой стороны и лучше с ней справиться.

Карл Густав Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Однако иногда активное воображение получается, как бы само собой, когда клиент спонтанно развивает свои фантазии на сессии. И если они несут важную смысловую нагрузку для него, то имеются все основания их поддержать и помочь ему быть в контакте со всплывающим бессознательным материалом. Но в любом случае аналитик не предлагает исходного образа и не направляет процесс по своему усмотрению. Ведь активное воображение сродни художественному творчеству, а подлинное творчество — дело очень индивидуальное и самоценное.

Приятным бонусом практики активного воображения является развитие у человека художественных способностей. Постепенно уходят защиты и сопротивления, раскрывается ранее зажатая жизненная энергия и человек создаёт совершенно очаровательные картины, поэмы, сказки или новеллы.

Многие люди не подозревают наличие у себя таких способностей и это открытие остаётся для них большой ценностью многие годы после анализа.

Руководство по активному воображению — Льюис Коннолли

Священный символ яйца. Изображение из «Красной книги» Карла Юнга.

Активное воображение — это техника, разработанная Карлом Юнгом для доступа к бессознательному в бодрствующей жизни. Когда мы думаем о привлечении бессознательного, большинство из нас думает исключительно об анализе снов — процессе извлечения наших снов и раскрытия того, чему они пытаются нас научить, в идеале с помощью обученного аналитика. Юнг считал, что наши сны состоят из материала нашего бессознательного.

Вы можете думать об этом так. Ваше бессознательное подобно отдельному автономному человеку, который живет внутри вас, который всегда слушает и наблюдает за всем, что вы делаете и говорите. Понятно, что иногда этот безмолвный свидетель может признать проблемы или возможности, которые вы (то есть ваше эго) упустили. Таким образом, этот безмолвный свидетель каждую ночь стремится общаться с вами через ваши сны, причем язык снов состоит из ассоциаций, символов, эмоционального заряда и т. д.

Хотя интерпретация сновидений является основным способом взаимодействия с бессознательным, Юнг также считал, что с бессознательным можно работать напрямую посредством того, что он называл активным воображением.

Эта техника начинается с расслабления ума. Юнг не дает конкретных указаний, как это сделать. Лично я считаю время перед сном наиболее благоприятным: мы чувствуем себя комфортно, расслаблены и можем позволить отвлечься от любых отвлекающих факторов в течение дня. Тогда мы начинаем с чего-то похожего на медитацию, мы пытаемся успокоить ум.

Может быть полезно сосредоточиться на своем дыхании, сосредоточиться на ощущениях, которые мы ощущаем, когда тело вдыхает и выдыхает. В этом медитативном состоянии мы не пытаемся подавить свои мысли, мы просто позволяем им возникать; но мы их не задействуем, скорее, замечая их, мы мягко возвращаем внимание к дыханию.

Достигнув этого расслабленного состояния, мы можем приступить к активному воображению.

Прежде чем я углублюсь в эту кроличью нору и изучу, что это означает на практике, я должен сделать небольшое заявление об отказе от ответственности. Юнг часто говорил о том, что это две половины жизни, первая половина — это то, где мы утверждаемся в мире, строим свою карьеру, наши семьи и сосредотачиваемся на окружающем мире. Во второй половине жизни мы можем обратить внимание на эти внутренние измерения себя, то есть проделать глубокую работу по привлечению бессознательного. Юнг считал, что выполнение этой более глубокой работы слишком рано, до достижения второй половины жизни, закрепления в мире и осознания того, кто мы есть в этом мире, может быть опасным.

Я оставляю это на ваше усмотрение, но имейте в виду, что это упражнение подходит не всем.

Активное воображение начинается с образа. Может быть, образ, возникший у нас интуитивно, или образ из сна, что-то, что выделяется для нас как значимое. Все, что мы собираемся делать, это сидеть с этим изображением и наблюдать за тем, что происходит. Мы ждем спонтанных изменений. Как я уже говорил ранее, может быть полезно думать о бессознательном как об отдельной автономной личности, поэтому мы ждем, что это изменение произойдет не от нас, не от того, что мы можем захотеть наложить на образ, наших собственных мыслей. или будет, но скорее мы позволяем нашему молчаливому свидетелю произвести изменение. Это начало активного воображения.

Вместо простого изображения его можно расширить, чтобы охватить всю сцену из сна. Это то, что называется «мечтать о мечте вперед». Мы снова ждем, когда образы, диалоги, повествование сна развернутся сами по себе. Делая это, мы принимаем к сведению эмоциональный эффект этого контента. Точно так же, как может быть полезно вести записи своих снов в журнале сновидений (или записывать свои речи), точно так же ведите запись этого содержания по мере его создания. Делая это, мы развиваем более сильное ощущение различных аспектов самих себя, нашего эго (той части нас, сидящих за рулем), и нашего бессознательного, понимаемого как отдельное. Весь этот процесс, очерчивание различных аспектов нас самих, открытость тому, что сообщает бессознательное, — все это способствует тому, что Юнг называл «индивидуацией». Процесс осознания всего нашего Я. Процесс, позволяющий бессознательному войти в сознательное сознание.

Красная книга Юнга.

Сам Карл Юнг начал использовать эту технику примерно в 1913 году, когда ему было около тридцати восьми лет. Он назвал этот период своей «конфронтацией с бессознательным», периодом, когда он глубоко погрузился в свою богатую фантазию жизнь. Это включало детскую игру, рисование абстрактных работ и написание фантастических рассказов. Этот период внутренней работы в конечном счете завершился его тем, что Юнг назвал Liber Novus 9.0024, или, как его чаще называют, Красная книга. Красная книга была опубликована только в 2009 году, ее публикация ясно показала, что именно техника активного воображения находится в самом центре психологии Юнга.

Активное воображение проявляется по-разному у разных людей в зависимости от их личности (то есть их типологии). Это может найти выражение в таких средствах, как идеи или истории, для некоторых основное внимание уделяется изображениям, это могут быть картины, рисунки, это могут быть движения, танцы, театр, йога, это может быть первобытная игра в грязи или песке, это это может быть музыка, это может быть молитва, это может быть лепка или резьба по дереву. Это может принимать разные формы, но, как бы вы ни проявлялись, это опять же о том, чтобы позволить бессознательному управлять процессом, а не вашему собственному эго. Таким образом, существует порождающая часть активного воображения, где возникает содержание, и творческая часть, в которой мы придаем этому содержанию окончательное художественное выражение, сигнализируя бессознательному, что мы относимся к этой работе серьезно, что будет действовать как приглашение.

в бессознательное, побуждая этот процесс продолжаться.

Когда у вас есть конкретное выражение этого творческого излияния, так же, как и в случае с содержанием сна, вам остается задача интерпретации произведения. Это делается путем усиления работы, попытки найти параллели в мифах, религии, сказках и т. д. Эти параллели позволяют нам раскрыть смысл того, что бессознательное пытается передать, в конечном счете, чему бессознательное пытается нас научить.

Юнгианские исследованияЛьюис Коннолли Карл Юнг, Активное воображениеКомментарий

0 лайков

Техника активного воображения Карла Юнга | by Uberboyo

5 минут чтения

·

28 августа 2018 г.

Я использую медитацию как упражнение, где мышца, которую я пытаюсь развить, является моим фокусом . Я сажусь, скрестив ноги, и сосредотачиваюсь на чем-то одном, постоянно возвращая его к своей цели каждый раз, когда отвлекаюсь.

Я как бодибилдер сгибает бицепс.

Я практикуюсь именно так, потому что говорят, что мощный фокус — это единственное, что вам нужно для развить разум . Я очарован этой идеей, и я не первый.

Многие люди на протяжении всей истории искали способы развития разума. Все, кто занимается такими видами деятельности, как образование, прием наркотиков, йога, головоломки и философия, на каком-то уровне надеются, что эти занятия сработают.

В этой статье мы рассмотрим технику медитации под названием Активное воображение , которая использует сны и сфокусированную медитацию для развития ума, и мы рассмотрим психолога, который был пионером этого — Карла Юнга.

Кем был Карл Юнг?

Карл Юнг был психологом, который работал в сумасшедших домах на рубеже 20-го века, изучая сознание мужчин и женщин, страдающих психическими расстройствами. В начале своей карьеры он пытался выяснить, можно ли вылечить этих людей.

Примерно в начале Первой мировой войны сам Юнг начал повторять видения Европы, уничтоженной морем крови. По мере того, как подобные видения становились все более и более частыми, он вскоре понял, что погружается в тот же тип безумия, который преследовал людей, которых он пытался исцелить.

После того, как он преодолел первоначальный шок, Юнг начал понимать, что ему была дарована возможность: Если бы он мог найти способ излечить себя от безумия, то он мог бы найти способ исцелить других .

Это дало ему большое мужество и надежду, что ему понадобится битва против своего разума за право на собственную душу, и именно во время этой внутренней войны он развил активное воображение.

Почему активное воображение работает?

Психологи считают, что разум делится на две части: сознательную и бессознательную. Сознательная часть нашего разума — это маленький пузырек внимания, который ощущается бодрствуют и осознают то, что мы делаем прямо сейчас, в вашем случае это чтение этих слов. Эта «фокусная точка» осознания называется эго.

Бессознательная часть нашего разума представляет собой гораздо более широкое поле сознания, которое имеет дело со всеми другими фоновыми процессами и ощущениями, такими как биение сердца и хранение наших воспоминаний. Эти вещи бессознательны, потому что они будут отвлекать наше эго от концентрации на настоящем моменте.

Активное воображение работает, побуждая сознательный и бессознательный разум общаться , заставляя наше сознательное внимание исследовать бессознательный разум. «Говорят, ни одно дерево не может вырасти до небес, если его корни не достигнут ада». — Карл Юнг

Он делает это, фокусируя наше сознание на выражениях нашего бессознательного ума — на наших снах.

Как заниматься активным воображением

Метод, которому учил Юнг, прост: все, что мы делаем, это выбираем одно из наших самых последних снов для анализа, берем ручку и бумагу, находим удобное место, чтобы сесть и медитировать, и следуем этим шагам. :

Шаг первый — найти фокус

Когда мы начинаем медитировать, наш ум обычно очень активен и нервничает, поэтому наша первая задача — успокоить ум и удержать поток внимания. Именно здесь пригодятся все эти часы тренировки ума, поскольку вы можете задействовать эту большую сильную мышцу фокусировки.

По мере того, как ум расслабляется, мы начинаем осознавать свой маленький очаг внимания, который «наблюдает» за всеми нашими бегущими мыслями. Это наш сознательный разум, и это инструмент, который мы будем использовать для нашего следующего шага.

Шаг второй — сосредоточьтесь на сне

Когда ум успокоился и мы чувствуем себя присутствующими, мы переключаем наше внимание на образ из недавнего сна, который мы выбрали.

Хитрость здесь в том, чтобы удерживать наше внимание на сновидении в течение длительного времени. Мы можем соскользнуть на мысли о походе в магазин за продуктами или о Майке с работы, но когда это происходит, мы просто спокойно возвращаем свое внимание к образу из сна.

Третий шаг — позвольте бессознательному говорить

Когда мы фокусируемся на образе сна, мы вглядываемся в бессознательное. Чтобы «получить сообщение», которое бессознательное пытается передать нам через наш сон, нам нужно начать позволять бессознательному говорить через образ.

Чтобы сделать это, нам нужно ослабить фокус ровно настолько, чтобы бессознательное могло начать оживлять образ сна, но мы должны быть осторожны, чтобы не ослабить фокус слишком сильно, иначе мы можем быть поглощены и снова обнаружим, что думаем о Майке. .

Это решающий шаг, так как мы позволяем нашему бессознательному разуму говорить, мы можем вернуться к повествованию сна, или мы можем в конечном итоге поговорить с одним из персонажей сна. Иногда он может быть даже темным или странным, особенно если мы используем его для понимания ночных кошмаров, но это нормально, просто мы могли избегать сталкиваться с этим в прошлом. Это хорошее место, чтобы встретиться лицом к лицу со своими страхами и принять наши стремления.

«Без боли невозможно прийти в сознание. Люди пойдут на все, как бы абсурдно это ни звучало, лишь бы не столкнуться со своей Душой. Человек не становится просветленным, воображая образы света, но делая тьму осознанной». — Карл Юнг

Какую бы форму ни приняло это «проявление», займитесь им и постарайтесь запомнить его как можно ярче, потому что на следующем этапе мы собираемся воплотить его в жизнь .

Шаг четвертый — создание артефакта

Теперь мы должны направить вашего внутреннего Пикассо или Джеймса Джойса, взяв этот лист бумаги перед собой и написав, нарисовав или нарисовав все, что мы только что испытали, в тишине нашего разума.

Цель здесь не в том, чтобы увлечься попыткой создать шедевр, а просто в том, чтобы превратить этот бессознательный образ в артефакт, который мы можем попытаться расшифровать на следующем шаге. Если выйдет как дерьмо в кружке, так тому и быть!

Этот шаг показывает скрытый бонус, который Active Imagination приготовил для всех, кто страдает от писательского кризиса, это способ задействовать безумный творческий потенциал. Это также преподает важный урок: сначала создает , а затем критикует.

Шаг пятый — станьте аналитиком

Теперь сделаем перерыв. Мы можем пойти заварить чай. Мы можем позвонить Майку, чтобы узнать, что он задумал. Мы выходим из воображения и возвращаемся в нормальное сознание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *