Интроспекция в психологии, метод интроспекции сознания
Интроспекция – это метод сознательного самонаблюдения. Название происходит от латинского (introspecto) и означает смотреть внутрь. Интроспекция и самонаблюдение являются синонимами и оба эти методы применяются в психологических исследованиях. Важность данного метода нереально переоценить, поскольку с его помощью возможно углубленно научиться воспринимать действительность и тогда перед индивидом раскрывается его сознание и интуиция. Излишней интроспекцией обладают шизофреники, у них происходит замена реального мира собственным внутренним миром.
Метод интроспекции в психологии используется для наблюдения человеком собственных психических процессов и проводится без помощи каких-нибудь инструментов или средств, только посредством собственного сознания.
Интроспекция в психологии это основательное познание и изучение индивидом собственных мыслей, чувств, переживаний, деятельности разума, образов, установок и так далее. Метод интроспекции в психологии основал Дж. Локк.
Интроспекция – это субъективный анализ, в котором человек не стремится к самоосуждению, чем этот метод и отличается от угрызений совести.
Интроспекция в философии это способ самонаблюдения, на котором основывается ретроспективная философия для достижения рефлекторного освобождения сознания и иерархии чувств в строении личности. Слишком сильное самокопание или склонность к углубленному самоанализу могут способствовать формированию подозрительного отношения к другим личностям и ко всему окружающему миру. Дуалистическая философия разделяет материальную природу и духовную (сознание), поэтому интроспекция в философии это основа психологической методологии. Она имела огромное значение для многочисленного количества философов: Дж. Локка, Дж. Беркли, Т. Гоббса, Д. Юма, Дж. Милля и других. Все они считали сознание результатом внутреннего опыта, а наличие чувств и переживаний свидетельствовало о знаниях.
Метод интроспекции
Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.
Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.
Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).
Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.
Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.
Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.
Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.
Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.
Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.
Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.
Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.
Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.
Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.
Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях. Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем. Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.
Интроспекция в психологии
Ранее данный метод признавался не только основным, но и единственным. Такое убеждение основывалось на двух бесспорных фактах: фундаментальном свойстве сознательных процессов непосредственно репрезентироваться субъекту; закрытости этих же процессов для наблюдателя извне.
Интроспекция в психологии это метод самонаблюдения, анализа, изучения психических процессов путем индивидуального наблюдения за функционированием собственной психики. Интроспекция, как метод имеет некоторые особенности. Она может проводиться только одним человеком над самим собой, чтобы узнать, что чувствует другой человек, нужно представить самого себя на месте этого человека, увидеть себя в тех же условиях и понаблюдать за собственным состоянием, за своими реакциями и сделать выводы об ощущениях, мыслях и чувствах другого человека. Поскольку самонаблюдение это особая деятельность, она требует длительного упражнения в ней.
В методе отмечаются весомые преимущества, раньше им предавали большую ценность. Считалось, что сознание прямо отображает следственно-причинную связь в психических явлениях, поэтому положение психологии признавалось, как более легкое, в противоположность другим наукам, которым приходится еще выискивать причинные связи.
Интроспекция представляет психологические факты, как они есть, и этим психология также очень отличается от других наук.
Использование интроспекции подкреплялось суждениями об особых преимуществах данного метода. Психология в конце XIX в. осуществила большой эксперимент, проверку возможностей самонаблюдения. Во многих случаях изучались не факты сознания, как они есть в жизненных обстоятельствах, что также представляет не меньший интерес, но лабораторные эксперименты, которые проводились в требовательно контролируемых обстоятельствах и условиях.
Самые строгие интроспекционисты осложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они ориентировались на выделение самых элементарных деталей сознания (ощущений и чувств). Испытуемые обязывались избегать терминов, которые описывали бы внешние объекты и говорить только о чувствах, вызывающихся этими объектами, о качестве вызванных ощущений, если звучал ответ в терминах ощущений – это ошибка стимула. По степени развития экспериментов возникали большие прогалины и трудности. Все шло к признанию нецелесообразности такой «экспериментальной психологии». Собирались противоречивые результаты, даже у одного исследователя в работе с совершенно разными испытуемыми.
Начали ставиться под сомнение и основные положения психологии. Выявлялись такие содержания сознания, такие элементы, которые не могли раскладываться на некоторые чувства или были показаны в виде суммы этих элементов. Также систематическое использование метода интроспекции выявило нечувственные элементы сознания, и начали обнаруживаться неосознанные причины отдельных явлений сознания.
Стало получаться, так что в психологии, которая располагает таким уникальным методом интроспекции, нарастал кризис. Причиной было то, что доводы на пользу метода интроспекции только на первый взгляд выглядели верными. И возможность раздвоения сознания получается мнимой, поскольку строгое наблюдение за процессом собственной деятельности только мешает ее осуществлению или совсем даже ее разрушает. Таким же разрушительным действием обладает рефлексия. Одновременное исполнение двух различных видов деятельностей является возможным двумя путями: скорого переключения с одного рода деятельности на другой, или в таком случае, когда одна из деятельностей является сравнительно простой или производится автоматически.
Интроспекция полного акта сознания возможна, только если ее прерывать. Возможность раздвоение сознания также существует, но с некоторыми ограничениями, оно совсем невозможно при совершенной отдаче какой-то деятельности или чувствам, и, во всяком случае, вносит искажающее воздействие. Например, когда человек делает что-то и сразу наблюдает, как это выглядит. Выходит, что данные получаемые путем применения интроспекции очень неопределенные, чтобы основываться на них. Сами сторонники этого метода интроспекционисты достаточно быстро осознали это. Они замечали то, что им приходилось наблюдать не настолько протекающий процесс, как только его затухающий след. Для того чтобы следы в памяти смогли сохранять еще более возможную полноту, необходимо раскладывать процесс наблюдаемых актов на более мелкие части. Таким образом, интроспекция со временем преобразовалась в «дробную» ретроспекцию.
Попытка с помощью данного метода выявить причинные связи в сознании ограничивается отдельными примерами произвольных действий среди массы необъяснимых фактов (мыслей, чувств) сознания. Из этого напрашивается вывод, что если бы было можно напрямую наблюдать причины психических процессов, тогда и психологией никто бы не занимался. Она была бы совершенно не нужна. Утверждение того, что как будто метод самонаблюдения демонстрирует познания о фактах сознания не искаженно, как они есть действительно, может быть совершенно неправильным в свете данных о введении интроспекции в процесс исследования. Делая по памяти даже моментальный отчет о совсем недавнем испытанном опыте, исследователь неизбежно его искажает, потому что он направляет свое внимание только на его определенные аспекты. Особенно сильно искажающим является внимание наблюдателя, знающего, чего именно он ищет. Человек обычно ориентируется по нескольким фактам, поэтому без внимания остаются другие стороны явления, которые также могут иметь большую ценность.
Таким образом, практика применения и глубокое обсуждение метода интроспекции выявили линию фундаментальных недостатков данного метода. Недостатки оказались настолько существенными, что ученые взяли под сомнение целый метод и даже вместе с этим – предмет психологии, который в то время был неразделимо связан с методом интроспекции.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Интроспекция (психология) | это… Что такое Интроспекция (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Интроспекция.
Интроспекция (от лат. introspecto
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме[1].
Содержание
|
История метода
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.
Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Варианты метода
- Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
- Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
Преимущества и недостатки метода
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.
Интроспективная психология
Интроспективная психология — обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности и принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, ведущим психологическим методом при этом подходе оказывается интроспекция, т. е. субъективное описание внутреннего опыта.
Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка.
К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.
См. также
- Найкан — один из методов интроспекции
Ссылки
- Интернет-энциклопедия по философии
Примечания
- ↑ http://www.psychology.ru/library/00017.shtml Гиппенрейтер Ю.Б. «МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ»
Самоанализ: определение, психология и примеры
Самоанализ возник как первый метод изучения психологии. Фактически, до начала 20-го века интроспекция была основным методом научного исследования в новой дисциплине психологии.
- Что такое самоанализ в психологии?
- Кто способствовал нашему знанию самоанализа?
- Каковы недостатки самоанализа?
Что такое самоанализ?
Самоанализ происходит от латинских корней intro , внутри, spect , или взгляд. Другими словами, самоанализ означает «смотреть внутрь себя».
Самоанализ — это процесс, посредством которого субъект максимально объективно исследует и объясняет компоненты своего сознательного опыта.
Философские истоки интроспективного мышления
Интроспекция не была новой концепцией, когда психология впервые сформировалась. Греческие философы издавна использовали интроспекцию в своем методе.
Сократ считал, что самым важным является самопознание, увековеченное в его наставлении: «Познай самого себя». Он считал, что моральную истину можно наиболее эффективно обнаружить, исследуя свои сокровенные мысли и чувства. Ученик Сократа, Платон , продвинул эту концепцию еще на один шаг вперед. Он предположил, что человеческая способность рассуждать и формировать сознательные логические мысли была путем к открытию истины.
Примеры самоанализа
Хотя вы можете не замечать, методы самоанализа обычно используются ежедневно. Примеры самоанализа включают методы осознанности, например. медитация, ведение дневника и другие методы самоконтроля. По сути, самоанализ относится к размышлению, наблюдению и замечанию вашей реакции, мыслей и чувств.
Что такое самоанализ в психологии?
Психология самоанализа использует самоанализ для понимания и изучения ума и его основных процессов.
Вильгельм Вундт
Вильгельм Вундт, «отец психологии», в основном использовал самоанализ как исследовательский метод в своих лабораторных экспериментах. Исследования Вундта были самым первым примером экспериментальной психологии. Его эксперименты были направлены на количественную оценку основных компонентов человеческого сознания; его подход также называют структурализмом .
Структурализм — это школа мысли, которая стремится понять структуры человеческого разума, наблюдая за основными компонентами сознания.
Метод самоанализа Вундта
Наиболее распространенная критика самоанализа заключается в том, что он слишком субъективен. Ответы разных испытуемых слишком сильно различались, чтобы можно было идентифицировать какую-либо объективную информацию. Чтобы бороться с этим, Вундт изложил очень специфические требования к самоанализу, чтобы он был успешным методом исследования. Он требовал, чтобы наблюдатели были хорошо обучены методам наблюдения и могли немедленно сообщать о своих реакциях . Он часто использовал своих учеников в качестве наблюдателей и помогал обучать их этим методам.
У Вундта также были требования к условиям окружающей среды, в которых он учился. Любые стимулы, используемые при наблюдении, должны были быть повторяемыми и тщательно контролируемыми . Наконец, он часто задавал только вопросы да/нет или просил наблюдателей нажимать телеграфную клавишу для ответа.
Вундт измерял время реакции наблюдателя на внешний раздражитель, такой как вспышка света или звук.
Ключевые игроки в психологии самоанализа
Эдвард Б. Титченер, ученик Вильгельма Вундта, и Мэри Уитон Калкинс использовали психологию самоанализа в качестве краеугольного камня своих исследований.
Эдвард Б. Титченер
Эдвард Титченер был учеником Вундта и первым официально использовал структурализм как термин. Хотя Титченер поддерживал использование им самоанализа в качестве основного инструмента расследования, он не полностью соглашался с методом Вундта. Титченер считал, что количественная оценка сознания — слишком сложная задача. Вместо этого он сосредоточился на наблюдении и анализе, заставляя людей описывать свой сознательный опыт. Он сосредоточился на трех состояниях сознания: ощущения, идеи, и эмоции. Затем наблюдателей попросят описать свойства их сознания. Титченер был последним, кто использовал интроспекцию в качестве основного метода в экспериментальной психологии. После его смерти эта практика стала менее популярной, потому что ее критиковали за слишком субъективную и ненадежную.
Пример психологии самоанализа
Допустим, вы являетесь наблюдателем в научном исследовании, используя самоанализ в качестве основного источника доказательств. В этом исследовании вас просят посидеть в очень холодной комнате в течение 15 минут. Затем исследование может попросить вас описать ваши мысли в этой комнате. Какие ощущения испытывало ваше тело? Какие эмоции вы испытывали, находясь в зале?
Рис. 1. Наблюдатель может сообщить о том, что чувствует себя испуганным и истощенным в холодной комнате.
Мэри Уитон Калкинс
Мэри Уитон Калкинс, первая женщина, занявшая пост президента Американской психологической ассоциации, была одним из психологов, которые не отказались от использования самонаблюдения в своих исследованиях.
Калкинс учился у Уильяма Джеймса, основателя школы мысли под названием функционализм. Хотя Калкинс получила докторскую степень в Гарварде, университет отказался присудить ей степень, потому что в то время они не принимали женщин.
Хотя Калкинс не использовала самоанализ в качестве основного метода исследования, она не соглашалась с другими школами мысли, такими как бихевиоризм, которые полностью отвергали самоанализ в целом. В своей автобиографии она заявила:
Теперь ни один интроспекционист не будет отрицать трудности или ошибочность интроспекции. Но он будет решительно выступать против бихевиористов, во-первых, что этот аргумент является бумерангом против «твердо обоснованных естественных наук», а также против психологии. Ибо сами физические науки в конечном счете основаны на самоанализе ученых — иными словами, физические науки, далеко не полностью свободные от «субъективности», должны описывать свои явления в иногда различных терминах того, что разные наблюдатели видят, слышат, и прикоснись» (Калкинс, 19 лет). 30) 1
Калкинс считал, что сознательное я должно быть основой для психологических исследований. Это привело к тому, что большую часть своей карьеры она разработала персоналистическую интроспективную психологию .
В персоналистической интроспективной психологии сознание и опыт себя изучаются в их отношении к другим.
Оценка интроспекции
Хотя интроспекция была первым методом, использованным в экспериментальной психологии, в конечном итоге она оказалась тупиковой из-за многочисленных недостатков как надежной формы исследования.
Недостатки интроспекции Психология
Одними из самых ярых противников интроспекции были бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон, которые считали интроспекцию неправильным подходом к изучению психологии. Уотсон считал, что психология должна фокусироваться только на том, что можно измерить и наблюдать , как и все другие науки. Бихевиористы считали, что это можно сделать только путем изучения поведения; Сознание никак не могло удовлетворить этим требованиям. Другие критические замечания включают следующее:
Несмотря на тщательную подготовку, Наблюдатели могут по-разному реагировать на одни и те же стимулы.
Самоанализ был ограничен и не мог адекватно исследовать более сложные предметы, такие как психические расстройства, обучение и развитие.
Было бы очень сложно использовать детей в качестве субъектов и невозможно было бы использовать на животных.
Сам акт мышления о мышлении может повлиять на сознательный опыт субъекта.
Вклад психологии интроспекции
Хотя использование интроспекции для сбора психологических данных оказалось несовершенным, нельзя игнорировать вклад интроспекции в изучение психологии в целом. Мы также не можем отрицать его влияние на экспериментальную психологию, поскольку он был первым в своем роде. Использование самоанализа может быть эффективным способом доступа к самопознанию и самосознанию во многих формах терапии, используемых сегодня. Часто это знание невозможно было получить никакими другими способами.
Кроме того, некоторые современные психологические дисциплины используют интроспекцию в качестве дополнительного подхода к исследованию и лечению, в том числе:
По словам психолога и историка Эдвина Г. Боринга:
прежде всего и всегда». 2
Самоанализ – основные выводы
- В 19-м и начале 20-го веков самоанализ был основным методом научного исследования в новой дисциплине психологии.0006
- Вильгельм Вундт в первую очередь использовал самоанализ как метод исследования в своих лабораторных экспериментах, заложив основу для всей последующей экспериментальной психологии.
- Эдвард Б.
Титченер считал, что количественная оценка сознания является слишком сложной задачей, и вместо этого сосредоточился на том, чтобы люди описывали свой сознательный опыт.
- Мэри Уитон Калкинс была первой женщиной, занявшей пост президента Американской психологической ассоциации. Она сформировала подход, названный персоналистической интроспективной психологией.
- Одним из главных противников самоанализа был бихевиоризм. Сторонники этого подхода не верили, что сознательный разум можно измерить и наблюдать.
1 Калкинс, Мэри Уитон (1930). Автобиография Мэри Уитон Калкинс . В К. Мерчисон (ред.), История психологии в автобиографии (том 1, стр. 31-62). Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.
2 Бурение, Э.Г. (1953). «История самоанализа», Психологический бюллетень, т.50(3), 169-89.
Метод самоанализа и наблюдения в психологии
Слово «Самоанализ» состоит из двух латинских слов. «Введение» означает «внутри», а «наблюдение» означает взгляд, то есть взгляд внутрь.
Педагогическая психология – это научное или систематическое исследование поведения учащегося по отношению к его образовательной среде. Это поведение можно изучить с помощью простого подхода, называемого наблюдением. Однако этот метод наблюдения необходимо корректировать в зависимости от условий, в которых необходимо проводить наблюдения, применяемой процедуры и инструментов. Ниже приведены различные методы наблюдения в различных ситуациях:
1. Метод самоанализа
Слово « Самоанализ » состоит из двух латинских слов. « Intro » означает внутри и « Spection » означает смотрящий то есть смотрящий внутрь. Следовательно, это метод, при котором человек смотрит внутрь себя. Этот метод является старейшим методом изучения поведения, при котором учащийся должен осуществлять самонаблюдение. Например, когда человек злится, его могут попросить определить, что он чувствовал в этот период гнева по собственному наблюдению.
Метод самоанализа — один из старейших методов сбора данных о сознательном опыте субъекта. Это процесс самоанализа, когда человек воспринимает, анализирует и сообщает о своих чувствах. Изучим этот процесс на примере, допустим, вы счастливы и в состоянии счастья смотрите внутрь себя. Говорят, что вы проводите самоанализ своих собственных ментальных ощущений и исследуете, что происходит в вашем ментальном процессе в состоянии счастья. Точно так же вы можете заниматься самоанализом в состоянии гнева или страха; и т. д. Самоанализ также определяется как замечание, которое ум принимает сам за себя.
Этот метод прост, прямолинеен, ясен и раскрывает поведение человека. Но этот метод ненадежен и может быть использован только для взрослых нормальных людей. Этот метод требует поддержки других методов, которые являются более надежными.
Стадии интроспекции
В интроспекции есть три четких стадии-
1. Во время наблюдения за внешним объектом человек размышляет о своем собственном психическом состоянии. Например, слушая музыку, которая ему приятна или неприятна, он начинает думать о своем психическом состоянии.
2. Человек начинает сомневаться в работе собственного ума. Он думает и анализирует: почему он сказал то-то и то-то? Почему он говорил именно так? И так далее.
3. Он пытается сформулировать законы и условия психических процессов: Он думает с точки зрения улучшения своих рассуждений или контроля своих эмоциональных стадий. Этот этап помогает в продвижении наших научных знаний.
Достоинства метода самоанализа
- Это самый дешевый и экономичный метод изучения поведения. Нам не нужны никакие аппараты или лаборатории для его использования.
- Этот метод можно использовать в любое время и в любом месте. Вы можете заниматься самоанализом во время прогулки, путешествия, сидения на кровати и так далее.
- Это самый простой метод, доступный каждому.
- Данные интроспекции берутся из первых рук, поскольку человек сам исследует свою деятельность.
- Самоанализ породил исследования, которые постепенно привели к разработке более объективных методов.
- До сих пор используется во всех экспериментальных исследованиях.
- Это единственный метод, с помощью которого человек может познать свои эмоции и чувства.
Ограничения методов самоанализа
- Данные, собранные с помощью самоанализа, не могут быть проверены. Человек не может снова пройти через то же психическое состояние. Не существует независимого способа проверки данных.
- Данные, собранные путем интроспекции, не достоверны и ненадежны. Невозможно приобрести достоверность и точность в самонаблюдении за собственными психическими процессами.
- Данные, собранные методом самоанализа, очень субъективны. Он может быть предвзятым и подвержен влиянию предвзятых мнений индивидуума.
- Наблюдатель и наблюдаемое одно и то же. Следовательно, у человека есть широкие возможности преднамеренно лгать и скрывать факты, чтобы ввести в заблуждение других.