Метод кнута и пряника
«Волшебных таблеток» в управлении нет. Эффективный руководитель сможет достичь высоких результатов в управлении, только используя целый набор правильно подобранных механизмов. И именно умение наказывать подчиненных является важной составляющей компетенции руководителя под названием «Оперативное лидерство».
Политика «Кнут и пряник» – наказывать подчиненных только за проступки. Проступок – это неправильное действие в ситуации, правильные или неправильные действия для которой известны и согласованы заранее. Не относятся к проступкам ошибки, которые происходят в ситуациях, не имеющих четкого обозначения «правильности» (например, проступком не являются отсутствие инициативы, недогадливость, несоответствие подчиненного ожиданиям руководителя и т.д.).
Совершая проступки, подчиненные не всегда руководствуются злым умыслом. Львиная доля проступков совершается по причине того, что подчиненные оставляют за собой право решать, какие из обязательств или правил стоит соблюдать, а какие – нет. Это бывает в случае, если правила о действиях работников сформулированы нечетко или их нарушение ничем существенным не грозит (с точки зрения сотрудника).
В компании должны быть прописаны точные правила. Сотрудник обязан знать, какие его действия повлекут наказание, а какие — допускаются в рамках политики компании. «Тюремных» порядков быть не должно, но правила должны работать!
Проступки и ошибки должны фиксироваться, чтобы руководитель смог увидеть переход действий сотрудника в формат закономерности. Плохие примеры, подобно вирусам, заражают окружающих. И если не наказывать за проступки, это может стать поводом для послабления дисциплины в коллективе и возникновения нездоровой рабочей атмосферы, когда неправильное поведение – норма.
Уместны ли материальные наказания в технологи «Кнут и пряник»? Будут ли означать они для сотрудников: «Я расплачиваюсь, значит, имею право опаздывать»? На самом деле, для руководителя в приоритете порядок и соблюдение правил компании, а не штрафы за ошибки и нарушения. Этого нужно добиваться личным влиянием, а не «ударом по кошельку». Отказ от морального наказания влечет за собой ослабление власти руководителя.
Наказывать сотрудника необходимо только наедине. Публичное наказание «на людях» не принесет результата, так как цель наказания – изменение формата поведения человека. Публичная перепалка не должна выглядеть как битва «добра со злом», даже если вам открыто брошен вызов. Одной фразой остановите неправильное поведение, а затем пригласите этого сотрудника в кабинет. Не стоит прилюдно угрожать и пугать «смельчака» – это прямой путь к утрате авторитета руководителя.
Лучший формат для процедуры наказания в искусстве «Кнута и пряника» – беседа с применением точных и коротких вопросов, которые открывают виновнику всю картину происшествия. Для точности воздействия руководитель использует интонацию голоса, межличностное расстояние, паузы, контакт глаза в глаза (или его отсутствие).
Важно! Для эффективного наказания нужно понимать ценности человека и знать его характер.
Умение морально поощрять и наказывать подчиненных входит в лидерские компетенции. Правда, есть нюанс: для этого руководитель должен пользоваться авторитетом, иначе его поощрения не будут радовать, а наказания — расстраивать.
Моральное поощрение дополняет материальное, но не заменяет его. Почему? Потому что зарплату человек получает раз в месяц, а добрые дела совершает куда чаще, и на них ему необходимо давать обратную связь.
Если подчиненный сделал что-то выдающееся и не получил морального поощрения, то полученные через месяц деньги в кассе уже не так влияют на его поведение и настрой.
Поэтому моральные поощрения не заменяют материальные, а хорошо дополняют их. Но есть одно условие: они должны радовать человека, а значит, не должны звучать в общей форме или быть неискренними.
Правильное применение технологии «кнута и пряника» в отношении подчиненных – это искусство. Если не получается один подход, нужно использовать другие, постоянно оттачивая свое управленческое мастерство.
«Волшебных таблеток», способных по щелчку сделать менеджмент легким, нет. Но этичному управлению можно научиться на онлайн-курсах Александра Фридмана.
Александр ФридманМотивацияЛидерствоКомпетенцииКнут и пряник
Поделиться в социальных сетях:
Зарегистрироваться
Хочу получать рассылки с эксклюзивными предложениями и советами по обучению
Используется защита от спама reCaptcha от Google
Конфиденциальность | Условия использования
Правила руководителя – кнут и пряник — Успех в голове!
Правила руководителя – кнут и пряник — Успех в голове!1. Правила руководителя – кнут и пряник (советы как быть справедливым руководителем и добиться уважения сотрудников).
Во многом успех работы в команде зависит от благоприятной атмосферы в коллективе, от того, насколько сплоченной является команда, от уровня мотивированности всех участников рабочего процесса, от понимания ими общей цели. Как эффективно управлять коллективом, поддерживать доброжелательную атмосферу и добиваться от сотрудников высоких результатов? Попробуем разобраться, как быть эффективным руководителем.
Здесь мы рассмотрим «кнут и пряник» как методы жесткого или мягкого управления коллективом. К сожалению, часто руководители не вполне понимают суть этих методов и либо скатываются в братание с подчиненными, либо вводят режим диктатуры. И то, и другое не эффективно. В первом случае руководителю приходится брать на себя решение задач, выполнять которые должны его сотрудники. Во втором случае шеф демонстрирует излишнюю жесткость и авторитарность по отношению к подчиненным. Главное – в обоих случаях такого руководителя не будут уважать его люди, какая уж тут эффективная работа.
И «кнут», и «пряник» имеют право на существование, нельзя сказать, что какой-то метод более эффективен. Все зависит от контекста применения. Предлагаем рассмотреть преимущества того и другого метода.
Эффективность метода «кнута» может быть высокой в случаях, когда:
• Круг обязанностей и задачи сотрудников четко определены и не подразумевают двоякого прочтения. Также люди четко понимают систему поощрений и штрафов в компании. | |
• Для решения задачи не дается права на ошибку. Это стимулирует быть более внимательным и аккуратным, делать меньше ошибок и быстрее решать поставленные задачи. | |
• В данном коллективе либеральное отношение может быть воспринято как слабость. Есть мнение, что метод кнута работает в отношении неквалифицированного сегмента труда. В сферах, где нужен творческий подход, таким образом можно демотивировать и убить инициативу на корню. Чтобы этот метод работал, очень важно, чтобы руководитель был уважаем среди сотрудников, был кристально правильным и справедливым, не позволять себе слабости, которые роняли бы его авторитет: хамить, напиваться на застольях и т.п. Для того, чтобы правильно применять «кнут», необходимо соблюдать несколько правил: | |
• Проступок должен быть конкретным, границы его должны быть четко определены. Это некое неправильное действие или бездействие, когда четко известно, каким должно быть правильное действие. | |
• Правила должны быть едины для всех. Часто люди совершают проступки, следуя чужому примеру. «Если ему можно, почему мне нельзя?» – не нужно давать почву для подобных мыслей. | |
• Лучше наказывать морально, а не материально. Для компании важнее не денежная компенсация за проступок, а соблюдение правил. К тому же, оплачивая штраф, сотрудник чувствует, что «откупился» и совесть его чиста, он не ощущает вину за совершенный промах и следующий раз может его повторить, если штраф окажется для него не очень существенным. | |
• Необходимо быть последовательным и справедливым. Если наказание необходимо, оно должно состояться, но при этом должно быть точно отмерянным – не больше, чем того требует ситуация. В работе с высококвалифицированными сотрудниками чаще используют метод мягкого управления коллективом. При соблюдении некоторых правил этот метод приносит высокие результаты: | |
• Руководитель должен смириться, что всех ошибок не избежать. Это не значит, что нужно попустительствовать: промахи нужно отмечать и разбирать. При разборе ошибки важно узнать, была ли неправильно поставлена задача или квалификация сотрудника недостаточно высока. По итогу все стороны должны сделать выводы, как избежать повторения таких ситуаций, и понимание, что за повторением последуют санкции. | |
•Нужно доверять своей команде и уметь делегировать обязанности. Нельзя браться за решение задач, находящихся в компетенции подчиненных, максимум – помочь, подсказать. Когда человеку дают возможность самому разобраться и сделать, и у него это получается, его самооценка и мотивированность к дальнейшим её свершениям повышается. | |
• Нужно быть внимательным и открытым к мнению подчиненных и их идеям, а также и к критике. При этом нужно, конечно, соизмерять услышанное со своим видением вещей и не принимать мнение подчинен- ного за истину в последней инстанции. Нужно быть открытым к диалогу, прислушиваться к советам и взвешивать все мнения, но помнить, что ответственность за принятое решение все же на руководителе. |
Иными словами, мягкий стиль управления требует высокого уровня гибкости и эмпатии от руководителя, однако он позволяет добиться высоких результатов. Факт, что страх наказания стимулирует на плодотворный труд намного меньше, чем ожидание похвалы (а значит, гордость за себя, рост самооценки и самоутверждение) за хорошо проделанную работу.
Взяв за основу эти правила управления в своей деятельности, вы откроете для себя новые возможности руководителя и лидера.
Еженедельник менеджмента — управленческая аналитика в небольшом размере
Ариндра Мишра
В чем разница между электронной коммерцией и мобильной коммерцией? Почему это важнее и как мобильная коммерция станет будущим ритейла.
Шаяни Сенгупта
Концепция благополучия интересовала исследователей на протяжении десятилетий. Мы обсудим значение и важность благополучия на рабочем месте.
от Shayani Sengupta
Стремления являются строительными блоками постановки целей. В этой статье мы узнаем, как их идентифицировать и как они влияют на нас.
Шаяни Сенгупта
Перфекционизм – это стремление быть безупречным. Однако по своей сути это защитный механизм от низкой самооценки. Читайте, чтобы узнать больше.
Шаяни Сенгупта
Почему так важна социальная поддержка? Он обеспечивает эмоциональную и моральную поддержку, которая помогает нам оправиться от стресса. Читайте, чтобы узнать больше.
Баламуруган Аннамалай, доцент — IIM Sambalpur
Элементы бренда являются важными аспектами маркетинговой коммуникации. Здесь мы обсудим некоторые примеры элементов бренда в индийском контексте.
Ариндра Мишра
Мы возьмем пример Кайдзен в производстве, чтобы увидеть, как он обеспечил повышение качества, снижение затрат и сокращение времени производства.
Шаяни Сенгупта
Удовлетворенность работой является ключевым аспектом жизни. Узнайте, почему это так важно и что происходит, когда сотрудники недовольны.
Ариндра Мишра
Насколько хорошо вы понимаете концепцию Кайдзен? Японские компании используют модель непрерывного совершенствования Кайдзен уже более 70 лет.
Ариндра Мишра
Искусственный интеллект может стать следующим большим событием. Вот почему люди ищут лучшие компании ИИ для инвестиций.
от Shayani Sengupta
Знаете ли вы, что в среднем подросток проводит в Facebook более 9 часов в день? Это тревожно, но мы можем преодолеть зависимость от Facebook.
Ариндра Мишра
Здесь мы рассмотрим процесс проектирования IDEO, чтобы увидеть, как он может помочь нам в создании продуктов и услуг, ориентированных на пользователя.
Еженедельник менеджмента — управленческая аналитика в небольшом размере
Ариндра Мишра
В чем разница между электронной коммерцией и мобильной коммерцией? Почему это важнее и как мобильная коммерция станет будущим ритейла.
Шаяни Сенгупта
Концепция благополучия интересовала исследователей на протяжении десятилетий. Мы обсудим значение и важность благополучия на рабочем месте.
Шаяни Сенгупта
Стремления являются строительными блоками постановки целей. В этой статье мы узнаем, как их идентифицировать и как они влияют на нас.
by Shayani Sengupta
Перфекционизм – это стремление быть безупречным. Однако по своей сути это защитный механизм от низкой самооценки. Читайте, чтобы узнать больше.
by Shayani Sengupta
Почему так важна социальная поддержка? Он обеспечивает эмоциональную и моральную поддержку, которая помогает нам оправиться от стресса. Читайте, чтобы узнать больше.
Баламуруган Аннамалай, доцент — IIM Sambalpur
Элементы бренда являются важными аспектами маркетинговой коммуникации. Здесь мы обсудим некоторые примеры элементов бренда в индийском контексте.
Ариндра Мишра
Мы возьмем пример Кайдзен в производстве, чтобы увидеть, как он обеспечил повышение качества, снижение затрат и сокращение времени производства.
Шаяни Сенгупта
Удовлетворенность работой является ключевым аспектом жизни. Узнайте, почему это так важно и что происходит, когда сотрудники недовольны.