Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методами наблюдения являются: Наблюдение как метод исследования

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы социальной психологии

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Ключевые слова: ясность, поиск, анализ, информация, ПО, поле, связь, переменная, коэффициент корреляции, целый, универсальность, коэффициенты, Личность, вывод, отношение, выборка, очередь, опрос, шумы, опыт, печать, полнота, достоверность, основное средство, значение, программа, группа, ВС, прямой, контроль, деление, значимость, совместная работа, Произведение, слово, параграф, единица, объект

3.1. Этапы социально-психологического исследования

Начинать социально-психологическое исследование необходимо с составления его программы, включая и соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.

Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.

Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С. Франзой, самый главный вопрос для исследователя состоит здесь в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима «внутренняя согласованность» теории, т.е. не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi, 1996).

Следующий этап работы исследователя — поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования. Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.

Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.

Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.

Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% исследований приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, по сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, скорее всего, противоположным образом.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. В современной социальной психологии этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ. Итогом всей указанной выше работы является научный отчет.

Дальше >>

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Эксперимент и наблюдение – что это и отличия

Всем известно, что научные исследования и открытия используют не только технические составляющие. Для того чтобы узнать нечто новое, сделать открытие или начать изучение применяются такие элементы, как эксперимент и наблюдение. Не многие люди способны сразу объяснить, в чем состоят отличия между этими двумя терминами. Для того чтобы устранить пробел в знаниях и дать в случае необходимости определение для каждого из них, требуется сравнить эти понятия между собой.

Содержание

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Для того чтобы провести эксперимент или наблюдение, необходимо проявить любопытство. Именно стремление человека лучше узнать об особенностях окружающего мира легко в основу зарождения научных дисциплин. Любознательность заставляет людей находить новые методы исследования. В ходе поисков и изучений используются такие методы, как эксперимент и наблюдение. Может показаться, что эти термины являются идентичными между собой, но на самом деле между ними имеются существенные отличия. Для того чтобы понять основные особенности, нужно для каждого термина дать определение.

Эксперимент представляет собой метод научного познания. В ходе его проведения выделяются определенные объекты. Затем они погружаются в искусственно созданную для них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка выдвинутой гипотезы, поиск новых доказательств и фактов, которые могут найти ответы на научные вопросы. Пример эксперимента – подключение приборов в цепь с целью выявления особенностей их работы в сложных климатических условиях.

Наблюдение – метод познания. В ходе процесса наблюдатель изучает и познает исследуемый объект. Все интересные и значимые для науки факты фиксируются и отмечаются. В ходе наблюдения не происходит вмешательства в естественную для объекта среду.

Особенностью наблюдения является тот факт, что осуществлять его может любой желающий. Не потребуется иметь специального образования. В основе лежит визуальное восприятие, не предполагающее в большинстве случаев применения специального оборудования или технических средств. Пример наблюдения – изучение поведения птиц в осенний и летний период в лесах средней полосы.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят отличия между экспериментом и наблюдением, необходимо сравнить эти методики между собой. На основании приведенных определений становится понятно, что основное отличие связано со способом взаимодействия между человеком изучающим объект и самим предметом.

В случае выбора наблюдения в качестве основного метода, наблюдатель будет находиться на некотором удалении от объекта, который старается узнать. Вмешательства в естественную среду не производится.

Эксперимент предполагает, что объект будет извлечен из привычной для него среды и помещен в специально подготовленные для него условия, отвечающие поставленным целям и задачам науки.

Ликбез: что такое субъект и в чем его отличие от объекта.

Экспериментатор в ходе осуществления мероприятий будет активно влиять на условия, вмешиваться в ход событий направлять их так, как требует того имеющаяся гипотеза. Процесс наблюдения может быть спонтанным или спланированным, эксперимент всегда заранее подготавливается специалистами в выбранном направлении.

Экспериментатор ставит своей основной целью подтверждение уже имеющегося научного правила, теории или заключения, которые были сформулированы до начала проведения эксперимента. Все получаемые в ходе эксперимента данные необходимо фиксировать. Наблюдатель же получает информацию непосредственно в момент визуального контакта с объектом и при желании может записывать ее. В ходе мероприятия собираются новые сведения или подтверждаются уже имеющиеся.

Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой для посторонних вмешательств среде. Она является ограниченной, искусственной, созданной специально под объект и те условия, которые потребуется изучить.

Наблюдение же проводится в естественных условиях, они не будут изменены или подправлены под поставленные задачи. Экспериментаторы используют для работы специальные инструменты и оборудование. Они должны обладать определенными знаниями и умениями. Наблюдателю не потребуется быть специалистом в определенной научной дисциплине, чтобы получить интересующие его сведения.

Выводы

В ходе сравнения этих двух понятий удалось выяснить, что они имеют целый ряд отличий. Взаимодействие с объектом изучения в ходе наблюдения протекает без вмешательства. Человек находится на дистанции и не является непосредственным участником событий. Эксперимент предполагает, что ученый будет непосредственно влиять на условия, в которых находится объект.

Наблюдение не ставит перед собой определенных целей и задач, является средством для получения новой информации или подтверждения уже имеющихся сведений. Для эксперимента требуется искусственно созданная среда, в которой объект будет находиться в условиях, предусмотренных специалистами для получения подтверждения теоретическим знаниям.

Специальное оборудование для проведения эксперимента является необходимым. Оно составляет базу для исследования. Техническое оснащение в ходе наблюдения не требуется. Инструменты и оборудование не используется.

Наблюдение ставит своей целью фиксацию реальности, тех условий, в которых существует и развивается объект. В ходе эксперимента основной задачей является подтверждение тех знаний, которые были получены ранее в ходе теоретических исследований и изысканий.

Методы наблюдения | Sage Publications Ltd.

Две теории познания

 

Томас Кун

Революции как изменение мировоззрения

Джонатан Крэри

Методы наблюдателя

Уильям Томпсон

Интерпретация

Эффекты наблюдателя

 

Мишель Фуко

Видение и знание

Эмиль Дюркгейм

Правила наблюдения социальных фактов

Дженнифер Платт

Verstehen Вебера и история Qualit Активные исследования

Недостающее звено

 

Макс Вебер

Определения социологии и социального действия

Альфред Шц

Социальные отношения между современниками и косвенное социальное наблюдение

Альфред Шц

Некоторые основные проблемы интерпретирующей социологии

Маттиас Гросс

Неожиданные взаимодействия

Георг Зиммель и наблюдение за природой

 

Мартин Джей

Объемные режимы современности

Джон Райхман

Искусство видеть Фуко

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРАКТИКЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Жозеф-Мари барон де Герандо

Выдержка из «Наблюдения за дикими народами»

Раймонд Голд

Роли в социологическом полевом наблюдении

Пол Аткинсон

Выполнение этнографии и Этнография перформанса

Роберт Дингуолл

Отчеты, интервью и наблюдения

Роберт Эмерсон

Полевые наблюдения

Жан-Мишель Шапули

Эверетт С. Хьюз и развитие полевых исследований в социологии

Дженнифер Платт

Чикагская школа и данные из первых рук

Пенни Саммерфилд

Массовое наблюдение 900 04

Социальные исследования или общественное движение?

 

 

ТОМ ВТОРОЙ:

Михал Бодеманн

Проблема социологической практики

Случай интервенционного наблюдения в полевых работах

 

Торин Монахан и Джилл Фишер

Преимущества «Эффекта наблюдателя»

Уроки с мест

 

Джудит Стейси

Возможна ли феминистская этнография?

Линда Тухивай Смит

На сложной земле

Изучение натива в эпоху неопределенности

 

Рэймонд Корби

Этнографические витрины, 1870-1930

Джон Бергер

Зачем смотреть на животных

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭТИКА, РИСК И НАБЛЮДЕНИЕ

Джун Ли 900 04

Этические проблемы наблюдения за участниками

Размышления об этнографической полевой работе

 

Роберт Лабари

Риск стать наблюдателем

Преодоление скрытых дилемм, связанных с тем, чтобы быть инсайдером-участником-наблюдателем

 

Элизабет Мерфи и Роберт Дингуолл

Информированное согласие, предварительное регулирование и этнографическая практика

Дэвид Калви

Искусство и политика тайных исследований

Выполнение «Ситуативной этики в полевых условиях»

 

Ричард Гильберт

Скрытое наблюдение за участниками

О его природе и практике

 

Питер Лугоши

Между открытым и скрытым исследованием

Сокрытие и раскрытие в этнографическом исследовании коммерческого гостеприимства

 

Пол Спикер

Тайное этическое исследование

Хелен Сэмпсон и Мишель Томас

Одинокие исследователи в море

Гендерный риск и ответственность

 

Мартин Балмер

Когда маскировка оправдана? Альтернативы скрытому наблюдению за участием

Кай Эриксон

Комментарий к замаскированному наблюдению в социологии

Лауд Хамфрис

Нью-Джерси: сделка

Майкл Ленца

Противоречия вокруг ing Laud Humphreys’ Tearoom Trade

Тревожный пример политики и власти в методологической критике

 

Найджел Филдинг

Работа во враждебных условиях

Памела Нилан

Повторная проверка опасных полевых работ

Вопрос о субъектной позиции исследователя

 

Кристин Ойе, Энн Карен Бьелланд и Айна Скорпен

Наблюдение за участниками в психиатрической больнице

Возобновление исследовательской этики

 

Джефф Пирсон

Исследователь в роли хулигана

Где наблюдение «участника» означает нарушение закона

 

Мария Перес-и-Перес и Тони Стэнли

Этнографическая близость

Размышляя об этике социальных исследований в сексуальных мирах

 

 

ТОМ ТРЕТИЙ

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТНИКА

Майкл Петтит

Аферист как модель организма

Методологические корни драматургической самости Эрвинга Гоффмана

 

Колин Белл

Заметка об включенном наблюдении

Иржи Колая

Вклад в теорию включенного наблюдения

Ховард Беккер

Проблемы вывода и Pro из числа участников наблюдения

Дункан Фуллер

Часть акции или «Переход на родной язык»? Учимся справляться с «политикой интеграции»

С. М. Миллер

Участник-наблюдатель и «сверхпонимание»

Жаклин Уэйд

Ролевые границы и расплата

«Переключение шляп» в наблюдении за участниками

 

Клиффорд Гирц

Deep Play

Заметки о балийских петушиных боях

 

Frédéric Diaz

Включенное наблюдение как инструмент для понимания сферы охраны и безопасности

Джеймс Джейкобс

Включенное наблюдение в тюрьме

Susan Murray

Шпион, подхалим, посредник или социолог

Открытие «Наблюдателя» в Participant Observer

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Николас Вулфингер

О написании полевых заметок

Стратегии сбора и исходные ожидания

 

Clifford Geertz

Толстый Описание

К интерпретативной теории культуры

 

Джудит Окли

Анализ полевых исследований

М. Блур

Об анализе данных наблюдений

Обсуждение ценности и использования индуктивных методов и проверки респондентов

 

Кеннет Стоддарт

Представление повседневной жизни

Некоторые текстовые стратегии для «адекватной этнографии»

 

Николас Холт

Репрезентация, легитимация и автоэтнография

Автоэтнографическая письменность

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЭКРАНЫ НАБЛЮДЕНИЯ: ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ Фотография, расизм и близость в исследованиях

 

Ela Beaumont

Использование видеонаблюдения для изучения посетителей в Новой художественной галерее, Уолсолл, Великобритания

Angela Garcia et al

Этнографические подходы к Интернету и компьютерной коммуникации

Брайан Уилсон

Этнография, Интернет, молодежная культура

Стратегии изучения социального сопротивления и отношений «онлайн-офлайн»

 

 

ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ:

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОЧИМИ МЕСТАМИ И РАБОТНИКАМИ

Саймон Кармель

Социальный доступ на рабочем месте

Являются ли этнографы сплетниками

 

Энни Марион Маклин

Летняя потогонная мастерская

Сандра Данзигер

Наблюдение за доктором

Полевая работа в медицинских учреждениях

 

Энни Мэрион Маклин

Две недели в универмагах

Эбигейл Бакл и Дэвид Фаррингтон

Наблюдение за магазинными кражами

Эми Таннер

Взгляды на разум официантки

Гэри Алан Файн

Выдержки из книги «Жизнь на кухне» и Приложение: «Этнография на кухне»

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИЗУЧЕНИЕ: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕНАБЛЮДАЕМЫМ

Лора Надер

Up Антрополог

Перспективы, полученные в результате изучения

 

Джордж Маркус

Этнография в Мир-Системе

Возникновение многоукладной этнографии

 

Хью Гастерсон

Повторное изучение

Дэвид Миллс и Ричард Рэтклифф

После метода? Этнография в экономике знаний

Дуглас Холмс и Джордж Маркус

Быстрый капитализм

Параэтнография и подъем символического аналитика

 

Карен Хо

Антропология идет на Уолл-Стрит

Морис Панч

Исследование полицейских девиаций

Личная встреча с ограничениями и недостатками полевой работы

 

Ричард Спано

Потенциальные источники предвзятости наблюдателя в данных полицейского наблюдения

Томас Кемпл и Лаура Хьюи

Наблюдение за наблюдателями

Изучение наблюдения и противодействия наблюдению на Skid Row

 

Джойс Ротшильд и Теренс Мите

Раскрытие информации о нарушениях и ответные действия руководства

Битва за контроль над информацией об организационной коррупции

 

Наблюдение | Центр методов | Newcastle University

Методы наблюдательного исследования – это преднамеренное, организованное и систематическое наблюдение и описание явления. Существует три типа наблюдательных исследований с различной степенью контроля, который исследователь может осуществлять над средой, в которой происходит наблюдение: В контролируемых наблюдений,  исследователи сохраняют контроль над временем, местом, продолжительностью наблюдения и участниками, принимающими в нем участие. В то время как участники, как правило, знают о цели наблюдения, исследователь избегает прямого контакта с ними во время наблюдения, как правило, используя двустороннее зеркало для наблюдения и записи деталей. Напротив, в натуралистических наблюдениях исследователей наблюдают и изучают спонтанное поведение участников на открытом воздухе или в естественной среде. В течение  включенное наблюдение  метод, часто рассматриваемый как разновидность метода натуралистического наблюдения, исследователи участвуют в деятельности участников и становятся частью группы/деятельности. Включенное наблюдение может быть открытым/раскрытым или скрытым/нераскрытым.

Данные

могут быть собраны в режиме реального времени, когда происходит явление, или в паузах, путем записи события и последующего анализа (видеонаблюдение). Независимо от типа, сбор данных продолжается до насыщения, когда наблюдатель не узнает ничего нового из продолжающегося наблюдения. К преимуществам методов наблюдения относятся прямой доступ к исследовательским явлениям, высокий уровень гибкости с точки зрения применения и создание богатой, постоянной записи явлений, к которой можно будет обратиться позже. Недостатки метода включают длительное время, которое может потребоваться для сбора данных, потенциально высокие уровни систематической ошибки наблюдателя, влияние наблюдателя на первичные данные и возможные этические соображения, особенно при скрытых наблюдениях.

Люди

  • Профессор Андреа Уиттл – кафедра управления и организационных исследований
  • Д-р Андреас Гиазицоглу — старший преподаватель бизнес-школы Ньюкаслского университета
  • Дэвид Райт — старший научный сотрудник Исследовательского центра обучения и преподавания
  • Доктор Марк Кейси — преподаватель социологии

Исследования

Аллан Л. М., Уитли А., Смит А., Флинн Э., Гомер Т., Робалион С. и др. Вмешательство для улучшения исходов падений при деменции: технико-экономическое обоснование смешанных методов DIFRID. Оценка медицинских технологий, 23(59)), 1–208. https://doi.org/10.3310/hta23590

  • Проспективное обсервационное исследование выявило использование услуг посредством заполнения дневников участников.

Аль-Нух, Нариа А. А. (2008 г.) Кувейтские учителя начальных классов EFL внедряют в своих классах основанный на CLT метод, ориентированный на учащихся. Тезис. Доступно по адресу: http://theses.ncl.ac.uk/jspui/handle/10443/613

  • . Проведено наблюдение в классе за двадцатью тремя кувейтскими учителями начальных классов с использованием схемы наблюдения COLT (коммуникативная ориентация преподавания языка).

Колози, Р. (2008) Раздевание движений — этнографическое исследование приватных танцоров и клубной культуры приватных танцев. Диссертация доступна по адресу http://theses. ncl.ac.uk/jspui/handle/10443/110

  • . Данные для этого исследования были получены в британском клубе танцев на коленях с использованием обширного наблюдения участников, которое, по оценкам, составило более 2000 часов. наряду с подробными интервью, чтобы дополнить основные выводы.

Смит, Ф., Хардман, Ф., и Хиггин, С. (2006) Влияние интерактивных досок на взаимодействие учителя и ученика в национальных стратегиях грамотности и счета. Британский журнал исследований в области образования , 32(3), 443-457.

  • Проведено наблюдение за 184 уроками с использованием компьютеризированного графика наблюдения.

Ресурсы

Богдевик, С. П. (1992). Включенное наблюдение. В B. F. Crabtree & W. L. Miller (Eds.), Методы исследования для первичной медико-санитарной помощи , Проведение качественных исследований  (стр. 45–69). Sage Publications, Inc.

Given, LM (2008). Энциклопедия качественных методов исследования SAGE  (Тома 1–0).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *