Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методики дембо рубинштейн: Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Методика Дембо-Рубинштейн: тест на определение самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн используется психологами для изучения личностных качеств человека. По его результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности. Специалисты определяют, насколько испытуемый удовлетворен своей жизнью, адекватно ли он воспринимает реальность. Пройти тест полезно и взрослым, и детям.

Содержание

  • Общая информация
  • Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн
  • Как оценивать результаты
    • Значения уровня самооценки
    • Ключи по притязаниям
    • Соотношение между параметрами самооценки
  • Заключение

Общая информация

Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн считается частью психодиагностики. Она помогает определить несколько параметров:

  • уровень самооценки;
  • как человек воспринимает себя;
  • настроение;
  • адекватность;
  • уровень зрелости;
  • наличие или отсутствие проблем;
  • уровень критичности;
  • требовательность к себе;
  • удовлетворенность своей жизнью.

Создатель метода – Тамара Фульфовна Дембо, американский психолог, ученица Курта Левина, доктор Университета Кларка. Тест создан в 1962 году. В 1970 году он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн (психолог, сотрудник лаборатории патопсихологии). Правки заключались в добавлении расшифровки результатов.

Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн

Возьмите чистый лист бумаги. Начертите 4 вертикальные линии. Их высота не должна превышать 10 см. На середине каждой линии поставьте отметку. 1 мм равен 1 баллу.

Линии обозначают:

  • характер;
  • состояние здоровье;
  • умственные способности;
  • счастье.

По желанию можно вписать оптимизм, удовлетворенность собой (качествами). Если тест Дембо-Рубинштейн проходит подросток, добавьте способности, внешность, авторитет среди сверстников, уверенность в себе.

Верх линий – наивысший показатель для параметра, например, самый умный, самый красивый и т.д. Низ, соответственно, — самый низкий.
Задумайтесь, как вы оцениваете себя в свете каждого параметра. Насколько вы счастливы? Считаете ли вы себя красивым и счастливым человеком? Пользуется ли подросток авторитетом среди друзей или одноклассников? Уверен ли он в себе или страдает от комплексов?

Ноликами («0») отметьте желаемый уровень. Крестиками («X») – объективную оценку. Горизонтальной черточкой – текущий показатель того или иного параметра.

Используя линейку, измерьте и запишите расстояние от нижней части линии до крестика. Это будет уровень притязаний или желаемый показатель. От нолика до горизонтальной полоски – самооценка. Также нужно посмотреть расхождение между притязаниями и самооценкой.

Как оценивать результаты

Как сказано выше, тест Дембо-Рубинштейн помогает выяснить уровень самооценки. Ее главными свойствами являются высота, устойчивость, реалистичность.

Значения уровня самооценки

Интерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:

  1. 50-75 баллов — средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.
  2. 75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.
  3. Меньше 50 баллов – низкая самооценка.

После оценки результатов нужно выяснить, почему человек именно так относится к себе. По каким причинам он сомневается в своих возможностях или, наоборот, чрезмерно превозносит себя.

Ключи по притязаниям

Здесь также есть несколько вариантов оценки результатов:

  1. 60-90 баллов – реальный уровень притязаний.
  2. 90-100 – нереалистичный взгляд на себя, отсутствие самокритики.
  3. Показатель меньше 60 баллов – слишком низкие притязания. Свидетельство неправильного развития характера и личностных качеств.

В традиционной модификации методики Дембо-Рубинштейн человек с адекватной самооценкой поставит отметку (горизонтальная полоска) немного выше середины линии. Идеальным (нолик) для него будет вариант ниже верхней части шкалы. Наилучшее место для расположения крестика – посередине самооценкой и желаниями.

Если актуальная самооценка отмечена ниже середины шкалы, человек страдает от излишней самокритичности, слишком многого требует от себя.

Соотношение между параметрами самооценки

Соотношение всех нанесенных на шкалу значков выглядит так:

  1. Правильное местоположение X – между 0 и « — ».
  2. Расстояние между показателем X и 0 – это то, что вы хотите, но пока не можете достичь.
  3. X – то, что вам доступно. Все, что выше этой отметки, недостижимо.
  4. Отрезок вниз от X и до показателя актуальной самооценки – то, чего вы достигнете, приложив немного усилий.
  5. Соотношение между отрезками до и после X – ваш уровень оптимизма.

0 должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он расположен в самом верху, можно судить о незрелости человека. Сформировавшаяся личность понимает, что стать идеальным никогда не получится.

Если показатели на вертикальных линиях находятся слишком далеко друг от друга — испытуемые эмоционально неустойчивы.
По мнению психологов, 0 – это мечты человека. Мечтают практически все люди. И когда им удается исполнить одну мечту, они берутся за другую. Получается, что они ставят и достигают цели.

X – реальные перспективы, уровень вашей цели. В процессе движения вперед одна цель сменяется другой. 0 при этом должен оставаться выше X. Иначе случится инфляция мечты или ее обесценивание.

Заключение

Методика Дембо-Рубинштейн поможет вам определить уровень вашей самооценки. Правильно ли вы воспринимаете себя, свои способности, достижения, характер? По результатам теста вы поймете, в каком направлении двигаться. Изучайте себя, улучшайте качества, развивайтесь. Это поможет достичь любых целей и исполнить самые сокровенные мечты.

Психоэмоциональные и поведенческие проблемы у детей с дефицитом гормона роста

. 2021, 23 сентября; 9:707648.

doi: 10.3389/fped.2021.707648. Электронная коллекция 2021.

Николай Аряев 1 , Сенковская Людмила 1 , Джон Б.

Лоу 2

Принадлежности

Принадлежности

  • 1 Кафедра педиатрии, Одесский национальный медицинский университет, Одесса, Украина.
  • 2 Школа наук о здоровье и поведении, Университет Саншайн-Кост, Маручидор, Квинсленд, Австралия.
  • PMID: 34631612
  • PMCID: PMC8495251
  • DOI: 10.3389/фпед.2021.707648

Бесплатная статья ЧВК

Николай Аряев и др. Фронт Педиатр. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 сен 23;9:707648.

doi: 10.3389/fped.2021.707648. Электронная коллекция 2021.

Авторы

Николай Аряев 1 , Сенковская Людмила 1 , Джон Б. Лоу 2

Принадлежности

  • 1 Кафедра педиатрии, Одесский национальный медицинский университет, Одесса, Украина.
  • 2 Школа наук о здоровье и поведении, Университет Саншайн-Кост, Маручидор, Квинсленд, Австралия.
  • PMID: 34631612
  • PMCID: PMC8495251
  • DOI: 10.3389/фпед.2021.707648

Абстрактный

Цель: Выявить психосоциальные проблемы и самооценку у детей с дефицитом гормона роста (ДГР) и определить роль некоторых клинических и социально-демографических детерминант в концептуализации проблем интернализации и экстернализации как критериев психосоциального функционирования. Материалы и методы: Образец GHD (46 детей препубертатного возраста) был отобран и сравнен с подобранной контрольной группой (80 здоровых детей). Психосоциальное функционирование детей с ВГД исследовали с помощью «Опросника сильных сторон и трудностей» (SDQ) Гудмана. Исследование детской самооценки проводилось по методике Дембо-Рубинштейна. Результаты: Это исследование показывает, что выборка GHD имеет больше проблем с интернализацией и более низкую самооценку. У детей с ВГД были обнаружены более высокие баллы и частота оценок аномальных баллов по «общим трудностям», «эмоциональным проблемам» и «проблемам со сверстниками». Балл SDQ и частота оценки в баллах отклонения от нормы по всем шкалам SDQ у детей с более выраженным дефицитом роста (SDS роста < -3) не превышали аналогичные показатели у детей с меньшей задержкой роста (-3 < SDS роста < - 2). Сравнение психосоциальных особенностей у детей с изолированным дефицитом гормона роста и множественным дефицитом гормонов гипофиза не выявило различий в баллах SDQ и частоте оценки патологического балла по всем шкалам SDQ. Выявлено, что у детей с ВГД снижен уровень ассертивности, низкая самооценка, слабое несоответствие между уровнем ассертивности и самооценкой. Некоторые социально-демографические детерминанты (мужской пол, возраст < 9годы и низкий доход семьи) и клинические детерминанты (низкая комплаентность и субоптимальная реакция роста после 1 года терапии rGHh) влияют на общую оценку психологических проблем у детей с ДГР. Трудности интернализации связаны с определенными клиническими детерминантами (статус роста и статус лечения) и социально-демографическими детерминантами (женский пол, возраст < 9 лет). Выводы: Выявление низкой самооценки и высокий балл SDQ по шкалам «общие трудности», «эмоциональные проблемы» и «проблемы сверстников» указывает на психосоциальную дезадаптацию и концептуализацию проблем интернализации у детей с ДГР.

Ключевые слова: Анкета сильных сторон и трудностей; дети; дефицит гормона роста; психосоциальные проблемы; самооценка.

Copyright © 2021 Аряев, Сенковская и Лоу.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Похожие статьи

  • Качество жизни и ретроспективное восприятие эффекта лечения гормоном роста у взрослых пациентов с дефицитом гормона роста в детстве.

    Лагру К., Шруэ-Хайнрихс Д., Масса Г., Вандевеге М., Бургиньон Дж. П., Де Схеппер Дж., Де Зегер Ф., Эрнольд С., Хайнрихс С., Мальво П., Крен М. Лагроу К. и др. J Pediatr Endocrinol Metab. 2001;14 Дополнение 5:1249-60; обсуждение 1261-2. J Pediatr Endocrinol Metab. 2001. PMID: 11964020

  • Голландские нормы для Опросника сильных сторон и трудностей (SDQ) — форма для родителей для детей в возрасте от 2 до 18 лет.

    Морис-Стам Х., Хаверман Л., Сплинтер А., ван Орс Х.А., Шеперс С.А., Грутенхейс М.А. Морис-Стэм Х. и др. Здоровье Качество жизни Результаты. 2018 14 июня; 16 (1): 123. doi: 10.1186/s12955-018-0948-1. Здоровье Качество жизни Результаты. 2018. PMID: 29898729 Бесплатная статья ЧВК.

  • Поведение и самооценка детей с особыми речевыми и языковыми трудностями.

    Линдси Г., Докрелл Дж. Линдси Г. и др. Br J Educ Psychol. 2000 г., декабрь; 70, часть 4: 583-601. дои: 10.1348/000709

    8317. Br J Educ Psychol. 2000. PMID: 11191188

  • Каскад гормона роста: прогресс и отдаленные результаты лечения гормоном роста при дефиците гормона роста.

    Грумбах М.М., Бин-Аббас Б.С., Каплан С.Л. Грумбах М.М. и соавт. Горм Рез. 1998; 49 Дополнение 2:41-57. дои: 10.1159/000053087. Горм Рез. 1998. PMID: 9730672 Обзор.

  • Рост, гормон роста и когнитивные функции.

    Сарторио А., Конти А., Молинари Э., Рива Г., Морабито Ф., Фаглия Г. Сарторио А. и др. Горм Рез. 1996;45(1-2):23-9. дои: 10.1159/000184754. Горм Рез. 1996. PMID: 8742114 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

использованная литература

    1. Collett-Solberg PF, Ambler G, Backeljauw PF, Bidlingmaier M, Biller BMK, Boguszewski MCS, et al. . Диагностика, генетика и терапия низкорослости у детей: международная перспектива общества исследования гормона роста. Горм Рес Педиатр. (2019) 92:1–14. 10.1159/000502231 — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Сандберг Д. Э., Колсман М. Лечение низкорослости гормоном роста: статус обоснования качества жизни. Горм Рез. (2005) 63:275–83. 10.1159/000086593 — DOI — пабмед
    1. Куитманн Дж. Х., Буллингер М., Соммер Р., Рохенколь А. С., Бернардино да Силва Н. М. Связь между психологическими проблемами и качеством жизни детей с низким ростом с точки зрения пациентов и родителей. ПЛОС ОДИН. (2016) 11:e0153953. 10.1371/journal.pone.0153953 — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Гудман А. , Лэмпинг Д.Л., Плубидис Г.Б. Когда использовать более широкие субшкалы интернализации и экстернализации вместо предполагаемых пяти субшкал в Опроснике сильных сторон и трудностей (SDQ): данные британских родителей, учителей и детей. J Abnorm Child Psychol. (2010) 38:1179–91. 10.1007/s10802-010-9434-х — DOI — пабмед
    1. Бергстрем М., Бавискар С. Систематический обзор некоторых вопросов надежности и валидности, касающихся сильных сторон и трудностей вопросника, с акцентом на его использование в уходе вне дома. Социальная работа на основе J Evid (2019). (2021) 18:1–31. 10.1080/26408066. 2020.1788477 — DOI — пабмед

Dailės terapijos poveikis 9 – 10 metų vaikų su kalbėjimo ir kalbos sutrikimais savivertei

Название Dailės terapijos poveikis 9 – 10 metų vaikų su kalbėjimo ir kalbos sutrikimais savivertei
Перевод названия Арт-терапевтическая проекция 9-10 лет для детей с нарушениями речи и самооценки
Авторы Шилаускене, Виргиния
Полный текст
Страниц 101
Ключевые слова [eng] арт-терапия; нарушения речи и языка; самооценка ; коммуникация.
Аннотация [eng] Цель – изучить проекцию арт-терапии 9 – 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями самооценки. Объект: самооценка 9 – 10 лет детей с нарушениями речи и языка посредством арт-терапии. Вопросы исследования: 1. Подтверждает ли отобранная до 9 – 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями оценка самооценки по методу Дембо-Рубинштейн влияние арт-терапии? 2. Выбрали разные, Г. Скуро и А.В. Захаров к 9– 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями по методикам оценки самооценки, утвержденным арт-терапевтическим воздействием после каждого сеанса? 3. Отражает ли в 9 – 10 лет у детей с речевыми и языковыми нарушениями рефлексия о творческом процессе и состоянии своей самооценки изменение после занятий арт-терапией? Методы исследования: качественное исследование, адаптированный метод Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожана Г. Скуро, методика «Ступени»; Методики эмоциональной самооценки А. В. Захарова, разбор случая А1. Участники опроса: 5 детей. 9 лет- 10 лет. По полу анализируемая группа состоит из 2 мальчиков и 3 девочек. Этим детям был присвоен идентификационный код: А1 – девочка; А2 – девушка; А3 – мальчик; А4 – девочка; А5 – мальчик. Результаты исследования. Исследование показало, что у детей с нарушениями речи и языка снижена самооценка. Как детские размышления, так и тесты измерения детской самооценки показали эффекты после арт-терапии. Выводы. метод оценки характеристик Дембо-Рубинштейна (аккуратный, умелый, умный, хороший, есть друзья, веселый, хороший ученик) повышается с помощью арт-терапии и сравнивается с оценками до продолжения; повышение самооценки, наблюдалась динамика после каждого занятия с использованием методик оценки «Ступени» (Г. Скуро) и эмоциональной самооценки (А. В. Захаров); 9- дети 10 лет, с речевыми и языковыми нарушениями, время рефлексии выражало мысли о творческом процессе и состояние его самооценки отражает изменение после занятий арт-терапией, у детей наблюдалось снижение эмоционального напряжения, улучшение языковой экспрессии, повышение уровень доверия, обусловленный желанием говорить и общаться открыто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *