Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Межличностный конфликт пример из истории: Примеры, причины и способы разрешения конфликтов в межличностных отношениях

Содержание

Любовь и Конфликт | Как решить любой конфликт?

Какой практический опыт ложится в основу всех постов? 

В чем их практическая особенность?

Как вы уже догадались — название блога и раскрываемые мною темы выбраны  не   случайно.

Если сегодня посмотреть на  мою жизнь со стороны, то можно смело ее охарактеризовать двумя словами –   Любовь и Конфликт.

Отсюда и практический опыт по решению конфликтов в разных жизненных сферах (деловая среда, межличностные отношения, конфликт с деньгами, любовью, самореализация). И большая потребность поделиться с вами этими наработками.

 

При этом если бы вы посмотрели на меня в тот период, то вряд ли бы догадались, что я являлась носителем разных конфликтов. Ибо на внешнем плане я всегда выглядела жизнерадостным человеком. От меня нельзя было услышать отказ или грубое слово.

 

Любой человеческий «гемор» я с радостью забрасывала на свои  плечи. С не скрываемым восторгом брала  проблемы людей и, одновременно, ответственность за их жизнь. И решала, решала их задачи.

Однажды ко мне пришла информация — про отрицательные черты знаков зодиака. Прочитав про себя, я была удивлена насколько – это точно соответствовало той, моей реальности. А именно помогать людям, когда они тебя не просят об этом. И в итоге все – таки умудряться получать положительные результаты.

 

Поэтому  спустя годы,  стала замечать, что в моих  отношениях с людьми, что – то ни то. Все чаще и чаще я отмечала, что мои энергетические, временные и финансовые затраты, как – то не окупаются. Получалось так, что я отдавала много, а взамен получала – ШИШ – Да МАНЕНЬКО!

 

Вот тут – то ко мне и стало приходить осознавание  того, что я уже достаточно много накопила внутри себя разных несогласий, которые автоматически включали мой внутренний конфликт.   Я поняла, что пока критическая масса этой неудовлетворенности не достигла своего апогея, нужно срочно с этим, что – то делать.

 

Поэтому  стала размышлять над вопросами –

— В чем суть моей потребности создавать для людей халяву?

— Почему это не ценится ими?

— Почему я все время играю в игры людей, не соглашаясь с ними внутри?

— В чем суть моего страха перед ними?

— Ну и еще много других вопросов.

 

Вот так! Благодаря жизненным событиям! Я  начала поиск первопричины, которая спровоцировала данную жизненную стратегию.

Сколько я ни старалась проанализировать события настоящей жизни, все усилия были тщетны. И тогда я пошла в бессознательный архив и начала ворошить свое прошлое.

И таки нашла.

 

Ситуация случилась (условно) в толстопятом веке. Когда я выступала перед большим количеством людей. Не успев договорить свою тронную речь, была заброшена камнями и убита ими. Извиваясь в предсмертных судорогах – я и сделала тогда свой главный выбор – «Все равно  ДОКАЖУ», что я права.

 

Вот так! Начиная с моей мамы и моего зачатия в ее утробе и кончая каждым встречным и поперечным, я старалась УГОДИТЬ каждому, собирая их уже теперь по — одиночке. И чем больше я это делала, тем больше конфликтов рождала внутри себя.

Итогом такого накопительства, стали болевые сигналы в теле.

 

Дело в том, что все мыслимые и не мыслимые болезни через, которые мне пришлось пройти, медицина так и не смогла поставить в свое время  правильные или, по – крайней мере, объяснимые диагнозы. Для нее на все оставшиеся времена, я осталась загадкой.

 

Ну, например, когда тебе выносят вердикт и говорят –

Про детей забудь! Им у тебя не бывать!

 

И когда вдруг, назло «кондуктору», они начинают  появляться на свет божий.

Можете представить состояние этих мед. диагностов.

Или с твоей кишечной непроходимостью тебе выносят другой «приговор» — без операции не обойтись. А ты берешь и получаешь свой удивительный результат.

Только по оздоровлению себя я могла бы написать целую книгу. А ведь были еще и другие жизненные сферы. Межличностные отношения, производственные, деловые и много, много других. И везде обязательно встреча с конфликтом.

 

Для большего понимания моей истории, приведу еще один пример.

Престижная по тем временам организация. Ты в ней вся примерная, примерная, да еще с высшим образованием (а тогда это был особый показатель).  А шеф хочет тебя убрать и  посадить на твое место свою любовницу, да еще  без образования и опыта в этой работе.

 

Думаю, вы уже догадались – через какое психологическое горнило мне пришлось пройти. И ведь все – таки я решила вопрос в свою пользу. А потом просто не захотела рядом быть с этим человеком. Взяла и ушла с этой работы. И думала, что я свой конфликт завершила.

 

Но увы! Спустя много лет наши пути снова сошлись.

И, что  удивительно! Все в тех же ролях!

Он мой начальник, а я его подчиненная. Так, что зачищать ситуацию пришлось основательно. А, когда я это сделала, то буквально через месяц у меня был уже другой шеф. При этом я с ним, как прежде, не боролась. Я просто искала первопричину этого исторического конфликта.

 

Вот в таких «полевых» условиях я и пробиралась в свое внутреннее конфликтное поле.  Очищала свои авгиевы конюшни и меняла старую матрицу.

И это была та цена, которую я заплатила за свою будущую экспертность, как конфликтолога.

 

Поэтому сегодня, когда ты знаешь, как —

— стать свободным от людского мнения,

— легко говорить свое НЕТ,

— без доказательств  и борьбы доносить суть своей идеи,

— быть  свободным от чувства внутренней тревоги и своих страданий.

— ощущать постоянное чувство внутренней радости,

— умеешь создавать события по – своему замыслу.

— … … …

 

Все это конечно же  окрыляет!

А если добавить еще и результаты своих клиентов, то именно в такие минуты начинаешь понимать, что — ты живешь не зря на этой земле.

И, что твой «электрический» стул, на котором ты отсидела столько времени  – это БЛАГО спущенное тебе свыше.

 

Ибо только, благодаря, такому практическому опыту, заплатив невероятную цену за него, я действительно могу помочь решить любой конфликт и на любом уровне.

 

 

Поэтому читайте мои посты, знакомьтесь с частичкой моего опыта.

И пусть ваша жизнь просветляется в каждом жизненном миге.

 

Пеняйчева Любовь.

 

«Есть ли в истории примеры многосторонних конфликтов? Например, в политике или обществе. Возможны ли такие конфликты теоретически?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Возможна ли одновременная вражда трёх, четырёх и более сторон?

ОбществоИстория+3

Алексей Паршинцев

  ·

1,2 K

ОтветитьУточнить

Алексей Панченко

История

9,7 K

Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 1 сент 2021

Некоторые примеры тут уже приводили: Гражданская война на территории бывшей Российской империи (очень любопытный пример с Украиной, где друг против друга воевали войска Скоропадского, поддержанного немцами, петлюровцы, войска красной армии, а также белые части) и Вторая мировая война (особенно на раннем этапе, когда одновременно шли войны Германии против Англии и Франции, СССР против Финляндии и Японии против Китая, причем поддержку Финляндии оказывали и немцы, и англичане с французами). Гражданские войны в этом плане вообще очень показательны, там, как правило, действует много сил, которые могут ситуативно вступать в союзы, но их конфигурации меняются постоянно.

Я бы еще добавил пример с конфликтом из-за Мальты в эпоху Наполеоновских войн, которую сначала взяли французы, за мальтийских рыцарей вступился Павел I, потом Мальту отбили англичане (с которыми Россия в тот момент была в союзе) из-за чего Павел уже с англичанами рассорился.

Еще пример — Норвежская операция во Второй мировой, когда англичане и французы пытались оккупировать Норвегию до немцев, из-за чего норвежцы вступили в конфликт и с теми, и с другими.

Еще можно вспомнить про Английскую революцию, где помимо сторонников и противников короля немного вмешались шотландцы, которые вроде за короля, но потом его же и продали.

Так что да, такие конфликты вполне возможны. Другое дело, что чаще мы рассматриваем конфликт как борьбу двух сил, не опускаясь на уровень ниже, где можно увидеть противоречия внутри каждого из лагерей.

1 эксперт согласен

Евгения Ворсина

1 сентября 2021

Очень показательные примеры, спасибо!

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Павел Шашонков

9

Историк, научные интересы: история России начала 1990-х  · 1 сент 2021

Помимо уже озвученного примера Гражданской войны, в истории нашей страны есть и другие случаи многосторонних конфликтов.

В частности, я придерживаюсь позиции (и развиваю её в своих работах), что политический кризис осени 1993 не стоит рассматривать как исключительно противостояние двух ветвей федеральной власти. Значительную самостоятельность проявили и наши субъекты… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Игорь Гоник

56

Пенсионер, ранее был специалистом в области радиоэлектроники. Интереы: политика,история,а…  · 31 авг 2021

Считаю,что вопрос поставлен не корректно и не конкретно! Простейшие варианты: 1)Одна сторона против нескольких сторон (стран). 2)В одно и тоже время конфликтуют несколько сторон (стран),вплоть до боевых действий.(война). 3)Когда в дело вступает блочный принцип, т.е. хочешь-не хочешь, а участвовать надо. Бандитский принцип-повязывать кровью. По 1) варианту- гражданская… Читать далее

Алексей Паршинцев

31 августа 2021

Хорошо. Сформулируем по другому. Является ли биполярность обязательным свойством конфликта (как в диалектике) или… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Владимир Шилов

2,4 K

Сектовед. Политолог. Экономист-аналитик. Маркетолог. Увлекаюсь так же литературой, кинемат…  · 1 сент 2021

В основном все конфликты многосторонние. Даже участие в блоках не исключает конфликтов внутри блоков. Я так понимаю, что автор основывался на картине биполярного мира, существовавшего короткий период второй половины двадцатого века. Все остальные периоды, так же как и нынешний это войны, в том числе и ментальные всех против всех.

Алексей Паршинцев

3 сентября 2021

Ну, не я основываюсь на картине биполярного мира, а другие. Просто многие считают биполярность обязательным… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Сергей Мангуста

387

Знаю понемногу обо всем и все -о немногом  · 31 авг 2021

Таких конфликтов было множество, возможно большинство. На ум сразу пришла Гражданская война. Воевали в разных комбинациях белые, красные, националисты, областники, анархисты и т.д. Во время ВОВ в белорусских лесах было не менее 10 видов различных вооруженных групп воевавших друг с другом: Красные партизаны, разведывательные группы Красной Армии, немецкие карательные… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Межличностный конфликт и насилие | За пределами неподатливости

By
Чарльз (Чип) Хаусс

Август 2003

Уильям Юри начинает первую главу Третья сторона с простой истории. Двое его друзей чуть не попали под машину на большой скорости. Один из его друзей рассердился и разбил капот автомобиля кулаком. Водитель в ярости выскочил из машины. Оказывается, водитель был черным; Друзья Юрия белые. Так вот, этот быстро нарастающий конфликт тут же приобрел еще и расовую окраску. Затем подошел пожилой темнокожий мужчина и опустил руки, как бы говоря: «Хорошо, остынь». Когда Ури заканчивает рассказ, «молодой человек явно изо всех сил пытался контролировать себя, затем внезапно вернулся к своей машине, сел в нее и уехал, не сказав больше ни слова»[1] 9.0008

Вы можете спросить, почему имеет смысл начать с рассказа о плохом водителе и трех пешеходах в статье о трудноразрешимом конфликте. Действительно, эта история имеет мало общего ни с чем другим в этой базе данных.

Однако на одной странице Юрий открывает две двери. Во-первых, к тому, что он называет «третьей стороной», к отдельным лицам или группам, которые могут помочь разрешить конфликт. Вторая и более важная дверь здесь — это то, как межличностный конфликт и насилие проливают свет на более широкие социальные и политические проблемы, лежащие в основе этого проекта.

Что такое межличностный конфликт


Говард Гадлин, омбудсмен Национального института здравоохранения (NIH), обсуждает, как культурные различия могут привести к различным интерпретациям конфликта.

В самом прямом смысле межличностный конфликт — это основа жизни.

Мы сталкиваемся с ним каждый день. Моя жена и я, например, постоянно спорим о том, что есть, идти ли нам в торговый центр, о наших отношениях с ее дочерью, о том, должна ли она выйти на пенсию или нет, и, возможно, самое главное, о количестве времени, которое я провожу. письмо. Я вступаю в конфликт со своими учениками из-за оценок, которые я им ставлю. И даже в организации по разрешению конфликтов, в которой я работаю, у нас постоянно возникают конфликты по поводу того, какие проекты следует взять на себя, как нам работать с людьми, которые просят нас о помощи, и даже о том, как мы должны убирать нашу офисную кухню.

Межличностные конфликты действительно повсюду. У нас есть дорожная агрессия на пригородных шоссе, стычки между бандами, споры между соседями из-за границ собственности, споры между рабочими и боссами. У этого списка нет конца.

Почему важны межличностные конфликты?


Говард Гадлин, омбудсмен Национального института здравоохранения (NIH), дает несколько советов по разграничению межличностных споров и структурных проблем.

Важность межличностного конфликта заключается в том, как мы с ним справляемся.

Один из моих коллег из Search for Common Ground, который помог создать местный центр разрешения конфликтов, использует термины «бегство, борьба или объединение», чтобы описать наши варианты действий, когда мы сталкиваемся с конфликтом.

«Бегство» — это то, что ученые называют вариантом выхода. Иногда мы можем просто уйти от него.

Если кто-то будет вести себя агрессивно по отношению ко мне на печально известной окружной дороге Вашингтона, я могу уехать. Если мой сосед окажется невозможным, надоедливым придурком, я могу переехать.

Конечно, мы можем драться. Больше всего здесь беспокоят не смерти от агрессивного поведения на дорогах, хотя их слишком много. Супружеское насилие, самые жестокие преступления и большинство драк на школьных дворах являются результатом межличностного конфликта. Ярость, наблюдаемая в американских (и других) домах, кварталах, на работе и в школах, очень пугает. Для некоторых это отражает нашу очень человеческую природу эгоизма, жадности и склонности к насилию.

Или мы можем объединиться, чтобы решить наши разногласия сообща. Моя жена и я нашли способы стать лучшими родителями и приемными родителями соответственно, просто поговорив о наших различиях во мнениях. Я могу уладить почти любую жалобу на оценки таким образом, чтобы не только удовлетворить заинтересованного ученика, но и сделать его или ее лучшим учеником, а меня — лучшим учителем.

Однако, если межличностный конфликт интенсивен, для объединения требуется помощь того, что Юри называет третьей стороной, человека или группы, которые помогают спорящим найти общие интересы, которые могут послужить основой для соглашения. Многие семьи, переживающие конфликты, которые могут привести к разводу, обращаются за помощью к консультантам. Иногда мне приходится обращаться за помощью к заведующему кафедрой, если я не могу решить жалобу на оценку или другой конфликт со студентом. В большинстве американских сообществ есть своего рода службы разрешения конфликтов. Посредники и арбитры регулярно используются в американском бизнесе. У некоторых из них такая хорошая репутация, что они могут брать за свои услуги сотни долларов в час. Наконец, по крайней мере в 5000 американских школ есть программы посредничества сверстников, помогающие свести к минимуму насилие, возникающее в результате неизбежных конфликтов между молодыми людьми.

Маленькая черная девочка подвергается нападению
Это не причина, почему
Газета напечатает эту историю
И расистские настроения вспыхнут
На следующий день начнется бунт
Ножи и ружья наготове
Два черных мальчика убиты
Один белый мальчик ослепнет

Трейси Чепмен

Слова Трейси Чепмен в рамке справа взяты из ее дебютного альбома. В своих 11 треках она выразительно рассказывает нам о многих аспектах межличностных конфликтов в Соединенных Штатах и ​​за их пределами — о расизме, бедности, бездомности, супружеском насилии, групповом насилии, отчаянии, злоупотреблении психоактивными веществами, коррупции, сексизме и расовом профилировании со стороны полиция.

Некоторые межличностные конфликты представляют собой микроуровневую версию международных и национальных споров, которым посвящена эта база знаний. Другими словами, бегство, борьба и объединение — вот варианты, которые у нас есть, чтобы противостоять любому неразрешимому конфликту. Межличностный и международный конфликт, конечно, не одно и то же. Однако в некотором смысле проще предотвратить перерастание международного конфликта в насилие, потому что решения должны приниматься коллективно, часто сотнями людей.

Что могут сделать физические лица?


Говард Гадлин, омбудсмен Национального института здравоохранения (NIH), приводит пример, в котором то, что сначала казалось межличностным спором, на самом деле было вызвано структурными проблемами.

Неудивительно, что люди могут оказывать наибольшее влияние на то, как разворачиваются межличностные конфликты. В отличие от национальных или международных конфликтов, которые решаются в местах, удаленных от Лондона, Англия, Нью-Лондона, штат Коннектикут, или Нью-Лондона, Южная Африка, эти конфликты возникают и лучше всего разрешаются как можно ближе к «дому».

В 1960-х годах правозащитник Элдридж Клирер утверждал, что «если вы не являетесь частью решения, вы являетесь частью проблемы». Он, конечно же, имел в виду борьбу афроамериканцев за равенство в рамках того, что в общих чертах называлось движением Black Power. Его утверждение точно так же верно в отношении любого межличностного конфликта, независимо от того, вовлечена ли в него раса или нет.

Как предполагают эти три термина, «бегство, борьба и объединение», у человека, столкнувшегося с межличностным конфликтом, есть три основных варианта действий. Первые два почти всегда контрпродуктивны.

Как мы видели ранее, межличностное насилие почти всегда приводит к обратным результатам. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим библейскую историю о Давиде и Голиафе, которую один из моих коллег использует, чтобы проиллюстрировать наши варианты действий, когда мы сталкиваемся с неразрешимым конфликтом.

В библейской истории Давид обычного роста убивает великана Голиафа с помощью камня и рогатки. Что касается Библии, то на этом история заканчивается.

Но так ли это? В современном мире Дэвид, вероятно, будет арестован и проведет время в тюрьме. Или, если Голиаф не будет убит, он снова встанет и попытается отомстить Давиду. Даже если его убьют, его гигантские друзья, вероятно, попытаются отомстить Дэвиду, швыряя в него валуны. Другими словами, в большинстве реальных условий межличностное насилие, используемое в ответ на межличностное насилие, приводит к еще большему межличностному насилию в ответ.

Полет не лучший вариант. Рассказчик в песне Трейси Чепмен не буквально бежит от конфликта; она сидит за своей стеной и слушает, вероятно, сама со страхом. «Бегство» здесь не обязательно означает физический побег от конфликта. Скорее, мы склонны откладывать его на второй план, откладывая с ним дело, надеясь, что он каким-то образом просто исчезнет .

Редко.

Другими словами, люди несут основную ответственность за выбор варианта «объединения» и совместное решение своих проблем. И сегодня им нетрудно научиться этому. В большинстве сообществ в Соединенных Штатах и ​​многих других странах есть местные службы посредничества, которые могут помочь людям урегулировать споры и предложить обучение основным навыкам разрешения конфликтов. То же самое и со многими школами, полицейскими управлениями и корпорациями.

Что могут сделать третьи стороны

Разрешение конфликтов — развивающаяся отрасль. Теперь посредники призваны помочь урегулировать все, от войн между государствами до «войн» между разводящимися супругами.

Растущее сообщество посредников и других специалистов по разрешению конфликтов все еще должно развиваться по крайней мере в двух направлениях. Во-первых, он должен стать гораздо более заметным, чтобы люди, которые в настоящее время не знают о его существовании, узнали о нем и обратились к нему при возникновении конфликта. Во-вторых, он должен стать более политизированным и искать способы сделать беспроигрышное разрешение конфликтов нормой «над» межличностным уровнем.

Что могут сделать штаты

Большинство правительств уже предприняли шаги по сокращению наиболее жестоких форм межличностных конфликтов, таких как супружеское насилие. Однако большинство наблюдателей считают, что государствам предстоит еще многое сделать для предотвращения насилия и наказания тех, кто его совершает.

Что еще более важно для наших целей здесь, государства едва коснулись поверхности, когда речь заходит о содействии взаимовыгодному разрешению конфликтов на любом уровне, включая межличностный. Ряд американских штатов создали советы по консенсусу или другие институты, призванные содействовать сотрудничеству в разработке государственной политики. Многие американские штаты требуют использования посредничества в делах о разводе и иным образом поощряют использование альтернативного разрешения споров, потому что это обычно дешевле и дает более удовлетворительные результаты, чем судебный процесс. Как отмечалось ранее, во многих государственных школах и университетах есть программы посредничества сверстников.

Немногие правительства на любом уровне или в любой стране сделали много для содействия разрешению межличностных конфликтов в других формах. В частности, почти никто не поддержал кампании или другие усилия по продвижению беспроигрышного разрешения конфликтов как общего подхода к урегулированию споров. В результате состязательные процессы остаются нормой как межличностных, так и трудноразрешимых политических конфликтов.


[1] Уильям Юри, Третья сторона . (Нью-Йорк: Пингвин, 2000), 3.


Для цитирования этой статьи используйте следующий код:
Хаусс, Чарльз (Чип). «Межличностный конфликт и насилие». За гранью неподатливости . ред. Гай Берджесс и Хайди Берджесс. Консорциум информации о конфликтах, Университет Колорадо, Боулдер. Опубликовано: август 2003 г. .


Разрешение межличностных конфликтов | Encyclopedia.com

Большинство из нас понимают конфликт как негативный аспект социальных взаимодействий и поэтому склонны избегать его, если это возможно. Тем не менее, теоретики утверждают, что конфликт — неизбежная часть человеческих ассоциаций и, в некоторой степени, необходимая часть (Straus 19).79). На самом деле конфликт, внутрипсихический или межличностный, является ключевым понятием в теориях человеческого развития (Shantz, 1987). Однако, несмотря на признанную важность для человеческого развития, исследования конфликтов начались относительно недавно. Возможно, это произошло из-за восприятия конфликта как в значительной степени негативного явления и приравнивания конфликта к агрессии (Шантц, 1996). Если межличностный конфликт не является агрессией, то что это? Как люди реагируют на межличностный конфликт? Каково наше теоретическое понимание индивидуального поведения в межличностном конфликте и каковы факторы, связанные с тем, как люди разрешают конфликты с другими? В этой статье рассматриваются вышеуказанные вопросы с упором на детство и юность. Срок конфликт будет относиться к межличностному конфликту, если не указано иное.


ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?

Межличностный конфликт — это событие, возникающее между двумя людьми в ходе взаимодействия. Таким образом, для возникновения конфликта требуется как минимум два человека; конфликт не является атрибутом одного человека (Шантц, 1987). Согласно теории конфликта, основанной на символическом интеракционизме, теории обмена и теории систем, конфликт определяется как «конфронтация между людьми или группами из-за ограниченных ресурсов, противоречивых средств, несовместимых целей или их комбинаций» (Sprey 19). 79, с. 134). С социолингвистической точки зрения конфликт — это «социальная деятельность, создаваемая и осуществляемая главным образом посредством разговора» (Garvey and Shantz, 1992, с. 93). Таким образом, основными элементами конфликта являются интерактивный контекст, который является как минимум диадным, и наличие поведенческой оппозиции (Joshi 1997).

Важным условием устойчивого взаимодействия является поддержание межличностного равновесия. Конфликт вызывает нарушение равновесия, и люди, участвующие в конфликте, могут использовать различные способы для приведения взаимодействия к равновесию. Эти различные способы являются стратегиями разрешения конфликтов и могут быть определены как «наборы поведения, которые, кажется, служат социальной цели. Они могут быть либо сознательными, запланированными средствами для достижения предсказуемых целей (как обычно обозначают эти термины), либо бессознательным, автоматическим или привычным поведением. которые имеют эффект вспомогательных целей» (Шанц 1987, с. 289).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют две теоретические модели, которые пытаются объяснить, как люди реагируют на конфликтные ситуации, — модель обработки социальной информации и модель навыков межличностного ведения переговоров. Модель обработки социальной информации фокусируется на внутриличностных когнитивных процессах, происходящих в социальных ситуациях. Модель INS, с другой стороны, описывает изменения в стратегиях разрешения конфликтов, которые происходят одновременно с когнитивными изменениями.

Обработка социальной информации. 90–190 В соответствии с моделью обработки социальной информации (Dodge et al., 1986) люди проходят ряд этапов обработки социальной информации, содержащейся в социальных ситуациях. Однако человек, как правило, не осознает эти этапы обработки информации. Человек должен умело реагировать на каждом шагу, чтобы успешно договориться о ситуации. Первым шагом является кодирование социальных сигналов в ситуации, что означает, что человек оценивает ситуацию с точки зрения того, что именно происходит. Следующим шагом является интерпретация сигналов в свете предыдущего знания, таким образом формируя мысленные представления сигналов. Итак, понимание ситуации — почему происходит этот конфликт? почему другой человек ведет себя таким образом? После того, как сигналы интерпретированы, человек должен разработать возможные способы реагирования на ситуацию, которые в конфликтных ситуациях будут стратегиями разрешения конфликта. За этим следует выбор подходящей реакции, и, наконец, человек должен поведенчески воспроизвести выбранную реакцию.

Пересмотр модели (Crick and Dodge, 1994) выявил роль регуляции возбуждения, особенно между этапами интерпретации сигналов и выработки стратегий. Это означает, что эмоции, переживаемые человеком, могут влиять на цели и ответы, сгенерированные и в конечном итоге выбранные. Таким образом, модель обработки социальной информации фокусируется на внутриличностных процессах, лежащих в основе разрешения межличностных конфликтов.

Модель стратегии межличностных переговоров. Модель стратегий межличностных переговоров (INS) (Selman and Demorest, 1984; Yeats et al., 1990) опирается как на когнитивно-развивающую, так и на информационную точки зрения. Он предсказывает, что когнитивное развитие сопровождается повышенной утонченностью способности координировать социальную перспективу себя и другого. Три фактора, влияющие на выбор стратегии межличностных переговоров, определяют уровень развития стратегии: понимание точки зрения себя и другого, цель стратегии и аффективный контроль, или способ, которым люди понимают и уравновешивают ситуацию. аффективная неуравновешенность. Четвертый фактор, ориентация, определяет тип стратегии, которую использует индивид, а именно самопреобразования или преобразования других. Дети проходят четыре уровня развития восприятия социальной перспективы — недифференцированный/эгоцентрический, дифференцированный/субъективный, саморефлексивный/взаимный и третий/взаимный. На недифференцированном/эгоцентрическом уровне дети не способны различать мысли и чувства себя и другого. Поэтому их стратегии, как правило, не рефлексивны и импульсивны, они используют либо силу, либо послушание. Дифференцированный/субъективный уровень характеризуется признанием того, что разные люди имеют разные взгляды на ситуацию. Однако дети понимают перспективы только с точки зрения одного человека. Следующий уровень, называемый уровнем саморефлексии/взаимности, — это уровень, на котором ребенок способен мысленно выйти за пределы своего «я» и принять точку зрения другого человека. Дети также понимают, что действия людей не обязательно должны отражать их мысли и чувства. Наконец, на уровне третьего/взаимного общения человек действительно способен взглянуть на ситуацию с точки зрения третьего лица и понять ситуацию с точки зрения взаимных целей.

Одной из сильных сторон этой модели является то, что она рассматривает стратегии межличностных переговоров в межличностном контексте, противопоставляя понимание себя по отношению к другому. Однако в центре внимания остается личность, а не межличностный процесс разрешения конфликта.


ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С СТРАТЕГИЯМИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Возраст. По-видимому, существуют тенденции развития в использовании определенных стратегий разрешения конфликтов. В случае агрессии как стратегии данные несколько противоречивы, особенно в дошкольном возрасте. Некоторые находки указывают на использование агрессии (Dawe 1934), в то время как другие указывают на преимущественное использование настойчивости и редкое использование агрессии (Laursen, Hartup, 1989). В целом, использование утверждения власти уменьшается с возрастом, а использование компромисса увеличивается с возрастом. Однако использование компромисса может быть ограничено гипотетическими ситуациями (Laursen and Collins, 1994). Таким образом, подростки могут предлагать компромисс в качестве решения гипотетических ситуаций, но могут сообщать об отказе от участия так же часто, как и о компромиссе (Collins and Laursen, 1992). Например, изучение конфликта, возникающего в семейной беседе (Вучинич 1990) выявили, что подростки чаще используют противостояние (отстранение от конфликта) или отстранение (физическое отстранение от ситуации). Использование разъединения может быть очевидным уже в среднем детстве (Joshi 1997). Кроме того, использование компромисса может проявиться в среднем детстве (Joshi 1998). Необходимы лонгитюдные исследования для подтверждения закономерностей развития, выявленных поперечными исследованиями.

Пол. Наиболее явные гендерные различия проявляются в использовании агрессии: девочки менее склонны к физической агрессии, чем мальчики. В среднем детстве девочки могут с большей вероятностью заканчивать конфликты с друзьями разлукой (Joshi 19).97). Используя модель INS, исследование подростков, сообщивших об употреблении сильнодействующих наркотиков, показало, что мальчики чаще используют стратегии трансформации других, тогда как девочки используют как стратегии самотрансформации, так и стратегии трансформации других (Leadbeater et al., 1989). В целом, по-видимому, нет четких гендерных различий, кроме использования агрессии.

Отношения. Отношения как контекст конфликта — еще один фактор, влияющий на то, как разрешается конфликт. Отношения, определяемые нормами родства, могут рассматриваться индивидами как «более безопасный» контекст для разногласий и споров, поскольку не существует непосредственной угрозы разрыва отношений (Berscheid 19).85; Лаурсен 1993). Таким образом, подростки чаще идут на компромисс с друзьями, чем со взрослыми членами семьи (Laursen and Collins, 1994). Еще одним аспектом, по которому меняются отношения, является распределение власти. Отношения между сверстниками более эгалитарны, тогда как иерархия типична для отношений между родителями и детьми (Маккоби и Мартин, 1983). Таким образом, мы можем предположить, что дети более склонны к переговорам и компромиссу со сверстниками, чем с родителями. Чем отличается разрешение конфликтов между сверстниками и между родителями и детьми?


РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СО Сверстниками

Исследования по разрешению конфликтов со сверстниками выявили некоторые общие закономерности. В одном из первых обсервационных исследований по разрешению конфликтов Доу (1934) обнаружил, что в естественных конфликтах у детей в возрасте от 2 до 5 лет использование агрессии увеличивается с возрастом. Агрессия выражалась в поведении, таком как толкание, вытягивание и нанесение ударов. Разговоры во время конфликтов также увеличивались с возрастом. Большинство конфликтов дети решали сами. При изучении разговоров дошкольников Айзенберг и Гарви (1981) обнаружили, что дети использовали вербальные стратегии, такие как настойчивость и повторение, рассуждение и просьба объяснений. Последующие наблюдения за дошкольниками (Killen and Turiel, 1991) показали, что в естественных условиях, а также в лабораторных условиях дети прекращали больше конфликтов без активного разрешения. Laursen и Hartup (1989) обнаружили похожие результаты в своих наблюдениях за дошкольниками. Настойчивость была наиболее часто используемой стратегией, переговоры и агрессия применялись редко, и большинство конфликтов разрешалось без вмешательства взрослых.

В более старшем возрасте (7 лет) дети сообщают об использовании преимущественно прямых стратегий (50%), таких как уход с места взаимодействия, применение физической силы или получение помощи от третьего лица (Shantz 1993). Около 28 % описанных стратегий были обычными, например сказать «пожалуйста» или извиниться, и около 20 % использованных стратегий включали рассуждения и/или компромисс. Как упоминалось ранее, использование компромисса увеличивается в подростковом возрасте, но может быть ограничено гипотетическими ситуациями.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ДРУЗЬЯМИ И НЕДРУЗЬЯМИ

Дети, по крайней мере до среднего возраста, могут быть не в состоянии понять, что дружба может быть как поддерживающей, так и конфликтной (Berndt and Perry, 1986). Конфликт между друзьями и не друзьями действительно протекает по-разному, особенно стратегии, используемые для разрешения конфликта. Обсервационное исследование (Hartup et al., 1988) маленьких детей (приблизительно в возрасте от 3,5 до 5,5 лет) показало, что частота, с которой дети использовали стратегии разъединения, такие как взаимное отвержение, была выше с друзьями, чем с не друзьями. Это привело к разным результатам: равенство встречалось чаще у друзей, чем у не друзей. Кроме того, конфликт с друзьями был более интенсивным, чем конфликт с не друзьями.

В другом исследовании Hartup и коллеги (1993) обнаружили, что 9- и 10-летние дети по-разному справляются с конфликтами с друзьями и не друзьями в ситуации закрытого поля, то есть «ситуации, в которой дети не могут выбирать, с кем, чем и где будет происходить их взаимодействие и как долго будет продолжаться их взаимодействие» (с. 446). Детей в диаде обучали конфликтующим версиям настольной игры. В этой ситуации друзья расходились во мнениях чаще, чем не друзья, и их разногласия длились дольше. Разрешение конфликтов само по себе не являлось предметом исследования.

Что касается конкретно стратегий разрешения конфликтов, то подростки в возрасте от 11 до 14 лет продемонстрировали лучшие навыки в поиске альтернатив для разрешения конфликтов, реагируя на гипотетические ситуации с друзьями, чем с людьми, не являющимися друзьями (Caplan et al., 1991). Точно так же в другом исследовании, посвященном различиям в стратегиях разрешения конфликтов, используемых с друзьями и знакомыми, Веспо и Каплан (1993) обнаружили, что дети чаще используют примирительные жесты с друзьями, чем со знакомыми.

По крайней мере три причины могут способствовать различиям в навыках разрешения конфликтов у подростков с друзьями и не друзьями (Caplan et al., 1991). Во-первых, дружба характеризуется близостью и терпимостью. Во-вторых, дети учатся и практикуются в разрешении конфликтов в контексте дружбы. В-третьих, дружба формирует понимание подростками конфликта и ожидания его исхода (стр. 105).

Таким образом, не возникает никаких четких паттернов относительно изменений в стратегиях разрешения конфликтов, связанных с развитием, за исключением снижения использования агрессии. Возможно, люди используют ряд стратегий в зависимости от контекстуальных факторов, таких как проблема конфликта. Так ли это, важный вопрос, на который необходимо ответить. Исследования показали, что дети, способные умело разрешать конфликты, с большей вероятностью лучше адаптируются в обществе (Asher et al. 19).82). Теоретически использование компромисса считается желательным и более сложным с точки зрения развития. Как же тогда получается, что компромисс не является одной из часто используемых стратегий до подросткового возраста? Умелое разрешение конфликта может быть больше связано с использованием стратегии, более подходящей для конкретного конфликта, чем с использованием конкретной стратегии разрешения конфликта.


РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

Контекст семейных отношений оказывает сильное влияние на развитие социальных навыков. Взаимодействие с разными членами семьи способствует развитию способности понимать чувства других (Dunn 19).88). На втором году жизни дети начинают вступать в конфликты со своими родителями, братьями и сестрами с большей интенсивностью и частотой (Dunn and Slomkowski, 1992). В младшем школьном возрасте дети чаще всего используют утверждение или настойчивость в начале конфликта и заканчивают конфликт подчинением (Joshi, 1997). Как отмечалось ранее, подростки могут использовать противостояние или отстранение в своих конфликтах с родителями, братьями и сестрами (Вучинич, 1990). Необходимо воспроизвести эти результаты, чтобы проследить тенденции развития, если таковые имеются, в использовании стратегий разрешения конфликтов с членами семьи.

Хотя люди могут использовать разные стратегии для разрешения конфликтов в разных отношениях, можно утверждать, что навыки разрешения конфликтов, приобретенные в семье, могут применяться в других контекстах. Любые отношения встроены в сеть отношений, и поэтому они должны влиять на другие отношения и подвергаться их влиянию (Hartup and Laursen, 1991; Hinde, 1981; Lewis et al., 1984). Как разрешение конфликта в одном контексте связано с разрешением конфликта в другом?

СВЯЗИ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ КОНТЕКСТАМИ

Исследования показывают, что модели взаимодействия с родителями служат моделями для детей, которые они могут использовать со сверстниками (Parke et al., 1992). Было обнаружено, что уровень конфликта в семье предсказывает приспособление в школе (Tesser et al., 1989). Большинство исследований, посвященных разрешению конфликтов между родителями и детьми, используют родительский дисциплинарный стиль как индикатор стратегии разрешения конфликтов родителей с детьми. Кроме того, эти исследования проводятся в рамках обработки социальной информации. В целом, результаты показывают, что дети, применяющие властно-напористый стиль дисциплины, скорее всего, неверно истолковывают социальные сигналы и используют неэффективные стратегии разрешения конфликтов (Dodge et al. 19).90; Харт и др. 1990 г.; Вайс и др. 1992). Тем не менее, эти исследования рассматривают разрешение конфликтов на более общем уровне, с некоторым акцентом на агрессию. При изучении соответствия между стратегиями разрешения конфликтов, которые родители используют в отношении детей, и стратегиями, которые дети используют в отношениях со сверстниками, обнаруживаются некоторые интересные результаты (Joshi, 1997). Во-первых, родители используют разные стратегии в зависимости от предмета конфликта. Во-вторых, и дети, и родители используют более одной стратегии для разрешения конфликта. Например, ребенок может сначала использовать утверждение, а затем прибегнуть к рассуждениям, а если конфликт не разрешится, в конце концов выйти из конфликта. Использование нескольких стратегий делает сопоставление один к одному стратегий разрешения конфликтов, используемых в двух контекстах, сложной задачей. Было обнаружено одно соответствие между последней стратегией, которую матери использовали в отношении детей, и последней стратегией, которую дети использовали в отношении сверстников. В частности, у детей, которые использовали рассуждение как последнюю стратегию с другом, матери использовали рассуждение как последнюю стратегию с ними (Joshi 19).97).


БУДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТЕОРИИ

Одной из особенностей исследований и теорий в области разрешения межличностных конфликтов, по крайней мере, в детском и подростковом возрасте, является то, что они больше фокусируются на внутрииндивидуальных процессах, чем на межличностных. Нам все еще нужно больше исследований о том, как люди, вовлеченные в конфликтную ситуацию, влияют на поведение друг друга. Риск сосредоточения на личности заключается в его неизбежном исходе — в том, что стратегия, которую использует человек, начинает обозначаться как атрибут личности, являющийся устойчивой характеристикой. Если мы знаем, что люди могут использовать разные стратегии в разных конфликтных ситуациях и что они используют комбинацию стратегий, то было бы ошибочным описывать стили разрешения конфликтов в терминах отдельных стратегий. Таким образом, важными переменными, которые необходимо изучить наряду со стратегиями разрешения конфликтов, являются проблема конфликта, отношения между людьми и стратегии другого человека.

Концептуальное представление разрешения межличностных конфликтов как процесса будет лучше выполняться путем измерения, отражающего процесс. Поэтому межличностные взаимодействия должны характеризоваться оценкой поведения одного человека как зависящего от поведения другого человека. Это потребует разработки новых моделей, которые будут предсказывать индивидуальное поведение в конфликте на основе вышеупомянутых контекстуальных переменных.

Помимо достижения цели более точного изображения разрешения конфликтов, изучение контекстуальных переменных поможет нам лучше понять, что именно представляет собой общие навыки разрешения конфликтов. Эти знания будут особенно полезны при планировании вмешательств для людей, которые сталкиваются с трудностями в межличностных конфликтных ситуациях.


ссылки

Ашер, С. Р., П. Д. Реншоу и С. Хеймел 1982 «Отношения со сверстниками и развитие социальных навыков». В SG Moore, ed., The Little Child: Reviews of Research , vol. 3. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.

Берндт, Т. Дж. и Т. Б. Перри, 1986 г. «Восприятие детьми дружбы как поддерживающих отношений». Психология развития 22(5):640–648.

Бершайд, Э. 1985 «Межличностное влечение». В G. Lindzey and E. Aronson, eds., Handbook of Social Psychology . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Каплан, М., Л. Беннетто и Р. П. Вайсберг (1991). «Роль межличностного контекста в оценке навыков решения социальных проблем». Журнал Прикладная психология развития 12:103–114.

Коллинз, В. А. и Б. Лаурсен 1992 «Конфликт и отношения в подростковом возрасте». В CU Shantz и WW Hartup, ред., 9.0171 Конфликт в развитии ребенка и подростка . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Крик, Н. Р. и К. А. Додж 1994 «Обзор и переформулировка механизмов обработки социальной информации в социальной адаптации детей». Психологический бюллетень 115(1):74–101.

Доу, ХК 1934 «Анализ двухсот ссор дошкольников». Развитие ребенка 5:139–157.

Додж, К. А., Дж. Э. Бейтс и Г. Петтит 1990 «Механизмы в цикле насилия». Наука 250(4988):1678–1683.

Додж, К. А., Г. С. Петтит, К. И. МакКласки и М. Браун 1986 «Социальная компетентность у детей». Монографии Общества исследований детского развития , 51 (2, серийный номер 213).

Данн, Дж. 1988 Начало социального понимания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

——, и C. Slomkowski 1992 «Конфликт и развитие социального понимания». В CU Shantz и WW Hartup, ред., 9.0171 Конфликт у детей и Развитие подростков . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Айзенберг, А. Р. и К. Гарви 1981 «Использование детьми вербальных стратегий в разрешении конфликтов». Дискурс Процессы 4:149–170.

Гарви, С. и Шанц, CU 1992 «Разговор о конфликте: подходы к состязательной беседе». В CU Shantz и WW Hartup, eds., Конфликт в развитии ребенка и подростка . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Харт, С. Х., Г. В. Лэдд и Б. Р. Берлесон, 1990 «Ожидания детей в отношении результатов социальных стратегий: отношения с социометрическим статусом и материнскими дисциплинарными стилями». Развитие ребенка 61:127–137.

Hartup, WW, DC French, B. Laursen, MK Johnston и JR Ogawa 1993 «Конфликтные и дружеские отношения в среднем детстве: поведение в ситуации закрытого поля». Развитие ребенка 64:445–454.

Хартуп В.В. и Б. Лаурсен 1991. «Отношения как контексты развития». В Р. Коэн и А. В. Сигел, ред., Контекст и развитие . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Hartup, WW, B. Laursen, MI Stewart, and A. Eastenson 1988 «Конфликт и дружеские отношения маленьких детей». Развитие ребенка 59:1590–1600.

Хинде, Р. 1981 «Основы науки о межличностных отношениях». В С. Дак и Р. Гилмор, ред., Личные отношения: изучение межличностных отношений . Лондон: Академическая пресса.

Джоши, А. 1997 Стратегии разрешения конфликтов у детей с Друзья: отношения между родителями и детьми и межродительские отношения Стратегии разрешения конфликтов . Неопубликованная докторская диссертация, Университет Пердью, Западный Лафайет, Индиана

—— 1998 «На грани? Некоторые первоначальные выводы о начале использования компромисса в межличностном конфликте». Плакат представлен на собрании Общества исследований подросткового возраста в Сан-Диего.

Киллен, М. и Э. Туриэль 1991 «Разрешение конфликтов в дошкольных социальных взаимодействий». Раннее образование и Развитие 2(3):240–255.

Лаурсен, Б. 1993 «Восприятие воздействия конфликта на отношения подростков». Merrill-Palmer Quarterly 39(4):535–550.

—— и У. А. Коллинз, 1994, «Межличностный конфликт в подростковом возрасте». Психологический бюллетень 155(2):197–209.

—— и WW Hartup 1989 «Динамика конфликтов детей дошкольного возраста». Merrill-Palmer Quarterly 35(3):281–297.

Ледбитер, Б. Дж., И. Хеллнер, Дж. П. Аллен и Дж. Л. Абер 1989 «Оценка стратегий межличностных переговоров у молодежи, вовлеченной в проблемное поведение». Психология развития 25(3):465–472.

Льюис, М., К. Фейринг и М. Котсонис 1984 «Социальная сеть маленького ребенка: перспектива развития». В М. Льюис, изд., За пределами диады . Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Маккоби, Э. Э. и Дж. А. Мартин 1983 «Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей». В PH Mussen (серия изд.) и EM Hetherington (том изд.), Справочник по детской психологии: Том 4. Социализация, личность и социальное развитие. . Нью-Йорк: Wiley.

Парк, Р. Д., Дж. Кэссиди, В. М. Беркс, Дж. Л. Карсон и Л. Бойюм, 1992 г. «Вклад семьи в компетентность сверстников среди детей младшего возраста: роль интерактивных и аффективных процессов». Парк и Г. В. Лэдд, ред., Отношения между семьей и сверстниками: режимы Рычаги . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Селман, Р. Л. и А. П. Деморест 1984 «Наблюдение проблемных детей межличностных переговоров стратегии: последствия и для модели развития». Развитие ребенка 55:288–304.

Шанц, CU 1987 «Конфликты между детьми». Ребенок Развитие 58:283–305.

—— 1993 «Детские конфликты: Представления и извлеченные уроки». В Р. Р. Кокинг и К. А. Реннингер, ред., Развитие и значение Психологическая дистанция . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

——(1996). «Вступление.» Merrill-Palmer Quarterly 42(1):iii–vii.

Спрей, Дж. 1979 «Теория конфликтов и изучение брака и семьи». В WR Burr, R. Hill, FI Nye и IL Reiss, eds., Contemporary Theories About the Family , vol. 2. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Штраус, Массачусетс, 1979 г. «Измерение внутрисемейных конфликтов и насилия: шкалы тактики конфликтов (CT)». Журнал Брак и семья 41:75–88.

Тессер, А., Р. Форхенд, Г. Броди и Н. Лонг 1989 «Конфликт: Роль спокойного и гневного обсуждения между родителями и детьми в адаптации подростков». Журнал Социальная и клиническая психология 8(3):317–330.

Веспо, Дж. Э. и М. Каплан 1993 «Дифференциальное конфликтное поведение дошкольников с друзьями и знакомыми». Раннее образование и развитие 4(1):45–53.

Вучинич, д. 1990 «Последовательная организация закрытия в словесном семейном конфликте». В AD Grimshaw, ed., Conflict Talk: Sociolinguistic Research of Arguments in Conversations . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *