Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Милосердие аргумент из жизни: Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Милосердие (таблица)

Содержание

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Милосердие (таблица)

Автор: Guru ·

В данной подборке мы сформулировали наиболее распространенные проблемы из тематического блока «Милосердие», которые повсеместно встречаются в текстах для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Каждой из них посвящен отдельный заголовок, под которым располагаются литературные аргументы, иллюстрирующие данную проблему. Также вы можете скачать таблицу с этими примерами в конце статьи.

Содержание:

  • 1 Милосердие как помощь человеку
  • 2 Равнодушие и милосердие
  • 3 Умение сопереживать как положительная черта
  • 4 Милосердие как самопожертвование
  • 5 Необходимость проявления сочувствия

Милосердие как помощь человеку

  1. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя.
    Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
  2. В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
  3. Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один.
    В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Милосердие как самопожертвование

  1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
  2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
  3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.

Необходимость проявления сочувствия

  1. Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна. Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины. «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.
  2. Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире. В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба.
    По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку». Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

«Милосердие» (ЕГЭ по русскому языку)

Автор Алёна Базан На чтение 13 мин Просмотров 12.8к. Обновлено

В данной подборке собраны наиболее актуальные аргументы из художественной литературы и жизни, необходимые для сочинения ЕГЭ по русскому языку на тему «Милосердие». В экзаменационных работах всегда поднимаются нравственные проблемы, для того чтобы мотивировать выпускников совершенствовать не только свои знания, а и духовный мир тоже.

Молодое поколение – это будущее родного государства, которое будет пожинать то, что сегодня заложит в юные умы.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «милосердие»
  5. Синонимы к слову «милосердие»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Милосердие в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Милосердие – это душевная доброта человека. Наличие этого качества определяет модель человеческого поведения, без милосердных людей мир стал бы слишком жестоким. Если человек умеет чувствовать чужую боль, значит, в его душе есть место для жалости и любви. С ранних лет в ребёнке необходимо воспитывать эту черту характера, тогда он ни при каких обстоятельствах не вырастет злым и бессердечным. Милосердие – это главное качество человека, на его основе формируются все остальные.

Аргументы

  1. Милосердие – сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.
  2. Понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания.
  3. Милосердные поступки часто выглядят бессмысленными.
  4. Человек способен проявлять милосердие даже в самых трудных для него ситуациях.
  5. Проявление милосердия часто требует от человека жертв.
  6. Люди, способные на милосердие, достойны уважения.
  7. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание.
  8. Настоящее милосердие помогает не только окружающим, оно делает самого человека лучше.
  9.  Милосердие – это доброта сердца. Само слово образовалось путём сложения слов «милое» и «сердце».
  10.  Милосердные люди делают мир лучше и добрее.

Эпитеты к слову «милосердие»

Сердечное, тёплое, глубокое, непрошенное, душевное, искреннее, истинное, настоящее, чистое, человеческое, безумное, бесплодное, бесполезное, великое, грустное, запоздалое, затаенное, крайнее, лживое, лицемерное, мучительное, напрасное, напускное, невольное, неподдельное, острое, откровенное, поддельное, подлинное, позднее, показное, притворное, слёзное, скрытое, тайное, тревожное, тщетное, унылое, фальшивое, щемящее, торжествующее, бесконечное, близкое, быстрое, быстролетное, вечное, далекое, длительное, долговечное, долговременное, долгое, долгожданное, забытое, загадочное, зыбкое, изменчивое, кратковременное, краткое, крепкое, мимолетное, многолетнее, надежное, неведомое, невозможное, негаданное, недолговечное, недолгое, нежданное, неизбывное, неизведанное, неизменное, неиспытанное, некрепкое, ненадежное, неожиданное, непостоянное, непродолжительное, непрочное, обманчивое, постоянное, призрачное, прихотливое, продолжительное, слепое, твердое, утраченное, хрупкое, шаткое, безграничное, бездейственное, беззаботное, безмерное, безмятежное, безоблачное, безудержное, бесконечное, беспечное, беспокойное, беспричинное, большое, великое, внутреннее, всемирное, всеобщее, всесильное, всечеловеческое, высокое, высокомерное, горемычное, горестное, горькое, громадное, грустное, действительное, дешевое, доброе, земное, золотое, кроткое, легкое, лучезарное, мирное, могучее, молодое, мучительное, наивное, насущное, невеселое, невыразимое, незавидное, неистовое, неисчерпаемое, неоглядное, неомраченное, неповторимое, неразменное, неспокойное, неудержимое, ничтожное, огромное, особенное, спокойное, полновесное, полное, примитивное, простое, пустое, райское, реальное, свежее, светлое, светозарное, скромное, сладкое, смиренное, сокровенное, солнечное, тихое, трепетное, удивительное, умеренное, унылое, чистое, вдохновенное, тяжелое, военное, девичье, детское, единственное, женское, жизненное, житейское, личное, любовное, людское, народное, общее, семейное, собственное, солдатское, спортивное, чужое.

Синонимы к слову «милосердие»

Сострадание, человечность, гуманность, сердобольность, жалость, отзывчивость, доброта.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Наташа Ростова с детства отличалась добрым и милым характером. Она жила прислушиваясь к зову сердца, и оставалась верна своим принципам, не обращая внимания на чужое мнение. Наташа всегда была сострадательна и жалостлива. Однажды, увидав плачущую подругу, главная героиня тоже зарыдала, даже не зная причины слёз Сони.

Более зрелой Наташу сделал душевный кризис, пережитый после совершённой измены Андрею Болконскому под светским влиянием. Следующим переломным моментом в её судьбе стали события 1812 года. Грядущее наступление Франции на Россию пробудило в девушке раннее неизведанные чувства. Эпизоды, в которых описываются все ужасы войны, подчёркивают способность Наташи к милосердию, её желание помочь пострадавшим. В сложившейся трудной ситуации, она не видит иного выхода, кроме как использовать семейные повозки для транспортировки раненых солдат. Добрая девушка не могла оставить их в Москве на произвол судьбы. Позже, среди них Наташа нашла Андрея Болконского и со рвением принялась за ним ухаживать. Совершенно не думая о себе, она самоотверженно заботилась о своём возлюбленном, но судьба оказалась жестокой и забрала его навсегда. Андрей спустя недолгое время скончался на руках у Наташи.

После этого горя, последовало другое – известие о смерти брата Пети на поле боя. Страшная новость заставила слечь со страшным недугом мать Наташи, за которой теперь требовался постоянный уход. С полным самоотречением девушка растворилась в заботе о самом близком человеке.

Столкнувшись с жизненными невзгодами, Наташа начала взрослеть, и в её характере стали заметны такие качества как милосердие, отзывчивость, ответственность, рассудительность и прилежность. Именно они помогли главной героине обрести своё счастье в семейной жизни.

  1. А.И. Куприн «Чудесный доктор».

А.И. Куприн считал главными качествами в человеке – доброту, милосердие и любовь к людям. По его мнению, наивысшим человеческим достоинством была способность сопереживать чужому горю, оказать помощь тому, кто в ней действительно нуждается. Ведь душевная доброта одного человека может оказаться единственным спасением другого.

Один из основных персонажей рассказа «Чудесный доктор» Мерцалов, в порыве отчаяние решается на самоубийство. Он после болезни лишился работы, его семья голодала и мёрзла в холодном доме, одну дочь уже похоронили, а вторая была тяжело больной. Ей срочно были необходимы лекарства, на которые у Мерцаловых просто не было денег. Все попытки заработать хоть небольшую сумму оканчивались провалом. Сидя на скамейке заснеженного парка, глава семейства мечтает только об одном – не слышать больше плача голодных детей и избавиться от душевной боли. Принесённая с собой верёвка говорила о серьёзности его намерений.

Но судьба решила распорядиться иначе. По чистой случайности по этой же аллее проходил незнакомец, встреча с которым стала спасением для Мерцалова. Милосердие доктора Пирогова и его жизненная мудрость становятся заметны с первых минут знакомства. В тот момент, когда Мерцалов накинулся на старика, стал ему грубить и выплёскивать всю накопившуюся боль и обиду, доктор Пирогов отнесся ко всему с пониманием. Он просто попросил более подробно рассказать о своих злоключениях случайного встречного.

Чудесный доктор подарил семьей Мерцаловых самое важное – надежду на лучшее будущее. Благодаря его стараниям жизнь в их доме наладилась: удалось вылечить девочку, появилась еда, мальчиков получилось устроить в гимназию. Мерцаловы – совершенно чужие ему люди, но доктор Пирогов умеет сочувствовать и знает, что деньги – это не главное в этой жизни.

О появлении этого человека рассказывает один из сыновей Мерцалова. Он сравнивает доктора с ангелом, появившимся в их семье в самое трудное и тёмное время. Его доброта и милосердие бескорыстны, они идут от чистого сердца. Ведь покидая дом Мерцаловых, доктор даже не захотел назвать своего имени, чтобы не заставлять несчастных людей чувствовать себя обязанными. Такое искреннее сострадание большая редкость в жестоком и чёрством мире.

Примеры из жизни

  1. Объединение «Сёстры милосердия» было основано в 19 веке Кэтрин Элизабет Маколи, которая потратила своё наследство на создание «Дома милосердия» в Дублине. В этом доме последовательницы Кэтрин Маколи помогали нуждающимся женщинам и детям, оказывая социальные, религиозные и образовательные услуги. Члены конгрегации принимали обеты послушания, целомудрия и отчуждённости от материальных благ. От других послушников их отличала активная общественная позиция. В связи со своей миссией, многие монахини занимались благотворительной, медицинской и учебной деятельностью. Этот «Дом милосердия» сохранился до наших времён, сейчас это «Международный центр милосердия». При жизни Кэтрин община состояла из 150 человек, а после её смерти стала распространяться по всему миру. В 1992 году была создана «Международная Ассоциация милосердия», оказывающая помощь обездоленным по всему миру.
  2. Первой в истории сестрой милосердия была Флоренс Найтингейл. Она родилась в 1820 году в богатой аристократической семье и получила блестящее образование, которым в то время могли обладать только мужчины. Флоренс имела множество талантов, позволяющих ей проявить себя в любой сфере, но девушка видела своё предназначение в помощи больным и умирающим. Вместо того чтобы стать женой и матерью, Флоренс отправилась во Францию изучать медицинское дело в школе, готовящей сестёр милосердия. Друзья и родные были ошарашены её выбором, отец даже пытался остановить свою дочь угрозами о лишении наследства. Несмотря на все препятствия, девушка всё же исполнила свою мечту и стала сестрой милосердия. Ухаживая за больными в общине, числившейся при школе священника Поля, Флоренс создала свой метод ухода, заключающийся в поддержании чистоты в палатах, определённого режима в питании и своевременного качественного обслуживания пациента. Спустя недолгое время её больные стали выздоравливать, а смертность в общине снизилась вдвое. О Флоренс Найтингейл стали писать в газетах разных государств, так слава о сестре милосердия новаторе постепенно дошла и до её родины, где никто так и не понял благородных намерений бывшей аристократки. Во время Крымской войны Флоренс ещё с 38 сёстрами отправилась в полевые госпитали, а затем в сам Крым. Там девушки стали свидетелями ужасной картины: больные лежали прямо на полу в коридорах среди испражнений, везде бегали крысы, катастрофически не хватало лекарств, продовольствия и постельного белья. Местные врачи негативно отнеслись к появлению женщин в госпитале, стали им поручать самую грязную работу и заботу о безнадёжно больных. Однако Флоренс удалось доказать даже им, что раненые нуждаются в особом уходе после медицинских вмешательств. Она считала, что пострадавшим надо помогать не только физически, а и духовно: сделать читальню, организовать переписку с близкими, занять их досуг. Каждую ночь она обходила всех больных, за что получила прозвище «Леди с лампой». Со временем ей удалось снизить смертность госпиталя с 49 % до 2%. Она увеличила количество палат, для уменьшения перенаселяемости, организовала кухни и прачечные. Далее при поддержке военного министра, она создала в госпиталях канализационную и вентиляционную систему. С её подачи все медицинские работники обязаны были проходить обязательную подготовку, Флоренс даже стала основателем школы для сестринского персонала, где преподавали профессиональные медицинские сёстры. Найтингейл считала, что сестринское дело – это профессия, которая сильно отличается от врачебной деятельности, поэтому требует специальных знаний. До конца своей жизни она отстаивала права людей на подобающий уход и лечение. Англия по достоинству оценила её вклад в развитие медицинской отрасли, в 1882 году Флоренс была награждена Королевским Красным крестом. После её смерти была учреждена медаль имени Флоренс Найтингейл – самая почётная и высшая награда для сестёр милосердия всего мира.

Народная мудрость

  1. «Доброе дело питает и душу и тело». Наши мудрые предки знали, что доброе дело приносит пользу тому, кто его совершил. Добрый человек получает отдачу в виде хорошего самочувствия и душевного умиротворения.
  2. «Добро творить – себя веселить». В данной пословице говорится о том, что добро, совершённое человеком, приносит пользу, прежде всего, ему самому. Доброта делает людей лучше.
  3. «Доброе слово лучше сладкого пирога». В этой пословице говорится о том, что человеку, прежде всего, необходима духовная поддержка. Доброе слово способно оказать чудодейственную помощь несчастному человеку.
  4. «Милостивому человеку и Бог подаёт». В данной пословице идёт речь о том, что милосердие – богоугодное дело. Бог всегда на стороне тех, кто помогает нуждающимся.
  5. «Доброе слово лечит – злое калечит». Смысл данной пословицы заключается в том, что словом можно исцелить или убить человека. Всё зависит от нас самих, совершить добро или зло.
  6. «Милость над грехом, что вода над огнём». В этой пословице говорится о том, что милосердие всегда способно победить любой грех, как и вода всегда способна потушить огонь.
  7. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». Наши предки считали, что Бог всегда наградит человека за совершённое добро. Но это может произойти не так скоро, как надеешься.
  8. «Как аукнешь, так и откликнется». В этой пословице говорится о том, что человеку всё возвращается. Как ты будешь относиться к окружающим, так и они будут относиться к тебе.
  9. «Против милосердия и меч бессилен». Смысл данной пословицы заключается в том, что милосердие непобедимо. Никакая вражда не страшна там, где способны проявлять милосердие.
  10.  «Доброму человеку добрая память». В этой пословице говорится о том, что о добром человеке будут вспоминать только хорошие. Добрые поступки являются залогом доброй памяти.

Афоризмы

  1. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». Л.Н. Толстой считал, что милосердие заключается, прежде всего, в моральной поддержке. Физическая помощь имеет второстепенное значение, по мнению великого русского писателя.
  2. «Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым». Французский писатель Виктор Мари Гюго призывал людей проявлять милосердие по отношению к несчастным, и в то же время относиться с пониманием к счастливым.
  3. «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку». Персидский поэт и мыслитель Саади говорил о том, что человеку, который никому не помогает, всё вернётся. Когда понадобится помощь ему – никого не будет рядом.
  4. «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее». Американский писатель Джек Лондон говорил о том, что милосердие всегда требует жертв, в этом и заключается его смысл.
  5. «Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется». Богослов Иоанн Златоуст говорил о том, что милосердие помогает в первую очередь тому, кто его проявляет. Это качество делает человека лучше.
  6. «Милосердие может постучаться в любое сердце». М.А. Булгаков был уверен в том, что каждый человек может стать милосердным. Этого просто нужно захотеть.
  7. «Самое великое, самое божественное в человеке – милосердие и прощение». Французский писатель А. Дюма говорил о том, что милосердие и прощение – самые важные человеческие достоинства. Богатство внутреннего мира человека основывается именно на этих качествах.
  8. «Высшее милосердие – это милосердие к немилосердным». Немецкий проповедник-унитарий Джозеф Стивенс Бакминстер  призывал людей проявлять милосердие по отношению даже к тем, кто этого не достоин. Истинное милосердие не имеет границ, по его мнению.
  9. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что человеку для проявления милосердия необходимо мужество. Милосердие требует жертв, на которые нужно решиться.
  10.  «Истинное милосердие — это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».  Американская писательница и политическая активистка Хелен Адамс Келлер полностью лишилась зрения и слуха в результате перенесённого в раннем детстве заболевания, но это не помешало ей заняться благотворительностью. Поэтому она с уверенностью говорила о том, что настоящее милосердие – бескорыстное, только нечестные люди помогают другим, преследуя собственные цели.

Недостаточный мотив для эвтаназии

Католическая этическая традиция требует, чтобы мы умеряли свои мотивы разумно и осторожно, прежде чем действовать

Fr. Туохей — доцент кафедры морального богословия кафедры теологии Католического университета Америки, Вашингтон, округ Колумбия.


Резюме

Некоторые эксперты утверждают, что акты самоубийства с помощью и эвтаназии этически приемлемы, потому что они милосердны. Каким бы убедительным он ни был, этого аргумента недостаточно для определения нравственности этих действий.

Этическая традиция, призывающая к милосердию, никогда не предполагала, что милосердие само по себе является достаточным критерием для определения моральной уместности поступка. Человеческие мотивы редко бывают чистыми и объективными. По этой причине наша этическая традиция настаивала на смягчении мотивов с помощью разума и осторожности.

Критерии для определения того, является ли милосердным помощь в самоубийстве другого человека или участие в акте эвтаназии, для всех практических целей определить невозможно. Обычно писатели ссылаются на безнадежное состояние человека, чтобы оправдать милосердный ответ эвтаназии или эвтаназии. Но до тех пор, пока мы не придем к соглашению о том, является ли безнадежность объективной или субъективной реальностью, и пока критерии, определяющие эту реальность, не станут очевидными, трудно понять, как помощь в самоубийстве или эвтаназия могут быть осторожным и обоснованным выражением милосердия.

Только исследуя свое намерение, можно судить о целесообразности действия, которое может показаться милосердным в безнадежной ситуации. «Намерение» относится к обоснованному решению или суждению, которое человек делает относительно цели и средств , используемых для достижения этой цели. Даже если мы не можем контролировать нашу эмоциональную реакцию (наши мотивы) в конкретной ситуации, мы можем контролировать свое суждение (наши намерения).

В соответствии с нашими моральными традициями мы можем быть уверены, что проявляем милосердие осторожным и разумным образом, когда намерены защищать и способствовать благу жизни. Эвтаназия и эвтаназия могут быть мотивированы милосердием, но эти действия не являются осторожными или обоснованными именно потому, что они требуют, чтобы мы намеревались атаковать жизнь как цель или средство достижения цели.


Один из самых убедительных аргументов в пользу помощи при самоубийстве и эвтаназии заключается в том, что эти действия милосердны и прекращают ненужные страдания. Некоторые утверждают, что мотив милосердия, а не структура какого-либо действия, определяет этическую уместность помощи в самоубийстве. 1 Другие утверждают, что в заветных отношениях врач-пациент помощь в самоубийстве может быть опытом милосердия и благодати. 2 Две недавно опубликованные статьи также призывают к милосердию, описывая как эвтаназию, так и эвтаназию как гуманное 3 и чрезвычайные акты сострадания. 4

Эти статьи являются убедительным аргументом. Но я полагаю, что этого аргумента недостаточно для определения этичности таких действий, как эвтаназия и помощь в самоубийстве, по трем причинам:

  • Этическая традиция, призывающая к милосердию, никогда не предполагала, что милосердие само по себе является достаточным определить моральную целесообразность поступка.
  • Критерии для определения того, является ли милосердным помощь в самоубийстве другого человека или участие в акте эвтаназии, для всех практических целей определить невозможно.
  • Только исследуя свои намерения, можно судить о целесообразности действия, которое может показаться милосердным в безнадежной ситуации.

Мотивы в этике
Представление о том, что мотивом человеческих действий должно быть милосердие, можно проследить до максимы Августина: «Люби и делай, что хочешь». Однако термин, который Августин использовал для обозначения «любви», больше связан с разумом и заботой, чем со страстью или сочувствием. Более точным переводом может быть: «Люби осторожно и делай, что хочешь».

Это определение «любовь» очень важно. Действия исключительно из милосердия не соответствуют принципу Августина любить бережно , и это не всегда легко. На самом деле может быть очень трудно действовать исключительно из милосердия, потому что наши мотивы часто окрашены нашими эмоциями.

Судить об эвтаназии и содействии самоубийству на основании того, являются ли они актами милосердия, предполагает, что человеческие мотивы могут быть чистыми и объективными, свободными от влияния усталости и страха. Он также предполагает, что мы можем разобраться во многих противоречивых эмоциях, таких как любовь и гнев, утрата и облегчение, которые являются частью процесса скорби. Человеческие мотивы редко бывают чистыми и объективными. По этой причине наша этическая традиция настаивала на смягчении мотивов с помощью разума и осторожности.

Безнадежность как причина для милосердия
Обычно в литературе авторы ссылаются на безнадежное состояние человека, чтобы оправдать милосердный ответ эвтаназии или эвтаназии. Этот аргумент поднимает вопрос о том, как определить безнадежность. Относится ли безнадежность к объективному медицинскому состоянию или это субъективное суждение, описывающее точку зрения человека?

Если безнадежность является объективным состоянием, должны быть какие-то объективные критерии, по которым ее можно определить. На сегодняшний день ничего не предложено. Напротив, недавние исследования показывают, насколько неопределенны многие медицинские диагнозы и прогнозы. 5 Будет ли медицинский диагноз наличия или отсутствия надежды менее неопределенным?

Также исследование показало, что врачи склонны запоминать необычный случай. 6 Эта память о необычном может иметь большее влияние, чем факты, на восприятие случая врачами и, возможно, другими медицинскими работниками. В исследовании поднимаются вопросы о том, могут ли воспоминания об особенно душераздирающих случаях предрасполагать медицинских работников к оценке подобных случаев как безнадежных.

С другой стороны, мы можем говорить об безнадежности как о субъективном выражении точки зрения человека. Понятую таким образом безнадежность еще труднее определить, чем если бы она была объективной медицинской реальностью. Например, писатели изо всех сил пытались определить объективную реальность тщетности, описывая ее как «виртуальную», «количественную и качественную» и «физиологическую». Будет ли безнадежность, субъективную реальность, столь же трудно описать?

Пока мы не придем к соглашению о том, является ли безнадежность объективной или субъективной реальностью, и пока критерии, определяющие эту реальность, не станут очевидными, трудно понять, как эвтаназия или эвтаназия могут быть осторожным и обоснованным выражением милосердия.

Намерение в этике
Чтобы милосердие было осторожным и обоснованным, оно должно быть чем-то большим, чем чуткий или эмоциональный ответ на то, что считается безнадежной ситуацией. В католической традиции способ убедиться в том, что акт милосердия является, как советовал Августин, осторожным и разумным, состоит в том, чтобы изучить намерение человека, совершающего этот акт.

«Намерение» относится к обоснованному решению или суждению, которое человек делает относительно цели и означает, что используется для достижения этой цели. Другими словами, я намереваюсь сделать то, что, как я решил, произойдет и как я решил это осуществить. Таким образом, намерение не зависит от мотивов или субъективных установок.

Как люди, мы не всегда можем быть свободны от чрезмерного влияния наших эмоций. Иногда мы не чувствуем милосердия, но знаем, что должны действовать от имени другого. В других случаях кажущаяся безнадежность ситуации побуждает нас хотеть действовать, даже если мы знаем, что в данном конкретном случае благоразумнее ничего не делать. Но даже если мы не можем контролировать нашу эмоциональную реакцию (наши мотивы) в конкретной ситуации, мы можем контролировать свое суждение (наши намерения). Независимо от того, движимы ли мы милосердием или нет, воспринимаем ли мы ситуацию как безнадежную, мы можем выбрать правильное действие, изучив поставленную цель и средства, которые мы выбрали для ее достижения. В рамках нашей нравственной традиции мы можем быть уверены, что проявляем милосердие осторожно и разумно, когда намерены защищать и способствовать благу жизни.

Защита блага жизни
Католическая религиозная традиция считает физическую жизнь фундаментальным благом. Когда этому добру угрожает какая-то болезнь или травма, мы используем лекарства, чтобы защитить и поддержать его. Мы защищаем жизнь с помощью прививок от болезней. Мы продвигаем жизнь через физическую реабилитацию. Более того, иногда мы ценим жизнь ради нее самой, например, обращаясь за дородовой помощью. А иногда мы рекламируем нашу физическую жизнь как средство для достижения цели, например, когда неизлечимо больной человек ищет средства для поддержания жизни, чтобы прожить достаточно долго, чтобы увидеть рождение внука.

Тем не менее, жизнь не является абсолютной ценностью в католической традиции. Реализация любого блага должна быть уравновешена перенесенным бременем. Когда бремя несоразмерно или невозможно получить пользу, от медицинских вмешательств отказываются, даже если это приведет к смерти. Это называется «позволить умереть» и является этическим актом. Выносится суждение, что, хотя жизнь и хороша, некоторые медицинские вмешательства больше не имеют ценности для этой жизни. В таких случаях больше не нужно реализовывать благо жизни.

Хотя поощрение и защита такого блага, как жизнь, не означает, что оно всегда должно быть реализовано, это означает, что добро не должно подвергаться прямому нападению. Это сердцевина взглядов католической традиции на помощь в самоубийстве и эвтаназию. Мы можем не намереваться или не решать нападать на благо жизни ни как на самоцель, ни как на средство для достижения цели. Эвтаназия и эвтаназия могут быть мотивированы милосердием, но эти действия не являются осторожными или обоснованными именно потому, что они требуют, чтобы мы намеревались атаковать жизнь как цель или как средство достижения цели.

Какими бы ни были наши мотивы, мы можем быть уверены, что мы действуем осторожно и разумно, когда намерены продвигать и защищать благо жизни или когда мы приходим к выводу, что бремя продолжения осуществления блага жизни жизни несоразмерны благам. Какими бы ни были наши мотивы, мы можем быть уверены, что мы не действуем осторожно и разумно, когда нападаем на благо жизни.

Статья в Медицинском журнале Новой Англии предлагает тщательно обоснованную процедуру милосердного реагирования на тех, кто находится в отчаянной, безнадежной ситуации.7 Вопрос, который необходимо решить, состоит, однако, не в том, тщательно ли обоснована процедура эвтаназии или оказания помощи в самоубийстве, а в том, является ли эвтаназия и ассистированные суициды сами осторожны и рассудительны. Неизлечимая болезнь и безвыходные ситуации требуют тщательного и аргументированного размышления о том, как защитить и способствовать благу человеческой жизни.

Если мы считаем, что жизнь является фундаментальным благом, то мы всегда должны стремиться продвигать и защищать это благо, даже перед лицом медицинской неудачи. Нам не всегда нужно понимать, что это хорошо, и часто мы должны прекратить попытки сделать это задолго до того, как возникнут безвыходные ситуации. Но мы никогда не должны нападать на это добро, какими бы искренними ни были наши мотивы. Нам нужно всегда стремиться к добру, как к нашей цели, так и к средствам для достижения этой цели, если мы хотим быть милосердными.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Д. Брок, «Добровольная активная эвтаназия», Отчет центра Гастингса , март-апрель 1992 г., стр. 10-12.
  2. М. А. Дантли, «Заветная этика и уход за умирающими», Christian Century , vol. 108, 1991, стр. 1135-1137.
  3. Т. Э. Куилл, С. К. Кассель и Д. Э. Мейер, «Уход за безнадежно больными — предлагаемые клинические критерии самоубийства с помощью врача», New England Journal of Medicine , 5 ноября 1992 г., стр. 1380–1384.
  4. Х. Д. Броди, «Активированная смерть — сострадательный ответ на медицинскую неудачу», New England Journal of Medicine , 5 ноября 1992 г. , стр. 1384–1388.
  5. Р. М. Позес и др., «Ответ на вопрос« Каковы мои шансы, доктор », зависит от того, кого спрашивают: прогностическое несоответствие и неточность для пациентов в критическом состоянии», Critical Care Medicine , vol. 17, 1989, стр. 827-833; Р. М. Позес и др., «Точность оценок вероятности опытными врачами для пациентов с болью в горле: последствия для принятия решений», JAMA , том. 254, 1985, стр. 925-929.
  6. Р. Д. Труог, А. С. Бретт и Дж. Фрейдер, «Проблема с бесполезностью», New England Journal of Medicine , 4 июня 1992 г., стр. 1560-1564.

 

Copyright © 1993 Католической ассоциации здравоохранения США.
Для получения разрешения на перепечатку свяжитесь с Бетти Кросби или позвоните по телефону (314) 253-3477.

Аргументы за и против оказания помощи в самоубийстве и эвтаназии

Помощь в самоубийстве

Самоубийство с помощью — это когда врач помогает пациенту покончить с собой, прописывая пациенту смертельный препарат. Это становится эвтаназией, когда врач вводит лекарство напрямую. В последние годы в Великобритании было много споров по поводу конца жизни. Здесь мы кратко изложим основные аргументы за и против самоубийства с помощью и эвтаназии, а также изложим точку зрения CARE на этот вопрос. Ниже вы также найдете ресурсы и дополнительную литературу.

Аргументы в пользу помощи в самоубийстве и эвтаназии

«У нас нет контроля над тем, как мы приходим в этот мир, но в конце жизни мы должны иметь контроль над тем, как мы его покидаем».
Патрик Стюарт Покровитель достоинства в умирании

1. Нам это нужно

Это «аргумент из сострадания». Сторонники эвтаназии считают, что позволить людям «умереть достойно» добрее, чем заставлять их продолжать жизнь в страданиях.

2. Мы этого хотим

Это известно как «аргумент автономии». Некоторые считают, что каждый пациент имеет право выбирать, когда ему умереть.

3. Мы можем это контролировать

Это «аргумент государственной политики». Сторонники считают, что эвтаназия может безопасно регулироваться государственным законодательством.

Аргументы против помощи в самоубийстве и эвтаназии

«Опыт смерти будет становиться все более и более болезненным, вопреки тому, во что верят многие люди. Предстоящая эвтаназия сделает ее более болезненной, чем менее болезненной, потому что она сделает акцент на личном решении таким образом, который был блаженно чужд всей проблеме смерти в прежние времена. Это сделает смерть еще более субъективно невыносимой, поскольку люди будут чувствовать себя ответственными за свою собственную смерть и морально обязаны избавить своих родственников от их нежелательного присутствия. Эвтаназия еще больше усугубит все проблемы, которые, по мнению ее сторонников, она решит».
Рене Жирар Философ

1. Доступны альтернативные методы лечения

Доступны альтернативные методы лечения, такие как паллиативная помощь и хосписы. Нам не нужно убивать пациента, чтобы избавиться от симптомов. Почти все боли можно облегчить.

2. Нет «права» быть убитым, и скользкая дорожка эвтаназии реальна

Открытие дверей для добровольной эвтаназии и эвтаназии может привести к недобровольной и недобровольной эвтаназии, давая врачам право решать, когда жизнь пациента не стоит того, чтобы жить. В Нидерландах в 1990 около 1000 пациентов были убиты без их просьбы.

3. Мы никогда не могли по-настоящему контролировать это.

Сообщения из Нидерландов, где эвтаназия и самоубийство с помощью врача разрешены законом, показывают, что врачи не всегда сообщают об этом.

4. Предположение, что пациенты должны иметь право на смерть, возлагало бы на врачей обязанность убивать

Предположение, что пациенты должны иметь право на смерть, возлагало бы на врачей обязанность убивать, тем самым ограничивая автономию врача. Кроме того, «право умереть» для одних людей вполне может стать «обязанностью умереть» для других, особенно для тех, кто уязвим или зависит от других.

Точка зрения CARE: Почему стоит отказаться от эвтаназии и эвтаназии?

А как насчет личного выбора?

Лобби сторонников эвтаназии и эвтаназии подчеркивает важность личного выбора и автономии. Разве пациенты не имеют права покончить с собой? Патрон «Достоинство умирающего» сэр Патрик Стюарт утверждал: «У нас нет контроля над тем, как мы приходим в этот мир, но в конце жизни мы должны иметь контроль над тем, как мы его покидаем».

Однако, несомненно, спор идет не о праве на смерть; речь идет о праве помочь пациентам убить себя. Вместо того, чтобы давать свободу пациентам, эвтаназия и помощь в самоубийстве дают другим людям юридическую возможность покончить с жизнью другого человека.

Самоубийство с помощью не является частным актом. Никто не выбирает эвтаназию в изоляции. Эвтаназия и помощь в самоубийстве являются предметом общественного беспокойства, потому что в них участвует один человек, способствовавший смерти другого. Друзья, родственники, медицинский персонал и общество в огромной степени страдают от более широких разветвлений этого процесса.

Журналист и писатель Джордж Питчер сказал, что любое изменение в законе окажет «глубокое неблагоприятное воздействие на социальную ткань нашего общества, на наше отношение к смерти и болезни друг друга, на наше отношение к тем, кто болен и имеет инвалидность ».

Повышение автономии будет применяться только в том случае, если вы соответствуете всем критериям для участия. Если бы у вас было заболевание с неясным прогнозом, деменция или хроническое, но не терминальное заболевание, то вы не соответствовали бы критериям; попытки расширить действие закона были бы почти неизбежны. Самоубийство с помощью не является личным актом, и существует реальный риск того, что «право умереть» вскоре может стать «обязанностью умереть».

А как насчет сострадания?

Лобби сторонников эвтаназии и эвтаназии часто представляет точку зрения, что помочь кому-то другому покончить с собой — это самый любящий и сострадательный поступок. Но, безусловно, самое сострадательное — это заботиться о человеке в конце его жизни и показывать ему, что его жизнь имеет огромную ценность, независимо от возраста или способностей.

Паллиативная помощь — это область здравоохранения, направленная на облегчение и предотвращение страданий пациентов. Великобритания — единственная страна в мире, где паллиативная помощь является признанной медицинской специализацией. Кроме того, в недавнем обзоре The Economist Великобритания заняла первое место в мире по качеству ухода в конце жизни. Опрос проводился в 40 странах ОЭСР и не входящих в ОЭСР, включая США, Нидерланды, Германию и Францию.

А как насчет самых уязвимых?

Изменение закона, разрешающее эвтаназию или помощь в самоубийстве, неизбежно заставит уязвимых людей покончить с собой из страха стать финансовым, эмоциональным бременем или бременем по уходу для других. Это особенно затронет людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, больных или депрессивных. Некоторые столкнутся с дополнительным риском принуждения со стороны других, которые могут выиграть от их смерти. Страх и тревога будут поощряться, а не Индивидуальная автономия.

В своем отчете за 1994 год Специальный комитет Палаты лордов по медицинской этике пришел к выводу:

«Было практически невозможно гарантировать, что все акты эвтаназии были действительно добровольными и что любой либерализацией закона в Соединенном Королевстве нельзя было злоупотреблять. . Мы также были обеспокоены тем, что уязвимые люди — пожилые, одинокие, больные или находящиеся в бедственном положении — будут чувствовать давление, реальное или воображаемое, чтобы просить о ранней смерти».

Закон должен защищать самых уязвимых людей в обществе. Мы никогда не должны позволять депрессивным, растерянным, страдающим ужасной болью, пожилым и уязвимым чувствовать, что они должны идти по пути эвтаназии, чтобы не быть обузой для других.

Доктор Эндрю Фергюссон из Альянса Care Not Killing Alliance сказал : «Простая истина заключается в том, что действующий закон существует для защиты тех, у кого нет права голоса: инвалидов, неизлечимо больных и пожилых людей, которые в противном случае могли бы почувствовать давление и заставить их покончить с собой. ».

Что дальше?

Исследования, касающиеся законов об эвтаназии и помощи в самоубийстве в странах, легализовавших такие меры, вызывают беспокойство.

Исследование, проведенное в 2012 году, показывает, что 32% смертей при оказании помощи в Бельгии осуществляются без запроса, а 47% смертей при оказании помощи остаются незарегистрированными во Фландрии в Бельгии. Другое недавнее исследование показало, что медсестры регулярно усыпляют своих пациентов в Бельгии, хотя законы это запрещают. С момента легализации эвтаназии в 2002 году не было ни одной попытки судебного преследования за нарушение закона об эвтаназии. В дополнение к этому, исследование показывает, что в 2012 году в Бельгии на 25% увеличилось количество смертей, которым была оказана помощь.

В штате Орегон (где самоубийство с помощью было легализовано в 1997 г.) закон привел к тому, что пациенты «покупают врачей» в поисках практикующих врачей, которые имеют минимальные знания об их прошлом. В 2008 году 50 % пациентов, желавших покончить с собой, помогли умереть врачу, который был их лечащим врачом восемь недель или меньше.

Не все неизлечимо больные люди хотят покончить с собой.

Были трагические случаи, когда люди, страдающие неизлечимой болезнью, хотели, чтобы другие люди помогли им покончить с собой. Однако важно, чтобы мы не упускали из виду большое количество людей, которые неизлечимо больны и обрели богатство и цель в жизни, несмотря на боль и лишения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *