Вариант 4 — 4ЕГЭ
1 августа 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Сочинения ЕГЭ
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.
Полный текст
Сочинение
Актуальнейшую проблему поставил в своём проникновенном обращении к соотечественникам Даниил Александрович Гранин – проблему утраты милосердия! Тревога звучит в его словах.
Об этом можно судить по тем средствам, которые писатель использовал в своём тексте. Например, обратим внимание на риторический вопрос: «Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?» Тут мы слышим недоумение: ведь милосердие присуще всем живым существам, а у нас, называющих себя венцом творенья, оно атрофировалось, будто что-то устаревшее и ненужное.
Очень интересно использована автором парцелляция: «Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?» Здесь стоит задуматься: а ведь в нашей жизни действительно отсутствуют стимулы проявления милосердия.
Даниил Александрович Гранин считает, что милосердие исчезает из нашей жизни совсем не случайно. Во время классовой борьбы «милость к падшим» была наказуема, а в наше время она никак не реабилитирована, ведь в современном обществе нет «практики милосердия». Автор заявляет: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности».
Думаю, что писатель прав, ведь мир без милосердия превращается в хаос. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить, например, произведение М.Шолохова «Тихий Дон», в котором упорядоченная мирная жизнь казаков вдруг сменилась чудовищной нелепицей войны. Люди понимают всю невероятность происходящего, но ничего сделать не могут: они словно все сошли с ума. Им хочется пахать, сеять, кормить хлебом народ, а они вынуждены убивать себе подобных. Всё странно и непонятно становится в мире, и вот Дарья убивает кума Котлярова, Мишка Кошевой начинает охоту на Григория – своего шурина, а Митька Коршунов стал палачом, чего сроду не бывало среди казаков.
В отместку за гибель своего деда, этот изверг повесил старуху-мать Коршунова, детишек её шашкой порубил. Ужас и кошмар творится в мире, в котором нет места милосердию. А вот у Пушкина в повести «Капитанская дочка» даже в круговерти страшных исторических событий есть место для проявления милосердия, и люди могут говорить друг с другом, проявить сочувствие и благородство, спасти тех, кому грозит опасность, и помочь тем, кто в этом нуждается. И всё это нормально – так и должно быть.Не зря тревожится Даниил Александрович Гранин, ведь сохранить мир на краю безумия – это первостепенная задача каждого из нас. Милосердие – это надежда на сохранение в себе нравственности. Если утратим это святое чувство – не будет для нас счастливой жизни.
Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина | Методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему:
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 11 классе
Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;
— обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;
— показать способы подбора аргументов.
Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;
Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;
Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Оборудование к уроку:
— текст Д. Гранина;
-памятка « Опорные слова и выражения для задания С» ( у каждого распечатка)
Фразы- клише части задания С: ( распечатка у каждого ученика)
1.
Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…
Данный текст Д. Гранин посвящает проблеме…(чего?)
В данном тексте автор поднимает проблему … (чего?)
В данном тексте автора интересует проблема (чего?)…
2.
В своем рассуждении (тексте) автор справедливо утверждает, что…
Писатель доказывает на примере …
Для писателя важно, что…
Автор подробно и аргументированно рассказывает…
3.
Позиция автора, на мой взгляд, такова:
Автор наводит читателя на размышления о том, что…
Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…
4.
Я полностью разделяю позицию автора…
Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…
Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…
Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…
Я не раз сталкивался…
Не раз приходилось видеть…
(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)
таким образом, проблема, поднятая автором, заставила задуматься…
Методы: объяснение, диалог, беседа, работа в группах.
(С.Я. Маршак)
Ход урока:
- Объявление темы, цели урока.
Звучит музыка.
2) Композиция сочинения
-Назовите обязательные части вашей работы.
(Работа с черновиками по вариантам)
1.Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий к одной из проблем.
3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
5. Вывод.
3) А Чтение текста ( у каждого распечатка текста). О чем текст Д. Гранина?
1 Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2 А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
3 Одно из таких чувств — чувство милосердия. 4 Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5 Нечто свойственное лишь прежним временам. 6 »Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.
7 В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8 Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
9 Слова стареют неслучайно. 10 Милосердие. 11 Что оно- не модно?12 Не нужно?
13 Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14 Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15 Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
16Милосердие убывало неслучайно.17 Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.18 Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19 Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20 Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21 Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22 Оно стало не положенным в искусстве. 23 Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24 В 30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона.25 Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
26 В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
27 И долго тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
28 Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию 29 Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.30 От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием.31 В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. 32. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 33Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным…34 Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.
35 Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей.36 Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
37 Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.38 Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.39 Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих- обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
40 Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. 41 И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42 К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
( По Д. Гранину)
Б Вопросы по тексту:
— В тексте назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста
( используй клише).
— Мы говорим о милосердии. Объясним состав слова. Это милость сердца. Это человек, любящий людей, это тот, кто чувствует боль других.
Клише – фразы для вступления.
Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как …
Д. Гранин, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься над темой …
— Какая из перечисленных проблем основная?
1 проблема утраты милосердия
2 проблема воспитания милосердия с помощью литературы
3 проблема социальных преобразований в стране
— Какая позиция автора в тексте? Как она выражена? (прямо -№42)
Вселенская милость –замечательно, но писателя тревожит отсутствие постоянной готовности помочь другу, соседу, просто незнакомому человеку…
- — Как вы относитесь к позиции (мнению) автора?
Звучит музыка. Каждая группа выполняет задание.
4) Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах. Определите, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов. ( по группам). Определите другие виды ошибок.
а)- 1группа
Безусловно, литература должна воспитывать милосердие. Но сегодня на мой взгляд, телевидение, радио, и кино могли бы сделать это доходчивее. А что происходит? Назовите, пожалуйста, два- три проекта Первого канала, пропогандирующее милосердие? Пожалуй, « Жди меня» — и все. Раз в неделю. А боевики. в которых и жизнь – то человеческая гроша ломанного не стоит, по нескольку фильмов в день…Вот такая грусная арифметика.
б) -2группа (Из воспоминаний Т. Г. Шевченко о том, что милосердие – это действие, помощь.)
Шел он в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай говорит алтын. Шевченко поленился рас тегивать свитку. Бог, отвечает, подаст. Идет дальше, слышит – плеск воды. Возвращается. Оказывается, нищий в проруби утопился.
С того дня Шевченко стал подавать любому нищему боясь, что несчастный захочет измерить на нем придел человеческой жестокости.
в)- 3группа
Кому ни жаль чиновника А. А. Башмачкина героя поэмы
Н.В. Гоголя « Шинель»!
г)- 4группа
Когда –то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того, чтобы в Рождество или Пасху роздать собраное нищим. Так творилось двойное добро — маленький человек учился быть не только добрым, но и радоваться возможности делать других чуточку счастливее. Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия. – Какое настроение передает музыкальное произведение?
— О чем рассказывает музыка? ( разрывается душа, щемит сердце, рассказывает о
жизни, о людях с добрым и жалостливым сердцем, с горячим сердцем). Эпиграф.
5) Какие аргументы приведете вы в доказательство своей позиции?
1 Литературный материал – 1, 4 группы
2 Жизненные впечатления – 2 группа
3 Высказывания великих людей — 3 группа
— К каким аргументам можно отнести прослушанный эпизод из музыкального произведения?
Задание: используя клише, дайте связный ответ по плану сочинения.
— 1 группа- 1 пункт плана;
— 2 группа -2 пункт;
— 3 группа – позиция автора;
— 4 группа – 4 пункт.
6- Сопоставить по данной проблеме ответ группы с готовым сочинением по тексту.
( Тема, о которой идет речь в тексте Д. Гранина, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как милосердие стало редким явлением в нашей жизни. Казалось бы, все так понятно: будь сострадательным, люби людей, старайся бескорыстно прийти на помощь, умей прощать. Автор толкует значение: «…милость к поверженным и пострадавшим». Почему же это слово »милосердие», милость стало сегодня понятием устаревшим? Ведь милосердие – одно из «проявлений нравственности».
«Как же получилось, что это в нас убыло, заглохло…». Так Д. Гранин обратился
к проблеме утраты милосердия в нашем обществе.
Убедительным доказательством правоты писателя являются его размышления о причинах утраты милосердия. Гранин приводит примеры из истории нашей страны, когда это чувство мешало «беззаконию, жестокости», когда это чувство
«расценивались как подозрительные, а то и преступные…» Во времена раскулачивания, в годы репрессий даже сочувствие «невинно арестованным запрещалось»: «…милость падшим» оказывали таясь и рискуя. » «В 30-40 годы это понятие ушло из нашего лексикона». Социальные преобразования нового строя не
защитили рядовых людей от лишений и несправедливости. Автор подробно и аргументированно рассказывает печальную историю страны, в которой человека лишали закона и права.
На мой взгляд, особенно значимой для понимания позиции автора является мысль о необходимости возвращения этого понятия : « К теме милосердия надо призывать…, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать…жизнь, ничего не отдавая взамен…»
Я полностью разделяю позицию автора. Проблема утраты милосердия напрямую связана с трагическими событиями нашей страны. Но ведь это чувство свойственно «всему животному сообществу»! А оно оказалось «запущенным». Значит, оно (милосердие) зависит не только от справедливых законов, но и от состояния души,
человек сегодня, к сожалению, привык брать, ничего не отдавая взамен. По мнению
Л. Бернса, « Большое сердце, как океан, никогда не замерзает». Милосердие воспитывается. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера…
Однажды я оказался свидетелем такой ситуации: на обочине тротуара сидел пушистый котенок с перебитой лапкой. Мяуканье привлекло внимание малыша лет четырех- пяти, шедшего с матерью. Ребенок тянет к котенку ручонку, жалеет его, но мать убыстряет шаги со словами: « Заразу подцепишь…» Ребенок пытается уговорить маму быть доброй, плачет… Но не может быть добрым тот, кто равнодушен. Существует немало и художественных произведений, поднимающих эту проблему. Например, роман Ф. М. Достоевского »Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова- душевный, милосердный человек. Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.
Таким образом, проблема, поднятая автором текста, актуальна. Без этого важного чувства каждый из нас, общество, мир не может существовать, так как именно милосердием проверяется, насколько цивилизованно общество.
— Что полезного дал вам сегодняшний урок? Какие вопросы у вас появились в процессе работы? (эпиграф)
— Оценивание работы групп. ( В каждой группе – практик ).
Домашнее задание: написать сочинение или отредактировать;
составить задания части В по тексту:
В1,В2,В3,В4,В5 по образцу тестов ЕГЭ.
1)Указать способ образования слова (по выбору)
2) Из предложений (по выбору) выписать части речи.
3) Из предложения (по выбору) выписать подчинительное сс со связью …
4) Среди предложений (по выбору) найти ОП (по выбору)
5) Среди предложений (по выбору) найдите предложение с обособленным (указать) членом.
— Аргументы к нравственной проблеме:
— « Сосуд добра не исчерпать до дна «( Окуджава)
— « Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» ( М. Пришвина)
—« Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж
тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)
—Рассказ Чехова «Беда». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа. Жена Потохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по- настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, сострадание. которые выразились в них, поддержали его в трудный час. И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное- изменился духовно: он стал протягивать руку помощи
попавшим в беду. Позиция автора – порок не в том, что мы оказываемся на дне, а в том, что не поднимаем падших, — такой вывод делает герой рассказа. И Чехов разделяет позицию своего героя.
-Достоевский «Преступление и..» Лучший аргумент вкладывает в уста Мармеладова.
—« Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда- нибудь можно было пойти…»
— Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму.
«…Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание..»
—А.П. Чехов рассказ »Крыжовник». Звучит призыв «не успокаивать себя» и «делать добро» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Дела
Почему этика эвтаназии неверна?
. 2004 Осень-Зима;11(3-4):2-6.
Андрюс Нарбековас 1 , Казимерас Мейлиус
принадлежность
- 1 Университет Витаутаса Великого, Gimnazijos g. 7, LT-3000 Каунас, Литва.
- PMID: 16294446
Андрюс Нарбековас и др. Мед Этика Биоэт. 2004 Осень-Зима.
. 2004 Осень-Зима;11(3-4):2-6.
Авторы
Андрюс Нарбековас 1 , Казимерас Мейлиус
принадлежность
- 1 Университет Витаутаса Великого, Gimnazijos g. 7, LT-3000 Каунас, Литва.
- PMID: 16294446
Абстрактный
Люди созданы по образу и подобию Бога и, следовательно, обладают внутренней ценностью или ценностью, превышающей любую цену. Почти все христианские аргументы в защиту жизни исходят из источника личного достоинства. Эвтаназия имела бы моральный смысл только в том случае, если бы с моральной точки зрения можно было сказать, что это достоинство исчезло. Совершить эвтаназию — значит действовать с особым намерением, чтобы кто-то был никем. Это основная ошибка всякой безнравственности в человеческих отношениях. Совершить эвтаназию — значит не увидеть внутреннюю ценность или достоинство человека. Суждение о том, что то, что имеет ценность по своей сути, почему-то не имеет ценности, неверно как с логической, так и с моральной точки зрения.
Похожие статьи
Как тогда мы должны умереть ?: Калифорнийский закон «Смерть с достоинством».
Эванс РВ. Эванс РВ. Мед Этика Биоэт. Весна 2000 г.; 7(1-2):3-9. Мед Этика Биоэт. 2000. PMID: 11933980
Эвтаназия, эвтаназия и философская антропология Кароля Войтылы.
Фернандес А.К. Фернандес АК. Христос Биоэт. 2001 г., декабрь 7(3):379-402. дои: 10.1076/чби.7.3.379.6878. Христос Биоэт. 2001. PMID: 12956163
Смерть Иоанна Павла II и основные человеческие заботы о больных и умирающих.
Велес Г. Младший. Велес Г Младший. этика мед. Осень 2005 г .; 21 (3): 167–77. этика мед. 2005. PMID: 16475275
Смерть и нравственная сфера.
Магуайр, округ Колумбия. Магуайр, округ Колумбия. Сент-Люкс Дж. Теол. 1977 г., июнь; 20 (3): 197–216. Сент-Люкс Дж. Теол. 1977. PMID: 11663286 Обзор. Аннотация недоступна.
Эвтаназия как нравственная проблема в индивидуальном и социальном измерениях.
Копания Дж.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Недостаточный мотив для эвтаназии
Католическая этическая традиция требует, чтобы мы умеряли свои мотивы разумно и осторожно, прежде чем действовать
Fr. Туохей — доцент кафедры морального богословия кафедры теологии Католического университета Америки, Вашингтон, округ Колумбия.
Резюме
Некоторые эксперты утверждают, что акты самоубийства с помощью и эвтаназии этически приемлемы, потому что они милосердны. Каким бы убедительным он ни был, этого аргумента недостаточно для определения нравственности этих действий.
Этическая традиция, призывающая к милосердию, никогда не предполагала, что милосердие само по себе является достаточным критерием для определения моральной уместности поступка.
Человеческие мотивы редко бывают чистыми и объективными. По этой причине наша этическая традиция настаивала на смягчении мотивов с помощью разума и осторожности.Критерии для определения того, является ли милосердным помощь в самоубийстве другого человека или участие в акте эвтаназии, для всех практических целей определить невозможно. Обычно писатели ссылаются на безнадежное состояние человека, чтобы оправдать милосердный ответ эвтаназии или эвтаназии. Но до тех пор, пока мы не придем к соглашению о том, является ли безнадежность объективной или субъективной реальностью, и пока критерии, определяющие эту реальность, не станут очевидными, трудно понять, как помощь в самоубийстве или эвтаназия могут быть осторожным и обоснованным выражением милосердия.
Только исследуя свое намерение, можно судить о том, уместно ли действие, которое может показаться милосердным в безнадежной ситуации. «Намерение» относится к обоснованному решению или суждению, которое человек делает относительно цели и средств , используемых для достижения этой цели. Даже если мы не можем контролировать нашу эмоциональную реакцию (наши мотивы) в конкретной ситуации, мы можем контролировать свое суждение (наши намерения).
В соответствии с нашими моральными традициями мы можем быть уверены, что проявляем милосердие осторожным и разумным образом, когда намерены защищать и способствовать благу жизни. Эвтаназия и эвтаназия могут быть мотивированы милосердием, но эти действия не являются осторожными или обоснованными именно потому, что они требуют, чтобы мы намеревались атаковать жизнь как цель или средство достижения цели.
Один из самых убедительных аргументов в пользу помощи при самоубийстве и эвтаназии заключается в том, что эти действия милосердны и прекращают ненужные страдания. Некоторые утверждают, что мотив милосердия, а не структура какого-либо действия, определяет этическую уместность помощи в самоубийстве. 1 Другие утверждают, что в заветных отношениях врач-пациент помощь в самоубийстве может быть опытом милосердия и благодати. 2 Две недавно опубликованные статьи также призывают к милосердию, описывая как эвтаназию, так и эвтаназию как гуманное 3 и чрезвычайные акты сострадания. 4
Эти статьи являются убедительным аргументом. Но я полагаю, что этого аргумента недостаточно для определения этичности таких действий, как эвтаназия и помощь в самоубийстве, по трем причинам:
- Этическая традиция, призывающая к милосердию, никогда не предполагала, что милосердие само по себе является достаточным критерием определить моральную целесообразность поступка.
- Критерии для определения того, является ли милосердным помощь в самоубийстве другого человека или участие в акте эвтаназии, для всех практических целей определить невозможно.
- Только исследуя свое намерение, можно судить о том, уместно ли действие, которое может показаться милосердным в безнадежной ситуации.
Мотивы в этике
Представление о том, что мотивом человеческих действий должно быть милосердие, можно проследить до максимы Августина: «Люби и делай, что хочешь». Однако термин, который Августин использовал для обозначения «любви», больше связан с разумом и заботой, чем со страстью или сочувствием. Более точным переводом может быть: «Люби осторожно и делай, что хочешь».
Это определение «любовь» очень важно. Действовать исключительно из милосердия не соответствует принципу Августина любить бережно , и это не всегда легко. На самом деле может быть очень трудно действовать исключительно из милосердия, потому что наши мотивы часто окрашены нашими эмоциями.
Судить об эвтаназии и содействии самоубийству на основании того, являются ли они актами милосердия, предполагает, что человеческие мотивы могут быть чистыми и объективными, свободными от влияния усталости и страха. Он также предполагает, что мы можем разобраться во многих противоречивых эмоциях, таких как любовь и гнев, утрата и облегчение, которые являются частью процесса скорби. Человеческие мотивы редко бывают чистыми и объективными. По этой причине наша этическая традиция настаивала на смягчении мотивов с помощью разума и осторожности.
Безнадежность как причина для милосердия
Обычно в литературе авторы ссылаются на безнадежное состояние человека, чтобы оправдать милосердный ответ эвтаназии или эвтаназии. Этот аргумент поднимает вопрос о том, как определить безнадежность. Относится ли безнадежность к объективному медицинскому состоянию или это субъективное суждение, описывающее точку зрения человека?
Если безнадежность является объективным состоянием, должны быть какие-то объективные критерии, по которым ее можно определить. На сегодняшний день ничего не предложено. Напротив, недавние исследования показывают, насколько неопределенны многие медицинские диагнозы и прогнозы. 5 Будет ли медицинский диагноз наличия или отсутствия надежды менее неопределенным?
Также исследование показало, что врачи склонны запоминать необычный случай. 6 Эта память о необычном может иметь большее влияние, чем факты, на восприятие случая врачами и, предположительно, другими медицинскими работниками. Исследование поднимает вопрос о том, могут ли воспоминания об особенно душераздирающих случаях предрасполагать медицинских работников к оценке подобных случаев как безнадежных.
С другой стороны, мы можем говорить об безнадежности как о субъективном выражении точки зрения человека. Понятую таким образом безнадежность еще труднее определить, чем если бы она была объективной медицинской реальностью. Например, писатели изо всех сил пытались определить объективную реальность тщетности, описывая ее как «виртуальную», «количественную и качественную» и «физиологическую». Будет ли безнадежность, субъективную реальность, столь же трудно описать?
Пока мы не придем к соглашению о том, является ли безнадежность объективной или субъективной реальностью, и пока критерии, определяющие эту реальность, не станут очевидными, трудно понять, как помощь в самоубийстве или эвтаназия могут быть осторожным и обоснованным выражением милосердия.
Намерение в этике
Чтобы милосердие было осторожным и обоснованным, оно должно быть чем-то большим, чем чуткий или эмоциональный ответ на то, что оценивается как безнадежная ситуация. В католической традиции способ удостовериться в том, что акт милосердия, как советовал Августин, является и осторожным, и разумным, состоит в том, чтобы изучить намерение человека, совершающего этот акт.
«Намерение» относится к обоснованному решению или суждению, которое человек делает относительно цели и означает, что используется для достижения этой цели. Другими словами, я намереваюсь сделать то, что, как я решил, произойдет и как я решил это осуществить. Таким образом, намерение не зависит от мотивов или субъективных установок.
Как люди, мы не всегда можем быть свободны от чрезмерного влияния наших эмоций. Иногда мы не чувствуем милосердия, но знаем, что должны действовать от имени другого. В других случаях кажущаяся безнадежность ситуации побуждает нас хотеть действовать, даже если мы знаем, что в данном конкретном случае благоразумнее ничего не делать. Но даже если мы не можем контролировать нашу эмоциональную реакцию (наши мотивы) в конкретной ситуации, мы можем контролировать свое суждение (наши намерения). Независимо от того, движимы ли мы милосердием или нет, воспринимаем ли мы ситуацию как безнадежную, мы можем выбрать правильное действие, изучив поставленную цель и средства, которые мы выбрали для ее достижения. В рамках нашей нравственной традиции мы можем быть уверены, что проявляем милосердие осторожно и разумно, когда намерены защищать и способствовать благу жизни.
Защита блага жизни
Католическая религиозная традиция считает физическую жизнь фундаментальным благом. Когда этому добру угрожает какая-то болезнь или травма, мы используем лекарства, чтобы защитить и поддержать его. Мы защищаем жизнь с помощью прививок от болезней. Мы продвигаем жизнь через физическую реабилитацию. Более того, иногда мы ценим жизнь ради нее самой, например, обращаясь за дородовой помощью. А иногда мы рекламируем нашу физическую жизнь как средство для достижения цели, например, когда неизлечимо больной человек ищет средства для поддержания жизни, чтобы прожить достаточно долго, чтобы увидеть рождение внука.
Тем не менее, жизнь не является абсолютной ценностью в католической традиции. Реализация любого блага должна быть уравновешена перенесенным бременем. Когда бремя несоразмерно или невозможно получить пользу, от медицинских вмешательств отказываются, даже если это приведет к смерти. Это называется «позволить умереть» и является этическим актом. Выносится суждение, что, хотя жизнь и хороша, некоторые медицинские вмешательства больше не имеют ценности для этой жизни. В таких случаях больше не нужно реализовывать благо жизни.
Хотя поощрение и защита такого блага, как жизнь, не означает, что оно всегда должно быть реализовано, это означает, что добро не должно подвергаться прямому нападению. Это сердцевина взглядов католической традиции на помощь в самоубийстве и эвтаназию. Мы можем не намереваться или не решать нападать на благо жизни ни как на самоцель, ни как на средство для достижения цели. Эвтаназия и эвтаназия могут быть мотивированы милосердием, но эти действия не являются осторожными или обоснованными именно потому, что они требуют, чтобы мы намеревались атаковать жизнь как цель или как средство достижения цели.
Какими бы ни были наши мотивы, мы можем быть уверены, что мы действуем осмотрительно и разумно, когда намерены продвигать и защищать благо жизни или когда мы приходим к выводу, что бремя продолжения осуществления блага жизни жизни несоразмерны благам. Какими бы ни были наши мотивы, мы можем быть уверены, что мы не действуем осторожно и разумно, когда нападаем на благо жизни.
Статья в Медицинском журнале Новой Англии предлагает тщательно обоснованную процедуру милосердного реагирования на тех, кто находится в отчаянной, безнадежной ситуации.7 Вопрос, который необходимо решить, состоит, однако, не в том, тщательно ли обоснована процедура, которой следует следовать при эвтаназии или помощи в самоубийстве, а в том, является ли эвтаназия и ассистенты самоубийства сами осторожны и рассудительны. Неизлечимая болезнь и безвыходные ситуации требуют тщательного и аргументированного размышления о том, как защитить и способствовать благу человеческой жизни.
Если мы считаем, что жизнь является фундаментальным благом, то мы всегда должны стремиться продвигать и защищать это благо, даже перед лицом медицинской неудачи. Нам не всегда нужно понимать, что это хорошо, и часто мы должны прекратить попытки сделать это задолго до того, как возникнут безвыходные ситуации. Но мы никогда не должны нападать на это добро, какими бы искренними ни были наши мотивы. Нам нужно всегда стремиться к добру, как к нашей цели, так и к средствам для достижения этой цели, если мы хотим быть милосердными.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Д. Брок, «Добровольная активная эвтаназия», Отчет Гастингского центра , март-апрель 1992 г., стр. 10-12.
- М. А. Дантли, «Заветная этика и уход за умирающими», Christian Century , vol. 108, 1991, стр. 1135-1137.
- Т. Э. Куилл, С. К. Кассель и Д. Э. Мейер, «Уход за безнадежно больными — предлагаемые клинические критерии самоубийства с помощью врача», New England Journal of Medicine , 5 ноября 1992 г.